День и ночь тютчев год написания. Анализ стихотворения Тютчева Ф

Фёдор Иванович Тютчев - великий поэт. Это достоянием всего русского народа. За время своего жизненного пути он создал множество изысканных произведений, которыми восхищались и восхищаются как критики того времени, так и читатели современности. Одним из наиболее удачных произведений считается шедевр под названием «День и ночь». Это произведение является классическим примером философской лирики.

Произведение нравилось многим великим литературным деятелям и получило высокие оценки от современников. К примеру, Лев Николаевич Толстой, восхищаясь талантом автора на полях, где было написано произведение, сделал пометку отметив, что текст проникнут глубиной и изысканной красотой.

Создано произведение «День и ночь» в 39-м году девятнадцатого столетия. В этом же году оно и было опубликовано в 19 выпуске известного на то время журнала «Современник», которым после смерти Пушкина продолжали руководить Вяземский и Плетнёв. Первые стихи Ф. И. Тютчева уже публиковались в этом журнале тремя годами ранее и имели подпись «Ф.Т.».


Пушкину нравились творения Тютчева. Он ими восхищался, публикуя произведения практически в каждом выпуске, начиная с 1836 года, когда в его руки попала тетрадь со стихами, присланными автором из Германии.

Анализ шедевра «День и ночь»

Представленное читателю стихотворение написано по типу четырехстопного ямба. Этот стиль являлся нейтральным и традиционным для русской поэзии того времени. Многие лирические композиции девятнадцатого века имели именно четырехстопный ямб. Федор Иванович не был исключением, и его лирика преобладала такой механикой написания.

Особенности структуры шедевра

Стихотворение «День и ночь» имеет два восьмистишья. Структура написания шедевра встречается во многих произведениях Федора, к примеру, «Цитерон», «Фонтан». «Тени сизо сместились…». Такая структура строф максимально точно способна отразить представленную антитезу, где сравнивается дневное и ночное время. Именно время является основными образами в произведении. С них и начинаются первые строфы шедевра.

Описанные восьмистишья разрешено смело подразделить на отдельные четверостишья. Каждое из них имеет свою определенную опоясывающую рифмовку и представлено в виде законченного предложения. Следует отметить, что каждая строфа заканчивается восклицанием и отличается восклицательной интонацией. Такая стилистика и образность свойственны практически всем произведениям Фёдора Тютчева. Это связано с тем, что в произведениях автор выступает в роли оратора, который обращается к читателям с речью, наполненной торжеством. Произведение заканчивается строками, рассказывающими о том, в чем причина страха ночного времени.

Как уже было сказано, произведение имеет опоясывающую структуру написания. Первая и четвертая строка в каждом четверостишье имеет окончание мужского рода, а вторая и третья – закрывается женским описанием. Это указывает на то, что шедевр написан в декламационной интонации.

Следует отметить, что описанные мужские окончания в первых строках исключительно рифмуются между собой. В пятой и восьмой строке присутствует тавтологическая рифма. В остальных четырех строках преобладает большое количество согласных букв. Это и безымянный, и злототканный, и оживленный. Вторая строфа отличается присутствием множества гласных, которые практически всегда являются ударными.

Стих «День и ночь» имеет весьма интересное звуковое сопровождение. В шедевре присутствует большое количество исключительных лексических повторов, а также слов с однокоренной структурой. Эти особенности помогают создать впечатления, так как автор акцентирует внимание на образах.

Шедевр «День и ночь» отличается изощренностью и строгостью рифм. Именно поэтому стихотворение относится к лучшим произведениями, когда-либо созданным Тютчевым.

Особенности тематики шедевра

Главная тема произведения – это противопоставление дневного и ночного времени. Такая тематика является классической для поэзии девятнадцатого века. Стихотворение преследует цель - глубоко погрузить читателя в философские сутки. При сравнении особенностей дневного и ночного мира присутствует абстрактность и недетализированность, которых немного в произведениях.

Дневное время в стихотворении представлено в виде "златотканого" покрывала, который наброшен с помощью высокой воли богов на существующую бездну, представленную в виде хаоса. Об этом Федор Иванович Тютчев пишет во многих произведениях. Следует отметить, что автор, в произведении «День и ночь», старается вывернуть наизнанку традиционные образы метафор, связанных с ночным временем. День в произведении представлен в виде чего-то искусственно созданного, вторичного, используемого только богами и предназначенного служить во благо человечеству. Боги и человечество не представлены в виде противопоставления, они здесь объединены в единое целое, рассказывающее о страхах перед неминуемым хаосом, который рано или поздно обязан возникнуть.

Следует также отметить, что первое восьмистишье не имеет глаголов. Здесь присутствует единичное действие, когда боги набрасывают покров в виде дня на опустевшую бездну. Эта фраза закрепляется страдательными причастными оборотами. Именно это указывает на то, что день в данном случае безжизненный, бездеятельный и абсолютно пассивный.

В дальнейших строках присутствует большое количество глаголов. Они олицетворяют лишь резкие действия. К примеру, срывает, отбрасывает. Ночное время в стихотворении представлено активным, деятельным и день своеобразно отступает под действием данной силы. Следует отметить, что в шедевре вообще нет упоминания о сумерках. Это позволяет создать исключительный образ романтики.

В произведении «День и ночь» присутствуют противопоставления двух отдельно описанных миров. День принадлежит миру земнородных и богов, а противоположная ночь – это таинственность, благородность, отличающаяся своей изысканностью. Второй особенный мир полон всевозможных и не изведанных человеку тайн, он существенно сильнее и древнее светлого времени.


Федор Иванович Тютчев старается подчеркнуть начальное состояние бездны, которая не имеет имени. Хаос в произведении описывается как родной, поэт сравнивает его со своим внутренним миром. Данный мир пугает непостижимостью и скрывает большое количество тайн.

Особенности природы в стихотворении «День и ночь»

Фёдор Иванович по-своему видел и ощущал в природных ландшафтах исключительную божественную основу. Он знал, что где-то за таинственной благообразной Землей скрывается постоянный беспорядок. Один неверный шаг способен поменять все вспять. По мнению автора, человек живет в мире, который окружен вулканами. Здесь есть леса, сады, все прелести натуральной природы, но вулканы притихли и в любой момент могут извергнуть пламя и уничтожить своими потоками лавы все на пути.

Ночное время в стихе «День и ночь» раскрывает все скрытые глубины души. Оно не только пугает человека, но и заставляет посмотреть самому себе в глаза. Таинственный ночной мир имеет свой изысканный образ. Живая природа слышится в тишине мрака, окутанного луной. Это происходит не потому, что человечество осознало и прониклось тайной ночи, а оттого, что образ ночного времени практически неотделим, от всего зла, имеющегося во вселенной. Именно ночью происходят самые ужасные вещи – это и необъяснимые поступки людей, которые не способны справиться с безумием, и таинственные происшествия, не имеющие логического объяснения.

Шедевральная композиция «День и ночь», написанная Федором Ивановичем Тютчевым, считается наиболее лучшим и интересным из всех возможных вариантов. Она отличается яркостью и особенным философским мышлением. Таким образом, автор старается описать тайны бытия. Именно такое направление Тютчев считал главной основой всей поэзии.

Лирические стихи Тютчева отражают дуальное понимание окружающего мира и пространства. Произведения раскрывают тайны мироздания и показывают их в виде борьбы двух противоположно направленных сил, которые в дальнейшем способны возродить гармонию и исключительное равновесие.

История создания и общая характеристика стихотворения «День и ночь»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» - одно из лучших произведений русской философской лирики. Оно получило очень высокую оценку современников: Л. Н. Толстой, всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: «Глубина! Красота!».

Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала «Современник» в том же году. В «Современнике» в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские «Стихотворения, присланные из Германии», с подписью «Ф. Т.». Пушкин, публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом.

Итак, анализируемое стихотворение:

На мир таинственных духов,

Над этой бездной безымянной

Покров наброшен златотканный

Высокой волею богов.

День - сей блистающий покров -

День - земнородных оживленье

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов!

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами -

Вот отчего нам ночь страшна.

Стихотворение «День и ночь» написано четырехстопным ямбом - наиболее нейтральным и традиционным стихотворным размером русской поэзии; четырехстопным ямбом было написано большинство русских стихов XIX века; не составляет исключения и лирика Тютчева, в которой этот размер преобладает. Стихотворение состоит из двух восьмистиший - структура, очень частая у Тютчева, встречающаяся во многих его стихах, например: «Фонтан», «О чем ты воешь, ветр ночной...», «Цицерон», «Поток сгустился и тускнеет...», «Тени сизые сместились...» и другие. Подобная строфическая структура наиболее точно отражает антитезу «дня» и «ночи» - основных образов стихотворения, о которых поэт говорит соответственно в первой и второй строфах. Каждое восьмистишие можно разделить на два четверостишия с опоясывающей рифмой; каждое из четырех получившихся четверостиший представляет собой законченное предложение. Интересно, что обе строфы завершает восклицательная интонация; это характерно для Тютчева (например, стихотворения «Цицерон», «О чем ты воешь, ветр ночной...»). Это объясняется тем, что Тютчев во многих своих стихах выступал в роли оратора, обращающегося к читателю с торжественной речью; недаром стихотворение завершается афористическим выводом: «Вот отчего нам ночь страшна!».

Как уже было сказано, в стихотворении опоясывающая рифма; первая и четвертая строки каждого четверостишия завершаются мужским окончанием, вторая и третья строки - женским. Подобная структура встречается в стихотворениях «Цицерон», «Фонтан», также выдержанных в торжественной декламационной интонации. Необходимо обратить внимание на то, что в первой строфе все мужские окончания (первая, четвертая, пятая и восьмая строки) рифмуются между собой: духов - богов - покров - богов, причем пятая и восьмая строки связаны между собой тавтологической рифмой. Что касается остальных четырех строк, то в них совпадают согласные: безымянной - златотканный, оживленье - исцеленье. Во второй строфе в каждом из четверостиший совпадают ударные гласные: ночь - прочь, рокового - покрова (гласный -о-); обнажена - страшна, мглами - нами (гласный -а-).

В стихотворении весьма изощренная звукопись, как литературный прием следует рассматривать обилие лексических повторов и однокоренных слов: создается впечатление, что поэт хочет акцентировать основные образы стихотворения, что опять-таки связано с ораторским стилем Тютчева.

Изощренность и строгость стихотворной формы делают стихотворение «День и ночь» одним из лучших в русской поэзии.

Анализ стихотворения – День и ночь

Стихотворение Ф. И. Тютчева “День и » – одно из лучших произведений русской философской лирики. Оно получило очень высокую оценку современников: Л. Н. , всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: “Глубина! Красота!».

Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала “Современник» в том же году. В “Современнике» в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские “Стихотворения, присланные из Германии», с подписью “Ф. Т.». , публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом.

Итак, анализируемое стихотворение:

На мир таинственных духов,

Над этой бездной безымянной

Покров наброшен златотканный

Высокой волею богов.

День – сей блистающий покров -

День – земнородных оживленье

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов!

Пришла и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами -

Вот отчего нам ночь страшна.

Стихотворение “День и ночь» написано четырехстопным ямбом – наиболее нейтральным и традиционным стихотворным размером русской поэзии; четырехстопным ямбом было написано большинство русских стихов XIX века; не составляет исключения и лирика Тютчева, в которой этот размер преобладает. Стихотворение состоит из двух восьмистиший – структура, очень частая у Тютчева, встречающаяся во многих его стихах, например: “Фонтан», “О чем ты воешь, ветр ночной…», “Цицерон», “Поток сгустился и тускнеет…», “Тени сизые сместились…» и другие. Подобная строфическая структура наиболее точно отражает антитезу “дня» и “ночи» – основных образов стихотворения, о которых поэт говорит соответственно в первой и второй строфах. Каждое восьмистишие можно разделить на два четверостишия с опоясывающей рифмой; каждое из четырех получившихся четверостиший представляет собой законченное предложение. Интересно, что обе строфы завершает восклицательная интонация; это характерно для Тютчева (например, стихотворения “Цицерон», “О чем ты воешь, ветр ночной…»). Это объясняется тем, что Тютчев во многих своих стихах выступал в роли оратора, обращающегося к читателю с торжественной речью; недаром стихотворение завершается афористическим выводом: “Вот отчего нам ночь страшна!».

Как уже было сказано, в стихотворении опоясывающая рифма; первая и четвертая строки каждого четверостишия завершаются мужским окончанием, вторая и третья строки – женским. Подобная структура встречается в стихотворениях “Цицерон», “Фонтан», также выдержанных в торжественной декламационной интонации. Необходимо обратить внимание на то, что в первой строфе все мужские окончания (первая, четвертая, пятая и восьмая строки) рифмуются между собой: духов – богов – покров – богов, причем пятая и восьмая строки связаны между собой тавтологической рифмой. Что касается остальных четырех строк, то в них совпадают согласные: безымянной – златотканный, оживленье – исцеленье. Во второй строфе в каждом из четверостиший совпадают ударные гласные: ночь – прочь, рокового – покрова (гласный – о-); обнажена – страшна, мглами – нами (гласный – а-).

В стихотворении весьма изощренная звукопись, как литературный прием следует рассматривать обилие лексических повторов и однокоренных слов: создается впечатление, что поэт хочет акцентировать основные образы стихотворения, что опять-таки связано с ораторским стилем Тютчева.

Изощренность и строгость стихотворной формы делают стихотворение “День и ночь» одним из лучших в русской поэзии.

Тема стихотворения – противопоставление дня и ночи – традиционна для романтической поэзии. В этом стихотворении Тютчев развивает и углубляет ее. Если сравнить трактовку образов дня и ночи в этом стихотворении с тем, как поэт раскрывает их в других своих стихах, то можно увидеть, что в данном стихотворении эти образы абстрактны и недетализированны. Например, в стихотворении “Как океан объемлет шар земной…» поэт говорит о снах, сравнивая сновидение с путешествием по таинственному океану:

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

В “Дне и ночи» ничего этого нет; Тютчев описывает ночь лаконично, не употребляя развернутых метафор и сравнений.

День в этом стихотворении – это златотканый покров, наброшенный высокой волею богов на бездну – тот древний хаос, о котором Тютчев писал во многих своих стихах: “О чем ты воешь, ветр ночной…», “Тени сизые сместились…», “Как океан объемлет шар земной…» и других. Характерно, что Тютчев в своем стихотворении как бы “выворачивает наизнанку» традиционный метафорический образ покрова ночи, превращая его в покров дня. День – нечто искусственное, вторичное, созданное богами (здесь фигурируют, разумеется, языческие боги, а не христианский Бог; это свойственно всей лирике Тютчева 30-х – 40-х г. г. XIX в.) на благо себе и людям:

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Боги и люди в этом стихотворении не противопоставлены друг другу, но, напротив, объединены в своем страхе перед изначальным хаосом.

Необходимо отметить, что в первом восьмистишии нет ни одного глагола; единственное действие – боги набрасывают покров дня на бездну – выражено страдательным причастием: “Покров наброшен златотканый». Таким образом, день оказывается безжизненным, бездеятельным, абсолютно пассивным.

Резким контрастом звучит начало второй строфы:

Но меркнет день – настала ночь;

Пришла – и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

Здесь много глаголов, причем они обозначают резкие действия: сорвав, отбрасывает. Ночь активна, деятельна, день отступает перед ее силой. Важно указать на то, что в стихотворении “День и ночь» вообще нет упоминания сумерек – важнейшего образа романтической поэзии. Если, например, в стихотворении “Тени сизые сместились…» поэт изображает постепенное, практически незаметное перетекание дня в ночь, то в “Дне и ночи» этот переход резок, мгновенен, насильственен.

В стихотворении “День и ночь» противопоставляются друг другу два мира: мир дневной, мир земнородных и богов, мир, существующий под покровом дня, – и другой мир, мир таинственный духов, мир роковой, днем скрытый златотканым благодатным покровом, а ночью обнажающийся и вступающий в свои права. Этот второй мир сильнее и древнее мира дневного, он полон неизведанных и страшных тайн, духов, которых боятся и люди, и боги. Интересно, что, желая подчеркнуть изначальность, первичность бездны безымянной, хаоса, о котором в другом стихотворении Тютчев говорит: “родимый» (“О чем ты воешь, ветр ночной…»), – поэт лишь его называет миром. Этот мир страшен своей изначальной непостижимостью и таинственностью, своей неизбежной победой над земнородными (недаром он назван роковым). Днем хаос и тайна отделены от “человеков» и богов покровом, ночью же “бездна… обнажена… и нет преград меж ей и нами». Болящая душа, исцеленная днем, ночью вновь страдает от страха и неизвестности.

Традиционное романтическое противопоставление тусклого и скучного дня таинственной ночи получает у Тютчева новое звучание в связи с темой хаоса, бездны. День, по мнению Тютчева, прекрасен и благодатен (таков он в большинстве его стихов), он “друг человеков и богов», “души болящей исцеленье», но он бессилен перед ночью с ее страхами и мглами, одновременно манящими людей (вспомним уже упоминавшееся стихотворение Тютчева – “Тени сизые сместились…», где поэт прямо говорит: “Дай вкусить уничтоженья», – понимая, что иного способа приобщиться к тайнам мирозданья нет) и внушающими им ужас.

В стихотворении встречаются характерные для Тютчева архаизмы: духов (старинное произношение), земнородных, болящей, сей, мглами (слово “мгла» в тютчевскую эпоху обычно не употреблялось во множественном числе), меж ей и нами. Все это, равно как и возвышенная лексика: покров, золототканый, блистательный, благодатный, – подчеркивает торжественный декламационный, ораторский стиль стихотворения.

День – лишь покров, лишь тонкая златотканая пелена. Минуты, когда она тает, растворяясь, исчезая, и есть время наступления истинного, первозданного бытия. Оно роднится с бездной, безграничностью, бездонностью, беспредельностью и никогда не сможет быть втиснутым в рамки дня. Ночь – первооснова всего сущего, в ней – повесть о времени, но мотив ее – вечность, в ней образы всего, что было, и отражение того, что есть, и магия невсамделишных событий, и порожденья хаоса и страха, и путь в Мир Грез, чудеснейший предел. Ночь светла. Оставшись с ней наедине, как “сирота бездомный, лицом к лицу пред пропастию темной», можно на миг, на мгновение – столь горестно мимолетное у Тютчева, и столь блаженно бесконечное у Фета – лишитья рассудка. Но, когда он вернется, черная бездна не будет больше страшной и чужой, потому что, если подумать, каждый видит что-то свое в ночи, каждый “знает наследье родовое». Но во тьме есть и смерть, в ней “крадутся» час неизбежной гибели, ощущение мимолетности жизни и ожидающее впереди вечное, неизбежное, бесконечное небытие.

Тютчев видел и чувствовал в природе не одну лишь божественную основу. Он чуял, что где-то здесь, в таящейся за границей благообразной Земли бездне, есть мятеж, беспорядок, и неизвестно, какой неверный шаг, какое наше движение способно его пробудить. Мы живем словно в окружении вулканов: на Земле раскинулись тихие леса и сады, на ней воздвигнута цивилизация, но вулканы, потухшие миллионы лет назад и ставшие средоточием хаоса, могут извергнуться неудержимыми потоками всеразрушающей лавы. Мир не тих, не мирен, он, по существу своему, трагичен, и лучше всего можно познать его в “минуты роковые», в моменты, когда над миром довлеет ночь-тьма, что была до сотворения света и мира и останется после того, как солнце умрет, угасая, истекая красными лучами.

Ночь раскрыла перед нами глубину души мира; но она не только испугала – она и умудрила нас, заставила взглянуть себе в глаза. Ночью, таинственной мистической ночью все принимает иной – не истинный ли? – вид. Живой язык природы слышится в полночной тишине, истинный мир – это мир воцарившегося лунного мрака. Но не потому ли, что люди не сумели до конца проникнуть в тайну ночи, образ ее неотделим для нас от понятия вселенского зла, связан с расцветом и торжеством темных сил; ночью люди совершают ужасные, необъяснимые поступки, которые не в силах понять с уходом ночного безумия, словно сама тьма, ничем не ограниченная, не сдерживаемая, внушила им совершить то, что угодно было ей. Ночью, влекомые луной, люди ходят во сне с открытыми глазами, не видя и не помня, и не сознавая, они идут на голос ночи, что прошептала в эфирной песне Слово, вслед за которым они готовы отправиться сквозь сон и сквозь саму тьму, по ту сторону зеркала.

Стихотворение “День и ночь» – одно из лучших в лирике Тютчева. В нем со всей яркостью проявляется проникновение поэта-философа в тайны бытия – то, что Тютчев считал основной задачей поэзии. Традиционная романтическая тематика, к концу 30-х г. г. XIX в. уже во многом утратившая свою актуальность (менее чем через десять лет будет писать пародии на Лермонтова и Жуковского), в стихах Тютчева обретает новую жизнь в свете разрабатываемых поэтом вечных проблем бытия.

В лирике Ф. И. Тютчева отразилось дуальное понимание им мира, понимание мироздания как борьбы двух стихийных начал, в которой рождается мировая гармония и равновесие. Понимание Тютчевым дня и ночи также вписывается в концепцию этой дуальности мироздания.

День и ночь являются как бы разными “полюсами», контрастными состояниями жизни. В лирике Тютчева ночь обретает связь с чем-то древним и неведомым, хаотическим; ночь – это тайна, метафизика и обитель чудес. День – более мирской уровень существования, хотя в ряде стихотворений и днем Тютчев видит наличие трансцендентальности – однако гораздо реже, чем ночью.

Эти особенности восприятия дня и ночи Тютчевым отразились в его стихотворении “День и Ночь». Одно из лучших произведений русской философской лирики, оно получило очень высокую оценку современников. Тема стихотворения – противопоставление дня и ночи – традиционна для романтической поэзии. В этом стихотворении Тютчев развивает и углубляет ее. Если сравнить трактовку образов дня и ночи в этом стихотворении с тем, как поэт раскрывает их в других своих стихах, то можно увидеть, что в данном стихотворении эти образы абстрактны и недетализированны.

День в этом стихотворении – это златотканый покров, наброшенный высокой волею богов на бездну – тот древний хаос, о котором Тютчев писал во многих своих стихах. В стихотворении “День и ночь» противопоставляются друг другу два мира: мир дневной, мир земнородных и богов, мир, существующий под покровом дня, – и другой мир, мир таинственный духов, мир роковой, днем скрытый златотканым благодатным покровом, а ночью обнажающийся и вступающий в свои права.

«День и ночь» Федор Тютчев

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Анализ стихотворения Тютчева «День и ночь»

Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение «День и ночь», созданное в 1839 году. К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе. И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Стихотворение «День и ночь», написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с «покровом златотканым», наброшенным «волею богов». По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение. День в восприятии Федора Тютчева, это «души болящей исцеленье, друг человека и богов». Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы , утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу. Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.

«И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами», — отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная — одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию. Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой , которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности. «Вот отчего нам ночь страшна!», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.

Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении «День и ночь». Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно. Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и «и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь».

При этом поэт использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений . И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.

Перед вами сочинение на тему «Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева». Сочинение рассчитано на старшие классы, но может также использоваться в 6 классе при подготовке собственного сочинения.

Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем ». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825 », «Над этой темною толпой… », «Последний катаклизм » и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825 », посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой » в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век » относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена », а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды » и «Весенняя гроза » стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье ».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «Денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Надеюсь, данное сочинение по лирике Тютчева помогло вам в написании собственного сочинения.