Что за человек был казанский хан Мухаммед-Эмин? Значение мухаммед эмин в современном толковом словаре, бсэ.

Мухаммед Эмин

правильнее - Мохаммед Амин (1818-1863), один из руководителей антиколониального движения горцев Западного Кавказа в 40-50-х гг. 19 в. С детства под именем Мохаммеда Асиялова воспитывался у аварских мулл. 18 лет стал мюридом, заслужил доверие Шамиля (См. Шамиль), который присвоил ему имя «Амин» (араб. - верный) и в 1848 направил в качестве наиба на Западный Кавказ. Опираясь на местное духовенство, М. Э. пытался сплотить горцев для борьбы с царизмом. Женитьбой на дочери темиргоевского князя Болотко М. Э. хотел сблизиться с местной феодальной знатью. В ноябре 1859, через 3 мес. после капитуляции Шамиля, М. Э. также сдался русским властям. Получив от царя ежегодную пенсию в 3 тыс. руб., вскоре выехал в Турцию, где и умер.

Лит.: Акты, собранные Кавказской археографической комиссией, т. 10-12, Тифлис, 1885-1904; Казем-бек М. А., Мохаммед Амин, «Русское слово», 1860, кн. 6; Смирнов Н. А., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

  • Мухаммед Шейбани
  • Мухаммед ибн Хиндушах Нахчивани

Смотреть что такое "Мухаммед Эмин" в других словарях:

    МУХАММЕД ЭМИН - (1818 63) наиб Шамиля на Зап. Кавказе с 1848. Сдался русским властям в 1859 … Большой Энциклопедический словарь

    Мухаммед Эмин - (1818 1863), участник национально освободительной борьбы горцев Кавказа против российского владычества, наиб Шамиля на Западном Кавказе с 1848. Сдался русским властям в 1859. * * * МУХАММЕД ЭМИН МУХАММЕД ЭМИН (1818 63), наиб Шамиля на Зап.… … Энциклопедический словарь

    Мухаммед-Эмин - Мухаммед Амин Мөхәммәтәмин محمدامین 6 й хан Казани 1484 1485 Предшественник: Ильхам … Википедия

    МУХАММЕД-ЭМИН - правильнее Мохаммед Амин (1818 63), один из руководителей антиколониального движения горцев Зап. Кавказа 40 50 х гг. 19 в. С детства под именем Мохаммеда Асиялова воспитывался у аварских мулл. 18 лет стал мюридом, заслужил доверие Шамиля, к рый… … Советская историческая энциклопедия

    Мухаммед Эмин - МУХАММÉД ЭМИ́Н (1818–63), наиб (уполномоченный) Шамиля на Зап. Кавказе с 1848. Сдался рос. властям в 1859, через 3 месяца после капитуляции Шамиля … Биографический словарь

    Эмин-Паша

    Эмин-паша - ивр. אמין פאשה‎, нем. Eduard Schnitzer … Википедия

Прошлый год дался Мухаммед-Эмину тяжко: неведомая болезнь забирала все силы, и порой казалось, что пришел конец бытию земному и Хурса, предвестник смерти, уже стоит у изголовья его. И еще неизвестно было, куда определит его Всевышний, ибо грехов за ним, как и за всеми смертными, водилось немало.

Временами наступало облегченье, и нужно было видеть, как светилось тогда лицо ханбике, его любимой жены, дни и ночи проводившей у постели мужа.

Однако улучшения наступали все реже и реже, а в 1517-м прекратились совсем, – их отобрала тяжкая весть о смерти в Кашире младшего брата Абдул-Латифа. Говорили, что умер он от причины неведомой, но что это за причина, которая приводит к смерти сорокалетнего здорового мужчину, Мухаммед-Эмин догадывался: сына-наследника у него не было, и великий князь московский, узнав о болезни хана, поспешил избавиться от законного претендента на казанский трон. Скорее всего, своенравного и уже сидевшего однажды на ханском престоле Абдул-Латифа опоили по указке великого князя приставленные к бывшему хану бояре – глаза и уши государя московского Василия Ивановича…

Похоже надежд на выздоровление не было уже никаких. Тело хана покрылось незаживающими язвами, и даже стражники у входа в ханскую опочивальню слышали, как стонет ночами и скрипит зубами от лютой боли Мухаммед-Эмин. Лекари, собранные со всех концов державы, только теребили хилые бороденки и разводили руками: не в нашей, мол, власти излечить хана. Будем, де, уповать на волю Всевышнего.

Не помогало ничего: ни травные настои и припарки, ни мази из сосновой смолы и медовые ванны, ни заговоры ведунов и знахарей.

Весной 1519 года ханбике, взяв с собой несколько телохранителей, ездила сухопутьем в далекий камский улус, где близ старинной булгарской крепости Алабуга стоял на одном из древних жертвенных холмов с вросшим в землю каменным идолом, полуразвалившийся языческий храм в коем, как сказывали, жил, разменяв вторую тысячу лет, крылатый дракон Аждаха, знающий все на свете. Вернулась она в Казань почерневшая, с выплаканными глазами. А в один из дней созвездия бизмена привели на закате дня на ханский двор безумного старика Шамгуна, известного на казанских посадах своими пророчествами. Завидев вышедшую к нему ханбике, Шамгун пал на колени и с пеной у рта стал выкрикивать несвязно:

– Хурса. Я видел Хурсу.

Затем он вскинулся и, указывая на окна ханской спальни, взвыл:

– Вон он, Хурса! Он пришел за ханом! Он пришел…

Холодок пробежал по спине ханбике, и она бросилась во дворец. В спальне она встретилась со взглядом Мухаммед-Эмина, который, казалось, звал ее. Она приблизилась к мужу, опустила голову, стараясь услышать шепот его губ.

– Что, что? – спросила она, заливаясь слезами.

– Все, – еле слышно ответил хан и вздохнул…

Мухаммед-Эмин родился в тот самый год, когда его отец, хан Ибрагим, сын Махмутека и внук Улу-Мухаммеда, вышедшего из Орды и объявившего казанские земли своим улусом, заключил мир с Москвой, обязуясь, как писали летописи, подчиняться воле великого князя и отпустить всех полоняников, взятых в неволю за последние сорок лет. Случилось это в 873 году хиджры по мусульманскому летоисчислению, что соответствовало 6977 году от сотворения мира календаря русского, то есть, в 1469 году от Рождества Христова. В 1475 году родился его брат Абдул-Латыф, а в 1479 году отец умер.

На казанский престол был поднят Ильхам, сын старшей жены Ибрагима Фатимы и, следовательно, старший брат Мухаммед-Эмина и Абдул-Латыфа по отцу. И их мать, ханбике Нурсалтан, решила покинуть Казань.

А затем состоялся разговор, круто изменивший всю дальнейшую жизнь Мухаммед-Эмина.

– Простись с братом, сынок, – сказала тогда мать, глядя мимо Мухаммед-Эмина.

– Зачем? – похолодел от одной только мысли о разлуке с матерью и братом Мухаммед-Эмин.

– Видишь, как оно все обернулось. Ты должен был стать ханом. Но худые люди в державе верх взяли. Уходить надо, только уходить с гордо поднятой головой. Ты понял меня? – строго посмотрела на сына Нурсалтан.

– Понял, – ответил Мухаммед-Эмин.

– Поедешь в Москву, к великому князю Ивану. Он друг мне…

Мухаммед-Эмин съежился и опустил голову.

– И ты, мой сын, запомни, – стараясь говорить строго, продолжала Нурсалтан, – проиграл – не значит побежден, пока сам себе в этом не признался. Не сдавайся, и тогда тот, кто выиграл, никогда не сможет чувствовать себя победителем… Тебе это будет не слишком трудно: все, что нужно мужчине и воину, заложено в тебе Творцом… Ты понял меня? – снова спросила Нурсалтан.

– Понял, ани, – ответил Мухаммед-Эмин не поднимая головы.

– И ты еще будешь ханом, поверь мне…

Она обняла его. Мухаммед-Эмин вот-вот готов был заплакать, но сдерживался: он – мужчина, а плакать, значит проявлять слабость.

– А мне…нельзя остаться с тобой?

– Нет, – слегка отстранившись от сына, ответила Нурсалтан. – Абдул-Латыф еще мал, я нужна ему, и нам теперь надо искать пристанища. А ты уже большой. Ты скоро станешь мужчиной и воином. Ты уже мужчина. И тебе пора жить… А у нас – еще неизвестно, как сложится. Я отписала великому князю московскому о тебе. Он готов принять тебя как брата и сына. Я ему верю. Тебе будет лучше с ним, чем со мной. И он поможет тебе стать великим ханом…

И Мухаммед-Эмина отвезли в Москву. А Нурсалтан с Абдул-Латыфом поехала в Крым к своему брату Тевекелю, который несколько лет назад вышел из Орды и стал служить крымскому хану Менгли Гирею.

Великий князь принял Мухаммед-Эмина с почетом, именовал царевичем и «названным сыном» и дал, как тогда говорили, «в кормление», крепкий городок Коширу. Нурсалтан в переписке с Иваном Васильевичем, которая завязалась еще в бытность ее казанской ханбике и продолжалась в течение тридцати лет, спрашивала великого князя, как, мол, там Мухаммед-Эмин? И тот отписывал ей уже в Крым, что, де, все ладно и беспокоиться ей не о чем. Письма Нурсалтан к великому князю и Ивана Васильевича к ней, в достаточной мере сохранились и были опубликованы в 1884 году в «Сборнике Императорского русского исторического общества».

В 1484 году Иван Васильевич, обещавший Нурсалтан помочь в возведении Мухаммед-Эмина на казанский престол, постарался, и путем военного давления на Казань, Ильхам был низложен, а Мухаммед-Эмин поднят в ханы. Было ему в то время 15 лет, пять из которых он прожил при дворе великого князя, и казанцы, почуяв в нем человека, почти обрусевшего, через несколько месяцев свергли Мухаммед-Эмина, вернув на престол Ильхама.

Затем, в течение трех лет, чехарда с казанским престолом продолжалась со все убыстряющимся темпом: Ильхам – Мухаммед-Эмин – Ильхам – Мухаммед-Эмин – Ильхам… Наконец. В 1487 году, при поддержке 120-тысячного русского войска Мухаммед-Эмин вошел в Казань, беспечный Ильхам с матерью Фатимой, женами, сестрами и братьями прямо за обеденной трапезой, как писал автор повести-летописи «Казанская история», был арестован и свезен покуда в Москву, а «названный сын» великого князя сел на престол надолго. Обещание великого князя сделать Мухаммед-Эмина казанским ханом было выполнено…

Новому хану было трудно. По условиям договора с Иваном Васильевичем он был обязан всячески блюсти интересы Москвы в ханстве и в то же время учитывать интересы своей страны, зачастую идущие вразрез московским. Задачей Мухаммед-Эмина было жить в понимании и дружбе с влиятельными казанскими беками, часть из которых смотрела в сторону Востока. Такие обстоятельства – меж молотом и наковальней – заставили Мухаммед-Эмина лавировать, быть тонким дипломатом, находить компромиссы, что, впрочем, ему удавалось, хотя и с большим трудом.

А личностью он был весьма интересной. Недоброжелатели, в частности, бек Кель-Ахмет говорили о нем, как о деспоте и женолюбе. Последнее, скорее всего, было правдой: хан любил женщин. Известно, что после получения разрешения у великого князя на женитьбу на дочери ногайского бека Мусы, Мухаммед-Эмин еще не раз был женат. Но, несмотря на это, настойчиво просил Ивана Васильевича отпустить из плена одну из жен Ильхама, весьма приглянувшуюся ему. В конечном итоге он своего добился и взял таки ее в жены…

И все же промосковская политика Мухаммед-Эмина, несмотря на компромиссы с «восточной» партией и его умение находить решения, привела к заговору, во главе которого стояли беки Кель-Ахмет, Урак, Садыр и Агиш. Они входят в переговоры с сибирским царевичем-чингизидом Мамуком и весной 1495 года открывают ему ворота Казани.

Окончательно оттолкнул от себя Мамук родовитых казанцев, когда бек Кул-Мамет, приехав в свой аул на Кабане передохнуть от трудов, обнаружил в своем доме какого-то безродного мурзу в драном чекмене, который стал прямо перед носом бека размахивать ханским ярлыком на владение аулом. Кул-Мамет выхватил саблю и в куски изрубил наглого мурзу, после чего отъехал в Казань и, растолкав охрану Мамука, ворвался в покои хана и изорвал на его глазах сей ярлык. Кто знает, как далеко зашло бы дело, не схвати ханские стражники Кул-Мамета. Говорили после, что будто бы взбешенный бек обнажил даже свою саблю против хана, что каралось во все времена смертью, ибо всякая власть – от Бога, а хан – Эмир правоверных. Все же кто-то шепнул хану повременить с казнью взбунтовавшегося бека, и он был брошен в зиндан, где уже сидел главный зачинщик переворота бек Кель-Ахмет, тоже все понявший и уже сделавшийся первым другом Москвы. И когда повел Мамук войска усмирять взбунтовавшихся аров и, не взяв Арскую крепость, возвращался в Казань, то уперся в запертые ворота, увидев на стенах кипящую в огромных чанах смолу, готовую политься на головы, и воинов с натянутыми тетивами луков. И он, скрежеща от злости и бессилия зубами, повернул в ногайские степи и, не дойдя до них, от великой досады, разрывавшей его сердце, отдал Всевышнему душу.

Мухаммед-Эмин, узнавший о событиях в столице ханства раньше других через своих лазутчиков, быстро перебрался из Москвы в Нижний Новгород, ожидая, что вот-вот прибудут из Казани послы звать его на престол.

И послы прибыли. Только лучший друг Москвы Кель-Ахмет, возглавивший временное правительство, боясь, что за переворот он получит свое и даже более, стал просить на престол не Мухаммед-Эмина, а его младшего брата Абдул-Латыфа, с 1493 года тоже отданного Нурсалтан на воспитание великому князю и владеющему «в кормлении» Звенигородом. Иван Васильевич – делать нечего – согласился, и на казанский престол сел двадцатилетний Абдул-Латыф, а Мухаммед-Элмин в качестве компенсации, получил от великого князя во владение к городу Кашире еще Серпухов и Хотунь.

Неведомо, как отнесся к воцарению на Казанском престоле своего брата Мухаммед-Эмин. Может, радовался за него, может, злился. Возможно, он уже простился с самой возможностью снова быть казанским ханом.

Но он не знал брата. Они увиделись после 16-летней разлуки только в 1495-м году, когда бежавший из Казани Мухаммед-Эмин приехал в Москву. Абдул-Латыф был малоразговорчив, явно себе на уме, что, как решил для себя Мухаммед-Эмин, для правителя совсем не лишне. Большего о брате Мухаммед-Эмину узнать не удалось – тот был для него закрыт и раскрываться не собирался… Через год–два после воцарения в Казани, Абдул-Латыф повел самостоятельную политику, испортил отношения с Москвой, нажил множество врагов и, как сказал великому князю приехавший в Москву Кель-Ахмет, «начал лгать,…ни в каких делах управы не чинил да и до земли Казанской учал быть лих….». В 1501 году Абдул-Латиф был низложен с престола и сослан на Белоозеро, а казанским ханом, вот уже в который раз, стал Мухаммед-Эмин.

Вернулся в Казань хан с новой женой, вдовой Ильхама, той самой, которой так долго добивался. Проведшая в ссылке в Вологде более десяти лет, оттаивала она быстро и вскоре, как бы проснулась от долгого сна, увидела, что она – царица, а муж ее, не в пример Ильхаму, мужественен и красив, и именно он добился ее освобождения из плена. И к чувству благодарности за спасение пришло к ней чувство любви.

Они были неразлучны, и Мухаммед-Эмин дня не мог обойтись без нее. Автор «Казанской истории» писал, что «Махметемину царю люба бысть братня жена велми».

А бывшая полонянка просто души не чаяла в муже. По словам казанского летописца, уделившего на своих страницах на протяжении всей истории Казани место только двум женщинам, ей и несравненной Сююмбике, она ни на шаг не отходила от Мухаммед-Эмина, и буквально «висла у него на шее», помогая словом и делом во всех его начинаниях.

Думный дьяк Михайла Клепик, исполнявший в Казани функцию посла и «присматривавший за ханом», писал великому князю в одном из своих писем-докладов, что, де, жонка ханова зело люба хану и он, мол, во все дела державные ее допущает и никоей тайны от нее не держит. «А жонка сия, – писал далее дьяк, – велми умом пребогата, и хан ее советы слушает и не редко делает так, как она ему сказывает, от чего немалая поруха для твоего, Государь, интересу обнаруживается. А с велможи, кои противу тебя, Государь и великий князь, помыслы держат, царица зело ласкова и приветлива, а кои велможи чаянием твоим, Государь, следуют, тех в опале держит. А еще сказывал Уракчей-князь, что слышал, как царица уговаривала будто Махметемина от тебя, Государь, отвергнуться, дабы не считали его в ихнем бусурманском мире рабом твоим и прислужником, и царством править самостоятельно, без оглядки, де, на тебя, Государь, и помыслы твои. А, вестимо, яко капля дождевая крепкий камень до дыры точит, так и мщение женское даже премудрых человеков многих коренит. Так и мне сдается, Государь великий князь, что царь казанской вскорости советов ее послушает да и отложится от тебя, Государь, напрочь…»

Так оно было, или нет – ведомо одному Всевышнему. Может, думный дьяк и с испугу в письме своем лишнего написал, чего и не было. Может, выслужиться хотел перед великим князем, – смотри, де, Государь, как раб твой за государство радеет. А может, бек Урак не без мысли задней задумал Мухаммед-Эмина в глазах Ивана Васильевича опорочить, ибо интриганом бек был знатным, и времени минуло совсем мало, когда был уличен он в тайной переписке с братом Мамука Агалаком, в коей звал он его на казанский престол. Так или иначе, однако добрые и почти родственные отношения хана с великим князем дали трещину.

Началось все с взаимных оскорблений послов. Затем последовали аресты беков, уличенных в тайных сношениях с Москвой. Однако до разрыва мирного договора дело не дошло: и великий князь, и его «названный сын» знали друг друга не один год, дважды Иван Васильевич помог Мухаммед-Эмину занять казанский престол, пусть и не без корысти для себя, отпустил из плена вдову Ильхама, и хан вот так, запросто живешь, не мог нарушить обещания не воевать Русь.

А вот царица была иного мнения, и ее можно было понять; ханбике провела в русском плену более 10 лет и, естественно, горела жаждой мщения.

Иного мнения был и ханский Диван. Шейх Эмми-Камал, поэт и смотритель казанских архивов, вытащил на свет божий старинные свитки, по которым следовало, что русский город Муром и не Муром вовсе, а булгарская крепость Кан-Керман, а приграничный городок, зовомый урусами Нижним Новгородом – суть также бывший булгарский аул, коий, несомненно, державе казанской принадлежать должен. А посему, де, покуда великий князь Иван болен и вот-вот отдаст Богу душу, а урусы, де, меж собой все перелаялись и уже с ножами друг на друга кидаются – самое время из-под влияния москвитского выйти и городки сии назад отобрать. Диван – совет ханский – мог провести такое решение и без соглашения хана…

Мухаммед-Эмину было очень неуютно. Вот уж когда во всей полноте почувствовал он себя меж молотом и наковальней. Но это состояние кончилось со смертью Ивана Васильевича в 1505 году: хан не считал себя чем-то обязанным новому великому князю Василию Ивановичу, и мирный договор между Казанью и Москвой стал простой бумагой.

Война для Руси началась неожиданно. 24 июля, в день открытия ежегодной ярмарки на Гостином острове, русские купцы были побиты, а товары разграблены. Все находящиеся в городе поданные великого князя арестованы, и часть их продана в качестве рабов в Астрахань и Персию.

Затем, соединившись со своими извечными врагами – ногайскими татарами, – Мухаммед-Эмин осадил Нижний Новгород, выжег его посады и слободы, но город не взял: ногаи хотели только грабить, но не воевать.

Весной 1506 года уже русские, собрав около ста тысяч войска, пошли «землею и водою» на Казань. И те, что шли по Волге-Итили ладьями да стругами, пришли первыми; не дожидаясь конных да пеших, высадились в количестве тридцати тысяч в устье Казань-реки, сходу взяли Биш-Балту и, окрыленные успехом, двинулись к Казани. Однако как только ступили русские полки на Козий луг, место по весне сырое да топкое, а ныне и вовсе затопленное водами Казанки, выскочил из засады в Ягодном лесу конный отряд бека Отуча, ударил им в спину и погнал под кремлевские стены, где их уже ждали.

Около десяти тысяч русских воинов положили в том бою казанцы, и озеро Поганое под кремлем сплошь было покрыто трупами неверных, покуда их не выловили баграми да не закопали на бережку Казанки в одной могиле. И долго еще шарахались на Козьем лугу кони от останков человеческих.

Ровно через месяц после битвы на Козьем лугу брат великого князя Дмитрий двинул все русские полки – около 90 тысяч воинов – на Казань. «Казанцы…увидели, что им не справиться с врагами в правильной битве, поэтому они сочли необходимым обойти их хитростью. Итак, раскинув для виду стан… и спрятав лучшую часть своих войск в удобных местах для засады, они как будто пораженные страхом, внезапно покинули стан и пустились в бегство. Московиты… врываются в стан врагов. В то время, как они были заняты разграблением, татары выступили из засады с Черемисскими стрелками и устроили такое избиение, что Московиты вынуждены (были) бежать, покинув пушки и воинские снаряды». Так писал австрийский дворянин славянских кровей дипломат барон Сигизмунд Герберштейн в своих знаменитых «Записках о Московитских делах», написанных в первой половине XVI века.

Потери русских в этой битве были огромны. «И покрыся лице земли трупием человеческим, поле Арьское и царев луг кровию очервленишася,» – писал казанский летописец. Казанка и протока Булак были полны трупов, вода в них три дня текла кровавая, и Булак, как писал автор «Казанской истории», можно было перейти по трупам, «аки по мосту». Всего из 100-тысячного войска в Москву вернулось 7 тысяч…

Теперь, расставив все точки над «i», Мухаммед-Эмину был нужен мир.

– Говори, что хочешь, кайся моим именем, кланяйся в ножки самому захудалому подьячему, но привези мне мир, – говорил Мухаммед-Эмин бакши Бозеку.

«Министр иностранных дел» ханства кивал покорно головой и мысленно готовился к сырым и холодным московским зинданам.

– Покупай всех, кто покупается, сули им все мыслимое и немыслимое, – продолжал хан, – обещай от моего имени вернуть всех пленных до единого без всякого выкупа, только привези мир. Привезешь – сделаю тебя своим карачи, не привезешь…– Мухаммед-Эмин выразительно посмотрел на бакши и замолчал.

– Я все понял, – сказал в поклоне Бозек и попятился к дверям, которые открыли перед ним стражники. – Да продлит твое дыхание Аллах, всемудрейший и великий хан.

Тем же днем Бозек уехал в Москву, попрощавшись на всякий случай с семьей и сделав «последние» распоряжения. Вестей от него не было долго, и только месяцев через восемь прибыл от него ильча-посланник с грамоткой, в коей сообщал бакши, что целых полгода просидел он на посольском дворе под запорами, и только после этого великий князь принял его. Василий Иванович кричал и ругался, понося его, великого хана, всякими непотребными словами, кои он, Бозек, повторить в своем послании никак не может. Однако, писал бакши, воевать Казань великий князь в скором времени не намерен. Ибо помыслы его направлены против Литвы. В конце грамотки Бозек просил, чтобы не оставил великий хан вниманием и благорасположением его семью.

Худо-бедно, но это был все же мир. Зная по Москве Василия, его характер и привычку никогда не забывать нанесенных ему обид, Мухаммед-Эмин обнес каждый из казанский посадов новыми острогом в виде срубов высотой в три сажени, – попробуй, возьми.

А в общем, это было спокойное время. Ханбике занималась садом перед дворцом, а Мухаммед-Эмин, сидя в одной из беседок сада, писал стихи:

Явился Тимур в семьсот пятидесятом году,

И мир исполнился гибельных потрясений;

Сам он, будучи хром, а умом глуп,

Распространил всюду мрак смятений.

Много ученых и старцев мучениками стали,

Освещенные верою ислама;

Страна от смятений, это верно,

Опустела, и полились слезы страха.

Что же ответит он перед Всевышним,

Если Господь будет спрашивать строго?

Боже, суди ты сего раба своего

На том свете, как язычника жестокого…

День за днем, год за годом хан и ханбике были вместе, и каждую ночь открывалась, знакомо скрипнув, незаметная дверца, впуская Мухаммед-Эмина в спальню ханбике. Не омрачил ее дни и приезд в Казань крымской ханбике Нурсалтан, жены Менгли-Гирея, с черноглазым вертлявым пасынком Сахибом, который, кажется, недолюбливал мачеху и побаивался ее. Обласкав и осыпав подарками другую сноху, дочь бека Мусы, Нурсалтан, за все десять месяцев пребывания в Казани, едва ли обмолвилась несколькими фразами с другой снохой – две решительные и волевые женщины, узнав каждая в другой себя, не нашли, как это часто бывает, взаимопонимания…

Но, все мирское имеет начало, а, следовательно, и конец. Мухаммед-Эмин заболел, и после долгих страданий умер. А его верная жена, имени которой не сохранила для нас история, выстроив на могиле мужа мавзолей-усыпальницу, последовала за ним, приняв смертельную дозу крысиного яда.

Вот такая история…

  • МУХАММЕД ЭМИН
    Эмин, правильнее - Мохаммед Амин (1818-1863), один из руководителей антиколониального движения горцев Западного Кавказа в 40-50-х гг. 19 в. С …
  • МУХАММЕД ЭМИН
    (1818-63) наиб Шамиля на Зап. Кавказе с 1848. Сдался русским властям в …
  • МУХАММЕД в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-13 Time: 14:35:13 Все высказывания Мухаммада тщательно собирались и составлялись в различные сборники, самыми достоверными из которых считаются сборник …
  • МУХАММЕД
    сын Малича, ювелир. Дагестан. Авары. Около 1882-1883. Подпись: "Работал Мухаммед сын …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    сын Алихана, клинковый мастер. Дагестан. Около …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Расул, ювелир. Дагестан. Кубачи. Около 1860-1861. Подпись: "Работал Мухаммед Расул. …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Казн, ювелир. Дагестан. Кубачи. Около 1902-1903. Подпись: "Работал Мухаммед Кази. …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Дагли аль Менин, ювелир. Дагестан. Кубачи. Около 1815. Подпись: "Работал Мухаммед Дагли аль …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Али, мастер серебряного дела. Черкесия. Вторая половина XIX в. Подпись: "Работал Мухаммед …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ювелир. Дагестан. Кубачи. Около 1839-1896. Подпись: "Работал Мухаммед". Иногда …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ружейный мастер. Дагестан. Начало XVIII …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер холодного оружия. Армения. XIX …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер серебряного дела. Черкесия. Около 1917. Подпись: "Работал Мухаммед. …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер серебряного дела. Черкесия. Около 1842. Подпись: "Работал Мухаммед" Иногда …
  • МУХАММЕД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер ружейных замков. Черкесия. XI в. Подпись: "Работал Мухаммед" или …
  • МУХАММЕД в Православной энциклопедии Древо.
  • МУХАММЕД в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1909-61) король Марокко с 1957, в 1927-53, 1955-57 султан, из династии Алауитов. После 2-й мировой войны выступал с требованием …
  • МУХАММЕД
    пророк — см. …
  • МУХАММЕД в Современном энциклопедическом словаре:
    (Мохаммед в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (около 570 - 632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим …
  • МУХАММЕД в Энциклопедическом словарике:
    (Мохаммед в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (около 570 - 632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану- …
  • ЭМИН
    ЭМ́ИН Иосиф (1726-1809), деятель нац. движения арм. народа. Сторонник создания арм.- груз. гос-ва под рус. …
  • ЭМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭМ́ИН Геворк (наст. имя и фам. Карлен Григ. Мурадян) (1919-98), арм. поэт. Трагич. прошлому Армении посв. поэтич. сб-ки "Предтропье" (1940), …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХАММ́ЕД ЭМИН (1818-63), участник нац.- освободит. борьбы горцев Кавказа против рос. владычества, наиб Шамиля на Зап. Кавказе с 1848. Сдался …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХАММ́ЕД ШЕЙБАНИ (1451-1510), основатель узб. династии ханов Шейбанидов (с 1500), потомок Чингисхана. Полководец, значительно расширивший терр. своего гос-ва в Ср. …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД ТУГЛАК, правитель Делийского султаната в 1325-51. В начале его царствования султанат достиг наиб. размеров, но потом отпали Юж. Индия, …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД САИД (Саид-паша) (1822-63), правитель Египта с 1854. Осуществлял реформы, способствовавшие капиталистич. развитию страны. В 1854 предоставил Ф. Лессепсу концессию …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД ГУРИ (?-1206), завоеватель Сев. Индии из династии Гуридов. В 70-80-х гг. 12 в. ликвидировал гос-во Газневидов, в 1203-1206 султан …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД БЕН АБДАЛЛА Саид аль-Хасан (1860-1920), руководитель освободит. восстания в Сомали против брит. и итал. колонизаторов в 1899-1920. Нац. герой …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД АЛИ (1769-1849), паша Египта с 1805. Основатель династии, правившей до Июльской рев-ции 1952 (юридически до 18 июня 1953). Создал …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД V (1909-61), король Марокко с 1957, в 1927-53, 1955-57 султан, из династии Алауитов. После 2-й мир. войны выступал с …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД II АЛА-АД-ДИН (?-1220), хорезмшах (с 1200), распространил свою власть на Иран, Азербайджан, Хорасан, Афганистан, Мавераннахр и др. терр., разгромил …
  • МУХАММЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУХ́АММЕД (Мохаммед; в европ. лит-ре часто Магомет, Магомед) (ок. 570-632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим араб. …
  • ЭМИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (турецк.) ? собственно означает "надежный", "верный", затем "начальник", "директор", "шеф" и т. д. и встречается в целом ряде сочетаний. Титул …
  • МУХАММЕД в Словаре Кольера:
    (ок. 570 - 632), основатель ислама. Родился в Мекке. Отец его умер еще до рождения Мухаммеда, а мать - вскоре …
  • МУХАММЕД в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    Мох"аммед и устар. Магом"ет, -а, м. Основатель ислама, почитаемый мусульманами как пророк, посланник Аллаха. А вы, о гости Магомета, стекаясь …
  • ЭМИН
    Геворк (настоящее имя и фамилия Карлен Григорьевич Мурадян) (р. 1919), армянский поэт. Трагическому прошлому Армении посвящены сборники «Предтропье» (1940), «Новая …
  • МУХАММЕД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок. 570-632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим арабского …
  • АЛИ-ПАША МЕХМЕД ЭМИН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Али-паша Мехмед Эмин (1815-71 гг.) - государственный деятель Османской империи. Неоднократно был везиром и министром иностранных дел. Принимал участие в …
  • ЭМИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Эмин (Федор Александрович) - писатель (родился около 1735 г., умер в 1779 г.). Биография Э., до появления его в России, …
  • ЭМИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Эмин (Николай Федорович) - писатель (умер в 1814 г.), сын Ф. Ал. (см. ниже); обучался в санкт-петербургском горном училище, служил …
  • ЭМИН НИКИТА ОСИПОВИЧ (МКРТИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Эмин (Мкртич [Никита Осипович]) - известный арменист (1815 - 1890). Родился в Персии; учился в Москве, в Лазаревском институте, где …
  • ЕТИМ ЭМИН в Большом энциклопедическом словаре:
    (наст. имя Магомед-Эмин) (1838-84) лезгинский поэт. Первым начал писать стихи на родном …
  • ЭМИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (до крещения - Магомет-Али Эмин) Федор Александрович (1735-16(27).4.1770, Петербург), русский писатель. Факты биографии до появления в России в 1761 недостаточно …
  • ЭМИН ИОСИФ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иосиф (1726, Хамадан, - 2.8.1809, Калькутта), деятель армянского освободительного движения. В 1751-59 жил в Великобритании, в 1759 выехал в Армению, …
  • ЭМИН-ПАША в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Emin Pascha) (настоящее имя и фамилия - Эдуард Шнитцер, Schnitzer) (28.3.1840, Оппельн, современный Ополе, Польша, - 23.10.1892, Канена, Конго), немецкий …
  • МЕХМЕТ ЭМИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Эмин (Mehmet Emin) (псевдоним - Юрдакул, Yurdakul) (1.5.1869, Стамбул, - 14.1.1944, там же), турецкий поэт, один из идеологов пантюркизма. Был …
  • ИОСИФ ЭМИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Эмин (1726-1809) один из организаторов освободительной борьбы армянского народа против иранского и турецкого ига; см. Эмин …
  • ЕТИМ ЭМИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Эмин (псевдоним; настоящее имя Магомед-Эмин, сын Севзихана) (1838, аул Цилинг, ныне Курахского района Дагестанской АССР, - 1884, аул Ялджух, ныне …
  • ЭМИН-ПАША, ПУТЕШЕСТВЕННИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Mehmed Emin Pascha, по-настоящему Eduard Schnitzer) — известный немецкий путешественник. Род. в 1840 г. в Силезии от еврейских родителей; в …

Один из руководителей антиколониального движения горцев Зап. Кавказа 40-50-х гг. XIX в., наиб Шамиля (1848-1859). Происходил из знатной дагестанской семьи, являлся потомок казикумухских ханов . Стал мюридом Шамиля в 17 лет. До этого он получил образование у знаменитого дагестанского алима Абдурахмана Согратлинского. При рождении получил имя своего приемного отца Магомеда, который вместе с тем дал ему прозвище по имени своей матери Ассии (Ассияло, Ассиялов). Имам Шамиль в письмах к своему наибу в Закубанье всегда писал: "Нашему Магомету верному" (по-арабски "Амин" означает "верный, надежный") .

По просьбе западных адыгов был направлен Шамилем в Черкесию и в конце 1848 года прибыл к абадзехам, на Северо-Западный Кавказ в сопровождении небольшой группы близких людей. Шамиль делал особую ставку на Мухаммеда-Амина: после направленных в Черкесию двух других наибов – Хаджи-Магомета (1842-1844) и Сулеймана–эфенди (1844-1846), практически не имевших успеха у адыгов, Шамиль возлагал надежды на своего талантливого приверженца, который заранее, в течение двух лет, изучал предания, обычаи, образ жизни черкесов.

Реформы Мухаммед-Амина

В конце января 1849 года Мухаммед-Амин выступил на большом народном собрании и объявил свою цель, которая состояла в объединении закубанских адыгов на основании шариата. Ему удалось провести в Черкесии ряд реформ, аналогичных преобразованиям Шамиля в Дагестане. Вся территория Абадзехии была разделена на двенадцать участков, в каждом из которых была создана махкама – орган управления, в ведении которого находились как религиозные, так и общегражданские дела. Махкама состояла из пяти выборных лиц под председательством эфенди (духовного лица).

Мухаммед-Амин оказался востребован в силу начавшихся процессов политического и конфессионального переустройства черкесского общества, а также как лицо, не связанное с местными конкурирующими кланами. С целью успешного противостояния российской экспансии стремился перенести на черкесскую почву политический опыт имамата Шамиля и создать централизованное государство на основе шариата, сосредоточив в своих руках высшую светскую и духовную власть.

Укрепление власти в Черкесии

Мухаммед-Амин оспаривал высшую власть у натухайского князя Сефер-бея Зана. Первоначально он пытался опереться на черкесскую аристократию, для чего даже вступил в брак с представительницей княжеского рода Болотоковых, тем самым укрепив свое положение среди мятежных шапсугов родственными связями. Продвигаясь вдоль восточного побережья Черного моря, посланник Шамиля сжигал на своем пути христианские кресты, требовал отказа от выполнения языческих и христианских обрядов, активно строил мечети. . Однако в дальнейшем его главной социальной опорой стало свободное крестьянство, разделявшее идеи всеобщего равенства, содержавшиеся в проповедуемой наибом идеологии мюридизма. На протяжении 1848-1859 гг. его государство то расширялось до пределов Закубанья, то возвращалось к границам Абадзехии.

Среди абадзехов Мухаммед-Амин имел наибольшее влияние, его попытки распространить свою власть насильственным путем среди натухайцев и причерноморских шапсугов закончилась поражением .

В Абадзехии Мухаммед-Амин инициировал проведение ряда административных реформ. Он провел перепись населения, образовал округа и органы управления под названием мягкеме, во главе с муфтием и тремя кадиями, составлявшими совет. В их руках находилась административная и судебная власть. Всего в Абадзехии им было построено 12 мягкеме.

Мухаммед-Амин стремился осуществить тотальную исламизацию Черкесии, в том числе используя и насильственные меры, что не всегда находило понимание у адыгов и убыхов. С целью сплочения сил и изоляции прикубанских адыгов от российского влияния осуществлял политику их переселения с равнины в горы . Пытался координировать свою деятельность с военно-политическими мероприятиями Шамиля, для чего в 1855 году совершил поход в Карачай. Поддерживал связи с Османской империей и европейскими державами. Деятельность наиба затруднялась сопротивлением аристократии и индивидуализмом, характерным для менталитета местного населения.

Прекращение борьбы. Эмиграция в Турцию.

В августе 1859 г. перестал существовать имамат Шамиля, покорение Северо-Восточного Кавказа дало возможность царскому правительству перебросить силы в Черкесию. Известие о пленении Шамиля подействовало на преданного наиба. Осознав бесперспективность дальнейшего сопротивления России и получив Мухаммед-Амин, вместе с верными ему абадзехами, присягнул России.

Магомед-Амин был прощен и пожалован пенсией в 3 тыс. рублей. Он побывал в Петербурге, навестил Шамиля. Русское правительство позволило Мухаммеду-Амину выехать в Османскую империю, где он предпринимает последние усилия для организации сопротивления России. Он заключает с центром польской эмиграции в Стамбуле договор о деятельности польских легионов в Черкесии, причем каждому из них бывшим наибом при успешном исходе предприятия предоставлялся бы участок земли в 5 га. Однако эти планы остались нереализованными.

В конце жизни Мухаммед-Амин выступал за прекращение сопротивления России и призвал представителей делегаций шапсугов, натухайцев и абадзехов, посетивших его в Стамбуле в 1862 г., спасти адыгов, воспрепятствовав их переселению в Османскую империю. До конца жизни он остался преданным Шамилю и его идее государственного объединения народов Северного Кавказа.

Источники:

  1. Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.
  2. Мухаммад-Амин (Асиялав) и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60 гг. XIX в. - Сборник документов и материалов, Махачкала, 1998.
  3. Наима Нефляшева.
  4. Мухаммед-амин – наиб шамиля в черкесии. - Сайт Газават.Ру
  5. Адыгская (черкесская) энциклопедия. Главный редактор М. А. Кумахов. М.: Фонд им. Б. Х. Акбашева, 2006. С.1012.
  6. Карлгоф Н. Магомет – Амин // Кавказский календарь на 1861 год. Тифлис, 1860
  7. Муфти Х.Ш. Герои и императоры в черкесской истории. Нальчик, 1994
  8. Панеш А.Д. Мюридизм и борьба адыгов Северо-Западного Кавказа за независимость (1829-1864 гг.). Майкоп, 2006.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Мухаммед Эмин

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мухаммед эмин

МУХАММЕД ЭМИН (1818-63) наиб Шамиля на Зап. Кавказе с 1848. Сдался русским властям в 1859.

Мухаммед Эмин

правильнее ≈ Мохаммед Амин (1818≈1863), один из руководителей антиколониального движения горцев Западного Кавказа в 40≈50-х гг. 19 в. С детства под именем Мохаммеда Асиялова воспитывался у аварских мулл. 18 лет стал мюридом, заслужил доверие Шамиля, который присвоил ему имя «Амин» (араб. ≈ верный) и в 1848 направил в качестве наиба на Западный Кавказ. Опираясь на местное духовенство, М. Э. пытался сплотить горцев для борьбы с царизмом. Женитьбой на дочери темиргоевского князя Болотко М. Э. хотел сблизиться с местной феодальной знатью. В ноябре 1859, через 3 мес. после капитуляции Шамиля, М. Э. также сдался русским властям. Получив от царя ежегодную пенсию в 3 тыс. руб., вскоре выехал в Турцию, где и умер.

Лит.: Акты, собранные Кавказской археографической комиссией, т. 10≈12, Тифлис, 1885≈1904; Казем-бек М. А., Мохаммед Амин, «Русское слово», 1860, кн. 6; Смирнов Н. А., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.