Сказка про сапоги скороходы. В какой сказке есть сапоги-скороходы? Сказка Шарля Перро "Мальчик-с-пальчик"

У каждого народа есть сказки, в которых действуют волшебные предметы. В русских народных сказках присутствуют предметы быта и одежды. которые делают своего владельца неуязвимым и дают ему бесконечные возможности, чтобы совершать велики дела.

Сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебная палочка – все эти предметы являются основным атрибутом волшебных сказок. С помощью волшебных предметов герои сказок справляются с трудностями, непреодолимыми обычным путем.

Откуда появилась идея быстрого передвижения

Обувь, с помощью которой можно преодолевать значительные расстояния, упоминается неоднократно во многих европейских и русских сказках. Понятно, что аналогов подобного рода обуви в природе не существовало и не существует до сих пор.

Впервые об обуви, при помощи которой можно было передвигаться, упоминается в древнегреческих мифах. Бог торговли Гермес, который еще и обязан был разносить вести, имел специальные сандалии с крылышками, которые позволяли ему преодолевать огромные расстояния за мгновения.

Сапоги-скороходы в сказках

В русских народных сказках сапоги-скороходы упоминаются неоднократно.

«Вещий сон». Главное действующее лицо – Иван купеческий сын. Не совсем честным путем завладел он тремя главными сказочными атрибутами – шапкой невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами, с помощью которых и совершил добрые дела.

«Заколдованная королевна». Главный герой – отставной солдат, волею судеб женится на королевне, временно находящейся в образе медведицы. Для преодоления препятствий обманным путем завладевает ковром-самолетом, шапкой-невидимкой и сапогами-скороходами. При совершении сказочных дел сапогами не пользовался.

«Мальчик-с-пальчик» - авторская сказка Шарля Перро. Мальчик-с-пальчик похищает семимильные сапоги (в некоторых переводах – сапоги-скороходы) у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи сказочного атрибута заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

На какой еще сказочной обуви можно перемещаться в пространстве

В сказке «Маленький Мук» Гауфа волшебные туфли перемещают владельца на любое расстояние – свойство, которое Мук использовал для достижения своих целей.

Андерсен использует образ в сказке «Калоши счастья», где волшебная обувь перемещает владельца во времени. Как застарелый пессимист, Андерсен не видит проку в волшебной обуви, и советник, наевший волшебные калоши, попадает в неприятную ситуацию, из которой выходит с большими потерями.

У Ф. Баума в сказке «Волшебник из страны Оз» волшебные туфельки переносят Дороти домой из чужбины.

    На самом деле сказок, где встречаются сапоги-скороходы не так уж и много, вопрос на засыпку, с трудом вспоминаю такие, как Маленький Мук, Мальчик с пальчик, Заколдованная королева. Больше не вспоминается.

    Если мне не изменяет память, сапоги-скороходы упоминались в Мальчике-с-пальчике Шарля Перро. Еще вспоминаю, что в советском фильме Золушка слуги короля пользовались семимильными сапогами, так сказать, аналогом скороходов. В Маленьком Муке тоже.

    Сапоги-скороходы есть в сказке Мальчик-с-пальчик, там они помогли мальчику убежать от людоеда, а после стать главным гонцом при королевском дворе, и еще в сказке Маленький Мук, там главный герой обогнал королевских гонцов и победил их благодаря этим чудо-сапогам.

    Сапоги-скороходы встречаются в разных сказках народов мира, в том числе и в русских сказках.

    Так, например, в русской народной сказке под названием Вещий сон, где сапоги-скороходы были у главного героя сказки Ивана-купеческого сына.

    В сказке заколдованная королевна так же есть сапоги-скороходы, которыми воспользовался герой сказки - отставной солдат.

    В сказке Шарля Перро Мальчик с пальчик тоже есть сапоги-скороходы, которые помогли главному герою, которым и является Мальчик с пальчик. Правда, там в сказке эти сапоги называются семимильными а не скороходами, но само название сапог не меняет их основной функции как волшебного предмета, помогающего за короткий срок преодолевать огромные расстояния.

    Сапоги-скороходы - сказочный волшебный предмет для очень быстрого передвижения. Его можно встретить в нескольких сказках, понимаю, что вспомнить их названия достаточно трудно, поэтому перечислю их, чтобы многие не ломали голову:

    • Вещий сон;
    • Заколдованная королевна;
    • Мальчик-с-пальчик (Ш. Перро).
  • Сапоги-скороходы в сказках встречаются, это с одной стороны что-то невероятное и волшебное, что собственно и дает детям особую атмосферу, и огромное поле для своих фантазий. И это есть залогом успеха таких книг, когда дети могут вспомнить приятные и удивительные моменты, и поговорить о них со взрослыми, или между собой.

    В таких произведениях удалось найти нужное:

    Сапоги-скороходы сказочный и волшебный предмет, который предат сказке что-то невероятное. Встречается такой сказочный предмет в нескольких сказках Маленький Мук, Дивка, Мальчик с пальчик, Ночные пляски, Заколдованная королева.

    Я не буду обращаться к сказкам зарубежных писателей, в которых тема волшебных сапог или туфель скороходов прописана достаточно широко, остановлюсь лишь на русских народных сказках, в которых сапоги скороходы также упоминаются как очень полезная вещь, наравне со скатертью-самобранкой или мечом-кладенцом.

    Итак, упоминание об этой сказочной обуви можно встретить в сказке Ночные пляски, в которой находчивый солдат так поделил между мужиками волшебные предметы, что сапоги достались ему. Похожий сюжет можно обнаружить в сказке Вещий сон, но там дележом занимался купеческий сын Иван. Есть сапоги скороходы в сказке Торбочка-самобранка в которой вновь обыгран сюжет дележа наследства солдатом. Такая же ситуация и в сказке Заколдованная королевна. Ну а в сказке Дивка сапогам скороходам довелось сгореть, а вместе с ними умерла и Дивка.

    Упоминание о сапогах-скороходах, которые помогают преодолевать длинные расстояния за считанные секунды, есть в нескольких сказках:

    Карлик нос

    Мальчик с пальчик

    Маленький мук (волшебные туфли)

    Вещий сон

    Заколдованная царевна

    Как видим, многие сказки восточные, но есть и русские.

    Волшебный атрибут сказки сапоги - скороходы, встречается в таких сказках, как:

    1. Сказка о маленьком Муке.
    2. Карлик нос.
    3. Мальчик - с - пальчик.
    4. Золушка.
    5. Вещий сон.
    6. Заколдованная королевна.
    7. Незнайка в солнечном городе.

    Благодаря сапогам - скороходам, можно иметь небольшой рост и не длинные ноги, все равно быстро окажешься в желаемом месте.


Жил-был купец, у него было два сына: Дмитрий да Иван. Раз вечером сказал им отец:

— Ну, дети, кому что во сне привидится, поутру мне поведайте; а кто утаит свой сон, того казнить велю.

Вот наутро приходит старший сын и сказывает отцу:

— Снилось мне, батюшка, будто брат Иван высоко летал по поднебесью на двенадцати орлах; да еще будто пропала у тебя любимая овца.

— А тебе, Ваня, что привиделось?

— Не скажу! — отвечал Иван.

Сколько отец ни принуждал его, он уперся и на все увещания одно твердил: “Не скажу!” да “Не скажу!” Купец рассердился, позвал своих приказчиков и велел взять непослушного сына и привязать к столбу на большой дороге.

Приказчики схватили Ивана и, как сказано, привязали его к столбу крепко-накрепко. Плохо пришлось доброму молодцу: солнце печет его, голод и жажда измучили.

Случилось ехать по той дороге молодому царевичу; увидал он купеческого сына, сжалился и велел освободить его, нарядил в свою одежду, привез к себе во дворец и начал расспрашивать:

— Кто тебя к столбу привязал?

Родной отец прогневался.

— Чем же ты провинился?

— Не хотел рассказать ему, что мне во сне привиделось.

— Ах, как же глуп твой отец, за такую безделицу да так жестоко наказывать… А что тебе снилось?

— Не скажу, царевич!

— Как не скажешь? Я тебя от смерти избавил, а ты мне грубить хочешь? Говори сейчас, не то худо будет!

— Отцу не сказал и тебе не скажу!

Царевич приказал посадить его в темницу; тотчас прибежали солдаты и отвели его в каменный мешок.

Прошел год, вздумал царевич жениться, собрался и поехал в чужедальнее государство свататься к Елене Прекрасной. У того царевича была родная сестра, и вскоре после его отъезда случилось ей гулять возле самой темницы.

Увидал ее в окошечко Иван — купеческий сын и закричал громким голосом:

— Смилуйся, царевна, выпусти меня на волю! Может, и я пригожуся. Ведь я знаю, что царевич поехал к Елене Прекрасной свататься; только без меня ему не жениться, а разве головой поплатиться. Чай, сама слышала, какая хитрая Елена Прекрасная и сколько женихов на тот свет спровадила.

— А ты берешься помочь царевичу?

— Помог бы, да крылья у сокола связаны.

Царевна тотчас же отдала приказ выпустить его из темницы.

Иван — купеческий сын набрал себе товарищей, и было всех их и с Иваном двенадцать человек, а похожи друг на дружку словно братья родные — рост в рост, голос в голос, волос в волос. Нарядились они в одинаковые кафтаны, по одной мерке шитые, сели на добрых коней и поехали в путь-дорогу.

Ехали день, и два, и три; на четвертый подъезжают к дремучему лесу, и послышался им страшный крик.

— Стойте, братцы! — говорит Иван. — Подождите немножко, я на тот шум пойду.

Соскочил с коня и побежал в лес; смотрит — на поляне три старика ругаются.

— Здравствуйте, старые! Из-за чего у вас спор?

— Хотите, я вас разделю?

— Сделай милость!

Иван — купеческий сын натянул свой тугой лук, наложил три стрелочки и пустил в разные стороны; одному старику велит направо бежать, другому — налево, а третьего посылает прямо:

— Кто из вас первый принесет стрелу, тому шапка-невидимка достанется; кто второй явится, тот ковер-самолет получит; а последний пусть возьмет сапоги-скороходы.

Старики побежали за стрелками, а Иван — купеческий сын забрал все диковинки и вернулся к своим товарищам.

— Братцы, — говорит, — пускайте своих добрых коней на волю да садитесь ко мне на ковер-самолет.

Живо уселись все на ковер-самолет и полетели в царство Елены Прекрасной.

Прилетели к ее стольному городу, опустились у заставы и пошли разыскивать царевича. Приходят на его двор.

— Что вам надобно? — спросил царевич.

— Возьми нас, добрых молодцев, к себе на службу; будем тебе радеть и добра желать от чистого сердца.

Царевич принял их на свою службу и распределил: кого в повара, кого в конюхи, кого куда.

В тот же день нарядился царевич по-праздничному и поехал представляться Елене Прекрасной. Она его встретила ласково, угостила всякими яствами и дорогими напитками и потом стала спрашивать:

— А скажи, царевич, по правде, зачем к нам пожаловал?

— Да хочу, Елена Прекрасная, к тебе посвататься; пойдешь ли за меня замуж?

— Пожалуй, я согласна; только выполни наперед три задачи. Если выполнишь — буду твоя, а нет — готовь свою голову под острый топор.

— Задавай задачу!

— Будет у меня завтра, а что — не скажу; ухитрись-ка, царевич, да принеси к моему незнаемому свое под пару.

Воротился царевич на свою квартиру в большой кручине и печали. Спрашивает его Иван — купеческий сын:

— Что, царевич, невесел? Али чем досадила Елена Прекрасная? Поделись своим горем со мной, тебе легче будет.

— Так и так, — отвечает царевич, — задала мне Елена Прекрасная такую задачу, что ни один мудрец в свете не разгадает.

— Ну, это еще небольшая беда! Ложись спать; утро вечера мудренее, завтра дело рассудим.

Царевич лег спать, а Иван — купеческий сын надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы — и марш во дворец к Елене Прекрасной; вошел прямо в почивальню и слушает. Тем временем Елена Прекрасная отдавала такой приказ своей любимой служанке:

— Возьми эту дорогую материю и отнеси к башмачнику: пусть сделает башмачок на мою ногу, да как можно скорее.

Служанка побежала куда приказано, а следом за ней и Иван пошел.

Мастер тотчас же за работу принялся, живо сделал башмачок и поставил на окошко; Иван — купеческий сын взял тот башмачок и спрятал потихоньку в карман.

Засуетился бедный башмачник — из-под носу пропала работа; уж он искал, искал, все уголки обшарил — все понапрасну! “Вот чудо! — думает. — Никак, нечистый со мной пошутил!” Нечего делать, взялся опять за иглу, сработал другой башмачок и понес к Елене Прекрасной.

— Экий ты мешкотный! — сказала Елена Прекрасная. — Сколько времени за одним башмачком провозился!

Села она за рабочий столик, начала вышивать башмак золотом, крупным жемчугом унизывать, самоцветными камнями усаживать.

А Иван тут же очутился, вынул свой башмачок и сам то же делает: какой она возьмет камушек, такой и он выбирает; где она приткнет жемчужину, так и он насаживает.

Кончила работу Елена Прекрасная, улыбнулась и говорит:

— С чем-то царевич завтра покажется!

“Подожди — думает Иван, — еще неведомо, кто кого перехитрит!”

Воротился домой и лег спать; на заре на утренней встал он, оделся и пошел будить царевича; разбудил и дает ему башмачок.

— Поезжай, — говорит, — к Елене Прекрасной и покажи башмачок — это ее первая задача!

Царевич умылся, принарядился и поскакал к невесте; а у ней гостей собрано полны комнаты — все бояре да вельможи, люди думные. Как приехал царевич, тотчас заиграла музыка, гости с мест повскакивали, солдаты на караул сделали.

Елена Прекрасная вынесла башмачок, крупным жемчугом унизанный, самоцветными камнями усаженный; а сама глядит на царевича, усмехается. Говорит ей царевич:

— Хорош башмак, да без пары ни на что не пригоден! Видно, надо подарить тебе другой такой же!

С этим словом вынул он из кармана другой башмачок и положил его на стол. Тут все гости в ладоши захлопали, в один голос закричали:

— Ай да царевич! Достоин жениться на нашей государыне, на Елене Прекрасной.

— А вот увидим! — отвечала Елена Прекрасная. — Пусть исполнит другую задачу.

Вечером поздно воротился царевич домой еще пасмурней прежнего.

— Полно, царевич, печалиться! — сказал ему Иван — купеческий сын. — Ложись спать, утро вечера мудренее.

Уложил его в постель, а сам надел сапоги-скороходы да шапку-невидимку и побежал во дворец к Елене Прекрасной. Она в то самое время отдавала приказ своей любимой служанке:

— Сходи поскорей на птичий двор да принеси мне уточку. Служанка побежала на птичий двор, а Иван за нею; служанка ухватила уточку, а Иван — селезня и тем же путем назад пришел.

Елена Прекрасная села за рабочий столик, взяла утку, убрала ей крылья лентами, хохолок — бриллианта ми; Иван — купеческий сын смотрит да то же творит над селезнем.

На другой день у Елены Прекрасной опять гости, опять музыка; выпустила она свою уточку и спрашивает царевича:

— Угадал ли мою задачку?

— Угадал, Елена Прекрасная! Вот к твоей уточке пара, — и пускает тотчас селезня…

— Ай да молодец царевич! Достоин взять за себя Елену Прекрасную!

— Постойте, пусть исполнит наперед третью задачу. Вечером воротился царевич домой такой пасмурный, что и говорить не хочет.

— Не тужи, царевич, ложись лучше спать; утро вечера мудренее, — сказал Иван — купеческий сын.

Сам скорей надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы и побежал к Елене Прекрасной. А она собралась на синее море ехать, села в коляску и во всю прыть понеслася; только Иван — купеческий сын ни на шаг не отстает.

Приехала Елена Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед — борода у него золотая, на голове волосы серебряные. Вышел он на берег:

— Здравствуй, внучка! Давненько я с тобою не виделся: все волосы перепутались — причеши.

Лег к ней на колени и задремал сладким сном. Елена Прекрасная чешет деда, а Иван — купеческий сын у ней за плечами стоит.

Видит она, что старик заснул, и вырвала у него три серебряных волоса; а Иван — купеческий сын не три волоса — целый пучок выхватил. Дед проснулся и закричал:

— Что ты! Ведь больно!

— Прости, дедушка! Давно тебя не чесала, все волоса перепутались.

Дед успокоился и немного погодя опять заснул. Елена Прекрасная вырвала у него три золотых волоса; а Иван — купеческий сын схватил его за бороду и чуть не всю оторвал.

Страшно вскрикнул дед, вскочил на ноги и бросился в море.

“Теперь царевич попался! — думает Елена Прекрасная. — Таких волос ему не добыть”.

На следующий день собрались к ней гости; приехал и царевич. Елена Прекрасная показывает ему три волоса серебряные да три золотые и спрашивает:

— Видал ли ты где этакое диво?

— Нашла чем хвастаться! Хочешь, я тебе целый пучок подарю?

Вынул и подал ей клок золотых волос да клок серебряных.

Рассердилась Елена Прекрасная, побежала в свою почивальню и стала смотреть в волшебную книгу: сам ли царевич угадывает или кто ему помогает? И видит по книге, что не он хитер, а хитер его слуга, Иван — купеческий сын.

Воротилась к гостям и пристала к царевичу:

— Пришли ко мне своего любимого слугу.

— У меня их двенадцать.

— Пришли того, что Иваном зовут.

— Да их всех зовут Иванами!

— Хорошо, — говорит, — пусть все придут! — А в уме держит: “Я и без тебя найду виноватого!”

Отдал царевич приказание — и вскоре явились во дворец двенадцать добрых молодцев, его верных слуг; все на одно лицо, рост в рост, голос в голос, волос в волос.

— Кто из вас большой? — спросила Елена Прекрасная.

Они разом все закричали:

— Я большой! Я большой!

“Ну, — думает она, — тут спроста ничего не узнаешь!”- и велела подать одиннадцать простых чарок, а двенадцатую золотую, из которой завсегда сама пила; налила те чарки дорогим вином и стала добрых молодцев потчевать.

Никто из них не берет простой чарки, все к золотой потянулись и давай ее вырывать друг у друга: только шуму наделали да вино расплескали!

Видит Елена Прекрасная, что шутка ее не удалася; велела этих молодцев накормить-напоить и спать во дворце положить.

Вот ночью, как уснули все крепким сном, она пришла к ним с своею волшебною книгою, глянула в ту книгу и тотчас узнала виновного; взяла ножницы и остригла у него висок.

“По этому знаку я его завтра узнаю и велю казнить”.

Поутру проснулся Иван — купеческий сын, взялся рукою за голову — а висок-то острижен; вскочил он с постели и давай будить товарищей:

— Полно спать, беда близко! Берите-ка ножницы да стригите виски.

Через час времени позвала их к себе Елена Прекрасная и стала отыскивать виноватого… Что за чудо? На кого ни взглянет — у всех виски острижены. С досады ухватила она свою волшебную книгу и забросила в печь.

После того нельзя было ей отговариваться, надо было выходить замуж за царевича. Свадьба была веселая; три дня народ веселился, три дня кабаки и харчевни стояли отворены — кто хочешь приходи, пей и ешь на казенный счет!

Как покончились пиры, царевич собрался с молодою женой ехать в свое государство, а двенадцать добрых молодцев вперед отпустил.

Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели, летели и опустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых коней покинули.

Только успели сойти с ковра, глядь — бежит к ним старик со стрелкою. Иван — купеческий сын отдал ему шапку-невидимку. Вслед за тем прибежал другой старик и получил ковер-самолет, а там и третий — этому достались сапоги-скороходы.

Говорит Иван своим товарищам:

— Седлайте, братцы, лошадей, пора в путь отправляться.

Они тотчас изловили лошадей, оседлали их и поехали в свое отечество.

Приехали и прямо к царевне явились; та им сильно обрадовалась, расспросила о своем родном братце: как он женился и скоро ль домой будет?

— Чем же вас, — спрашивает, — за такую службу наградить?

Отвечает Иван — купеческий сын:

— Посади меня в темницу, на старое место.

Как его царевна ни уговаривала, он таки настоял на своем: взяли его солдаты и отвели в темницу.

Через месяц приехал царевич с молодою супругою; встреча была торжественная: музыка играла, в пушки палили, в колокола звонили, народу собралось столько, что хоть по головам ступай!

Пришли бояре и всякие чины представляться царевичу; он осмотрелся кругом и стал спрашивать:

— Где же Иван, мой верный слуга?

— Он, — говорят, — в темнице сидит.

— Как в темнице? Кто смел посадить? Говорит ему царевна:

— Ты же сам, братец, на него опалился и велел держать в крепком заточении. Помнишь, что его про какой-то сон расспрашивал, а он сказать не хотел?

— Неужели ж это он?

— Он самый; я его на время к тебе отпускала.

Царевич приказал привести Ивана — купеческого сына, бросился к нему на шею и просил не попомнить старого зла.

— А знаешь, царевич, — говорит ему Иван, — все, что с тобою случилося, мне было наперед ведомо, все это я во сне видел; оттого тебе и про сон не сказывал.

Царевич наградил его генеральским чином, наделил богатыми именьями и оставил во дворце жить.

Иван — купеческий сын выписал к себе отца и старшего брата, и стали они все вместе жить-поживать, добра наживать.

Альтернативный текст:

— Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.

Вспомните, какой силой в старинных сказках наделяли обувь. Сапоги-скороходы могли вмиг домчать куда угодно. Серебряные туфли злой Гингемы из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» могли «телепортировать» героев в любую точку мира. А каким важным и деловитым становился сразу Кот в сапогах! А ведь каждую пару этой обуви мастерил обычный сапожник («башмачник» по-старому). В прежние времена людей этой профессии очень уважали и даже приравнивали к волшебникам. «Одесская жизнь» решила напомнить о сказках, в которых обувь играет очень важную роль.

Хрустальные туфельки и позолоченные сандалии

История Золушки — один из самых популярных сюжетов, который имеет свыше тысячи воплощений в сказках разных народов мира. О хрустальной туфельке в разных вариациях знают многие. Но мало кому известно, что «прабабушкой» туфельки была позолоченная сандалия. Эта версия сказки найдена на древних египетских папирусах.

Главную героиню этой сказки зовут Родопис. Она родилась в Греции. Однажды красивую девушку похитили пираты, привезли в Египет и продали в рабство. Хозяину так понравилась хрупкая девушка, что он купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Когда Родопис купалась в реке, сокол украл ее сандалию и унес фараону. Сандалия была такой маленькой, что фараон захотел увидеть ее владелицу, снарядил корабль и бросился на поиски. Когда он нашел Родопис, то женился на ней.

Такие разные «Красные башмачки»

Есть как минимум две сказки с подобным названием. Но если в случае с хрустальными туфельками истории хоть как-то похожи, то в двух историях о красных башмачках нет ничего общего.

Одна из них — мистическая сказка Ханса Кристиана Андерсена «Красные башмаки», написанная писателем в 1845 году. В этой истории башмаки играют с главной героиней по имени Карен злую шутку. Первую пару ей сшила старая башмачница из обрезков красного сукна — она просто пожалела бедную девочку, которая ходила босиком в стужу. Девочка пошла в них на похороны матери. Вторая пара дорогих атласных башмаков у Карен появилась, когда она стала старше. Она жила у бездетной богатой барышни, которая ее баловала. Из-за того, что девушка надевала эти самые башмаки не к месту и ни о чем другом не могла думать, один старец решил проучить ее — как только ноги Карен пустились в пляс, они уже никогда не могли остановиться, и даже снять башмаки было почти невозможно. По мотивам этой сказки в 1948 году в Великобритании был снят кинофильм о том, как страсть к танцу может стать причиной смерти балерины. В нем башмаки превратились в атласные пуанты.

А 30 лет назад студия «Укртелефильм» сняла детскую музыкальную картину «Красные башмачки» по мотивам украинских народных сказок. Эти башмачки наделены совсем иной силой — они способны очистить лес от гнили и поганых грибов, и вырастить волшебную нечуй-траву. А волшебная трава исцелит от страшных недугов маму Марийки и других жителей деревни. Но надеть их может лишь самый честный, находчивый и смелый человек, прошедший множество испытаний. Башмачки хранятся у лесного царя, который должен их отдать только тому, кто заслужит его доверие.

Лапти, кеды, валенки…

В некоторых сказках обувь на животных далеко не волшебная, а самая что ни на есть обычная. Просто, одев сапоги, Пес или Кот становятся похожими на дворян и с их мнением уже считаются даже люди (мультфильмы «Кот в сапогах» 1968 года и «Пес в сапогах» 1981 года.).

В музыкальном фильме «Туфли с золотыми пряжками», снятом на Одесской киностудии в 1976 году, обувь становится частью детективной истории. Дело в том, что у царя-батюшки «пропали» туфли с золотыми пряжками, которые ему подарил дружественный король. А после того как пропажу находят, царь предлагает их Ивану-дураку в качестве откупа — чтобы Иван отказался от царской дочери, царевны Марьюшки. Влюбленный Иван, конечно же, не соглашается на царский подарок, ведь в лаптях ему удобнее.

В повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» Оксана посылает своего возлюбленного Вакулу за черевичками, которые носит сама царица.

А в мультфильме «Зима в Простоквашино» по мотивам сказок Эдуарда Успенского, кот Матроскин и пес Шарик из-за разных взглядов на зимнюю обувь поссорились и перестали разговаривать:

— Говорил я этому охотнику: купи себе валенки! А он что: пошел и кеды купил — они, говорит, красивее, — рассказывает практичный Матроскин

— Это он не подумавши сделал. У нас зимой в кедах даже студенты не ходят, — поддакивает почтальон Печкин.

Сапоги-скороходы в детских сказках

Во многих сказках встречаются сапоги-скороходы (или семимильные сапоги). В сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», главный герой похищает семимильные сапоги у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи волшебной обуви заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

В сказке «Вещий сон» главный герой Иван — купеческий сын. Так случилось, что не совсем честным путем он завладел важными сказочными атрибутами — шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами для совершения добрых дел.

Главному герою сказки «Заколдованная королевна», отставному солдату, пришлось жениться на королевне, находящейся в образе медведицы. Чтобы ее расколдовать, он похищает ковер-самолет, шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Правда, во время совершения всех сказочных дел сапогами воспользоваться не пришлось.

Телефильмы : «Золушка» (1947), «Умные вещи» (1973)

Мультфильмы : «Ночь перед Рождеством» (1951), «Кот в сапогах» (1968), «Волшебник Изумрудного города» (1973), «Мук-скороход» (1975), «Пес в сапогах» (1981), «Красные башмачки» (1986), «Старый Сапожник» (1987).

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«Вот бы мне сапоги-скороходы!» Наверняка были времена, когда такое опрометчивое желание появлялось в головах у большинства наших соотечественников, да и не только у них. Современный мир требует от человека скорости, и иногда требуемая скорость совершенно не подходит для человека. Вот в такие моменты хочется иметь сапоги-скороходы, чтобы успевать всегда и везде. Жаль, что это всего лишь сказочный реквизит и реальному миру он не принадлежит. И все-таки, в какой сказке есть сапоги-скороходы?

Артефакты

Каждая нация или народность имеет свое устное народное творчество, в том числе и сказки. И в этих скаках нередко могут встретиться такие странные предметы, как плащ-невидимка, ковер-самолет или сапоги-скороходы. Эти предметы делают своих владельцев неуязвимыми и наделяют их уникальными способностями.

В сказках часто встречаются волшебные предметы, которые помогают героям справляться с жизненными трудностями. Кто-то эти предметы ворует, кто-то находит, кто-то получает в наследство - собственно, это не играет большой роли. Основная задача волшебных артефактов - придать повествованию легкое, волшебное послевкусие и заставить поверить в несбыточное.

И даже такие «не гламурные» сапоги-скороходы заставляют улыбаться и мысленно примерять этот несуществующий предмет на свою ногу. Итак, в какой сказке есть сапоги-скороходы и какое их происхождение?

Сапоги-скороходы: происхождение

Обувь, обладающая магическими свойствами, нередко упоминается как в русских, так и в европейских сказках. Естественно, что в реальности таких предметов никогда не существовало, не существует и наверняка не будет существовать.

Впервые истории об обуви, что помогает передвигаться на немыслимые расстояния, появились в Древней Греции. Среди мифов того времени существует история о боге торговли Гермесе, который должен был разносить новости во все уголки мира. Специально для этого задания у него были сандалии с крыльями, которые помогали ему преодолевать немыслимые расстояния за считанные минуты.

Эта идея показалась занятной многим сказочникам, и они переняли основы. С течением времени трансформировался вид обуви, но главная магическая составляющая оставалась неизменной. Так появились волшебные сапоги. Сейчас сложно сказать, из какой сказки сапоги-скороходы впервые предстали перед зрителями. Этот магический предмет фигурировал во многих историях, о которых непременно стоит упомянуть.

«Вещий сон»

В русских сказках неоднократно фигурируют магические предметы. К примеру, сказка «Вещий сон». В ней рассказывается о главном герое Иване, который не хотел поведать своему отцу сон, что ему приснился. За это он был привязан к дорожному столбу. Мимо проезжал царевич и тоже захотел узнать, какой сон приснился Ивану (интересно же, за что отец казнил сына). Но герой продолжал отмалчиваться. За неповиновение царскому приказу царевич бросает Ивана в темницу.

Находясь в заключении, герой знакомится с сестрой царевича и тайно помогает ему выполнять задания Елены Прекрасной. Для этого он разжился (не совсем честным путем) шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами. С помощью этих магических артефактов Иван совершает много добрых дел, устраивает судьбу царевича и обретает свое счастье.

Сказка «Вещий сон» заканчивается счастливо, и читатель узнает, что Ивану снилось именно то, что с ним произошло. Во сне он увидел, как получить сапоги-скороходы и какие задания ему придется выполнять.

«Мальчик-с-пальчик»

Далее стоит упомянуть известную всем с раннего детства сказку Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик». Это история о семье бедного лесоруба. Однажды его дела пошли совсем плохо и не было денег, чтобы прокормить семью. А у него было семь сыновей. Чтобы не видеть голодной смерти своих детей, жена предложила лесорубу отвести их в лес.

Там мальчиков нашел Людоед, они оказались в смертельной опасности. Но младший из братьев, Мальчик-с-пальчик, не растерялся, он быстро понял, что к чему, отправил своих братьев домой, а сам украл у Людоеда семимильные сапоги. В некоторых переводах их также называют сапогами-скороходами. По факту они выполняют одинаковые функции.

Итак, имея при себе столь ценный артефакт, Мальчик-с-пальчик приступает на королевскую службу в качестве гонца и в скором времени помогает своей семье выбраться из нищеты. И поскольку Шарль Перро личность очень известная, можно даже сказать что вот из какой сказки сапоги-скороходы берут свое происхождение.

«Королева-медведица»

Эта сказка всем известная под названием «Заколдованная королевна». Здесь рассказывается история о том, как солдат в отставке по странному стечению обстоятельств женился на королевне, которая временно находилась в образе медведицы. Он нашел ее в старом замке и три ночи сражался с нечистыми силами, чтобы снять заклятие.

Спустя некоторое время ему захотелось проведать родных, которые жили за тридевять земель. Во время своего путешествия он повстречал нечистых, которые дрались за интересные диковинки: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. Обманным путем солдат завладевает этими артефактами и возвращается домой, к жене. Стоит отметить, что герой не использовал сапоги при свершении подвигов.

Вопрос дня

Если поспрашивать у детей и взрослых, в какой сказке есть сапоги-скороходы, они с высокой долей вероятности назовут историю о Мальчике-с-пальчике. Это в порядке вещей. Однако случается и такое, что сапоги-скороходы можно встретить в сказке «Золушка». Интересно, был ли в этой историй такой волшебный артефакт?

В классическом варианте это сказка о бедной девушке, над которой измывалась мачеха. Все помнят историю о хрустальной туфельке, прекрасном принце и крестной-фее, что собрала девушку на бал. Итак, вопрос: откуда в этой классической идиллии взялись сапоги? На самом деле сапогами-скороходами пользовались королевские стражники, которые помогали принцу искать таинственную девушку. В некоторых версиях сказки «Золушка» сапоги-скороходы использовал гонец, приносивший приглашения на королевский бал.

Хоть не сапоги, но тоже волшебная обувь

Теперь понятно, в какой сказке есть сапоги-скороходы, вот только помимо сапог есть еще несколько пар волшебной обуви. Например, в сказке «Маленький Мук» читатель узнает о существовании волшебных туфель, которые так же, как и сапоги-скороходы, перемещают своего владельца на любое расстояние. Также волшебные туфли фигурируют в сказке «Волшебник из страны Оз».

А вот в сказке «Калоши счастья» Г. К. Андерсена можно встретить обувь, что разрезает не пространство, а время. Сказочник не видит смысла в волшебной обуви, поэтому показывает, что от нее больше проблем, чем проку.

Иногда сапоги-скороходы называют семимильными, а временами просто волшебными сапогами, но суть магического предмета от этого не меняется. Они помогают героям сказочных историй преодолевать огромные расстояния за короткое время. И неважно, какого герой роста, веса и социального статуса, он все равно окажется в нужном для себя месте.