Высшей вселенской природы путь. Психологические картины Э.Моношенса

ВЫСШЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРИРОДЫ ПУТЬ На основе материалов книг и выступлений Магистра Вселенского сознания Эль ОХИМ МОНОШЭНСА Высшей Вселенской Природы Путь (ВВП) - это шанс выйти из ограниченности мира, в котором Вы живете, стать белыми, природными людьми. Если Вы довольны собой, такими, какими Вы существуете в этом мире, то Вы всегда останетесь наедине с Вашими проблемами. Если Вам такого существования недостаточно и Вы дозрели для того, чтобы стать другим, более совершенным и развитым, то Вы не одиноки и Вам можно помочь самим сориентироваться: кто Вы, где Вы находитесь и куда идти и что делать дальше. Нашедший свой путь знает, что этот путь не единственный для всех. У каждого свой путь. Путь одного не пригоден для другого. Путь другого не пригоден никому. Никого нет, кроме Вас, на Вашем пути. Никому Вы не наступите на пятки. Никто не дышит Вам в спину. Никто не найдет, а если и найдет, то не пройдет Вашим путем. Никто, кроме Вас, не будет делать Ваши дела. Никто, кроме Вас, не будет рождаться, жить, работать, развиваться, никто не будет за Вас ошибаться, никто не будет исправляться вместо Вас, никто не будет вместо Вас умирать. Кто нашел чужой путь, тот, как правило, считает, что он единственный. Общий для многих, если не для всех. Общий путь - путь "товарищей по несчастью" - лишь для тех, чьи пути пересеклись и кто имеет одинаковые недостатки. Когда общие недостатки отрабатываются, пути расходятся. Путь Вашего развития - это путь, обратный пути Вашей деградации. Когда-то в прошлых дальних перерождениях, Вы были относительно совершенным существом - никем не сделанным, никем не сотворенным. Мир вокруг Вас представлял либо экзамен на совершенствование в еще более совершенные состояния, либо ловушку для Вашего "западения" и деградации. Вы спускались по лестнице развития на все низшие уровни. Путь Вашего Восхождения - это путь вверх по реке, против течения, к ее истокам, где Вы когда-то были. Каждый через свой кризис должен пройти сам. В том месте, где на Вашем пути проблема, у окружающих никакой проблемы нет. Проблемы и недоработки у них совсем в других местах, там, где Вы не видите никаких проблем. Как минимум, три вида проблем и страданий от этих проблем встречается на пути человека. Идя по пути и развиваясь, человек встречается с мембранами, то есть с препятствиями на своем пути. Они ему указывают на его недостатки. Человек может не соглашаться с наличием у себя этих недостатков, тогда они его сбрасывают вниз по пути. Это путь неведения, страдания неведений, недоразвитости, деградации. Если человек соглашается с наличием у него этих недостатков, но не соглашается с ними расстаться, отдать их мембране, то мембрана, препятствие прикрепляет человека на себя. Он навечно остается на ней, так как мембрана или препятствие состоит точно из таких же носителей недостатка, которым этот недостаток так дорог, что они жертвуют своим развитием ради того, чтобы быть носителем этого недостатка, который он считает своим достоинством. Это путь греха, страдания греха, путь окончания развития. Путь обычного человека - это блуждание во мраке одной или многих систем колпаков. В том же случае, когда человек не только соглашается с фактом наличия у него недостатка, но и соглашается с тем, что это вовсе не достоинство, как он считал ранее, а недостаток, с которым пришла пора расстаться, он проходит вверх, расставаясь с бывшим дорогим ему качеством. При этом он испытывает страдания очищения, растождествления с этим качеством. Если ранее он и это его качество были едины, то теперь он видит абсурдность такого своего "западения" на него. Это путь очищения.

Путь к просветленью, проход
Тяжел и труден,
Но в каждом,в нас
Ведь есть Исток
Заря прибудет

Откроет Миру
Свет в ночи
Воскреснет сердце
И надо нам вперед идти
Как было в детстве

Когда неслись мы в небеса,
Играя с Миром.
И знали мы...

https://www.сайт/poetry/1148049

Россия – величественная, не преклоненная держава,
А для Вселенной нашей- еще духовный проводник,
Истории ее этапы, как и этапы ее славы,
Народ впитывал в себя, будто прилежный ученик…

Чем глубже постигаешь ты ученье…
Эволюционирует...

https://www.сайт/poetry/1152763

Скажем, к Высшей Реальности?» Если ответ окажется таким: «Знать Бога, или свою истинную природу , - это основная и высшая цель жизни», то... «я» и «Я», являющимся Брахманом, между индивидуальным эго с волеизъявлением и Вселенским Разумом. Человек вполне мог бы поинтересоваться, спросив с большой долей неудовлетворенности... благоговением, далеко превосходящим простое уважение! Сама основа трансцендентного пути - практически антитеза традиционной религии, поскольку индивидуальное существо...

https://www.сайт/religion/18833

... »: «Я знаю Его, Высшего Пурушу, облаченного в солнечный свет, находящегося выше всякой тьмы; только познав Его, можно победить смерть, нет иного пути !» («В. Самхита» 31.18). ... был центр; это было место, где человек мог почувствовать свое единство с Вселенским Духом. Вы отделяете место, tenemos , отгораживаете его от остального, непосвященного... и даже дальше знака Христа. Сам Иисус есть Таинство Бога. Человеческая природа Иисуса, Его жизнь, смерть и воскресение - знаки Божественного присутствия на...

https://www.сайт/religion/18834

Подобной Упанишадам, и из всех ответвлений изначального Ведического знания, составляет твое внешнее тело. Ты - Хиранйагарбха, источник вселенной, но, тем не менее, присутствуя как высший правитель, ты трансцендентален к материальному миру, который состоит из трех образов действия материальной природы . 33. О мой господь, неизменно находясь в своей собственной обители, ты распространяешь свою вселенскую форму в этом космическ

https://www.сайт/religion/11448

... ". Что ты скажешь на это?" Однажды наставник дзэн Да-чжи с горы Бо-чжан сказал собравшимся [монахам]: "Будда есть высшая колесница, превосходная мудрость и то единственное, что выходит за пределы буддийского Пути . Он - Будда, обладающий природой Будды; мастер-учитель, перемещающийся в мире без привязанностей, обладающий ничем не связанным знанием. Он использует причинность и, свободно владея счастливым...

https://www.сайт/religion/13539

... высшую ... считают её подозрительно высшей и дают ей... высшей геометрии Природы ... утверждал, что в природе всё математически точно... природы . И как в законах строения и развития природных тел мы имеем разные уровни, так есть они и в прекрасной математике. И на самом высшем уровне, может быть, находятся абстрактнейшие математические теории и высшие ... намек на высшую красоту мы... в природе : это... увлекала высших математиков... свойствах Природы . Именно... человек венец творения, венец природы ... А давно ли венец...

ВЫСШЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРИРОДЫ ПУТЬ

По материалам книг и выступлений Магистра Вселенского сознания
Эль ОХИМ МОНОШЭНСА

Высшей Вселенской Природы Путь (ВВП) - это шанс выйти из ограниченности мира, в котором Вы живете, стать белыми, природными людьми. Если Вы довольны собой, такими, какими Вы существуете в этом мире, то Вы всегда останетесь наедине с Вашими проблемами. Если Вам такого существования недостаточно и Вы дозрели для того, чтобы стать другим, более совершенным и развитым, то Вы не одиноки и Вам можно помочь самим сориентироваться: кто Вы, где Вы находитесь и куда идти и что делать дальше.

Нашедший свой путь знает, что этот путь не единственный для всех. У каждого свой путь. Путь одного не пригоден для другого. Путь другого не пригоден никому. Никого нет, кроме Вас, на Вашем пути. Никому Вы не наступите на пятки. Никто не дышит Вам в спину. Никто не найдет, а если и найдет, то не пройдет Вашим путем. Никто, кроме Вас, не будет делать Ваши дела. Никто, кроме Вас, не будет рождаться, жить, работать, развиваться, никто не будет за Вас ошибаться, никто не будет исправляться вместо Вас, никто не будет вместо Вас умирать.

Кто нашел чужой путь, тот, как правило, считает, что он единственный. Общий для многих, если не для всех. Общий путь - путь "товарищей по несчастью" - лишь для тех, чьи пути пересеклись и кто имеет одинаковые недостатки. Когда общие недостатки отрабатываются, пути расходятся.
Путь Вашего развития - это путь, обратный пути Вашей деградации. Когда-то в прошлых дальних перерождениях, Вы были относительно совершенным существом - никем не сделанным, никем не сотворенным. Мир вокруг Вас представлял либо экзамен на совершенствование в еще более совершенные состояния, либо ловушку для Вашего "западения" и деградации. Вы спускались по лестнице развития на все низшие уровни.

Путь Вашего Восхождения - это путь вверх по реке, против течения, к ее истокам, где Вы когда-то были. Каждый через свой кризис должен пройти сам. В том месте, где на Вашем пути проблема, у окружающих никакой проблемы нет. Проблемы и недоработки у них совсем в других местах, там, где Вы не видите никаких проблем. Как минимум, три вида проблем и страданий от этих проблем встречается на пути человека.
Идя по пути и развиваясь, человек встречается с мембранами, то есть с препятствиями на своем пути. Они ему указывают на его недостатки. Человек может не соглашаться с наличием у себя этих недостатков, тогда они его сбрасывают вниз по пути. Это путь неведения, страдания неведений, недоразвитости, деградации. Если человек соглашается с наличием у него этих недостатков, но не соглашается с ними расстаться, отдать их мембране, то мембрана, препятствие прикрепляет человека на себя. Он навечно остается на ней, так как мембрана или препятствие состоит точно из таких же носителей недостатка, которым этот недостаток так дорог, что они жертвуют своим развитием ради того, чтобы быть носителем этого недостатка, который он считает своим достоинством. Это путь греха, страдания греха, путь окончания развития. Путь обычного человека - это блуждание во мраке одной или многих систем колпаков. В том же случае, когда человек не только соглашается с фактом наличия у него недостатка, но и соглашается с тем, что это вовсе не достоинство, как он считал ранее, а недостаток, с которым пришла пора расстаться, он проходит вверх, расставаясь с бывшим дорогим ему качеством. При этом он испытывает страдания очищения, растождествления с этим качеством. Если ранее он и это его качество были едины, то теперь он видит абсурдность такого своего "западения" на него. Это путь очищения.
Какие существуют пути жизневедения и познания мира вокруг?

Первый путь - это путь отрицания кого-либо или чего-либо выше себя, выше человека, выше его интеллекта, выше материи. Это путь кондового материализма, атеизма, научного подхода к миру. Поставить Природу на службу человеку - цель Науки. При этом Природа воспринимается лишь та, которая равна или ниже человека. Все, что не научно, ничего не стоит. Этот путь не только не подразумевает пути совершенствования человека все выше и совершенствования своей Природы до уровня Космической Природы, но и отрицает все, что выше него.

Второй путь - это путь религиозности, признание существования нечто большего, чем человек, выше него, наличие идеи, Абсолюта, Абсолютного Разума, Бога и т.д. При этом человек и Бог несоизмеримы: человек - тварь, дериват, греховен и немощен; Бог -наоборот, творец, демиург, безгреховен, всемогущ. Между ними бездонная непроходимая пропасть. Тварь, не только навсегда останется тварью, но и думать не должна, как бы ею перестать быть. Эти системы опираются на веру, надежду, любовь, рабство, страх наказания, богопослушание, бого-боязнь и смирение. Как результат - отсутствие средств и методов развития человека, и так же, как и в первом пути - отсутствие идеи перерождения, реинкарнаций, так как одному Богу должно достаться все, в том числе все перерождения человека. Отсутствует идея множественности Богов. Сюда относятся Христианство, Ислам, Иудаизм и другие религиозности, где Бог один.

Третий путь - это путь религии с множественностью Богов - существует человек, над ним множество Богов разного уровня.
Человек вправе выбрать себе того или другого Бога. Он может по мере развития переходить от одного Бога к другому, по мере достижения определенного уровня, на котором прежние Боги уже не в состоянии вести человека вверх. Здесь допускается идея достижимости Бога от низших Богов к высшим. Однако, методы развития и самосовершенствования человек должен искать сам в своих других перерождениях, так как здесь, как правило, допускается не только идея развития в данном перерождении, но и идея развития или деградации по разным перерождениям, т.е. реинкарнации. К этим системам относится индуизм, религия Древних Славян, Древней Греции и Рима, древнего Египта и другие в своих экзотерических частях.

Четвертый путь - это путь религий, имеющих не только множественность Богов, допущение развития, достижения одного Бога за другим, идеи реинкарнации, но и наработанные методы развития и путь перехода от Богов одного уровня к другому. Сюда относятся Йога, Индейская магия, Пантеизм, Анимизм, религии Древних Славян. Древней Греции и Рима, Древних Майя, Инков, Древнего Египта, Иудаизма, Зороастризма в своих эзотерических частях.

Пятый путь - это путь непрерывности Богов, отсутствие дискретности, здесь можно найти опору в любом месте. Наиболее ярким представителем этого пути является Даосизм. Дао - не знает пределов, не знает границ, но доступно каждому на любом уровне, где бы человек ни находился. Нужно лишь уметь его найти. И затем, как по вертикальной стенке, ползти по нему все выше и выше, переходя от одного уровня Дао к другому. В этом его принципиальное отличие от горизонтального, недоступного для большинства, Бога в монотеизме. Здесь Бог-Дао демократичен, доступен и беспределен вверх. Сюда же относится Суфизм.

Шестой путь - путь, на котором помимо вертикально непрерывной идеи, существует множество ступенек отдохновения - Богов. Это прежде всего Буддизм. Миллионы богов Буддизма соединены единой непрерывной цепью Дхарм. На Дхармы, так же, как и на Дао, можно выйти в любой точке, на любом уровне развития, однако, в отличие от Дао, на котором негде отдохнуть или получить ориентиры, в Буддизме множество Богов может предоставить свои услуги, покровительство и ориентиры для каждого, кто идет по этому пути. Стремлением к совершенствованию буддисты заменяют примитивные притязания многих религий на единственность, которые выливаются в религиозные войны, распри, религиозную нетерпимость.

Седьмой путь - путь самый сложный без особых ориентиров, как непрерывных, так и дискретных, это путь внутренней свободы от них и ориентация на внутренние космические ценности. Представителями этого пути могут служить Чань-Буддизм (Дзен - в японском варианте), Маздеизм, Бон, Религия Этруссков.