Интересные факты про царь колокол кратко. Интересные факты о церковных колоколах

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

Знаменитому московскому колоколу, который по праву считается одним из самых больших в мире, исполнилось 282 года. Царь-колокол также известен тем, что ни разу не позвонил. Впрочем, не лишним будет отметить, что его создатели планировали использовать колокол по его прямому назначению, а это молчание явилось лишь результатом стечения обстоятельств. Этот молчаливый гигант является уникальным памятником литейного искусства 18-го века. Героя нашего повествования можно смело называть настоящим долгожителем, с незавидной и драматической судьбой.

Масса Царь-Колокола – 203 тонны. Сегодня считается, что кремлёвский великан, по своему весу и размерам, уступает только Великому колоколу Дхаммазеди в Бирме, который весит на 94 тонны больше. Однако самый большой и знаменитый русский колокол расположился на постаменте в самом центре столицы – Московском Кремле, а вот рекордсмена из Бирмы уже давно никто не видел. С течением времени, история о Шведагоне всё больше становится похожей на легенду.

Дело в том, что в начале 17-го века, во времена междоусобных войн в Бирме, некий португальский авантюрист по имени Фелиппе де Брито-Никоте захватил местность, где располагался Шведагон. Никоте решил переплавить этот памятник культуры на пушки и даже успел погрузить его на плоты, для перевозки. Однако плавучие сооружения не выдержали груза и перевернулись. Он далее находится на том месте, на котором затонул. Попытки подъема на поверхность закончились неудачно.

История нашего Царь-колокола более продолжительна и не менее драматична. Своим солидным размером он обязан императрице Анне Иоанновне, которая приказала отлить нового исполина из кусков старого, разбившегося колокола. Так уж вышло, что наш рекордсмен из московского Кремля имеет внушительную историю с тяжелой судьбой.

Родословная нашего самого известного колокола берет свое начало с XVII века, когда Борис Годунов приказал отлить самый большой колокол, который и получил название «Царь-колокол». Он весил 35 тонн, но однажды колокол настиг пожар во время которого он сорвался и был разрушен при падении. Из его осколков, уже по приказу государя Алексея Михайловича был отлит новый колокол, который, однако, успел прозвонить всего несколько раз и тоже разбился.

В 1654 году, из остатков былого колокола родился очередной, весивший уже 128 тонн, Большой Успенский царь-колокол. Но, данное произведение искусства, повторив судьбу своих предшественников, упал и разбился, это случилось после пожара в Кремле. Таким образом, мы подошли к тому времени, которое считается датой рождения современного Царь-колокола. Его, уже по грустной традиции, отлили в 1730 году из того, что осталось от прежнего колокола.

Что касается точных размеров, то высота Царь-колокола составляет 6 метров 24 сантиметра, а в диаметре – 6 метров 60 сантиметров.
Во время Троицкого пожара в Москве 20 мая 1737 года огонь проник в деревянное сооружение над ямой, в которой находился колокол. Местные жители, чтобы колокол не расплавился от огня, стали поливать водой раскаленный колокольный сплав. Такой резкий перепад температур не мог не сказаться на целостности данного громоздкого, но в то же время хрупкого музыкального инструмента. В результате образовалось десять сквозных трещин, вследствие чего колокол лишился внушительного фрагмента – откололся фрагмент весом 11,5 тонны.

Колокол был поврежден настолько, что его решили оставить в литейной яме, где он и оставался на протяжении почти сотни лет. Все работы по отделки были прекращены. Лишь в 1836 году колокол был поднят, его установили у подножия колокольни «Иван Великий».

Любопытная информация

Интересные факты о царь колоколе:

  1. Царь-колокол ни разу не звонил. Стоит отметить, что для него даже был отлит язык. Хотя тот, что находится на постаменте, принадлежал другому колоколу.
  2. Аналогичное название имеет самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры. Отлитый в 1748 году он весил 64 тонны, но был уничтожен в 1930 году. Вначале 2000-х на колокольню лавры установили новый «Царь-колокол» весом 72 тонны.
  3. В начале Великой отечественной войны в Царь-колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Сам он был перекрашен и замаскирован от авиа ударов.
  4. Генерал Деникин, во время Гражданской войны выпускал тысячерублевые купюры, на которых был изображен Царь-колокол. Обесценившиеся деньги Крымчане прозвали «колокольчиками».
  5. Согласно химическому анализу, в сплаве Царь-колокола содержится 525 килограмов серебра и 72 килограма золота.

Дважды делались попытки восстановить Царь-колокол, однако, в итоге решили отказаться от этой затеи, предположив, что после процесса спайки звучание колокола будет не достаточно хорошим. В 1936 году этот образец достижений литейного искусства России становится самостоятельным памятником, который расположился на постаменте в московском Кремле. Эта легендарная достопримечательность и по сей день находиться там же.

Царь-колокол может похвастаться целой родословной. Этот памятник литейного искусства создали из колокола мастера Александра Григорьева, разбившегося в 1701 году. У него, в свою очередь, был свой предшественник. «Дедушкой» этого семейства считается колокол, отлитый еще в эпоху Бориса Годунова.

Анна Иоанновна поручила увеличить григорьевское детище, в результате чего его вес увеличился до 202 тонн. Поначалу для проекта искали иностранных специалистов. Сын Миниха обратился к французскому механику Жерменю, но тот отказался ехать в России, приняв рассказ о Царь-колоколе за розыгрыш. В результате ответственный заказ достался московскому литейщику Ивану Моторину, чье имя увековечено в надписи: «Лил сей колокол российский мастер Иван Фёдоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

Утверждение проекта, подготовка и постройка печей заняли больше двух лет (израсходовано 1 214 000 кирпичей), поэтому непосредственная работа по отливке началась в 1733 году. Предварительно была отлита миниатюрная модель колокола весом около 170 кг. Ее вместе с чертежами и моделями подъемных механизмов отправили на согласование в Петербург. Поднять «Царя» собирались на колокольню Ивана Великого. Для надзора за отливкой в Сенате создали специальную комиссию, которая исправно передавала в столицу новости об успехах Моторина. Кроме металла от прежнего колокола Григорьева новый мастер использовал выписанную ему сибирскую медь и английское олово. Ему помогали кузнецы, каменщики, столяры, слесари, резчики, скульпторы и многие другие рабочие. Всего было задействовано около 200 человек.

Трудоемкая работа над созданием Царь-колокола началась с того, что на Ивановской площади Кремля вырыли яму десятиметровой глубины. В ней был заложен фундамент, на котором установили шаблон. По его форме была сделана форма внутренней части колокола. В качестве материалов использовались кирпичи, глина и сало. Формовочная глиняная масса наносилась в несколько слоев. Между слоями прокладывались льняные волокна, бечева и проволока. Делалось это для того, чтобы избежать растрескивания формы после просушки.

Вокруг литейной ямы Моторин установил четыре плавильные печи, каждая из которых вмещала до 50 тонн металла. При плавке две печи пришли в негодность, а медь в них - испорчена. Моторин обратился за советом к пушечным мастерам. Коллективно решили продолжить плавку в двух оставшихся печах. Нехватку металла восполнили 600 маленькими колоколами, которые специально привезли с Пушечного двора, и даже медными деньгами. Затем случилось еще одно несчастье - загорелась одна из машин. Огонь не удалось погасить сразу, несмотря на оперативную работу специальных противопожарных команд. В результате сгорела подъемная машина, а обрушившиеся бревна рухнули на колокольную форму.

Происшествие вынудило Моторина остановить работу и начать перепроверку форму (следовало убедиться, можно ли было продолжить литье). Мастер, тяжело переживший цепочку неудач, не успел завершить начатое им дело. 17 августа 1735 года он скончался. Место покойного занял его сын Михаил Моторин. Литье Царь-колокола без происшествий завершилось в ноябре.


В 1737 году Москву охватил страшный Троицкий пожар (назван так по отмечавшемуся тогда празднику Троицы). В это время колокол все еще оставался в яме, где его отлили. Существует несколько версий случившегося в тот злополучный день, но скорее всего яму залили водой, чтобы уберечь колокол от огня, в результате чего тот дал трещины и лопнул. От гиганта откололся 11-тонный кусок, а Троицкий пожар породил в фольклоре поговорку: «Москва от копеечной свечки сгорела».

Царь-колокол покоился в своей яме еще много-много лет. Было предпринято несколько попыток поднять произведение литейного искусства. В 1792-м и 1819-м гг. москвичей ждала неудача. Наконец, архитектор Иван Мироновский подготовил новый проект. В 1836 году он был осуществлен Огюстом Монферраном - архитектором Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Достопримечательность установили на постамент, на котором она покоится и сегодня. Имя «Царь-колокол» вошло в обиход уже после отливки. Первоначально его называли Успенским большим колоколом.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Для этого на вырыли котлован глубиной 10 метров, и поместили туда форму. Неподалеку рабочие построили 4 литейные печи. Для лучшего звучания колокола в сплав из меди и олова добавили 525 кг серебра и 72 кг золота. Украсили Царь-колокол орнамент и барельефные портреты царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

По официальной версии, во время пожара 1737 года сгорели деревянные балки, на которых держался колокол. Чтобы он не расплавился, начали лить воду. Из-за перепада температур от колокола откололся кусок, весом 11,5 тонны.

Но историю с пожаром могли придумать для путеводителей, а трещины, вероятно, появились из-за неправильного охлаждения - технологической ошибки литейщика. Возможно, поэтому Моторин попросил за работу всего 1 000 рублей, тогда как за литье более простых колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры он получил 6 000 рублей за каждый.

В 1836 году архитектор Огюст Монферран поднял Царь-колокол на постамент и поместил на его вершине шар и золоченый крест - символ державы. Так в Московском появился памятник литейного искусства.

Но у Царь-колокола были «прадед», «дед» и «отец».

В 1600 году Андрей Чохов отлил по приказу Бориса Годунова огромный колокол «Царь». Он весил около 40 тонн и находился в специально построенной клети. Но во время пожара в начале XVII века он упал и разбился.

В 1652 Алексей Михайлович поручил изготовить новый Царь-колокол Даниле и Емельяну Даниловым. «Дед» весил 130 тонн, но не отличался прочностью: при рождественских звонах 1654 года он разбился. Перелить колокол Алексей Михайлович доверил Александру Григорьеву. Вес нового колокола достиг уже 160 тонн. Его басовый звон звучал над Москвой более тридцати лет, но при пожаре 1701 года «отец» упал и разбился. Из осколков по приказу императрицы Анны Иоанновны отлили новый колокол.

В 1747 году мастер Слизов предлагал перелить Царь-колокол, а архитектор Форстенберг хотел даже впаять вышибленный край и уверял, что звук не пострадает.

Александр III даже хотел поставить в Кремле гигантскую Царь-колокольню. Но от дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Больше гигантских колоколов на Руси не отливали.

Говорят, что... ...Царь-Колокол перекрасили для маскировки во время Великой Отечественной войны.
...изначально отливку Царь-колокола предложили королевских золотых дел мастеру французу Жерменю. В ответ он рассмеялся: «Никто в мире этого сделать не сможет, господа», и от работы отказался.
...Царь-колокол разбил тяжелой рукой Петр Великий. Когда царь вернулся в Москву после Полтавского сражения, он приказал в честь победы звонить во все колокола. Но Царь-колокол не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его тяжелый язык. Петр разгневался и прислал в помощь звонарям роту гвардейцев. Язык колокола сорвался, но он не зазвонил. Петр в бешенстве ударил по колоколу дубинкой, и от него откололся кусок, а сам колокол загудел и ушел в землю.

По крайней мере, именно об этом свидетельствует надпись на беломраморной доске, укрепленной по распоряжению архитектора Августа Монферрана на лицевой стороне постамента, на котором и стоит памятник русского литейного искусства XVIII века: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни имп. Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день ». Подробности этой занимательной истории представлены ниже в виде интересных фактов.

1. Первые колокола-тяжеловесы появились на Руси в 30-е годы XVI века , когда литейный мастер Немчинов сделал сначала колокол весом около двух тысяч килограммов, а вслед за ним и другой – свыше восьми. Однако «прадедом» того самого Царя-колокола считается Большой Успенский, отлитый по приказу Бориса Годунова Андреем Чоховым . По свидетельствам очевидцев, гигантский колокол весил почти 18 тонн, и для того, чтобы привести в движение его язык, нужна была сила двадцати четырех мужиков. К сожалению, это «чудо» разбилось во время одного из пожаров в середине XVII века.

На смену ему по приказу царя Алексея Михайловича в 1654 году известный мастер-литейщик Данила Данилов и его сын Емельян отлили новый, еще больше и тяжелее. Колокол весом около 131 тонны подняли на деревянную звонницу колокольни Ивана Великого, но провисел он там до первого сильного удара, от которого рассыпался на куски.
На следующий год 20летний мастер Александр Григорьев вызвался за 10 месяцев отлить из обломков колокола Даниловых очередного гиганта. В итоге, у него получился Большой Успенский колокол, который по весу ничуть не уступал своему предшественнику. Он прослужил до 19 июня 1701 года. В этот день случился пожар. Деревянные постройки церкви Рождества Христово сгорели, колокол упал и разбился на множество осколков. Позже они были использованы при изготовлении настоящего Царя-колокола.

26 июня 1730 года императрица Анна Иоановна выпустила указ, согласно которому мастерам-литейщикам предстояло сделать колокол весом не меньше 160 тонн.

2. Поисками мастеров по поручению императрицы занялся граф Миних. Сначала он отправился за умельцами в Париж, где предложил взяться за колокол королевскому механику Жерменю , но тот, услышав о весе изделия, воспринял все как шутку и отказался. Хотя по другим сведениям, сильно удивленный и озадаченный француз все-таки согласился составить проектные документы.

Тем не менее, отливкой колокола занялись русские ремесленники: потомственный литейщик Иван Федорович Моторин и его сын Михаил.

3. Для начала, Моторин-старший сделал необходимые чертежи , отлил уменьшенную в тысячу раз модель будущего колокола и занялся расчетами, каким образом поднять колокол на Ивановскую колокольню. Оформив все основные документы, Иван Федорович отправил их в Петербург на утверждение. Разрешение на изготовление колокола пришло только в 1931 году.

4. Литейная яма глубиной 10 метров располагалась во внутреннем дворе Кремля , между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого. Ее стены были усилены дубовым срубом и выложены кирпичом. Дно укрепили дубовыми сваями и положили на них железную решетку, которая стала основанием для формы колокола. В центре ямы установили глиняный стержень, определявший внутренний объем будущего колокола. Затем из глины была сделана и форма.

5. Четыре печи, предназначенные для плавки металла, заработали 26 ноября 1734 года после торжественной службы в Успенском соборе Кремля. Однако 28 ноября у двух печей поднялись поды и медь ушла. На совете мастеров было решено продолжить плавильные работы на исправных печах, добавив в них недостающий металл. Для этого с московского Пушечного двора срочно привезли 600 колоколов по 27 тонн каждый и денежной меди общим весом 68 тонн. Однако в ночь на 29 ноября одна из перегруженных печей дает течь. Было решено приостановить работы. При этом самая главная неприятность ждала литейщиков впереди.

6. В разгар восстановительных работ 19 августа 1735 года умирает Иван Федорович Моторин. Дело по созданию колокола возглавляет его сын Михаил.

7. Царь-колокол высотой с ушками 6, 24 метра и диаметром в 6,6 метра был полностью отлит ночью 25 ноября 1735 года. Его вес превысил 200 тонн.

Для отливки было подготовлено не менее 250 тонн рабочего материала. Помимо меди, мастера использовали олово, а также 72 кг золота и 525 кг серебра.

Последняя плавка металла продолжалась 36 часов, а заливка формы заняла всего 36 минут. В каждую единицу времени поступало не менее 6 тонн металла.

8. Изначально, размещение имени литейщика на колоколе предусмотрено не было. Чтобы оставить свой «автограф», Иван Моторин через артиллерийскую контору подал соответствующее прошение в Сенат, откуда документ был перенаправлен на утверждение самой императрицы. И только после этого на колоколе появилась надпись: «Лил сей колокол росиской мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

9. С момента отливки колокола и вплоть до первой половины 1737 года продолжалась чеканка – художественная обработка «Царя».

Кстати, скульптором, работавшим над декоративным убранством гигантского колокола, был обучившийся ремеслу в Италии Федор Медведев . Ему помогали: Андрей Селиванов, мастера пьедестального дела Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтеев, Петр Серебряков и формовщик Луковников.
Интересно, что первоначально работать над колоколом должен был скульптор Карло Растрелли. Однако он запросил такую цену, что от его услуг отказались.

10. В мае 1737 года вспыхнул Троицкий пожар. В яму с колоколом начали падать горящие бревна. В итоге, раскаленный колокол залили водой, отчего по нему пошло 11 трещин и откололся кусок весом одиннадцать с половиной тонн.

Однако некоторые современные исследователи подвергают сомнению данный факт, утверждая, что трещины пошли из-за неправильной технологии изготовления колокола.

11. Всего было три попытки извлечь Царь-колокол из земли. Первые две – в 1792 и 1819 годах – не увенчались успехом. Третий раз за колокол взялся архитектор Август Монферран в 1836 году. Ему поручили поднять «Царя» и установить на пьедестал, потому как из-за многочисленных повреждений использовать его по прямому назначению было нельзя.

По приказу Монферрана над литейной ямой установили деревянные леса с системой блоков, канатов и воротов. Однако вытащить колокол удалось не сразу. Первая попытка из-за того, что колокол прилип к железной решетки, на которой стоял, провалилась – под излишней тяжестью несколько канатов просто не выдержали и лопнули. Новый подъем был назначен на 5 часов утра 23 июля 1836 года. После приготовления, занявшего около одного часа, примерно в 6:05 солдаты принялись извлекать Царь-колокол из ямы. И через 42 минуты он оказался на поверхности.

Спустя три дня, 26 июля, его установили на восьмигранный постамент, сделанный по проекту Монферрана из блоков белого известняка и красного кирпича, скрепленных между собой железными скобами и кованными штырями.
На этом самом постаменте Царь-колокол стоит и сегодня. Лицевую сторону подставки украшает табличка, на которой Монферран указал 4 августа как день подъема колокола из земли. Исследователи считают, что архитектор решил увековечить дату завершения всех работ, связанных с подъемом и установкой Царя-колокола на белокаменном восьмиугольном пьедестале.