Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС)

Тема: «Правописание приставок -ПРЕ и -ПРИ».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид: комбинированный.

Учитель: Воробьева Елена Сергеевна

Класс: 6 «Б»

МБОУ СОШ № 18 им. Братьев Могилевцевых г. Брянска

Дата: 27.09.2017 г.

Цели урока:

Деятельностная - создание условий для самостоятельного усвоения знаний и способов деятельности, поиска и обработки информации, выбора способов деятельности и постановки учебной задачи, развитие самости ребенка.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма.

Задачи урока:

Образовательные:

Выявление условий выбора гласных е - и в приставках;

Способствовать формированию навыка написания приставок пре-/ при-;

Обогащение словарного запаса учащихся;

Развивающие:

Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;

создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;

создание условий для развития коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формируемые УУД:

Личностные: развитие навыков сотрудничества, уважение чужого мнения; установление связей между учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: развитие самости ребенка (анализирование, постановка целей, рефлексия).

Познавательные: установка причинно-следственных связей, умение группировать, анализировать и обобщать.

Коммуникативные: Умение полно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

  • Приветствие. Организационный момент.

ПРИгрело солнце,

и ПРИоткроем мы оконце.

Давайте улыбнемся друг другу, чтобы на душе у всех стало светло и тепло.

Скажите пожалуйста, как бы вы написали эти слова? (с приставкой ПРИ). Почему? (Приставка имеет значение неполноты действия).

Очень хорошо. Вот и сегодня мы с вами приоткроем оконце в мир знаний.

Цитирует двустишие.

Мотивирует учащихся на успех и нацеливание.

Отвечают на вопросы.

  • Постановка цели и задач урока.

Давайте разберемся, что же мы будем сегодня изучать? И как мы будем это делать? - Что нам уже известно по этой теме?(работа со схемой - Приложение 1).

Задает вопросы.

Работает со схемой на доске.

Отвечают на вопросы.

Чертят схему.

  • Актуализация знаний.

Хотите, я познакомлю вас с интересной сказкой, в которой множество слов с приставками -ПРЕ и -ПРИ? Взгляните на свои распечатки. Давайте прочитаем эту сказку. (читает один учащийся).

Скажите, испытывали ли вы трудности при прочтении сказки? Почему?

Чтобы выполнить это задание, нам необходимо вспомнить правила. Перед вами лежат таблицы, которые необходимо заполнить. (Работа в парах - у доски 2 пары: учеников).

Если все выполнено верно, поставьте себе 6 баллов.

Работает с текстом.

Задает вопросы.

Работают с текстом.

Работают у доски.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают правила.

  • Первичное усвоение новых знаний.

Давайте вернемся к нашей сказке и поработаем по цепочке.(Фронтальная работа).

Молодцы. С заданием справились. У кого все слова записаны верно - ставят себе 15 баллов.

У меня для вас есть еще задания. Сейчас предлагаю вам игру, которая называется «Замена». (5 человек - за доской по 2 слова).

Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

1) Расположенный у берега. (Прибрежный ).

2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ).

3) Участок около школы. (Пришкольный ).

4)Открыть дверь не полностью. (Приоткрыть ).

5) Очень спокойный. (Преспокойный ).

Посмотрите на доску, сравните. У кого все записано верно - ставит себе 5 баллов. Остальные - баллы по количеству правильных ответов. Молодцы, справились.

Проверяет ответы учащихся, при затруднении - помогает, при ошибочном ответе - исправляет.

Вставляют пропущенные буквы, выделяют приставки.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

  • Физкультминутка.

Показывает упражнения.

Повторяют за учителем.

6) Первичная проверка понимания, первичное закрепление.

«Распределительный диктант».

2 за доской.

1-ый ученик и 1 вариант записывают слова с приставкой ПРИ.

2-ой ученик и 2 вариант записывают слова с приставной ПРЕ.

Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга. (Взаимопроверка).

Прибрежный, прекрасный, преогромный, прибежать, придорожный, привстать, прелестный, прервать.

Контролирует выполнение задания учащимися.

Выполняют задание, проверяют правильность выполнения.

7. Домашнее задание.

Придумать и записать в тетрадь 10 примеров слов с приставками -ПРЕ и -ПРИ. Разобрать эти слова по составу.

Знакомит учащихся с д/з

Записывают задание в дневник.

8. Рефлексия.

Какова тема урока?

Какие цели ставили перед собой и достигли ли результатов?

Что выполняли на уроке?

Скажите, а любите ли вы математику? Давайте-ка посчитаем, какое максимальное количество баллов вы могли сегодня заработать?

ИНТЕГРАЦИЯ С МАТЕМАТИКОЙ

Как нам удобнее будет сложить эти числа?

Правильно, здесь мы использовали переместительный и сочетательный законы сложения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

30 - 25 б - «5»

24 - 19 б - «4»

18 - 14 б - «3»

Менее 14 б - повторить тему и получить индивидуальное задание.

Задает вопросы. Работает со схемой.

Отвечают на вопросы, работают со схемой. Делают записи в листах.

9. Комментирование и выставление отметок.

Выставляет и комментирует отметки.

Приложение 1.

  • ПРЕкрасным (= очень) вечером Василисе ПРЕмудрой (= очень) ПРИснился (запомнить) ПРИчудливый (запомнить) сон. ПРЕзабавные (= очень) и ПРЕхорошенькие (= очень) зайчата скакали ПРИпрыгивая (неполнота действия) по поляне. Вдруг солнце закрыла ПРЕогромная (= очень) туча. Это ПРИлетел (приближение) злой-ПРЕзлой (= очень) Змей Горыныч. ПРИземлился (приближение) он, ПРИсел (неполнота действия) на травку и ПРИзадумался (неполнота действия). ПРИказал (запомнить) ему Кащей Василису ПРЕмудрую (=очень) найти, ПРИпугнуть (неполнота действия), к нему ПРИвести (приближение). Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые (= пере) ПРЕпятствия (запомнить).

  • Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Приложение 2.

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

Неполное действие

ПРИкрыть

МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Обобщающий урок по теме

« Приставки ПРЕ- и ПРИ-»

(разработка урока по русскому языку для 6 класса)

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Абдуллина Г.И.

Тема : Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока:

Обучаюшая : обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая :развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная :развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

Данный урок является завершающим в разделе «Правописание приставок ПРЕ, ПРИ».

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Целеполагание, посмотрите на доску, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний по правописанию приставок пре и при.

Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать сегодня на уроке?

Повторить и закрепить умение правильно писать приставки пре и при

III. . Фронтальный опрос по изученному материалу:

Давайте вспомним, на какие группы делятся все приставки?

-(неизменяемые, на з-с, пре-при)

-А какая группа приставок самая сложная в написании? Почему?

(потому что надо определить значение, а это не всегда легко сделать)

От чего зависит правописание приставок пре/при?

Сколько значений у приставки при?

А сколько у приставки пре?

Перечислите их. Приведите примеры.

IV.Закрепление изученного материала.

1. Вставьте пропущенные буквы,объясните правописание. Кто автор этих строк и какое это произведение?

Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке. (Пушкин «Дубровский)»

«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка». (Тургеньев «Муму»)

Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный (Зимнее утро»)

2.Выборочный диктант. Распределить слова по группам в зависимости от значения

Пр.ехать, пр.соединить, пр.отстать, пр.храмывать, пр.близиться, присесть, привокзальный. Пришкольный, пришить, прилететь. Прибежать, прикрутить, приморский. Приоткрыть.

(проверка).

Индивидуальная работа (несколько учеников в это время работают по карточкам)

3. Игра «Найдите лишнее слово»

Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть

Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный

Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный

Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить

Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная

Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая

Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

Игра «Собери слова».

ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре.

Отгадай загадки

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

Снеговик =-

Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.

Школа =-

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу!

Учитель =-

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.

Физкультминутка

4.Цифровой диктант (1-и, 2-е)

Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.

(1,2,1,2,1.2.1.2,1,2)

5.Ученик работает у доски .Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.

Лечь ненадолго - прилечь

Сесть на краешек стула - присесть

Заболеть несильно, ненадолго - приболеть

Слегка поднять - приподнять

Временно остановиться - приостановиться

6. Работа по распечатанным листам

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать как мать и пр...открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.

2. Замените данные словосочетания одним словом .

глава государства ___________президент

подарить что-либо -презент

оперная певица, исполнительница главных ролей - прима

помеха на дороге - преграда

первое представление пьесы, фильма ______премьера

человек с капризами-

история, передающаяся из уст в уста - предание

близкий знакомый, но не хороший друг- предатель

нарушение правил - преступление

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

Преемник – приемник_________________________________________________________

придание____________________________________________________________________________________, предание - _________________________________________________

преступить – приступить____________________________________________________

преклонить – приклонить_____________________________________________________

пребывать – прибывать_______________________________________________________

преподать – припадать________________________________________________________

5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

8. Рефлексия

Что мы узнали на уроке?

Чему научились

9.Выставление оценок. Домашнее задание

ФГОС урок русского языка в 6 классе: "Приставки ПРЕ и ПРИ" Задачи: Образовательные: ­ сформировать представление о правописании приставок при­ и пре. ­ показать условия правильного выбора букв е ­ и в приставках при­, пре­. Развивающие: Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод; ­ содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач; ­ развивать умения применять знания в новой учебной ситуации; ­ отрабатывать навыки самостоятельной работы; ­ совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.; ­ создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем; ­ развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия. Воспитательные: ­ формировать положительное отношение к знаниям. ­ воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка. Планируемые результаты Личностные: ­ формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей; ­ воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову; ­ создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; ­ взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу. Предметные: осуществляют выбор приставки пре­(при­) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках. Метапредметные: Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать. Методы и формы обучения: ­ частично­поисковый; ­ наглядно­словесный; ­ методы самостоятельной работы; ­ индивидуальная; ­ парная; ­ групповая. Технологии: педагогика сотрудничества, коллективной проектной деятельности обучающихся. дифференцированного здоровьесбережения, обучении, и исследовательской индивидуальной подхода в деятельности,

Урок­путешествие в сказочную страну. Тема. Правописание приставок при­, пре­. Ход урока. I Организационный момент (1 мин.). 8.00­8.01 II Цели и задачи урока. Слайд: ­ Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку. ­ Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями. Садитесь. ­ Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочную страну, нам предстоит побывать в одном из её городов. Слайд: Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке, помогали друг другу, Слайд: чтобы решали возникающие у вас проблемы вместе, Слайд: чтобы открыли для себя что­то новое и интересное, Слайд: и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Слайд: Запишем в тетрадях дату отправления в путешествие (Тридцатое ноября) и место отправления (Классная работа). листах запишите ­ В оценочных Ф.И. III Актуализация полученных ранее знаний учащихся (5 мин): 8.01­8.06 Слайд: 1. Лингвистическая разминка. ­ Сначала проверим, как вы готовы к путешествию. ­А для этого нам нужно разгадать лингвистическую загадку. Приставляемся всегда Мы к началу слова И меняем без труда Смысл его на новый. В речи очень много нас! ЗА, У, ДО, НЕ, БЕЗ, ПО, РАС! И другие тоже есть, Всех нас трудно перечесть! Твердо помните, друзья, ­ В языке без нас нельзя!!! ­ О какой морфеме идет речь? (Речь идет о приставке) ПРИСТАВКА (на доску) ­ А что такое приставка? Дайте определение (Часть слова). ­ Итак, ПРИСТАВКА ­ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ (на доску). А к каким группам можно отнести приставки, встретившиеся в стихотворении?

1. 2. Неизменяемые приставки Приставки на З (С). ­ Перед нами ворота в сказочную страну. Чтобы открыть их, нужно выполнить задание. ­ В стихотворении только часть приставок, а остальные рассыпались и перепутались. 2. Работа с таблицей Слайд: – Распределите все приставки на 2 группы­ неизменяемые приставки и приставки на з (с). Ответы записываем в тетрадь в два столбика. Слайд:­ Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу. балл оценочный лист впишите ­ В за первое задание, поставленный вам одноклассником. 3. Формулирование проблемы урока. А какие приставки не вошли ни в 1­ый ни во 2­ой столбик? Пре­ и при­ – Можете вы сказать, почему в одних приставках пишется буква и, а в других - е? Нет, так как это правило мы еще не изучали. ­ У нас возникла проблема. Какая? (КОГДА ПИСАТЬ ПРИ­, А КОГДА – ПРЕ­? – на доску) III. Изучение нового материала (10 мин). 8.06­8.10 1. Определение темы и целей урока. – Попробуйте сформулировать тему урока – (ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ­, ПРЕ­) – на доску – Запишите тему в рабочие тетради. – Попробуйте сформулировать цель урока, используя опорные слова: – ПОЗНАКОМИТЬСЯ С… ПРАВОПИСАНИЕМ ПРИСТАВОК ПРИ­ И ПРЕ­. – УЧИТЬСЯ …… ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ ПРИ­ И ПРЕ­ НА ПИСЬМЕ (на доску) Приставки – Ангелина + Аня Город Приставок встретить вас рад. Здесь вас встречает приставок парад. Дамы Приставки здесь, посмотри, Пишутся слитно с корнем они. Корень, как истинный гражданин Дамам дорогу уступит своим. Встанут Приставки все впереди, С корнем сольются – им по пути!

Именно в городе «Приставок при­ и пре­» мы сегодня с вами и окажемся. Пре: Здравствуйте, ребята! При: Приветствуем вас всех! Пре: Мы узнали, что вы как раз сегодня собираетесь поговорить о правописании приставок Пре­ и При­ При: Поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут. Пре: Поэтому мы решили познакомиться с вами лично. При: ПРЕ­ парень преспокойный и презабавный ПРЕ, Пре: А ПРИ­ приятель скромный, придворный паж, поэт. При: Коль на пути преграда, не унывает ПРЕ, преодолевает сразу. Где Пре – всегда успех. Пре: А ПРИ спешить не будет, и, глазки чуть прикрыв, Прицелится, присядет, приставит стул и прыг… При: Пре чуть преувеличить. Пре: ПРИ приуменьшить рад. При: ПРЕ прерывает песню. Пре: ПРИ припевает в лад. Учитель: Такие вот ребята различные они, приятели, два друга: Приставки ПРЕ­ и ПРИ­. ­ Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого своя задача. ­ Прежде всего научимся узнавать их в лицо. ­ Предлагаю разбиться на 3 группы. 2. Исследовательская работа. 8.10­8.16 Вторая остановка ­ переулок Новых Знаний. ­ Я предлагаю вам самостоятельно провести небольшое исследование и узнать, при каком условии мы будем писать при­, а при каком ­пре­. Вам нужно заполнить таблицу в маршрутном листе, который станет вашим входным билетом в сказочный город. Слайд: Но прежде откройте учебник на страницах 128 и 130, прочтите теоретический материал, который поможет вам в выполнении данного задания. А также информация о правописании приставок содержится в строчках стихотворений. Повнимательней смотри. Мы приставки пре­ и при­. Научись нас различать, Друг от друга отличать. Запомни сначала четыре значенья: Неполное действие и приближенье, Близость чего­то к чему­нибудь, Присоединенье ещё не забудь. При­ Приближение Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной­ Обо всех, приплывёт, Пишется при­, несомненно. придёт, кто прилетит, Присоединение Винт привинтил, прикрутил колесо. Приклеил, пришил умело­ Помни, что при­ говорят обо всём, Что добрые руки приделали… Нахождение вблизи чего­нибудь На пригорке придорожном, Пре­ ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом, «ОЧЕНЬ» проверяем Или ПЕРЕ­ заменяем. В значении «очень» Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой и очень сякой­ Пре­ мы напишем при этом. Сходна с приставкой пере­ Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь ­ не преграда. Где очень похожи пере­ и пре­,

В пригороде приморском, На пришкольном участке пригожем Даже привередливому – приволье. Неполнота действия Язык прикусил ­ не совсем откусил. Пригорело ­ не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой при­. Там только пре­ ставить надо… (Э. Успенский) ­ Итак, знакомство с приставками ПРЕ­ и ПРИ­ состоялось. ­ Подведем итог нашей исследовательской работы. Слайд: ­ Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу, внимание на экран. Оцените свою работу. ­ Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРИ­, а когда ПРЕ­? (на доску) прокомментируй Матвей Древаль (по слайду). Вывод: Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ­) Вывод: Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ­) От чего же зависит выбор гласной в приставках ПРИ­ и ПРЕ­? Вывод: Выбор гласной в приставках ПРИ­ и ПРЕ­ зависит от значения приставки Слайд: Рассмотрим алгоритм. Как действовать по правилу? Кто прокомментирует? Рома, пожалуйста к доске. Слайд: Потому, что есть, ребята, еще такие слова, которые нужно запомнить. О таких словах мы поговорим на следующем уроке. ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРИ­ и ПРЕ ­» Значение приставки 1.Неполнота действия, можно приравнять к слову «чуть­ чуть», «немного», ненадолго» 2.Приближение 3.Присоединение. 4.Близость к чему­либо, можно приравнять к слову «около», «близ» ПРИ­ Примеры прикусил, пригорело прибыл, приплыл, прилетел, придёт, прилетит, приплывёт привинтил, прикрутил, приклеил, пришил, приделали на пригорке придорожном, в пригороде приморском, на пришкольном, пригожем, приволье ПРЕ­ Значение приставки Сходное со значением слова «очень» Сходное со значение приставки пере­ Примеры предлинный, прежадный непрерывные, не преграда IV. Первичное закрепление нового материала (10 мин). 8.16­8.26 ­ Итак, мы разгадали тайну города Приставок. ­ Теперь на практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно.

­ Следующая остановка­ «Бульвар Грамотеев». 1. Засиделись: предлагаю размяться. Нужно распределить словосочетания в группы на доске. Словосочетания у вас на столе. Каждый должен выйти и определить их местонахождение. Кто готов? Ответы: приближение присоединение близость при неполнота действия пре очень пере­ приехать на автомобиле пришить пуговицу приклеить на картон примчаться первым прибежать первым привокзаль ная гостиница пришкольн ый участок придерживаться правила преинтересный рассказ приподняться на носочках приколоть булавку премиленький ребенок предобрый человек неожидан ная преграда прервать разговор Оцените свою работу. За верный ответ ­ 5 баллов. ­ Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. 2. Улица «Соображайка» Найдите упр. 329. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ­. Называем по цепочке и записываем слова. 5 баллов ставят себе те, кто правильно назвал слово. V. Контроль первичного понимания учебного материала (4 мин). 8.26­ 8.30 1. Площадь «Проверяйка». Слайд: Подпиши приставку прИ­ или прЕ­, выдели ее и соедини слово с близким значением. _клеить присоединение _уменьшить приближение _неприятный близость _быть (приблизиться) неполное действие _озерный пере­ _рвать «очень» Слайд: Проверьте по эталону. Оцените свою работу. приклеить приуменьшить пренеприятный прибыть приозерный прервать присоединение (соединить с клеем) неполное действие «очень» приближение (приехать, прийти к кому­то) приблизиться близость (около, рядом) пере­ (перервать)

2. Остановка «Закрепляйка». 8.30­8.35 Выбери одну карточку для работы ­ посильное для себя задание. Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. Карточка красного цвета – трудная (кто с нею справится получит 5 баллов). Карточка зелёного цвета – средней трудности (кто с нею справится получит 4 баллов). Карточка синего цвета – простая (кто с нею справится получит 3 балла). 1 группа (сильные, карточки красного цвета) 1. Вставить слова с приставками ПРЕ­ и ПРИ­ по смыслу. Весь день шел Иванушка, и () его тропинка к высокой стене. () он на () камень и задумался. Как проблему эту решить? И () он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () ко мне, дружок! 2 группа (средние, карточки зелёного цвета) 1. Вставьте слова вместо скобок, учитывая значение приставок, данные в скобках. Весь день шел Иванушка, и () (приближение) его тропинка к высокой стене. () (неполнота) он на () (близость) камень и задумался. Как проблему эту решить? И () (неполнота) он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () (приближение) ко мне, дружок!» 3 группа (слабые, карточки синего цвета) 1. Вставить слова приставками ПРЕ­ и ПРИ­, пользуясь словами для справок. Слова для справок: привела, присел, придорожный, призвал, прибегай. Весь день шел Иванушка, и () его тропинка к высокой стене. () он на () камень и задумался. Как проблему эту решить? И () он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () ко мне, дружок!» Слайд: Проверьте по эталону и оцените свою работу. Окончательный вариант. Весь день шел Иванушка, и привела (приближение) его тропинка к высокой стене. Присел (неполнота) он на придорожный (близость) камень и задумался. Как проблему эту решить? И призвал (неполнота) он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай (приближение) ко мне, дружок!» VI. Подведение итогов. (4 мин). Рефлексия. 8.35­8.39 ­ Наше путешествие подошло к концу, но с приставками при­ и пре­ мы не прощаемся. Мы встретимся с ними на следующем уроке. Но чтобы знания были впрок, повторим сейчас урок. ­ Я хочу вернуться в начало нашего урока. Вспомните, какие цели урока мы ставили? Достигли? ­ Что нового узнали мы в сказочной стране? Узнали еще об одной группе приставок у которой 6 различных значений. Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы. ­ Чему учились? (учились применять правила правописания при­ и пре­ на письме­). Преодолеть преграду, Не преступить закон, В прекрасную погоду С приставкой При­ приблизим, Приклеим и пришьем. Чуть выше приподнимем

Прервать прескверный сон, Предобро улыбнуться, Путь преградить тебе, Здесь мы везде напишем Приставку… Все вместе: Пре­. И что­то привнесем. Немного приуменьшим, Совсем чуть­чуть приврем, Расставим по порядку И сядем отдохнем. 1. Улица «Итоговая». Выставление оценок. В листе самооценки сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Вы новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не преграда. поработали. прекрасно Приобрели Слайд: Закончите фразу: Я узнал … Теперь я могу … Было интересно … Знания, полученные на уроке, пригодятся …. Напротив темы сделайте для меня пометку. +­усвоил(а) тему, ? ­ есть нюансы, требующие пояснения, ­ ­ ничего не понял(а). VII. Домашняя работа (1 мин). 8.39­8.40 На выбор: Найти в художественном тексте и выписать 5 предложений, в которых есть слова с приставками пре­ и при­. Или Придумать связный текст на тему «Приключения приставок пре­ и при­». Выполняя д/з, перечитайте параграф 31. ­ Играем «Комплимент». ­ Урок окончен. Спасибо за урок. Если останется время

А теперь обратите внимание на высказывания. Как приятно знать, что ты что­то узнал. (Мольер) Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ) Познание начинается с удивления (Аристотель) Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и тогда я постигну. Конфуций ­Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке? Что больше подходит к вам, как вы работали.

"Правописание приставок при- и пре-"

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

П. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

На какие группы и почему можно разделить эти слова?

Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

III. Формулирование темы и цели урока.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

IV. Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ

Пр..школьный,пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть,

пр..добрый,пр..милый,

пр..градить, пр..рвать

Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ -

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить - перегородить

преступить - переступить

прервать - перервать

Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт ппилетел из

Вселенной -

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело - не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным - дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ

-Там только ПРЕ - ставить надо.

Физминутка "Приставочки".

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

2 этап - вторичное закрепление.

4) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

5) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

6) Морфологическая шарада "Собери слово".

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

VI.Итог урока.

С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII.Домашнее задание: § 54 (составить ОК)

Правописание гласных в приставках пре и при

(конспект урока)

Исполнитель:

Головко Мария Сергеевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ №1»

Мариинск, 2014

Содержание:

1. Введение.

2. Конспект урока.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

Введение.

Конспект урока по русскому языку 6 класса составлен по модели проблемно-диалогического урока изучения нового материала. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Сочетаются продуктивная и проблемная формы работы.

На уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Используются формы и методы обучения, повышающие степень активности учащихся.

Урок построен так, чтобы обучать детей рефлексивному действию оценивать готовность к знанию и обнаруживать незнание, причины затруднения.

На уроке формируется атмосфера сотрудничества и комфорта.

Правописание гласных в приставках пре и при.

Цели урока:

Познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;

Тренировать учащихся в определении основных значений приставок пре и при;

Совершенствовать орфографические умения и навыки.

Личностные:

    организовать понимание ценности выполненной деятельности,

    формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Познавательные и регулятивные:

    развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

    целеполагание, умение структурировать знание (построение схемы);

    развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

    развивать сообразительность, мышление, память.

Коммуникативные:

    создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

    воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

    воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.

Ход урока:

    Организационный момент (самоопределение к деятельности, проверка готовности класса к уроку. Приветствие.)

    Актуализация знаний. (10 минут), (познав.,регул.,коммуник. УУД).

На доске записаны слова, классу даётся задание, вставить пропущенные гласные.

Пр..лив,пр..бежит,пр..лестный,пр..мудрый,пр..школьный,пр..ехать,пр..открыть,пр..шить,пр..градить,пр..писать.

Что связывает между собой эти слова? (приставки пре и при).

Дать определение приставке.(морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов).

Какими бывают приставки? (изменяемые и неизменяемые)

Какая проблема возникла при выполнении задания? (проблема написания гласных в приставках пре и при).

Значит, какова тема сегодняшнего урока? (гласные в приставках пре,при).

Подумайте, от чего может зависеть написание гласных в приставках? (написание гласных в приставках зависит от лексического значения).

Определите значения слов? (приближение, присоединение, прибавление, близость, неполнота действия, значения «очень», «пере»).

Прилив,прибежит,приехать- приближение;

Пришкольный-близость;

Прелестный,премудрый-значение «очень»;

Приоткрыть-неполное действие;

Пришить,приписать-присоединение;

Преградить-значение «пере».

3 . В результате проделанной работы составим опорную схему . (15 минут),(регул.,познав.УУД).

Пришёл

Приполз

Прискакал

Пришил

Приклеил

Привязал

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

Прикусил

Прилёг

Пригорел

Пре

1.предобрый, премудрый=очень

2.прервать, преградить=пере

Итак, от чего зависит написание гласных в приставках пре и при? (от лексического значения).

Учащийся даёт развёрнутый ответ по схеме на новую тему (организация первичного закрепления знания по построенной схеме, проговаривание нового знания в речи).

4.Закрепление знаний на практике.

Задание№1. (5 минут), (коммуник.,познав).

Замените выражение одним словом с приставкой, графически обозначить.

Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать).

Задание№2 .(5 минут), (коммуник.,познав).

Работа по группам. Распределить слова по значениям. Дополнить своими примерами.

1группа - приближение,

2группа- присоединение,

3группа - «пере, очень»,

4группа – близость,

5 группа – неполное действие.

Прискакать, прикатить, прибить, приделать, прибрежный, превозносить, преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть,прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,приусадебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.

5.Рефлексия по уроку. (5 минут), (личностные,коммуник.).

Что показалось сложным?

Что нового узнали?

Что запомнилось больше всего?

- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее

- Все понял(а), но активно работать на уроке стеснял(ась)ся

- Присутствовал(а) на уроке

Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Получится «портрет» класса.

Д/з по группам .

1 группа: найти по орфографическому словарю случаи правописания гласных в приставках пре и при, неизученных на уроке. Приготовить рассказ классу о данных случаях (для сильных).- приставки пре и при- сложные случаи.

2 группа: выучить правило, составить рассказ, используя все случаи написания приставок пре и при по схеме, составленной на уроке.

6.Итоги урока.

Заключение.

Проблемно-диалогический урок изучения нового материала. На уроке создаётся проблемная ситуация - противоречия, которые порождают у учащихся стремление решить проблему самостоятельно. Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие - проговаривают и осознают его.

В результате проделанной работы, обучающиеся формируют ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение структурировать знание, а также умение раскрыть новый материал по сжатой схеме, алгоритму.

А также формирование и развитие опыта оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, умение оценить выполненную работу на уроке самостоятельно.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/(М.Т.Баранов,Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч.ред. Н.М.Шанский).-27-е изд.-М.: Просвещение,2007.-239 с.

2. Орфографический словарь русского языка/Инст-т русского языка.; Редкол.: В.В.Лопатин,Б.З.Букчина, Л.П.Калакуцкая и др.- 30-е изд.,стер.-м.: Рус. Яз.,2004.-516 с.

3. Скок, Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст]: учеб, пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова, Е. В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.

4. Самолова,Т.Н. Русский язык.5 класс. Сборник упражнений.-Новосибирск-2000-104 с.