Набережная реки крестовки 12 чей дом. Рассказ моей сестры

Фонарь-дракон, дача Марии Клейнмихель, Каменный остров, Санкт-Петербург

Фонарь-дракон на даче Клейнмихель и Чинизелли на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

Не правда ли, смотрится по-сказочному? А теперь пару слов о самой даче Марии Клейнмихель.

Особняк Клейнмихель, один из прекраснейших памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки. в 1893 году землю и дом (возведён для Э.Женьеса, руководителя французской театральной труппы в 1836 г. архитектором А. Штакеншнейдером) "сроком на 90 лет" приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году дом был восстановлен в первозданном виде. на сегодняшний день Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.

Особняк М. Э. Клейнмихель


Мария Эдуардовна была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, который через пять лет после свадьбы скончался. его отец — граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.

В 1904 году архитектор К. Г. Прейс перестроил дом Верховцевой, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. окончательный облик особняк Кляйнмихель приобрёл в 1904 г., когда по проекту арх. И. Претро был перестроен с использованием элементов готики. особенно интересно решение крыши с высоким шпицем главного дома, угловой башенки и обрамление пинаклями лепного картуша над входом с гербом Клейнмихелей. три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли, дочь владельца цирка, для которой Ф. фон Постельсом в 1909 году был выстроен из дерева двухэтажный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. вход в него вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель. стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной ещё одной перестройки дачи графини - в неоготическом стиле.

Неотъемлемой частью композиции дачи является ажурная кованая решётка с саламандрами, в звенья которой вплетены графически безупречно выполненные монограммы "МК" — Мария Клейнмихель. автором решётки, установленной в 1904 году, был К. Г. Прейс. в 1912 году на заводе "Сан-Галли" по проекту К. К. Мейбома выполнили неоготические ворота, круглые столбы которых увенчивались кованными фонарями. Несохранившиеся до наших дней интерьеры дачи известны по серии фотографий К. К. Буллы для журнала "Столица и усадьба" (владелицей которого была сама графиня), а также благодаря исследованиям, выполненным сотрудниками Музея города в середине 1970-х годов.

Саламандры украшают кованую ограду старой дачи, а драконы держат в пастях фонари.


"Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. -- Это была "гранд-дама" до кончиков ногтей, - свидетельствовала вел.княгиня Ольга Александровна, - и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками. Я слышала, что однажды вызываемые ею духи до того расшалились, что один из них сорвал с ее головы парик и открыл тайну ее плешивости. Думаю, что после этого случая она прекратила занятия подобного рода...» .
Это строки Йена Ворреса из его книги "Последняя Великая Княгиня" , написанной со слов вел.княгини Ольги Александровны, сестры императора Николая II.

Из потонувшего мира
Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель (1846-1931) оставила нам несколько прекрасных домов в Петербурге и книгу мемуаров "Souvenirs d"un Monde englouti" («Из потонувшего мира»). Отдельные главы этой интереснейшей книги вышли в издательстве «Петроград» в 1923г.

Лев Троцкий в «Истории русской революции» отзывался о книге так: «Циничные мемуары старой интриганки Клейнмихель с замечательной яркостью показывают, какой сверхнациональный характер отличал верхи аристократии всех стран Европы, связанные узами родства, наследования, презрения ко всему нижестоящему и... космополитического адюльтера в старых замках, на фешенебельных курортах и при дворах Европы» .

А вот что писала «Петербургская газета» 100 лет назад (июнь 1910 г.): «...многолюдные собрания на Каменоостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и «autocars» ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, также как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица и т.д., привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона» .

ДВА ДОМА
Сегодня о графине вспоминают обычно в связи с ее особняком-дачей на Каменном острове (фото в конце поста).
Это здание напоминает дворец из волшебной сказки. Ему посвящено множество публикаций (см., например, Архитектурный сайт Петербурга Citywalls или пост tata_cheshuina Особняк Клейнмихель).

В отличие от большинства дач на Каменном, особняк восстановлен и не закрыт глухим забором.
Интересные детали: в кованую ограду вплетен вензель инициалов графини «МК» (на фото ниже, за ним сплошная сетчатая ограда нынешних хозяев). А над входом герб Клейнмихелей с горящим Зимним дворцом. Свекор графини, ген.-адъютант, гр. П.А. Клейнмихель за героизм, проявленный во время пожара императорской резиденции в 1837г., получил право указом Николая I изобразить на своем гербе объятый пламенем Зимний.


Интерьеры дачи известны по серии фотографий К.К. Буллы. Это одна из комнат дачи

Менее известен дом графини на ул. Сергиевской (Чайковского), 33-37 (фото в заголовке поста).
Он был построен в 1893 г. архитектором В.Е. Патером в стиле, который можно назвать «предмодерн».

Сохранились решетка балкона с вензелем графини «МЭК»

и решетка ворот дома

Мария Эдуардовна жила здесь в квартире из 15-ти комнат на 2-м этаже (Л. Бройтман, А. Дубин. Улица Чайковского. - М.: "Центрполиграф").

Как вспоминал Вс. Рождественский, на один из «четвергов» графини сюда были приглашены Клюев с Есениным. «...За парадным ужином, под гул разговоров, звон посуды и лязг ножей, Есенин читал свои стихи и чувствовал себя в положении ярмарочного фигляра, которого едва удостаивают высокомерным любопытством. ... Когда они собрались уходить и надевали в передней свои тулупы, важный старик дворецкий с густыми бакенбардами вынес им на серебряном подносе двадцать пять рублей.
-Это что?- спросил Есенин, внезапно багровея.
-По приказанию ее сиятельства, вам на дорожку-с!
-Поблагодарите графиню за хлеб-соль, а деньги возьмите себе! На нюхательный табак!
И ушел, хлопнув дверью»
.

В революционную октябрьскую пору 1917 г. графиня проявила недюжинную смекалку по части своих владений. На даче, прежде чем появились погромщики, она забаррикадировала двери и повесила дощечку: "Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость".
Фокус удался. Графиня успела упаковать вещи и сделать приготовления для своего бегства из России. Лишь после ее бегства местный совет узнал, что его одурачили.

Свой дом на Сергиевской она умудрилась продать 24 ноября 1917 г. купцу 1-й гильдии Л.Б.Немировскому. Не нужно пояснять, что денежки Леонида Борисовича плакали.

БИОГРАФИЯ ГЕРОИНИ
Мария Эдуардовна Клейнмихель (урожденная Келлер), родилась в 1846 г. в Киеве.

Ее отец - гр. Келлер Эдуард Федорович (1819-1903), Минский губернатор, с 1863 г. сенатор, действительный статский советник. Мать - Мария Ивановна Ризнич (1826-?).
В музее Орсэ в Париже есть ее портрет работы Александра Кабанеля

Русская ветвь Келлеров восходит к гр.Людвигу-Христсфору, прусскому посланнику в Санкт-Петербурге. Семья Келлеров была лютеранского вероисповедания.

Брат Марии Эдуардовны- гр. Келлер Федор Эдуардович (1850-1904), генерал-лейтенант, герой балканской и русско-турецкой войн, кавалер многочисленных боевых наград. Погиб смертью героя в русско-японскую войну.

Другой ее брат - гр. Келлер Александр Эдуардович (1859-1938), камергер.

В 1872 г. Мария Келлер вышла замуж за Н.П. Клейнмихеля, полковника Преображенского полка. Через пять лет после свадьбы она овдовела.

Графиня состояла в родстве и свойстве с Барятинскими, Мещерскими, Ржевусскими, Сапегами, Витгенштейнами, Бенкендорфами, Деказами, де-Бовуар и многими другими аристократическими фамилиями России и Европы. Как говорят, она была приятельницей самого Кайзера Вильгельма, что едва не погубило ее в годы Первой мировой войны.

КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ 1914 ГОДА
На масленицу в конце января 1914 г. графиня Клейнмихель устроила в своем особняке грандиозный бал-маскарад для трехсот персон, ставший событием в большом петербургском свете.
Дизайнерское решение бала выполнил сам Лев Бакст. Украшением бала стали роскошные восточные костюмы участников и шествие из «Тысячи и одной ночи»

Вот строки из «Петербургской газеты»: «Светлейшая княгиня Наталья Павловна Горчакова была в оригинальном серебряном с белым индийском костюме,выполненном по рисунку Бакста, с вставками из золота и серебра, изображавшими горельефные арабские орнаменты, широко вырезанный корсаж отделан синим бархатом bleu person с оригинальными наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма,ослепительно белая и легкая, с белыми токами и эспри, жемчугом и бриллиантами, обрамлявшими лицо по-восточному. Изумруды, сапфиры и
серебряные кисти и бульонэ, также по Баксту, дополняли сказочное впечатление этого оригинального костюма»
.

Графиня вспоминает в своих мемуарах: «Была устроена кадриль, в которой участвовали племянницы хозяйки дома, а также княжна Кантакузен, внучка великого князя Николая Николаевича- старшего, верховного главнокомандующего в русско-турецкой кампании семидесятых годов, и ее сестра; затем был исполнен классический менуэт под музыку Моцарта. Известная своим умением танцевать графиня Марианна Зарнекау, дочь графини Палей, исполнила египетский танец с морским офицером Владимиром Лазаревым. Баронесса Врангель, урожденная Гуэн, ее подруга и Охотникова, сестра красивой графини Игнатьевой, ныне супруги генерала Половцова, танцевали имевший огромный успех венгерский танец; партнерами были два отменных танцора- граф Роман Подони и Жак дес-Лалайг. Князь Константин Багратион, зять великого князя Константина Константиновича, исполнил кавказские танцы, а княжна Кочубей и брат ее Виктор, граф Мусин-Пушкин и Григорий Шебеко, сын нашего посла в Вене, танцевали малороссийскую кадриль. Наконец великая княгиня Виктория Федоровна, супруга вел.князя Кирилла Владимировича вместе с вел.князем Борисом Владимировичем стали во главе восточной кадрили» .
Участвовать в этом танце вел.княгиня Виктория пригласила всех красивейших, изящнейших женщин Петербурга: княжну Ольгу Орлову, графиню Марию Кутузову, дочь английского посла Мюриэл Бьюкенен, княгиню Наталию Горчакову и многих других. Сохранилась фотография вел.княгини Виктории и вел.князя Бориса Владимировича в восточных костюмах

Бал омрачился одним событием. Графиня отказала в приглашении известному "светскому льву" и скандалисту Павлу Владимировичу Родзянко, брату председателя Государственной Думы. Она опасалась, что Родзянко рвется на бал, чтобы оскорбить кн. Константина Багратиона, с которым у него уже были столкновения, либо просто устроит скандал, пребывая в обычном для него полупьяном состоянии. За это Родзянко публично обещал ей отомстить и «заставить проливать кровавые слезы».

КАК ГРАФИНЯ УЗНАЛА О СВОЕМ ПОВЕШЕНИИ
Родзянко свое слово сдержал. 19 июля 1914 г. к графиня на Каменный остров прибыл корреспондент «Русского Слова» Руманов. Он сообщил, что Родзянко обзвонил редакции всех петербургских газет и сообщил, что графиня Клейнмихель передала в Берлин "в коробке от шоколада" план мобилизации русской армии. Она арестована и теперь уже повешена.

По городу сразу же поползли невероятные слухи. Некий жандармский полковник рассказывал, что он присутствовал на казни графини, которую повесили вместе с ненавидимым многими ген.Драчевским, причем графиня очень храбро умирала, а генерал просил пощады и дрожал от страха.
На следующее утро об этом сообщалось во многих газетах. Мария Эдуардовна отправилась в Зимний дворец и присутствовала, когда царь произносил перед народом свою речь об объявлении войны. Графиня вспоминает: «Проходя мимо меня, государь подал мне руку. Итак - нельзя было уже сомневаться, что я жива и здорова. Случайно приблизилась я к помощнику Фредерикса, ген.Максимовичу. ... Когда он меня увидел, он сделал такое изумленное лицо, будто перед ним стояло привидение, и сказал мне: «Профессор только что мне рассказывал, что вас вчера повесили» .
Через день она встретила в ресторане Кюба в кругу своих друзей самого Родзянко, как раз в момент рассказа о повешении. Увидев графиню, тот изменился в лице и исчез из ресторана.

С началом Первой мировая войны Мария Эдуардовна организовала в своём особняке госпиталь, который сама же и финансировала. Убранство интерьеров было перевезено в дом на Сергиевской.

ЭПИЛОГ
В «великую и бескровную февральскую революцию» графиню, которой исполнился 71 год, арестовали. Она якобы стреляла с крыши дома из пулемета по революционным отрядам. Ее доставили в Думу, но вскоре отпустили, убедившись в абсурдности обвинения.

И она увидела результаты «революционного творчества масс». Винный погреб разграблен, повсюду беспорядок и разорение. Особенно старались солдаты Волынского полка - того, где унтер-офицер Кирпичников выстрелом в спину убил своего командира. В особняке на Каменном острове они устроили состязания по стрельбе на парадной лестнице, украшенной портретами Государей из Дома Романовых. В глаза Императрицы Елизаветы Петровны тыкали горящими окурками, у Екатерины II вырезали нос, немыслимо изуродовали портрет Александра I.

В конце 1918 г. Клейнмихель уехала из России во Францию по паспорту, который с трудом получила через посольство Швеции.

Она умерла 19 ноября 1931 г. похоронена на кладбище в Версале вместе со своим братом Александром.

Интересная деталь: рядом находится могила известного мистика и эзотериста Александра Сент-Ив де Альвейдра (1842-1909).
Он был автором концепции Синархии (тройственной власти Императора, жрецов и воинов), представлявшейся ему в виде системы так называемых "Советов" (le Conseil). В 1877 г. Сент-Ив женился на Марии Ризнич, матери Марии Эдуардовны Клейнмихель, которая была старше его на 15 лет.
Племянник нашей героини, гр. Келлер Александр Федорович был учеником Сент-Ива.
Как говорят, он был масоном очень высокой степени посвящения. Именно ему достались три пакетика, на которых рукой Сент-Ива было написано дата алхимического опыта и точный вес заключенного в каждом из них золотого образца, добытого алхимическим путем.

А еще говорят, что большевики заимствовали термин «Советы» именно у Сент-Ива. Но, это уже совсем другая история.

Особняк графини М. Э. Клейнмихель

Этот дом на Каменном острове графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель арендовала в 1893 году сроком на 90 лет. В конце 1918-го ей с трудом удалось уехать во Францию. А особняк уцелел и красуется до сих пор — теперь он тоже в частных руках, но его владельцы, в отличие от графини, себя не афишируют.

Мария Эдуардовна Клейнмихель, урожденная фон Келлер, родилась в 1846 году в Киеве. Ее отец был губернатором Минска, с 1863 года — сенатором, действительным статским советником. В парижском музее д"Орсэ хранится портрет Марии работы Александра Кабанеля, датированный 1873 годом: изысканная молодая красавица в бальном наряде. В 1872 году она вышла замуж за генерал-майора графа Николая Петровича Клейнмихеля, а через шесть лет овдовела.

В 1893-м 47-летняя графиня арендовала особняк на реке Крестовке, в который вдохнула бурную жизнь."Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей, — свидетельствовала великая княгиня Ольга Александровна, — и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками", — писал в своей книге "Последняя Великая княгиня" Йен Воррес.

А вот что писала "Петербургская газета" в июне 1910 года: "...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона". Графиня состояла в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями: с Барятинскими, Мещерскими, Ржевусскими, Сапегами, Витгенштейнами, Бенкендорфами, Деказами, де-Бовуар. Говорили, что она была на дружеской ноге с кайзером Вильгельмом, что чуть не погубило ее в годы Первой мировой войны. Но все обошлось — и в те годы графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь.

Что касается архитектурного облика особняка, то он складывался постепенно, в его создании участвовал не один архитектор. Особняк в своем первозданном виде был возведен по проекту архитектора Штакеншнейдера в 1834-1835 годах для руководителя и актера французской театральной труппы Женьеса. Позже дом принадлежал жене серебряных дел мастера Верховцевой. При ней особняк был перестроен, с западной стороны появилась просторная столовая из дерева.

Графиня Клейнмихель решила придать дому неоготический стиль: это осуществил архитектор Мейб в 1911-1912 годах. По его проекту появился высокий шпиц — кровля пирамидальной формы, угловая башенка и лепные детали. Ажурная кованая решетка с калиткой и двустворчатыми воротами с монограммой хозяйки дома "МК" была установлена в 1904 году по проекту архитектора Прейса. В 1912 году на заводе "Сан-Галли" по проекту Мейба были изготовлены неоготические ворота с круглыми столбами, увенчанными фонарями. Сегодня буйная зелень и внутренняя сплошная ограда из пластика скрывают многие детали фасада — в том числе и кованые фонари, которые держат в пасти драконы.

Интерьеры особняка не сохранились, но зато в качестве документального свидетельства остались фотографии Карла Буллы, сделанные для журнала "Столица и усадьба" — его владелицей была сама графиня. Внутренний облик дома был тоже весьма впечатляющим. Стены особняка декорировали дубовыми панелями, большую гостиную украшал беломраморный камин с атлантами, перед ним — сфинксы на низких постаментах.

На масленицу, в конце января 1914 года, графиня Клейнмихель устроила в особняке грандиозный костюмированный бал — было приглашено триста гостей. Это стало событием в большом петербургском свете. В качестве главного дизайнера выступал сам Лев Бакст — он сделал эскизы некоторых костюмов. Гости выступали в роскошных восточных нарядах, было устроено шествие в духе "Тысячи и одной ночи". Фотографии бала сохранились до наших дней. Среди гостей были великие княгини Ольга Александровна, Мария Павловна, Виктория Федоровна, великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, принц Александр Баттенбергский, петербургские красавицы княгиня Орлова и Олив и другие светские знаменитости.

По некоторым свидетельствам, в дни февральской революции 71-летнюю графиню арестовали. Ее якобы обвиняли в том, что она стреляла по революционным отрядам, но вскоре отпустили. Когда она вернулась в особняк на Каменном острове, то увидела жуткую картину: винный погреб разграблен, революционные солдаты на парадной лестнице, украшенной портретами представителей рода Романовых, устроили пальбу и варварски изуродовали живопись. А в октябре 1917-го графине пошла на хитрость. До прихода погромщиков она повесила на ограду табличку: "Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость". Так она спасла свою жизнь.

В 1918 году графиня, продав дом и коллекцию, навсегда уехала из России во Францию, с трудом получив паспорт через посольство Швеции. После эмиграции хозяйки особняк национализировали и передали Объединенному клубу домов отдыха рабочих. В 1922 году графиня за рубежом издала мемуары под названием "Из потонувшего мира". В России они, как ни странно, тоже были опубликованы в 1923 году, но скорее всего со значительными купюрами цензуры — в этом издании всего 86 страниц, тогда как в иностранных — 304 страницы.

Графиня Мария Клейнмихель, последняя хозяйка особняка на Каменном острове, умерла 19 ноября 1931 года в Париже. Она похоронена на кладбище в Версале вместе со своим братом Александром.

В 1980-х годах интерьер особняка реставрировали, что окончательно его погубило, и особняк стал клубом отдыха Балтийского речного пароходства. Сегодня в здание попасть невозможно.

Мария Эдуардовна Клейнмихель, урожденная фон Келлер, родилась в 1846 году в Киеве. Ее отец был губернатором Минска, с 1863 года - сенатором, действительным статским советником. В 1872 году она вышла замуж за генерал-майора графа Николая Петровича Клейнмихеля, а через шесть лет овдовела.


Александр Кабанель. Портрет Марии Эдуардовны Клейнмихель (Келлер). 1873. Музей д’Орсэ

В 1893-м 47-летняя графиня арендовала особняк на реке Крестовке, который при ней стал настоящим центром светской жизни.«Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей, - свидетельствовала великая княгиня Ольга Александровна, - и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками», - писал в своей книге «Последняя Великая княгиня» Йен Воррес.



Общий вид особняка. Фото: Карл Булла

А вот что писала «Петербургская газета» в июне 1910 года: «...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона». Графиня состояла в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями. Говорили, что она была на дружеской ноге с кайзером Вильгельмом, что чуть не погубило ее в годы Первой мировой войны. Но все обошлось - и в те годы графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь.


Архитектурный облик особняка складывался постепенно, в его создании участвовал не один архитектор. Изначально он был возведен по проекту архитектора Штакеншнейдера в 1834-1835 годах для руководителя и актера французской театральной труппы Женьеса. Позже дом принадлежал жене серебряных дел мастера Верховцевой. При ней особняк был перестроен, с западной стороны появилась просторная столовая из дерева.



Гостиная. Фото: Карл Булла

Графиня Клейнмихель решила придать дому неоготический стиль: это осуществил архитектор Мейб в 1911-1912 годах. По его проекту появился высокий шпиц - кровля пирамидальной формы, угловая башенка и лепные детали. Ажурная кованая решетка с калиткой и двустворчатыми воротами с монограммой хозяйки дома «МК» была установлена в 1904 году по проекту архитектора Прейса. В 1912 году на заводе «Сан-Галли» по проекту Мейба были изготовлены неоготические ворота с круглыми столбами, увенчанными фонарями.



Терраса. Фото: Карл Булла

Интерьеры особняка не сохранились, но зато в качестве документального свидетельства остались фотографии Карла Буллы, сделанные для журнала «Столица и усадьба» - его владелицей была сама графиня. Внутренний облик дома был тоже весьма впечатляющим. Стены особняка декорировали дубовыми панелями, большую гостиную украшал беломраморный камин с атлантами, перед ним - сфинксы на низких постаментах.



Одна из комнат особняка. Фото: Карл Булла

На масленицу в 1914 году графиня Клейнмихель устроила в особняке грандиозный костюмированный бал - было приглашено триста гостей. В качестве главного дизайнера выступал сам Лев Бакст - он сделал эскизы некоторых костюмов. Гости выступали в роскошных восточных нарядах, было устроено шествие в духе «Тысячи и одной ночи». Фотографии бала сохранились до наших дней. Среди гостей были великие княгини Ольга Александровна, Мария Павловна, Виктория Федоровна, великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, принц Александр Баттенбергский, петербургские красавицы княгиня Орлова и Олив и другие светские знаменитости.



Участники бала в костюмах Бакста

По некоторым свидетельствам, в дни февральской революции 71-летнюю графиню арестовали. Ее якобы обвиняли в том, что она стреляла по революционным отрядам, но вскоре отпустили. Когда она вернулась в особняк на Каменном острове, то увидела жуткую картину: винный погреб разграблен, революционные солдаты на парадной лестнице, украшенной портретами представителей рода Романовых, устроили пальбу и варварски изуродовали живопись. А в октябре 1917-го графине пошла на хитрость. До прихода погромщиков она повесила на ограду табличку: «Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость». Так она спасла свою жизнь.

В 1918 году графиня, продав дом и коллекцию, навсегда уехала из России во Францию, с трудом получив паспорт через посольство Швеции. Она умерла 19 ноября 1931 года в Париже и похоронена на кладбище в Версале.

Особняк после эмиграции хозяйки национализировали и передали Объединенному клубу домов отдыха рабочих.В 1980-х годах интерьер особняка реставрировали, что окончательно его погубило, и особняк стал клубом отдыха Балтийского речного пароходства. Сегодня здание снова принадлежит частным владельцам и попасть в него посторонним посетителям невозможно.

Давно хотел рассказать об этом домике. Который хорошо реставрирован и блещет свежей краской.

Остальные фото в конце поста: мерзкий Фотобукет заблокировал старые фотки!

В начале 90-х годов наша фирма должна была реставрировать её для питерской Федеральной миграционной службы. Служба ещё только создавалась, работали там отставные кагэбэшники. Весёлые и солидные мужики с бегающими глазами. Невнятно намекали про цели и задачи своей службы. А я, наивный, думал, что сия служба для возвращения русских на Родину.

Но про политику хватит. Месяца два мы потратили на предварительный проект и смету, загрустили оттого, что это федеральный памятник, по которому надо делать кучу дополнительных согласований. А заказчик, узнав, что сроки ремонта растянутся более чем на год, от домика отказался. "Нам через три месяца надо уже открыться".

Так красивый домик остался без хозяина, медленно приходил в запустение. И вот отремонтирован.

Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов.

До того как стать объектом столь высокого статуса, усадьба была дачей нескольких известных в России персонажей и даже одним из «памятных ленинских мест». Первоначально на этом месте находилась дача Женьеса (руково- дитель и актер французской труппы театра). Проект дачи разработал А. И. Штакеншнейдер. Затем новые владельцы дачи еще не раз перестраивали и достраивали её. Только в 1893 г. уже имеющуюся дачу и право аренды земельного участка сроком на 90 лет приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель.

Интересный факт. Отец её мужа, генерал-адъютант, граф П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил право по именному указу Николая I изобразить на своем гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб можно и сегодня увидеть над входом в дачу.

Архитектурный облик усадьбы Клейнмихель формировался постепенно: в 1904 году архитектор К. Г. Прейс перестроил уже имеющийся дом, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. Три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли (владелица знаменитого цирка), для которой был выстроен из дерева двухэтажный особняк. Стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной еще одной перестройки дачи графини, на этот раз в неоготическом стиле.

Работы проводились в 1911-1912 годах по проекту К. К. Мейбома. С начала войны 1914 года в особняке был госпиталь, который графиня сама организовала и сама же его финансировала.

В 1918 году она навсегда покинула Россию самым анекдотичным образом. Во время всеобщего беспорядка графиня закрыла ставнями окна, заперла все двери и перед входом повесила написанное крупными буквами объявление: «Вход строго воспрещен. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Фокус удался из-за царившей вокруг сумятицы, и хозяйка дома успела упаковать некоторые из своих ценностей и сделать приготовления для своего бегства из России. Лишь после ее бегства местный совет узнал, что его одурачили.

В 1920 году здесь побывал Ленин, и потому дачу включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории. Это спасло уникальное здание от неминуемого разрушения в советские годы.

Однако главная историческая ирония заключается в том, что автору рассказов и повестей о Холмсе, Артуру Конан Дойлу, предок графини был известен. Сохранилось высказывание писателя о крупнейшем российском чиновнике П. А. Клейнмихеле (отце мужа графини):
«На погосте петербургской Александро-Невской лавры есть могила министра Клейнмихеля, которому благоволили гномы. Если навестить ее в полдень 4 января високосного года, то на свежем мокром снегу можно увидеть отпечатки крохотных босых ножек. Особняк этого чиновника до сих пор пугает и будет пугать, пока стоит, призраками и звуками, напоминающими ружейные выстрелы. Вот цена слова, в безвыходном положении данного человеком гномам древнейшего языческого племени Земли».

Остается добавить, что Конан Дойл описывал не особняк графини, т. к. к нему Клейнмихель уже не имел никакого отношения. Подтрунивая над министром-коррупционером, писатель вряд ли мог представить, что в доме предков генерал-адъютанта будут экранизировать один из эпизодов его произведения.

***
Особняк находится как раз напротив Летнего театра, который уж год ремонтируемый.

С любовью восстановлена вся ковка - ворота, решётки, светильники.

Сходите. Полюбуйтесь. А адресок щас чиркану:)