История создания целый мир от красоты. «Целый мир от красоты…» А

Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Цели:

1.Обучающая: анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

2. Воспитывающая: воспитание эстетического чувства;

3. Развивающая: развитие образного мышления.

Образовательная область: литература

Тип урока: закрепление изученного

Форма урока: нестандартная (урок-концерт по лирике А.А.Фета)

Виды организации деятельности учащихся: работа в микрогруппах – анализ стихотворений А.А.Фета по вопросам, индивидуальное опережающее задание 5 учащимся – выразительное чтение наизусть стихотворений.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Цели урока:

1. Обучающая: анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

2. Воспитывающая: воспитание эстетического чувства;

3. Развивающая: развитие образного мышления.

Оборудование: портрет А.А.Фета; компьютерная презентация;

Эпиграф: …не знаю сам, что буду

Петь, но только песня зреет…

Ход урока:

1. Организационный момент:

1) приветствие учащихся,

2) проверка готовности учащихся к уроку,

3) мониторинг настроения учащихся.

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Ответить на вопросы:

1. Как понимает А.А.Фет назначение поэзии?
2. Каков образный строй фетовской лирики?
3. Какой вы представляете себе музу А.А.Фета? Чем она отличается от музы Пушкина?
4. Что имел в виду Л. Н. Толстой, говоря о том, что поэт обладает «поэтической дерзостью»?

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Вступительное слово учителя:

Целый мир от красоты –

От велика и до мала…

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Пусть не вечен человек,

То, что вечно – человечно.

Поэзия Фета – пример гармонии и мелодики. Она – составляющая часть красоты этого мира. Цель нашего урока – проследить, как, какими способами достигается гармония поэтической речи Фета, почему его стихи так музыкальны. В одном из своих писем Фет пишет: «…меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало моих сил» . Русскими композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Варламовым, П.Чайковским, А.Гречаниновым и другими положены на музыку 177 стихотворений поэта, причём многие неоднократно.

Мы прослушаем один из наиболее известных романсов на стихи Фета «На заре ты её не буди…»

4. Усвоение новых знаний.

Знакомство с понятием импрессионизм в поэзии:

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) – направление в искусстве последней трети XIХ– начала XХ веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

(Демонстрируются репродукции с картин художников-импрессионистов)

«Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не складывается в цельную картину, а фиксируется обрывками». (Работа с эпиграфом)

5. Проверка понимания учащимися нового материала.

Чтение 1-й ученицей наизусть стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843г.)

Проверка работы 1-й группы:

Утро – время пробуждения природы, время пробуждения чувства. В стихотворении много движения, бодрости, динамики. За счёт чего это создаётся? (Обилие глаголов: пришёл, рассказать, встало, затрепетало, проснулся, встрепенулся, служить готова, петь, зреет)

Особую экспрессию придают повторы (Анафора – рассказать, другие повторяющиеся слова: лес проснулся – весь проснулся; каждой веткой – каждой птицей; союзы что…что…что…)

Какие художественные приёмы видите вы в этом стихотворении? (олицетворения, эпитеты)

Используя приём олицетворения, Фет одушевляет природу. Она у него живёт: «лес проснулся, встрепенулся, полон жажды», «солнце встало, затрепетало». Пробуждение природы радостно, оно пробуждает и в человеке светлые чувства.

В финале стихотворения любовь и радость выливаются в песню, которая становится высшим воплощением этих чувств. Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета. В нём три образа: природа , любовь и песня тесно связаны между собой. Они образуют фетовскую гармонию мира.

Именно в музыкальной лирике сделаны Фетом художественные открытия, в ней заключена новаторская сущность его лиризма. Она проявилась наиболее ярко в 1840-1850-е годы. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» написано в 1850 году и напечатано в №2 журнала «Москвитянин». Оно стало новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета.

Чтение стихотворения 2-й ученицей наизусть:

Проверка работы 2-й группы:

Как вы думаете, о чём это стихотворение? Нарисуйте картину, которую вы видите.

В чём параллелизм стихотворения? (Мир природы и мир человека)

Какие особенности стихотворения вы заметили: морфологические (нет глаголов), синтаксические (только назывные предложения)?

Определите стихотворный размер произведения.

Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение «сонного ручья», эпитеты «робкое дыханье», «пурпур розы», «волшебные изменения», «дымные тучки», метафора «серебро ручья»)

Особое место занимает метафора «заря». Чем, по-вашему, является эта метафора в контексте стихотворения? (Заря не только природное явление, это высшее выражение чувства, свет любви)

- Этот же мир красоты присутствует в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…», написанном значительно позже, в 1877 году. Оно посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре Софьи Андреевны Толстой, жены Льва Николаевича Толстого.

Чтение стихотворения наизусть 3-й ученицей:

Проверка работы 3-й группы:

В чем сложность эмоционального состояния лирического героя этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? (Поэт не рисует портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений. Он лишь фиксирует то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением пения юной девушки. Возможно, ему вспоминается другая девушка, много лет назад оставленная им. Но любовь к ней, не угасшая до сих пор, возрождается вновь, вызываемая музыкой, пением, лунным сиянием, юностью исполнительницы.)

Как это выражается в лексике и звучании I-II строф? (Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Это комбинации гласных и согласных, аллитерация. У каждой строфы своя звукопись. Звуки «с» и «л» в первой строфе усиливают воздействие символов «луна» - любовное свидание, «сияние» - чувство любви.)

Какой характер придают внутреннему миру лирического героя короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется? (Лирическое повествование идёт с нарастанием: нарастает чувство. В первой строфе создаётся атмосфера свидания. Здесь поэт использует образ лунной ночи, превращая его в символ любовного свидания.)

Изменилось ли настроение в III-IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»? (Вся душа поэта исходит, растворяется в музыке – и одновременно в душе поющей героини, предстающей перед ним живым воплощением любви «Что ты одна – любовь, что нет любви иной». Глагол "верить" гораздо шире по смыслу, чем "веровать". Он означает 1)быть убеждённым в чём-либо, 2) принимать что-либо за истину, 3) доверять кому-либо, 4) верить в Бога, веровать. "Веровать" охватывает только последнее из этих значений. Используя именно этот глагол, поэт одухотворяет образ возлюбленной. Огромному временному перерыву, пролегшему между первым незабываемым вечером и новой встречей, Фет не придает почти никакого значения, уделяя ему вскользь всего одну строку «И много лет прошло, томительных и скучных…». В его сознании оба вечера сливаются воедино, преодолевая все законы земной жизни. В те часы, когда звучит сладостный голос, поэт обретает смысл бытия, а время для него наяву переходит в вечность.)

II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется? («Томительная и скучная» жизнь здесь контрастирует с тем упоительным вечером любовного свидания. Это противопоставление усиливает впечатление о свидании, где лирический герой чувствует, что она «одна – вся жизнь» и «вся любовь». Волшебные звуки исцелили сердечные муки, герой возвращается к состоянию любви-страдания, но страдания, возрождающего душу. Возникает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».)

Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы? (Последние четыре строки стиха - это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это - слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.)

Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы - смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи? (Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком - и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. Одним из ключевых образов является рояль. "Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…" За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно.)

Прослушайте романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

6. Этап закрепление. Как и другие поэты, Фет охотно воспевал в своих произведениях женскую красоту . В разные годы он создаёт целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Толстой, Татьяне Кузминской, Елизавете Хомутовой, Наталье Сологуб и многим другим женщинам. Но главной его музой была и до конца жизни продолжала оставаться Мария Лазич , его первая любовь, когда- то оставленная им и трагически погибшая. Ей посвящены многие стихотворения поэта – лучшие образцы его творчества: «Старые письма»(1859), «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»(1878), « Alter ego »(1879).

Чтение наизусть 4-й ученицей стихотворения «Нет, я не изменил…»

Гамма чувств, которая заключена в каждом из этих стихотворений, рождает всё новые и новые музыкальные образы. Порой они рождаются прямо на наших глазах. Прослушайте музыкальную импровизацию на стихотворение« Alter ego » , посвящённое Марии Лазич.

(Стихотворение исполняется 5-й ученицей под гитару – собственная музыкальная импровизация)

7. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Импрессионизм поэзии А.А.Фета».

Афанасий Афанасьевич Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно.

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором - о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасьевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия - в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения - это фиксация мимолетного ощущения, причем, сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасьевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу - «ищешь» и «отыскать».

Библейские мотивы в русской поэзии [антология] Анненский Иннокентий

«Целый мир от красоты…»

«Целый мир от красоты…»

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Современная культура и Православие автора

Творец Красоты Мы познаем Творца через Его творение, которое поистине художественно: "добро зело". Мы познаем Творца как Поэта. Вот так на языке самой высокой поэзии Сам Бог описывает Свое творение в слове, обращенном к Иову: Где был ты, когда Я полагал основания

Из книги Отблески Света. Православное богословие красоты автора Клеман Оливье

Кризис красоты История красоты знает немало кризисных моментов, особенно если ограничиться некоторыми эпизодами судьбы Европы, во время перехода от эллинистического классицизма к сакральному искусству первых веков христианства или на пуги от средневекового

Из книги Малая история византийской эстетики автора Бычков Виктор Васильевич

О БОГОСЛОВИИ КРАСОТЫ Традиция восточного христианства исходит из откровения о том, что недосягаемый Бог переступает через свою собственную трансцендентность, чтобы отдать себя миру, воплотиться, сделаться доступным для общения, и у Бога есть много имен, которые венчает

Из книги Русская религиозность автора Федотов Георгий Петрович

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Роль красоты В русском восприятии природы два аспекта, каждый из которых обретает религиозное значение. Первый аспект - это сознание принадлежности к природе, глубокой укорененности в ней. Оно подразумевает религиозное приятие или неприятие человеческого тела и

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

14. Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц Чтобы Лаван убедился в справедливости рассказа Иакова и признал в нем своего кровного родственника, последний должен был побыть у дяди по крайней мере несколько дней: в качестве гостя

Из книги Православие и творчество (сборник) автора Николаева Олеся Александровна

Из книги Паломничество на Синай автора Алфеева Валерия Анатольевна

Творец Красоты Мы познаем Творца через Его творение, которое поистине художественно: добра зело. Мы познаем Творца как Поэта. Вот так на языке самой высокой поэзии Сам Бог описывает Свое творение в слове, обращенном к Иову: Где был ты, когда Я полагал основания земли?.. Кто

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Благовестие красоты Так что же такое красота и спасет ли она наш погибающий мир?Часто после литургии я остаюсь в храме на два-три часа смотреть иконы. Только в это время достаточно светло, а душа еще не отягощена впечатлениями и способна отразить в себе образы мира иного.

Из книги Русская средневековая эстетика XI?XVII века автора Бычков Виктор Васильевич

Видение красоты Проведение различия между «идеей» и logos (логосом), переводимым как «понятие», поможет нам преодолеть еще одно затруднение. Цель со–фиологии - интуиция всеединства. Оперируя понятиями, мы никогда ее не достигнем, поскольку одно отлично от другого и потому

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

И «за» и «против» красоты В общественной мысли первой половины XVI в. красота рассматривалась в неразрывной связи с такими понятиями, как «вера», «мудрость» и «правда» (справедливость). При этом «вера» и «мудрость» считались необходимыми предпосылками «правды», которая в

Из книги Православие и свобода автора Николаева Олеся Александровна

Вне времени мерцанья красоты Важнейшая средневековая модификация прекрасного свет занимала, как мы уже убедились, видное место в эстетическом сознании людей первой половины XVII в. Многочисленные видения, явления, знамения, чудеса в письменности Смутного времени

Из книги Богословие красоты автора Коллектив авторов

Ханука – праздник красоты Уважаемый раввин! Слышал, что мудрецы сравнивают Грецию с темнотой. Как так, ведь Греция стремилась к красоте, а красота – это свет?РоманВысказывание мудрецов, о котором Вы слышали, приводится в мидраше Бэрешит Рабба (2, 4). Мидраш толкует стих,

Из книги автора

Творец Красоты Мы познаём Творца через Его творение, которое поистине художественно: добра зело. Мы познаём Творца как Поэта. Вот так на языке самой высокой поэзии Сам Бог описывает Своё творение в слове, обращено к Иову:Где был ты, когда Я полагал основания земли?..Кто

Из книги автора

Богословие красоты Для философии Платона, которая в средневековье была перенята Фомой Аквинским и школой францисканцев, красота есть выражение сущего. Все сущее истинно, благо и красиво. Истина, благо и красота образуют неделимую триаду. Все сотворенное Богом является

«Целый мир от красоты…» Афанасий Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

Анализ стихотворения Фета «Целый мир от красоты…»

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, - человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я помню: Целый день Все время Падал снег И всею тяжестью Висел на черных сучьях. Но это шла весна: Тянуло влагой с рек, Едва проснувшихся И прячущихся в тучах. Тянуло...
  2. Целый день скрипят ворота, дребезжит в окне стекло. Поднимается ворона против ветра тяжело и, не выдержавши крена, отмахавшись кое-как, мчится по ветру мгновенно в полный сумрака овраг! Прислоненная к забору...
  3. Увы! что в мире красота?- Воздушный огнь, в ночи светящий, Приятна сердцу сна мечта, Луч солнечный, в росе блестящий. Мгновенье — нет Авроры слез, Мгновенье — льстить мечта престала, Мгновенье...
  4. Есть что-то позорное в мощи природы, Немая вражда к лучам красоты: Над миром скал проносятся годы, Но вечен только мир мечты. Пускай же грозит океан неизменный, Пусть гордо спят ледяные...
  5. Искры, сверкания, блестки и блики. Море то серое, то голубое. Плачутся чаек призывные крики. Брызжет соленая пена прибоя. Вечные моря звучат поцелуи. Вечно им внемлют у белых развалин Узкие, темные,...
  6. Показывали страуса в Пассаже. Холодная коробка магазина, И серый свет из-под стеклянной крыши, Да эта керосинка на прилавке — Он ко всему давным-давно привык. Нахохлившись, на сонные глаза Надвинул фиолетовые...
  7. В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец...
  8. Сей корсиканец целый век Гремит кровавыми делами. Ест по сту тысяч человек И с…т королями....
  9. Каждый день с утра — одно и то же: Мелкою алмазною крупой Бесконечно барабанит дождик По стеклу, по крыше жестяной… О мое любимое искусство! Не давай расти глухой тоске! Отогрей...
  10. Слышу звон отдаленный подков, Вижу Днепр отгремевших годов. Черный брод. Переправа. Налет. И по спинам горбатых быков, По обветренным скулам бойцов, По вершинам граненых штыков Поднимается красный восход. На Полтавщине...
  11. Ты пойми, что такое КамАЗ: Это сотни ревущих моторов, Это сотен ветров кутерьма На широких прикамских просторах. И стоит на виду всей страны Город Набережные Челны. Ты пойми, что такое...