Издательский дом «Питер» — Электронный каталог. Социальные изменения и развитие общества

1. Сущность понятия «социальные изменения» и их виды.

2. Факторы социальных изменений.

3. Социальный процесс: сущность, типы и формы.

1. С самого начала своего возникновения, со времен О.Конта, социология изучает человека и общество не только в статике, но и в динамике, в процессе социальных изменений. В обществе все изменяется: экономическая система и социальная структура, социальные ситуации и роли, религиозные доктрины, культурные ценности и нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются понятием «социальные изменения».

Социальные изменения – это совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя сердцевину социальной динамики общества. Эта социальная динамика отражается не только данным понятием, но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, социальный прогресс и т.п.

Типология социальных изменений:

А. Типы изменений многообразны и могут различаться в зависимости от того, какие именно аспекты, фрагменты и изменения системы в них вовлечены. Изменения могут наблюдаться:

1) в составе (например, миграция из одной группы в другую, прекращение деятельности социального движения, распад группы и т.д.);

2) в структуре (возникновение неравенства, образование дружественных связей, установление кооперативных или конкурентных отношений);

3) в функциях (специализация и дифференциация работ, снижение экономической роли семьи, принятие университетами на себя руководящей роли);

4) в границах (слияние групп или конкуренция между ними, демократизация условий членства и т.д.);

5) в отношениях подсистем (победа политики над экономикой, управление частной жизнью тоталитарным правительством и т.д.);

6) в окружении (ухудшение экологической обстановки, землетрясения, эпидемии).

Б. Под социальными изменениями понимают то, что происходит либо с самой системой, либо внутри ее. В первом случае изменения могут охватывать все (или по меньшей мере основные) компоненты системы, приводя к ее полному перерождению, когда новая система принципиально отличается от прежней. Это прекрасно иллюстрирует большинство социальных революций. Во втором случае изменения имеют частный, ограниченный характер и не находят заметного отклика в других звеньях системы, ее целостность сохраняется и не претерпевает глобальных преобразований несмотря на постепенные изменения, протекающие внутри. Таким образом, социальные изменения делятся на два вида: общесистемные и внутрисистемные .



В. В зависимости от уровня происходящих изменений:

1) социальные изменения на макроуровне (международные системы, нации, государства);

2) социальные изменения на мезоуровне (корпорации, политические партии, религиозные движения, крупные ассоциации);

3) социальные изменения на микроуровне (семьи, группы занятости, клики, компании друзей).

Г. По форме различают эволюционные и революционные социальные изменения.

Эволюционные социальные изменения представляют собой постепенные, преимущественно количественные перемены, как правило, необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях – в экономике, политике, культуре, образовании и т.п. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы, в этом случае они приобретают характер социальных реформ (например: реформирование экономической системы в стране).

Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это изменения: а) не количественного, а качественного характера, направленные на радикальные преобразования социальной системы; б) органично связаны с кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят; в) охватывают основные структуры и функции изменяемой системы; г) чаще всего опираются на насилие.

Д. В зависимости от направленности осуществляющихся перемен:

Прогрессивные изменения – имеют такую направленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной социальной системе, обладающей более сложно организованной структурой и более эффективными функциями (н-р: переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной).

Регрессивные изменения – имеют направленность, которая воплощается в переходе от высшего к низшему, в процессах деградации, застоя, упадка, возвращения к изжившим себя социальным структурам и функциям (н-р: утверждение в 30-х гг. ХХ века фашистского режима в Германии).

При этом надо иметь в виду, что прогресс – это ценностная категория, прогресс всегда соотносится с ценностями. Одни и те же изменения могут квалифицироваться в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Следовательно, мы постоянно должны задаваться вопросом: прогресс для кого и в каком отношении? Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Степень относительности ценностей может быть различной. Существуют так называемые универсальные ценности, именуемые еще абсолютными, например, человеческая жизнь, знания. Такие факты, как увеличение продолжительности жизни человека, уничтожение многих опасных эпидемий, возможность пересечь океан не за три месяца, а за шесть часов – это несомненные показатели прогресса в обществе.

Однако существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. Так, например, в XIX веке и в большей части ХХ века индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т.д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, новые болезни). Кроме того, стало очевидным, что прогресс в одной области зачастую возможен только за счет регресса в другой. Так, происходящие сейчас в посткоммунистических странах процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами.

Под прогрессом мы понимаем такие изменения, которые неуклонно подводят систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию, либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях. На протяжении длительного периода интеллектуальной истории разные мыслители предлагали в качестве измерения прогресса различные критерии, среди которых:

1) спасение религией как духовный и моральный прогресс;

2) знание как прогресс знаний, ведущий к «позитивной» науке;

3) свобода негативная (т.е. свобода от ограничений и барьеров, чтобы иметь возможность для индивидуального самовыражения и самореализации) и свобода позитивная (т.е. свобода для влияния на собственное общество и его формирование);

4) эмансипация как расширение поля деятельности членов общества, измеряемая ростом вовлеченности людей в общественную жизнь и исчезновением неравенства;

5) техническое развитие как способность господствовать над природой;

6) справедливость и равенство, определяющиеся гуманно организованным производством и равномерным распределением;

7) изобилие как реализация возможностей доступа к благам;

8) способность выбора и равные жизненные возможности.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят об общественном прогрессе. Прогресс и локален, и глобален.

Регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени, он представляет преобладание негативных изменений над позитивными.

2. Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием ряда факторов:

Физическая среда. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, выработкой новых форм социальной организации и новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, социальные изменения вызываются изменениями физической среды в результате негативного воздействия на нее человека. Так, захоронения вредных отходов, загрязнение воздуха и воды, кислотные дожди, истощение природных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы – все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Таким образом, люди связаны со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население . Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, «старение» общества создает серьезные проблемы с рабочими местами.

Конфликты. Конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу, их цели несовместимы. Чаще всего, конечный результат конфликтов выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.

Инновации. Открытие – это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного; это новое достижение в процессе научного познания природы и общества. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре. Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Так, древние греки за 100 лет до нашей эры имели представление об энергии пара. В Александрии была даже построена маленькая паровая машина для развлечения, но сила пара не производила социальных изменений до тех пор, пока через две тысячи лет это открытие не стало серьезно использоваться людьми.

Изобретение – это новая комбинация или новое использование уже существующего знания. Именно таким образом изобретатель Дж.Селден в 1895 г., комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомобиль. Изобретения подразделяются на два вида: материальные (телефон, самолет) и социальные (алфавит, выборная демократия).

Инновации – как открытия, так и изобретения – кумулятивная последовательность передаваемых из поколения в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Она возможна только в тех обществах, которые вступают в тесный контакт друг с другом. Диффузия является селективным действием: группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие.

3. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные изменения представляют одну из важных сторон социального процесса, но не перекрывают его целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Т.о., социальные изменения представляют очень важную, наиболее динамичную часть социальных процессов.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов:

1) кооперация (ко – вместе, операри – работать) – взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи. Основой кооперации является взаимная выгода;

2) конкуренция (соперничество) – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами. Конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

У конкуренции есть свои «плюсы» (конкуренция – это средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям, т.е. усиления мотивации к деятельности) и «минусы» (например, если в организации существуют конкурирующие между собой группы, это может негативно повлиять на эффективность деятельности такой организации);

3) приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей, это:

Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, правилам, обычаям может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм;

Компромисс – форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс;

Терпимость – необходимое условие для успешного протекания процесса приспособления, это терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям (например, эмигрант, выезжающий в другую страну, обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, пытаться понять их);

4) конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;

5) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своемуразмеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая группы в одну большую с однородной культурой;

7) амальгамизация – биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Наиболее важными факторами социальных изменений выступают:

  • изменения среды обитания;
  • динамика численности и структуры народонаселения;
  • напряженность и конфликты из-за ресурсов или ценностей;
  • открытия и изобретения;
  • перенос или проникновение культурных образцов других культур.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества, которые могут охватывать все сферы жизни — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения нередко принимают форму социальных реформ , которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Эволюционные концепции объясняют социальные изменения в обществе эндогенными или экзогенными причинами. Согласно первой точке зрения происходящие в обществе процессы рассматриваются по аналогии с биологическими организациями.

Экзогенный подход представлен в первую очередь теорией диффузии. т.е. «просачиванием» культурных образцов из одного общества в другое , что становится возможным благодаря проникновению внешних влияний (завоевания, торговли, миграции, колонизации, подражания и др.). Любая из культур в обществе испытывает на себе влияние других культур, в том числе и культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Следует отметить, что отношение к социальной революции социологии и других общественных наук неоднозначно. Например, марксисты рассматривали революцию как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считая ее «локомотивом истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т.д.

Среди немарксистских теорий необходимо выделить теорию социальной революции . По его мнению, ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза, поскольку революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Согласно теории циркуляции элит Вильфредо Парето , революционную ситуацию создает деградация элит, которая находится у власти слишком долго и не обеспечивает нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Тедаlappa объясняет возникновение социальной напряженности в обществе разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого, что приводит к появлению социальных движении. И наконец, теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в случае, когда процессы политической и культурной модернизации общества осуществляются в разных сферах жизнедеятельности неравномерно.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, только в других условиях и на другом уровне.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения и спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. Примером может служить периодическая смена у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. В качестве примера волновых процессов можно привести цикл техногенных инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Самым сложным из циклических социальных изменений является спиралевидный тип, поскольку предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне» и характеризует социальную преемственность различных поколений.

Помимо циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Одной из таких наиболее цельных теорий жизни общества является циклическая теория , созданная российским социологом Н.Я. Данилевским. Все культуры мира он подразделял на «неисторические», т.е. не способные быть подлинными субъектами исторического процесса, создавать «самобытную цивилизацию», и «исторические», т.е. создающие особые, своеобразные культурно-исторические типы.

В своем классическом труде «Россия и Европа» Данилевский, используя исторический и цивилизационныи подходы к анализу общественной жизни, выделил 13 культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, индийский, греческий, римский, мусульманский, европейский, славянский и др. Основу выделения «самобытных цивилизаций» составляет своеобразное сочетание в них четырех главных элементов: религии, культуры, политического и общественно-экономического устройства. При этом каждая из названных цивилизаций проходит в своем развитии четыре основные фазы, которые, условно говоря, можно назвать зарождением, становлением, расцветом и упадком.

Аналогично рассуждал немецкий социолог Освальд Шпенглер. который в работе «Закат Европы» выделил в истории человечества восемь специфических культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская, арабская, западноевропейская, майя и зарождающаяся русско-сибирская. В его понимании цикл жизни каждой культуры проходит два этапа: восходящая («культура») и нисходящая («цивилизация») ветви развития общества.

Позднее его английский последователь Арнольд Тойнби в своей книге «Постижение истории» несколько модернизирован циклическую модель исторического процесса. В отличие от Шпенглера с его «лоскутным одеялом отдельных культур», Тойнби считает, что мировые религии (буддизм, христианство, ислам) объединяют в единый процесс развитие отдельных цивилизаций. Динамику исторического процесса он связывает с действием «закона вызова и ответа», согласно которому общество развивается благодаря тому, что способно адекватно отвечать на вызовы складывающихся исторических ситуаций. Тойнби выступает противником технического детерминизма и видит развитие общества в прогрессе культуры.

К циклическим теориям также относится социокультурная динамика П. Сорокина , в которой дается весьма пессимистический прогноз развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Валлерстайна (р. 1930), согласно которой, в частности:

  • страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики:
  • капиталистическая мир-экономика, зародившаяся около 1450 г.. в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу экономического цикла — фазу кризиса.

В настоящее время социологи подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов, подчеркивая, что общество может изменяться самым неожиданным образом. И происходит это в случае, когда прежние механизмы уже не позволяют социальной системе восстановить свое равновесие, а инновационная активность масс не укладывается в рамки институциональных ограничений, и тогда общество оказывается перед выбором дальнейшего варианта своего развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией , означающей непредсказуемость общественного развития.

В современной отечественной социологии все более утверждается точка зрения, согласно которой исторический процесс в целом и переход общества из одного состояния в другое в частности всегда предполагает многовариантность, альтернативность общественного развития.

Виды социальных измений общества

Социология выделяет социальные и культурные изменения, происходящие в современных обществах.

К социальным изменениям относятся сдвиги в социальной структуре:

  • возникновение новых социальных групп, слоев и классов;
  • уменьшение численности, места и роли «старых слоев» (например, колхозников);
  • изменения в области социальных связей (характер взаимоотношений и взаимодействий, отношений власти, лидерства в связи с возникновением многопартийности);
  • изменения в области телекоммуникаций (мобильная связь, Интернет);
  • изменения в активности граждан (например, в связи с признанием права частной собственности и свободы предпринимательства).

Особую группу изменений мы наблюдаем в политической области:

  • изменение роли представительного учреждения (Государственной думы) и правительства РФ;
  • формирование многопартийности и устранение от руководства страной единственной партии;
  • официальное признание Конституцией идеологического плюрализма.

К социальным изменениям относятся также культурные изменения. Среди них:

  • изменения в области материальных и нематериальных ценностей (идеи, верования, навыки, интеллектуальное производство);
  • изменения в области социальных норм — политических и правовых (возрождение древних традиций, обычаев, принятие нового законодательства);
  • изменения в области коммуникаций (создание новых терминов, словосочетаний и т. п.).

Социальное развитие общества

С проблематикой социальных изменений тесно связаны понятия « » и « ». Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношении, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию присущи три характерные черты:

  • необратимость, означающая постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен;
  • направленность — те линии, на которых совершается это накопление;
  • закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Процессом, противоположным прогрессу , является регресс, он означает возвращение к предшествующему уровню развития общества. Если прогресс рассматривается как глобальный процесс , характеризующий движение человечества на всем протяжении общественного развития, то регресс — процесс локальный, затрагивающий отдельное общество в исторически небольшом отрезке времени.

В социологии для определения прогрессивности того или иного общества обычно использовались два наиболее общих критерия:

  • уровень производительности труда и благосостояния населения;
  • степень свободы личности. Но в последнее время российские социологи все чаше высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате сегодня в социологии выявился третий критерий социального прогресса — уровень нравственности в обществе , который может стать интегративным критерием социального прогресса.

Завершая данный вопрос, отметим, что современные теории прогресса обращают внимание на то, что для спасения цивилизации необходима человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Н. Бердяев, Э. Фромм, К. Ясперс и др.). Перспективы развития современной цивилизации будут позитивными только в том случае, если в центре внимания в XXI в. окажутся не машины, а люди. Перспективными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Издание: Обществознание. Пособие для школьников и абитуриентов

Раздел 1. ОБЩЕСТВО
Глава 1. Общество и общественные отношения
1.1. Общество как сложная динамическая система

Самое привычное понимание общества связано с представлением о нем как о группе людей, объединенных определенными интересами. Так, мы говорим об обществе филателистов, об обществе охраны природы, часто под обществом имеют в виду круг друзей того или иного человека и т. д. Аналогичны были не только первые, но даже научные представления людей об обществе. Однако суть общества нельзя сводить к совокупности человеческих индивидов. Ее надо искать в связях и отношениях, возникающих в процессе совместной деятельности людей, носящей неиндивидуальный характер и обретающей силу, не подвластную отдельным людям. Общественные отношения устойчивы, постоянно повторяются и лежат в основе становления различных структурных частей, институтов, организаций общества. Общественные связи и отношения оказываются объективными, зависимыми не от конкретного человека, а от других, более фундаментальных и основательных сил и начал. Так, в античности такой силой предполагалась космическая идея справедливости, в Средние века - личность Бога, в Новое время - общественный договор и т. п. Они как бы упорядочивают и цементируют многообразные социальные явления, придают их сложной совокупности движение и развитие (динамику).

Из-за многообразия социальных форм и явлений общество пытаются объяснить экономические науки, история, социология, демография и многие другие науки об обществе. Но выявление наиболее общих, универсальных связей, фундаментальных оснований, первичных причин, ведущих закономерностей и тенденций - это задача философии. Науке важно знать не только, какова социальная структура данного конкретного общества, какие классы, нации, группы и т. п. действуют, каковы их общественные интересы и потребности или же какие экономические порядки доминируют в тот или иной период истории. Обществознание интересует также выявление того, что объединяет все существовавшие и возможные в будущем общества, каковы источники и движущие силы общественного развития, его ведущие тенденции и основные закономерности, его направление и т. п. Особенно важно рассмотрение общества в качестве единого организма или системной целостности, структурные элементы которой находятся в более или менее упорядоченных и устойчивых отношениях. В них можно даже выделить отношения соподчинения, где ведущей является связь материальных факторов и идеальных образований общественной жизни.

В обществознании известны несколько основательных взглядов на суть общества, различия между которыми заключаются в выделении в этой динамической системе в качестве ведущих различных структурных элементов. Социопсихологический подход в понимании общества слагается из нескольких постулатов. Общество есть совокупность индивидов и система социальных действий. Действия людей осмыслены и детерминированы физиологией организма. Истоки социального действия могут быть обнаружены даже в инстинктах (Фрейд).

Натуралистические концепции общества исходят из ведущей роли в развитии социума природных, географических и демографических факторов. Одни определяют развитие общества ритмами солнечной активности (Чижевский, Гумилев), другие - климатической средой (Монтескье, Мечников), третьи - генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (Уилсон, Доккинс, Шеффле). Общество в этой концепции рассматривается несколько упрощенно, как естественное продолжение природы, имеющее лишь биологическую специфику, к которой сводятся особенности социального.

В материалистическом понимании общества (Маркс) людей в социальный организм связывают производительные силы и производственные отношения. Материальная жизнь людей, общественное бытие определяют всю социальную динамику - механизм функционирования и развития общества, социальные действия людей, их духовную и культурную жизнь. Общественное развитие обретает в этой концепции объективный, естественно-исторический характер, предстает как закономерная смена общественно-экономических формаций, определенных этапов мировой истории.

Во всех этих определениях есть нечто общее. Общество - это стабильное объединение людей, прочность и системность которого за-ключены во властной силе, пронизывающей все общественные отношения. Общество - самодостаточная структура, элементы и части которой находятся в сложной взаимосвязи, придающей ему характер динамической системы.

В современном обществе происходят качественные изменения общественных отношений и социальных связей между людьми, расширяющие их пространство и сжимающие время их протекания. Универсальными законами и ценностями охватывается все большее число людей, а события, происходящие в регионе или глухой провинции, оказывают влияние на мировые процессы, и наоборот. Формирующееся глобальное общество одновременно разрушает все границы и как бы "сжимает" мир.

1.2. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду

При любом рассмотрении общества чрезвычайно важно понимание его связи с природой. Одни противопоставляют их, акцентируя внимание на их принципиальном различии, другие, наоборот, стирают грани между ними, сводя специфику общественного к биологическому. На деле же между этими крайностями располагается вся реальная сложная диалектика единства противоположностей. Общество не существует без природы, будучи ее порождением. Но и природа, Космос, Вселенная обретают свое подлинное бытие, будут дополнены обществом. Сущность этой связи не дана изначально, она формируется и осмысливается в постепенном существовании и развитии. В своем историческом движении общество проходит несколько этапов этой связи с природой.

В основе связи природы и общества лежит социальная, прежде всего, производственная деятельность людей. И если в начальный период эта деятельность была ничтожной по своему воздействию на окружающую среду, зависимой от нее, главным образом, из-за своей примитивности, технической неразвитости, то с началом научно-техниче-ской и промышленной революции, на протяжении последних двух-трех столетий идет интенсивное освоение ресурсов и энергии природы. Если вплоть до середины XX в. акцент делался на влиянии природы на общество (географический детерминизм), то к концу века человечество осознало обратную картину - антропогенное давление на природу стало почти невыносимым. На этом этапе, когда связи общества и природы наиболее противоречивы, человек не только ставит их на службу себе. Его воздействие на природу оказывается все ощутимее и нередко имеет негативные последствия. Постепенно наращивая свою власть над природой, человечество все больше попадает в зависимость от нее в погоне за удовлетворением своих все возрастающих материальных потребностей. Истощаются энергетические ресурсы природы, флора и фауна, все больше загрязняются атмосфера и мировой океан и т. п. Все это поставило человечество перед глобальной экологической проблемой: улучшая качество жизни, необходимо сохранить здоровую среду обитания. Поиск путей решения этой проблемы осуществляется в широком диапазоне - от изобретения невиданных доселе источников энергии и регулирования народонаселения до изменения социальных порядков и человеческих качеств. Пока угроза глобальных катастроф не уменьшится, поиск оптимальных решений задачи перевода связи общества и природы на уровень гармонии не завершится.

1.3. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни

Важной задачей обществознания является классификация основных элементов содержания такого сложного образования, как общество и выявление общих связей между ними, определение типов этих связей и т. п. Простейшим и в то же время необходимым элементом общества выступает сам человек. Не менее значимы в обществе объекты социальной деятельности - вещи и символы. Вещи необходимы для изменения, переделки и использования природных явлений в интересах людей. Наиболее важные из них - орудия и предметы труда - позволяют человеку обеспечить адаптацию к природе, а символы - понятия, знания, идеи, выступают как носители смыслов и значений, обеспечивают их хранение, накопление, трансляцию. Символы и знаки регулируют социальную деятельность людей, придают ей целена-правленность.

Вещная, физическая совместная деятельность людей образует материальное производство, где создается все необходимое для удовле-творения потребностей людей и на основе которого функционируют другие сферы общественной жизни людей - политическая, социальная и духовная. Политическая сфера регулирует общественную жизнь и социальную деятельность людей, их функционирование в соответствии с законами, используя чиновничий аппарат принуждения. В социальной сфере происходит решение проблем здравоохранения и социального обеспечения, осуществляется забота о незащищенных слоях населения, воспитание и обучение детей. Деятельность семьи, школы, учреждений культуры и образования направлена на социальную адаптацию людей, сферу их обслуживания. Важнейшей сферой общественной жизни предстает духовная деятельность людей по производству научных, религиозных, правовых и иных знаний, навыков, традиций, обрядов.

Элементы общества, типы и объекты социальной деятельности, социальные группы и институты, образуемые ими сферы находятся в сложных взаимоотношениях, взаимопроникающих связях. Изменения природных или демографических факторов сказываются во всех сферах, оказывая влияние на весь общественный механизм, на такие духовные процессы, как наука и образование. Выявление в этом многообразии функциональных связей - концептуальная задача обществознания. Марксизм таковыми считает материальные, экономиче-ские факторы, фрейдизм - физиологические, идеализм - разум, науку, просвещение.

1.4. Важнейшие институты общества

Все основные сферы деятельности человека сопровождают его вечно. Однако они конкретно-историчны, изменчивы как по содержанию, объему, так и по способам и формам функционирования. Их развитие идет путем увеличения объема и усложнения механизмов и институтов их реализации, характера их взаимодействия между собой. Во всех сферах общества существуют структуры, обеспечивающие устойчивость социальных отношений: производственные предприятия, учреждения культуры, здравоохранения, науки: Ведущая роль в обществе принадлежит политическим институтам власти, права, идеологии. Через эти механизмы обеспечивается стабильное функционирование всех сфер и в целом всего общества как динамичной саморазвивающейся системы. Парламент, правительство, органы власти на всех уровнях, правоохранительные органы, партии и движения, средства массовой информации призваны отстаивать интересы как всего общества, так и отдельных его групп и членов.

Государство как важнейший институт общества воздействует на все стороны его жизни, осуществляя его функционирование как целостного организма. Выполняя многочисленные внутренние и внешние функции, государство, в первую очередь, обеспечивает общественный порядок, эффективную экономику, налаживание коммуникаций, борьбу с чрезвычайными обстоятельствами, защиту государственного суверенитета и т. п.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные цели обществознания в изучении общества?
  2. Какие связи называются общественными отношениями?
  3. В чем смысл "географического детерминизма"?
  4. Охарактеризуйте социальную сферу жизни общества.
  5. Что составляет содержание духовной сферы жизни общества?
  6. Что составляет политические институты общества?
  7. Объясните место государства в политической системе общества.

Глава 2. Общественное развитие

2.1. Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества

Общественная жизнь предстает как трудовая, производственная, семейно-бытовая, нравственно-эстетическая, политико-правовая, религиозная и другая деятельность людей, у которой есть объективная и субъективная стороны. Те факторы, которые ведут к изменению общества, выступают как движущие силы истории. В числе объективных - влияние географической среды (климат, рельеф, землетрясения, наводнения и т. п.).

Объективные факторы бытия людей существуют независимо от сознания и воли людей и состоят не только из природных условий жизни, но и включают удовлетворение потребностей людей в пище, жилье, продолжении человеческого рода; сюда входит и обычный быт, поддерживающий здоровье людей, и т. п. Важнейшим фактором здесь являются производительные силы общества, которые выступают источником его развития. К субъективным факторам удовлетворения потребностей людей, связанным с деятельностью сознания и воли людей, в первую очередь, следует отнести явления социально-политического и духовного плана. Таковыми, например, предстают идеи, религии, наука. В этой связи одни философы говорят о материальном и духовном уровнях организации общества, полагая различные отношения между ними. Материалисты первопричину общественного развития усматривают в материальных, объективных факторах, считая духовную деятельность людей вторичной, производной от них. Маркс, в частности, считает, что не сознание людей определяет их реальное общественное бытие, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание, его содержание, развитие, хотя бытие всегда испытывает обратное воздействие сознания. В марксизме исходят из определяющей роли материального производства в общественной жизни.

2.2. Ступени человеческой истории

История, общественная жизнь людей и есть их деятельность, независимо от того, какая она - объективная, неосознаваемая и независимая от сознания или субъективная, сознательно направляемая. Их единство органично, во многом зависит от глубины и адекватности понимания общественными субъектами объективных факторов развития социума.

Таким образом, исторический процесс предстает как взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. Объективные потребности людей определяют основное направление развития общества, а их осознание обществом в целом и каждой личностью в отдельности позволяет им выбирать пути общественного развития, целена-правленно действовать специальными методами, институтами и организациями для достижения определенных этапов истории. Такая сознательная деятельность позволяет людям избавиться от многих "болезненных" сторон стихийного, неорганизованного развития истории, предотвратить катастрофические, тупиковые последствия, ускорить ход истории, уменьшить людские жертвы и энергетические потери и т. п. Особенно эффективна опора на науку, которая позволяет учесть разнообразные интересы ведущих субъектов истории - социальных групп, классов, наций и т. п.

Сознательность и организованность исторического движения людей возрастают с каждым этапом истории, в которой могут быть выделены различные ступени. В самом общем виде можно говорить о дикости, варварстве и цивилизации. Маркс выделил пять формаций - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Есть теория доиндустриального, индустриального и постиндустриального или информационного общества (Д. Белл, А. Тофф-лер). Многие философы говорят о цивилизациях как о ступенях истории человечества, например А. Тойнби, Н. Данилевский, О. Шпенглер в своих культурологических концепциях.

2.3. Многообразие путей и форм общественного развития

В историческом процессе участвуют все люди, но поскольку удовле-творение материальных потребностей людей осуществляется трудовой и производственной деятельностью, оказываясь ведущим объективным фактором, то народные массы, классы и другие социальные группы выступают как главные субъекты истории. Важное место в историческом развитии имеет деятельность интеллигенции, духовенства, выдающихся личностей. Поскольку длительность субъектов истории неоднозначна, постольку многообразны и пути общественного развития. Так, влияние великой личности на исторический процесс может зависеть от общественного строя, от состояния общества, от потребностей момента в тех или иных качествах личности и т. д. Исторический опыт свидетельствует, что состояние хаоса, нестабильности позволяет общественному деятелю значительно больше влиять на историю, прибегая к самым крайним, революционным, военным методам изменения ситуации.

Хотя решающей силой выступают классы и слои, многое в их соперничестве зависит от лидеров, их личностных качеств и таланта. Все субъекты истории преследуют свои интересы. Это происходит противоречиво, зачастую в ожесточенной борьбе, мирным и военным путем, в постепенных преобразованиях, медленных и застойных периодах истории, а иногда и скачками - быстрыми, решительными движениями вперед.

2.4. Эволюция и революция. Революция и реформы

Как правило, история человечества, особенно в ранние периоды, развивается стихийно, медленно, постепенно, что присуще эволюционному, незаметному, безболезненному движению вперед. Революции, наоборот, знаменуют резкие качественные изменения, перевороты во всей общественной жизни - в экономической, политической, социальной и духовной ее сферах. Революции - результат активной деятельности субъектов истории, апогей конфликта социальных групп - классов и наций. В Новое и Новейшее время революции зачастую являются результатом сознательной постановки целей и целенаправленного разрешения конкретных задач выдающимися лично-стями, партиями, общественными движениями, более или менее точно воспринимающими и понимающими потребности людей, ход истории. Революции сочетаются в реальном историческом развитии с реформами, сравнительно медленными, постепенными общественными преобразованиями, осуществляемыми мирным путем, как правило, на базе достижения общественного согласия. Диалектика общественного развития такова, что оба пути развития одинаково естественно-историчны, и преувеличивать или принижать роль одного за счет другого было бы неверно. Но история XX в. с ее разрушительными войнами и революциями поучительна для человечества демонстрацией преимуществ реформ, способных решать всевозможные конфликты мирным путем, эффективно использовать научные способы управления общественными и межгосударственными отношениями.

2.5. Возможность альтернативности общественного развития

В отличие от природных закономерностей развития ход истории многовариантен и порой непредсказуем в силу взаимодействия в ней различных трудно учитываемых факторов, особенно субъективных, а также множества разнородных движущих сил.

Люди нередко могут влиять на темпы истории, зачастую избегать ее нежелательных последствий, видоизменять неизбежные события. Народы и нации могут пытаться повторить чужой положительный опыт, действовать по аналогии, но такая попытка редко достигает цели - более того, результат деятельности людей порой прямо противоположен желаемому. В основе исторического развития также лежат объективные законы и тенденции, но их проявление специфично для народов, что дает простор для социотворчества, многообразия путей и форм общественного развития, для его альтернативности.

Возможности альтернативного развития человеческого общества особенно актуальны в условиях глобализирующегося мира. Обозначились две модели глобализации: либеральная и "левая", социально ориентированная. Противники развертывающейся реальной глобализации предлагают в качестве ее специфической формы - регионализацию, которая призвана сдерживать темпы, масштабы и негативные последствия реализуемой западными странами, в первую очередь США, глобализации. Особенно остро проблема выбора путей общественного развития встала перед человечеством в связи с опасными тенденциями манипулирования информацией: от того, кто будет доминировать в информационной сфере, государство или транснациональные корпорации, во многом зависят векторы дальнейшего развития цивилизации.

Пореформенная Россия также находится перед судьбоносным выбором: идти в фарватере американской глобализации или искать свои региональные базовые ценности гражданского общества - вот основные альтернативы ее цивилизационной перспективы.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите элементы объективных и субъективных факторов общественного развития.
  2. В чем суть марксистского понимания причин развития истории?
  3. Охарактеризуйте известные вам ступени человеческой истории.
  4. Кто выступает субъектом истории?
  5. Могут ли выдающиеся личности влиять на ход исторического развития? Приведите примеры.
  6. Почему возможны альтернативы в общественном развитии?
  7. Поразмыслите над условиями выхода России из кризиса и пер-спективами ее общественного развития.

Философы выделяют два основных пути прогрессивного развития человеческого общества - эволюцию и революцию.

Эволюция - это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социаль­но-политического строя, приводящее, в конечном счёте, к их качест­венному преобразованию.

Эволюционное развитие общества может осуществляться созна­тельно. Тогда они приобретают форму социальных реформ.

Реформа - это преобразование какой-либо стороны общественной жизни или общественных институтов при сохранении основ сущест­вующего социального строя, осуществляемое государством.

Реформы направлены на усовершенствование различных сфер общественной жизни, на улучшение экономического, социального, политического положения населения и расширяют возможности для удовлетворения их основных потребностей.

Направления реформ в современной России:

^ социальные - пенсионная реформа, реализация националь­ных проектов: «Здоровье нации», «Материнский капитал», «Жильё молодой семье», «Образование» и т.д.;

^ политические - изменения в политической сфере обществен­ной жизни, в Конституции, в избирательной системе, борьба с коррупцией и т.д.;

^ экономические - приватизация, меры по преодолению фи­нансового кризиса, денежные реформы;

^ в духовной сфере - реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, пат­риотизма и т.д.

Степень реформистских преобразований может быть очень су­щественной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в на­чале 90-х гг. XX в.

Эволюция может осуществляться стихийно, например, в резуль­тате разделения труда происходило разграничение обязанностей и ро­лей между людьми, это породило процесс дифференциации в обще­стве.

Другим примером является постоянный процесс повышения среднего уровня жизни населения планеты. В данном случае значи­мую роль играют инновации.

Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повыше­нием адаптационных возможностей социального организма в опреде­лённых условиях.

Таким образом, механизм эволюции вытекает из самой природы человеческого общества - потребности в самореализации и улучше­нии общества, повышении качества жизни.

Однако социальная эволюция при определённых обстоятельствах иногда наталкивается на такие преграды, устранить которые с помо­щью реформ оказывается невозможно, и тогда общество становится на путь социальной революции.

Революция - коренное, качественное изменение всех или большин­ства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существую­щего социального строя.

Признаки революции:

  • это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
  • носят общий, фундаментальный характер;
  • как правило, опираются на насилие;
  • организуются сознательно;
  • вызывают необычайно сильные эмоции и массовую актив­ность.

Революция - захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использо­вание её для крупномасштабного реформирования всех сфер обще­ственной жизни.

Г. Гегель не считал революцию нарушением нормального хода истории. Напротив, революция есть закономерный перерыв в не­прерывности исторического процесса, скачок в развитии общества. Но революция, по его мнению, играет в истории преимущественно разрушительную роль, освобождая общество от преград, мешающих его свободному развитию. Положительное творчество реализуется только путём постепенного развития.

Наиболее обстоятельно теория революции разработана в марк­сизме. Карл Маркс утверждает, что социальная революция сметает все преграды с пути исторического прогресса и открывает перед ним новые горизонты. Она означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социаль­ной жизни. Поэтому революции - это «локомотивы истории».

Экономической основой социальной революции является кон­фликт между производительными силами и производственными от­ношениями.

Противники марксизма активно разрабатывали идею неэффек­тивности социальных революций. Революции, по их мнению, могут превращаться в свою противоположность и вместо освобождения нести народам новые формы насилия и угнетения.

По мнению П. Сорокина, революция есть худший способ улучше­ния материальных и духовных условий жизни народных масс, потому что она не увеличивает, а сокращает все базовые свободы, не улуч­шает, а скорее ухудшает экономическое и культурное положение ра­бочего класса. Философ отдаёт предпочтение эволюционному пути развития общества.

Социальная революция - это крайняя форма разрешения соци­альных противоречий. Она возникает не по желанию или произво­лу отдельных лиц или партий, а является необходимым следствием предшествующего развития общества и становится исторически не­обходимой только при наличии определённых объективных условий и обстоятельств. Сейчас только крайние экстремисты рассматривают революцию как единственное средство преобразования общества. Современные марксисты отказались от революционных методов борьбы за власть и в основном опираются на демократические и пар­ламентские формы.

Революцию можно рассматривать как коренное преобразова­ние в любой области человеческой деятельности, влекущее за собой радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, связанное с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Различают революции:

  • неолитические (переход от добывающего к производящему хо­зяйству, т. е. рождение земледелия и скотоводства);
  • промышленные (переход от ручного труда к машинному, от ма­нуфактуры к фабрике);
  • культурные (коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни);
  • «зелёные» (процесс внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, пути, методы и средства резкого повышения продуктивности растениеводства, его предпосылкой

стало выведение в середине 1950-х гг. новых гибридных высоко­урожайных сортов продовольственных зерновых культур; демографические (коренные изменения в воспроизводстве насе­ления в процессе его исторического развития); научные (радикальное изменение процесса и содержания науч­ного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фунда­ментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материаль­ных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организа­ции знания).

- 207.13 Кб

ФЕДИРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНОСВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

(Финансовый университет)

Контрольная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Социология»

На тему: «Социальные изменения и пути развития общества»

Работу выполнила: Степанова Е.И.

Группа:№1

Факультет: бакалавр экономики

Личное дело №: 100.25/120218

Преподаватель: Голичев В.Д.

Введение 3

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение социальных изменений и различные пути развития общества.

1 Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и другое.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до начало ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур 1 . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность 2 .

Второй вид социального изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» 3 . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» .

Описание работы

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17