Хачатурян история мировых цивилизаций. Хачатурян Валерия - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века (Аудиокнига в mp3)

В.М. ХАЧАТУРЯН

История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10-11 классы

Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

Методический аппарат пособияподготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,

1999. - 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5-7107-2643-5

«Дрофа», 1996

Введение

В последние 10-15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социальноэкономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.

Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской. В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.

Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социальноэкономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустриалъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.

Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социальноэкономического и культурного развития. Локальные цивилизации - это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная

Локальный - в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

Тем не менее неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

Обе теории - стадиальная и локальная - дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выводит общее - единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций - индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изучения истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в современной исторической науке.



Все книги автора: Хачатурян В. (2)

Хачатурян В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века

Введение.................................. 3
Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
§ 1. От первобытности — к цивилизации........ .10
§ 2. Восточные государства-деспотии........... .15
§ 3. Право или бесправие? ................... .22
§ 4. Пределы власти и пространство свободы..... .26
§ 5. От мифа к религиям спасения............. .33
Темы для семинарских занятий .............. .40
Глава II Цивилизация Древней Греции
§ 1. Границы цивилизации.................. .46
§ 2. Греческая община-полис................. .50
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития полиса................................. .57
§ 4. Культура древнегреческого полиса......... .67
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма................................ .74
Темы для семинарских занятий .............. .79
Глава III Цивилизация Древнего Рима
§ 1. Истоки римской цивилизации............. .87
§ 2. Путь к республике...................... .90
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика.............. .99
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации? ................................. 108
Темы для семинарских занятий .............. 120
Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. «Детство» Европы..................... .128
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь................................. 138
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество............................... 144
§ 4. Духовный мир средневековья.............152
§ 5. Европа на пороге нового времени.......... 160
§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма............................ 168
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация............................. 173
Темы для семинарских занятий .............. 180
Глава V Византийская цивилизация
§ 1. Наследница Римской империи............ 186
§ 2. Особенности феодализма в Византии........ 193
§ 3. Империя ромеев........................ 196
§ 4. Духовная жизнь Византии.............. .205
§ 5. Закат Византии....................... .216
Темы для семинарских занятий ............. .219
Глава VI Цивилизации Востока в средние века
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация...... .228
§ 2. Цивилизация Японии.................. .241
§ 3. Исламская цивилизация................ .249
§ 4.Индийская цивилизация................ .258
Темы для семинарских занятий ............. .267
Глава VII Российская цивилизация в средние века
§ 1. Пространство цивилизации.............. .275
§ 2. Основы монархической власти........... .278
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России.................... 283
§ 4. Культура России...................... .289
§ 5. Христианство и народные верования...... .298
Темы для семинарских занятий ............. .305
Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII—XVIII век)
§ 1. Новое время...........................312
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США............ .321
§ 3. Герои нового времени.................. .339
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять........................... .345
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система................................ .351
Темы для семинарских занятий ............. .357
Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации ( XIX — начало XX века)
§ 1. «Железный» век...................... .364
§ 2. Страны «старого капитализма» ........... .371
§ 3. Германский путь к модернизации......... .375
§ 4. Россия и модернизация................. .379
§ 5. США: путь к лидерству................. .387
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации.................................. 394
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма............................... .409
Темы для семинарских занятий .............. 422
Глава X. век: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны....................... .431
§ 2. Тоталитаризм........................ .441
§ 3. Капитализм в XX веке.................. .452
§ 4. Россия: на пути к построению социализма. . .462
§ 5. Пути развития стран «третьего мира» ...... .472
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения............................ .484
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность? ........................ 491
Темы для семинарских занятий ............. .497


Введение

В последние 10—15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.
Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.
Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.
Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы — взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений — важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним — и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.
Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.
Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше — оно восходит к античности.
Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» — лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской.
В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.
Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.
Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.
Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная
Локальный в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.
структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.
Тем не менее неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.
Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изучения истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в современной исторической науке.
Курс по истории мировых цивилизаций — завершающий в программе изучения истории в школе. Цель этого пособия в том, чтобы на основе уже пройденного материала дать старшеклассникам представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций, помочь им овладеть некоторыми общими принципами цивилизаци-онного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными циви-лизационными регионами (например, Западом и Востоком).
Таким образом, в учебнике слово «цивилизация» будет использоваться в двух основных своих значениях: цивилизация как стадия в развитии человечества и цивилизация как социокультурная общность.
* * *

В оформлении учебника использована гравюра художника середины XVII в. Отто ван Веена, в аллегорической форме изображающая время. О циклическом характере времени напоминает змея, помещенная на первом плане. Аллегорические фигуры Детства, Юности, Зрелости и Старости символизируют четыре «возраста» цивилизации, неотвратимый ход исторического времени и идею преемственности.


Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой
Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999
Методический аппарат пособия
подготовлен при участии
Г. М. Карпова
Хачатурян В. М.
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. — 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.
Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.
Рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.
УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721
18ВК 5—7107—2643—5
«Дрофа», 1996.

Сюжет: Книга дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, автор использует для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Перед вами пройдет вся история мировых цивилизаций, начиная с древнейших (шумерской, древнеегипетской, китайской, индийской, персидской, иудейской), феодальных (византийской, мусульманской, европейской, русской, монгольской) и заканчивая современными.

Оглавление
Введение
Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
§ 1. От первобытности - к цивилизации
§ 2. Восточные государства-деспотии
§ 3. Право или бесправие?
§ 4. Пределы власти и пространство свободы
§ 5. От мифа к религиям спасения
Темы для семинарских занятий
Глава II Цивилизация Древней Греции
§ 1. Границы цивилизации
§ 2. Греческая община-полис
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития по¬лиса
§ 4. Культура древнегреческого полиса
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма
Темы для семинарских занятий
Глава III Цивилизация Древнего Рима
§ 1. Истоки римской цивилизации
§ 2. Путь к республике
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?
Темы для семинарских занятий
Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. «Детство» Европы
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество
§ 4. Духовный мир средневековья
§ 5. Европа на пороге нового времени
§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация
Темы для семинарских занятий
Глава V Византийская цивилизация
§ 1. Наследница Римской империи
§ 2. Особенности феодализма в Византии
§ 3. Империя ромеев
§ 4. Духовная жизнь Византии
§ 5. Закат Византии
Темы для семинарских занятий
Глава VI Цивилизации Востока в средние века
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация
§ 2. Цивилизация Японии
§ 3. Исламская цивилизация
§ 4.Индийская цивилизация
Темы для семинарских занятий
Глава VII Российская цивилизация в средние века
§ 1. Пространство цивилизации
§ 2. Основы монархической власти
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России
§ 4. Культура России
§ 5. Христианство и народные верования
Темы для семинарских занятий
Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половинаXVII-XVIIIвек)
§ 1. Новое время
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США
§ 3. Герои нового времени
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система
Темы для семинарских занятий
Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX- началоXXвека)
§ 1. «Железный» век
§ 2. Страны «старого капитализма»
§ 3. Германский путь к модернизации
§ 4. Россия и модернизация
§ 5. США: путь к лидерству
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма
Темы для семинарских занятий
Глава X. XXвек: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны
§ 2. Тоталитаризм
§ 3. Капитализм в XX веке
§ 4. Россия: на пути к построению социализма
§ 5. Пути развития стран «третьего мира»
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?
Темы для семинарских занятий

Аудио: MP3, 96 Кбит/с
Размер: 706 Мб
Продолжительность: 17:08:14
Язык: Русский

Книга дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, автор использует для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.
Перед вами пройдет вся история мировых цивилизаций, начиная с древнейших (шумерской, древнеегипетской, китайской, индийской, персидской, иудейской), феодальных (византийской, мусульманской, европейской, русской, монгольской) и заканчивая современными.

Оглавление
Введение
Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
§ 1. От первобытности - к цивилизации
§ 2. Восточные государства-деспотии
§ 3. Право или бесправие?
§ 4. Пределы власти и пространство свободы
§ 5. От мифа к религиям спасения
Глава II Цивилизация Древней Греции
§ 1. Границы цивилизации
§ 2. Греческая община-полис
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития по¬лиса
§ 4. Культура древнегреческого полиса
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма
Темы для семинарских занятий
Глава III Цивилизация Древнего Рима
§ 1. Истоки римской цивилизации
§ 2. Путь к республике
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?
Темы для семинарских занятий
Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. «Детство» Европы
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество
§ 4. Духовный мир средневековья
§ 5. Европа на пороге нового времени
§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация
Темы для семинарских занятий
Глава V Византийская цивилизация
§ 1. Наследница Римской империи
§ 2. Особенности феодализма в Византии
§ 3. Империя ромеев
§ 4. Духовная жизнь Византии
§ 5. Закат Византии
Темы для семинарских занятий
Глава VI Цивилизации Востока в средние века
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация
§ 2. Цивилизация Японии
§ 3. Исламская цивилизация
§ 4.Индийская цивилизация
Темы для семинарских занятий
Глава VII Российская цивилизация в средние века
§ 1. Пространство цивилизации
§ 2. Основы монархической власти
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России
§ 4. Культура России
§ 5. Христианство и народные верования
Темы для семинарских занятий
Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половинаXVII-XVIIIвек)
§ 1. Новое время
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США
§ 3. Герои нового времени
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система
Темы для семинарских занятий
Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX- началоXXвека)
§ 1. «Железный» век
§ 2. Страны «старого капитализма»
§ 3. Германский путь к модернизации
§ 4. Россия и модернизация
§ 5. США: путь к лидерству
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма
Темы для семинарских занятий
Глава X. XXвек: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны
§ 2. Тоталитаризм
§ 3. Капитализм в XX веке
§ 4. Россия: на пути к построению социализма
§ 5. Пути развития стран «третьего мира»
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?
Темы для семинарских занятий

В.М. ХАЧАТУРЯН

История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10-11 классы

Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

Методический аппарат пособия

подготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан­ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ­ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об­ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ­нейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарс­ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5-7107-2643-5

«Дрофа», 1996

Введение

В последние 10-15 лет мысль отечественных исто­риков все больше обращается к цивилизационному ме­тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру­гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто­рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа­лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все усто­ялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать по­ложительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим на­учным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творче­ское и свободное мышление, новое многомерное виде­ние истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч­ная картина вариантов развития человечества, каж­дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за осно­ву объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, при­вносит человеческое измерение, т. е. важнейшей зада­чей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых раз­ных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подхо­ды - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из пря­мой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебни­ке будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечествен­ная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясня­ется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.

Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «город­ской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопос­тавлялось понятию «зЦуаНсиз» - лесной, дикий, гру­бый. Значит, уже в древности люди осознавали разни­цу между жизнью цивилизованной и грубой, варвар­ской.

В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс про­должается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать парал­лельно.

Среди них можно выделить две основные разновид­ности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечест­ва, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жиз­ни человечества произошли большие изменения, кото­рые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустри-алъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и пост­индустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называ­ют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилиза­ция», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация ох­ватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет исполь­зоваться в учебнике.

Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует по­мнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые зани­мают определенную территорию и имеют свои осо­бенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации - это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с грани­цами государств. Однако бывают и «исключения». На­пример, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных госу­дарств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от дру­гих цивилизаций.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная

Локальный - в переводе с латыни означает «мест­ный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

структура, законодательство, церковь, религия, фило­софия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилиза­ции. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с те­чением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «яд­ро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.