Как отказать работодателю после собеседования? Исскуство отказа. Как правильно объяснить работодателю частую смену работы? Кто такие «Летуны и бегунки»? Что думает работодатель

Существует стереотип, что человек, который долго не работал, становится неконкурентоспособным, утрачивает свои навыки и связи. По этой причине работодатели неохотно рассматривают подобных соискателей. Как грамотно объяснить долгий перерыв и повернуть ситуацию в свою сторону?

Что значит «долго»

Мнения рекрутеров относительно продолжительности перерыва во многом схожи: для работников среднего звена «приличным» считается два месяца. Этого хватит на отдых или повышение квалификации и поиск подходящего места. Топ-менеджерам позволительно растянуть сроки поиска до полугода.

Арина Гороховская, эксперт по оценке персонала, автор методики по развитию ответственности: «С одной стороны, руководителю необходимо взять тайм-аут, прежде чем переключиться на другую деятельность. С другой стороны, позиции топ-уровня появляются на рынке редко, и руководителю требуется время, чтобы найти место, соответствующее его мотивации и компетентности».

Юлия Ефимова, руководитель группы консультантов компании «АНКОР ЭнерджиСервисез»: «Кандидат, находящийся в поисках работы более года, настораживает работодателя, значит, дело либо в завышенных ожиданиях кандидата, либо в том, что его никто не хочет брать на работу из-за личностных характеристик, недостатка опыта и знаний».

Уважительные причины

В глазах кадровика чаще всего уважительными причинами перерыва в карьере считаются переезд в другой город, проблемы со здоровьем, получение образования, если оно соответствует профилю работы. Требовательное отношение к подбору работы оправдано, если вы имеете экспертные знания или узкую специализацию. Покажите, что вы были заняты конкретным делом или проектом.

Елена Орлова, руководитель компании Smart HR: «В любом перерыве можно найти преимущества. Определялись с дальнейшим развитием карьеры и получали образование? Отлично, подчеркните стремление к стабильности и нежеланию прыгать с места на место. Семейные обстоятельства? Объясните причины и сообщите, что теперь вы свободны и готовы к деятельности».

Важный момент: объяснить причины перерыва лучше сразу в резюме или сопроводительном письме, чтобы не выглядеть слабее остальных кандидатов.

«Искал себя, гулял»

Работодатели настороженно относятся к кандидатам, которые во время перерыва в карьере занимались фрилансом, собственным бизнесом или просто находились в поиске себя где-нибудь в Таиланде. Здесь важно объяснить, чему вы научились, что сделали, как это можно теперь применить, а главное, почему вы все-таки решили вернуться «в систему».

Арина Гороховская: «Считается, что человеку, который однажды «вышел из системы», будет трудно мириться с установленными нормами и правилами. Небольшие компании, в которых успех зачастую зависит от инициативы и предприимчивости сотрудника, таким кандидатам могут быть рады. На собеседовании важно подчеркнуть, что вас мотивирует, кроме денег: профессиональное развитие, команда, амбициозные задачи».

Ксения Левина, руководитель группы консультантов компании «АНКОР ЭнерджиСервисез»: «В ситуациях, когда кандидат является высококвалифицированным специалистом с хорошим послужным списком, наличие перерыва в работе не будет являться причиной отказа на собеседовании. Главное, чтобы работодатель понял, что соискатель готов быстро погрузиться в рабочий процесс и трудиться в стандартном режиме».

Правда и ничего кроме?

На собеседовании старайтесь быть искренним, любая ложь рано или поздно может раскрыться и сыграть против вас. Объясняйте четко и коротко причины и не вдавайтесь в подробности, если этого не требуется.

Елена Орлова: «Ошибка, когда кандидат пытается скрыть пробел, растягивая сроки работы на предыдущем месте работы. Это всегда можно проверить, а начав врать о сроках работы, придется врать дальше».

Юлия Ефимова: «Инициировать обсуждение нюансов, которые сыграют вам не на пользу, не стоит. Лучше соблюдать баланс и отвечать на поставленный интервьюером вопрос, проговаривая свои преимущества и акцентируя внимание на сильные стороны».

Блеснуть умом

Большинство работодателей готово рассматривать долго не работающих соискателей, им важно услышать объяснение перерыва и мотивацию к деятельности.

Ксения Левина: «Необходимо дать понять работодателю, что вы готовы трудиться в обычном режиме. Нельзя говорить, что решение устроиться на работу вынужденное, и при любой возможности вы вернетесь к прежнему ритму».

Почти на любом собеседовании работодатель у вас обязательно поинтересуется причинами увольнения. Даже если у вас не было опыта работы вас могут спросить — что может вас заставить уволится. Сегодня поговорим о том, как правильно рассказывать о причинах увольнения. И какие кандидаты совершают ошибки на этом вопросе.

Зачем спрашивают о причинах увольнения

Смена работы - это очень серьёзный шаг в жизни человека. Особенно если сотрудник работал на предыдущем месте достаточно долго. И ответ на вопрос почему вы покинули предыдущее место работы, даст работодателю понимание о ведущей мотивации сотрудника. Кроме того, этот вопрос позволяет выявить ряд важных параметров:

  • Конфликтность сотрудника;
  • Лояльность к предыдущему работодателю (а значит, что и к будущему);
  • Решающие демотивирующие факторы;

Исходя из того, что человек рассказывает о причинах увольнения можно судить о личностных характеристиках, профессиональных достижениях, ожиданиях, а также опасениях и страхах в связи со сменой работы.

Не врать

Самая частая ошибка кандидата в том, что он пытается соврать при ответе на вопрос о причинах ухода. Это видно, как правило сразу так как причина ухода не вяжется с тем что кандидат говорит о своих целях и ценностях. К примеру кандидат говорит, что ему важен высокий доход, но уволился он потому что не смог сработаться с руководителем. Такая не состыковка говорит любо о том, что сотруднику свойственны нелогичные поступки, либо о том, что он врёт. Пара уточняющих вопросов быстро поставит всё на свои места.

Запомните никогда не врите на собеседовании, как правило умеет выявлять ложь. Эти люди проводят десятки собеседований ежедневно и, скорее всего, намного опытнее Вас в этом вопросе. Даже если вы умело соврёте это может всплыть на следующих этапах найма и результат всё равно будет печальным.

Что делать тем, у кого причина увольнения совсем некрасивая и упоминать о ней не хочется. Прежде всего знайте, что есть вакансии куда берут практически всех. И если вы совершили ошибку на предыдущем месте работы, не стоит этого скрывать, нужно просто начинать всё с нуля и снова зарабатывать репутацию. Я бы честно сознался во всём что было со мной и рассказал бы какой урок я из этого извлёк. Уверен, что найдётся работодатель, который оценит такую честность.

Какую причину увольнения стоит озвучивать на собеседовании

На самом деле плохих причин увольнения почти не бывает, чаще встречается некачественное доведения причины до рекрутера. Сразу оговорюсь что это не касается тех, кто уволен за воровство и т.п. Собеседование - это , компании работодателю. Чтобы продажа осуществилась, нужно знать . Если кратко, то нужно соблюдать следующие правила:

  • Избегаем предлогов «не». Запрещенные слова: не сработался, не смог, не давали, не хотели и т.п.;
  • Все минусы переводим в плюсы. Не рассказываем о трудностях, рассказываем о том, чего хотите достигнуть;
  • Не ругаем предыдущего работодателя и начальника. Это никто не оценит;

Одну и туже причину увольнения можно озвучить совершенно по-разному. Можно сказать: «мне не давали и мешали», а можно «я хотел расти и развиваться». Первое звучит как жалоба, второе как нормальная позиция взрослого человека. Если вы обдумаете все слова, которые собираетесь произносить и переведёте их из минусов в плюсы, то получится то что вам необходимо и при этом абсолютно правдиво.

Примеры причин увольнения с работы

Не забывайте про логику если вы до этого трудились в крупной федеральной компании, где много возможностей, то в рассказ что там не было вариантов карьерного развития никто не поверит. Поверьте, работодатели отлично знают конкурентов, и понимают рынок труда в целом. И нелогичные вещи будут бросаться в глаза.

Назвав причину увольнения, вам следует быть готовым к уточняющим вопросам. Это нормально, если работодатель хочет понять мотив полностью он будет задавать столько вопросов сколько потребуется. Вам нужно быть готовым рассказывать о причине так подробно как это потребуется исходя из вышеуказанных параметров.

Человек увольняется не из-за одной конкретной причины, а исходя из-за комплекса факторов. Рекрутер, зная и понимая это может захотеть услышать больше причин. Поэтому рекомендую перед собеседованием составить список из хотя бы 3х причин.

Хорошие причины увольнения

Есть причины увольнения, которые не вызывают лишних вопросов у работодателя. Такие причины будут хорошо восприняты и если выменяете работу по таким причинам, то у вас нет поводов для волнения при вопросе почему вы ушли с предыдущего места работы?

К таким причинам можно отнести:

  • Смена места жительства;
  • Прекращение деятельности вашего предыдущего работодателя;
  • Смена графика работы по семейной необходимости (уход за ребёнком или другим членом семьи);
  • Финансовые трудности компании, в случае если они являются достояние гласности. Если данный в открытых источниках нет, то о таких вещах рекомендую не упоминать;

«Мы выбираем, нас выбирают» – процесс поиска работы можно весьма точно охарактеризовать строчкой из известной песни. Неудивительно, что соискателям приходится не только выслушивать отказы работодателей, но и самим говорить «нет». Как это делать грамотно?

Чтобы дипломатические навыки помогали вам в карьере, читайте рекомендации .

Как правильно не ходить на собеседования
«Отправил резюме на вакансию, мне позвонили и пригласили на собеседование. Уже после того как мы договорились о встрече, я понял, что идти не хочу. Во-первых, намечается хорошее место в другой компании, а во-вторых, в эту контору сложно добираться. Стоит ли звонить и отказываться? Может, просто не прийти на собеседование?.

Соискатели дают друг другу советы, что называется, в меру своей воспитанности. «Зачем звонить? Рекрутеры нам постоянно обещают перезвонить и не перезванивают»; «Обязательно сообщите, что не придете, чтобы не заставлять человека напрасно вас ждать» - мнения, как видим, полярные.

И все же эксперты рекомендуют найти время сделать звонок или написать электронное письмо, даже если не хочется, неприятно или просто лень. Раз рекрутеры не сдерживают своих обещаний, то и мы не будем, - такая логика неприемлема для вежливого и ответственного человека. Что бы там ни говорили, дипломатия – обязательное оружие специалиста, настроенного на карьерные достижения.

Воспитывать в себе культуру отказа необходимо еще и потому, что профессиональный мир часто оказывается теснее, чем нам кажется. Не исключено, что вам еще придется пересекаться с этой компанией или даже с конкретным рекрутером. Будьте уверены: ваши дипломатические старания не пропадут даром. Многие менеджеры по персоналу ведут свою базу соискателей, и если напротив вашей фамилии появится пометка «не явился», то, скорее всего, путь в эту компанию для вас будет закрыт.

По сведениям Исследовательского центра рекрутингового портала сайт, 22% менеджеров по подбору персонала уверены, что обычно кроются «в отсутствии культуры поведения и деловой этики», 19% — в безответственности. Очевидно, что попасть в число некультурных и безответственных не хочет никто. Поэтому позвонить и отменить договоренность все же придется. Если вы не дозвонились, напишите электронное письмо.

Сделать это лучше заранее, например, накануне назначенного дня собеседования. Не получилось – позвоните хотя бы за час-два: рекрутер успеет перепланировать свое рабочее время.

Как объяснить свой отказ явиться на собеседование? Поскольку переговоры только начались, то особых объяснений не требуется – достаточно вежливого сообщения в доброжелательном тоне. «Спасибо, что заинтересовались моей кандидатурой, но обстоятельства складываются так, что сейчас я не готов вести переговоры о работе в вашей компании. Желаю вам подобрать подходящего менеджера. Удачного дня», — такое сообщение не оставит сомнений в вашей воспитанности и знании правил деловой этики. Скорее всего, дальнейших объяснений не потребуется – рекрутеры сталкиваются с подобными случаями весьма часто.

«Вынужден отказаться от вашего предложения…»
Иное дело, если вы уже прошли отбор, побывали на собеседованиях, выполнили тестовые задания и получили предложение о работе. А возможно, успели согласиться, и в понедельник вас ждут на новом рабочем месте. И вдруг вы передумали: нашелся более интересный вариант, заболел ребенок, засомневались в перспективах – причины могут быть разные. Как быть?

Здесь не обойтись без объяснения причин своего отказа, хотя бы в общих чертах. И рекрутер, и будущий начальник, и вы сами потратили на собеседования немало времени и сил. Если на финальном этапе переговоров кто-то из участников вдруг отказывается их продолжать, остальные имеют право знать о причинах. Такие объяснения – вовсе не оправдания, а разумное соблюдение норм этики.

Вежливо и доброжелательно объясните, почему вы не хотите приступать к работе в этой компании. «У меня появилось другое предложение, и в настоящий момент оно мне более интересно»; «Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от вашего предложения: мне неудобно тратить два часа на дорогу в офис»; «На нынешнем месте мне предложили возглавить новый проект, поэтому я прекращаю поиски работы», - в большинстве случаев выдумывать ничего не надо. И менеджер по персоналу, и руководитель, скорее всего, поймут ваши мотивы без каких-либо приукрашиваний.

Впрочем, если причина вашего отказа кроется в личности будущего руководителя или в плохой, на ваш взгляд, организации бизнес-процессов в компании, не торопитесь во всеуслышание заявлять об этом. Искусство дипломатии в том и состоит, чтобы сгладить негативные моменты. Поэтому вместо того чтобы выкладывать все, что вы думаете («Ищите других желающих работать от зари до зари и терпеть неуравновешенного начальника за такую зарплату»), лучше скажите: «Сейчас я не готова принять ваше предложение, так как условия работы мне не подходят».

На этом этапе об отказе лучше сообщить по телефону. Электронная почта тоже допустима, но личный контакт предпочтительнее. Не забудьте поблагодарить несостоявшегося работодателя за уделенное вам время, пожелать всего наилучшего, а если ваш отказ ставит кого-то в неловкое положение (например, если вы уже согласились и должны были выйти на работу), то еще и извиниться за доставленные неудобства.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - это изречение столетиями не теряет своей актуальности. Если мы хотим, чтобы рекрутеры честно сообщали нам об отказе, а не оставляли наедине с догадками, значит, имеет смысл и самим соблюдать все договоренности и вовремя сообщать о принятом решении.

Удачи в поисках работы!


Каждый взрослый человек сталкивается с таким моментом в своей жизни, как переход с одной работы на другую. Некоторые люди довольно часто меняют рабочее место. Новому работодателю, в целях более точной оценки человеческих качеств кандидата, хочется знать, почему тот ушёл из предыдущей компании и почему проработал недолго . Как правильно объяснить работодателю частую смену работы – сказать истинную причину, смягчить остроту проблемы, ответить уклончиво?

Какова бы ни была настоящая причина с точки зрения работника, даже вполне естественная и невинная, говорить о ней все равно придётся, поэтому для такого вопроса следует заранее подготовить ответ. Но для начала необходимо иметь представление о том, что принято понимать под определением «Частая смена работы» ?

На законодательном уровне такие цифры не существуют и у каждого работодателя на этот счёт особое мнение. В рекрутинговых агентствах частыми переходами принято считать сроки от нескольких дней и до года или полутора лет. Хотя если вы не понравились работодателю, он и четыре года будет считать маленьким сроком работы.

Для обозначения категории людей, часто меняющих место работы, даже образовалась особая терминология. «Летуны и бегунки» - это и есть их забавные прозвища. Конечно, среди них есть очень интересные экземпляры, которые действительно подходят под определение. Есть такие люди, которые начинают скучать на новой работе уже через два-три месяца, причём считают, что здесь уже все освоили и теперь им надо заниматься саморазвитием в другом месте. Но это не правило, таких людей мало, а вот людей, которых работодатель вынуждает уходить с уже освоенного места, смена работы для которых не была желанной – таких много.

Объективными причинами увольнения является множество факторов, но рекрутинговые компании никогда не берут в расчет, что работник может увольняться по причинам, которые искусственно созданы работодателем. Считается, что только работник виноват в том, что «не сработался, не выдержал, не отвечает…» , что ему мало зарплаты и подобное, что только его желанием вызвана смена работы.

На самом деле неправда, что все работодатели чуть ли не чистейшей прелести чистейший образец:

Это они выдвигают 99-е требование, которое не относится к компетенции работника, но требуют выполнить, не смог – уволен.
Это их раздражает мамочка, ушедшая в декрет (тут уволить нельзя), зато, когда вышла – сразу уволена.
Ушел на больничный – уволен (правильное основание подыскать не трудно).
Намечена оптимизация расходов – снова увольнения.

Это работодатели умело создают условия, при которых работник вынужден увольняться, хотя, возможно, изначально собирался проработать там долгие годы. Список таких событий большой. Рекрутеры их не замечают, у них всегда работник крайний, а если он не может объяснить на собеседовании частую смену работы, то просто потому, что причины нелепы, и созданы самими работодателями. Кто ж поверит работнику?

Кстати, информация о том, каким образом происходит обман соискателей, все же есть, благо интернет не узурпирован никем, да и агентства, не могут совсем не высказываться на этот счёт, поскольку клиенты (соискатели) не стесняются рассказывать им свои неприятные истории. Как выясняется по опросам, соискателей обманывают во время трудоустройства практически в 80% случаев. Как это происходит? Причина частой смены работы заключается не только в претенденте на место, а иногда даже и не столько в нем, сколько в том, как ведёт себя работодатель и какие создает условия труда.

Работодатель всегда вырисовывает свое предприятие наилучшим образом и не гнушается безобидными, на его взгляд неточностями, об условиях работы. К примеру, он может указать размер зарплаты без учёта налоговых сборов налагаемых на неё, или выплачивать оклад только по нижней границе из указанной для вакансии вилки. Неприятным сюрпризом оборачивается склочный коллектив, который в описании назывался дружным, встречающим радушно, а по факту все его члены выискивают промахи друг друга и собирают сплетни.

Кроме того, оказывается, что не такой уж и редкостью являются серые зарплаты, о чём естественно в описаниях вакансий не говорится, что является явной ложью в отношении соискателя. Обман случается и в представлении условий труда, а также должностных обязанностей.

Ниже приведены наиболее часто встречающиеся ситуации, благодаря которым происходит частая смена работы, ситуации, которые, по сути, являются намеренным обманом претендентов на место или должность. Это одновременно и причины, вынуждающие только что устроившихся сотрудников, буквально бежать из компании, в которую совсем недавно старались попасть.

Неточность в описании формы выплаты заработной платы

При поднятии вопроса о заработной плате на собеседовании, соискатель всегда получит относительно стандартный ответ о том, что предприятие соблюдает требования ТК. Ожидать подвохов нет поводов, да и нельзя же во всём искать недочеты и подводные камни, естественно, что кандидат верит уверенным заявлениям работодателя.

Факт того, что зарплата может быть серой становится известным уже после заключения договора и оформления на должность, и совсем редко в процессе подписания. А когда кандидат «окольцован» , уволиться, проработав лишь несколько недель, бывает довольно сложно. Ведь желание быстрого увольнения может быть использовано начальством в качестве давления на нового работника, в том стиле, что столь стремительная смена работы отрицательно будет расцениваться другими работодателями при дальнейшем трудоустройстве.

Длительность рабочего дня

График работы на бумаге может быть выверен в точности с обязательными требованиями ТК, как в лучших традициях оформления технических чертежей, с 8-ми часовым рабочим днём и 40-ка часовой рабочей неделей. При оформлении на работу, на вопрос о том, как часто случаются в компании переработки, кандидат непременно получит стандартный ответ, что переработки, это дело добровольное. Естественно работа без переработок, когда в известное время можно пойти домой, очень привлекает.

Но в итоге, уже начав работать, новый сотрудник вдруг обнаруживает, что для того чтобы в конце рабочего дня пойти домой, необходимо одобрение начальства. К сожалению, ситуации со столь «хитрым» графиком не выдуманы, и существуют. Правдиво прояснить ситуацию, наверное, могут лишь рядовые сотрудники, но с ними далеко не всегда есть возможность пообщаться. Вполне естественно, что частая смена работы происходит и по таким причинам в том числе.

На собеседовании и личном интервью, компания обещает оформление отношений по Трудовому Кодексу, на деле иначе

В данном случае обман работодателя может заключаться в том, что, приглашая кандидата на этапе выведения в свет некоего «горящего проекта» , сотрудника воодушевляют перспективами, подключают к работе, и непосредственно в этот момент с ним как бы забывают или не успевают заключить трудовой договор.

Потом выясняется, что руководство берёт на работу сразу нескольких таких кандидатов, а оформляют отношения по ТК лишь с одним или двумя и только после дополнительного обращения кандидата с вопросом о том, когда же случится обещанное официальное оформление. Здесь, что называется «кто успел, тот и съел» , а за это время может пройти месяц или два. И для тех, и для других кандидатов смена работы становится естественным желанием, поскольку с неадекватным и нечестным руководством в неприятную историю можно попасть и в дальнейшем.

Фэйковая зарплата

Кандидат обращает внимание на все условия, изложенные в вакансии, где одним из основных является заработная плата. Обычно на неё работодатель определяет небольшую сумму на время испытательного срока, а при его успешном прохождении, обещается та зарплата, ради которой кандидат и соглашается на эту работу. На интервью с работодателем соискатель дополнительно выясняет зарплатные условия, получив подтверждение, что оплата труда будет той, которая обещана в вакансии, он твердо уверен, что так и будет.

Но после испытательного срока, работодатель вдруг открыто заявляет, что заработную плату не намерен повышать, а если новый работник желает уволиться, то должен уяснить, что его резюме будет испорчено малым сроком работы и трудоустройство в другом месте будет проблематичным. Не все люди могут пойти на конфронтацию, и вынуждены страдать от такого произвола.

Частая смена работы происходит, в том числе из-за таких недобросовестных работодателей, которые рассчитывают на то, что предприятие получит рабочие руки за гроши, а новый работник задержится, потому что в другом месте ему трудно будет объяснить, почему на предыдущей работе он отработал лишь несколько месяцев. К сожалению, новому работодателю действительно невозможно объяснить что ты «не верблюд» .

Может возникнуть ситуация, когда сложно винить стороны в невнимательном отношении друг к другу. А взаимоотношения, тем не менее, оканчиваются для соискателя сменой работы. К примеру, соискатель на момент трудоустройства имел недостаточное представление о должностных обязанностях на новом месте вроде бы хорошо знакомой для него по прежнему месту работы должности. Новой может оказаться система мотивирующих элементов, завязанная на дополнительные отношения с другими сотрудниками, требующая от конкретного кандидата больше сил и дополнительного времени, чем это рассчитано. Этого кандидат не мог предположить, равно, как и работодатель. Просто оказалось, что работник отнёсся к этой системе более серьёзно, чем до него делали другие.

Частая смена работы, иногда не показатель чьих-либо отрицательных качеств, а просто неудачный выбор. Ситуация проясняется довольно быстро, сотрудник пытается встроиться в круг задач, но все же понимает, что не сможет долго «тянуть лямку» и ему приходится уходить.

Реальные условия труда перестают соответствовать договорным

Невольными иногда становятся вполне усидчивые сотрудники. Это происходит тогда, когда изначальные условия труда меняются настолько, что многим членам устоявшегося коллектива в них трудно существовать. К примеру, на предприятии было произведено сокращение. Обязанности ушедших сотрудников распределили по оставшимся, а зарплата осталась прежней. Работы стало больше, приходится задерживаться, домой приходишь позже, спишь меньше, устаёшь больше. Достаточно одной недели, чтобы ощутить «все прелести» обновлений и смена работы для кого-то станет единственным спасением от напряженных условий, на которые изначально не подписывались, и зарплаты, в одночасье ставшей несоразмерно низкой.

Стимулирует к увольнению даже из удобной во всех отношениях компании – смена руководства. Как правило, в «осиротевшем» коллективе, всегда есть люди, которые не смогут принять новый стиль управления и у них не останется иного выбора, как сменить работу.

Здесь приведен лишь небольшой список возможных причин, вынуждающих сотрудников искать новое место работы, на самом деле их значительно больше.

Но теперь вернёмся к вопросу, приведенному в начале статьи - Как правильно объяснить работодателю частую смену работы?

Как же всё-таки объяснить новому работодателю причины увольнения с предыдущего места? Ситуация получается двоякая. С одной стороны чрезмерная откровенность может не расположить, а наоборот, отстранить рекрутера от соискателя, настроить его негативно. Но с другой стороны, именно откровенность поможет составить более точное представление о кандидате на должность, характеризуя его с положительной стороны.

Частая смена работы , как мы здесь объясняли, совсем не обязательно означает, что работник не устраивает компанию. Ведь стороны равны в выборе, это означает, что соискатель имеет такое же право выбора, как и работодатель, и ему, в свою очередь, может не нравиться компания. Соответственно он тоже имеет полное право отказаться этой вакансии.

Очень популярный вопрос «Как объяснить работодателю долгий перерыв в работе?».

Работодателю важно понять, почему так долго не работал соискатель. Здесь рекомендуемая стратегия ответа такая: говорить честно, не винить внешние обстоятельства (не было работы, не приглашали и т. п.), искать причины в себе и убедить, что со всеми своими личными делами (семья, здоровье и пр.) вы справились так-то, и теперь вы полностью готовы посвятить себя работе.

Очень важна честность, потому что обман быстро и легко всплывет. Когда соискатель на собеседовании маскируется общими фразами, то работодатель думает: «ленивый и ничего не делал», «видимо, не так сильно ему нужна работа», «а может, за ним числятся какие «грехи»…». Иногда бывает, что не работал по причине длительного поиска работы - так расскажите об этом работодателю, как вы искали, что делали. Здесь важно будет работодателю знать, что вы не сидели «сложа руки», а что-то предпринимали. И если предпринимали, то вам не составит труда рассказать об этом.

На вопрос, почему вы ушли с последнего места работы, тактика ответа такая: во-первых, никогда не врать, во-вторых, не критиковать бывшего работодателя, а сесть и понять, почему же вы ушли. Это важно, чтобы не наступить на те же грабли. Работодателю важно понять, что пошло не так, чтобы предложить вам такие условия, чтобы вы были заинтересованы на них работать. А вам нужно найти такую работу, чтобы вас все устраивало. Так расскажите честно, как должно и не должно быть. Например, вам платили недостаточно, и вы это поняли, когда вам стали поступать предложения о работе, вам не поднимали зарплату три года, вы проанализировали появляющиеся вакансии и т. п. Это совершенно не зазорно, что вы хотите получать достойную заработную плату, и рынок вам ее может предложить.

Если у вас не очень успешный опыт – ну не справились с работой, например, не получилось, то здесь важно понимать новому работодателю, почему у вас не получилось. Возможно, новый предложит вам такие условия, на которых вы справитесь. А возможно у него аналогичные – и вам тогда лучше сюда не идти.

Если уход с предыдущего места работы связан с несложившимися отношениями в коллективе, здесь тоже очень важно сказать работодателю правду, проведя предварительную работу над собой. Проанализировать, какой был коллектив и какой вы, почему отношения не сложились и что бы вы сделали по-другому, оказавшись еще раз в таком коллективе. Не нужно бояться признаться, что отношения не сложились, потому что коллективы и корпоративная культура бывают очень разными. Быть может, у работодателя, к которому вы сейчас стремитесь попасть, абсолютно другой коллектив или, если такой же, то рассказав, обережете себя.

Чем восполнять белые пятна резюме, если они есть? Если это были декретный отпуск, обучение, то можно вписать даты в резюме. Если вы занимались какими-то личными делами, то в резюме это сложно отразить и, лучше всего, озвучивать это на собеседовании. В крайнем случае, в сопроводительном письме можно упомянуть, что вы решали семейные проблемы такие-то и что вы с ними уже справились, и что теперь ничто не мешает вашей работе. Некоторые скрывают опыт личного предпринимательства, успешного или неуспешного, но писать об этом и нужно, и можно, и для некоторых работодателей это будет преимуществом.