Важнейшие транспортные пути тихого океана. Основные направления международных морских путей в тихом океане

В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.

С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.

Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.

Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.

Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.

Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.

Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.

Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.

На побережье, тяготеющем к Атлантическому океану, расположены страны Европы и развивающиеся страны Африки с одной стороны, Северной и Южной Америки, с другой.

Между странами этих континентов ведется интенсивный внешнеторговый обмен. Перевозка внешнеторговых грузов между всеми странами осуществляется преимущественно по морским региональным и океанским путям.

Морские океанские пути, пролегающие между портами континентов, выходят к открытым водам у мыса Рат и скалы Бишоп, у проливов Гибралтар, Провиден, Наветренный, Мона, у островов Мадейра, Зеленого Мыса и Барбадос, а также у крупных океанских портов: Нью-Йорк, Кейптаун, Рио-де-Жанейро и др. Между этими узлами проходят трассы трансокеанских путей Атлантики.

По значению и интенсивности судоходства выделяется Североатлантическое направление - трансокеанские пути между Европой и Северной и Центральной Америкой. Они имеют генеральное направление “восток - запад” от мыса Рат, скалы Бишоп и пролива Гибралтар к Нью-Йорку, к портам р. Св. Лаврентия и другим портам Северной Америки, а также к проливам Провиденс, Наветренный, Мона и далее в порты Карибского моря и к Панамскому каналу. Их протяженность от 2,5 до 4,0 тыс. миль.

Это район со сложными навигационными условиями плавания. Плавающие льды и айсберги в северной части Атлантики, частые и густые туманы в районе о. Ньюфаундленд (особенно в июне и июле), суровые штормовые условия в зимний период значительно затрудняют судоходство.

Сложные природные и погодные условия, интенсивное большое движение судов в северной части Атлантического океана в западном и восточном направлениях вызвали необходимость установления рекомендованных маршрутов движения морских судов, известных как основные трансокеанские пути северной части Атлантического океана.

В проливе Ла-Манш судам, идущим из Атлантического океана в Северное море, рекомендуется следовать проходом между банками Ле-Вергуайе и Бассюрель и далее, придерживаясь французского побережья, между банками Сандетти и Аут-Рейтингер, вы-одить в Северное море.

Судам, идущим из Северного моря в Атлантический океан, рекомендуется следовать проходом между банками Саут-Фоллс и Сандетти и далее, придерживаясь английского берега, к западу от банок Варн и Буллок.

Для судов каботажного плавания (типа “река-море”, суда дедвейтом до 4 - 5 тыс. т) выделен прибрежный район, где судоводители в выборе путей не ограничены.

На подходах к Нью-Йорку установлены три района разделения движения. Первый из них предназначен для судов, следующих в порт с востока, из Северной Атлантики или направляющихся в Северную Атлантику. Он имеет восточное направление от маяка Амброз. Второй район разделения движения имеет юго-восточное направление и предназначен для судов, прибывающих из Южной Америки, Африки и с Антильских островов. Третий район имеет южное направление и предназначен для судов каботажного плавания. Аналогичным способом установлены районы разделения движения судов и на подходах к другим американским портам.

Одностороннее движение судов у поворотных точек строится на следующем принципе. В зависимости от угла поворота при обходе мыса, острова, маяка устанавливается два, три или четыре колена района разделения движения. По обе стороны от зоны разделения устанавливается путь для одностороннего движения судов. У мыса Саи-Висенти его ширина составляет 3 мили. Судам, огибающим мыс, рекомендуется располагать свои курсы в пределах этого водного пространства.

На североатлантическом направлении организованы сотни регулярных линий судоходными компаниями Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Франции, и других стран. На этих линиях плавают современные многоцелевые суда и суда-контейнеровозы.

В порты европейских стран перевозятся различные машины и оборудование, американский уголь, канадская руда, хлопок, зерно, лесная продукция, химические и другие грузы. Во встречном направлении из Европы, суда везут английский уголь, различные машины и станки в Канаду, высококачественную норвежскую и шведскую железную руду в США. Перевозятся также Различные промышленные изделия, химические, промышленные и продовольственные товары. Преобладание на этом направлении генеральных грузов способствует расширению контейнерных перевозок между портами стран Северной Америки и Европы.

Латиноамериканское направление берет начало в портах Южной Америки и проходит вдоль восточного побережья Южной Америки до Ресифи. Затем трасса прибрежных путей раздваивается. Одна ветвь ее пересекает океан и проходит мимо островов Зеленого Мыса и Мадейра, через пролив Гибралтар в порты Южной, а через пролив Ла-Манш - Западной и Северной Европы; другая - Североамериканская ветвь, пересекает океан в генеральном направлении на Нью-Йорк.

Океанское плавание из восточных портов Южной Америки в Европу осуществляется на протяжении 5-6 тыс. миль, а из северных 3,5 тыс. миль (о. Барбадос - скала Бишоп).

Из стран Латинской Америки, обладающих разнообразными природными ресурсами, в Европу транспортируется венесуэльская нефть, железная руда, руды цветных и редких металлов, различные зерновые, хлопок, кофе и другие грузы. Во встречном направлении - из европейских стран в Латинскую Америку доставляются промышленные изделия, машины и оборудование, химические, лесные и другие грузы.

Североамериканская ветвь имеет генеральное направление “Север-Юг”. Наибольшая протяженность пути составляет более 6 гыс. миль (Нью-Йорк - Байя-Бланка) и наименьшее - 2 тыс. миль (Нью-Йорк - северные порты Южной Америки). Морские перевозки на этом направлении осуществляются преимущественно на американских судах.

Из стран Южной Америки в США поступает разнообразное сырье (руда, хлопок, кофе, нефть, руды цветных металлов и т. д.); во встречном направлении идут различные машины и оборудование, промышленные товары, зерно, химические и другие грузы.

Европейско-западноафриканское направление пролегает от проливов Ла-Манш (скала Бишоп) и Гибралтара мимо Канарских островов, вдоль западного побережья Африки до Кейптауна. Протяженность его от Ла-Манша 5785 миль, а от Гибралтара 5120 миль в генеральном направлении “Север-Юг”.

Американо-западноафриканское направление имеет два маршрута - из портов Северной Америки в порты Африки и из портов Южной Америки в порты Африки. Из Северной Америки трасса проходит от Нью-Йорка, мимо островов Вознесения и Святой Елены к мысу Доброй Надежды (6785 миль), а из Южной Америки от Ресифи, Рио-де-Жанейро и залива Рио-де-ла-Плата на Кейптаун (около 3500 миль).

На этих направлениях в Европу транспортируются значительные объемы нефти и нефтепродуктов, высококачественной железной, марганцевой и других руд; а в страны Африки и Южной Америки перевозятся машины и оборудование, зерновые, химические и другие грузы.

Особо следует отметить региональный морской путь, пролегающий между портами Балтийского моря и Северного бассейнов России вокруг Скандинавского полуострова. Его протяженность составляет 4 тыс. миль. Причем половина пути проходит в водах Северного Ледовитого океана со сложными гидрометеорологическими условиями, часто повторяющимися штормами и непогодами.

Из портов Балтийского бассейна в Скандинавские страны и порты Северного бассейна России перевозятся нефть и нефтепродукты, уголь, соль, машины и оборудование, включая оборудование для добычи нефти и газа, а также трубы большого диаметра для строительства нефтегазопроводов. Во встречном направлении идет продукция севера - лес и лесоматериалы, апатиты, высококачественная железная и руды редких и цветных металлов, рыба и продукты зверобойного промысла. В последние годы прошлого столетия, в связи с разработкой северных газовых и нефтяных месторождений России, образовался значительный грузопоток нефти и газа в европейские страны - на порты Северного и Балтийского морей.

Страница 2 из 13

Какой Тихий океан? Общая характеристика и описание Тихого океана.

Какой Тихий океан? Общая характеристика Тихого океана. Таблица.

Название океана

Тихий океан

Площадь Тихого океана:

С морями

178,684 млн км²

Без морей

165,2 млн км²

Средняя глубина Тихого океана:

С морями

Без морей

Наибольшая глубина

10 994 м (Марианская впадина)

Объем воды в Тихом океане:

С морями

710,36 млн км 3

Без морей

707,6 млн км 3

Средняя температура

Соленость

Ширина с запада на восток - от Панамы до восточного побережья о.Минданао

Длина с севера на юг, от Берингова пролива до Антарктиды

Количество островов

Животные (количество видов)

более 100 000

В т.ч. видов рыб

В т.ч. видов моллюсков

Видов водорослей

Какой Тихий океан? Описание Тихого океана.

Тихий океан – самый большой океан нашей планеты , занимающий почти ее треть. На его долю приходится 49,5% площади поверхности Мирового океана и 53 % объема его вод. Ширина океана с запада на восток составляет 17 200 км, длина с севера на юг – 15 450 км. Площадь Тихого океана больше площади всей суши Земли на 30 млн квадратных километров.

Тихий океан – самый глубокий океан нашей планеты . Средняя его глубина составляет 3984 метра, а наибольшая – 10 994 км (Марианская впадина или «Бездна Челленджера»).

Тихий океан – самый теплый океан нашей планеты. Большая часть океана лежит в теплых широтах, поэтому средняя температура его вод (19,37°С) на два градуса выше температуры других океанов (за исключением Северного Ледовитого).

Побережье Тихого океана – самая густонаселенная территория Земли, здесь в 50 государствах проживает около половины населения нашей планеты.

Тихий океан имеет самое большое промысловое значение из всех водоемов планеты – здесь добывается около 60% мирового улова рыбы.

Тихий океан имеет самые большие запасы углеводородов во всем Мировом океане – здесь находится около 40% всех потенциальных запасов нефти и газа.

Тихий океан имеет самую богатую флору и фауну – здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана.

Тихий океан самый «буйный» океан на планете – здесь "рождается" более 80% цунами. Причина тому - большое количество подводных вулканов.

Тихий океан имеет огромное транспортное значение - здесь проходят важнейшие транспортные пути.

Открытие Тихого океана. Почему океан «Тихий»?

Почему Тихий океан назван «тихим»? Ведь это самый грозных из всех океанов Земли: 80% цунами зарождается здесь, океан изобилует подводными вулканами, знаменит катастрофическими ураганами и штормами. Просто по иронии судьбы первый европейский исследователь и открыватель Тихого океана Фернан Магеллан во время своего трехмесячного плавания ни разу не попал в бурю. Океан был тих и ласков, за что и получил свое нынешнее название – «Тихий».

Кстати, Магеллан не был первым европейцем, увидевшим Тихий океан. Первым был испанец Васко Нуньес де Бальбоа, исследовавший Новый свет. Он пересек американский континент и вышел на побережье как он думал моря. Он еще не знал, что перед ним величайший океан Земли и дал ему название Южное море.

Границы и климат Тихого океана. Какой Тихий океан?

С сушей:

Западная граница Тихого океана: у восточных побережий Австралии и Евразии.

Восточная граница Тихого океана: у западных побережий Южной и Северной Америки.

Северная граница Тихого океана: почти полностью замыкается сушей – российской Чукоткой и американской Аляской.

Южная граница Тихого океана: у северного побережья Антарктиды.

Границы Тихого океана. Карта.

С другими океанами:

Граница Тихого океана с Северным Ледовитым океаном: граница проводится в Беринговом проливе от мыса Дежнева до мыса Принца Уэльского.

Граница Тихого океана с Атлантическим океаном: граница проводится от мыса Горн по меридиану 68°04’ (67?) з. д. или по кратчайшему расстоянию от Южной Америки до Антарктического полуострова через пролив Дрейка, от острова Осте до мыса Штернек.

Граница Тихого океана с Индийским океаном:

- южнее Австралии - по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в. д. до Антарктиды;

- севернее Австралии - между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западному берегу Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива.

Климат Тихого океана. Общая характеристика и описание Тихого океана.

Климат Тихого океана по частям.

Южная часть Тихого океана – самая холодная, так как вода вплотную подходит к берегам Антарктиды. Здесь в зимний период вода покрывается льдом.

Климат северной части Тихого океана куда мягче. На это влияет тот факт, что Тихий океан с севера практически не контактирует с холодным Северным Ледовитым океаном, а ограничен сушей.

Западная часть Тихого океана теплее восточной части.

В тропических широтах океана зарождаются мощные ураганы – тайфуны.

Существует две зоны зарождения тайфунов:

  • восточнее Филиппин – тайфун движется на северо-запад и север через Тайвань, Японию и доходит почти до Берингова пролива.
  • возле берегов Центральной Америки.

Количество выпавших осадков неравномерно над поверхностью самого большого океана планеты.

  • Наибольшее количество осадков (более 2000 мм в год) характерно для экваториального пояса,
  • Наименьшее количество осадков (менее 50 мм в год) - в северном полушарии у берегов Калифорнии, в южном - у берегов Чили и Перу.

Осадки в океане, в целом, преобладают над испарением, поэтому соленость воды несколько ниже, чем в других океанах.

Подробнее о климате Тихого океана читайте в статьях:

  • Климат Тихого океана. Циклоны и антициклоны. Барические центры.

Флора, фауна и экономическое значение Тихого океана. Какой Тихий океан?

Флора и фауна Тихого океана необычайно разнообразна. Здесь обитает около половины живых организмов всего Мирового океана. Это объясняется огромными размерами самого большого океана планеты и разнообразием природных условий.

Наибольшее количество видов обитает в тропических и экваториальных широтах, в северных и умеренных широтах видовое разнообразие скуднее, зато здесь больше численность особей каждого вида. Например, в холодных водах Берингова моря встречается около 50 видов морских водорослей, а в теплых водах Малайского архипелага – около 800 видов. Но масса водорослей Берингова моря намного больше общей массы водных растений Малайского архипелага.

Глубины Тихого океана также не безжизненны. Животные, обитающие здесь, имеют необычное строение тела, многие из них флюоресцируют, излучая свет в результате химических реакций. Данное приспособление служит для отпугивания хищников и привлечения добычи.

В Тихом океане обитает:

  • более 850 видов водорослей;
  • более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
  • более 6 тыс. видов моллюсков;
  • около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
  • 20 видов животных, обитающих на глубине более 10 тыс. км.

Экономическое значение Тихого океана – общая характеристика и описание Тихого океана.

Побережье Тихого океана, его острова и моря освоены крайне неравномерно. Самыми развитыми промышленными центрами являются побережье США, Японии и Южной Кореи. Экономика Австралии и Новой Зеландии также во многом связана с освоением самого большого океана планеты.

Огромное значение в жизни человечества имеет Тихий океан в качестве добывания пищи . На его долю приходится до 60% мирового улова рыбы. Особенно развито промысловое рыболовство в тропических и умеренных широтах.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.

Велико экономическое значение Тихого океана и в плане добычи полезных ископаемых . Здесь находится до 40% потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. В настоящее время углеводороды добываются на шельфе Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии.

Тихий океан выполняет и весьма специфическую роль в современном мире: здесь в южной части океана находится «кладбище» вышедших из строя космических кораблей.

Рельеф дна, моря и острова Тихого океана. Какой Тихий океан?

Рельеф дна Тихого океана - описание и общая характеристика Тихого океана.

Дно самого большого океана планеты имеет и самый сложный рельеф . В основании океана находится Тихоокеанская плита. К ней примыкают плиты: Наска, Кокос, Хуана де Фука, Филиппинская, на юге - Антарктическая плита, а на севере - Северо-Американская. Такое большое количество литосферных плит приводит к сильной тектонической активности региона.

На дне Тихого океана, по краям Тихоокеанской плиты, находится так называемое «огненное кольцо» планеты . Здесь постоянно происходят землетрясения, извергаются вулканы, рождаются цунами.

"Огненное кольцо" планеты.

Дно Тихого океана буквально усыпано одиночными горами вулканического происхождения. На данный момент их насчитано около 10 000.

Кроме того здесь находится сложная система подводных горных хребтов , самый длинный из которых расположен на юге и востоке океана - это Восточно-Тихоокеанское поднятие, переходящее на юге в Южно-Тихоокеанский хребет. Этот подводный хребет делит Тихий океан на две несимметричные части - обширную западную, где преобладают теплые течения, и небольшую восточную, где господствует холодное Перуанское течение.

Бесчисленные острова и архипелаги , образовавшиеся в результате вулканической деятельности, объединяются в отдельную часть света – Океанию.

Самыми крупными котловинами Тихого океана являются: Чилийская, Перуанская, Северо-Западная, Южная, Восточная, Центральная.

Моря Тихого океана и береговая линия. Какой Тихий океан?

Почти все моря Тихого океана расположены на северных и западных его окраинах - у берегов Азии, Австралии, Малайского архипелага. На востоке океана нет ни крупных островов, ни вдающихся глубоко в сушу заливов - береговая линия плавная. Исключение - Калифорнийский залив - полузамкнутое море Тихого океана. У берегов Антарктиды расположено единственное южное окраинное море этого океана - море Росса.

Острова Тихого океана.

В этой статье мы рассмотрели описание и общую характеристику Тихого океана, дали ответ на вопрос: Какой Тихий океан? Далее читайте: Воды Тихого океана: водные массы океана, температура океана, соленость океана, ледообразование и цвет воды Тихого океана.

По принятым критериям, с учетом общих и специфических районообразующих факторов С. В. Михайлов выделил четыре транспортных района в Мировом океане.

1. Атлантический транспортный район занимает пространство между 60° с.ш. и 30° ю.ш. Для него характерны благоприятные навигационные условия (незамерзае мость, относительно небольшая протяженность морских путей и т.п.), тяготение к нему преимущественно развитых стран. В пределах района пролегают трансатлантические пути, связывающие берега Западной Европы и Америки, и проходят меридиональные трассы вдоль американского, европейского и африканского побережий. Наибольшие по объему перевозки совершаются между портами Европы и Северной Америки. В структуре грузопотоков превалируют нефть, руда, каменный уголь, генеральные грузы. Пассажирские перевозки совершаются главным образом по воздушным линиям, которые географически совпадают с океанскими путями.

2. Тихоокеанский транспортный район ограничивают параллели 40° с.ш. и 50° ю.ш. Он лежит в незамерзающей области океана, но на юго-западе его центральной части проходят тайфуны, которые осложняют судоходство. Этому району свойственны морские пути большой протяженности. Они связывают главным образом Японию и берега Азии с американским и австралийским побережьями, в меньшей степени развиты сообщения между портами Азии и Австралии. В грузопотоках преобладают нефть из Индийского океана в Японию, металл и промышленные изделия из США в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Из Японии отправляются оборудование и приборы, а из стран Юго-Восточной Азии - сырьевые грузы: руда, джут, каучук и т. п. В Тихоокеанском транспортном районе преобладает грузообмен, свойственный системе «развитые страны - зависимые страны». Это объясняется тем, что к нему выходят, с одной стороны, развивающиеся страны, а с другой - такие развитые страны, как США, Австралия. Пассажирские перевозки осуществляет в основном аэрофлот по трансокеанским и межконтинентальным воздушным линиям.

3. Индийский транспортный район располагается примерно между параллелями 15° с.ш. и 45° ю.ш. и характеризуется благоприятными для плавания навигационными условиями. В этом районе весьма значительна доля транзитных путей, связывающих Атлантический и Тихий океаны. Частично они проходят через Красное море и Суэцкий канал, частично - вокруг Африки. Кроме того, здесь пролегают и трансокеанские маршруты из стран Африки в Индию, Индонезию, Австралию, из Индии в порты австрало-азиатских морей и к берегам Австралии. Наиболее интенсивное судоходство отмечается в северной части Индийского транспортного района, главным образом по транзитным морским путям. Структуру грузопотоков определяют нефть, руды цветных металлов, каучук, джут, рис, чай, вывозимые из индоокеанских стран, и промышленные товары, ввозимые в них. Транзитные перевозки включают в себя сырьевые и генеральные грузы. В этом транспортном районе сравнительно большое место занимают пассажирские перевозки в основном на местных линиях южноазиатских стран.

4. Район Персидского залива и Средиземного моря занимает промежуточное положение между Атлантическим и Индийским транспортными районами. Он отличается узкоспециализированным нефтяным профилем перевозок. При этом они имеют одностороннее направление: порты Персидского залива - отправители, порты Средиземноморья и Атлантики - получатели грузов. Кроме морских перевозок нефти здесь развита ее передача по нефтепроводам, проложенным по дну Средиземного моря. В силу замкнутости бассейна и сравнительно небольшой его акватории объемы перевозок во многом зависят от международной обстановки в регионе.

Ти́хий океа́н - самый большой океан на Земле.

Площадь с морями 178,7 млн км².

Объём 710 млн км³.

Средняя глубина 3980 м.

Максимальная глубина 11022 м

(Марианская впадина).

Тихий океан занимает половину всей водной поверхности Земли, и более тридцати процентов площади поверхности планеты.

Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Рельеф

Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и другие

В Тихом океане можно различить, литоральной и сублиторальной зоны, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Течения

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное,Японское и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5 °C. Солёность 30-36,5 ‰.

Климат

В Тихом океане можно выделить все климатические зоны, свойственные земному шару. Между тропиком Рака и тропиком Козерога располагается самая широкая климатическая зона - экваториальный пояс. В течение целого года температура здесь не опускается ниже 20 °C. Годовые колебания температуры воздуха невелики, а годовая сумма осадков превышает 2000 мм. Для данного региона характерны частые тропические циклоны. Севернее и южнее этой зоны располагаются тропические климатические пояса, далее - субтропические и умеренные, соседствующие с приполярными зонами. На температурные характеристики океанских вод значительное влияние оказывает Антарктида.

Флора и фауна

Тихий океан отличается богатейшей фауной, в тропической и субтропической зонах между побережьями Азии и Австралии (здесь огромные территории заняты коралловыми рифами и мангровыми зарослями) общей с Индийским океаном. Из эндемиков следует назвать моллюсков наутилусов, ядовитых морских змей и единственный вид морских насекомых - водомерок рода Halobates . Из 100 тысяч видов животных 3 тысячи представлены рыбами, из них около 75 % эндемичны. Воды у островов Фиджи населяют многочисленные популяции актиний. Рыбы семейства помацентровых прекрасно чувствуют себя среди жгучих щупалец этих животных. Из млекопитающих здесь обитают, среди прочих, моржи, тюлени и каланы. Морской лев населяет побережья Калифорнийского полуострова, Галапагосских островов и Японии. Длина его тела достигает 2,5 м. Эти животные легко поддаются дрессировке, поэтому их часто можно увидеть в цирках и океанариумах.

Экономическое значение
Тихого Океана

Рыбный промысел

Северная часть Тихого океана изобилует промысловой рыбой (лососем, сардиной, минтаем, морским окунем, сельдью, тунцом и треской). На акваторию Тихого океана приходится около 60 % мирового улова рыбы (в основном это Япония, Китай, Россия, Перу, США и Тайланд). Ведётся добыча крабов, креветок, устриц.

Транспортные пути

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США в Японию, Южную Корею, Тайвань, Китай и Филиппины. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).

Государства побережья Тихого океана

Полезные ископаемые

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. Здесь добывают титан, цирконий, редкоземельные элементы (скандий и лантаноиды), а пески побережий Австралии, Новой Зеландии, Японии и России богаты драгоценными камнями. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединенных Штатов Америки, Австралии и Новой Зеландии добывают нефть и газ. В донных отложениях шельфов Индонезии, Малайзии и Таиланда имеются руды олова; кроме того, дно Тихого океана богато полиметаллическими конкрециями. Экспериментальной эксплуатацией полиметаллических конкреций занимается Международная морская организация ООН. В Юго-Восточном бассейне Тихого океана определен участок будущей добычи полиметаллических руд (зона Кларион-Клиппертона между Гавайскими островами и Северной Америкой площадью 2 млн км²). В опытных целях уже добыто около 2 тонн конкреций.

Атланти́ческий океа́н - второй по величине океан после Тихого океана.

Площадь 91,4 млн. км²

Объём вод составляет 329,7 млн. км³

(25 % объема Мирового океана)

Средняя глубина 3600 м

Наибольшая глубина 8742 м

(жёлоб Пуэрто-Рико)

Среднегодовая солёность ≈35 ‰.

Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.

Моря и Заливы

Моря -

Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское.

Крупные заливы -

Бискайский, Гвинейский, Мексиканский, Гудзонов

Острова

Основные острова: Британские, Исландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зелёного мыса, Фолклендские (Мальвинские).

Течения

Основные поверхностные течения: тёплые Северное Пассатное, Гольфстрим и Северное Атлантическое, холодные Лабрадорское и Канарское в северной части Атлантического океана; тёплые Южное Пассатное и Бразильское, холодные Западных Ветров и Бенгельское в южной части Атлантического океана.

Государства побережья Атлантического океана

Атлантический океан и входящие в его состав моря омывают берега 96 стран:

Абхазия, Албания, Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Сахарская Арабская Демократическая Республика¹, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Латвия, Либерия, Ливан, Ливия, Литва, Мавритания, Мальта, Марокко, Мексика, Монако, Намибия, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Палестинская автономия, Панама, Польша, Португалия, Республика Конго, Россия, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Словения, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чили, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония, ЮАР, Ямайка.

Сахарская Арабская Демократическая Республика не обладает государственным суверенитетом и не является субъектом международного права, её будущее подлежит урегулированию согласно соответствующим решениям ООН.

Инди́йский океа́н - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности.

Площадь 76,2 млн км2

Объём 210 млн км3

На севере он ограничен Азией, на западе - Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке - Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге - Южным океаном. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147° меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30° северной широты в Персидском заливе. Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.

Климат

В данном регионе выделяются четыре вытянутых вдоль параллелей климатических пояса. В первом, расположенном севернее 10° южной широты, преобладает муссонный климат с частыми циклонами, перемещающимися в направлении побережий. Летом температура над океаном составляет 28-32°С, зимой понижается до 18-22°С. Вторая зона (пассатная) располагается между 10 и 30 градусом южной широты. В течение всего года здесь дуют юго-восточные ветры, особо сильные с июня по сентябрь. Средняя годовая температура достигает 25 °C. Третья климатическая зона лежит между 30 и 45 параллелью, в субтропических и умеренных широтах. Летом температура здесь достигает 10-22°С, а зимой - 6-17°С. Между 45 градусом южной широты и Антарктидой лежит четвертая зона субантарктического и антарктического климатических поясов, для которой характерны сильные ветры. Зимой температура здесь колеблется от −16 °C до 6 °C, а летом - от −4 °C до 10 °C.

Экономическое значение
Индийского Океана

Рыбный промысел

Значение Индийского океана для мирового рыболовного промысла невелико: уловы здесь составляют лишь 5 % от общего объема. Главные промысловые рыбы здешних вод - тунец, сардина, хамса, несколько видов акул, барракуды и скаты; ловят здесь также креветок, омаров и лангустов.

Транспортные пути

Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку, а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралию, Японию и Китай.

Полезные ископаемые

Важнейшими полезными ископаемыми Индийского океана являются нефть и природный газ. Их месторождения имеются на шельфах Персидского и Суэцкого заливов, в проливе Басса, на шельфе полуострова Индостан. На побережьях Мозамбика, островов Мадагаскар и Цейлон эксплуатируются ильменит, монацит, рутил, титанит и цирконий. У берегов Индии и Австралии имеются залежи барита и фосфорита, а в шельфовых зонах Индонезии, Таиланда и Малайзии в промышленных масштабах эксплуатируются месторождения касситерита и ильменита.