Что может повысить вашу эффективность. Определение эффективности персонала и способы её повышения

Ежедневно человек выполняет различную работу, у него рождаются идеи, цели, которые направлены на достижение определенного результата и завоевание успеха. Но каждый, хотя бы один раз задумывался на тем, можно ли получить все это, приложив меньше усилий и за более короткий период? Ответ, конечно же, будет утвердительным. В этом и кроется смысл повышения личной эффективности.

Что это и зачем?

Понятие личной эффективности является довольно простым для понимания с точки зрения экономической науки – это результативное достижение целей, на которые необходима затрата определенных сил. Зависит она от личных намерений, пользы от результата и ресурсов, которые были потрачены.

Но бывает так, что человек предпринимает миллион попыток, делает множество дел, и, казалось бы, всегда очень занят, но если четкая цель не определена, то силы, потраченные в процессе, будут просто бесполезными, а эффективность равняться нулю.

Перед тем как решить приступить к повышению своей результативности, стоит разобраться, на каком уровне она находится в данный момент. Для этого честно ответьте на вопросы.

  • «Знаю ли я четко цели, которых нужно (хочется) достичь?»;
  • «Как быстро я могу это сделать?»;
  • «Имею ли я в запасе достаточно ресурсов для их достижения?».

Если по 10-бальной шкале ваша отметка будет находиться не выше 6-7 баллов, стоит проанализировать имеющиеся возможности и начать работу по улучшению.

Основные методы

Как же повысить результативность вашей деятельности? Для этого существует несколько способов, каждый из которых будет сокращать время достижения очередной цели и упрощать вашу работу в этом направлении.

  1. Составляйте планы. Количество ежедневных дел может просто поглотить вас, если не научиться составлять для себя планы – на день, месяц, год. Это вовсе не значит, что вы становитесь зависимым от плана и конкретных сроков. Не привязывайтесь для начала к ограничению по времени, нацельтесь на результат. Для этого хорошо завести органайзер или ежедневник, а для современного человека доступны также множество полезных приложений, которые способны существенно облегчить вашу жизнь.
  2. Расставьте приоритеты. Нужно четко разграничить все дела по степени важности и полезности результата. Таким образом, вы сможете увидеть, какие из них требуют незамедлительного выполнения, а какие могут подождать.
  3. Хвалите себя. Научитесь уважать любые свои достижения, пусть даже они будут небольшими. Сделали отчет для компании, вовремя завершили данное задание, купили желанный предмет обихода, сдали сессию – все это заслуживает похвалы. Записывайте удачно завершенные дела, и вскоре вы увидите, что хвалить себя есть за что.
  4. Записывайте мысли. Это очень важный фактор для личностного роста. Ведь иногда ценная мысль появляется быстро и больше никогда не возвращается. Не нужно надеяться на то, что в суете рабочих и домашних дел, вы вспомните о ней в конце дня. Даже если вам кажется, что идея не имеет смысла, все равно запишите, она может стать основой для будущих целей.
  5. Развивайте навыки. Учеба важна для самосовершенствования. В процессе достижения своих целей необходимо изучать новые технологии, способы, приемы, приобретая знания и умения. Это поможет минимизировать ваши усилия для решения проблем или реализации запланированных дел. Для этого отлично подходят различные тренинги, семинары, вебинары.
  6. Общайтесь с мотиваторами. У каждого есть человек, который способен сподвигнуть вас на новые свершения. Это не обязательно должны быть люди, связанные с вашей профессиональной деятельностью. Ими вполне могут стать родные, друзья и просто знакомые.
  7. Делегируйте. Если в процессе выполнения задачи вы обнаружили, что не обладаете нужными навыками, лучше делегировать их выполнение компетентным специалистам. Это касается любых, в том числе и бытовых вопросов. Так, например, если вы не уверены, что сможете быстро и качественно почистить ковер, то лучше отдать его в химчистку, тем временем, принявшись за другое дело.

Но главное правило повышения собственной результативности – вера в себя. Если вы будете мыслить позитивно, хвалить себя за достижения и верить в дальнейший успех, то он непременно к вам придет.

Процент «трудоголиков» среди ИТ-специалистов невероятно велик: они могут часами обсуждать решение задачи, сутками сидеть за компьютером, годами не бывать в отпуске, переходя из проекта в проект. Однако это подвижничество почему-то может никак не сказываться на эффективности работы коллектива ИТ-департамента.

Повышение эффективности работы персонала - предмет заботы практически каждого руководителя ИТ-службы - и небольшой компании, и промышленного гиганта. Система мотивации персонала нередко строится методом проб и ошибок, причем количество ошибок довольно велико. Как оптимизировать мотивационные модели? Как вызвать у людей желание работать именно в этой организации, работать на достижение бизнес-результата?

В ИТ-службах часто складывается ситуация, когда люди хорошо мотивированы в работе над проектом, понимают цели и задачи работы, четко видят горизонты, осознают зоны ответственности и работают с полной отдачей. В повседневной же работе картина часто существенно отличается: люди не задумываются о конечных целях своей работы, не чувствуют стимула выполнять ее максимально хорошо. Получается, что спринтерские дистанции коллектив проходит быстро и слаженно, а вот достижения на стайерских дистанциях выглядят куда более скромно. Поскольку зачастую руководители не в состоянии переломить ситуацию, начинается поиск внешних факторов влияния. В ход идут любые объяснения - от общего состояния российской экономики, которое, как океан в капле, отражается в организационных особенностях отдельных компаний, до специфики российского менталитета, который, конечно, иногда позволяет «быстро ехать», но лишь за счет того, что перед этим долго и медленно «запрягают». Однако каким бы успокоительным и достоверным ни выглядело объяснение, проблемы оно не решает.

Для того чтобы понять причину этого феномена, надо рассмотреть реальные, а не декларируемые организационные принципы компании в целом и ИТ-подразделения в частности.

Формула успеха

О создании или совершенствовании системы мотивации задумываются, когда возникает необходимость в повышении эффективности работы сотрудников, в более рациональном использовании трудовых ресурсов. Нередко руководители описывают проблему примерно так: «Люди работают замечательно, любят свою профессию - вплоть до того, что готовы отдавать компании и свое личное время, по собственной инициативе работая сверхурочно. Они - хорошие профессионалы. Но в целом ИТ-служба работает не так эффективно, как это могло бы быть, время и трудовые ресурсы используются нерационально». Зачастую ощущение неэффективного использования трудовых ресурсов возникает на интуитивном уровне и не подкреплено никакими показателями. Выходом из создавшейся ситуации руководителям часто видится изменение системы мотивации персонала, под которым, как правило, понимается увеличение оклада.

«Повышение эффективности работы компании или ее подразделения не ограничивается созданием мотивационных схем. Эффективность работы людей зависит не только от мотивации, поэтому необходимо рассматривать ее в сочетании с другими значимыми факторами влияния. Подход к созданию эффективной системы работы персонала, который мы практикуем, довольно часто применяется на Западе, но пока не получил широкого распространения в России», - рассказывает Дмитрий Волощук, консультант направления «Управление эффективностью персонала» компании «Экопси Консалтинг».

В рамках этого подхода эффективность рассматривается как производная трех элементов:

Эффективность = компетентность / организационные барьеры x мотивация,
где компетентность - это профессиональные знания и навыки (а в случае работы сотрудника на руководящей позиции - еще и менеджерские навыки). Лидерские качества - важная составляющая компетентности сотрудников ИТ-службы, поскольку в бизнес-среде, значительная часть которой организована по проектному принципу, большинство специалистов время от времени становятся на менеджерскую позицию - менеджер проекта, руководитель проектного офиса и пр.;

мотивация - система материальных и нематериальных стимулов, опирающаяся на ценностные установки и ориентиры людей;
организационные барьеры - это установки и особенности организационной структуры, которые мешают людям работать с полной отдачей на благо компании. Это могут быть неорганичные правила работы, стандарты, затрудняющие работу сотрудников, пробелы в оргструктуре, отсутствие регламентов и процедур - например процедур реакции на проблемные ситуации, и прочее.

Исходя из формулы, можно рассмотреть деятельность сотрудников в трех измерениях - профессионализм, мотивация и корпоративная среда. «Для того чтобы понять степень эффективности работы подразделения, надо посмотреть, в какой точке этой трехмерной системы координат она находится: насколько велики компетентность и мотивация, и каковы организационные барьеры. Только после этого можно сделать вывод о том, какие шаги необходимо предпринять для повышения эффективности», - говорит Дмитрий Волощук.

Уровень профессионализма ИТ-специалистов можно измерять с помощью профессиональных тестов или опираясь на оценку непосредственного руководителя. Сложнее обстоит дело с их менеджерскими навыками и компетенциями - зачастую ИТ-специалисты не проходят никакого обучения менеджерским навыкам и реализуют свои менеджерские функции, исходя из собственных представлений о них. Причем распространена ситуация, когда начальником ИТ-службы становится лучший ИТ-специалист, независимо от того, есть у него задатки и навыки руководителя или нет.

Организационные барьеры в разных компаниях очень индивидуальны. Бесконечные обязательные служебные записки, которые требуется писать по любому поводу, усложненные процедуры согласования действий, устаревшие корпоративные стандарты и многое другое может сдерживать развитие организации. «Людям сложно взглянуть на свою деятельность со стороны и предпринять шаги по ее оптимизации - есть очень много текущих операционных приоритетов и абсолютно нет времени на критический взгляд. В результате значение организационных барьеров часто недооценивают. Между тем, опыт показывает, что несложные шаги по совершенствованию бизнес-процессов могут высвободить 20–30% полезного времени сотрудников, - говорит Дмитрий Волощук. - Кроме того, если человек занимается „мартышкиным трудом“, его это демотивирует».

Теория и практика

Роман Журавлев: «Практики руководства ИТ-служб в компаниях не формируют никакой системы».Как и любой другой процесс в системе управления ИТ, управление персоналом должно иметь четко определенные цели, явно связанные с целями ИТ-подразделения, согласованными, в свою очередь, с целями и приоритетами компании. Для достижения этих целей должны быть определены задачи, основные виды деятельности, процедуры. Должна быть распределена ответственность за выполнение как отдельных процедур, так и процесса в целом. Должны быть выделены необходимые ресурсы, обеспечено наличие нужных компетенций. Желательно определить и научиться оценивать измеримые показатели эффективности процесса управления персоналом. Важно, чтобы деятельность по управлению персоналом включала в себя фазы планирования, исполнения, оценки и совершенствования.

«Как правило, практики руководства ИТ-служб в компаниях не формируют никакой системы, - рассказывает Роман Журавлев, директор департамента ИТ-обучения компании IT Expert. - Процессы если и идентифицированы, взаимодействуют неэффективно. Цели ИТ-службы не определены или не имеют отношения к целям компании». Основные виды деятельности в области управления персоналом осуществляются, по его словам, примерно так:

* планирование: количественное - в рамках квоты на расширение штата, как правило, ежегодно. Расчет квоты ни на чем не основан. В области обучения - в рамках бюджетов - с одной стороны, смутных представлений о перспективах развития инфраструктуры - с другой.
* подбор персонала: источники не систематизированы. Деятельность соответствующего отдела на уровне компании не дает результатов, когда речь идет о персонале ИТ-службы. Профессионально-ориентированный подбор ведется бессистемно. Отобранные на основании экспертной оценки руководителей ИТ-отделов сотрудники отправляются «в кадры» для оформления и формальных проверок.
* обучение: в полном соответствии с планированием, то есть случайным образом. (Детальный календарный план может быть не только составлен, но и соблюдаться. Однако вопрос «Почему в нем именно эти люди и именно эти программы?» принадлежит к разряду риторических.)
* мотивация: сотрудники, занятые в проектах, материально мотивируются на завершение проекта в срок. Сотрудники, занятые в операционной деятельности, мотивируются на удержание в рамках общекорпоративной программы мотивации (зарплата, премии, «соцпакет»). Руководитель ИТ-службы принимает в этом участие в особых случаях, таких, как попытка ключевого сотрудника оставить компанию.

Описанные практики совсем не похожи на рекомендации, изложенные в современных моделях управления ИТ, такие, как COBIT , MOF , определяющих необходимость эффективного управления персоналом, включая планирование, подбор, обучение, развитие, мотивацию, ротацию и увольнение. Причинами такого несоответствия, по мнению Романа Журавлева, являются:

* невысокий уровень зрелости процессов управления в большинстве российских компаний;
* неопределенность статуса и целей ИТ-службы в компании;
* недостаточная подготовка руководителей ИТ-служб в области управления;
* отсутствие адаптированных методик управления персоналом, учитывающих специфику ИТ-служб.

«В таких условиях в большинстве случаев нет практической необходимости „оптимизировать мотивационные модели“. Они так и останутся моделями», - отмечает Роман Журавлев.

«Самое главное - встроить систему мотивации конкретного человека в общую систему целеполагания компании (или подразделения, если речь идет об ИТ-службе), - считает Елена Шарова, заместитель директора департамента корпоративных систем управления компании IBS. - Каждый конкретный сотрудник должен понимать свою роль в общем „рабочем механизме“ и видеть свой вклад в достижение общего успеха. И мотивационная схема должна быть напрямую связана с достижением бизнес-целей подразделения и компании в целом.

В процессе постановки общие стратегические цели компании декомпозируются до уровня отдельных исполнителей. Каждый сотрудник должен, с одной стороны, иметь перед собой перечень понятных целей и объективных критериев их достижения, а с другой - видеть, каким образом его работа способствует общему успеху. Все это создает важнейший психологический эффект - ощущение причастности к большому делу. Без него заинтересовать сотрудника практически невозможно.

Очень важно, чтобы изначально были заданы правила игры, не только с точки зрения мотивации, но и организации работы вообще. Нужно четко зафиксировать - каковы зоны ответственности сотрудников, как мы работаем, как мы общаемся, как и кто будет контролировать работу, как будем наказывать. Правила работы (и правила мотивации в частности) не должны быть „черным ящиком“ - они должны быть прозрачны и понятны. Чем меньше субъективизма - тем лучше».

Источники вдохновения

Елена Шарова: «Каждый конкретный сотрудник должен понимать свою роль в общем „рабочем механизме“».Для построения эффективной системы управления и мотивации для ИТ-службы, подчеркивает Роман Журавлев, важно:

* четко сформулировать цели деятельности - ИТ-службы в целом, отдельных ее подразделений, индивидуальных исполнителей. Согласовать высокоуровневые цели с руководством компании, довести их до сведения сотрудников;
* сделать подкрепления зависимыми только от явных результатов деятельности ИТ. Награды за чужие успехи не стимулируют работать лучше. Премии и другие поощрения по результатам работы компании могут способствовать лояльности сотрудников ИТ-службы, но не повышению качества работы;
* определить промежуточные точки оценки деятельности - смысловые или временные. Премия по итогам года стимулирует лучше работать в декабре. Результаты промежуточных оценок должны быть оперативными и явными. Премия за хорошую работу в первом квартале, выплаченная в сентябре, воспринимается как поздно возвращенный долг;
* сделать систему управления и мотивации адекватной сложности организации, обеспечив простоту, справедливость и точность оценок. Учесть особенности разных способов управления деятельностью. Использовать данные систем автоматизации деятельности по управлению ИТ (записи о выполненных работах, отчеты, протоколы и др.);
* помнить, что сотрудники ИТ-службы - разные. Оператор службы поддержки пользователей, программист и сетевой инженер обладают разными характерными особенностями личности, предпочитают разные объекты деятельности, по-разному организуют свою работу… И эффективная система управления и мотивации должна учитывать эти различия;
* обеспечить возможность профессионального роста. Для ИТ-специалистов он обычно приоритетнее карьерного. Возможность обучения обеспечивает актуальность профессионального уровня, поддержание и повышение квалификации;
* постараться наладить эффективное взаимодействие с отделом кадров. Часто он не помогает ИТ-директору потому, что ни одна, ни другая сторона не понимает, в чем состоят общие задачи, а не потому, что эти задачи не имеют решений.

Хлеба, знаний, душевной атмосферы!

«Если сравнить всю систему мотивации с айсбергом, то зарплаты, премии и прочие материальные блага - это то, что лежит на поверхности, то, что видно и относительно легко сопоставлять, - говорит Надежда Шалашилина, директор по персоналу группы компаний „Ланит“. - А вот нематериальная мотивация - это та самая подводная часть айсберга, которая существенно объемнее и глубже, и ее не сразу разглядишь, хотя она и составляет большую часть глыбы».

Тем не менее, пока для большинства людей главным мотивирующим фактором является материальная мотивация. Но с этим фактором, по словам Елены Шаровой, нужно тонко и грамотно работать: «Финансовая компенсация - не просто покупка квалификации человека, она должна мотивировать его на достижение конкретных целей и стимулировать его расти. Часто встречающееся „ритуальное“ повышение зарплаты ежегодно на определенный процент никак не мотивирует на достижение успеха. Сотрудники воспринимают его как факт и не видят связи между повышением зарплаты и ростом их квалификации. А более способные сотрудники не мотивированы на стремительный профессиональный рост, поскольку не видят, как их заработок зависит от качества работы. Таким образом, объективная оценка (в денежном эквиваленте) способностей сотрудника должна формироваться с учетом вклада сотрудника в достижение проектных целей (если мы говорим о проектном управлении) и возможностей его профессионального роста».

Одним из эффективных механизмов материальной мотивации является аттестация персонала. В процессе аттестации с сотрудником оговариваются цели на год, связанные с профессиональным и карьерным ростом. В аттестационной форме записываются не просто его обязанности, а план развития - в какой новой роли надо себя попробовать, какие навыки и компетенции следует развить, чтобы шагнуть на новый уровень. В рабочих целях на год закладывается база для развития определенных навыков. За ростом квалификации, развитием навыков и компетенций следует и изменение компенсации.

Вторым инструментом выстраивания мотивационных схем служит мотивация по целям. «Цели должны быть четкими, и должны быть заданы внятные индикаторы их достижения, чтобы не возникало разночтений, - подчеркивает Елена Шарова. - Принцип - лучший результат гарантирует большее вознаграждение. Всегда существует премиальный фонд. Надо лишь придать смысл премиям, которые в разных компаниях по традиции выдаются ежегодно, ежеквартально или ежемесячно, нужно привязать их к достижению конкретных целей. Этот механизм не должен быть „черным ящиком“, а должен быть понятным и объективным».

«При неоспоримой важности денежного фактора нематериальная мотивация, на мой взгляд, самый надежный способ удержать высококлассных специалистов, особенно в условиях кадрового голода и стремительного роста зарплат, - говорит Надежда Шалашилина. - А все потому, что именно нематериальная мотивация дает людям общие ценности и цели, увлеченность своим делом, возможности развития и самореализации, признание и истинное удовольствие от работы».

В отрасли ИТ, по общему мнению, основным фактором нематериальной мотивации является профессиональный и карьерный рост. Поэтому нужно планировать, как сотрудник будет расти и в профессиональном, и в карьерном плане, на перспективу двух-трех лет, говорит Елена Шарова. «И здесь снова вступает в действие инструмент аттестации, - продолжает она. - Именно в ходе аттестации (если в компании это действующая, а не формальная процедура) вырабатываются цели персонального роста сотрудника и происходит их согласование с общими целями компании.

Чтобы обеспечить согласованность стратегических целей компании и целей отдельных сотрудников, в IBS принят принцип проведения аттестации „сверху вниз“ - сначала руководство, и далее вниз по должностной лестнице. Благодаря этому общие цели верхнего уровня декомпозируются до конкретных целей каждого сотрудника. В соответствии с рабочими целями сотруднику ставятся цели развития - чему нужно обучиться, что освоить. Более того, чтобы показать сотруднику возможности развития, мы всегда ставим в аттестации несколько более амбициозные цели, чем положено по квалификации. Это стимулирует и мотивирует его развиваться, дает уверенность в том, что у него много перспектив и есть возможность постоянно учиться новому».

Среди других важных факторов нематериальной мотивации можно отметить значение личности руководителя. «Очевидно, руководитель и создаваемая им атмосфера в коллективе многое значат - через руководителя транслируется миссия компании, он должен воспламенять сердца. Но все-таки оргструктура, особенно если мы говорим о промышленных масштабах, должна держаться не на личности руководителя, а, прежде всего, на некоторой культуре, регламентах, правилах взаимодействия и планах развития», - считает Елена Шарова.

Согласно опросу, проведенному компанией «Экопси Консалтинг» на тему «Что в первую очередь удерживает в компании талантливых сотрудников?», 44,78% респондентов ответили, что их удерживает постоянный профессиональный вызов, возможность решать интересные задачи, а на втором месте (17,91%) оказалась личность непосредственного руководителя. Высокий уровень дохода выше третьей ступеньки не поднялся (16,42%). «Люди остаются людьми. Материальная составляющая важна, но более важны условия - профессиональные и личностные. Никто не готов работать с неприятными для себя людьми и переливать воду из пустого в порожнее, - резюмирует Дмитрий Волощук. - Тема нематериальной мотивации российскими компаниями пока еще плохо освоена, во многом из-за того, что не израсходован потенциал материальной мотивации. Конкуренция за специалистов идет во многом благодаря этому ресурсу. Но поскольку мы уже находимся в ситуации, когда кандидаты формируют рынок, и спрос на них гораздо выше, чем предложение, вопрос нематериальной мотивации будет стоять остро в перспективе ближайших лет. Когда оплата труда достигнет потолка, начнут изыскиваться другие ресурсы. И тут российский рынок пойдет по западному пути: скорее всего, это будет мотивация, которая для компании затратна, но выдается сотрудникам в виде нематериальных благ: социального пакета, возможности бесплатного обучения и отдыха, оплаты ряда потребностей семьи - страхование жизни, оплата обучения детей и т. п. Эти практики хорошо развиты на Западе и вскоре активно начнут внедряться в российских компаниях».

Как тайное сделать явным

Разработка системы мотивации для каждой компании индивидуальна, она зависит от множества внутренних и внешних факторов. «При создании системы мотивации необходимо, прежде всего, выяснить внутренние установки людей и то, насколько собственные цели сотрудников связаны с целями компании, - подчеркивает Дмитрий Волощук, консультант компании „Экопси Консалтинг“. - В тот момент, когда разрабатывается система мотивации на операционную деятельность, очень важно понять, с одной стороны, чего компания ожидает от сотрудников и на что готова их мотивировать, а с другой стороны - чего люди ожидают от компании.

Если система мотивирует на одно, а люди ожидают от компании другого, то система мотивации не будет работать, поскольку она не подходит для этих конкретных людей. И напротив - мотивационные схемы должны быть адекватны ожиданиям компании от персонала. Если компания ожидает от подразделения коллективной работы, но система мотивации при этом нацелена на поощрение проявления индивидуальных качеств, не учитывая то, как человек вовлекается в коллективную работу и работает на общий результат, сплоченной команды не сложится».

Внутренние установки людей - область сложно идентифицируемая. Они складываются из общественных, групповых и индивидуальных предпочтений, целей и традиций. Но, несмотря на все многообразие внутренних мотивов, некоторые характерные черты, присущие ИТ-специалистам, выделить можно.

Жизнь от проекта к проекту

Надежда Шалашилина: «Нематериальная мотивация - подводная часть айсберга».Руководители, подбирая сотрудников, симпатизируют близким по духу людям. В результате со временем коллектив складывается из людей с одинаковым образом мышления. Наряду с очевидными преимуществами, такой подход несет в себе некоторые недостатки.

Сегодня руководителями компаний и их подразделений в подавляющем большинстве случаев являются люди, нацеленные на постоянный профессиональный и карьерный рост, причем сфера ИТ, как уже отмечалось, отличается тем, что профессиональный рост имеет приоритет. Каждая очередная ступенька профессионального роста, как правило, соотносится с участием в каком-либо проекте. Соответственно, у многих ИТ-специалистов выработалось проектное мышление. Становясь руководителями, они подбирают сотрудников со схожими деловыми качествами. Если работа ИТ-подразделения в такой ситуации организуется по проектному принципу, оно будет очень эффективным, особенно в динамично развивающейся компании. Но если текущая операционная деятельность сотрудников не размечена четкими временными периодами и внятно описанными целями, люди на этой «равнине» быстро начинают терять вкус к жизни и вскоре отправляются на поиск новых эверестов. «Повседневная деятельность таких сотрудников может быть организована в виде мини-проектов, с четкими целями и понятной системой оценки результатов, - говорит Дмитрий Волощук. - Мотивация должна быть построена таким образом, что люди видят четкие ориентиры и осознают, чем для них отзовется достижение или недостижение поставленных целей».

Проектное мышление таит в себе еще одну опасность. Люди, привыкшие к проектной работе, считают необходимым включиться в реализацию как можно большего числа проектов, независимо от реальной возможности их выполнить. Основным показателем профессионального неуспеха они считают отказ от проекта. Поэтому ИТ-подразделение может быть вовлечено во множество одновременно реализуемых внутренних проектов, направленных на автоматизацию различных бизнес-процессов или совершенствование созданных систем. При этом совокупный объем работ значительно превышает возможности имеющихся ресурсов. Соответственно, десятки проектов могут годами находится в незавершенном состоянии. «Существенное отличие внутреннего ИТ-подразделения от самостоятельной компании, реализующей проекты на рынке, состоит в том, что внутреннее подразделение не оценивает собственную рентабельность, - отмечает Дмитрий Волощук. - Такая ситуация складывается в большинстве ИТ-служб крупных компаний. Разумеется, руководитель должен был бы фильтровать предложения внутренних заказчиков, исходя из имеющихся в его распоряжении ресурсов. Но, как правило, ему самому свойственно проектное мышление, и команду он сформировал из единомышленников. Круг замыкается.

В такой ситуации мы предлагаем сменить ценностный ориентир - главным становится не количество реализуемых, а количество успешно реализованных проектов. Это автоматически влечет за собой создание фильтра предложений заказчиков - в работу начинают приниматься только те проекты, в которых функциональные подразделения действительно заинтересованы. Одновременно должны быть прекращены заведомо безнадежные проекты, чтобы ресурсы не расходовались впустую».

Синдром играющего тренера

Проблема «играющего тренера» очень типична именно для ИТ-служб. Сотрудники ИТ-службы - замечательные профессионалы с высоким уровнем знаний и богатым опытом. Они прошли путь от начинающих программистов и администраторов систем до профессионалов высокого уровня, досконально знают предметную область и хорошо понимают, чем занимаются их подчиненные всех уровней. Однако их нынешняя работа лежит в большей степени в области менеджмента, чем в специфически предметной области. Основная функция этих специалистов - постановка задач и контроль их исполнения. Но знание предметной области и отсутствие менеджерских навыков приводят к тому, что они стремятся разбирать каждую проблему, возникающую у сотрудников, слишком досконально или берутся исправлять недочеты сами. На любой запрос о помощи или в процессе контроля исполнения поручений они реагируют не как менеджеры, а как инженеры. «Это очень распространенная проблема в ИТ, - отмечает Дмитрий Волощук. - Подразделение работает неэффективно, потому что сотрудники более высокого должностного и квалификационного уровня тратят свое время и силы на решение задач своих подчиненных. Они очень любят свою работу и не в силах отказаться от интересных задач предметной области, потому что управленческие задачи их так не увлекают. В такой ситуации очень важно выстроить систему приоритетов в мотивационной схеме. Если сотрудники будут мотивированы на бизнес-результат, они будут решать задачу в комплексе, не вдаваясь в мелкие детали».

Общественное выше личного

Дмитрий Волощук: «Мотивация должна быть построена так, чтобы люди видели четкие ориентиры».Еще одна распространенная ошибка в создании системы мотивации - когда система мотивирует людей лишь на индивидуальную работу и все показатели отражают личную эффективность каждого сотрудника. В такой ситуации сотрудникам для комфортной работы не хватает ощущения команды, коллективной взаимопомощи и поддержки. Кроме того, в команде, где каждый ощущает себя «звездой», командного эффекта не возникает. Напортив, люди неосознанно стремятся лоббировать приоритеты своего участка, что тормозит общее дело. Не хватает синергетического эффекта от работы команды.

«Необходимо создать показатели коллективной работы подразделения, - советует Дмитрий Волощук, - и подкрепить достижение этих показателей системой премирования. Премии в этом случае будут раздроблены: часть выдается на основе общих показателей, а часть - на основе индивидуальных. В таком способе мотивации нет ничего революционного - именно так, например, была организована система премирования на промышленных предприятиях еще во времена СССР. Но руководителям ИТ-служб практически никогда не приходит в голову примерить этот опыт на работу подведомственного подразделения. Возможно, на первый взгляд, идея сравнить труд человека, производящего материальные ценности, с трудом человека, создающего ценности интеллектуальные, выглядит абсурдной. Но если присмотреться пристальнее, в процессе организации их труда и целевых установках обнаруживается много общего. Надо лишь выстроить систему мотивации в точном соответствии с ожиданиями сотрудников».

CIO на заметку

Как любая область деятельности, область информационных технологий проходит различные стадии жизненного цикла. Сначала в новую область приходят творцы, но со временем технологии отрабатываются и возникает широкий слой ремесленников. Появляется четкий порядок действий, набор алгоритмов и шаблонов, предназначенных для решения задач. Это необходимо и неизбежно. Так как сфера ИТ достаточно молода, творчество в ней превратилось в ремесло сравнительно недавно. Поэтому для сегодняшнего дня характерна ситуация, когда ИТ-специалист, достигший высочайшего профессионального уровня, теряет интерес к предметной области, которая больше не дает ему возможности решать задачи все более высокой сложности. Встает сакраментальный вопрос: что делать? «Есть два выхода: либо отодвинуть профессиональные приоритеты на второй план и получать удовольствие от жизни, либо искать себе новые применения в профессиональной деятельности, - говорит Дмитрий Волощук. - Если первый вариант неприемлем, то для CIO решение проблемы может быть в смене роли, в выходе на менеджерскую деятельность. Тем более, ИТ-среда так устроена, что человек может дойти до очень высокого карьерного уровня, оставаясь экспертом.

Сегодня у компаний возникает серьезная потребность в повышении эффективности ИТ-служб, в увеличении управляемости ими. У ИТ-служб большие бюджеты, большие перспективы, большие риски при неграмотном управлении. Ситуация подошла к критической точке, когда необходим выход на качественно новый уровень управления ИТ-службами. Компании уже начали позволять ИТ-менеджерам принимать участие в управлении бизнесом, в стратегическом планировании. Соответственно, будут востребованы не просто специалисты, а специалисты с задатками и знаниями менеджера. Конкурентоспособными, интересными рынку уже сейчас становятся те, кто умеет совмещать в себе обе эти роли - эксперта и менеджера».

Любая организация рано или поздно сталкивается с проблемой повышения эффективности производства. И не всегда идёт речь об экономической составляющей.

Какие методы предпочесть при организации подобной работы, решает руководство предприятия. Основываясь на знаниях внутренней и внешней среды, особенностях процессов производства, можно разрабатывать план, который приведёт к достижению намеченной цели.

Что понимают под эффективностью деятельности?

Эффективность предприятия является экономической категорией. Под этим понятием подразумевают результативность компании, которая может выражаться в:

  • росте темпов производства;
  • снижении затрат, налоговой нагрузки;
  • уменьшении количества выбросов в окружающую среду;
  • труда и т. д.

Также существуют научные работы, определяющие эффективность организации как результативность операции или проекта, при котором полученный продукт или новое действие приносит больше средств, чем было потрачено. Или же эти манипуляции экономят определённый объём ресурсов, который также превышает затраты на работы, связанные с их осуществлением.

Условия эффективности

В большинстве случаев, стремясь повысить эффективность организации, руководство рассчитывает получить определённый финансовый результат. Но это не всегда отражает стратегическое будущее производства. Поэтому считается, что правильнее добиваться темпов роста. Можно говорить, что удалось добиться экономической эффективности производства, если:

  • полученный финансовый результат выше, чем у конкурентов;
  • в организации выделяется достаточно ресурсов для проведения производственных или управленческих изменений;
  • темпы роста финансовых показателей будут выше в ближайшей перспективе, чем у конкурентов.

Такой подход постоянно мотивирует на поиск решений, повышающих конкурентоспособность производства. Это является важным, для того чтобы проводить работы, направленные на стратегическое развитие.

Имеет значение и то, чтобы каждое структурное подразделение организации было озабочено поиском путей повышения своей экономической эффективности. Ведь если слабо работает одно из них, организации не удастся повысить свою результативность в целом.

Инструменты для роста эффективности

Пути повышения эффективности деятельности предприятия весьма разнообразны. Основные способы, позволяющие увеличить прибыль организации, сводятся к следующему:

  • снижение затрат, добиться которого можно путём сокращения ценовых условий по закупкам, оптимизации производства, сокращения персонала или уровня оплаты труда;
  • модернизация процессов или всего производства, которая позволяет добиться повышения производительности труда, снижения объёмов перерабатываемого сырья, отходов, автоматизации большинства операций;
  • изменения в организационной системе, способные затрагивать структуру управления, принципы обслуживания клиентов, коммуникации и т. д.;
  • усиление маркетинговых коммуникаций, когда задачей является максимальный рост объёмов сбыта товара, изменение отношения к организации, нахождение новых возможностей для производства.

Каждое из этих направлений может быть детализировано и имеет свои методы работы. Вся система управления в компании должна быть настроена так, чтобы на любом уровне сотрудники выступали с инициативой, приводящей к повышению экономической эффективности.

Зачастую комплекс мероприятий, которые должны повысить эффективность работы, затрагивает сразу все блоки деятельности. Такой системный подход позволяет использовать синергетический эффект.

Факторы, влияющие на эффективность

Если руководство предприятия заинтересовано в том, чтобы добиваться улучшенных результатов, оно должно анализировать информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Тогда будет понятно, какие из существующих факторов необходимо использовать во благо будущему стратегическому развитию. К ним можно отнести:

  • Минимальное задействование ресурсов. Чем меньше используются технологии, оборудование, персонал при сохранении объёмов выпуска продукции, тем эффективнее организация.
  • Повышение эффективности персонала за счёт оптимизации структуры, повышения квалификации и обучения, поиска более компетентных кадров, изменения мотивационной системы.
  • Повышение эффективности персонала за счёт его оздоровления, улучшения условий труда. Мероприятия, направленные на решение этих задач, приводят к сокращению числа больничных (экономия средств работодателя), повышению производительности и лояльности сотрудников.
  • Усиление социально-психологических факторов. Использование инструментов децентрализации в управлении может стать хорошим толчком для развития.
  • Применение результатов научно-технического прогресса. Игнорирование современных технологий или отговорки от их внедрения в связи с необходимостью инвестиций приводят к снижению конкурентоспособности и возможной ликвидации впоследствии. Опасаясь неблагоприятной экономической ситуации в текущем периоде, компании часто закрывают себе дорогу для развития в будущем.
  • Использование диверсификации, кооперации и других стратегий, позволяющих применять существующие ресурсы в разных проектах.
  • Привлечение инвестиционного капитала и других механизмов стороннего финансирования. Даже приватизация способна открыть пути повышения эффективности деятельности предприятия.

Все эти факторы приводят не только к росту экономической, но и управленческой эффективности. Чтобы отслеживать результативность проводимой работы, следует наметить сроки контроля и показатели, которые будут проверяться.

Отдельно остановимся на факторе оздоровления сотрудников — по той причине, что немногие работодатели пока что уделяют этому должное внимание. Между тем забота о коллективе напрямую отражается на прибыли компании. Например, согласно исследованию, проведённому в рамках проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций», курящий сотрудник тратит на перекуры 330 рабочих (!) часов в год. Если его зарплата составляет 50 000 рублей в месяц, то выходит, что за год компания теряет до 100 000 рублей на оплату труда плюс порядка 40 000 рублей на налогах и социальных взносах; плюс затрата на больничные, которые курящие, по статистике, берут чаще. А если зарплата сотрудника выше, то и расходов ещё больше. А если таких сотрудников в компании десятки, сотни?

С целью устранения этой лишней статьи расходов и повышения эффективности курящих работников можно посоветовать компаниям . (По ссылке вы найдёте калькулятор, с помощью которого сможете вычислить, какую сумму сэкономит ваша компания, если сотрудники бросят курить.)

С чего нужно начинать?

Чтобы понять, какие работы нужно провести, чтобы повысить эффективность производства, следует провести тщательный анализ. У руководителя компании должно быть обоснование для будущих управленческих решений, поэтому требуется:

  • собрать статистику за предыдущие годы по выпуску продукции, её продажам, количеству сотрудников в штате, фонду оплаты труда, рентабельности и т. д.;
  • узнать среднеотраслевые показатели или показатели конкурентов;
  • провести сравнение экономической результативности предприятия и других участников рынка;
  • в зависимости от того, какой показатель больше отстаёт, провести анализ факторов, который привёл к такому результату;
  • определить ответственных лиц за разработку мероприятий, которые должны изменить ситуацию, и сроки для достижения новых показателей.

Не исключено, что руководству придётся принять множество решений в отношении себя. Например, преобразовать функции и , распределение обязанностей, объём делегируемых полномочий, методы работы с персоналом и передачи информации внутри компании.

Что может мешать повышению эффективности?

Даже если руководство видит смысл в изменениях, которые должны привести к повышению эффективности компании, результатов может не быть. Как ни странно, проблемы заключаются в психологическом восприятии управленческих изменений, а также в их юридическом сопровождении.

Например, внедрение новых технологий и установка оборудования почти всегда приводит к сокращению персонала. Естественно, что сотрудники предприятия не захотят остаться без работы. Их задачей является максимальная отсрочка подобных изменений. Они могут прибегать и к экономической аргументации, говоря о том, что переустановка оборудования на какое-то время потребует прекращения работ.

С точки зрения законодательства процесс увольнения сотрудников жёстко регламентируется. Если процедуры нарушаются, предприятие обречено нести дополнительные расходы, что снижает показатели экономической деятельности.

Для того чтобы преодолеть все эти сопротивления, нужно продумывать систему оповещения сотрудников о преобразованиях, демонстрируя положительные стороны от внедрения изменений.

Дополнительные трудности могут быть связаны:

  • с недостатком финансирования или невозможностью получить доступ к инвестиционным источникам;
  • с отсутствием компетенций у сотрудников предприятия, что не позволяет реализовать намеченные планы;
  • с отсутствием системы стратегического планирования в организации и аналитики за предыдущие годы осуществления работ.

Чтобы добиться экономической эффективности, потребуется проведение системных и масштабных работ. Нельзя исключать необходимость привлечения сторонних специалистов, которые могут сэкономить время на внедрение изменений.

В целом, при грамотном подходе и применение обоснованных мер можно повысить эффективность деятельности каждого предприятия, несмотря на то, в какой ситуации и на какой стадии своего развития оно находится.

Владимир Каменецкий, Генеральный Директор и владелец ГК «СофтБаланс», Санкт-Петербург

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

  • Зачем открывать для сотрудников сведения о доходах и расходах каждого подразделения

  • Как сказываются на производительности труда сведения о зарплатах коллег
  • 
Какие возникают сложности из-за доступных данных и как их решать

  • С чего начать путь к открытости компании
  • Пример повышения эффективности персонала в компании Buffer

Поговорим о том, как повысить эффективность персонала. В моей компании нет секретов от сотрудников. Доступна вся информация, в том числе и финансовая – от прибыли конкретной сделки до моей зарплаты. Двери во все помещения прозрачны и открыты, на ключ закрываем лишь серверные и вентиляционную. Мой опыт показывает, что в таких условиях гораздо проще работать. Легко делегировать полномочия, контролировать работу, обосновывать необходимость перемен.

Выгода 1. Открытость информации о деятельности компании помогает нам свободно обсуждать любые вопросы, подключая широкий круг специалистов и не тратя время на соблюдение мер конфиденциальности.

Выгода 2.Открытость помогает более качественно обслуживать клиентов. Многие из них пользуются услугами различных департаментов нашей компании. Чтобы действия были согласованными, мы используем CRM-систему, в которой каждый специалист может мгновенно увидеть всю историю взаимоотношений с клиентом. Мы не тратим время и силы на выстраивание хитрых механизмов распределения прав доступа – информация открыта всем сотрудникам.

Выгода 3. Открытые двери в комнаты всех отделов сметают барьеры в общении между сотрудниками, а это очень важно для обмена профессиональным опытом. Так, если сроки поджимают, а задача трудная, у нас принято просто написать всем письмо: «Кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой? Подскажите, как решали». Обычно автор вопроса получает по несколько подробных ответов. Кроме того, мы ведем архив всех проектов. Конечно, сотрудники не часто его просматривают, однако, если возникает необходимость, он помогает, особенно новичкам.

  • Эффективность работы сотрудников: как провести оценку быстро

Как повысить эффективность персонала, внедрив подход открытости

Всю финансовую информацию можно увидеть в нашей корпоративной информационной системе. У всех сотрудников есть права на ее просмотр. Учитывая, что подавляющее большинство работающих у нас – специалисты по внедрению учетных систем, проблем с объяснением, где и что искать, практически не возникает.

Один из самых просматриваемых документов – отчет о доходах и расходах. В нем каждый сотрудник может увидеть, из чего сложился доход того или иного подразделения, какие были расходы, какова операционная и чистая прибыль. Считаю это очень важным: каждый работник видит, как его деятельность отражается на успехах всей компании.

При желании любой работник может легко узнать уровень дохода коллеги и понять принципы расчета. Для этого нужно открыть в корпоративной системе документ «Начисление заработной платы», выбрать нужный период и, кликнув по ссылке, перейти к файлу Excel с расчетом зарплаты. Здесь мы используем Excel, а не информационную систему специально – в этом случае все сотрудники могут быстро понять принципы расчета, выраженные в простых формулах.

Кроме того, схема расчета премиальной части зарплаты описана в регламентах. Алгоритмы во всех отделах разные. Например, в одних подразделениях процент считается от персональной выработки (валовой прибыли), в других сначала вычисляется общий премиальный фонд отдела, который потом распределяется между сотрудниками.

Информация о том, что некоторые коллеги имеют очень хороший доход, обычно оказывает на сотрудников стимулирующее действие: люди видят, что добиться высокой зарплаты реально, понимают, куда расти. У нас нет ни одного руководителя со стороны, все выросли до своих должностей внутри компании.

Карьерная лестница в нашей компании короткая и включает всего три ступени управления: руководитель проекта, руководитель отдела, руководитель департамента (фактически директор отдельного бизнеса). Но границ для профессионального роста практически нет. Если у работника есть идеи и драйв для их реализации, мы даем добро на открытие нового направления. К примеру, год назад трое сотрудников службы внутренней автоматизации создали новый отдел разработки мобильных приложений.

Сокрытие информации о заработках коллег, на мой взгляд, дает больше поводов для конфликтов и натянутых отношений. Представьте, в один прекрасный день сотрудник приезжает в офис на новом шикарном автомобиле или рассказывает, что переехал в новую квартиру. Его близкие друзья, скорее всего, знают, что ему помогли обеспеченные родители. А у других могут появиться подозрения, что коллеге слишком много платят.

  • Как с помощью нематериальной мотивации добиться высочайшей производительности

Говорит Генеральный Директор

Евгений Фролов, совладелец и Генеральный Директор компании «Высоцкий консалтинг», основатель компании «Инсайт-Альянс», Москва

Полностью согласен с тем, что для построения сплоченной команды важна прозрачность в действиях. Начните внедрять данный подход с ключевых руководителей.

Во-первых, без изменения точки зрения руководителей успешной работы с их подчиненными не получится.

Во-вторых, основные топ-менеджеры дают большую часть результатов. Начав с них, вы максимально быстро получите положительный эффект.

Вводите прозрачность терпеливо, не заставляйте разбираться в финансовых потоках, а объясните, для чего вы это делаете. Действуйте через понимание, естественное желание руководителя разобраться: «Я хочу, чтобы вы как следует понимали финансовую картину компании и могли вносить свои ценные предложения, с вашей помощью мы можем вывести компанию на новый уровень». A не через «Я сказал, что вы должны знать, откуда у нас приходят деньги и куда уходят, это обязательно».

Какие проблемы возникают в коллективе из-за открытой информации о зарплатах

Открытая информация о зарплатах периодически вызывает вопросы сотрудников и недопонимание. Для меня это сигнал, что нужно еще раз уделить внимание подчиненным: объяснить принципы расчета вознаграждения, а также вместе подумать, как можно увеличить заработок. В ряде случаев после таких бесед сотрудники принимают решения о переходе в другое подразделение, например, работники горячей линии часто становятся высокооплачиваемыми консультантами проектного отдела.

Недавно ко мне обратилась сотрудница-старожил с вопросом, почему нескольким работникам департамента обеспечения и развития не начислили годовой бонус. Сама она трудится в другом отделе, но, по ее словам, отсутствие премии сотрудники восприняли как негативную оценку их работы. В тот же день я отправил ей письмо:

  • отличное, превосходящее ожидания, выполнение текущих обязанностей;
  • успешное достижение поставленных целей;
  • вклад в совершенствование работы компании (генерацию и реализацию новых идей, подходов, методов, способствующих радикальному улучшению качества);
  • выход за границы своей должности (помощь коллегам из других подразделений, расширение стандартной зоны ответственности и пр.)».

На мой взгляд, квартальные премии достаточно объективно отражают первые два пункта: отличное выполнение своих обязанностей и успешное достижение целей. А вот те сотрудники, про которых я действительно могу сказать, что они внесли вклад в совершенствование работы компании, вышли за границы своей должности, – вот их я отметил дополнительным годовым бонусом. Однако из этого совершенно не следует, что сотрудники, не получившие годовой бонус, плохо работают! Я не хотел бы заминать этот вопрос и готов более детально пояснить свою позицию. Если ты считаешь, что по этому вопросу есть недопонимание в коллективе, давай устроим встречу».

Затем на встрече еще раз разъяснил принципы начисления премий в компании, мы наметили план, следуя которому, работники смогут получить бонус в будущем периоде.

Что дают отчеты о достижении целей

В нашей компании нет планов в классическом понимании, когда руководство спускает сотрудникам некие цифры, от достижения которых будет зависеть премия. Вместо плана мы ставим цели. Причем их формулируют сами сотрудники (если речь идет о персональных целях) или менеджеры подразделений после обсуждения со мной приоритетов развития компании.

Ежеквартально составляется два вида отчетов – отчет руководителя по итогам деятельности коммерческого подразделения и индивидуальный отчет сотрудника департамента обеспечения и развития. Отчеты пишем в свободной форме, хотя есть рекомендованный образец. Доступ к этим отчетам имеют все сотрудники компании.

Отчеты коммерческих подразделений. В них должны быть представлены не только достигнутые результаты или финансовые показатели, но и сведения о том, что было сделано для развития персонала, совершенствования операций, маркетинга. Я ввел это правило, следуя логике авторов системы сбалансированных показателей: если мы будем иметь надлежащим образом обученный и хорошо мотивированный персонал, непрерывно совершенствовать качество и эффективность операций, своевременно выяснять и удовлетворять потребности клиентов, то наши доходы будут расти, и это даст нам ресурсы для дальнейшего развития. Поэтому в отчетах пишется, например, о том, что кто-то из сотрудников сдал экзамен и получил сертификат «1С:Специалист», кто-то прошел обучение на тренинге «Телефонные продажи» и пр. В этом же отчете руководитель отдела прописывает цели на ближайший квартал.

Индивидуальные отчеты. Их готовят сотрудники обеспечивающих подразделений (отдел маркетинга, служба управления персоналом и пр.). Каждый работник должен ответить в отчете на ряд вопросов. Вот некоторые из них:

  • Какие цели были поставлены, каков результат их достижения?
  • Что было сделано для повышения качества и эффективности своего труда и работы коллег?
  • Что нового и полезного было привнесено в деятельность компании?
  • Чему сотрудник научился?
  • Что хотел бы улучшить в своей работе в следующем квартале?

По всем отчетам я или мой заместитель даем обратную связь. В режиме рецензирования кратко оцениваем, насколько согласны или не согласны с указанным результатом, пишем комментарии, при необходимости уточняем формулировку целей на следующий квартал, расставляем приоритеты.

Более оперативная информация о деятельности компании собирается в ежемесячном дайджесте, который мы рассылаем всем сотрудникам в последний рабочий день каждого месяца. Начинается он новостями о наших подшефных (интернат) и нашей помощи им, далее идут рассказы о наиболее ярких событиях отделов и компании в целом. Завершается дайджест ссылками на 5–10 интересных статей, найденных сотрудниками в Интернете. Например: «Перерыв в работе. Как правильно его использовать?», «Пять простых советов по вводу текстов на сенсорных экранах» и др. Информацию готовят руководители или ключевые сотрудники отделов. Копирайтер все собирает, красиво оформляет, добавляет фотографии и ссылки. Предварительную версию дайджеста проверяю я и мой заместитель. При необходимости мы дополняем его или, например, рекомендуем копирайтеру сделать на том или ином событии бо льший акцент.

  • Внедрение системы сбалансированных показателей: все о Balanced Scorecard
  • l&g t;

    Как сделать свою компанию открытой и повысить эффективность труда персонала

    Если вся корпоративная информация общедоступна, нет поводов для слухов и сплетен и энергия не тратится зря на беспричинные страхи. К тому же, когда все у всех как на ладони, приходится всегда быть в тонусе (см. также в конце статьи).

    Конечно, может случиться, что работник передаст ту или иную информацию конкурентам, однако у нас за 20 лет такой инцидент произошел лишь раз. Сотрудница сообщила им цены, которые были указаны в выставленных нами счетах. Мы об этом узнали от клиентов: конкуренты предложили им купить то, что предлагаем мы, но на 1–2% дешевле. Однако опыт работы с нашей компанией оказалась для клиентов важнее скидки. Когда все вскрылось, сотрудница уволилась сама.

    Тем не менее, если ваша компания решит пойти по нашему пути, я рекомендую придерживаться следующих правил.

  1. Начните наводить порядок в управленческом учете. Делиться недостоверными данными нет смысла. Информационная система должна работать в первую очередь на руководителей компании и ее сотрудников, а не на налоговую инспекцию.
  2. Далее стоит наладить процесс информирования персонала об основных итогах деятельности компании. Советую сначала ознакомить сотрудников с нефинансовыми показателями: что сделано в области развития персонала, какие приняты меры по привлечению клиентов, повышению качества. Раскройте планы на будущие периоды, пригласите сотрудников к обсуждению стоящих перед компанией целей. Но не стоит обходить стороной и финансовые показатели. Если Вы не готовы сразу раскрывать размер чистой прибыли, поделитесь с сотрудниками анализом валовой прибыли в разрезе товарных групп, центров финансовой ответственности.
  3. Сформулируйте правила распределения валовой прибыли внутри подразделений. Определите, какая часть идет на ФОТ, какая – на развитие направлений, какая остается в компании. Установленный порядок нужно закрепить в регламенте. Одновременно с этим определите правила расчета зарплаты. Это сложный процесс, требующий времени. В результате в компании не должно остаться ни одного сотрудника (включая Генерального Директора и собственника), зарплата которого считалась бы по формуле «просто мы так договорились». Правила распределения прибыли и расчета зарплаты Вам нужно в первую очередь представить руководителям подразделений. После того как вы убедитесь, что схема понятна и принята начальниками отделов, можно ознакомить с ней весь коллектив. Не удивляйтесь тому, что к этому моменту большинство уже будет знать о принципах расчета зарплаты коллег.
  4. Определите, с какой регулярностью вы будете передавать сотрудникам информацию. Это зависит от размера компании. Например, когда нас было 10 человек, все было и так на виду. Когда стало больше 40, я проводил собрания ежемесячно. Сейчас, когда нас 250 человек, об итогах работы я подробно рассказываю сотрудникам раз в год на общем собрании. А результаты работы за квартал выкладываются в электронном виде в общем доступе.
  5. Главный фактор успеха – ваша личная заинтересованность и активное участие. Проект «Открытость» должен быть вашим на 100%.

Временные затраты на повышение работоспособности персонала

Если ваша информационная система дает достоверную, оперативную и понятную информацию о результатах деятельности, сроки перехода к открытости зависят от размера компании. Рискну предположить, что здесь работает следующая эмпирическая формула:

Количество месяцев = Число сотрудников: 20.

То есть компания из 20 сотрудников может уложиться и в один месяц. А предприятию с тысячью работников может потребоваться несколько лет, так как должны пройти значительные изменения в корпоративной культуре.

Полная открытость: опыт зарубежной компании Buffer

В компании Buffer открыта вся информация:

На зарплату сотрудников влияют 5 факторов:

  • тип работы. В частности, у нас различается зарплата для службы поддержки, инженеров, дизайнеров, руководителей и пр.;
  • ранг. Зарплата зависит от уровня должности – 5-20% к базовому окладу. Утверждается и фиксированная премия, которая зависит от выручки компании;
  • опыт – для профессионала коэффициент 1.3., для новичка 1;
  • территориальное нахождение сотрудников. Наличие и размер прибавки зависит от конкретного города работы сотрудника;
  • участие сотрудника в бизнесе. В частности, работник может выступать акционером компании либо получать вместо этого ежегодную прибавку $10 тыс.

Владимир Каменецкий окончил кафедру прикладной математики Санкт-Петербургского политехнического института. В 1993 году, учась на четвертом курсе, основал компанию «СофтБаланс». Кроме того, окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «управление маркетингом» и курс «Управление предприятием» в Высшей школе экономики. В 2008 году получил степень MBA в Открытой школе бизнеса.


ГК «СофтБаланс»

Сфера деятельности: системная интеграция и разработка программного обеспечения

Численность персонала: 250

Валовая прибыль: 316 млн руб.
Подписчик электронной версии журнала «Генеральный Директор»: с 2014 года

ООО «Высоцкий консалтинг»
Сфера деятельности: консалтинг в области управления бизнесом
Численность персонала: 100 сотрудников
Годовой оборот: 190 млн руб.

16.02.2015 11:36:35

Любой современный руководитель стремится добиться роста и развития своего предприятия. Для достижения поставленной цели, ему нужен грамотный, квалифицированный персонал, полностью соответствующий занимаемой должности по своим профессиональным умениям и навыкам. Но, даже набрав команду профессионалов, многие не раз задумывались над тем, как еще больше увеличить производительность труда и эффективность работы сотрудников.

Стремясь к этому, у любого руководителя есть опасность оказаться под влиянием мифов об эффективной работе персонала. Во-первых, многие считают, что достичь поставленной цели легко можно не прибегая к методам мотивирования и поощрения. Во-вторых, у руководителя крупной раскрученной компании, может сложиться представление о том, что работать здесь мечтает каждый, а условия труда и оплата будут уже второстепенны. Третий миф - это уверенность в том, что любой сотрудник чувствует себя просто обязанным компании, принявшей его на работу, а значит, будет ей безоговорочно предан. И, наконец, четвертое заблуждение будет в том, что можно легко имитировать заботу о своих сотрудниках. Руководители, находящиеся во власти этих мифов, обречены на провал в своих стремлениях повысить эффективность работы сотрудников.

Как увеличить эффективность персонала?

Для того чтобы повысить эффективность работы персонала, необходимо осуществить некоторые усилия со стороны самой компании в лице руководства. Во-первых, нужна мотивация. Хорошо для начала разъяснить сотрудникам, что именно от качества их труда зависят доходы компании, а значит и их личный доход тоже. Для такого рода мотивации есть премии. Поставьте размер премии в зависимость от результата работы отдела или же компании в целом. Второй важный фактор в процессе повышения эффективности работы - соцпакет. Включите в него дополнительные возможности, которые на практике реально сможете реализовать, и ваши сотрудники будут действительно благодарны организации, а значит, будут держаться за свое рабочее место и стремиться качественно выполнять работу.

Как способы повышения эффективности труда могут быть использованы и следующие приемы. У каждого сотрудника должен быть четко определен его функционал и ожидаемые от него результаты, а так же критерии оценки эффективности труда. Четко зная ожидания руководства, сотрудник будет лучше справляться с поставленной задачей, чем, если он будет пребывать в постоянном неведении от того, какую реакцию на труд ему ожидать. Не забывайте, что важным моментом в управлении персоналом является возможность общения с руководством. Не увеличивайте искусственно дистанцию со своими подчиненными. Возможность открыто задавать вопросы и получать ответы от непосредственного руководителя также пойдет на пользу. Сотрудник, активно участвующий в жизни предприятия, чье мнение интересно руководству, будет больше мотивирован на успех не только личный, но и всей фирмы в целом. И, конечно, не забывайте о благодарности за личные успехи и достижения своих сотрудников.

Еще один момент, который порой остается за кадром - это условия труда работников. Этот механизм также можно использовать для достижения поставленной задачи. Чтобы работники трудились эффективно и продуктивно, создайте максимально удобные и комфортные условия труда. Многие компании приходят к необходимости создания зоны для дневного чая или кофе своих сотрудников. Конечно, есть риск, что некоторые работники будут слишком долго пребывать там, но будет и ряд позитивных моментов. Сотрудники смогут несколько расслабиться и отдохнуть в неформальной обстановке. Это сплотит коллектив. А за обсуждением каких-либо текущих рабочих вопросов может неожиданно прийти единственно верное решение, которое в одиночку сидя за рабочим столом, сложно было бы придумать. Не запрещайте сотрудникам размещать фотографии своих родных на рабочем месте. Семья для человека всегда будет важнее работы. Напротив, проявив интерес и заботу о близких, вы получите более лояльного к компании сотрудника. Не перегружайте офисную жизнь лишними ритуалами и традициями (как прослушивание в начале рабочего дня гимна компании).

Руководитель должен прийти к тому, что главная цель контроля - полученный результат, а не занятость сотрудника во время рабочего дня. Не нужно ловить своих рабочих за каждой выпитой в течение дня чашки чая. Лучше уделите больше времени на проделанные им результаты труда. И в случае недоработки, укажите на них. Не нужно также перебарщивать со всевозможными штрафными санкциями и наказаниями. Руководителя не должны бояться, его должны уважать. Тогда и результат труда в такой компании будет выше и пользы от работы сотрудника больше. Ну и конечно, уважая своих подчиненных, будучи максимально честными с ними, вы создадите такие условия, что сотрудники будут дорожить работой в вашей фирме. А значит, сделают максимально эффективным свой труд для компании.