Византийская империя в 6 11 веках кратко. Византийская империя в XI-XV вв

Последний (третий) этап средневизантийского периода охваты­вает время от воцарения Алексея I Комнина (1081 г.) до взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Это была эпоха Комнинов (1081-1185). Четверо из них оставили глубокий след в ис­тории Византии, а вслед за уходом последнего, Андроника I (1183-1185), перестала существовать и сама империя как единое государство. Комнины полностью отдавали себе отчет в крити­ческом положении своего государства и энергично, как рачитель­ные домохозяева (их и винили-то современники в том, что они превратили империю в свою вотчину), принимали экономичес­кие, социальные, политические меры для его спасения. Крушение империи они отсрочили, но упрочить надолго ее государст­венную систему не смогли.

Аграрные отношения . Экономическая и социальная политика Комнинов. Для истории Византии XII в. характерно проявление двух противоположных тенденций, наметившихся уже в XI в. С одной стороны, имел место подъем сельскохозяйственного производства (в новейшей историографии это время обозначают как «эпоху экономической экспансии»), с другой - прогрессировал процесс политической дезинтеграции. Расцвет экономики не только вел к укреплению государственной системы, но, напротив, ускорял ее дальнейшее разложение. Традиционная организация власти в центре и в провинциях, прежние формы отношений внутри правящего класса стали объективно преградой для дальнейшего общественного развития.

Комнины оказались перед неразрешимой альтернативой: для упрочения центральной власти и обеспечения доходов казны (необходимого условия для содержания сильной армии) они должны были по-прежнему защищать мелкое землевладение и сдерживать рост крупного, как и раздачу пожалований и привилегий. Но такого рода политика ущемляла интересы военной аристократии, которая привела их к власти и оставалась их социальной опорой. Разрешить эту проблему Комнины (прежде всего Алексей I) пытались двумя путями, избегая коренной ломки общественно-политической системы, считавшейся незыблемой ценностью. Мысль о переменах в «таксисе» (освященном веками правопорядке) была чужда менталитету византийцев. Введение новшеств почиталось грехом, непростительным императору.

Во-первых, Алексей I стал реже, чем его предшественники предоставлять частным лицам, церкви и монастырям освобожде­ние от налогов и право селить на своей земле на положении па­риков разорившихся и не уплачивавших налогов в казну крес­тьян. Скупее стали и пожалования земли из фонда государства и из имений правящей семьи в полную собственность. Во-вторых, раздачу льгот и пожалований Алексей I стал жестко обусловливать личными связями и отношениями. Его милости были или наградой за службу престолу, или залогом для ее несения, а пред­почтение при этом отдавалось людям, лично преданным, прежде всего - представителям обширного клана Комнинов и пород­ненных с ними фамилий.

Политика Комнинов могла принести лишь временный успех - она страдала внутренними противоречиями: новые формы отно­шений между представителями господствующего класса могли стать основой для возрождения государства лишь при коренной перестройке централизованной системы управления, но именно ее упрочение оставалось по-прежнему главной целью. Мало того, раздача пожалований и привилегий соратникам вела неизбежно, сколь бы ни были они в данный момент преданы трону, к росту крупного землевладения, ослаблению свободного крестьянства, падению доходов от налогов и усилению тех самых центробежных тенденций, против которых она была направлена. Военная аристократия одолела чиновную знать, но, сохранив прежнюю систему власти и центральный аппарат управления, она нуждалась в услугах «бюрократов» и при проведении своих реформ оказалась их заложницей, ограничиваясь полумерами.

К рубежу XI-XII вв. в парикии оказалась значительная часть крестьянства. Укрепилась крупная вотчина. Жалуя ее господину экскуссию (полное или частичное освобождение от налогов), император изымал его владения из-под контроля фиска. Оформлялся сходный с западноевропейским иммунитет: вотчинник суда в пределах его владений, исключая права высшей юрисдикции, связанной с особо тяжкими преступлениями. Некоторые вотчинникирасширяли демениальное хозяйство, увеличивали производство зерна, вина, скота, втягиваясь в товарно-денежные отношения. Немалое число их, однако, предпочитали накапливать богатства, большую часть которых множество знатных персон и в XII в. обретали не от доходов вотчины, а от выплат из казны и даров императора.

Шире Комнины стали жаловать пронии, по преимуществу на условиях несения военной службы. Современники сравнивали пронию с бенефицием. При Мануиле I Комнине (1143-1180) воз­ник принципиально новый вид пронии - не на землях казны, а на частных землях свободных налогоплательщиков. Иначе гово­ря, императоры утверждали право верховной собственности госу­дарства на земли свободных крестьян. Жалуемое вместе с правом присвоения государственных налогов право управлять пожалован­ной в пронию территорией способствовало быстрому превраще­нию условной земельной собственности в полную, наследствен­ную, а свободных налогоплательщиков - в париков обладателя пронии, которая по своей социальной сущности превращалась в частное владение.

В поисках средств Алексей I и его ближайшие преемники при­бегали к разорительной для свободных налогоплательщиков практике - откупу налогов (уплатив в казну сумму, превышавшую официально установленную с податного округа, откупщик с лихвой компенсировал затраты с помощью властей). Посягал Алексей I и на долю богатств духовенства. Он конфисковывал сокровища церкви на нужды армии и выкуп пленных, жаловал владения тех монастырей, которые переживали упадок, светским лицам в управление с обязательством наладить хозяйство обителей за право присваивать часть их доходов. Проводил он и внеочередные ревизии монастырских земель, частично конфискуя их, ибо монахи скупали за бесценок класмы через продажных чиновников и уклонялись от уплаты налогов, не всегда располагая таким правом.

Крупные вотчинники во второй половине XII в. стали, в свою очередь, жаловать часть своих владений своим приближенным, становившимся их «людьми». Некоторые магнаты располагали крупными отрядами воинов, состоявшими, впрочем, в основном не из вассалов (ленные отношения в империи остались слабо развитыми), а из многочисленной челяди и наемников, укрепляли свои усадьбы и вводили при них порядки, наподобие столичного двора. Углублявшийся процесс сближения социальной структуры вотчины с западноевропейской нашел отражение и в нравах знати империи. Проникали с Запада новые моды, стали устраиваться (особенно при Мануиле I) турниры, утверждался культ рыцарской чести и воинской доблести. Если из 7 прямых представителей Македонской династии государем-воином был лишь Василий II, то почти все Комнины сами возглавляли в бою свою армию. Власть магнатов стала распространяться и на территорию округи, часто далеко за пределы их собственных владений. На­растали центробежные тенденции. Попытку обуздать своеволие магнатов и произвол чиновников предпринял узурпатор, двою­родный брат Мануила I, Андроник I. Он снизил налоги, отменил их откуп, повысил жалованье правителям провинций, искоренял коррупцию и жестоко подавлял сопротивление былых соратни­ков Мануила. Магнаты сплотились в ненависти к Андронику. Отняв у него в результате кровавого переворота трон и жизнь, представители земельной аристократии и основатели новой ди­настии Ангелы (1185-1204) практически ликвидировали контроль центральной власти над крупным землевладением. Земли со сво­бодными крестьянами щедро раздавались в пронии. Имения, кон­фискованные Андроником, возвращались прежним хозяевам. Были снова повышены налоги. К концу XII в. ряд магнатов Пелопон­неса, Фессалии, Южной Македонии, Малой Азии, утвердив свою власть в целых регионах, отказали в повиновении центральной власти. Встала угроза развала империи на независимые княжества.

Византийский город в конце XI-XII в. Начавшийся в IX-X вв. подъем ремесла и торговли привел к расцвету провинциальных городов. Проведенная Алексеем I реформа монетной системы увеличение массы разменной монеты, необходимой для розничного товарооборота, определение четкого соотношения между монетами разного достоинства оздоровили денежное обрашение. Расширились и укрепились торговые связи сельской округи с местными городскими рынками. В городах, близ крупных монастырей и вотчин периодически устраивались ярмарки. Каждой осенью в Фессалонику съезжались купцы со всего Балканского полуострова и из иных стран (в том числе с Руси).

В отличие от западноевропейских, византийские города не были под юрисдикцией знатных персон. Ими управляли наместники государя, опираясь на гарнизоны, которые состояли тогда в основном из наемников. С падением доходов от налогов с крестьян росло значение поборов и пошлин с горожан. Города были лишены каких бы то ни было налоговых, торговых, политических привилегий. Попытки торгово-ремесленной верхушки добиться более благоприятных условий для своей профессиональной деятельности по-прежнему сурово пресекались. На городские рынки внедрялись крупные вотчинники, развертывавшие оптовую торговлю с иным купечеством. Они приобретали в городах дома, под склады, лавки, суда, причалы и все чаще торговали без посредничества городских купцов. Иноземные негоцианты, получавшие льготы от императора в обмен на военную поддержку, платили в два-три раза меньшие пошлины, чем византийские торговцы или не платили их вовсе. Горожанам пришлось вести тяжелую борьбу и с магнатами, и с государством. Союз центральной власти с городами против непокорных магнатов в Византии не сложился.

К концу XII в. признаки грядущего упадка едва наметились в провинциальных центрах, но ярко проявились в столице. Мелоч­ная опека властей, система ограничений, высокие налоги и пош­лины, консервативные принципы управления душили корпора­ции. Ремесло и торговля в столице хирели. Итальянские торгов­цы находили все более широкий сбыт для своих товаров, которые стали превосходить византийские по качеству, но были значи­тельно дешевле их.

Международное положение Византии . Алексей I захватил власть в результате военного переворота. С первых дней правления но­вому императору пришлось преодолевать чрезвычайные трудности. Внешние враги зажали империю в клещи: почти вся Малая Азия была в руках турок-сельджуков, норманны, переправившись из Италии на Адриатическое побережье Балкан, овладели стратегическим городом-крепостью Диррахием, разорили, разбив войска империи, Эпир, Македонию, Фессалию. А у ворот столицы печенеги. Сначала Алексей I бросил все силы против норманнов. Только в 1085 г., с помощью Венеции, купцам которой предоставлены права

беспошлинной торговли в империи норманнов удалось вытеснить с Балкан.

Еще более грозной была опасность со стороны кочевников. Печенеги уходили после набегов за Дунай - они стали обосновываться в пределах империи. Их поддерживали половцы, полчища которых также вторглись на полуостров. Сельджуки вступили с печенегами в переговоры о совместном нападении на Константинополь. В отчаянии император обратился к государям Запада, взывая о помощи и соблазняя всерьез некоторыми кругами Запада и сыграло свою роль как в организации Первого крестового похода, так и в последующих притязаниях западных сеньоров на богатства империи. Между тем Алексею I удалось разжечь вражду между печенегами и половцами. Весной 1091 г. печенежская орда была почти полностью уничтожена с помощью половцев во Фракии.

Дипломатическое искусство Алексея I в его отношениях с крестоносцами Первого похода помогло ему с минимальными затратами вернуть Никею, а затем, после побед западных рыцарей над сельджуками, погрязшими в междоусобиях, отвоевать весь северо-запад Малой Азии и все южное побережье Черного моря. По­ложение империи укрепилось. Глава Антиохийского княжества Боэмунд Тарентский признал Антиохию фьефом Византийской империи.

Труды Алексея I продолжил его сын Иоанн II Комнин (1118-1143). В 1122 г. он разгромил печенегов, снова вторгнувшихся во Фракию и Македонию, и навсегда устранил опасность с их сто­роны. Вскоре произошло столкновение с Венецией, после того, как Иоанн II лишил торговых привилегий обосновавшихся в Кон­стантинополе и других городах империи венецианцев. Флот Ве­неции в ответ разорил острова и побережья Византии, и Иоанн II уступил, подтвердив привилегии республики. Опасными остава­лись и сельджуки. Иоанн II отвоевал у них южное побережье Малой Азии. Но борьба за Сирию и Палестину с крестоносцами лишь ослабила империю. Прочной была власть Византии только в Северной Сирии.

В середине XII в. центр внешней политики империи снова переместился на Балканы. Мануил I (1143-1180) отразил новый на­тиск сицилийских норманнов на Адриатическое побережье, о. Корфу, Фивы и Коринф, острова Эгейского моря. Но попытки пере­нести войну с ними в Италию кончились неудачей. Тем не менее Мануил подчинил себе Сербию, вернул Далмацию, поставил королевство Венгрию в вассальную зависимость. Победы стоили огромной затраты сил и средств. Усилившийся Иконийский (Румский) султанат турок-сельджуков возобновил давление на восточные границы. В 1176 г. они наголову разгромили армию Мануила I при Мириокефале. Империя была вынуждена повсюду перейти к обороне.

Империя накануне катастрофы 1204 г. Ухудшение положения империи на международной арене и смерть Мануила I резко обострили внутриполитическую обстановку. Властью полностью овладела придворная камарилья во главе с регентшей при малолетнем Алексее II (1180-1183) Марией Антиохийской. Казна paсхищалась. Растаскивались арсеналы и снаряжение военного флота. Мария открыто покровительствовала итальянцам. Столица кипела от негодования. В 1182 г. вспыхнуло восстание. Повстанцы расправились с обитателями богатых итальянских кварталов, обратив их в руины. И Мария, а затем и Алексей II были убиты.

Пришедший к власти на гребне восстания Андроник I искал опору среди ремесленно-торговых кругов Константинополя. Он пресекал лихоимство и произвол чиновников, отменил так называемое «береговое право» - обычай, позволявший грабить потерпевшие крушение купеческие суда. Современники сообщают о некотором оживлении торговли в короткое правление Андроника. Однако он был вынужден частично компенсировать ущерб, понесенный венецианцами в 1182г., и восстановить их привиле­гии. Международное положение империи ухудшалось год от году: еще в 1183г. венгры овладели Далмацией, в 1184г. отложился Кипр. Высшая знать разжигала растущее недовольство столич­ных жителей и плела интриги. Опальные вельможи воззвали о помощи к норманнам, и те действительно снова вторглись на Бал­каны в 1185г., захватили и подвергли беспощадному разгрому Фессалонику. Во всем винили Андроника. Был составлен заго­вор. Андроника схватила и буквально растерзала толпа на улицах города.

В правление Исаака II Ангела (1185-1195, 1203-1204) и его брата Алексея III (1195-1203) процесс разложения аппарата централь­ной власти быстро прогрессировал. Императоры оказались бессильными повлиять на ход событий. В 1186г. болгары сбросили власть империи, образовав Второе Болгарское царство, а в 1190 г. и независимыми и сербы, возродившие свою государственность. Империя разваливалась на глазах. Летом 1203 г. крестоносцы подступили к стенам Константинополя, и Алексей III, отказавшись от руководства обороной города, бежал из столицы, в которой царил хаос, уступив трон ранее свергнутому им Исааку его сыну Алексею IV (1203-1204).

Одно из величайших государственных образований древности, в первых столетиях нашей эры пришла в упадок. Многочисленные племена, стоящие на низших ступенях цивилизации, уничтожили многое из наследия античного мира. Но Вечному городу не суждено было погибнуть: он возродился на берегах Босфора и еще много лет поражал современников своим великолепием.

Второй Рим

История возникновения Византии относится к середине III века, когда римским императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I (Великий). В те времена римское государство раздирали внутренние междоусобицы и осаждали внешние враги. Состояние восточных провинций было более благополучным, и Константин решил перенести столицу в одну из них. В 324 году на берегу Босфора началось строительство Константинополя, а уже в 330 году он был объявлен Новым Римом.

Так начала свое существование Византия, история которой насчитывает одиннадцать веков.

Разумеется, ни о каких стабильных государственных границах речь в те времена не шла. На протяжении своей долгой жизни власть Константинополя то слабела, то снова обретала могущество.

Юстиниан и Феодора

Во многом состояние дел в стране зависело от личных качеств ее правителя, что в целом характерно для государств с абсолютной монархией, к которым принадлежала и Византия. История ее становления неразрывно связана с именем императора Юстиниана I (527-565 гг.) и его жены, императрицы Феодоры - женщины очень неординарной и, видимо, чрезвычайно одаренной.

К началу V века империя превратилась в небольшое государство Средиземноморья, и новый император был одержим идеей возродить былую славу: он отвоевал обширные территории на Западе, добился относительного мира с Персией на Востоке.

История неразрывно связана с эпохой правления Юстиниана. Именно благодаря его заботам сегодня существуют такие памятники древней архитектуры, как мечеть в Стамбуле или церковь Сан Витале в Равенне. Одним из самых заметных достижений императора историки считают кодификацию римского права, которое стало основой правовой системы многих европейских государств.

Средневековые нравы

Строительство и бесконечные войны требовали огромных трат. Император без конца повышал налоги. В обществе росло недовольство. В январе 532 года во время появления императора на Ипподроме (своеобразный аналог Колизея, который вмещал 100 тыс. человек) начались беспорядки, переросшие в масштабный бунт. Подавить восстание удалось неслыханной жестокостью: восставших убедили собраться в Ипподроме, будто бы для переговоров, после чего заперли ворота и перебили всех до единого.

Прокопий Кессарийский сообщает о гибели 30 тысяч человек. Примечательно, что корону императору сохранила его жена Феодора, именно она убедила готового к бегству Юстиниана продолжить борьбу, сказав, что предпочитает смерть бегству: «царская власть - прекрасный саван».

В 565 году империя включала часть Сирии, Балканы, Италию, Грецию, Палестину, Малую Азию и северное побережье Африки. Но бесконечные войны сказались на состоянии страны неблагоприятно. После смерти Юстиниана границы снова принялись сжиматься.

«Македонское возрождение»

В 867 году к власти пришел Василий I, основоположник Македонской династии, просуществовавшей до 1054 года. Эту эпоху историки называют «македонским возрождением» и считают максимальным расцветом мирового средневекового государства, которым в это время была Византия.

История успешной культурной и религиозной экспансии Восточной Римской империи хорошо знакома всем государствам Восточной Европы: одной из наиболее характерных черт внешней политики Константинополя было миссионерство. Именно благодаря влиянию Византии на Восток распространилась та ветвь христианства, которая после 1054 года стала православием.

Культурная столица европейского мира

Искусство Восточной Римской империи было тесно связано с религией. К сожалению, в течение нескольких веков политические и религиозные элиты не могли договориться, является ли поклонение священным изображениям идолопоклонством (движение получило название иконоборчества). В процессе огромное количество статуй, фресок и мозаик было уничтожено.

Чрезвычайно обязана империи история на протяжении всего своего существования была своеобразным хранителем античной культуры и способствовала распространению древнегреческой литературы в Италии. Некоторые историки убеждены, что во многом благодаря существованию Нового Рима стала возможна эпоха Возрождения.

В эпоху правления Македонской династии Византийской империи удалось нейтрализовать двух главных врагов государства: арабов на востоке и болгар на севере. История победы над последними весьма впечатляет. В результате внезапного нападения на врага императору Василию II удалось захватить 14 тысяч пленных. Он приказал ослепить их, оставив по одному глазу только каждому сотому, после чего отпустил искалеченных людей домой. Увидев свое слепое войско, болгарский царь Самуил перенес удар, от которого так и не оправился. Средневековые нравы и впрямь были весьма суровы.

После смерти Василия II, последнего представителя Македонской династии, началась история падения Византии.

Репетиция конца

В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.

Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.

Падение Константинополя

К началу от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой не имели успеха. 29 мая Константинополь был завоеван второй и последний раз.

Османский султан Мехмед II переименовал город в Стамбул, а главный христианский храм города, собор св. Софии, превратился в мечеть. С исчезновением столицы исчезла и Византия: история самого могущественного государства средневековья прекратилась навсегда.

Византия, Константинополь и Новый Рим

Является очень любопытным факт, что название «Византийская империя» появилось уже после ее краха: впервые оно встречается в исследовании Иеронима Вольфа аж в 1557 году. Поводом послужило название города Византия, на месте которого был построен Константинополь. Сами жители называли ее не иначе как Римской империей, а себя - римлянами (ромеями).

Культурное влияние Византии на страны Восточной Европы трудно переоценить. Однако первым русским ученым, который приступил к исследованию этого средневекового государства, был Ю. А. Кулаковский. «История Византии» в трех томах была издана только в начале ХХ века и охватывала события с 359 по 717 год. В последние несколько лет жизни ученый готовил к изданию четвертый том сочинения, но после его смерти в 1919 году рукопись найти так и не удалось.

  • Где находится Византия

    То великое влияние, какое оказала в эпоху мрачного средневековья Византийская империя на историю (а также религию, культуру, искусство) многих европейских стран (включая нашу) трудно охватить в рамках одной статьи. Но мы все же попробуем это сделать, и максимально рассказать вам об истории Византии, ее быте, культуре и многом другом, одним словом, с помощью нашей машины времени отправить вас во времена высочайшего расцвета Византийской империи, итак устраивайтесь поудобнее и поехали.

    Где находится Византия

    Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

    Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

    В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва , с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

    А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

    История Византии

    Византийская империя является наследницей другой великой империи – . В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

    Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

    Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

    Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

    Уже с VI века при правлении блистательного императора Юстиниана и его не менее блистательной супруги (на нашем сайте есть интересная статья об этой «первой леди Византии», переходите по ссылке) Византийская империя начинает потихоньку отвоевывать территории занятые в свое время варварами. Так византийцами у варваров лангобардов были захвачены значительные территории современной Италии, некогда принадлежавшие Западной римской империи, власть византийского императора простирается и в северную Африку, тамошний город Александрия становится важным экономическим и культурным центром империи в этом регионе. Военные походы Византии простираются и на Восток, где протяжении нескольких веков идут непрерывные войны с персами.

    Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

    Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

    • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
    • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
    • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
    • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
    • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

    Падение Византии

    Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).

    Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый , направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи.

    Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

    В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

    Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

    29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

    Культура Византии

    Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

    Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

    Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

    В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

    Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

    Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.

    Ипподром в Константинополе.

    В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

    Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

    Так выглядели монеты в Византийской империи.

    Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

    Религия Византии

    В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

    Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

    Искусство Византии

    Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

    Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

    Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

    Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

    Византия, видео

    И в завершение интересное видео об Византийской империи.


  • Примерно к концу XII века. Византия переживала период взлета своей мощи и влияния в мире. После этого началась эпоха ее упадка, что прогрессировал, которая закончилась полным крахом империи и исчезновением ее навсегда с политической карты мира в середине XV века. Вряд ли кто мог предсказать такой конец блестящей государства еще в начале XI века, когда при власти находилась Македонская династия. У1081 г. ее сменила на престоле не менее импозантная династия императоров из рода Комнинов, что оставалась правящей до 1118 г.

    Византия считалась одной из самых могущественных и богатых государств мира, ее владения охватывали огромную территорию - около 1 млн кв. км с населением 20-24 млн человек. Столица государства Константинополь с его миллионным населением, величественными зданиями, бесчисленными сокровищами для европейских народов был центром всего цивилизованного мира. Золотая монета византийских императоров - безант - оставалась универсальной валютой средневековья. Византийцы считали себя главными хранителями культурного наследия античности и одновременно оплотом христианства Недаром священные писания христиан всего мира - Евангелия - были написаны также на греческом языке.

    Растущее могущество Византийской империи отражала активная внешняя политика, которая держалась на военных достижениях настолько же, насколько на миссионерской деятельности церкви. Согласно возрожденной идеологией византийского ойкуменізму империя сохраняла за собой исторические и юридические права на все территории, некогда входивших в ее состав или были зависимы от нее. Возвращение этих земель считалось приоритетной задачей византийской внешней политики. Войска империи одерживали одну победу за другой, присоединяя к ней новые провинции на Ближнем Востоке, в Южной Италии, Закавказье, на Балканах. Византийский военно-морской флот, оснащенный "греческим огнем", вытеснил арабов из Средиземного моря.

    Невиданный раньше размах приобрела миссионерская деятельность православной церкви. ее основными направлениями стали Балканы, Восточная и Центральная Европа. В ожесточенной конкурентной борьбе с Римом Византия сумела одержать победу в Болгарии, включив ее в орбиту византийской культуры и политики. Огромным успехом имперской внешней политики была христианизация Руси. Византийские влияния становились все более ощутимыми на территории Моравии и Паннонии.

    До ХП века. окончательно сложилась классическая византийская модель цивилизации со всеми особенностями ее государственного, социально-экономической и культурной жизни, которые принципиально отличали ее от западноевропейской. Наиболее характерной особенностью Византии было всевластие централизованного государства в виде неограниченной самодержавной монархии. В ее центре находился император, который считался единственным законным наследником римских властителей, отцом великой семьи всех народов и государств, которые принадлежали к сфере влияния Византии. Всепроникающий контроль жестко централизованной государственной машины над обществом, его мелкая регламентация и постоянная опека были бы невозможны без мощной касты государственных чиновников. Эта модель имела четкую иерархию должностей и титулов, состоявшая из 18 классов и 5 разрядов - своеобразный "Табель о рангах". Безликая армия бюрократов в центре и на местах выполняла фискальные, административные, судебно-полицейские функции с усердием и упорством, что для населения оборачивалось постоянно растущим бременем налогов и повинностей, расцветом коррупции и сервілізму. Государственная служба обеспечивала человеку почетное место в обществе, становилась основным источником ее доходов.

    Чрезвычайно важным компонентом византийской государственности была церковь. Она обеспечивала духовное единство страны, воспитывала население в духе имперского патриотизма, играла колоссальную роль во внешней политике Византии. В X-XI вв. продолжало расти количество монастырей и монахов, церковно-монастырское землевладение. Хотя согласно византийской традиции церковь была подчинена власти императора, ее роль в общественно-политической и культурной жизни постоянно росла. В той мере, в какой слабела власть императоров, церковь становилась основным носителем доктрины византийского ойкуменізму.

    в то же Время в Византии в отличие от стран Запада так и не сформировалось гражданского общества с присущими ему корпоративными связями и институтами, развитой системой частной собственности. Личность там словно находилась один на один с императором и Богом. Подобная социальная система получила в современной историографии меткое название индивидуализма без свободы.

    Характерной чертой социально-экономического развития Византии в IX-XV вв. можно считать доминирование села над городом. В отличие от Западной Европы в Византии феодальные отношения в деревне развивались очень медленно. Частная собственность на землю оставалась чрезвычайно слабой. Длительное существование крестьянской общины, широкое использование рабского труда, государственный контроль и налоговый пресс определяли характер социального развития на селе. Однако со временем возникли крупные земельные имения, принадлежавшие светским и церковным владельцам. Они стали основными центрами ремесленного производства и торговли.

    Прогрессирующая деградация города оказалась еще одной особенностью социально-экономического развития Византии. В противоположность Западной Европе город не стал там главным центром и фактором прогресса. Византийские города не имели почти ничего общего с античными. Они скорее напоминали большие села за внешним видом, однообразной архитектурой, примитивным благоустройством, тесными связями их жителей с сельским хозяйством. В стране не сформировались традиции особой городской культуры, самоуправления, осознание собственных муниципальных интересов с присущими для них правами и обязанностями жителей. Город находился под жестким контролем государства. В византийских городах так и не сложились корпоративные профессиональные объединения ремесленников и торговцев по цеховому образцу. В последние десятилетия существования империи ее города фактически превратились в приложение к сельского ремесла и торговли, развивались в феодальных имениях.

    Одним из последствий упадка византийского города стала деградация торговли. Византийские купцы постепенно теряли капиталы и влияние в обществе. Государство не защищало их интересов. Основные денежные доходы общественной верхушке приносила не торговля, а государственная служба и земельные владения. Поэтому почти вся внешняя и внутренняя торговля Византии со временем перешла в руки венецианских и генуэзских торговцев.

    Византийская культура по сравнению с предыдущим периодом переживала подъем, которое было особенно заметным в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, образовании. В XI ст. в Константинополе возродился университет с философским и юридическим факультетами. Произведения византийской культуры этого времени особенно масштабные, пышные, украшенные сложной символикой и аллегориями. Оживление культурной жизни сопровождалось новым всплеском интереса к достижениям античной эпохи. Византийское общество никогда не теряло интереса к античности. В библиотеках хранились бесценные тексты античных мыслителей, писателей, государственных деятелей и юристов, которые переписывали в многочисленных скрипториях, пересказывали и комментировали тогдашние византийские интеллектуалы. Правда, обращение к античности отнюдь не означало разрыва со средневековой церковной культурой. Наоборот, главными знатоками античных текстов становились деятели церкви. Преклонение перед античным наследием имело в основном формальный характер, тесно сочетаясь с православной ортодоксией. Возможно именно поэтому античная традиция в Византии в отличие от Запада не стала импульсом для возникновения нового культурного течения - гуманизма - и не привела к Ренессансу.

    Контроль государства и церкви над культурной жизнью, усиливался, способствовал его унификации и канонизации. В культурной жизни воцарились шаблон, освященная временем традиция. Православное духовенство культивировала настроения аскетизма, ухода от активной деятельности, пассивно-споглядацьке отношение к окружающему миру. Самосознание обычного византийца была пропитана фатализмом и пессимизмом. Все эти тенденции духовной жизни общества воплотились в ісихазмі - религиозно-философском учении, разработанном монахом Григорием Палимою и официально признанному православной церковью на поместном соборе в 1351 г. Победа исихазма над гуманизмом и рационализмом в значительной мере способствовала отставанию Византии от Запада и может считаться интеллектуальным предвестником упадка страны.

    Возвышение Византийской империи в XI-XII вв. было последним в ее тысячелетней истории. Оно не сопровождалось реформами, которые бы позволили модернизировать архаичную систему государственного управления и раскрепостить индивидуальные возможности и сословные интересы. Все боролись за власть, однако никто не имел отваги или желание перемен. Вдохнуть новую жизнь в закостеніле в своем развитии общество не повезло. Вследствие этого Византия стала полем борьбы цивилизаций Востока и Запада, которые быстро прогрессировали, представленных миром ислама и католичества.

    Первыми нанесли удар турки-сельджуки. Тяжелое поражение, которое потерпела от них византийская армия в 1176р., встряхнула "здание" империи так, что в ней возникли трещины как снаружи, так и изнутри. Империю охватило пламя гражданской войны. Из-под ее влияния освободившихся православные Болгария и Сербия. Однако это была лишь прелюдия до следующего потрясения.

    В 1204 г. Константинополь захватила и беспощадно ограбила армия крестоносцев. Византийская империя на время прекратила свое существование. На ее территории образовались католическая Латинская, православные Никейская, Трапезундская империи и Епірська государство. И хотя в 1261 г. никейском императору Михаилу VIII Пал влагу повезло вернуть древнюю столицу и восстановить Византийскую империю, она уже никогда не поднималась до вершин былой славы и могущества. Византийские императоры новой династии Палеологов уже не мечтали о территориальные завоевания, стремясь сохранить то, что имели.

    Византийское общество по внешнеполитической ориентацией раскололось на три основные группировки. Меньшинство, представлена образованной верхушкой, искала союза и помощи на Западе, проявляя готовность расплатиться за это потерей церковного суверенитета или даже принятием католичества. Однако каждый раз официально заключены соглашения относительно религиозной унии, в частности 1274 и 1439 гг., наталкивались на ожесточенное сопротивление православной церкви и основной массы населения, враждебных Западу. По сугубо религиозными делами скрывались глубокие принципиальные расхождения двух христианских цивилизаций - западной и восточной, а их органический синтез был тогда невозможен.

    В противовес так называемым латинофілам в Византии сформировалась партия туркофілів, убежденных, что турецкая чалма для их родины лучше, чем папская тиара. При этом основным аргументом была убежденность в религиозной толерантности мусульман. Также существовала многочисленная группа так называемых ортодоксов, которые призывали ничего не менять и оставить все так, как е. Православные страны в свою очередь не обнаружили способности к консолидации, воюя с Византией на стороне или мусульман, или католиков. Расплата за это не замедлила.

    С 60-х годов XIV века. турецкие султаны перешли к систематическому завоеванию Балкан. В 1362 г. они захватили большой византийский город Адрианополь, перенеся сюда свою столицу. Победная для турок битва на Косовом поле в 1389 г., в которой они нанесли поражение сербским и боснийским войскам, была решающей для судьбы балканских стран. У1392 г. жертвой завоевателей стала Македония, а еще через год - болгарская столица Тир-ново.

    Битва на Косовом поле. В 1356р. турки пересекли Эгейское море и вторглись в Европу, в 1362р. захватили Салоники и Адрианополь - две важнейшие греческие города после Афин. Только Сербия оказывала серьезное сопротивление, и на Косово правитель Сербии Лазарь собрал 15 - 20-тысячную армию, состоявшую из сербов, болгар, боснийцев, албанцев, поляков, венгров и монголов. Турецкая армия М рада насчитывала 27-30 тысяч человек. Во время боя сербский воин проник в турецкий лагерь, изображая себя за дезертира, и отравленным кинжалом смертельно ранил Мурада. Турки сначала были смущены, однако во время боя им удалось нанести общее поражение армии, которая, по преданию, разговаривала семью разными языками. Лазарь попал в плен и был жестоко убит, Сербия должна была платить дань туркам, а сербы - служить в турецкой армии. Битва на Косовом поле, подвиги сербских воинов, героически сражались с противником, нашли свое отражение в сербском героическом эпосе. У1448 г. армия под командованием венгерского князя Яноша Хуньяди еще раз боролась против турков в Косово. Эта битва была последней попыткой сохранить Константинополь, но в решающий момент боя валашские союзники венгерского князя перешли на сторону турок, которые вновь одержали решающую победу. Через пять лет турки окончательно заняли Константинополь.

    Когда Запад осознал масштабы турецкой угрозы, было уже поздно. Оба крестовые походы против Османской империи, организованные католическими странами, закончились катастрофой. Войска крестоносцев были разбиты турками в битве при Никополе 1396. и под Варной 1444. Последним актом этой драмы стало падение Константинополя в 1453 г. Византийская империя прекратила существование, ее некому было защищать, кроме горстки гражданского населения и нескольких сотен отчаянных итальянских наемников - кондотьєрів.

    Однако византинизм как феномен культуры продолжал существовать в жизни народов региона. Его традиции частично были усвоены Османской империей - наследницей Византии в геополитическом аспекте, частично перешли к Московии - единственной на то время православной страны, сохранившей независимость.

    Пришел конец. Но еще в начале IV в. центр державы переместился в более спокойные и богатые восточные, балканские и малоазийские, провинции. Вскоре столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого города Византия. Правда, и на Западе остались свои императоры - управление империей было разделено. Но старшими считались именно государи Константинополя. В V в. Восточная, или Византийская, как говорили на Западе, империя устояла под ударом варваров. Более того, в VI в. ее властители отвоевали многие земли занятого германцами Запада и удерживали их два столетия. Тогда они являлись римскими императорами не только по титулу, но и по сути. Лишившись к IX в. значительной части западных владений, Византийская империя тем не менее продолжала жить и развиваться. Она просуществовала до 1453 г ., когда последний оплот ее власти - Константинополь пал под напором турок. Все это время империя оставалась в глазах подданных законной преемницей . Ее жители называли себя ромеями , что по-гречески значит «римляне», хотя основную часть населения составляли греки.

    Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порой простиравшей власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром стало историческим уделом Византийской империи. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла собственным историческим путем , во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

    Карта Византийской империи

    История Византийской империи

    Культура Византийской империи создавалась многими народами. В первые века существования ромейской державы под властью ее императоров находились все восточные провинции Рима: Балканский полуостров, Малая Азия, юг Крыма, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет, северо-восток Ливии . Создателями нового культурного единства были , римляне, армяне, сирийцы, египетские копты и селившиеся в границах империи варвары.

    Самым мощным культурным пластом в этом культурном многообразии было античное наследие. Задолго до появления Византийской империи благодаря походам Александра Македонского все народы Ближнего Востока подверглись мощному объединяющему воздействию древнегреческой, эллинской, культуры. Этот процесс получил название эллинизации. Перенимали греческие традиции и переселенцы с Запада. Так что культура обновленной империи складывалась как продолжение главным образом культуры древнегреческой. Греческий язык уже в VII в. безраздельно господствовал в письменной и устной речи ромеев (римлян).

    Востоку, в отличие от Запада, не довелось испытать разорительных варварских набегов. Потому здесь не было страшного культурного упадка. Большинство древних греко-римских городов продолжало существовать и в византийском мире. В первых веках новой эры они сохраняли прежний облик и устройство. Как и в Элладе, сердцем города-оставалась агора - обширная площадь, где прежде проводились народные собрания. Теперь, впрочем, народ все чаще собирался на ипподроме - месте представлений и скачек, объявления указов и публичных казней. Город украшали фонтаны и статуи, великолепные дома местной знатии общественные здания. В столице - Константинополе - лучшими мастерами возводились монументальные дворцы императоров. Самый известный из ранних - Большой императорский дворец Юстиниана I, прославленного победителя германцев, правившего в 527-565 гг., - был воздвигнут над Мраморным морем. Внешний вид и убранство столичных дворцов напоминали о временах древних греко-македонских владык Ближнего Востока. Но византийцы использовали и римский градостроительный опыт, в частности водопроводную систему и бани (термы).

    Большинство крупных городов античности осталось центрами торговли, ремесла, науки, литературы и искусства. Таковы были Афины и Коринф на Балканах, Эфес и Никея в Малой Азии, Антиохия, Иерусалим и Берит (Бейрут) в Сиро-Палестинс, Александрия в древнем Египте.

    Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток. В то же время нашествия и захваты варваров сделали сухопутные дороги небезопасными. Закон и порядок сохранялись только во владениях константинопольских императоров. Поэтому «темные», наполненные войнами столетия (V- VIII вв.) стали порой расцвета византийских портов . Они служили и перевалочными пунктами для военных отрядов, отправлявшихся на многочисленные войны, и стоянками сильнейшего в Европе византийского флота. Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля. Торговые связи ромеев простирались от Индии и до Британии.

    В городах продолжали развиваться античные ремесла. Многие изделия ранневизантийских мастеров являются настоящими произведениями искусства . Шедевры ромейских ювелиров - из драгоценных металлов и камней, из цветного стекла и слоновой кости - вызывали восхищение в странах Ближнего Востока и варварской Европы. Германцы, славяне, гунны перенимали мастерство ромеев, подражали им в собственных творениях.

    Монеты в Византийской империи

    Во всей Европе долгое время обращалась только ромейская монета. Константинопольские императоры продолжали чекан римских денег, внося лишь незначительные изменения в их внешний вид. Право римских императоров на власть не подвергалось сомнению даже лютыми врагами, и единственный в Европе монетный двор был тому подтверждением. Первым на Западе осмелился начать чекан собственной монеты франкский король во второй половине VI в. Однако и тогда варвары лишь подражали ромейскому образцу.

    Наследие Римской империи

    Еще заметнее римское наследие Византии прослеживается в системе управления государством. Политические деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь - Новый Рим, что они сами - ромеи, а их держава - единственная хранимая Богом империя. Разветвленный аппарат центральной власти, налоговая система, правовая доктрина незыблемости императорского единодержавия сохранились в ней без принципиальных изменений.

    Быт императора, обставленный с необычайной пышностью, преклонение перед ним были унаследованы от традиций Римской империи. В позднеримский период, еще до византийской эпохи, дворцовые ритуалы включили в себя многие элементы восточных деспотий. Василевс, император, появлялся перед народом только в сопровождении блестящей свиты и внушительной вооруженной охраны, следовавших в строго определенном порядке. Перед василевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали специальными занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. К его трапезе допускались лишь высшие чины империи. Особенно помпезно обставлялся прием иноземных послов, которых византийцы старались поразить величием власти императора.

    Центральное управление концентрировалось в нескольких ведомствах-секретах: Шваз ведомстве логофета (управителя) геникона - главном налоговом учреждении, ведомстве воинской кассы, ведомстве почты и внешних сношений, ведомстве по управлению имуществом императорской семьи и др. Помимо штата чиновников в столице каждое ведомство имело должностных лиц, посылаемых с временными поручениями в провинции. Существовали еще и дворцовые секреты, которые управляли непосредственно обслуживавшими царский двор учреждениями: продовольственными, гардеробными, конюшенными, ремонтными.

    Византия сохранила римское право и основы римского судопроизводства. В византийскую эпоху завершилась разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, было уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса.

    Наследием Римской империи была и четкая налоговая система. Свободный горожанин или крестьянин платил в казну налоги и пошлины со всех видов своего имущества и с любого рода трудовой деятельности. Он платил и за владение землей, и за сад в городе, и за мула или овец в хлеву, и за помещение, сдаваемое внаем, и за мастерскую, и за лавку, и за корабль, и за лодку. Практически ни один товар на рынке не переходил из рук в руки, минуя бдительное око чиновников.

    Военное дело

    Сохранила Византия и римское искусство ведения «правильной войны». В империи бережно хранили, переписывали и изучали древние стратегиконы - трактаты о воинском искусстве.

    Периодически власти реформировали армию, отчасти из-за появления новых врагов, отчасти для ее соответствия возможностям и потребностям самого государства. Основой византийского войска стала кавалерия . Ее количество в составе армии колебалось от 20 % в позднеримское время до более чем одной трети в X в. Незначительной частью, но очень боеспособной стали катафрактарии - тяжелая кавалерия.

    Военный флот Византии также был прямым наследством Рима. О его силе говорят следующие факты. В середине VII в. император Константин V смог послать в устье Дуная для ведения боевых действий против болгар 500 судов, а в 766 г. - даже свыше 2 тыс. Самые крупные корабли (дромоны) с тремя рядами весел брали на борт до 100- 150 воинов и примерно столько же гребцов.

    Новшеством на флоте стал «греческий огонь» - смесь нефти, горючих масел, асфальта серы, - изобретенный в VII в. и наводивший ужас на врагов. Он выбрасывался из сифонов, устроенных в виде бронзовых чудовищ с разинутыми пастями. Сифоны можно было поворачивать в разные стороны. Выбрасываемая жидкость самовоспламенялась и горела даже на воде. Именно при помощи «греческого огня» византийцы отбили два арабских вторжения - в 673 и 718 гг.

    Превосходно было развито в Византийской империи военное строительство, опиравшееся на богатую инженерную традицию. Византийские инженеры - строители крепостей славились далеко за пределами страны, даже в далекой Хазарии, где по их планам возводилась крепость

    Приморские крупные города кроме стен защищались подводными молами и массивными цепями, преграждавшими вход вражескому флоту в бухты. Такими цепями замыкались Золотой Рог в Константинополе и залив Фессалоники.

    Для обороны и осады крепостей византийцы использовали различные инженерные сооружения (рвы и частоколы, подкопы и насыпи) и всевозможные орудия. В византийских документах упоминаются тараны, подвижные башни с перекидными мостками, камнеметные баллисты, крюки для захвата и разрушения осадных приспособлений врага, котлы, из которых кипящая смола и расплавленный свинец выливались на головы осаждавших.