Девочка и лев. Девочка и лев (сборник)

Рот закрыла, не моргаю,
Стулья не отодвигаю.
Загорелся яркий свет.
Только птички что-то нет.

Душит смех, от света жарко,
Больно щиплется Тамарка,
Разыгрался аппетит -
Птичка так и не летит.

Тяжело сниматься
Девять на двенадцать!

Твой друг

Есть у тебя хороший друг.
Надёжней друга нет.
Спроси про север и про юг.
Про то, что у тебя вокруг, -
На всё он даст ответ.

Его теперь благодарят
Колхозник и поэт,
Учёный, знатный горновой,
Артист и лётчик боевой…

Надёжный друг -
Учитель твой!

Ты помнишь, как пришёл он в класс?
Решили все: суров!
Но сколько он нашёл для вас
Простых, понятных слов!

Тебе за партой одному
Задачу объяснял,
Помог соседу твоему
И драчунов разнял.

А помнишь, вас повёл в поход
С утра, в седьмом часу?
Какая птица как поёт.
Рассказывал в лесу.

Осенний вечер наступил,
Ты лёг уже в постель.
…Учитель только что раскрыл
Тяжёлый свой портфель.

Ты крепко-крепко спишь сейчас,
Ты нагляделся снов.
А он, под лампою склонясь,
Похвалит: "Пять" на этот раз,
Серёжа Иванов!"

Хороших вырастил ребят
Твой друг за много лет.

Осень

Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стёкла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.

Воет, воет
За окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.

Руки тянутся к теплу,
Стёкла запотели.
На стене
И на полу
Заплясали тени.

Собирайтесь у меня
Слушать сказку
У огня!

Октябрь

Жёлтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.

Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится нет-нет
Криком журавлиным.

Девочка и лев

Песенка в лесу

Гуляла девочка в лесу
Погожим утром ранним.
Сбивала прутиком росу
На ягодной поляне,

Венки пахучие плела
Да землянику ела…
Гуляла девочка в лесу
И потихоньку пела:

"Свети нам, солнышко, свети!
Легко с тобой живётся.
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.

От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо -
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.

Послушай песенку мою:
Свети с утра до ночи!
А я ещё тебе спою,
пою, когда захочешь…"

Вертлявый зяблик из гнезда
Головку тотчас свесил.
Кто-кто, а зяблики – куда
Охотники до песен!

Певун дослушал до конца,
Встряхнулся хлопотливо
И залился, и залился
С высоким переливом:

– Эй, слушай все, кто есть в лесу,
Я песню новую несу!

"Свети нам, солнышко, свети,
С тобой встаём мы рано.
Высоко, песенка, взлети
Над лесом, над поляной.

С утра я солнце стерегу -
Я петь в потёмках не могу".

"Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки.
На ярком солнце у ежей
Быстрей растут колючки".

За дядей оба малыша,
Носами чёрными дыша,
Пропели песню снова.

Стучится песенка чуть свет
В дома лесных соседей.
За песней ёжиковой вслед
Раздался рёв медведя:

"Све-ти нам, сол-ны-шко.
Люблю,
Когда ты светишь шибко.
Легко под солнцем я ловлю
В воде прозрачной рыбку.

С утра пораньше нас буди -
Пойдём за рыбой свежей.
Не то проспит, того гляди.
Семья моя медвежья!"

А ближе к вечеру – бобёр
Бобрятам мягкой лапой
Глазёнки сонные протёр.
– Куда так рано, папа?

– Мне нынче зяблик у пруда
Пел песенку на ветке.
Ох, дайте вспомнить… Вот беда.
Забывчив стал я, детки!

"Свети нам, солнышко, свети
Над речкою высоко.
Кору древесную налей
Тягучим сладким соком.

Пускай не любим мы жары,
Милее нам прохлада,
Но чем зимою без коры
Прокормятся бобрята?.."

И в самом деле, без коры
Не проживут зимой бобры.

А рядом, в тинистом пруду.
Уставясь друг на дружку,
У старой цапли на виду
Расквакались лягушки:

"Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка – ква, ква. -
Лягушка изредка – ква, ква -
Погреться любит тоже!"

Роса ложится на траву.
В лесу вечернем тихо.
Чу, журавлёнку своему
Курлычет журавлиха:

Зимой тоскуют журавли
И лета не дождутся -
Скорей бы из чужой земли
В зелёный лес вернуться…"

Над лесом месяц проглянул
И выплыл понемногу.
Под песню мамину уснул
Сыночек длинноногий.

…Ночь незаметно подошла.
Спускаются туманы.
Роса прохладная легла
На тёмные поляны.

Спят на болоте журавли,
Ежат угомонили.
Лишь гулко ухает вдали
Ночной разбойник – филин.

Закрылись чашечки цветов.
Деревья спят и птицы.
Но встанет солнце – и готов
Весь лес стряхнуть росу с кустов,
Ожить и распуститься.

…Гуляла девочка в лесу
Погожим утром ранним,
Сбивала прутиком росу
На ягодной поляне,

Венки пахучие плела
Да землянику ела…
Гуляла девочка в лесу
И всю дорогу пела.

Глядит, далёко забрела,
Да и устала малость.
Пора. И девочка ушла.
А песенка осталась.

Листва и звонкий ручеёк.
Что падает на камень,
Поют по-своему её
С лесными ветерками.

А там и травы и цветы
Услышат – отзовутся…
Пришлась бы песня по душе,
А голоса найдутся.

Случится, в солнечный денёк
Ты в лес уйдёшь поглуше -
Присядь попробуй на пенёк,
Не торопись. Послушай.

…Шумит листва.
Шуршит трава.
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва.
Спеша на свет пробиться.

Как будто всё поёт вокруг
Про солнце в поднебесье…
Послушай, маленький мой друг,
Не та ли это песня?

Девочка и лев

Что случилось в городе?
Куда пропали дети?

Не галдят.
Не поют,
Стёкла мячиком
Не бьют.

Позабыли дети
Обо всём на свете,

ПОТОМУ ЧТО

В цирке, над кассой,
Висит объявленье:

СПЕШИТЕ!
ВСЕГО ЛИШЬ
ОДНО ПРЕДСТАВЛЕНЬЕ!
СВОИМИ ТРЮКАМИ,
НЕМЫСЛИМЫМИ ШТУКАМИ
АРЕНЫ МИРА ПОКОРИЛ
АФРИКАНСКИЙ ЛЕВ
КИРИЛЛ!

Значит, надо торопиться.
В кассу очередь толпится -
Триста
Тридцать
Три руки
Крепко сжали
Пятаки.

Вдруг
Скрипнула дверь.
Может, выглянет зверь?
Интересно, какой?
Ой!

На цыпочках
Заплаканный
Выходит
УКРОТИТЕЛЬ:

– Дети, не шумите,
Прошу вас, прекратите!

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Яков Аким
Девочка и лев (сборник)

О вашем друге

Вы прочитали большой сборник избранных произведений Якова Лазаревича Акима. Здесь всё лучшее, что он написал за тридцать лет работы в детской литературе.

Стихи, как и любое творчество, не могут пройти мимо судьбы их автора. А судьба у Якова Акима была непростая, как и у всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной войной.

Писатель родился 15 декабря 1923 года в старинном русском городе Галиче Костромской области. Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе. Выпускал школьную стенную газету, играл в драмкружке. Был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы.

Весной 1941 года комсомолец Яков Аким закончил девятый класс и поехал вожатым в подмосковный пионерский лагерь.

Через три дня началась Великая Отечественная война.

Осенью 1942 года, после окончания военной школы связистов, в составе 85-го гвардейского миномётного Московского комсомольского полка Я. Аким отправляется сначала на Воронежский, а потом на Донской-Сталинградский фронт.

…Только в 1946 году снял сержант Аким военную форму. Но и после победы, как и в дни войны, советских людей выручало и поддерживало мужественное товарищество, настоящая дружба. Может быть, поэтому в стихотворениях Якова Акима чаще всего встречаются слова «друг», «дружба», «товарищ».

В 1950 году в журнале «Пионер» публикуется первое стихотворение поэта «Дождик», а в 1954 году выходит первый сборник его стихотворений «Всегда готовы!». С тех пор Я. Аким опубликовал много поэтических книг. Они переведены на языки народов СССР и зарубежных стран.

Яков Лазаревич Аким часто встречается с читателями в школах, библиотеках, Домах пионеров, пионерских лагерях. Однажды на литературном вечере он получил такую записку: «Я взрослая, но меня часто называют ребёнком (это не надо читать вслух). Ответьте, что Вам больше всего нравится в детях и что бы Вы хотели взять у них для своего характера?»

Аким прочёл записку и сказал:

– Не взять, а оставить!

Понимаете, что это значит?

Если писатель способен сохранить в себе детство, он настоящий детский писатель. Вот, думаю, почему читателям нравятся звонкие и озорные, ласковые и грустные стихотворения и переводы из книг Якова Акима. Поэт любит писать и сказки. Умение фантазировать, придумывать удивительное – тоже роднит писателей и детей.

«Хорошо помню, как был маленьким, – говорит поэт, – и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать».

В одном стихотворении Якова Акима есть строчки:


Стихи мои как письма:
Им нужен адресат.

К любому своему произведению поэт относится как к личному письму, письму к другу. Вот и книгу свою он назвал «Пишу тебе письмо». Это письмо каждому из вас, правдивое и сердечное.


Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Многие поэты, создающие произведения для детей на языках народов СССР, любят, чтобы на русский язык их книжки переводил Яков Аким. В книге «Пишу тебе письмо» вы найдёте переводы с самых различных языков, будто побываете у друзей поэта в советских республиках и даже за рубежом. География дружбы Якова Акима богата, любопытна и красочна.

За свои переводы он награждён международным Почётным дипломом имени датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Яков Аким поэт лёгкий для читателя и трудный – для себя. Стихи у него складываются медленно, зато живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.

Герои произведений поэта не только дети, но и взрослые. Есть у Якова Акима дорогая ему повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Герои сказки – Ленточка, Мультик, Понимальчик, Фок, Ушастик – растут рядом с учителем, вместе с учителем. После опубликования этой сказки многие дети в письмах серьёзно предлагали: «Пусть бы и наша школа была разноцветной хоть раз в неделю…» Ребята читают книгу, а думают-то о своей школе, о своих товарищах и учителях.

Давно известно – дети не любят, когда их пытаются воспитывать «по вторникам и пятницам», как это делала вежливая старушка в повести-сказке про разноцветную школу. Настоящее уважение ребят завоёвывают те их старшие товарищи, взрослые, которые вдумчиво и бережно передают растущему человеку свой жизненный опыт, душевное тепло свою любовь к людям. Именно таким и должен быть детский писатель. Он делит со своими читателями ответственность за всё, что происходит вокруг.

Яков Аким достойно несёт эту добрую традицию советской литературы для детей.

Владимир Александров

Мой верный чиж

Улица


Я родился на зелёной улице.
В деревянном тихом городке.
А по улице гуляла курица,
И коза паслась невдалеке.

Там, за окнами, чернела осенью
От колёс тележных колея,
А зимой скрипучими полозьями
Распевала улица моя.

Я гляжу на лошадей распаренных,
На подрагивающую дугу -
Рукавицы в руки, ноги в валенки,
И к дверям, на улицу бегу.

Мимо занесённых палисадников
За санями весело бежать,
И возница, бородатый дяденька,
Может, даст мне вожжи подержать.

Моя родня


Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка

Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня.
Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра
Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.

Кто кому кто?


– Бабушка, бабушка, я чья дочка?
– Ты Федина дочь, моего сыночка.
– Мой папа большой, а совсем не сыночек!
– Сыночек. Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
– Да разве у дочки мы были? У тёти!
– Тётю твою я в люльке качала…
– Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
– Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься… Хитрое дело…
– Бабушка, что-то у нас пригорело!
– Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало!

Мужчина в доме


Папа на аэродроме
Мне сказал:
– Четыре дня
Будешь ты мужчиной в доме,
Остаёшься за меня.

Покатился самолёт.
Папа вырулил на взлёт.

Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь.
Усадил за стол домашних,
Произнёс такую речь.

– Бабушка, – сказал я строго,
Бегаешь через дорогу.
Знает каждый пешеход:
Есть подземный переход!

Всем приказ: на небе тучи,
Значит, берегись дождя.
Для зонтов, на всякий случай,
Забиваю два гвоздя.

– Ухмыляешься некстати,-
Пальцем погрозил я Кате.-
Вот что, старшая сестра,
Мой посуду, будь добра.

– Мама, ну, а ты не очень,
е грусти и не скучай.
А уходишь, между прочим,
Газ на кухне выключай!

Я маленьким был


Я маленьким был,
Хотя и давно.
Помню, как с мамой
Ходил в кино.
Как во дворе
Мы играли в прятки,
Как лошадей рисовал
В тетрадке.
Помню пожар
На соседнем углу,
Помню, как дворник
Искал метлу.

Но как я ревел,
Приходя к врачу,
Не помню.
И вспоминать не хочу.

Яблоко


Яблоко спелое, красное, сладкое.
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Жадина


Кто держит
Конфету свою
В кулаке.
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке.

Кто, выйдя во двор.
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве -
ло -
си -
педе,
Кто мелом.
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится -

Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!

Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я
Жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины
Друга хорошего.
Даже приятелем
Не назовёшь его.

Поэтому -
Честно, ребята, скажу
С жадными
Я никогда
Не дружу!

Разноцветные дома


Нарисую дом зелёный
Под еловой крышей -
Сколько хочешь шишек
Будет белке рыжей.

А потом, а потом
Нарисую синий дом,
Комнат в доме много -
Все для осьминога.

Белый нарисую дом
С толстым ледяным стеклом:
Радуйтесь, соседи -
Зайцы да медведи!

Без окошек чёрный дом.
Запертые двери.
Отсыпайтесь, совы, днём
И ночные звери.

Напоследок красный дом,
Расписные стёкла.
Пусть живёт матрёшка в нём,
Красная, как свёкла.

Моя собака


– Умеет петь моя собака.
Не верите? Волчок поёт!
– Ну ты и выдумщик, однако.
– Поёт и песни узнаёт!

– Послушать бы…
– Да в том и штука,

При посторонних он ни звука,
Мы только с ним одни поём.
Когда останемся вдвоём.

Разок бы кто-нибудь услышал,
Как мы поём наедине!
Пусть на пластинку нас запишут,
И весь народ поверит мне.

Слово «друг»


Когда ещё никто
Не знал ни слова -
Ни «здравствуйте»,
Ни «солнце»,
Ни «корова»,-
Соседям
Древний человек привык
Показывать кулак
Или язык
И корчить рожи
(Что одно и то же).

Но словом стал
Гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо,
Умнее руки,
И человек
Придумал
Слово ДРУГ.
Стал друга ждать
И тосковать в разлуке.

Ему спасибо
За друзей моих.
Как жил бы я,
Что делал бы без них?

Друзей -
Людей, которых я люблю,-
Я никогда
Ничем
Не оскорблю.
Не для того
Наш предок шёл сквозь мрак.
Чтоб, встретив друга,
Я кричал: «Дурак!»,

Показывал язык
Или кулак
И корчил рожи
(Что одно и то же)

А злое слово
Я приберегу -
Пускай оно
Достанется врагу!

– Что ж, – сказал я, – до свиданья!
– Ну, – сказал Егор, – пока!

За окном стемнеет скоро,
Пролетают поезда.
Неужели я Егора
Не увижу никогда?

Егор


В скором поезде мы едем,
Поезд мчит во весь опор.
В гости я пошёл к соседям,
Говорю:
– Привет, Егор!

Мы ещё вчера с Егором
Из-за марки подрались,
А потом запели хором,
А сегодня обнялись.

Мне рассказывал Егорка,
Как в пещеру он залез
И про то, что Лисьей Горкой
В их селе зовётся лес.
Стали мы по коридору
От окна к окну бродить.
Но уже кричат Егору:
– Где ты? Надо выходить!

На потёртом чемодане
Руку сжала мне рука.

Бельчонок


У гармониста Вани
Ручной бельчонок жил.
Он прыгал на диване,
С котятами дружил.

По комнате носился,
Шарахался волчком
И с потолка косился
На миску с молоком.

Пришёл с работы Ваня -
Жилец его исчез.
В шкафу искал, в чулане
Удрал бельчонок в лес.

Иван глядит в окошко:
Разлука нелегка.
Достал свою гармошку
И растянул меха.
Но как-то сипло, дышит
Певучая гармонь,
И вдруг оттуда рыжий
Взвивается огонь!

Бельчонок! Ну и комик!
В мехах прогрыз дупло,
Решив, что это домик,
Где тихо и тепло.

Старый вяз


Его я долго мастерил
И снаряжал в полёт -
Фанеру лобзиком пилил
И клей особенный варил,
Чтобы по-птичьи он парил,
Мой быстрый вертолёт.

Никто не знал
До этих нор,
И этот день настал.
Я вынес вертолёт во двор,
Приятелей позвал.

Катушку сжал
И за шнурок
Я дёрнул что есть сил -
Мой вертолёт,
Как ветерок,
Над головами взмыл.

Стал двор не двор -
Аэродром.
– Ура! Ура! – кричу
И в вертолёте
Над двором
Как будто бы лечу.

Вдруг вертолёт
Метнулся вниз,
На ветке дерева повис.

А дерево – столетний вяз
Перед крыльцом моим,
Ещё мой дедушка не раз
В тени лежал под ним.

Галдят мальчишки:
– Погоди,

Достанем,
Только подсади!

Но ветви старые скрипят,
Не выдержат они ребят.

– Давай подсаживай! Залазь! -
Торопятся друзья.
Нет, думаю, сломают вяз.
– Нет, – говорю, – нельзя.

…А ночью выпал мягкий снег
И вертолёт укрыл,
И он теперь, как человек,
Под одеялом был.

Стою я утром у окна
И думаю: придёт весна,
И ветра тёплая волна
Деревья всколыхнёт.

Стряхнёт снежинки старый вяз,
Он друга мне сберёг и спас,
Он осторожно мне отдаст
Мой быстрый вертолёт.

Наша планета
Про ослика


На улице московской
Зацокали копытца.
Повсюду удивлённые,
Смеющиеся лица:

«Ослик! Ослик!
Поглядите, ослик!»

Но я-то с этим осликом
первый год знаком,
Он возит на тележке
Бидоны с молоком.

Ослик? Ослик.
Ну конечно, ослик.

Его, к великой радости
Московской детворы,
Прислали для детсадовцев
Из жаркой Бухары.

Ослик! Ослик!
Настоящий ослик!

И вот по перекрёстку он,
Не глядя на запрет,
Упрямо и задумчиво
Бредёт на красный свет.

Ослик! Ослик!
Вот упрямый ослик!

Друг


Друг уехал далеко.
Мне без друга нелегко.

День прошёл,
Потом неделя.
Три недели
Пролетели.
Летом – дождь,
Зимою – вьюга.
Очень скучно мне
Без друга.
Скоро год пройдёт.

Больше я не усижу.
Жить без друга не могу.
Щётку с мылом уложу
И на станцию сбегу.

По полю
Да но лесу
К утреннему
Поезду.

Скорый поезд
«Тук-тук,
Где ты, где ты,
Друг-друг?»
Скорый
Медленно ползёт -
Пересяду
В самолёт.

Я лечу,
Я кричу,
Я ною на лету:
«Быстрый „ТУ“,
Сильный «ТУ»,
Набирай высоту!»

Сели.
А-Э-РО-ВО-КЗАЛ.
(Слово очень длинное!)
Пробегаю через зал,
Прыгаю в машину я.

Красный свет.
Терпенья нет!
Дайте мне
Зелёный свет!

Стоп, машина.
Вот он, дом
С голубым окошком.
Загляну в окошко,
Отдышусь немножко.

Вытру ноги
На пороге,
Громко в двери постучу.
– Открывай скорей! – кричу.
Вышел друг,
А я молчу.

Я спешил к нему пешком,
Я бежал к нему бегом,
В поезде качался,
На машине мчался,
Даже по небу летел -
Я сказать ему хотел.
Столько я сказать хотел…
Всё забыл!

Всех угостил!


Васю с утра в зоопарк провожали,
Бабушка с мамой его снаряжали:
«Яблоко с булкой – тебе на обед,
Деньги – на вход и трамвайный билет».

Было в трамвае и тесно и жарко.
он опустел у ворот зоопарка.
Около кассы толпится народ,
Вася билет у кассирши берёт.

Издали Вася увидел мартышку,
За ней мартышонок гонялся вприпрыжку.
– Здравствуйте! – Вася мартышкам кивнул
И красное яблоко им протянул.

Рядом – лошадка кургузая, пони.
Серенький пони в зелёной попоне.
Вася лошадку ту навестил
И маминой булкой её угостил.

В просторном загоне топтались слоны.
Слонов привезли из далёкой страны.
Водою слоны поливали друг дружку…
Ну как же слонёнку не кинуть горбушку!

Важно шагает отец-пеликан,
Два сына клювастых бредут по бокам.
Вася к пруду подошёл и с ладошки
Сдул пеликанам хлебные крошки.

Как очутился у Васиных ног
Этот весёлый косматый щенок?
– Чем же, щенок, я тебя накормлю?
Постой-ка, в ларьке пирожок я куплю!

Без денег куда же уедешь в трамвае…
Но Вася ни капельки не унывает:
Звери, с которыми Вася знаком,
Тоже не ездят, а ходят пешком!

Слоны


Ночь, наверно.
В окне почернело стекло.
Скоро в школу,
А я всё не сплю,
Как назло.

С боку на бок ворочаюсь,
Жизни не рад.
– Посчитай-ка слонов,-
Мне советует брат.

Погодите, я знаю -
Для крепкого сна
Одного
Моего
Не хватает
Слона!

За шершавое ухо
Его вывожу.
Я корзину
К слоновьей спине
Привяжу.
Дно корзины
Я выстелю
Мягкой травой,
Заберусь
И зароюсь в траву
С головой.

Слон пошёл.
В тишине
Раздаются шаги
Осторожной
Тяжёлой
Слоновьей ноги.

Свет скрывая дневной,
Встали джунгли стеной,
И корзина
Качается
Вместе со мной.

Мы ушли далеко.
Я плыву высоко.
Я домой не вернусь.
Не проснусь… Не проснусь.
До утра.

Мой верный чиж


Выходит солнце из-за крыш -
И на мою кровать
Садится чиж,
Мой верный чиж:
«Чив-чив, чего,
Чего ты спишь?
Чив-чив, пора вставать,
Чив-чив!..»
И я уже не сплю,
Постель стелю,
Чижа кормлю -
В кормушку сыплю коноплю.

А он клюёт,
Своё поёт,
Мне прохлаждаться не даёт:
«Чив-чив, пей чай!
Чив-чив, пора,
Где ранец?»
За спиной!
Бегом по лестнице…
Ура!
Мой чиж летит за мной.

Я улицу перехожу.
«Не торопись, – шепчу чижу.-
А ну, летим -
Зелёный свет!»
Ребята нам кричат:
«Привет!»

Ещё минута до звонка.
Я говорю чижу:
«Пока,
Давай лети домой!»
Он делает
Прощальный круг,
Мой верный чиж,
Мой славный друг,
Приятель храбрый мой.

Я часто думаю о нём,
И он, поди, грустит.
В большую перемену, днём,
Я знаю, прилетит:
«Привет, чив-чив,
Я тут, я жив,
Давно тебя ищу!»
И я в ответ ему «чив-чив»
Тихонько просвищу
И на плечо
Позволю сесть,
Спрошу:
«Чего молчишь?»
Я рад,
Что ты на свете есть,
Мой друг,
Мой верный чиж!

Луна


Откинув оконную штору,
В вечернее небо взгляну
На жёлтые впадины, горы -
Манящую с детства Луну.

К её затаённому свету,
Кружась в метеорной пыли,
Летят корабли и ракеты,
Посланцы далёкой Земли.

Мы сможем – не в сказке,
не в книжке
На лунные скалы шагнуть!..
первые люди – мальчишки
Уже собираются в путь.

Мама


Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «МАМА».

Мой брат миша


Ох, до чего ж он рыжий,
Мой новый братик Миша!

И волосы – рыжие,
И ресницы – рыжие,
Проснусь – и сразу весело,
Когда его увижу я.

Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я!

Я прыгаю – он прыгает,
Ем кашу – кашу ест,
Я съел тарелку мигом -
И он в один присест.

Я Мишу не обижу,
Ничем не обделю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.

Звезда


Какой это был незапамятный век,
В каком это было году,
Когда, в небеса поглядев, человек
Впервые увидел звезду…

С тех пор человечество к звёздам влекло,
Манил их загадочный свет,
К нему прорывались мотор и крыло,
Ракета, упряжка ракет.

Спешит вереница земных кораблей
К Венере и лунным горам,
И путь от звезды октябрятской твоей
Протянется к звёздным мирам.

Когда-нибудь вспомнишь, скользя в небесах,
Село своё, школу в саду
И снежное поле, где заяц-русак
Глазами косит на звезду.

Пишу тебе письмо


…А листок в конверте чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек -
С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.

Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила -
Просто перышко вложи,
Что синица обронила.

Первый снег


Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег! Первый снег!

Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится.
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,

Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.

Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

В лесу


Вьюги, вьюги на земле
Взвились, завертели.
Снегу, снегу в феврале
Намели метели!

Опустел холодный лес,
Замер понемногу.
Кто в норе, а кто залез
В зимнюю берлогу.

Снится мишкам молодым
Мёд, душистый, свежий.
Отощала без еды
Вся семья медвежья!

Скучно зверю в холода.
Вьёт пурга до ночи.
Даже белка из гнезда
Вылезать не хочет.

Но взгляни на тот бугор!
Чуть земли касаясь,
Мчит сюда во весь опор
Быстроногий заяц.

Стойку сделал под кустом
И на лес косится:
Не вильнёт ли где хвостом
Рыжая лисица.

Сдвинул зайка белый ус,
Ставит уши строже…
Он, ребята, ведь не трус,
Просто – осторожен.

Ледоход


Половодье, ледоход,
По реке изба плывёт.

В воскресенье разлилась
Наша речка грозная -
Сорвалась и понеслась
Мельница колхозная.

Ходко мельница плывёт,
На крыльце петух поёт.

Скачет берегом в седле
За беглянкой мельник.
Выловил в другом селе
Только в понедельник!

Март


Треплет ветер за окном
Дерево без листьев,
Воробей сидит на нём,
Перышки почистив.

Погляжу на воробья -
Весело качается!
Понимаем, он и я,
Что зима кончается.

Апрель


На реке подтаял лёд.
Набухают почки.
Значит, дочке скоро год,
День рожденья дочки.

Ты на свете прожила
До смешного мало.
Ты как следует весны
Даже не видала.

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком

Шлёпает но лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.
«Скоро, скоро быть теплу!» -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.

Тучи по небу пройдут,
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые…

Весна, весною, о весне


В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».

Склоняем вслух: «Весна, весны…»
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут «весна, весны, весне».

Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною -
У них не спросят падежи:
«Весна, весны, весною».

«Пришла ве-с-на,
Дождись ве-сны.
(Дождался, листики видны!)
Привет ве-сне,
Встречай ве-сну.
(Куда ж я руку протяну?)

Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…»
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне,
По стене слоняется,
Ничем не заслоняется.
Весна. Вот это – слово.
Весело склоняется!

Первое мая


Шумливые тёплые ветры
Весну на поля принесли.
Серёжки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели.

Речные запруды ломая.
Весенняя хлещет волна…
Да здравствует Первое мая!
Да здравствуют труд и весна!

Пусть мир торжествует на свете
И дружат народы земли,
И так же на солнышке дети
Пускают весной корабли.

Песенка из окна


Папа после работы устал
И поэтому скрипку достал.
Мы старинную песенку любим одну,
Потому что она про весну.




И земля под травою тепла».

Вот и мама с гитарой идёт,
Пусть сыграет она и споёт.
До чего ж голосистая мама моя,
Целый день её слушал бы я!

Я гармошку губную беру,
Мягкой тряпочкой пыль сотру,
Я на этой гармошке играю немножко
И даже мотив не совру.

Младший брат за мной поспешил,
Вилки звонкие разложил.
Вижу чёрный затылок да зубчики вилок.
Ой, тише, совсем оглушил!

Погляди-ка, толпа у окна -
Видно, музыка наша слышна,
Люди с ней остаются и не расстаются,
Им песенка тоже нужна:

«Ах, весна, не играй с нами в прятки!
Мы ведь знаем, что всё в порядке,
Что зелёная травка уже подросла
И земля под травою тепла».

Вы прочитали большой сборник избранных произведений Якова Лазаревича Акима. Здесь всё лучшее, что он написал за тридцать лет работы в детской литературе.

Стихи, как и любое творчество, не могут пройти мимо судьбы их автора. А судьба у Якова Акима была непростая, как и у всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной войной.

Писатель родился 15 декабря 1923 года в старинном русском городе Галиче Костромской области. Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе. Выпускал школьную стенную газету, играл в драмкружке. Был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы.

Весной 1941 года комсомолец Яков Аким закончил девятый класс и поехал вожатым в подмосковный пионерский лагерь.

Через три дня началась Великая Отечественная война.

Осенью 1942 года, после окончания военной школы связистов, в составе 85-го гвардейского миномётного Московского комсомольского полка Я. Аким отправляется сначала на Воронежский, а потом на Донской-Сталинградский фронт.

…Только в 1946 году снял сержант Аким военную форму. Но и после победы, как и в дни войны, советских людей выручало и поддерживало мужественное товарищество, настоящая дружба. Может быть, поэтому в стихотворениях Якова Акима чаще всего встречаются слова «друг», «дружба», «товарищ».

В 1950 году в журнале «Пионер» публикуется первое стихотворение поэта «Дождик», а в 1954 году выходит первый сборник его стихотворений «Всегда готовы!». С тех пор Я. Аким опубликовал много поэтических книг. Они переведены на языки народов СССР и зарубежных стран.

Яков Лазаревич Аким часто встречается с читателями в школах, библиотеках, Домах пионеров, пионерских лагерях. Однажды на литературном вечере он получил такую записку: «Я взрослая, но меня часто называют ребёнком (это не надо читать вслух). Ответьте, что Вам больше всего нравится в детях и что бы Вы хотели взять у них для своего характера?»

Аким прочёл записку и сказал:

– Не взять, а оставить!

Понимаете, что это значит?

Если писатель способен сохранить в себе детство, он настоящий детский писатель. Вот, думаю, почему читателям нравятся звонкие и озорные, ласковые и грустные стихотворения и переводы из книг Якова Акима. Поэт любит писать и сказки. Умение фантазировать, придумывать удивительное – тоже роднит писателей и детей.

«Хорошо помню, как был маленьким, – говорит поэт, – и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать».

В одном стихотворении Якова Акима есть строчки:

Стихи мои как письма:

Им нужен адресат.

К любому своему произведению поэт относится как к личному письму, письму к другу. Вот и книгу свою он назвал «Пишу тебе письмо». Это письмо каждому из вас, правдивое и сердечное.

Ты письмо моё получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

Многие поэты, создающие произведения для детей на языках народов СССР, любят, чтобы на русский язык их книжки переводил Яков Аким. В книге «Пишу тебе письмо» вы найдёте переводы с самых различных языков, будто побываете у друзей поэта в советских республиках и даже за рубежом. География дружбы Якова Акима богата, любопытна и красочна.

За свои переводы он награждён международным Почётным дипломом имени датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Яков Аким поэт лёгкий для читателя и трудный – для себя. Стихи у него складываются медленно, зато живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.

Герои произведений поэта не только дети, но и взрослые. Есть у Якова Акима дорогая ему повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Герои сказки – Ленточка, Мультик, Понимальчик, Фок, Ушастик – растут рядом с учителем, вместе с учителем. После опубликования этой сказки многие дети в письмах серьёзно предлагали: «Пусть бы и наша школа была разноцветной хоть раз в неделю…» Ребята читают книгу, а думают-то о своей школе, о своих товарищах и учителях.

Давно известно – дети не любят, когда их пытаются воспитывать «по вторникам и пятницам», как это делала вежливая старушка в повести-сказке про разноцветную школу. Настоящее уважение ребят завоёвывают те их старшие товарищи, взрослые, которые вдумчиво и бережно передают растущему человеку свой жизненный опыт, душевное тепло свою любовь к людям. Именно таким и должен быть детский писатель. Он делит со своими читателями ответственность за всё, что происходит вокруг.

Яков Аким достойно несёт эту добрую традицию советской литературы для детей.

Владимир Александров

Мой верный чиж

Я родился на зелёной улице.

В деревянном тихом городке.

А по улице гуляла курица,

И коза паслась невдалеке.

Там, за окнами, чернела осенью

От колёс тележных колея,

А зимой скрипучими полозьями

Распевала улица моя.

Я гляжу на лошадей распаренных,

На подрагивающую дугу -

Рукавицы в руки, ноги в валенки,

И к дверям, на улицу бегу.

Мимо занесённых палисадников

За санями весело бежать,

И возница, бородатый дяденька,

Может, даст мне вожжи подержать.

Моя родня

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

Девочка и лев


Что случилось в городе?
Куда пропали дети?


Не галдят.
Не поют,
Стёкла мячиком
Не бьют.


Позабыли дети
Обо всём на свете,


ПОТОМУ ЧТО


В цирке, над кассой,
Висит объявленье:


СПЕШИТЕ!
ВСЕГО ЛИШЬ
ОДНО ПРЕДСТАВЛЕНЬЕ!
СВОИМИ ТРЮКАМИ,
НЕМЫСЛИМЫМИ ШТУКАМИ
АРЕНЫ МИРА ПОКОРИЛ
АФРИКАНСКИЙ ЛЕВ
КИРИЛЛ!


Значит, надо торопиться.
В кассу очередь толпится -
Триста
Тридцать
Три руки
Крепко сжали
Пятаки.


Вдруг
Скрипнула дверь.
Может, выглянет зверь?
Интересно, какой?
Ой!


На цыпочках
Заплаканный
Выходит
УКРОТИТЕЛЬ:


– Дети, не шумите,
Прошу вас, прекратите!


Дело в том, что у льва
Разболелась голова.
Ах, невыносимо!
Лев наглотался дыма.
Сколько раз я говорил,
Чтобы сторож не курил…
Я волнуюсь, извините,
Медяками не звените,
Умоляю, не сердитесь,
Потихоньку расходитесь.


Представленье отменяется,
Касса закрывается.


Что поделать -
Разбрелась
Очередь у кассы.
Девочки и мальчики
Вспомнили про мячики,
На асфальте во дворах
Расчертили «классы».


Осталась возле цирка
Девочка одна.
Девочка недавно
Сама была больна.


Стоит, такая рыжая,
В руке скакалка.
Стоит и не уходит:
Льва ей жалко.


И ВОТ
Девочка рыжую чёлку
В дверную просунула щёлку,
Тяжёлую дверь потянула -
И внутрь прошмыгнула.


А в цирке пусто и темно,
А в цирке тишина.
Под самым куполом окно
Желтеет, как луна.


И вдруг над её головой
Такой оглушительный вой,
Что прямо трясутся поджилки
И с пола взлетают опилки.


Громадный лев
По клетке мечется,
Ревёт от боли
И не лечится.


У льва полотенце
Вокруг головы…
Очень свирепо
Болеют львы!


Заткнула девочка уши:
– Нельзя ли потише, Кирюша?


Потом
У решётки
Привстала,
Из кармана достала
И льву
Ко лбу
Приложила
Пятак,
Прохладный пятак.
ВОТ ТАК!


Ладошкой прижала покрепче
И в ухо мохнатое шепчет:


– Лев, лев, лёвушка,
Жёлтая головушка,
Успокойся,
Меня не бойся,
Не пойдём к врачу,
Я сама полечу.


Угомонился лев,
Усами повёл, присмирев,
Смотрит – рыжая головёнка.
Но не совсем как у львёнка.


Задумчиво
Лев
Зевнул
И девочке руку лизнул.


…По коридору
Кто-то бежит,
Бежит, торопится,
Пол дрожит.


Лев вздрогнул,
А девочка шепчет ему:
– Только смотри -
Никому-никому!


Тёплый пятак
В кулачке
Зажала -
И убежала.


Примчался укротитель,
С ним двое докторов:
– Скорее осмотрите,
Быстрее подлечите!


А доктора:
– Простите,
Ваш лев совсем здоров,
Практически здоров!


Дрессировщик скачет,
Смеётся, чуть не плачет,
Целует докторов:
– Мой лев здоров!
Кирилл здоров!
Совсем, совсем здоров!


Повесьте снова объявление,
Что состоится представление!

* * *


Клокочет цирк. Огни горят.
Детей полным-полно,
А клоуны-то что творят -
До чёртиков смешно!
Но разом стихло всё, едва
Директор объявил:
– Прощальные гастроли льва!
Оркестр, прошу!
КИ-РИЛЛ!!!


Грохнул трубами оркестр,
Дети повскакали с мест,
Эскимо никто не ест.


Выходит лев.
Он не сердит,
Он жмурится от света
И с удовольствием глядит
На представленье это -
На головы из темноты
И на разинутые рты.


А перед ним бумажный круг.
Бумажный круг тугой.
И чуть поодаль – тоже круг,
Натянутый, другой.


Ещё подальше – третий круг.
И кто-то факелом
Из рук
Один, другой и третий круг
Поджёг,
поджёг,
поджёг.
Лев напружинился;
И вдруг
Оркестр умолк.
ПРЫЖОК!
Сквозь три пылающих кольца!
Ребячьи ёкнули сердца…
Лев приземлился. Замер.
И цирк
обвёл
глазами.


Там, за столбом, не на виду,
В далёком боковом ряду
Мелькнула головёнка.
Похожая на львёнка.


Кирилл
К барьеру подошёл.
Нашёл он девочку,
Нашёл
Среди других детей!


Лев
пасть
в улыбке растянул,
Зелёным глазом подмигнул
И поклонился ей.

Учитель так-так и его разноцветная школа

Это сказка про учителя и про его разноцветную школу.

Учителя звали… Впрочем, нет. Он сердится, когда о его персоне говорят слишком много. Ученики разноцветной школы между собой называют учителя «Так-Так», просто потому что «так-так» любимые его словечки. Будем и мы его называть: учитель Так-Так.

Что было сначала

Сначала была поляна, обыкновенная поляна в лесу. Зелёная трава и одуванчики. Много-много одуванчиков.

Однажды утром сюда пришёл человек в белой расстёгнутой у ворота рубахе, в синих штанах и ботинках на толстой подошве. В руке человек нёс видавший виды портфель. Один замок портфеля был расстёгнут, из портфеля выглядывала чёрная лохматая собака.

Незнакомец остановился, положил портфель на траву. Собака тут же вынырнула из портфеля и уставилась на своего хозяина. А тот обошёл поляну со всех сторон, сощурил глаза под очками и определил, куда падает тень от молодых берёзок. Потом измерил своими длинными шагами поляну и сказал:

– Щётка, колышки!

Щёткой звали чёрную лохматую собаку.

Собака ткнулась мордой в раскрытый портфель, достала оттуда четыре выструганных колышка и принесла их в зубах.

Человек воткнул колышки в дёрн, от колышка к колышку протянул красный шнурок. Получилась лужайка, огороженная шнурком, а росли за оградой трава да одуванчики. Много одуванчиков.

После этого незнакомец перешагнул через красный шнурок, присел на корточки, вытянул и без того длинную шею и сильно дунул перед собой: фф-фу! Поднялся вихрь – это закружились белые звёздочки одуванчиков.

Человек выпрямился во весь рост, деловито огляделся. Теперь внутри четырехугольника, за красным шнурком, осталась только зелёная трава.

Он приложил указательный палец к переносице. Потом ещё раз глянул поверх очков на странный лужок и улыбнулся.

Это и был учитель Так-Так.

Кто будет строить школу?

– Так-так, Щётка, – сказал учитель. – Прекрасное место для школы. Теперь остаётся раздобыть учеников, которые помогут строить школу. Ищи! – приказал он собаке.

– Чего? – заворчала Щётка. Она вообще огрызалась, когда была не в настроении, совсем как человек.

– Пожалуйста, Щётка, – нагнулся к ней учитель Так-Так, – ищи, пожалуйста!

– Гав! – добродушно тявкнула Щётка. Это означало, что она отходчива, и стоит только попросить…

Учитель пристегнул поводок к Щёткиному ошейнику, Собака часто задышала, принюхалась и рванулась вперёд, не разбирая дороги.

– Щётка, куда же ты! – застонал учитель Так-Так, продираясь сквозь кусты можжевельника. – Мои штаны! Как я встречусь с учениками!

Яков Аким

Девочка и лев (сборник)

О вашем друге

Вы прочитали большой сборник избранных произведений Якова Лазаревича Акима. Здесь всё лучшее, что он написал за тридцать лет работы в детской литературе.

Стихи, как и любое творчество, не могут пройти мимо судьбы их автора. А судьба у Якова Акима была непростая, как и у всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной войной.

Писатель родился 15 декабря 1923 года в старинном русском городе Галиче Костромской области. Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе. Выпускал школьную стенную газету, играл в драмкружке. Был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы.

Весной 1941 года комсомолец Яков Аким закончил девятый класс и поехал вожатым в подмосковный пионерский лагерь.

Через три дня началась Великая Отечественная война.

Осенью 1942 года, после окончания военной школы связистов, в составе 85-го гвардейского миномётного Московского комсомольского полка Я. Аким отправляется сначала на Воронежский, а потом на Донской-Сталинградский фронт.

…Только в 1946 году снял сержант Аким военную форму. Но и после победы, как и в дни войны, советских людей выручало и поддерживало мужественное товарищество, настоящая дружба. Может быть, поэтому в стихотворениях Якова Акима чаще всего встречаются слова «друг», «дружба», «товарищ».

В 1950 году в журнале «Пионер» публикуется первое стихотворение поэта «Дождик», а в 1954 году выходит первый сборник его стихотворений «Всегда готовы!». С тех пор Я. Аким опубликовал много поэтических книг. Они переведены на языки народов СССР и зарубежных стран.

Яков Лазаревич Аким часто встречается с читателями в школах, библиотеках, Домах пионеров, пионерских лагерях. Однажды на литературном вечере он получил такую записку: «Я взрослая, но меня часто называют ребёнком (это не надо читать вслух). Ответьте, что Вам больше всего нравится в детях и что бы Вы хотели взять у них для своего характера?»

Аким прочёл записку и сказал:

– Не взять, а оставить!

Понимаете, что это значит?

Если писатель способен сохранить в себе детство, он настоящий детский писатель. Вот, думаю, почему читателям нравятся звонкие и озорные, ласковые и грустные стихотворения и переводы из книг Якова Акима. Поэт любит писать и сказки. Умение фантазировать, придумывать удивительное – тоже роднит писателей и детей.

«Хорошо помню, как был маленьким, – говорит поэт, – и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать».

В одном стихотворении Якова Акима есть строчки:

Стихи мои как письма:
Им нужен адресат.

К любому своему произведению поэт относится как к личному письму, письму к другу. Вот и книгу свою он назвал «Пишу тебе письмо». Это письмо каждому из вас, правдивое и сердечное.

Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Многие поэты, создающие произведения для детей на языках народов СССР, любят, чтобы на русский язык их книжки переводил Яков Аким. В книге «Пишу тебе письмо» вы найдёте переводы с самых различных языков, будто побываете у друзей поэта в советских республиках и даже за рубежом. География дружбы Якова Акима богата, любопытна и красочна.

За свои переводы он награждён международным Почётным дипломом имени датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Яков Аким поэт лёгкий для читателя и трудный – для себя. Стихи у него складываются медленно, зато живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.

Герои произведений поэта не только дети, но и взрослые. Есть у Якова Акима дорогая ему повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Герои сказки – Ленточка, Мультик, Понимальчик, Фок, Ушастик – растут рядом с учителем, вместе с учителем. После опубликования этой сказки многие дети в письмах серьёзно предлагали: «Пусть бы и наша школа была разноцветной хоть раз в неделю…» Ребята читают книгу, а думают-то о своей школе, о своих товарищах и учителях.

Давно известно – дети не любят, когда их пытаются воспитывать «по вторникам и пятницам», как это делала вежливая старушка в повести-сказке про разноцветную школу. Настоящее уважение ребят завоёвывают те их старшие товарищи, взрослые, которые вдумчиво и бережно передают растущему человеку свой жизненный опыт, душевное тепло свою любовь к людям. Именно таким и должен быть детский писатель. Он делит со своими читателями ответственность за всё, что происходит вокруг.

Яков Аким достойно несёт эту добрую традицию советской литературы для детей.

Владимир Александров

Мой верный чиж

Я родился на зелёной улице.
В деревянном тихом городке.
А по улице гуляла курица,
И коза паслась невдалеке.

Там, за окнами, чернела осенью
От колёс тележных колея,
А зимой скрипучими полозьями
Распевала улица моя.

Я гляжу на лошадей распаренных,
На подрагивающую дугу -
Рукавицы в руки, ноги в валенки,
И к дверям, на улицу бегу.

Мимо занесённых палисадников
За санями весело бежать,
И возница, бородатый дяденька,
Может, даст мне вожжи подержать.