Мухаммед эмин. Мухаммед-амин

  • МУХАММЕД ЭМИН
    Эмин, правильнее - Мохаммед Амин (1818-1863), один из руководителей антиколониального движения горцев Западного Кавказа в 40-50-х гг. 19 в. С …
  • МУХАММЕД ЭМИН
    (1818-63) наиб Шамиля на Зап. Кавказе с 1848. Сдался русским властям в …
  • МУХАММЕД в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-13 Time: 14:35:13 Все высказывания Мухаммада тщательно собирались и составлялись в различные сборники, самыми достоверными из которых считаются сборник …
  • МУХАММЕД
    сын Малича, ювелир. Дагестан. Авары. Около 1882-1883. Подпись: "Работал Мухаммед сын …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    сын Алихана, клинковый мастер. Дагестан. Около …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Расул, ювелир. Дагестан. Кубачи. Около 1860-1861. Подпись: "Работал Мухаммед Расул. …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Казн, ювелир. Дагестан. Кубачи. Около 1902-1903. Подпись: "Работал Мухаммед Кази. …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Дагли аль Менин, ювелир. Дагестан. Кубачи. Около 1815. Подпись: "Работал Мухаммед Дагли аль …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Али, мастер серебряного дела. Черкесия. Вторая половина XIX в. Подпись: "Работал Мухаммед …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ювелир. Дагестан. Кубачи. Около 1839-1896. Подпись: "Работал Мухаммед". Иногда …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ружейный мастер. Дагестан. Начало XVIII …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер холодного оружия. Армения. XIX …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер серебряного дела. Черкесия. Около 1917. Подпись: "Работал Мухаммед. …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер серебряного дела. Черкесия. Около 1842. Подпись: "Работал Мухаммед" Иногда …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер ружейных замков. Черкесия. XI в. Подпись: "Работал Мухаммед" или …
  • МУХАММЕД в Православной энциклопедии Древо.
  • МУХАММЕД в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1909-61) король Марокко с 1957, в 1927-53, 1955-57 султан, из династии Алауитов. После 2-й мировой войны выступал с требованием …
  • МУХАММЕД
    пророк — см. …
  • МУХАММЕД в Современном энциклопедическом словаре:
    (Мохаммед в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (около 570 - 632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим …
  • МУХАММЕД в Энциклопедическом словарике:
    (Мохаммед в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (около 570 - 632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану- …
  • ЭМИН
    ЭМ́ИН Иосиф (1726-1809), деятель нац. движения арм. народа. Сторонник создания арм.- груз. гос-ва под рус. …
  • ЭМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭМ́ИН Геворк (наст. имя и фам. Карлен Григ. Мурадян) (1919-98), арм. поэт. Трагич. прошлому Армении посв. поэтич. сб-ки "Предтропье" (1940), …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХАММ́ЕД ЭМИН (1818-63), участник нац.- освободит. борьбы горцев Кавказа против рос. владычества, наиб Шамиля на Зап. Кавказе с 1848. Сдался …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХАММ́ЕД ШЕЙБАНИ (1451-1510), основатель узб. династии ханов Шейбанидов (с 1500), потомок Чингисхана. Полководец, значительно расширивший терр. своего гос-ва в Ср. …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД ТУГЛАК, правитель Делийского султаната в 1325-51. В начале его царствования султанат достиг наиб. размеров, но потом отпали Юж. Индия, …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД САИД (Саид-паша) (1822-63), правитель Египта с 1854. Осуществлял реформы, способствовавшие капиталистич. развитию страны. В 1854 предоставил Ф. Лессепсу концессию …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД ГУРИ (?-1206), завоеватель Сев. Индии из династии Гуридов. В 70-80-х гг. 12 в. ликвидировал гос-во Газневидов, в 1203-1206 султан …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД БЕН АБДАЛЛА Саид аль-Хасан (1860-1920), руководитель освободит. восстания в Сомали против брит. и итал. колонизаторов в 1899-1920. Нац. герой …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД АЛИ (1769-1849), паша Египта с 1805. Основатель династии, правившей до Июльской рев-ции 1952 (юридически до 18 июня 1953). Создал …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД V (1909-61), король Марокко с 1957, в 1927-53, 1955-57 султан, из династии Алауитов. После 2-й мир. войны выступал с …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД II АЛА-АД-ДИН (?-1220), хорезмшах (с 1200), распространил свою власть на Иран, Азербайджан, Хорасан, Афганистан, Мавераннахр и др. терр., разгромил …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД (Мохаммед; в европ. лит-ре часто Магомет, Магомед) (ок. 570-632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим араб. …
  • ЭМИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (турецк.) ? собственно означает "надежный", "верный", затем "начальник", "директор", "шеф" и т. д. и встречается в целом ряде сочетаний. Титул …
  • МУХАММЕД в Словаре Кольера:
    (ок. 570 - 632), основатель ислама. Родился в Мекке. Отец его умер еще до рождения Мухаммеда, а мать - вскоре …
  • МУХАММЕД в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    Мох"аммед и устар. Магом"ет, -а, м. Основатель ислама, почитаемый мусульманами как пророк, посланник Аллаха. А вы, о гости Магомета, стекаясь …
  • ЭМИН
    Геворк (настоящее имя и фамилия Карлен Григорьевич Мурадян) (р. 1919), армянский поэт. Трагическому прошлому Армении посвящены сборники «Предтропье» (1940), «Новая …
  • МУХАММЕД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок. 570-632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим арабского …
  • АЛИ-ПАША МЕХМЕД ЭМИН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Али-паша Мехмед Эмин (1815-71 гг.) - государственный деятель Османской империи. Неоднократно был везиром и министром иностранных дел. Принимал участие в …
  • ЭМИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Эмин (Федор Александрович) - писатель (родился около 1735 г., умер в 1779 г.). Биография Э., до появления его в России, …
  • ЭМИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Эмин (Николай Федорович) - писатель (умер в 1814 г.), сын Ф. Ал. (см. ниже); обучался в санкт-петербургском горном училище, служил …
  • ЭМИН НИКИТА ОСИПОВИЧ (МКРТИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Эмин (Мкртич [Никита Осипович]) - известный арменист (1815 - 1890). Родился в Персии; учился в Москве, в Лазаревском институте, где …
  • ЕТИМ ЭМИН в Большом энциклопедическом словаре:
    (наст. имя Магомед-Эмин) (1838-84) лезгинский поэт. Первым начал писать стихи на родном …
  • ЭМИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (до крещения - Магомет-Али Эмин) Федор Александрович (1735-16(27).4.1770, Петербург), русский писатель. Факты биографии до появления в России в 1761 недостаточно …
  • ЭМИН ИОСИФ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иосиф (1726, Хамадан, - 2.8.1809, Калькутта), деятель армянского освободительного движения. В 1751-59 жил в Великобритании, в 1759 выехал в Армению, …
  • ЭМИН-ПАША в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Emin Pascha) (настоящее имя и фамилия - Эдуард Шнитцер, Schnitzer) (28.3.1840, Оппельн, современный Ополе, Польша, - 23.10.1892, Канена, Конго), немецкий …
  • МЕХМЕТ ЭМИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Эмин (Mehmet Emin) (псевдоним - Юрдакул, Yurdakul) (1.5.1869, Стамбул, - 14.1.1944, там же), турецкий поэт, один из идеологов пантюркизма. Был …
  • ИОСИФ ЭМИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Эмин (1726-1809) один из организаторов освободительной борьбы армянского народа против иранского и турецкого ига; см. Эмин …
  • ЕТИМ ЭМИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Эмин (псевдоним; настоящее имя Магомед-Эмин, сын Севзихана) (1838, аул Цилинг, ныне Курахского района Дагестанской АССР, - 1884, аул Ялджух, ныне …
  • ЭМИН-ПАША, ПУТЕШЕСТВЕННИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Mehmed Emin Pascha, по-настоящему Eduard Schnitzer) — известный немецкий путешественник. Род. в 1840 г. в Силезии от еврейских родителей; в …

Прошлый год дался Мухаммед-Эмину тяжко: неведомая болезнь забирала все силы, и порой казалось, что пришел конец бытию земному и Хурса, предвестник смерти, уже стоит у изголовья его. И еще неизвестно было, куда определит его Всевышний, ибо грехов за ним, как и за всеми смертными, водилось немало.

Временами наступало облегченье, и нужно было видеть, как светилось тогда лицо ханбике, его любимой жены, дни и ночи проводившей у постели мужа.

Однако улучшения наступали все реже и реже, а в 1517-м прекратились совсем, – их отобрала тяжкая весть о смерти в Кашире младшего брата Абдул-Латифа. Говорили, что умер он от причины неведомой, но что это за причина, которая приводит к смерти сорокалетнего здорового мужчину, Мухаммед-Эмин догадывался: сына-наследника у него не было, и великий князь московский, узнав о болезни хана, поспешил избавиться от законного претендента на казанский трон. Скорее всего, своенравного и уже сидевшего однажды на ханском престоле Абдул-Латифа опоили по указке великого князя приставленные к бывшему хану бояре – глаза и уши государя московского Василия Ивановича…

Похоже надежд на выздоровление не было уже никаких. Тело хана покрылось незаживающими язвами, и даже стражники у входа в ханскую опочивальню слышали, как стонет ночами и скрипит зубами от лютой боли Мухаммед-Эмин. Лекари, собранные со всех концов державы, только теребили хилые бороденки и разводили руками: не в нашей, мол, власти излечить хана. Будем, де, уповать на волю Всевышнего.

Не помогало ничего: ни травные настои и припарки, ни мази из сосновой смолы и медовые ванны, ни заговоры ведунов и знахарей.

Весной 1519 года ханбике, взяв с собой несколько телохранителей, ездила сухопутьем в далекий камский улус, где близ старинной булгарской крепости Алабуга стоял на одном из древних жертвенных холмов с вросшим в землю каменным идолом, полуразвалившийся языческий храм в коем, как сказывали, жил, разменяв вторую тысячу лет, крылатый дракон Аждаха, знающий все на свете. Вернулась она в Казань почерневшая, с выплаканными глазами. А в один из дней созвездия бизмена привели на закате дня на ханский двор безумного старика Шамгуна, известного на казанских посадах своими пророчествами. Завидев вышедшую к нему ханбике, Шамгун пал на колени и с пеной у рта стал выкрикивать несвязно:

– Хурса. Я видел Хурсу.

Затем он вскинулся и, указывая на окна ханской спальни, взвыл:

– Вон он, Хурса! Он пришел за ханом! Он пришел…

Холодок пробежал по спине ханбике, и она бросилась во дворец. В спальне она встретилась со взглядом Мухаммед-Эмина, который, казалось, звал ее. Она приблизилась к мужу, опустила голову, стараясь услышать шепот его губ.

– Что, что? – спросила она, заливаясь слезами.

– Все, – еле слышно ответил хан и вздохнул…

Мухаммед-Эмин родился в тот самый год, когда его отец, хан Ибрагим, сын Махмутека и внук Улу-Мухаммеда, вышедшего из Орды и объявившего казанские земли своим улусом, заключил мир с Москвой, обязуясь, как писали летописи, подчиняться воле великого князя и отпустить всех полоняников, взятых в неволю за последние сорок лет. Случилось это в 873 году хиджры по мусульманскому летоисчислению, что соответствовало 6977 году от сотворения мира календаря русского, то есть, в 1469 году от Рождества Христова. В 1475 году родился его брат Абдул-Латыф, а в 1479 году отец умер.

На казанский престол был поднят Ильхам, сын старшей жены Ибрагима Фатимы и, следовательно, старший брат Мухаммед-Эмина и Абдул-Латыфа по отцу. И их мать, ханбике Нурсалтан, решила покинуть Казань.

А затем состоялся разговор, круто изменивший всю дальнейшую жизнь Мухаммед-Эмина.

– Простись с братом, сынок, – сказала тогда мать, глядя мимо Мухаммед-Эмина.

– Зачем? – похолодел от одной только мысли о разлуке с матерью и братом Мухаммед-Эмин.

– Видишь, как оно все обернулось. Ты должен был стать ханом. Но худые люди в державе верх взяли. Уходить надо, только уходить с гордо поднятой головой. Ты понял меня? – строго посмотрела на сына Нурсалтан.

– Понял, – ответил Мухаммед-Эмин.

– Поедешь в Москву, к великому князю Ивану. Он друг мне…

Мухаммед-Эмин съежился и опустил голову.

– И ты, мой сын, запомни, – стараясь говорить строго, продолжала Нурсалтан, – проиграл – не значит побежден, пока сам себе в этом не признался. Не сдавайся, и тогда тот, кто выиграл, никогда не сможет чувствовать себя победителем… Тебе это будет не слишком трудно: все, что нужно мужчине и воину, заложено в тебе Творцом… Ты понял меня? – снова спросила Нурсалтан.

– Понял, ани, – ответил Мухаммед-Эмин не поднимая головы.

– И ты еще будешь ханом, поверь мне…

Она обняла его. Мухаммед-Эмин вот-вот готов был заплакать, но сдерживался: он – мужчина, а плакать, значит проявлять слабость.

– А мне…нельзя остаться с тобой?

– Нет, – слегка отстранившись от сына, ответила Нурсалтан. – Абдул-Латыф еще мал, я нужна ему, и нам теперь надо искать пристанища. А ты уже большой. Ты скоро станешь мужчиной и воином. Ты уже мужчина. И тебе пора жить… А у нас – еще неизвестно, как сложится. Я отписала великому князю московскому о тебе. Он готов принять тебя как брата и сына. Я ему верю. Тебе будет лучше с ним, чем со мной. И он поможет тебе стать великим ханом…

И Мухаммед-Эмина отвезли в Москву. А Нурсалтан с Абдул-Латыфом поехала в Крым к своему брату Тевекелю, который несколько лет назад вышел из Орды и стал служить крымскому хану Менгли Гирею.

Великий князь принял Мухаммед-Эмина с почетом, именовал царевичем и «названным сыном» и дал, как тогда говорили, «в кормление», крепкий городок Коширу. Нурсалтан в переписке с Иваном Васильевичем, которая завязалась еще в бытность ее казанской ханбике и продолжалась в течение тридцати лет, спрашивала великого князя, как, мол, там Мухаммед-Эмин? И тот отписывал ей уже в Крым, что, де, все ладно и беспокоиться ей не о чем. Письма Нурсалтан к великому князю и Ивана Васильевича к ней, в достаточной мере сохранились и были опубликованы в 1884 году в «Сборнике Императорского русского исторического общества».

В 1484 году Иван Васильевич, обещавший Нурсалтан помочь в возведении Мухаммед-Эмина на казанский престол, постарался, и путем военного давления на Казань, Ильхам был низложен, а Мухаммед-Эмин поднят в ханы. Было ему в то время 15 лет, пять из которых он прожил при дворе великого князя, и казанцы, почуяв в нем человека, почти обрусевшего, через несколько месяцев свергли Мухаммед-Эмина, вернув на престол Ильхама.

Затем, в течение трех лет, чехарда с казанским престолом продолжалась со все убыстряющимся темпом: Ильхам – Мухаммед-Эмин – Ильхам – Мухаммед-Эмин – Ильхам… Наконец. В 1487 году, при поддержке 120-тысячного русского войска Мухаммед-Эмин вошел в Казань, беспечный Ильхам с матерью Фатимой, женами, сестрами и братьями прямо за обеденной трапезой, как писал автор повести-летописи «Казанская история», был арестован и свезен покуда в Москву, а «названный сын» великого князя сел на престол надолго. Обещание великого князя сделать Мухаммед-Эмина казанским ханом было выполнено…

Новому хану было трудно. По условиям договора с Иваном Васильевичем он был обязан всячески блюсти интересы Москвы в ханстве и в то же время учитывать интересы своей страны, зачастую идущие вразрез московским. Задачей Мухаммед-Эмина было жить в понимании и дружбе с влиятельными казанскими беками, часть из которых смотрела в сторону Востока. Такие обстоятельства – меж молотом и наковальней – заставили Мухаммед-Эмина лавировать, быть тонким дипломатом, находить компромиссы, что, впрочем, ему удавалось, хотя и с большим трудом.

А личностью он был весьма интересной. Недоброжелатели, в частности, бек Кель-Ахмет говорили о нем, как о деспоте и женолюбе. Последнее, скорее всего, было правдой: хан любил женщин. Известно, что после получения разрешения у великого князя на женитьбу на дочери ногайского бека Мусы, Мухаммед-Эмин еще не раз был женат. Но, несмотря на это, настойчиво просил Ивана Васильевича отпустить из плена одну из жен Ильхама, весьма приглянувшуюся ему. В конечном итоге он своего добился и взял таки ее в жены…

И все же промосковская политика Мухаммед-Эмина, несмотря на компромиссы с «восточной» партией и его умение находить решения, привела к заговору, во главе которого стояли беки Кель-Ахмет, Урак, Садыр и Агиш. Они входят в переговоры с сибирским царевичем-чингизидом Мамуком и весной 1495 года открывают ему ворота Казани.

Окончательно оттолкнул от себя Мамук родовитых казанцев, когда бек Кул-Мамет, приехав в свой аул на Кабане передохнуть от трудов, обнаружил в своем доме какого-то безродного мурзу в драном чекмене, который стал прямо перед носом бека размахивать ханским ярлыком на владение аулом. Кул-Мамет выхватил саблю и в куски изрубил наглого мурзу, после чего отъехал в Казань и, растолкав охрану Мамука, ворвался в покои хана и изорвал на его глазах сей ярлык. Кто знает, как далеко зашло бы дело, не схвати ханские стражники Кул-Мамета. Говорили после, что будто бы взбешенный бек обнажил даже свою саблю против хана, что каралось во все времена смертью, ибо всякая власть – от Бога, а хан – Эмир правоверных. Все же кто-то шепнул хану повременить с казнью взбунтовавшегося бека, и он был брошен в зиндан, где уже сидел главный зачинщик переворота бек Кель-Ахмет, тоже все понявший и уже сделавшийся первым другом Москвы. И когда повел Мамук войска усмирять взбунтовавшихся аров и, не взяв Арскую крепость, возвращался в Казань, то уперся в запертые ворота, увидев на стенах кипящую в огромных чанах смолу, готовую политься на головы, и воинов с натянутыми тетивами луков. И он, скрежеща от злости и бессилия зубами, повернул в ногайские степи и, не дойдя до них, от великой досады, разрывавшей его сердце, отдал Всевышнему душу.

Мухаммед-Эмин, узнавший о событиях в столице ханства раньше других через своих лазутчиков, быстро перебрался из Москвы в Нижний Новгород, ожидая, что вот-вот прибудут из Казани послы звать его на престол.

И послы прибыли. Только лучший друг Москвы Кель-Ахмет, возглавивший временное правительство, боясь, что за переворот он получит свое и даже более, стал просить на престол не Мухаммед-Эмина, а его младшего брата Абдул-Латыфа, с 1493 года тоже отданного Нурсалтан на воспитание великому князю и владеющему «в кормлении» Звенигородом. Иван Васильевич – делать нечего – согласился, и на казанский престол сел двадцатилетний Абдул-Латыф, а Мухаммед-Элмин в качестве компенсации, получил от великого князя во владение к городу Кашире еще Серпухов и Хотунь.

Неведомо, как отнесся к воцарению на Казанском престоле своего брата Мухаммед-Эмин. Может, радовался за него, может, злился. Возможно, он уже простился с самой возможностью снова быть казанским ханом.

Но он не знал брата. Они увиделись после 16-летней разлуки только в 1495-м году, когда бежавший из Казани Мухаммед-Эмин приехал в Москву. Абдул-Латыф был малоразговорчив, явно себе на уме, что, как решил для себя Мухаммед-Эмин, для правителя совсем не лишне. Большего о брате Мухаммед-Эмину узнать не удалось – тот был для него закрыт и раскрываться не собирался… Через год–два после воцарения в Казани, Абдул-Латыф повел самостоятельную политику, испортил отношения с Москвой, нажил множество врагов и, как сказал великому князю приехавший в Москву Кель-Ахмет, «начал лгать,…ни в каких делах управы не чинил да и до земли Казанской учал быть лих….». В 1501 году Абдул-Латиф был низложен с престола и сослан на Белоозеро, а казанским ханом, вот уже в который раз, стал Мухаммед-Эмин.

Вернулся в Казань хан с новой женой, вдовой Ильхама, той самой, которой так долго добивался. Проведшая в ссылке в Вологде более десяти лет, оттаивала она быстро и вскоре, как бы проснулась от долгого сна, увидела, что она – царица, а муж ее, не в пример Ильхаму, мужественен и красив, и именно он добился ее освобождения из плена. И к чувству благодарности за спасение пришло к ней чувство любви.

Они были неразлучны, и Мухаммед-Эмин дня не мог обойтись без нее. Автор «Казанской истории» писал, что «Махметемину царю люба бысть братня жена велми».

А бывшая полонянка просто души не чаяла в муже. По словам казанского летописца, уделившего на своих страницах на протяжении всей истории Казани место только двум женщинам, ей и несравненной Сююмбике, она ни на шаг не отходила от Мухаммед-Эмина, и буквально «висла у него на шее», помогая словом и делом во всех его начинаниях.

Думный дьяк Михайла Клепик, исполнявший в Казани функцию посла и «присматривавший за ханом», писал великому князю в одном из своих писем-докладов, что, де, жонка ханова зело люба хану и он, мол, во все дела державные ее допущает и никоей тайны от нее не держит. «А жонка сия, – писал далее дьяк, – велми умом пребогата, и хан ее советы слушает и не редко делает так, как она ему сказывает, от чего немалая поруха для твоего, Государь, интересу обнаруживается. А с велможи, кои противу тебя, Государь и великий князь, помыслы держат, царица зело ласкова и приветлива, а кои велможи чаянием твоим, Государь, следуют, тех в опале держит. А еще сказывал Уракчей-князь, что слышал, как царица уговаривала будто Махметемина от тебя, Государь, отвергнуться, дабы не считали его в ихнем бусурманском мире рабом твоим и прислужником, и царством править самостоятельно, без оглядки, де, на тебя, Государь, и помыслы твои. А, вестимо, яко капля дождевая крепкий камень до дыры точит, так и мщение женское даже премудрых человеков многих коренит. Так и мне сдается, Государь великий князь, что царь казанской вскорости советов ее послушает да и отложится от тебя, Государь, напрочь…»

Так оно было, или нет – ведомо одному Всевышнему. Может, думный дьяк и с испугу в письме своем лишнего написал, чего и не было. Может, выслужиться хотел перед великим князем, – смотри, де, Государь, как раб твой за государство радеет. А может, бек Урак не без мысли задней задумал Мухаммед-Эмина в глазах Ивана Васильевича опорочить, ибо интриганом бек был знатным, и времени минуло совсем мало, когда был уличен он в тайной переписке с братом Мамука Агалаком, в коей звал он его на казанский престол. Так или иначе, однако добрые и почти родственные отношения хана с великим князем дали трещину.

Началось все с взаимных оскорблений послов. Затем последовали аресты беков, уличенных в тайных сношениях с Москвой. Однако до разрыва мирного договора дело не дошло: и великий князь, и его «названный сын» знали друг друга не один год, дважды Иван Васильевич помог Мухаммед-Эмину занять казанский престол, пусть и не без корысти для себя, отпустил из плена вдову Ильхама, и хан вот так, запросто живешь, не мог нарушить обещания не воевать Русь.

А вот царица была иного мнения, и ее можно было понять; ханбике провела в русском плену более 10 лет и, естественно, горела жаждой мщения.

Иного мнения был и ханский Диван. Шейх Эмми-Камал, поэт и смотритель казанских архивов, вытащил на свет божий старинные свитки, по которым следовало, что русский город Муром и не Муром вовсе, а булгарская крепость Кан-Керман, а приграничный городок, зовомый урусами Нижним Новгородом – суть также бывший булгарский аул, коий, несомненно, державе казанской принадлежать должен. А посему, де, покуда великий князь Иван болен и вот-вот отдаст Богу душу, а урусы, де, меж собой все перелаялись и уже с ножами друг на друга кидаются – самое время из-под влияния москвитского выйти и городки сии назад отобрать. Диван – совет ханский – мог провести такое решение и без соглашения хана…

Мухаммед-Эмину было очень неуютно. Вот уж когда во всей полноте почувствовал он себя меж молотом и наковальней. Но это состояние кончилось со смертью Ивана Васильевича в 1505 году: хан не считал себя чем-то обязанным новому великому князю Василию Ивановичу, и мирный договор между Казанью и Москвой стал простой бумагой.

Война для Руси началась неожиданно. 24 июля, в день открытия ежегодной ярмарки на Гостином острове, русские купцы были побиты, а товары разграблены. Все находящиеся в городе поданные великого князя арестованы, и часть их продана в качестве рабов в Астрахань и Персию.

Затем, соединившись со своими извечными врагами – ногайскими татарами, – Мухаммед-Эмин осадил Нижний Новгород, выжег его посады и слободы, но город не взял: ногаи хотели только грабить, но не воевать.

Весной 1506 года уже русские, собрав около ста тысяч войска, пошли «землею и водою» на Казань. И те, что шли по Волге-Итили ладьями да стругами, пришли первыми; не дожидаясь конных да пеших, высадились в количестве тридцати тысяч в устье Казань-реки, сходу взяли Биш-Балту и, окрыленные успехом, двинулись к Казани. Однако как только ступили русские полки на Козий луг, место по весне сырое да топкое, а ныне и вовсе затопленное водами Казанки, выскочил из засады в Ягодном лесу конный отряд бека Отуча, ударил им в спину и погнал под кремлевские стены, где их уже ждали.

Около десяти тысяч русских воинов положили в том бою казанцы, и озеро Поганое под кремлем сплошь было покрыто трупами неверных, покуда их не выловили баграми да не закопали на бережку Казанки в одной могиле. И долго еще шарахались на Козьем лугу кони от останков человеческих.

Ровно через месяц после битвы на Козьем лугу брат великого князя Дмитрий двинул все русские полки – около 90 тысяч воинов – на Казань. «Казанцы…увидели, что им не справиться с врагами в правильной битве, поэтому они сочли необходимым обойти их хитростью. Итак, раскинув для виду стан… и спрятав лучшую часть своих войск в удобных местах для засады, они как будто пораженные страхом, внезапно покинули стан и пустились в бегство. Московиты… врываются в стан врагов. В то время, как они были заняты разграблением, татары выступили из засады с Черемисскими стрелками и устроили такое избиение, что Московиты вынуждены (были) бежать, покинув пушки и воинские снаряды». Так писал австрийский дворянин славянских кровей дипломат барон Сигизмунд Герберштейн в своих знаменитых «Записках о Московитских делах», написанных в первой половине XVI века.

Потери русских в этой битве были огромны. «И покрыся лице земли трупием человеческим, поле Арьское и царев луг кровию очервленишася,» – писал казанский летописец. Казанка и протока Булак были полны трупов, вода в них три дня текла кровавая, и Булак, как писал автор «Казанской истории», можно было перейти по трупам, «аки по мосту». Всего из 100-тысячного войска в Москву вернулось 7 тысяч…

Теперь, расставив все точки над «i», Мухаммед-Эмину был нужен мир.

– Говори, что хочешь, кайся моим именем, кланяйся в ножки самому захудалому подьячему, но привези мне мир, – говорил Мухаммед-Эмин бакши Бозеку.

«Министр иностранных дел» ханства кивал покорно головой и мысленно готовился к сырым и холодным московским зинданам.

– Покупай всех, кто покупается, сули им все мыслимое и немыслимое, – продолжал хан, – обещай от моего имени вернуть всех пленных до единого без всякого выкупа, только привези мир. Привезешь – сделаю тебя своим карачи, не привезешь…– Мухаммед-Эмин выразительно посмотрел на бакши и замолчал.

– Я все понял, – сказал в поклоне Бозек и попятился к дверям, которые открыли перед ним стражники. – Да продлит твое дыхание Аллах, всемудрейший и великий хан.

Тем же днем Бозек уехал в Москву, попрощавшись на всякий случай с семьей и сделав «последние» распоряжения. Вестей от него не было долго, и только месяцев через восемь прибыл от него ильча-посланник с грамоткой, в коей сообщал бакши, что целых полгода просидел он на посольском дворе под запорами, и только после этого великий князь принял его. Василий Иванович кричал и ругался, понося его, великого хана, всякими непотребными словами, кои он, Бозек, повторить в своем послании никак не может. Однако, писал бакши, воевать Казань великий князь в скором времени не намерен. Ибо помыслы его направлены против Литвы. В конце грамотки Бозек просил, чтобы не оставил великий хан вниманием и благорасположением его семью.

Худо-бедно, но это был все же мир. Зная по Москве Василия, его характер и привычку никогда не забывать нанесенных ему обид, Мухаммед-Эмин обнес каждый из казанский посадов новыми острогом в виде срубов высотой в три сажени, – попробуй, возьми.

А в общем, это было спокойное время. Ханбике занималась садом перед дворцом, а Мухаммед-Эмин, сидя в одной из беседок сада, писал стихи:

Явился Тимур в семьсот пятидесятом году,

И мир исполнился гибельных потрясений;

Сам он, будучи хром, а умом глуп,

Распространил всюду мрак смятений.

Много ученых и старцев мучениками стали,

Освещенные верою ислама;

Страна от смятений, это верно,

Опустела, и полились слезы страха.

Что же ответит он перед Всевышним,

Если Господь будет спрашивать строго?

Боже, суди ты сего раба своего

На том свете, как язычника жестокого…

День за днем, год за годом хан и ханбике были вместе, и каждую ночь открывалась, знакомо скрипнув, незаметная дверца, впуская Мухаммед-Эмина в спальню ханбике. Не омрачил ее дни и приезд в Казань крымской ханбике Нурсалтан, жены Менгли-Гирея, с черноглазым вертлявым пасынком Сахибом, который, кажется, недолюбливал мачеху и побаивался ее. Обласкав и осыпав подарками другую сноху, дочь бека Мусы, Нурсалтан, за все десять месяцев пребывания в Казани, едва ли обмолвилась несколькими фразами с другой снохой – две решительные и волевые женщины, узнав каждая в другой себя, не нашли, как это часто бывает, взаимопонимания…

Но, все мирское имеет начало, а, следовательно, и конец. Мухаммед-Эмин заболел, и после долгих страданий умер. А его верная жена, имени которой не сохранила для нас история, выстроив на могиле мужа мавзолей-усыпальницу, последовала за ним, приняв смертельную дозу крысиного яда.

Вот такая история…

Биография внука первого правителя ханства на берегах Волги

Фото: runivers.ru («И великий князь Иван Васильевич всея Руси царя Магамет-Амина по своей воле посадил на царство в Казани». Миниатюра Лицевого летописного свода)

«Реальное время» продолжает рассказывать о казанских ханах, захоронение останков которых состоится завтра, 19 мая. В сегодняшней авторской колонке наш колумнист, историк Булат Рахимзянов повествует о жизни и политической деятельности хана Мухаммед-Амина (1469(?)-1518 гг.).

Мухаммед-Амин (1469(?) - 18 декабря 1518 г., в возрасте не более 50 лет) - трижды казанский хан (1485-1486, 1487-1496, 1502-1518), сын хана Ибрагима ибн Махмуда и ногайской княжны Нур-Султан, брат ханши Гаухаршад.

Чем он отметился в истории Казани и Московского государства, с которым он также был тесно связан? Как заполучил ханский трон? Был ли он другом Москвы или лавировал между сильными игроками политической сцены в надежде обеспечить стабильность и независимость Казани? Проследим это на материалах источников.

Взятие Казани «саблею» в 1487 году

К середине 1480-х годов в Казани велась активная борьба за ханский трон. Она началась как внутренний конфликт, когда различные группы знати поддержали разных сыновей умершего в 1479 году хана Ибрагима б. Махмуда (Мамотяк, Махмутек): одна, проногайская, Али б. Ибрагима (Ильгам, Алегам; Али был сыном от первой жены хана, Фатимы), другая, промосковская, его сводного брата Мухаммед-Амина б. Ибрагима (Мухаммед-Амина родила вторая жена хана, Нур-Султан).

Штурм Казани. Художник О.Ю. Брандуков. Фото blogger.com

Процарствовав 5 лет после смерти отца, Али в конце 1484 - начале 1485 года был смещен, и на казанском троне в первой половине 1485 года оказался Мухаммед-Амин. Во второй половине 1485 года Али вернулся к власти (причем на этот раз уже при поддержке Москвы; Мухаммед-Амин при этом бежал из города), вновь был смещен (в 1486 году в Казани находился Мухаммед-Амин), а в 1487 году появился с ногайскими войсками и «согнал с Казани» брата. Мухаммед-Амин вновь бежал в Москву. В июле того же 1487 года русские воеводы взяли город и опять водворили в ханском дворце Мухаммед-Амина - на этот раз надолго. Над Казанским ханством был установлен некий вид московской «опеки», продолжавшейся до 1505 года. Главной его сутью были «братские» отношения Москвы и Казани, а также желание перевести под контроль Московского государства внешнюю политику и вопросы престолонаследия Казанского ханства.

Военное завоевание Казани в 1487 году позже стало для московских идеологов правовым основанием для претензий на ханство как на свой «юрт». Причем прямая ссылка на покорение Казани «саблею» обычно применялась в переговорах с мусульманскими правителями, так как в мусульманском мире прямое военное объяснение не было бесчестным, но, напротив, являлось добродетельным и уважаемым. Однако эти необоснованные претензии противоречили действительности московско-казанских отношений. Их выдвижение свидетельствует лишь о сознательном стремлении Москвы приуменьшить статус Казанского ханства в своих отношениях с соседями. Москва пыталась низвести статус Казани до уровня московского владения, однако на внешнеполитической сцене это не было признано.

Когда во второй половине 1485 года Мухаммед-Амин покинул Казань, он осел в Московском великом княжестве при дворе великого князя. В марте 1487 года Иван III информировал Нур-Султан, мать Мухаммед-Амина, о благоденствии ее сына:

«А что еси писала в своей грамоте о своем сыне о Магмети Амине царе, и мы как наперед сего добра его смотрили, так и ныне аж даст Бог хотим добра его смотрити, как нам Бог поможет».

«И взяли город Казань июля в 9 день, и царя Казанского Алегама пленили с его матерью и царицей, с двумя братьями и сестрой, и с его князьями, и привели их в Москву». Фото runivers.ru (миниатюра Лицевого летописного свода)

В июле этого же 1487 года Иван III снарядил армию, которая вновь сопроводила Мухаммед-Амина в Казань с претензией на занятие трона. Дальнейшие события кратко изложены в письме Ивана матери Мухаммед-Амина, посланном в следующем месяце:

«Твой сын Магмет-Аминь к нам приехал; и мы, надеяся на Бога, посылали есмя на своего недруга на Алягама царя своих воевод. Милосердый пак Бог как хотел, так учинил: наши воеводы Казань взяли, а нашего недруга царя Алягама поимав и с его братьею и с его матерью и с его царицами и со князми к нам привели; а твоего сына Магмет-Аминя царя на Казани есмя посадили. А тобе бы то было ведомо».

После 1487 года Иван III мог непосредственно вмешиваться во внутренние дела Казани и осуществлять определенный контроль над ее внешней политикой. Однако, несмотря на то, что баланс сил между двумя государствами стал перевешивать в сторону Москвы, еще не было свидетельств того, что Казань потеряла статус автономного государства. Правильнее будет говорить о колебаниях между независимостью Казани и иногда успешными попытками Москвы установить свое господство над ханством.

Тем не менее, начиная примерно с 1520-х годов, прецедент с Мухаммед-Амином 1487 года стал рассматриваться московской стороной как точка отсчета для времени, когда Москва приобрела (в ее собственных глазах) право возводить казанских ханов на престол по своему усмотрению. В версии Москвы, с 1487 года казанские ханы превратились в вассалов московских великих князей и могли всходить на престол только с их согласия. Данная теория широко использовалась в отношениях только с третьими государствами (Великое княжество Литовское, Османская империя, Габсбурги). Это неудивительно - татарский позднезолотоордынский мир никогда не принял бы такой трактовки казанской истории. Москва также знала, что это всего лишь дипломатический конструкт, но его длительное практическое использование привело к тому, что в дальнейшем она сама поверила в него.

Была ли Нур-Султан удовлетворена новостями о наследовании сына или, напротив, испугалась того, что он вступил на опасный путь, мы можем только догадываться.

«О приходе в Москву царицы крымской Нур-Салтан. В том же месяце июле в 21 день в воскресенье пришла на Москву Крымского царя Менли-Гирея царица Нур-Салтан, дочь Темира, да с нею сын Менли-Гирея Саип-Кирей-Салтан. И великий князь всея Руси Василий Иванович встретил ее с честью с боярами. (…) А пришла царица, чтобы со своими детьми увидеться, с царем Магамет-Амином Казанским да с царем Абдыл-Летифом, которые великому князю служат». Фото runivers.ru (миниатюра Лицевого летописного свода)

Мухаммед-Амин и Абд ал-Латиф

У Мухаммед-Амина был младший брат, Абд ал-Латиф. Несколько лет спустя, во время событий 1496-1497 годов, двое братьев оказались в фокусе московско-крымских отношений. Нур-Султан и ее муж, крымский хан Менгли-Гирей, получили известия, что султан Мамук б. Махмудек, джучид из Сибири, подойдя с войском к Казани, сместил Мухаммед-Амина и взошел на казанский трон. Мухаммед-Амин бежал в Москву с женой и верными ему князьями. Чтобы подчеркнуть ответственность Ивана за смещенного джучида, Менгли-Гирей напомнил Ивану его прежние отношения с Мухаммед-Амином: «Магмед-Аминя царя гораздо бы еси подчивал, названой тебе сын и друг».

Великий князь при этом старался восстановить свое влияние в Казани. Казанская знать изгнала Мамука из города и отправила его обратно в Сибирь. Только после этого Иван III ответил крымскому хану:

«Писал еси ко мне в своей грамоте… о Махмет-Амине о царе; ино Махмет-Аминево царево дело так ссталося: как пришел на него шибанской царь Мамук, и Махмет-Амин царь, не поверя своим людем, к нам приехал, и мы ему в своей земле городы подавали и дружбу свою ему чиним, и вперед оже даст Бог хотим ему дружбу свою чинити и свыше. А на казанском юрте, Божьим изволением, царем учинили есмя Абдыл-Летифа царевича».

Таким образом, Абд ал-Латиф сменил Мухаммед-Амина на казанском троне.

Когда Мухаммед-Амин в 1497 году бежал в Москву с женой и верными ему князьями, Иван III передал ему в управление города Серпухов, Хотунь и Каширу «со всеми пошлинами». С 1497 по зиму 1502 годов эти три города находились в руках Мухаммед-Амина. Серпухов принадлежал к владениям великокняжеского дома.

Мухаммед-Амин вновь являлся казанским ханом в 1502-1518 годах. В последний год жизни Ивана III он вышел из-под контроля Москвы: в 1505 году внезапно осложнились отношения Москвы с Казанью. 24 июня 1505 года произошел русский погром, московские купцы были убиты, посол М.А. Кляпик арестован. Это событие ознаменовало начало московско-казанской войны 1505-1507 годов. В Московское государство поступают сведения о планах казанского хана Мухаммед-Амина «воевать» новгородские и муромские места (август - сентябрь 1505 г.). В этом же году Мухаммед-Амин без успеха осадил Нижний Новгород, однако в следующем году умело разбил под Казанью карательное войско, посланное новым великим князем Василием III. В 1507 году был заключен мир (его условия неизвестны). В 1510-1512 годы при посредничестве своей матери, ханбике Нур-Султан и ее пасынка Сахиб-Гирея (будущего крымского хана) заключил новый договор с Василием III, признав его политическое верховенство.

Русский летописец по этому поводу выражается глухо: «Тоя же осени, ноября 19, Абдыл Летифа царя в живых не стало». Фото runivers.ru (миниатюра Лицевого летописного свода)

В 1518 году Мухаммед-Амин был уже тяжело болен (как едко пишет «Казанский летописец», в наказание за свою неправедную жизнь), что остро поставило вопрос о престолонаследии. Пока шли окончательные приготовления между сторонами, Василий III согласился на его замену братом Абд ал-Латифом.

Однако судьба распорядилась так, что Абд ал-Латиф больше никогда не увидел родную ему Казань. Будучи в Кашире и дожидаясь утряски всех организационных вопросов, он неожиданно заболел и умер 19 ноября 1517 г. Хану было около 42 лет. Русский летописец по этому поводу выражается глухо: «Тоя же осени, ноября 19, Абдыл Летифа царя в живых не стало». В письме к его матери Василий не преминул указать, что ее сын умер в наказание за его грехи. Мухаммед-Амин вскоре последует за своим братом и покинет этот мир 18 декабря 1518 года; ему было не более 50 лет.

Конец династии казанских ханов

Это событие имело много последствий. С Мухаммед-Амином прекратилась династия Улуг-Мухаммеда на казанском престоле, то есть династия, которой казанский престол принадлежал по праву основания.

Ни Мухаммед-Амин, ни его брат Абд ал-Латиф не оставили после себя сыновей. Их сестра царевна Гаухаршад в тот период проживала в Казани, но вопроса о ее кандидатуре не поднималось. Последний представитель ханского рода царевич Худайкул, живший более 30 лет в Московском государстве, давно обрусел. Он крестился, женился на русской и утратил свои права на казанский престол. Династия Улуг-Мухаммеда пресеклась, и для Казанского ханства остро встает вопрос о престолонаследии, который в конечном итоге будет одной из причин политических неурядиц первой половины XVI века, приведших к падению ханства.

В конце XV - начале XVI веков соотношение политического положения казанских ханов и московских великих князей пришло в активное движение - военные реалии постепенно стали диссонировать с инерцией политической традиции. Это неудивительно: согласно тюркским представлениям Степи, которые вынуждены были разделять и московские правители, харизмой обладал тот, кто одерживал победу в военных сражениях. Того же, кто становился неудачлив в войне, она постепенно покидала.

Русские города, которые давались бывшим казанским ханам в управление (Кашира, Звенигород, Серпухов, Хотунь), ранее часто принадлежали к владениям великокняжеской семьи, что недвусмысленно говорит нам о статусе бывших ханов в Московском государстве. Статус же Мухаммед-Амина и Абд ал-Латифа в татарском мире определялся их происхождением, а также фактом реального правления в Казани, являвшейся важной единицей позднезолотоордынского мира.

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов - историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.