Этой неделе 100 лет назад. «Джек и бобовое дерево» привлекает всех

УЛЬТИМАТУМ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ

НА ЮГЕ Африки вступает в действие прокламация лорда Китченера, изданная им 25 июля (7 августа). В этой прокламации объявлено, что все команданты, фельдкорнеты и вообще предводители вооруженных бурских "шаек", а также все члены правительств Оранжевой республики и Трансвааля, если не сдадутся до 2 (15) сентября, то будут подвергнуты вечному изгнанию из Южной Африки. Что же касается простых бюргеров, находящихся в рядах сражающихся, то им прокламация грозит тем, что в случае если они не положат оружия к тому же числу, то на них будут возложены расходы по содержанию их семей, причем эти расходы будут взысканы как с их движимого, так и недвижимого имущества. Для того чтобы решиться на такой шаг (нарушение ст. 20 и ст. 7 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. - Е.А.), у руководителей английской политики должны были быть серьезные основания. Очевидно, они предполагали, что, опубликовав подобную прокламацию, они достигнут больших результатов.

Факты доказали всю ошибочность таких предположений. Непосредственно после издания прокламации стало заметно значительное уменьшение числа сдающихся буров, деятельность же бурских отрядов возросла. <...>

Все уверения английских военачальников, что война в Южной Африке близится к концу, не заслуживают никакого внимания, так как подобные уверения делались много раз и всегда оказывались неосновательными. Несравненно лучшим пророком надо признать покойного бурского главнокомандующего Пита Жубера. Он говорил: "Мы сначала попытаемся вести войну на европейский лад. Если же Англия выставит против нас все свои силы и это начнет угрожать нашей свободе, тогда мы переменим тактику и поведем войну на свой лад, который едва ли придется Англии по вкусу. Во всяком случае, победа останется на нашей стороне".

На свой лад буры ведут войну почти целый год, и что этот лад не нравится англичанам, не будет спорить сам Китченер. На чьей стороне в конце концов останется победа, это вопрос будущего. Но важно, что это все еще вопрос, и притом далеко не решенный, несмотря на двухлетние усилия британской армии, несмотря на истраченные Англией полтора миллиарда рублей...

NВ. Англо-бурская война, начавшаяся 12 октября 1900 г., закончилась лишь 31 мая 1902-го, то есть спустя 9 с лишним месяцев после объявления британского ультиматума.

В "АСТРАХАНСКОМ листке" напечатано:

"Бывшей учительнице черноярского приходского училища В.П. Страховой за 15-летнюю беспрерывную службу назначена пенсия... по 3 рубля в месяц и то с 1 января 1902 года".

Замечательно щедрое вознаграждение! Есть, впрочем, школы, в которых учителя получают по 30 рублей в год. Не пенсии, а жалованья! Едва ли, в самом деле, другой какой-нибудь труд оплачивается столь мизерно, как труд народных учителей.

ВОСТОЧНЫЕ ГРАБЛИ

ДАМОКЛОВ меч, висящий над европейским спокойствием, - Балканский полуостров. Не проходит года, чтобы там не происходило историй, готовых ежеминутно вызвать политические осложнения. Конечно, Турция в известной степени - больной человек и не в состоянии ни сдерживать своих буйных нафантазированных подданных, ни справиться со сложным хозяйством разбросанного в трех частях света пестрого по населению государства. Слабостью Турции пользуются все те, кому охота в мутной воде рыбу ловить, а в таких любителях недостатка нет. Совокупностью всех этих причин создается в Оттоманской империи постоянное брожение... В Македонии и Старой Сербии [Косово] полная деморализация; взаимодействие балканских государств, сплетаясь с австрийскими происками, создает здесь весьма опасный узел восточного вопроса, который придется в недалеком будущем распутывать. Только что утихли беспорядки в Старой Сербии, как стали приходить грозные вести из Армении и Аравии. В Армении резня курдами армян - явление довольно обычное, так сказать, будничное, по-видимому, грозит принять большие размеры.

ПЕРВЫЙ ЖЕНСКИЙ ИСПРАВДОМ

КАК ВСЕ советские места заключения, он существенно отличается от западноевропейских тюрем. Там заключенный не человек, а номер. На него воздействуют методами устрашения и истязаний. Ему мстят. <...>

Трудовое и культурно-просветительное воздействие - вот методы работы над перевоспитанием трудящихся СССР, совершивших преступление. Наручников, кандалов, темных карцеров, телесных наказаний, составляющих неотъемлемую часть западноевропейских тюрем, у нас нет. Разнообразные мастерские, приучающие заключенных к труду, Ленинский уголок, школы по ликвидации неграмотности, школы для грамотных, прекрасный клуб со всевозможными кружками... - вот орудие, которым борется советская власть с преступниками, временно изолируемыми, как антисоциальный элемент.

Как правило, два дня добросовестной и прилежной работы засчитываются за три дня заключения. Мало того - заключенные получают вознаграждение за свой труд, пользуются библиотекой и читальней учреждения.

Следует заметить, что первый московский исправдом принадлежит к категории мест заключения, в которые поступают женщины, совершившие наиболее тяжкие преступления вплоть до убийства, поэтому и режим в нем более "серьезный". Однако какая разница между режимом в нем и ужасным режимом в тюрьмах буржуазных стран!

ДОБИТЬ СЕРОГО

ПЕРВЫЙ удачный случай находки волчьего логова отмечен в Уваровском районе. Лучший охотник района тов. Михайлов из деревни Новый Покров отправился с гончей собакой на поиски волков в Верхне-Москворецкий заповедник. Следопыт пробирался по едва заметным в траве следам выводка. В одном месте его насторожила примятая на тропе трава. Видно было, что волки недалеко. Охотник отпустил с поводка собаку на поиск. Из густой чащи кустов, в шести метрах от охотника, выскочила разъяренная волчица, набросилась на собаку и сшибла ее с ног. Завидев человека, зверь мгновенно скрылся в кусты. Михайлов не успел даже выстрелить. Невдалеке собака нашла семь волчат, всех их живьем забрал охотник. Волчата доставлены в Москву и сданы в Зооцентр Главного управления охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР. За каждого волчонка Михайлов получил по 300 рублей.

Москвич-охотник Силаев охотился за волчатами в Верейском районе. В лесах Благовещенского сельсовета из-под гончих собак он застрелил 6 волчат. В Серебрянопрудском районе егерь-окладчик Васильев с охотниками-активистами изловил на логовах 8 волчат. За лето поймано 53 волчонка.

В лесах Московской области из года в год волков становится все меньше. В центральных районах волчьи выводки истреблены, остались только в глухих лесах волки-одинцы. За ними установлено наблюдение егерей. Уцелевшие одиночные волки будут добиты на облавах по первой пороше.

С начала года охотничьи команды застрелили уже 150 волков.

"Подвывка" волков егерями в сентябре поможет обнаружить волчьи выводки в лесах. Здесь и будут организованы осенние облавы на волков по чернотропу.

Драка из-за «Падения Романовых», санкции Германии против Австрии в сфере кино, новое амплуа Чаплина, а также другие события мира кино столетней давности.

Новый скандал из-за «Романовых»

Посетители большого зала в отеле «Ритц-Карлтон» на прошлой неделе могли наблюдать еще одно дополнительное представление. Уильям Брэди , продюсер очередной версии «Падения дома Романовых», которую он сам называет «Распутин» , присутствовал со своим другом Льюисом Селзником на показе картины
Герберта Бренона . Во время перерыва Брэди и Селзник отправились в кафе выпить. Свидетели утверждают, что подошедший Бренон начал всячески их оскорблять и обвинять в том, что Брэди наживается на его идеях. В итоге Бренон дал указания сотрудникам не пускать Брэди в зал. Тот остался ждать и по окончании показа подловил несчастного Бренона на лестнице, где кинематографисты подрались, к счастью, без серьезных повреждений.

Скажем «нет» фильму «Диктатор (Корниловщина)»!

Одним из кинодеятелей объявлена к выпуску «сенсационная» картина «Диктатор (Корниловщина)». Газета «Время» по поводу этого справедливо указывает, что обществу кинодеятелей следует заняться осуждением поступка подобного предпринимателя. Указав на печальное явление в прошлом кинематографа, когда многие кинодеятели в погоне за сборами выпускали недоброкачественные, так называемые сенсационные ленты, газета подчеркивает, что поступок инициатора постановки «Диктатора» превосходит все бывшее до сих пор. Нельзя делать аферу на этом деле, потрясшем до основания всю Россию и до сих пор остающемся загадкой для русских людей, загадкой, которая до окончания судебного разбирательства не может быть никому известна .

Кинематографистов отправят на войну

Стало известно, что всемогущая рука закона дотянулась и до Западного побережья США - множество кинематографистов попали под выборочный призыв на военную службу благодаря так называемой армейской лотерее , когда новобранцев отбирают с помощью случайной выборки. Вот самые известные имена: Джордж Стаут (коммерческий директор студии Мака Сеннета), Линн Рейнолдс (режиссер студии Triangle), Маршалл Нейлан (режиссер фильмов с Мэри Пикфорд), Хэл Роач (продюсер и режиссер фильмов с участием Гарольда Ллойда), Джордж Уолш (актер, сыгравший в «Нетерпимости»), (актер, сыгравший в «Рождении нации»), комедиографы Джек Блистоун и Хорас Дэвей , актеры вестернов Лео Малони и Джордж Чесебро , режиссеры студии Universal Джордж Маршалл и Крейг Хатчинсон , а также многие другие исполнители, сценаристы, монтажеры, операторы, ассистенты и сотрудники студий (Motion Picture News, август 1917 года).

Зрители соберут сигареты для фронта

Совместная акция газеты Motion Picture News и кинотеатров: собираем сигареты для служащих на фронте. В течение следующих недель до конца месяца сотни тысяч людей, посещающих кинотеатры каждый день, смогут принять участие в масштабной национальной кампании - снабдить наших военнослужащих сигаретами. В Великобритании похожие акции прошли с большим успехом (Motion Picture News, 1 сентября 1917 года).

Австрия и Германия обменялись киносанкциями

«Кинэ-журнал» сообщает, что австрийское правительство запретило импорт картин в качестве предмета роскоши. В свою очередь, Германия в виде протеста запретила вывоз в Австрию необходимого сырого материала для производства картин. Журнал метко озаглавил эту заметку словами «Волки грызутся между собой» («Кинэ-журнал», № 3-4, 1917) .

Чаплин предстанет в новом амплуа

Горные хребты Сьерра-Мадре, зеркально гладкие воды Тихого океана - таковы декорации нового фильма Чаплина (для компании Mutual), который он сейчас завершает на студии Lone Star в Лос-Анджелесе. В этой ленте Чаплин отходит от привычного образа и придумывает новые сногсшибательные трюки, какие он никогда раньше не делал. Чарли играет сбежавшего заключенного, который с невероятным бесстрашием прыгает с отвесных обрывов и забирается на крутые скалы. Все это выполнено без помощи ловких операторских хитростей или механических приспособлений. В новом фильме Чаплин в полной мере демонстрирует свою великолепную атлетическую форму.

Режиссер использует около 30 тысяч метров пленки, чтобы снять один короткометражный фильм. Рассказывает журналист Терри Рамси, побывавший на площадке: «Комедии Чаплина не создаются, они, как нечто чудесное, появляются . Никто не знает, когда появится следующая. Даже мистер Чаплин не знает. Если бы он знал, он бы переставал ждать и просто бы брался за дело» (Exhibitors Herald, 25 августа; Photoplay, сентябрь 1917 года) .

Гарольд Ллойд примерил образ героя-очкарика

9 сентября Гарольд Ллойд в фильме впервые представил своего нового героя-очкарика. До этого он примерял более клоунский образ Одинокого Люка, от которого порядком устал.

В Париже обезьяна популярнее Чаплина

Насколько одно время парижане увлекались комическими лентами с Чарли Чаплиным, настолько теперь они остыли в обожании своего оригинального героя. У парижан теперь другой кумир, которому они поклоняются: это действительно на редкость смешная обезьянка Жако, участвующая в целой серии картин фирмы Gaumont. У всех на устах теперь имя Жако, а в те дни, когда идут картины с его участием, театры ломятся от наплыва публики («Проэктор», № 5-6, 1917) .

Налог вернет в кино классическую музыку

Сериалы вредны для детей и взрослых

В Париже идет деятельная работа по созданию специальных законопроектов, касающихся жизни кинематографа. Специальная комиссия по регламентации и улучшению кино в своем докладе министерству внутренних дел особенно подробно остановилась на ненужности цензуры для кинематографа. По мнению членов этой комиссии, в виду того что кинематограф все более и более приближается к театру как элемент культуры и демократизации, он не должен испытывать никаких ограничений свободы мысли и их выражения со стороны цензуры, за исключением случаев, когда это является необходимостью в целях общественного спокойствия.

Между прочим, комиссия решительно высказалась против постановки картин во многих сериях, считая, что такие постановки чрезвычайно вредно отражаются на занятиях учащихся и на повседневной жизни взрослых («Вестник кинематографии», № 125, 1917) .

Америка встречает великих русских актеров МХАТа

Главные кинодеятели новой республики призваны покончить с враждебностью по отношению к зарубежной продукции. Их работы, которые критики описывают как первопроходческие в области «интеллектуального реализма», должны в ближайшее время быть показаны в кинотеатрах Америки.

Несколько недель назад Н. С. Каплан, президент Russian Film Corporation, привез из Москвы более пятидесяти негативов. Основанные на литературных шедеврах, они отвечают самым высоким стандартам кинопроизводства. Говорится также, что атмосфера картин естественна и реальна, это настоящие полотна русской жизни со всеми ее трудностями, страстями, успехами и падениями. Фильмы покажут Россию какая она есть, а не как ее часто неправильно понимают американские режиссеры. Среди актеров, не единожды появившихся в фильмах, - знаменитый Иван Мозжухин . С представлением картин помогла великая американская звезда Алла Назимова.

Мистер и миссис Каплан прибыли в Америку в апреле. Супруги покинули Москву ночью, путешествуя через Париж в Штаты, пытаясь избежать конфискации пленок. Им удалось сбежать как раз вовремя, до того как революционный котел начал вовсю закипать. Военные заняли кинотеатры и использовали их как бараки. Под государственные нужды были экспроприированы и залы миссис Софи Каплан, которая начинала строить большой кинотеатр на две с половиной тысячи мест в Петрограде и успела возвести только четыре стены (Exhibitors Herald, 1 сентября, Variety, 14 сентября 1917 года) .

Что не нравится американцам в русском кино

Очень интересный документ получен недавно из Америки. В нем известный американский кинодеятель так характеризует дефекты русских картин с точки зрения американской публики.

Герои. Чтобы вызвать симпатию к публике, герой действия не может быть хотя бы отчасти ненормальным. Если герой имеет женщину и потом начинает ухаживать за другой девушкой, публике это не нравится, если она не видит его страданий и настоящих причин подобного поступка и тем самым не оправдывает его в своем мнении.

Сцены с выстрелами. Эти сцены не пропускаются советами цензоров, но эти препятствия удается преодолеть, изобразивши человека в намерении стрелять и потом другого человека, раненого или убитого, пропуская совершенно картину выстрела и немедленные последствия.

Сцены с ножами. Эти картины непопулярны также. Американская публика любит кулачные расправы, драки с палками и стрельбой.

Картины, оканчивающиеся самоубийством. Такие ленты решительно непопулярны, и очень трудно добиться одобрения их различными советами цензоров.

Окончание картины. Обыкновенно требуется, чтобы все картины кончались благополучно, так как американская публика любит уходить из театра в хорошем настроении духа

Новый рекорд кассовых сборов

Первый релиз студии «Голдвин» с Мэй Марш вышел на этой неделе одновременно более чем в 80 городах. Рекорд сборов на сегодняшний день - 350 тыс. долларов. Начальники студии ликуют. Прямо сейчас компания нанимает более ста дополнительных сотрудников, чтобы самой показывать картину и не ждать, пока маленькие кинотеатры сумеют ее перехватить.

Картина поразила новой заставкой студии Голдвина - на ней живой лев по имени Слэтс поводит ушами и смотрит прямо на зрителей (к счастью, не рычит). Заставку придумал Ховард Дитц , который признался, что таким образом хотел выразить благодарность своей альма-матер - Колумбийскому университету и особенно его спортивной команде «Львы» (Variety, 14 сентября 1917 года) .

«Джек и бобовое дерево» привлекает всех

Честера М. Франклина собрал, наверное, самую разношерстную аудиторию в истории кинопоказов. Картина сейчас идет в Нью-Йорке, в кинотеатре Globe. 90% зрителей утренних показов - это дети, а вечерняя публика на 95% состоит из взрослых. Эта увлекательная и веселая комедия смогла завладеть вниманием и покорить как молодую, так и старшую аудиторию. Дети, которые снимались в фильме в Калифорнии, утверждают, что на самом деле это серьезная драма: «Мы не актерствовали, мы проживали эти роли» (Exhibitors Herald, 1 сентября 1917 года).

«Робинзон Крузо» оставил всех без ужина

Съемка картины «Робинзон Крузо» на полуострове Флорида сопровождалась многочисленными курьезами. Школьники были так заинтересованы съемкой, что совсем не пошли в школу. Не отставали от них и кухарки, которые, покинув свои обязанности, с любопытством наблюдали съемку. В результате дети остались вечером без ужина («Кинэ-журнал», № 3-4, 1917).

Улицы Алжира воссозданы в Нью-Джерси

Великолепная романтическая драма Мориса Турнера активно снимается сейчас компанией Artcraft на студии в Форт Ли. Это будет дебют знаменитой театральной актрисы Элси Фергюсон в кино. Ее удалось заманить на большой экран ошеломляющей зарплатой в 5 тыс. долларов в неделю.

Воссоздание алжирских улиц, построенных для съемок, привлекло к себе большое внимание в Нью-Джерси. Все постройки не только необыкновенно красивы, но, главное, аутентичны. Это одна из самых удивительных передающих местный колорит архитектурных копий, когда-либо созданных для экрана. Приблизительная стоимость - 50-60 тыс. долларов. Удалось даже воспроизвести ветхий трамвайный вагончик, какие ходят в Алжире - он играет в фильме заметную роль. Мистер Турнер собирается создать полную иллюзию документальных съемок в Северной Африке (Exhibitors Herald, 25 августа). Рэя Фисайока с Грэйс Дармонд в главной роли. Фильм рассказывает о девочке, воспитанной капитаном дальнего плавания, и о тех трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться, когда она влюбилась в молодого человека из богатой семьи.

«Пропасть» стала первым полнометражным цветным фильмом в США и первой картиной, выполненной в аддитивной двухцветной системе Technicolor (System 1). Фильм снимали на натуре во Флориде, специальный железнодорожный вагон использовали как передвижную лабораторию. Пленки проявляли и печатали прямо на месте.

Пока для съемок в «Системе 1» изготовлен единственный аппарат, который снабжен системой светорасщепляющих призм. Они направляют свет от съемочного объектива в два кадровых окна, расположенных одно над другим. В каждом из них перед панхроматической кинопленкой устанавливались красный и зеленый светофильтры, и в результате одновременно снимаются два цветоделенных кадра, каждый за своим светофильтром. Для показа необходим специальный проектор и обученный механик.

Широкий релиз картины намечен на начало 1918 года. До этого было выпущено всего три полнометражных цветных фильма: документальный «Торжественный прием в Дели» (1912) о коронационных торжествах в Индии и игровые «Мир, плоть и дьявол» (1914) и «Маленький лорд Фаунтлерой» (1914), все в английской системе «Кинемаколор».

Создан аппарат, снимающий со скоростью 1600 к/с

Фирма Pathé выпускает съемочный аппарат, делающий до 1600 снимков в секунду. С изобретением этого аппарата кинематография делает гигантский шаг вперед по пути своего развития. Без преувеличения можно сравнить этот аппарат с микроскопом, подобно которому он откроет нам целый мир, доселе нам не видимый. Мир тех действий, которые проходят перед нами с быстротой, для нашего глазу неуловимой. Благодаря этому изобретению детали сгорания различного рода взрывчатых веществ, выстрела, полета ядра, пули, образование струи из капель - все это и многое другое станет доступным для подробного изучения («Вестник кинематографии», № 125, 1917).

Трагическая смерть артиста Лядова

На днях погиб один из деятелей кино, молодой актер-москвич Лядов. Драма разыгралась на Волге, в Кимрах. Там на берегу, противоположном вокзалу, происходила кинематографическая съемка, после которой все спешили на поезд и поэтому решили парохода не ждать, а переправиться на лодке. Был ветер, и по Волге ходили «барашки». На реке стояли плоты. Лодочника предупреждали, чтобы он был осторожнее, не наскочил на плот. Тот успокаивал: «Чай не впервой. Мы люди тутошние». Надо сказать, что из всей компании, сидевшей в лодке, только один Лядов не умел плавать. Лодка на полном ходу ударилась о плот и... перевернулась. Сидевшие в ней очутились в воде. Началась паника. Хватались за плот, за канаты, каждый старался спастись. И как-то случилось так, что совершенно забыли о Лядове. А когда схватились, несчастного уже не было на поверхности воды. Только через три дня отыскали его тело. Рассказывают, что у Лядова было какое-то тяжелое предчувствие. Он ужасно не хотел ехать на эти съемки из Москвы: «Не хочется мне что-то! Сам не знаю почему». Но его уговорили, и он поехал. Судьба («Вестник кинематографии», № 125, 1917).

Пересмотр истории неизбежен, неотвратим, иногда спасителен. Чаще непредсказуем. История не спрашивает и не просит - она идет своим ходом, меняя галсы и отчеркивая этапы, а мы, участники (и жертвы) ее кульбитов, угадываем меняющийся смысл.

Пересматриваем.

Когда я восстанавливал биографию моего отца, без вести пропавшего на фронте, я ни о какой Истории не думал. Я искал следы. Искал силы, вырвавшие отца из родной донской станицы и определившие почти по Шолохову судьбу его большой семьи. И только по ходу поисков я почувствовал, как в жизни отца менялись цели его переездов и переобучений. Неостановимо менялись - от военного времени к мирной передышке и от мировой революции к готовности умереть за одну, отдельную, строившую коммунизм страну.

То есть за Родину.

Мне говорили, что я пересматриваю Историю. Я тихо соглашался. Без апломба. Без смены вывесок. Что со страной, то и с моим отцом. А значит, и со мной.

Если же копнуть поглубже, то и с дедом.

Сегодня Историю продолжают скрупулезно взвешивать. Но почему так громко? Памятники сносят! Города переименовывают! Войну перевоевывают! Не немцы, которым это вроде бы по резону. А поляки, украинцы. Пересматривают чуть не каждый шаг (бой) Красной армии, идущей от Киева к Варшаве и дальше на Берлин. Пересматривают все: цели, роли...

Люди, знающие войну по учебникам, возмущаются, люди, заставшие войну и помнящие ее, готовы махнуть рукой.

Потому получив приглашение на пресс-конференцию, я был так заинтригован и озадачен. В выставочном комплексе Государственного исторического музея - в зале, где при царизме заседала Московская городская дума, - представили проект "1917. Свободная история". По словам авторов, "что-то вроде сетевого сериала или документального реалити-шоу - с элементами исторической литературы, драматического театра, сериала и современной соцсети".

Проще говоря, в виртуальном пространстве, пользователь может следить за развитием исторических событий в режиме реального времени, погружаясь в него. Здесь нет посредника: между зрителем и героями не стоит писатель или режиссер, никто не навязывает свою интерпретацию событий.

Сама идея мне, безусловно, нравится. Тем более что проект перекликается с рубрикой "Печать эпохи" о публикациях российской прессы 1917 года, которую наш журнал ведет уже несколько месяцев (очередной материал читайте в этом номере на стр. 19).

А сказать хочу о своих сомнениях.

Можно ли восстановить, воскресить, оживить ушедшее навсегда? Участники пресс-конференции отвечали безоговорочно: можно! Материала - бездна. Исследуя его в границах одного года, проектанты рассчитывали на пару сотен свидетелей. А их оказалось полторы тысячи!

Что происходило сто лет назад, день в день? Ждали, что возобновит работу Государственная Дума. Что вступит в строй мурманская ветка железной дороги - это крайне важно для исхода Мировой войны. Обсуждали очередное замужество великой княгини Ольги, сестры царя...

Чтобы почувствовать ход тогдашней реальности, надо в этот ее ход погрузиться.

Но будет ли это реальность или ее нынешняя версия?

Убежден: это будет параллельная реальность, восстановленная в потоке деталей.

"Проект должен произвести революцию в восприятии истории..."

Значит, очередная революция?

История и впредь останется предметом раздумий людей, к тому одаренных и ищущих в произошедшем смысл. Эти люди будут писать и переписывать Историю - в зависимости от того, как и чем окажется заряжена их память. Наша память! И от того, чего потребует от них (то есть от нас) продолжающаяся и меняющаяся реальность.

Окончательных истин История не ведает.