Орлуша, биография, интересные факты, библиография. Орлов Андрей: биография, личная жизнь, фото

Орлов, Андрей

Орлу́ша (настоящее имя Андре́й Анато́льевич Орло́в ; род. 2 ноября 1957, Березники, Пермская область) - российский поэт.

Биография

Родился в Березниках в семье строителей. В трехлетнем возрасте вместе с родителями переехал в Череповец. Около года семья провела в Финляндии, где отец работал на строительстве крупного завода, после чего перебралась в Челябинск.

В детстве ходил в музыкальную школу (класс фортепиано), занимался плаванием. Окончил школу в 1974 году в Челябинске. Поступил в Московский институт химического машиностроения, но был отчислен со второго курса. В 1979-1981 годах служил в армии в Пензенской области. Работал журналистом «Московского комсомольца», продюсером, политтехнологом, специалистом по рекламе, арт-директором журналов «Столица» и «Крокодил». Являлся совладельцем компании «ИМАРТ-Видео», участвовал в создании программы партии «Единая Россия» (в то время - «Единство»).

Широкую известность получил в середине первого десятилетия XXI века как автор сатирических стихов, изобилующих ненормативной лексикой, которые распространялись в интернете и на мобильных телефонах. Критик Дмитрий Быков в статье «Орлуша, большая ты стерва» утверждает, что Андрей Орлов - «главный русский поэт нашего времени».

Герои многих стихов Орлуши - публичные люди современности: Анастасия Волочкова, Никита Михалков , Ксения Собчак , Владимир Соловьёв, Михаил Фрадков, Сергей Шойгу и др. Порой Орлуша в своей поэзии подключает инвективную лексику к патриотической тематике («Про случай около Рейхстага», «Патриотическое»).

Живёт в Москве. Холост. Есть младший брат.

  • По собственным словам, в начале 90-х встречался в штате Нью-Мексико (США) с Карлосом Кастанедой и выпивал с ним водку с текилой.

Библиография

  • Стихи и рингтоны / Orlusha / Андрей Орлов. - Москва: Астрель: Литпром, 2008. - 370, с.; 21 см. ISBN 978-5-17-052084-8 (АСТ)

Стал известным, в первую очередь, благодаря интернету. Если бы не Всемирная сеть, его творения так и не нашли бы своего читателя. Выпуску его стихов и прозы в стандартном - печатном виде мешает, конечно же, обильное количество нецензурной лексики.

Андрей Орлов - настоящее имя писателя, хотя он больше известен всем как Орлуша. В каких же условиях рос будущий злободневный автор?

Детство Орлуши

Андрей Орлов, биография которого содержит множество интересных поклонникам фактов, 1957 года в Березниках. Все годы детства семья Орловых провела в разъездах. Причиной этого служила профессия отца. Будучи строителем, он следовал по России вслед за своими проектами. Почти год семья прожила в Финляндии.

Соответственно, мальчик привык постоянной смене квартир, школ, друзей. Кстати, и прозвище Орлуша он получил в одной из школ от преподавателя литературы.

Несмотря на частую смену обстановки, маленький Орлуша успел освоить фортепиано в музыкальной школе. Особых талантов к учебе Орлов Андрей не выявлял. Точно так же, как и поэтических задатков.

Первые шаги к известности

Окончив школу, Орлов Андрей учился в Московском институте машиностроения. Однако был отчислен уже со второго курса учебы. Отслужив в армии, он занялся поисками себя - пробовал журналистику в «Московском комсомольце», рекламный бизнес, политтехнологию и даже некоторое время пробыл арт-директором известного на то время сатирического журнала «Крокодил», высмеивающего злободневные вопросы. Позже автор принимал активное участие в создании партийной программы «Единой России», стал совладельцем компании «Имарт-видео». В силу своей активной деятельности в он лично знаком со многими известными деятелями как в культуре, так и в политике. Вхож в «закулисье».

Стихи на даче

Что бы ни пробовал на своем жизненном пути Орлов Андрей, несомненно, это оставляло след в его биографии. Но настоящую известность ему принесли его поэтические творения.

Начав писать острые сатирические стишки, он даже не подозревал о том, какую популярность они ему принесут. Стихи создавались в шутку, для того, чтоб почитать их часто приезжающим на дачу гостям, повеселится вместе с ними.

Однажды напечатав свои творения в интернете, поэт неожиданно обрел большую популярность. В первую очередь этому способствовал тот факт, что его стихи в острой форме отображают действительность, не боясь резких высказываний, в чей либо адрес.

На сегодняшний день его странички в фейсбуке и в контакте стали необычайно популярны.

Орлов Андрей, о ком он пишет?

Персонажи поэзий знаменитого интернет-сатирика - известные в обществе люди. Причем автор не выбирает сферу деятельности, он просто иронизирует по поводу заинтересовавших его личностей. Остроту его высказываний почувствовала на себе гламурная Ксения Собчак, Владимир Шойгу, не остался в стороне и теперешний президент Владимир Путин.

В своих высказываниях Орлов Андрей ни капельки не сдерживается и озвучивает картину происходящего так, как это выглядит для него.

Его творчество многие сравнивают с песнями Талькова и Цоя. При этом поэт совершенно не считает себя звездой российской поэзии, занимаясь написанием стихов в первую очередь для себя.

Нецензурные выражения, присутствующие во всех его творениях, сам Орлов Андрей оценивает как возможность наиболее точно выразить свое отношение к происходящему. При этом он совершенно не приветствует присутствие грубого мата в обыденной жизни.

Люди по-разному воспринимают творчество Орлуши. Одно можно сказать точно - оно никого не оставляет равнодушным.

Российский поэт Андрей Орлов (Орлуша) посвятил свое новое стихотворение умершему российскому актеру и режиссеру .

Стих под названием "Не жалею. Не скорблю. Не плачу" поэт разместил на своей странице в Facebook.

Вчера под вечер был в одних гостях.
Все как обычно: тесно, рюмки, чашки,
И разговор о «плясках на костях»
Привел нас к пляскам на живом Аркашке.
Аркадий, если кто его видал,
Не из танцоров, яйца, блин, мешают.
Поверю, если скажут «в морду дал»,
Но штамп про танцы суть не отражает.

Хозяин, искрометен и не глуп,
Борец с режимом и его злодейством
Вдруг возопил про «неостывший труп»
Учителя по части лицедейства.
Потек елей про ту и эту роль
На душу отлетевшую бальзамом,
И вскрылись люди, будто их пароль
Раскрыл, как двери к таинствам Сезама.

Как он играл!!! А как он зал держал!
- Матроскин, «Неоконченная пьеса»!
- А то, что он у*людку руку жал, -
Издержки сложных творческих процессов!
Про «Пьесу»… Я смотрел ее давно,
В ней все прекрасно искренне и тонко.
Никиту жаль. Никита стал г*вном.
Нет, не г*вном, а хуже. Стал подонком.

Артист кого убил? Сошли с ума?!!
- Вы просто смерти человека рады!
- Ракета в Боинг целилась сама,
Не мог же Лелик выстрелить из «Града»!
- Мерзавец? Ну и что, теперь забыть,
Каким он был уютным, добрым, милым?
- А родственникам – что, теперь не пить
За память деда в доме Чикатило?

Ведь дед – он наш, он не такой, как все,
О нем в семье мы помнить будем вечно!
Е*ал детишек в лесополосе?
Зато внучатам смастерил скворечник!
Ну да, конечно, он перегибал,
Зато смотри, какой домище сладил!
Не для того он сруб для нас рубал,
Чтоб каждый на его могиле гадил!

Да, не стрелял. Но что-то, е-мое,
Из Чехова слова напоминает:
Висит на сцене старое ружье,
А в третьем акте – совесть убивает.
- А Гамсун – как? А Лени Рифеншталь? --
Летело в ночь по улицам московским.
- Певцы скотов, мне, кстати, их не жаль.
Такие же, как Горький с Маяковским.

О как же ты противен вязкий гной
Имперских за паек интеллигенций,
И вечность им не выдаст ни одной
Из всех, что так желанны, индульгенций.
Они молчали в 68-м,
И в 79-м – промолчали,
Молчали, выясняется, с трудом,
Но без труда награды получали.

Эх, знать бы, кто, когда, за что и чем
Таланту за злодейство отмеряет.
Хозяйка вдруг взметнулась: - Выпить всем!
Ведь смерть любого с каждым примиряет!
На это я сказал: - Пожалуй, нет.
Не каждый может с каждым примириться,
Не сможет стук смертельных кастаньет
Заставить жертву танцевать с убийцей.

…Я с ними пить любил до темноты,
Мы власть ругали, не стесняясь мата,
Но между нами вспыхнули мосты,
«На посошок» не буду пить, ребята.
Мне тошнотворна труб фальшивых медь,
Я плачу от того, чему вы рады.
Когда умру – не вздумайте скорбеть,
И на поминки приходить не надо.

А я? Махну в Житомир завтра днем.
В театр, к дружку армейскому Шкарупе,
Мы там с дружком артиста помянем
Без танцев на едва остывшем трупе.
Мы выпьем за его лукавый взгляд,
За то, как был в искусстве он азартен.
Для нас он умер много лет назад,
Приделав Крым к линялой русской карте.

В Житомире есть памятник вины
Всех тех, что против ужаса не встали.
Там фото всех, кто не пришел с войны,
Висят в строю на старом пьедестале.
Там слышно стоны из солдатских горл,
Застывшие у прилуганских весей,
И фраза: «Залишився сын Егор,
Дружина Вiра, донечка Олеся»…

Вы в гроб тому, кто словом унижал,
«За упокой» записок насовали,
Вы, поддержав того, кто поддержал,
За зло и мерзость проголосовали
Что ж, продолжайте славить и лизать,
Тирана, мракобеса, оккупанта…
«Покойся с миром» не могу сказать
Тому, кто поддержал войну талантом.

, РСФСР , СССР

Орлу́ша (настоящее имя Андре́й Анато́льевич Орло́в ; род. 2 ноября , Березники , Пермская область) - российский поэт.

Биография

В детстве ходил в музыкальную школу (класс фортепиано), занимался плаванием. Окончил школу в 1974 году в Челябинске . Поступил в , но был отчислен со второго курса . В 1979-1981 годах служил в армии в Пензенской области . Работал журналистом «Московского комсомольца », продюсером, политтехнологом, специалистом по рекламе, арт-директором журналов «Столица » и «Крокодил ». Являлся совладельцем компании «ИМАРТ-Видео » , участвовал в создании программы партии «Единая Россия » (в то время - «Единство») .

Широкую известность получил в середине первого десятилетия XXI века как автор сатирических стихов, изобилующих ненормативной лексикой , которые распространялись в интернете и на мобильных телефонах. Критик Дмитрий Быков в статье «Орлуша, большая ты стерва» утверждает, что Андрей Орлов - «главный русский поэт нашего времени» .

Герои многих стихов Орлуши - публичные люди современности: Анастасия Волочкова , Никита Михалков , Ксения Собчак , Владимир Соловьёв , Михаил Фрадков , Сергей Шойгу и др. Порой Орлуша в своей поэзии подключает инвективную лексику к патриотической тематике («Про случай около Рейхстага», «Патриотическое»).

Соавтор сценариев к фильмам «Моя любимая ведьма » (2008) и «Блюз-кафе » (2010) .

Живёт в Москве. Холост. Есть младший брат.

Прочие сведения

Библиография

  • Orlusha (Андрей Орлов). Стихи и рингтоны. - М.: Астрель; АСТ ; Литпром, 2008. - 370, с. - ISBN 978-5-17-052084-8 (АСТ)

Напишите отзыв о статье "Орлуша"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Орлуша

– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.
Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.