Современные казахские писатели детской литературы. Героические и лирические поэмы

Каждый день писатели разных стран мира радуют нас своим творчеством. Мы предлагаем вам подборку из 12 книг наших земляков, которые вышли в первой половине 2016 года. Вы сможете прочитать об историях успеха медиа персоны и предпринимателя, о важности саморазвития и мотивации, о жизни писателя Абиша Кекильбаева и певицы Жамал Омаровой, новые стихотворения талантливых поэтесс, альтернативную историю Казахстана и энциклопедию о евреях на казахском языке. Ни одна из этих книг точно не оставит вас равнодушным.

Ляйля Сұлтанқызы «Менің екінші кітабым»

Ляйля Султанқызы — известный журналист, телеведущая и директор детского телеканала «Балапан», автор и продюсер полюбившихся телезрителю проектов на телеканале «Казахстан», самым успешным из которых является программа «Әйел Бақыты» («Женское счастье»).

«Менің екінші кітабым» — это история жизни автора, атмосферное повествование о первых шагах на пути к достижению цели, препонах судьбы и преодолении препятствий. Вы найдете ответы на многочисленные женские вопросы, например, как оправдать надежды требовательной бабушки и отца, как стать примерной женой, как состояться в своей профессии.

Язык: казахский

Дата выхода: июнь 2016

Серикбай Бисекеев «Сделай себя сам»

Серикбай Бисекеев — владелец международного холдинга, лучший предприниматель России по версии агентства Ernst&Yang, независимый директор нескольких национальных фондов, активный пропагандист развития малого бизнеса.

Он яркий пример того, что каждый человек может сделать себя сам, если по-настоящему этого захочет. Мог ли простой мальчик из поселка Камышное Кустанайской области мечтать, что когда-то станет богатым и знаменитым? Свои жизненные принципы, которые помогли ему стать успешным предпринимателем, свободным и счастливым человеком, Серикбай сформулировал в своей автобиографичной книге «Сделай себя сам». В ней он открыто рассказывает о своих ошибках, делится секретами успеха и дает практические советы. Вместе с книгой продается «Дневник успеха», в котором раскрывается механизм достижения баланса во всех значимых сферах жизни: карьера, бизнес, семья.

Язык: русский и казахский

Дата выхода: апрель 2016

Сборники рассказов Аджиджиро Кумано

Адлет Кумар (творческий псевдоним — Аджижиро Кумано) — писатель, публицист, автор трилогии «Город летающих пакетов». Его рассказы зовут людей быть щедрыми на эмоции, воспоминания, размышления и поиск.

«Порыв миллионов» расскажет об ощущениях автора во время Уразы и поисках Веры.

«Бумажные нэцкэ» — это сборник веселых миниатюр, которые публиковались в социальных сетях. В нем можно прочитать много алматинских воспоминаний. Сборник рассказов «Голос» познакомит с несколькими новыми работами, глубокими по замыслу и смыслу. Он расскажет об астанинских ощущениях.

Язык: русский

Где купить : вы можете приобрести книги, написав лично автору по электронному адресу [email protected]

Цена: «Порыв миллионов» — 500 тг, «Бумажные нэцкэ», «Голос» — 1000 тг

Дата выхода: март 2016

Тамара Салимова «Не догорит в ночи свеча»

Стихи и иллюстрации в книге взаимодействуют друг с другом, как вдох и выдох. А на страницах — живые люди, наши современники, которых можно встретить на улице, в театре, в офисе.

Язык: русский

Где купить: Астана, ул. Сейфуллина, 29, «Астана Кітап»

Алматы, ул. Гоголя, 58, угол Панфилова, Grand Meloman

Цена : 3000 тг

Дата выхода: февраль 2016

Вадим Борейко «‪Котелок»

Вадим Борейко — известный казахстанский журналист.

«‪Котелок» не является классическими мемуарами, это подобие литературного fusion. Здесь добрый юмор приправлен изысканным сарказмом, а провокационные умозаключения идут в связке с профессиональным репортерским описанием событий минувших лет. Автор решил представить свою собственную, альтернативную историю Казахстана, без пафоса и упреков — в качестве не только ее непосредственного участника, но и стороннего созерцателя, который нанизывает на нить своих воспоминаний то хорошее и плохое, что было в ней.

Язык: русский

Дата выхода: март 2016

Нуртас Иманкул «Еврейлер туралы еврейлер тағылымы»

Нуртас Иманкул — известный ученый, доктор философских наук, преподаватель КазГЮУ.

Издание можно назвать малой энциклопедией о евреях на казахском языке. Книга откроет для читателей много нового о мировоззрении и миропонимании народа, представители которого внесли большой вклад в развитие науки, технологий, культуры и искусства, оставили большой след в истории человечества. В основу исследования положены такие источники, как Коран, Тора, Библия, а также сведения о евреях в трудах И. Бен Шимона, С.М. Дубнова, М. Шопиро и других авторов.

Дата выхода: апрель 2016

Жумабек Муканов «Жүз күндік жалғыздық »

Жумабек Муканов, казахстанский журналист, был в тесных отношениях с Абишем Кекилбаевым на протяжении сорока лет и был свидетелем важнейших событий в жизни писателя.

В книге разносторонее рассказано о жизни и пути творчества великого человека Абиша Кекилбаева.

Дата выхода: май 2016

Дана Орманбаева «Ключи от кейса»

Дана Орманбаева — успешный в Казахстане журналист, продюсер, исследователь, общественный деятель и деловая женщина.

Книга «Ключи от кейса» завершает трилогию эффективного менеджера о важности саморазвития, мотивации и личной продуктивности, которые помогают каждому человеку стать успешным во всех начинаниях. Автор поднимает такие вопросы, как ответственность личности и безответственность «жертвы обстоятельств», достижение положительного результата, стереотипы общества, осознанный выбор собственного пути и личная ответственность за него.

Язык: русский

Дата выхода: июнь 2016

Валентина Хасанова «Ломтик манго»

Валентина Хасанова — член международного союза писателей «Новый современник» с 2014 года, номинант премии «Поэт года 2013», номинант премии «Наследие 2016».

В первой части книги собраны стихи о любви и всей гамме чувств, ей сопутствующей. Во второй части книги, которая называется «Я женщина, актриса..» — стихи, раскрывающие внутренний мир поэтессы. В третьей части книги размещены стихи, написанные в разных городах и странах. Четвертая заключительная часть книги показывает автора, как тонко чувствующую натуру, которая способна увидеть красоту в обыденных вещах, способную услышать вздох летящих лепестков, звук упавшей росинки.

Язык: русский

Где купить: г. Шымкент, ул. Момышулы, 7, магазин «Валентина»/ ул. Туркестанская, 16, магазин Bilim

Цена: 2000 тг

Дата выхода: март 2016

Ирина Серкебаева «Жамал Омарова. Талант, признание, судьба...»

Ирина Серкебаева — журналист, писатель.

Автор книги работала над архивными материалами, документами и другими источниками около трех лет и в результате написала это произведение о жизни и непростой судьбе Жамал Омаровой, наиболее полное и цельное из всего, что было когда-либо написано о певице. Это рассказ о том, как талантливая девочка из раскулаченной семьи стала признанной и любимой народом певицей. Отметим, что важнейшую часть ее репертуара составляли песни, написанные казахстанскими композиторами специально для нее. Среди них — знаменитые «Алтай», «Гулденген Казахстан» Евгения Брусиловского и «Менің Қазақстаным» Шамши Калдаякова.

Язык: русский

Дата выхода: май 2016

Большинство обывателей слишком мало знают, о чем пишут современные казахские писатели. Литературный процесс уже давно стал предметом исключительного интереса узких специалистов - филологов и культурологов. Остальным же общение с литературой заменили интернет-заметки. Однако без общения с литературой дух нищает. Поэтому тем, кто хочет узнать, какие имена представляют современную литературу Казахстана, эта статья будет интересна.

Национальная литература - это отображение души народа. Современный этап развития литературы особенно интересен, поскольку по тому, о чем пишут писатели, и как они это делают, можно судить об образе мыслей народа и его ценностях на данном этапе развития.

У многих складывается впечатление, что казахская литература законсервирована на этапе становления независимости Казахстана. Однако это не так. Как и любая сфера культуры, литература интенсивно развивается, каждый год открывает новые имена, новые темы и новые художественные методы. Просто литература менее публична, чем телевидение или шоу-бизнес, интимна. Поэтому, чтобы узнать о ней что-то новое, нужно поинтересоваться.

Восстановим информационный пробел и расскажем, какие казахские писатели представляют современный литературный процесс.

Мухтар Магауин

Он известный литературный критик и писатель. Особой популярностью пользуются романы «Вешние снега» и «Шахан-Шер - человек - тигр». Автор этих произведений известен как фольклорист, этнограф, переводчик.

Мухтар Магауин в 2008 году начал работу над тетралогией, посвященной великому хану Степи - Чингисхану. С 2011 года выходят книги этого цикла.

На основе арабских, персидских и китайских хроник автор реконструировал жизнь и деяния великого завоевателя. В книгах представлены интересные наблюдения писателя о жизни и становлении культуры тюркских народов, поселившихся на территории Казахстана: их нравах, обычаях, ментальности.

Ермек Турсунов

Писатель и кинорежиссер, автор нескольких романов и сборника рассказов. Славу писателю принес роман об известном полководце, султане Египта и Сирии, правителе мамлюков - Бейбарсе. Историческая ретроспектива романа заставляет задуматься над тем, кто мы такие, во что и почему верим, какие ценности оберегаем.

В 2010 году вышла книга «Семь майских дней» - художественно-публицистическая детективная повесть о банде Мухлисова. В 2016 году автор презентовал книгу рассказов «Мелочи жизни», написанных в стиле устного повествования.

Гульбахрам Кургулина

Современный автор, дебютировавший в 2012 году. Гульбахрам Кургулина - автор серии романов, посвященных непростым отношениям в семье, психологии взаимоотношений, проблемам двоеженства: «Байбише. Старшая жена», «Токал. Младшая жена», «Бессовестные снохи», «И свекровь бывает золотой».

Ее романы этой серии отображают непростую жизнь казахских жен, поднимают проблему младших жен - токал, касаются проблем психологического комфорта и самореализации в семье и любви современной казахской женщины.

В этих книгах есть все, что интересно современным женщинам, - любовь, самопожертвование во имя любимого, страдание неразделенного чувства, сложный путь к счастью. Произведения написаны легко. Их отличает психологизм и драматический накал событий.

Аян Кудайкулова

Ее произведения близки по духу и тематике романам Г. Кургулиной. Аян по-философски рассматривает проблемы, которые возникают в современной семье. Ее герои - знакомый всем круг байбише, токал, свекровей.

Она поднимает проблему многоженства и его последствий не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Ее романы «Сумочка от Коко», «Колечко с сердоликом», «Садовник для одиноких дам» написаны легко, но раскрывают глубокую психодраму современных женщин.

Сабыр Каирханов

Писатель и журналист, был главным редактором газеты «Ак Жайык». Его роман «Синхро» наделал много шума в 2014 году. Это произведение относится к оригинальному жанру - speculative fiction. События разворачиваются в вымышленных мирах. Повествование характеризуется переплетением мистики, фантастики и детективной интриги.

Вместе с тем писатель касается огромнейшей психологической травмы, которую еще не пережили казахстанцы - загрязнение почвы и атмосферы ядерными отходами - печальными и разрушительными для экосистемы и антропологии Казахстана событиями на Семипалатинском ядерном полигоне.

Синхро - деформированная реальность, таинственное поле, затягивающее все окружающее. Чтобы спасти близких людей, герои романа жертвуют своими жизнями. Жертва символична: это жертва целого народа.

Галымжан Курмангалиев

Произведения этого казахстанского поэта поражают тонкой лиричностью и психологизмом. Глубокое переживание диссонансов современности, заброшенности человека в неидеальный мир, его трагедия - черты, которые присущи неоромантическому мироощущению Курмангалиева.

В поисках света и чувств всех прекрасных

Я юный поэт, потерянный в темной глуши…

Зира Наурызбаева и Лили Калаус

Тандем культуролога и писательницы воплотился в интересном фэнтезийном литературном проекте для детей - «В поисках Золотой чаши: приключения Бату и его друзей». Увлекательный динамичный сюжет переносит современных школьников в древние времена.

Вместе с царевичем муссагетов Аспарой они отправляются на поиски золотой чаши мудрости. На пути им встретятся мифологические и фольклорные персонажи. Увлекательное повествование непринужденно знакомит детей эпохи Всемирной паутины с культурным наследием Степи.

Ильмаз Нургалиев

Если хотите больше узнать о казахстанском фэнтези, то произведения этого автора не обойти стороной. В его романах серии «Дастан и Арман» синтезированы древние мифы и легенды Степи.

Простой сказочный сюжет захватывает с первых же поворотов. Читатель не заметит, как попадет в средневековый выдуманный мир, где царствуют мифологические существа и духи. С ними придется сразиться Дастану, чтобы добиться руки любимой.

Карина Серсенова

В ее писательской копилке лирические стихи (сборники «Песня сердца», «Навстречу», «Вселенная любви», «Взгляд сквозь небо», «Вдохновение жизнью» и т. д.), мистико-эзотерическое сочинение «Жизнь для тебя» и роман «Хранители пути», книги «Дыхание пустоты», «Всевластие пути».

Современные казахские поэты и прозаики активно интересуются историей, жизнью великих ханов, тонко чувствуют и переживают трагедию человека ХХІ века - его одиночество, растерянность, заброшенность, потерянность в информационном пространстве, где растворяется личность.

Реализуются казахстанские писатели в разных жанрах: реалистично-психологических триллерах, мелодраматических романах, фантастической прозе, тонкой медитативной лирике.

А какие произведения современных писателей и поэтов Казахстана нпавятся вам?

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА –литература на казахском языке, созданная казахскими авторами на территории Казахстана примерно с 15 в.

В современном виде казахский язык сформировался и обрел собственную грамматику в 19–20 вв., однако корни устного народного творчества уходят в глубокое прошлое. Предтечами казахской литературы можно считать авторов средневековых сочинений на персидском и чагатайском языках.

Казахский язык относится к тюркской группе, в частности к огузо-уйгурской группе и к более поздней кыпчакской. Кроме того, в отдельных районах долгое время сохранялся согдийский язык иранской языковой группы, а также арабский. В 5–6 вв. тюркоязычные народы уже пользовались рунической письменностью на деревянных табличках.

Как свидетельствуют китайские летописи 6–8 вв., у тюркоязычных племен Казахстана к тому времени уже существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду. Сохранились легенды и предания о священной земле Отукен. Отражали мечты о мирной жизни легенды о сказочной, недоступной для врагов горной долине Ергене-Конг. Элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры) обнаруживаются в орхонских памятниках – текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях 5–7 вв. Надпись Кюльтегина сохраняет мотив родовой обрядовой поэзии, перешедший позже в эпос, – оплакивание умершего.

На территории Казахстана сложились известные древнейшие эпосы на тюркских языках – Коркыт-Ата и Огуз-наме . Распространявшийся устно эпос Коркыт-Ата , возникший в кыпчакско-огузской среде бассейна Сырдарьи в 8–10 вв., был записан в 14–16 вв. турецкими писателями в виде Книги деда Коркута . Коркут – реальное лицо, бек огузо-кыпчакского племени Кият, считается основоположником эпического жанра, искусства врачевания и музыкальных произведений для кобыза. Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. Упоминаются племена усуней и канглы.

Огыз-каган (Огуз-хан), обладавший сверхъестественной силой, – герой эпоса Огуз-наме , записанного в 13 в. Рашид ад Дином и позже, в 18 в., Абулгазы. Поэма посвящена детству Огыз-кагана, его подвигам, победам над великаном, женитьбе и рождению сыновей, которых зовут Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море. Став правителем уйгур, Огыз-каган ведет войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией), в сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлыков, кангаров, кыпчаков.

На всем протяжении существования казахской поэтической традиции вплоть до 20 в. ее обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор акын, благодаря чему до нас дошли эпические произведения, сказки, песни, поэмы. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей, некоторая часть характерна только для него – песни-прошения, песни-письма и т.д. Песни делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, повествующие о подвигах героев, – Кобланды , Ер-Таргын , Алпамыс , Камбар-батыр и др. и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев, – Козы-Корпеш и Баян-Слу , Кыз-Жибек и др.

В 11–12 вв. при дворе Караханидов появляются первые крупные произведения – поэма Кутатгу билик (Благодатное знание ) (1069) Юсуфа Хас-хаджиба из Баласагуна (р. 1015), состоящая из 13 тыс. двустиший. Поэма построена в виде диалогов, изречений, назиданий. В ее основу легли эпизоды и предания районов Жетысу, бассейна озера Иссык-Куль и Кашгарии, ее действующие персонажи – реальные исторические лица. Основная идея поэмы: знание – единственный источник благополучия как правителей, так и народа.

У кочевых тюркоязычных племен Казахстана вплоть до 19–20 вв. сохранялись своеобразная монотеистическая религия тенгрианство (верховный бог Тен-Гри – небо, сила, управляющая миром), культ гор – покровителей рода, а также шаманизм. В 6–9 вв. в казахские степи пришли буддизм (см. БУДДА И БУДДИЗМ), зачатки христианства и манихейства . Верования населения средневекового Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Однако начиная с 9 в. картина постепенно меняется. Кочевники-скотоводы продолжают исповедовать культ Тен-Гри, а в оседлых земледельческих районах получает распространение ислам , начинает развиваться религиозная литература.

В период распространения ислама литературный язык оставался пестрым, неоднородным, письменная литература развивалась в основном в городах. Значительное место в культурной жизни городского населения играли произведения дервишских поэтов и писателей. Одним из наиболее известных был сын степного музыканта, проповедник ислама Ходжа Ахмет Яссави (ум. в 1167), автор сборника стихов религиозно-мистического содержания Дивани Хикмет (Книга о премудрости ). В своем сочинении Яссави проповедовал аскетизм и смирение, полагая, что путь к истине и есть путь к богу. Книга содержит немало культурно-исторических, этнографических сведений о племенах того времени. Ученик Яссави Сулеймен Бакыргани – автор сборника Заму назир китабы (Книга о конце света ). Она повествует о том, что во время конца света все сущее погибнет, но Бог опять создаст мир и все возродится вновь. Книги Яссави и Бакыргани на протяжении последующих столетий были обязательным учебным пособием в медресе Средней Азии и Казахстана. Хибат ул-Хакайк (Подарок истины ) – единственная книга Азиб Ахмета Махмуд-улы Югнеки (конец 12 в.) призывала к достойной жизни, упорному труду, стремлению к знаниям и человечности.

Наиболее ранние произведения устного народного творчества, чье авторство можно считать установленным, относятся к 15 в. В 16 в. были хорошо известны сочинения легендарного Асан-Кайгы, акынов Доспамбета, Шалкииза, в 17 в. – акына Бухара-жырау Калкаманова, автора острых политических стихотворений. В Казахстане сложилась традиция проведения песенно-поэтических состязаний между акынами – айтысов. Стали выделяться жанры песен: толгау – философское размышление, арнау – посвящение и т.д. В 18–19 вв. в творчестве акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы – призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное прошлое и восхваляя религию. Акыны 2-й половины 19 в. Биржан Кожагулов, Асет Найманбаев, поэтесса Сара Тастанбекова, Джамбул и др. использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.

Казахская письменная литература в ее современном виде начинает складываться только во 2-й половине 19 в. под влиянием контактов и диалога с русской культурой. У истоков этого процесса стоят казахские просветители Чокан Валиханов , Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.

Чокан Валиханов (1835–1865)– первый казахский ученый, просветитель, историк, этнограф, путешественник и дипломат. Правнук хана Аблая, он родился в про-русски ориентированной семье, в казахской школе учил арабский язык и знакомился с восточной поэзией и литературой. Закончил Омский кадетский корпус, который был для азиатской части России своего рода Царскосельским лицеем. По окончании был произведен в корнеты, носил русский военный мундир, будучи российским офицером и чиновником, исполнял поручения царской администрации.

В его обязанности входили функции историографа и участие в экспедициях на Иссык-Куль, в Кульджу, Кашгар, во время которых Валиханов вел свои путевые дневники, на основе которых были написаны очерки о киргизах (так в 19 в. называли казахов) – об их истории, общественном родовом устройстве, нравах и обычаях, мифах и легендах (Записки о киргизах ).

Ему удалось первым записать и перевести на русский язык часть героического эпоса Манас – Смерть Кукотай-хана и его поминк и , народную эпическую поэму Козы-Корпеш и Баян-сулу. В своих работах Валиханов много внимания уделял особенностям импровизаторского искусства акынов, ритмике казахского стиха. Ряд его исследований посвящен изучению зороастрийских корней казахского менталитета и синкретизма шаманства с исламом у степных народовСледы шаманства у киргизов (казахов ), О мусульманстве в степи . Весной 1861 были опубликованы его Очерки Джунгарии , а также основные работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и Востока (Киргизское родословие, О кочевках киргиз, Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды и др.).

Живя в Петербурге в 1860-1861 и продолжая работать над очерками по истории и этнографии киргизов, он близко знакомится с идеями русских революционных демократов, общается и дружит с многими представителями передовой демократической интеллигенции – Ф.М.Достоевским , С.В.Дуровым, И.Н.Березиным, А.Н.Бекетовым. По рекомендации П.П.Семенова-Тян-Шаньского он был принят в действительные члены Императорского Русского географического общества.

Оставаясь идеалистом в понимании общественной жизни, Валиханов осуждал произвол казахских феодалов и колонизаторскую политику царизма, высказывался за приобщение казахов к русской культуре.

Ибрай Алтынсарин (1841–1889) также закончил русско-казахскую школу, работал переводчиком в Оренбурге, учителем и инспектором школ. При этом он добивался, чтобы русских школ для казахской молодежи открывалось как можно больше. В 1879 выходят его Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку и Киргизская хрестоматия, в которую вошли многие его рассказы и стихотворения, а также произведения русских авторов, переведенные на казахский язык. Его литературная деятельность была носила просветительский характер и являлась частью общественно-педагогической практики. В произведениях Невежество , Коварному аристократу он осуждал фанатизм и суеверия, вскрывал реакционную сущность мулл, в Кипчак Сейткул и Деревянном доме и юрте убеждал скотоводов заниматься земледелием, в Сыне бая и сыне бедноты противопоставлял трудолюбие бедняков скупости и жадности богачей. В стихотворениях Весна и Осень впервые в казахской поэзии Алтынсарин реалистически описывал казахский пейзаж и картины кочевого быта. Писал он и о бесправном положении женщин в традиционном казахском обществе. Как фольклорист записал и опубликовал сказки Кара батыр , Алтын-Айдар , легенду Жиренше-острослов , отрывок из эпоса Кобланды и многое другое.

Поборник дружбы с русским народом, основоположник реалистической литературы, поэт и мыслитель Абай Кунанбаев (1845–1904) был продолжателем дела Валиханова. Его творчество определило культурно-просветительское движение конца 19– начала 20 вв., оказало огромное воздействие на последующее развитие казахского литературного языка.

Кунанбаев получил классическое восточное образование. В медресе имама Ахмет-Ризы он изучал арабский, персидский, другие восточные языки, знакомился с классической персидской литературой – Фирдоуси , Низами , Саади , Хафизом и др. Одновременно, нарушая запрет медресе, посещал русскую приходскую школу. В 28 лет отошел от выполнения административных функций главы рода, целиком отдавшись самообразованию. Абай пишет стихи, усиленно изучает русскую культуру, занимается в публичной библиотеке. Знакомство с русскими политическими ссыльными оказало сильное влияние на формирование прогрессивного мировоззрения поэта. Он переводит на казахский произведения А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова , И.А.Крылова , зарубежных классиков, пишет казахские песни на слова отрывков из Евгения Онегина. Наиболее известна его элегия, положенная на музыку, Карангы тунде тау калгып стихотворный перевод Лермонтова Ночной песни странника Гете.

Литературное наследие Абая составляют стихи, поэмы, стихотворные переводы и переложения, прозаические «назидания». Его поэзия отличается классической простотой и изяществом художественных приемов. Он вводит новые стихотворные формы – шестистишья и восьмистишья: Из времени выпадает миг (1896), Разве не должен, мертвый, я глиной стать (1898), На воде, как челнок, луна (1888), Когда станет длинною тень (1890) и др. Для его поэзии характерны глубокий философский смысл и гражданское звучание. В стихотворениях О, казахи мои , Восьмистишия , Вот и старость. Скорбны думы, чуток сон… , Измучен, обманут я всеми вокруг… звучит критика феодальных устоев. В сборнике художественно-философской прозы Гаклии (Назидания ), затронуты исторические, педагогические и правовые темы, призывает народ встать на путь культурного прогрессивного развития, упорного и честного труда. Широко известны стихи, посвященные временам года.

Начало 20 в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя черты казахской, восточной и европейской литератур. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно формируется литературный язык.

Ахмет Байтурсын (1873–1913) занимался педагогической и литературной деятельностью – переводил басни Крылова, издал популярный среди казахов поэтический сборник Кырык мысал и сборник Маса (1911). Байтурсына можно назвать первым казахским языковедом – он писал статьи, в которых выступал за чистоту казахского языка, освобождение его от русских и татарских слов.

Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы – романы , повести . Поэт и прозаик Мыржакып Дулатулы (1885–1925) – автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа Несчастная Жамал (1910), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами на казахский Пушкина, Лермонтова, Крылова,Шиллера , был новатором и реформатором казахского литературного языка. Спандияр Кобеев (1878–1956) известен как переводчик басен Крылова и автор одного из наиболее значительных казахских романов Калым (1913).

Писатель и журналист Мухамеджан Сералыулы (1872–1929), известный своими произведениями Топ жарган (1900), Гульгашима (1903), переводом поэмы Рустем-Зораб из Шахнаме Фирдоуси , был главным редактором журнала «Айкап» (1911–1915), вокруг которого группировались прогрессивные творческие силы. Сотрудничавший с журналом Султанмахмуд Торайгыров (1893–1920) писал стихи и рассказы на темы неравенства, он автор романа Камар Сулу . В журнале также печатались Султан-Махмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Таир Жомартбаев и др.

С именем Магжана Жумабая (1893–1937) связано внедрение в казахское стихосложение новых поэтических форм, а в казахский литературный язык – стилистической системы, которая сохраняется по сей день. Он начал писать стихи с 14 лет и печатался почти во всех газетах и журналах на казахском и татарском языках. В 1912 в Казани вышел его поэтический сборник Шолпан.

Шакарим Кудайбердыулы (1858–1931), племянник Абая Кунанбаева, был религиозным философом, пытавшимся в трактате Мусылман-шылдык , шарттары (Оренбург, 1911) обосновать догматы ислама при помощи логического метода. В этом же году он опубликовал одну из первых работ по истории казахов – Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий . Шакарим был автором большого числа стихотворений, поэм и прозаических произведений. Он перевел в стихотворной форме Дубровского Пушкина, своими учителями считал Байрона , Пушкина, Лермонтова, Хафиза, Навои, Канта , Шопенгауэра .

Религиозный философ Мухамед Салим Кашимов, известный своими произведениями Вежливость , Агитация , Наставление казахам ; был и автором повести Печальная Мариям (1914), в которой осуждался обычай выдачи девушек замуж без их согласия. В трех вышедших в 1913 книгах Машгура-Жусупа Копейулы (1858–1931), Увиденное мною удивительное явление в моей долголетней жизни , Положение и О том, чья земля Сарыарка автор резко высказывается против политики России и переселения русских крестьян в Казахстан.

В конце 19 – начале 20 вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклор. Вокруг газеты «Казах» (1913) группировались националистические силы – А.Байтурсунов, М.Дулатов, М.Жумабаев, после 1917 перешедшие в лагерь контрреволюции.

После Октябрьской революции в творчестве акынов Джамбула Джамбаева, Нурпеиса Байганина, Доскея Алимбаева, Нартая Бекежанова, Омара Шипина, Кенена Азербаева активно развиваются социальные мотивы и темы социалистического строительства.

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Джамбула Джамбаева (1846–1945), певшего под аккомпанемент домры в стиле толгау. С его слов были записаны эпосы Суранши-батыр , Утеген-батыр , сказки Хан и акын , Сказка о лентяе и др. После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы – Гимн Октябрю , Моя Родина , В Мавзолее Ленина , Ленин и Сталин (1936). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Джамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное призвание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Джамбул писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом – Ленинградцы, дети мои !, В час, когда зовет Сталин (1941) и т.д. В 1941 он становится лауреатом Сталинской премии.

Сочетая устные формы с литературными, Джамбул выработал новую поэтическую манеру, отличающуюся психологической насыщенностью, конкретностью изображения общественной жизни, задушевностью и простотой повествования.

Родоначальниками казахской советской литературы стали поэты Сакен Сейфуллин (поэмы Советстан , Альбатрос , Социалистан , повести Землекопы , Плоды ), Баймагамбет Изтолин, Ильяс Джансугуров (поэмы Степь , Музыкант , Кулагер ), писатели Мухтар Ауэзов (Ночные раскаты ), Сабит Муканов (социально-исторический роман Ботагоз (Загадочное знамя )), Беимбет Майлин (повесть Коммунистка Раушан , роман Азамат Азаматыч ).

В 1926 была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, в первые годы своего существования боровшаяся против националистических проявлений в литературе. Стали выходить альманах «Жыл кусы» («Первая ласточка») (с 1927) и журнал «Жана адабиет» («Новая литература») (с 1928). В 1934 был создан Союз писателей Казахстана, позже в его составе стали работать секции русских и уйгурских писателей.

Первой на события Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия – поэма К.Аманжолова Сказание о смерти поэта (1944) о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова и др. После войны появились романы Солдат из Казахстана Мусрепова (1949), Курляндия Нурнеисова (1950), Грозные дни Ахтапова (1957), мемуары Момышулы За нами Москва (1959).

В 1954 Мухтар Ауэзов закончил получившую отклик во многих странах тетралогию – роман-эпопею Путь Абая . Послевоенная казахская литература осваивала крупные формы «большого» советского стиля, тяготея к масштабным литературным формам – романам, трилогиям, поэмам и романам в стихах (Муканов, Мустафин, Шашкин, Ергалиев, Каирбеков, Мулдагалиев и др.). Развивалась драматургия (Хусаинов, Абишев, Тажибаев),научная фантастика (Сарсекеев, Алимбаев).

В 1970-х внимание читателей привлекла книга казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова (р. 1936) Аз и Я (1975), известного своими сборниками Доброе время восхода (1961), Над белыми реками (1970), Повторяя в полдень (1975). В ней он развивал идеи о родстве казахов и древних шумеров, обращал внимание на большое количество слов тюркского происхождения в русском языке, что говорило, по его мнению, о сильном влиянии тюркской культуры на русскую. В оживленной дискуссии, развернувшейся в печати, Сулейменова обвиняли в «пантюркизме» и национализме.

Конец 1990-х – начало 2000-х литература Казахстана характеризуется попытками осмыслить постмодернистские западные эксперименты в литературе и возможность применения приемов деконструкции и «уплотнения» текста (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ) – Б.Канапьянов, Д.Амантай. По-новому осмысливаются произведения известных и малоизвестных авторов – Смагула Садуакасова, Коксерек и другие новеллы М.Ауэзова, Конец легенды , Пропасть , Гнедой конь Абиша Кекильбая, Смутное время , Смерть борзого Мухтара Магауина, повести Оралхана Бокея.

Литература Казахстана продолжает развиваться в контексте общемировой цивилизации, впитывая и развивая новые культурные веяния с учетом собственных возможностей и интересов.

Литература:

Зелинский К. Джамбул . М., 1955
Творчество Джамбула. Статьи, заметки, материалы . Под ред. Н.Смирнова. Алма-Ата, 1956
Ауэзов М.О. Абай . Тт. 1–2. М., 1958
Каратаев М., Рожденные Октябрем . Алма-Ата, 1958
Ахметов З.А. Казахское стихосложение . Алма-Ата, 1964
История казахской литературы , т.1–3, Алма-Ата, 1968–1971
Бегалин С. Чокан Валиханов . М., 1976
Муканов С. Степные друзья . Алма-Ата, 1979
Залесский К.А. Империя Сталина . М., Вече, 2000



«Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» – перефразировав известную цитату, можно узнать о человеке многое, если даже не все – интересы, привычки и общий кругозор. Сегодня предлагаем отойти от полюбившихся мировых бестселлеров и открыть для себя современных отечественных авторов. В нашем обзоре мы собрали произведения, которые придутся по душе даже самому искушенному читателю. Расширяйте свой кругозор вместе с нами, бегите по строчкам и собирайте список must read от современных писателей Казахстана!

«Жир»

Эпатажная Мада Мада (в миру Мадина Мусина) написала книгу «ЖИР». Расшифровывается аббревиатура как: женщина, ищущая реальность . Так о чем же "ЖИР"? Пожалуй, трудно сделать один-единственный вывод. Презентация книги прошла совсем недавно. 4 февраля Мадина выступила перед аудиторией и в своей шуточной манере призналась, что книга – это сборник рассказов автобиографического характера, куда вошли посты и эссе, опубликованные раннее на ее личной странице в Facebook. Герои книги - это ближнее окружение автора, вместе с ними Мадина пытается проживать все радости и уныния, происходящие вокруг, с долей иронии и сарказма. Произведение выпущено без правок цензуры, обилие матерных слов неминуемо. Если вы любите современную прозу и ищете авторов с нестандартным видением обычных жизненных ситуаций, то книга вам точно понравится.

«Книга замужней женщины»

Книгу Мадины Байболовой можно считать сугубо женской. Автор сквозь призму своих прошлых ошибок рассказывает, почему браки распадаются и как этого избежать. На страницах книги, вы узнаете о первом браке Мадины, который продлился 9 лет и не стал для нее счастливым. Тем не менее, она дает себе второй шанс построить счастливую семью. Оглянувшись назад, героиня находит ответы на распространенные вопросы многих женщин: "Какой нужно быть женой, чтобы муж был счастлив рядом со мной?". По словам Байболовой, счастье и гармония семьи зависят от хранительницы очага. Автор открыла для себя, что наибольшее счастье женщина испытывает тогда, когда дарит любовь и ласку окружающим на безвозмездной основе. Стоит отметить легкий, ненавязчивый стиль произведения, который понравится многим читательницам. Книгу скачать можно

«Ключи от кейса»

Дана Орманбаева – знаменитый казахстанский специалист в сфере PR, журналист, продюсер, общественный деятель. Имея за спиной внушительный опыт, Дана выпустила целую трилогию с персональными советами. «Ключи от кейса» стала завершающей книгой. В ней автор рассказывает, что позволяет ей использовать время эффективно и повышать свою продуктивность. Орманбаева в интересной форме делится со своими читателями ответами на вопросы о том, почему так важны саморазвитие и мотивация, помогающие в любой жизненной сфере. Также автор жестко критикует такое качество, как неумение брать на себя ответственность. Дана уверена, что ее труд будет полезен тем, кому важно не просто строить планы, а решительно действовать! Если вам нравятся книги по личностному росту, то пора прислушаться и к советам успешных менеджеров, которые проживают с вами в одной стране.

«Пиньята»

Лиля Калаус собирала материал на протяжении 5 лет, чтобы опубликовать полноценную книгу. Так как рассказов автор собрала очень много, Калаус решила разбить сборник на 2 части. Название выбрано не случайно: смешение жанров и стилей позволило выпустить рассказы, написанные в разное время и в разных местах. В итоге получилась книга-конфетка – она такая же сочная, яркая и вкусная. Лиля говорит, что каждый читатель найдет для себя конфетку-рассказ, выпавшую из разбитой пиньяты – книги, наполненной жизнью и красками.

«Котелок»

Известный казахстанский журналист Вадим Борейко написал книгу, которая, по сути, не является мемуарами в классическом их понимании. Это своеобразный литературный "фьюжн". Юморные, саркастические и нетривиальные выводы автора позволяют погрузиться в историю минувшего времени и пережить их заново. Вадим Борейко по долгу службы был причастен к важным казахстанским историческим событиям еще с 1980 года, побывав их и участником, и очевидцем, а также хроникером. Автор показывает читателю историю Казахстана своими глазами. Получилась она без лишнего надрыва и горьких упреков. Вся жизнь и история буквально «варились» в «Котелке» Борейко. Если вам интересна новейшая история нашей страны, то спешите приобрести откровенное произведение одного из мэтров казахстанской журналистики.

«Мелочи жизни»

Новая книга популярного казахстанского режиссера Ермека Турсунова состоит из 7 разделов. Официальная презентация состоялась в 2016 году. В предисловии к книге своими отзывами делятся политолог Досым Сатпаев и журналист Вадим Борейко. В самом произведении описываются детские годы Турсунова, прошедшие в ауле "Первомайский" Алматинской области. В книге читатель найдет честное повествование о работе в газетах «Ленинская смена» и «Избиратель», о футбольном прошлом, об учебе, творчестве и о многом другом, что происходило с автором за всю его жизнь. Личное мнение писателя на события, которые происходят сейчас - особенно интересны! "Мелочи жизни" придется по нраву современникам, которые неравнодушны к творчеству Ермека Турсунова.

«В поисках Золотой чаши: Приключения Бату и его друзей»

Казахстанский культуролог Зира Наурызбаева и писательница Лиля Калаус написали в соавторстве увлекательную детскую книгу «В поисках Золотой чаши: Приключения Бату и его друзей». Сказка создавалась в течение 8 лет и была издана в 2014 году с помощью финансовой поддержки мецената, который пожелал остаться неизвестным. Творческий тандем из двух талантливых писательниц позволил родиться детской книге в жанре «фэнтези». Сказка повествует о приключениях мальчика Бату и его товарищей. Ребята завязывают знакомство с Аспарой (царевичем из племени массагетов) и вместе с ним пускаются в увлекательные приключения. Главная цель: найти священную чашу справедливости и мудрости. Побеждать злых врагов мальчикам помогают волшебные персонажи. Книга учит маленьких читателей важным вещам, которые пригодятся и во взрослой жизни: дружбе, ответственности, смелости и другим человеческим ценностям.

«Excuse me, фак off!»

Каково это – полгода прожить в Америке без работы и при этом, не отказываясь от жизненных наслаждений? Три журналиста Мади Мамбетов, Мадина Искакова и Светлана Ромашкина знают, что нет ничего лучше настоящей дружбы, приправленной уморительными приключениями и курьезными случаями из американской жизненной копилки, которые авторы запечатлели не только в памяти, но и письменно. Книга стала бестселлером в Алматы в 2011 году, так что можно уверенно считать, что дебют новоиспеченных писателей удался на славу.

«Д’Алматинцы»

Сестры Малика и Индира Бобро-Бадамбаевы в 2016 году выпустили комедийно-лирическую книгу об истории алматинской молодежи, сопровождаемую интересными фотоснимками. Труд включает в себя повествования о любви, а самой главной сюжетной линией является история о забавном парне Алексе Австрийском, который ищет свой жизненный путь. Изначально творческий проект «Д’Алматинцы» создавался в виде фотосериала, который авторы публиковали на своем сайте bobro.kz. Получив хорошие отклики от читателей, Малика и Индира собрали все фотоистории и выпустили их в формате полноценной книги. Сестры говорят, что книга поможет погрузиться в атмосферу жизни настоящего алматинского жителя.

«Менің екінші кітабым»

Одна из самых популярных медиа-персон казахстанского ТВ-пространства, продюсер, автор проектов на канале «Казахстан», Ляйля Султанкызы , в прошлом году выпустила автобиографичный роман. Ляйля откровенно поделилась с читателями о том, какие шаги она предприняла навстречу к своей мечте и как ей приходилось преодолевать трудности во имя достижения желанной цели. Издание можно назвать не просто автобиографией, но и эдаким дневником-пособием для женщин, где можно получить ответы на разные вопросы, связанные с семьей и карьерой. Как быть хорошей женой, при этом состояться в профессии и оправдывать надежды близких людей? Ляйля знает ответ. Книга написана на казахском языке, но ничуть не теряет своей актуальности и для русскоязычной аудитории.