Родной язык – отца и матери язык учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему. Какой язык был родным для императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III? Есть у каждого язык, Что родной навеки, Без родного языка Нету человека! Мы пое

На первый взгляд, ответить на этот вопрос просто: родной язык – это язык моего народа. Но вот интересное высказывание замечательного русского поэта, декабриста, друга А. С. Пушкина Вильгельма Кюхельбекера: «Я по отцу и матери немец, но не по языку: до шести лет я не знал ни слова по-немецки; природный мой язык – русский».
Тогда, может быть, родным является государственный язык нашей родины – страны, где мы появились на свет и живём? Однако почему же, например, в моей родной Украине так много людей, которые неплохо владеют украинским языком, любят его, но дома, с друзьями говорят только по-русски? Они предпочитают русские фильмы и телепередачи, и даже все семь книг о Гарри Поттере прочитали в русском переводе, хотя украинский обычно появлялся на пару месяцев раньше. И подобные примеры можно найти в любой стране, в любое время…
В поисках истинного ответа на все эти вопросы обратимся к одному из лучших знатоков русского и украинского языков, создателю «Толкового словаря живого великорусского языка» и собирателю первого русско-украинского словаря Владимиру Ивановичу Далю. Его отец по происхождению был датчанин, а мать – француженка.
Обдумывая сложнейшую проблему научного определения национальной принадлежности человека, Даль пришёл к выводу: «Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Современные лингвисты использовали проницательные идеи Даля для определения понятия родной язык. Итак, родным для данного человека является тот язык, на котором он обычно думает. Как правило, это язык родителей, который младенец слышит и усваивает с первых часов жизни.
Повзрослев, мы этого, разумеется, уже не помним, но наши мамы начали общаться с нами сразу, как только впервые взяли нас на руки. Они разговаривали с нами, когда пеленали, кормили, укладывали спать. Не рассчитывая в первое время на нашу словесную реакцию, они всё-таки делали в своей речи паузы, необходимые для ответной реплики, а иногда и сами отвечали за нас, показывая пример, который мы неосознанно усваивали… Многие наши языковые знания и речевые умения появились, благодаря этому одностороннему, на первый взгляд, общению с мамой. Вот почему в некоторых европейских и азиатских языках нет такого понятия – родной язык, а есть – материнский язык.
«А я могу думать и по-русски, и по-украински, и по-английски, и ещё немного по-французски. Так что же, у меня четыре родных языка?». Похожие вопросы наверняка возникли у многих. Поэтому определение надо уточнить.
Дело в том, что есть разница между речевым общением и речевым мышлением. С большей или меньшей лёгкостью мы можем беззвучно, не открывая рта, общаться с воображаемым собеседником и даже с самим собой на любом изученном языке (лингвисты называют такое действие внутренней речью). Однако когда мы обдумываем план жизни на ближайший месяц, пытаемся понять и оценить неожиданный поступок подруги, ищем аргументы для серьёзного разговора с родителями, записываем в личный дневник важный вывод, когда нам очень плохо или, наоборот, очень хорошо – мы, как правило, мыслим на родном языке.
Почему так происходит? Да потому что на родном языке у нас и словарный запас больше, и грамматика его привычнее. Родной язык – это как бы правая рука нашего интеллекта, хорошо разношенная обувь наших мыслей. Иными словами, родным для человека является тот язык, на котором ему легче, удобнее всего думать, обдумывать, придумывать, то есть использовать своё речевое мышление в творческом, продуктивном, созидательном режиме.
Иметь верное представление о своём родном языке важно ещё и вот по какой причине. По данным Международной организации прикладной психолингвистики (ICPL), при обучении на неродном языке умственное и общее психическое развитие ребёнка замедляется на 20 – 40 процентов. Наверняка приведённая статья вызвала и другие вопросы. А если у отца и матери разные родные языки – каким будет родной язык ребёнка? Разве родной язык – это всегда язык родителей? А как же объяснить примеры Даля и Кюхельбекера? При каких условиях можно овладеть несколькими языками, как родными? Может ли человек в течение жизни поменять родной язык?..
Аргументы и факты для этих проблемных вопросов вы можете найти в другой статье на том же сайте – «Сколько родных языков может быть у человека?» (Поиск в Интернете: Светозар – страница Занимательная лингвистика – рубрика Язык и общество).
Однако настоящему учителю мало знать истину – необходимо донести её ученикам в яркой и памятной форме. Желаем Вам, уважаемые коллеги, вдохновения, настойчивости и удачи!

В. И. КОВАЛЁВ,
канд. пед. наук, учитель русского языка и литературы ССШ № 54 г. Луганска

3 комментария на «“В.И. Ковалев. КАКОЙ ЯЗЫК МНЕ РОДНОЙ?”»

    Господин доцент, Вы так уверенно сказали о том, что “Однако когда мы обдумываем план жизни на ближайший месяц, пытаемся понять и оценить неожиданный поступок подруги, ищем аргументы для серьёзного разговора с родителями, записываем в личный дневник важный вывод, когда нам очень плохо или, наоборот, очень хорошо – мы, как правило (Меня веселит это “как правило”. так Вы определяете родной язык на авось? это не правило, а как правило? – юзер), мыслим на родном языке”. Но сие можно утверждать только в том случае, если Вы сами в достаточной мере владеете иностранным языком и имеете опыт длительного общения на оном. В связи с этим вопрос. Скажите, пожалуйста, а) какими иностранными языками вы владеете? Ибо, чтобы утверждать, что родной язык – это тот, на котором кто-то думает о том, о чем не может думать на иностранном, нужно просто уметь хотя бы разговаривать и думать на этом иностранном. б) зная ваш ответ на первый вопрос, задам второй: а на основании чего же Вы все-таки решили, что человек, знающий иностранный язык, не может на нем думать о каких-то высоких материях? Есть какие-то лабораторные исследования, подтверждающие это? Данные психолингвистов, на которые вы ссылаетесь, апеллируют не к родному языку, а к языку, на котором человек общается и думает в повседневной жизни, то есть к функционально первому языку. Но наши дети, обучающиеся за рубежом, войдя в языковую среду, выучив язык, сделав его функционально первым, достаточно быстро акклиматизируются в этом образовательном пространстве. Более того, с трудом перестраиваются на обучение на родном языке. Так что же, следуя вашей логике, они поменяли родной язык? Короче: “что-то вы несуразное придумали)))” (С)

    • А мне досадно, что некоторые современные ученые пишут статьи не по результатам личных исследований, а основываясь на чьем-то мнении. А потом вместо того, чтобы искать истину и отвечать на проостые вопросы, стараются извалять оппонента в грязи, рассказать о том, что он недоученый, в отличие от великого и ужасного, считающего цитату и ссылку на авторитет самым главным аргументом. Это не наука, а способ самоутверждения. Я внимательно прочитал вашу статью. И повеселился. Я так и представил как вы, дабы определить, какой язык у человека родной, грозно ему приказываете: “А ну-ка подумай о сокровенном! Внеси запись в свой дневник!”. Не прикрывайтесь чужими именами. Попробуйте подумать)

    Мне тоже досадно, что есть такие “некоторые современные учёные”. Лично я не считаю цитату и ссылку главным аргументом. Когда стараюсь отыскать истину и ответить на непростые вопросы, то размышляю над классическими исследованиями в этой области и собственным опытом. В любом случае рад Вашей весёлой, жизнерадостной реакции на мои скромные рассуждения. Ведь “юмор – это спасательный круг на волнах жизни”.

    РОДНОЙ - РОДНОЙ, родная, родное. 1. Находящийся в кровном родстве по прямой линии. Родной отец. Родной сын. Родной дед. Родной прадед. Родная мать, дочь, бабушка. «И родной отец враг мне: неволит итти за нелюбого ляха.» Гоголь. || употр. по отношению к… … Толковый словарь Ушакова

    родной - Родственный, родственник, ближний, близкий, кровный. Братья единоутробные, единокровные. Они плоть от плоти нашей, кость от костей наших. См. домашний … Словарь синонимов

    родной - РОДНОЙ, ая, ое. 1. в зн. сущ., ого, м. Ирон. обращение. Ну что, родной, в хрюсло (лицо) хочешь? 2. Иностранный, сделанный за границей. А что, свитер то совковый (советский)? Не, родной. 3. Исконно присущий данной вещи, данному типу. У твоей… … Словарь русского арго

    РОДНОЙ - РОДНОЙ, ая, ое. 1. Состоящий в прямом (кровном) родстве, а также вообще в родстве. Родная сестра. Р. дядя. Гостить у родных (сущ.). 2. Свой по рождению, по духу, по привычкам. Р. край. Родная страна. Р. язык (язык своей родины, на к ром говорят с … Толковый словарь Ожегова

    родной - родной, кратк. ф. м. и ср. не употр., родна, родны и устарелое и в просторечии родный … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    родной - прил., употр. очень часто 1. Родным вы называете человека, который является вам кровным родственником по прямой линии, а также вообще любого родственника. Родная мать. | Родной брат. | Лера приходилась мне родной сестрой по отцу. 2. Родным вы… … Толковый словарь Дмитриева

    родной - а/я, о/е 1) Находящийся в кровном родстве по прямой линии, а также в любом родстве вообще. Родной отец. Родная мать. Родная семья. Юный Михаил по женскому колену происходил от Рюрика, ибо родная бабка его, супруга Никиты Романовича, была родная… … Популярный словарь русского языка

    родной - , ая, ое. Дорогой, близкий сердцу. == Родная [Коммунистическая] партия. патет. Советские люди единодушно и горячо поддерживают политический курс родной Коммунистической партии. Работница, 1984, № 5, 2. Рабочие завода горячо одобряют… … Толковый словарь языка Совдепии

    родной - I см. родной 3); о/го; м. Здравствуй, родно/й. II а/я, о/е. см. тж. родной, родная, родные, родненький 1) Находящийся в кровном родстве по прямой линии, а также в любом родстве вообще … Словарь многих выражений

    родной - (ая, ое) родная мать ба̄хан э̄нин; родной брат балдиохан ага; родной дом балдиохан дё̄ … Русско-нанайский словарь

    родной - ▲ близкий для (кого), душа родной близкий душе (# край). родимый. отчий. отеческий. близкий (# отношения). короткий. тесный. задушевный (# друг). закадычный. незабываемый. незабвенный. неизгладимый. памятный. до боли знакомый (# черты) … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Родной букварь. Учебно-методический комплекс в 4 частях. Часть 4 , Н. В. Антоненко , Т. М. Клименкова , О. В. Набойченко , М. В. Ульянова , Методическое пособие к учебнику `Родной букварь` предназначено для учителей и родителей. Пособие содержит научно-теоретический материал, представляющий природосообразную методику… Категория: Разное Серия: Биоадекватные учебники Издатель: ТРАДИЦИЯ , Производитель: ТРАДИЦИЯ , Купить за 331 грн (только Украина)
  • Родной простор. Демократическое движение. Воспоминания. Часть 4 , А. Э. Левитин-Краснов , Вашему вниманию предлагается издание РОДНОЙ ПРОСТОР. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ВОСПОМИНАНИЯ. ЧАСТЬ 4… Категория: Другие авторы мемуаров Издатель:

Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело я шел вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца:
«О, Боже, мать мою прости, прости меня, прости отца!»

Эти строки известного стихотворения великого татарского поэта Габдуллы Тукая не могут оставить равнодушными ни одного человека любой национальности. Через родной язык с раннего детства человек, как губка, впитывает в себя всю информацию об окружающем мире, воспринимает особенности мировоззрения своей национальной культуры, ее ценности и устои. Родной язык непосредственно связан с формированием личности, ее самоопределением. Но не секрет, что в современном мире глобализации и урбанизации все больше распространяется тенденция исчезновения языкового разнообразия народов, населяющих Россию.

В связи с этим в настоящее время появляется все больше правительственных программ по поддержке и развитию исчезающих языков этносов, населяющих Российскую Федерацию. Эти программы являются частью более крупных программ, направленных на этнокультурное развитие народов России, с одной стороны, и на укрепление единства российского народа — с другой. Задачи этих программ направлены на решение таких важных и острых вопросов, как развитие регионов и межнациональных отношений.

Заглядывая в историю России, можно сказать, что эти задачи стояли перед правителями нашего государства на всем протяжении его существования. Российские цари и императоры, от Иоанна Грозного до Николая II, понимали, что для процветания и благоденствия вверенной им страны очень важно сплочение огромного населения Российской Империи. И этому вопросу уделялось очень много внимания, и одним из направлений этой деятельности было просвещение через издательскую деятельность, издание книг на родных языках разных народностей. Благодаря этой деятельности у многих народностей вообще впервые появилась своя письменность и печатная продукция.

И совсем недавно я начала понимать, что мне, как татарке по национальности, было очень интересно узнать подробнее об истории родного языка в контексте российской истории, об изданиях и переводах книг на татарский язык. И первый же факт меня очень удивил: оказывается, первое печатное издание на татарском языке появилось при царе Петре I в 1722 году. Это был специальный «Манифест» с переводом на татарский язык. Целью этого издания было ознакомить население Прикаспия и Кавказа (татар, ногайцев, азербайджанцев, дагестанцев, балкар и др.) с причинами и задачами персидского похода. Экземпляр «Манифеста» сейчас хранится в СанктПетербурге, в Институте народов Азии и Африки РАН.

Дальнейшее издание книг на татарском языке было связано с просветительско-миссионерскими целями. Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации. Татарский народ имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и России в целом. И в правительстве всегда хорошо понимали важность полноценной интеграции татарского народа в жизнь российского общества. Так, во времена правления императриц Анны Иоанновны (1730-1740) и Елизаветы Петровны (1741-1761) была учреждена и успешно работала Контора новокрещенных дел, в деятельность которой также входило открытие миссионерских просветительских школ. Следует отметить, что, по результатам деятельности Конторы, число новокрещеных с 1740 по 1762 год составило почти 270 тысяч человек, часть из них были татары.

Исламская религиозная литература того времени в основном привозилась из-за рубежа, и эти книги были только на арабском языке. Но в 1802 г. по указу императора Александра I была заведена первая татарская типография при гимназии в Казани, и в течение всего трех лет в ней успели напечатать 11000 татарских азбук, 3000 Корана и до 10000 других книг религиозного содержания. После этого грамотность начала широко распространяться между татарами, и печатные книги стали расходиться в громадном количестве.

В это же время император Александр I издает именной указ Синоду, согласно которому требовалось обеспечить: перевод на татарский язык символа веры, молитв, краткого катихизиса; обучение татарскому языку в семинариях для кандидатов на места в татарских приходах. Первый перевод катихизиса на татарский язык был опубликован в 1803 г. Преподаватель Казанской духовной академии А. Трояновский в 1816- 1826 гг. издал татарскую грамматику и словарь татарского языка.

Большим событием для татарского народа явилось основание в 1804 г. Казанского университета, который вскоре превратился в крупный научный и культурный центр. С его открытием создались благоприятные условия для духовного развития не только русского населения, но и представителей других народностей.

В 1806-1820 гг. в Астрахани была открыта миссия Эдинбургского Библейского общества, которая также занималась переводами и изданием книг Священного Писания на тюркских языках. Деятельность этого общества осуществлялась также при финансовой поддержке императора Александра I и под охраной его войск. В 1817 году от Эдинбургского общества в Оренбургскую губернию было передано 4000 катихизисов на татарском языке. Книги были напечатаны арабским шрифтом и, как многие переводы того времени, содержали много арабизмов и были не очень понятны простым людям. В царствование Николая I (1825-1855) большое внимание уделяется использованию национальных языков в миссионерских школах. Многие христианские религиозные тексты также переводятся на татарский язык.

В это же время татарская типография при гимназии слилась с университетской. За последующие 20 лет в ней было выпущено арабским шрифтом 193 издания. Татарская азбука издавалась 33 раза тиражом до 10 тысяч экземпляров. Но современный письменный татарский язык имеет кириллическую основу, и у меня возник вопрос, когда же и по какой причине ее ввели в татарском языке.

При Казанской духовной академии в 1847 году была создана комиссия для перевода на татарский язык священных и богослужебных книг, в которой одно из главных мест занял преподаватель татарского и арабского языка Николай Иванович Ильминский. 11 лет трудилась комиссия над переводами на арабский язык книг Священного Писания.

Н.И. Ильминский первым задался вопросом, почему татары не воспринимают Священное Писание, которое им несут миссионеры, и понимал, что Священное Писание чуждо татарскому народу, потому что ему непонятен ученый арабский язык. Тогда Ильминский оставил труд одиннадцати лет, вышел из комиссии и начал всю работу заново. Именно он создал народную татарскую письменность и заново начал переводить христианскую литературу. Н.И. Ильминский писал: «Чтобы перевод действительно служил христианскому просвещению крещеных татар, для сего должно делать его на языке, совершенно понятном для них, т.е. разговорном, потому что книжного языка они не имеют. Чтобы совершенно прервать связь между татарами-христианами и магометанством, самый алфавит в означенных переводах следует употреблять русский с применением татарских звуков». Была создана азбука, грамматика — полностью разработана письменность разговорного татарского языка.

Позднее была создана новая комиссия с задачами перевода на народный татарский язык по системе Ильминского. В эту комиссию, кроме него, вошли профессор КДА Миротворцев (по переводам на монгольские языки), начальник Сибирской инородческой школы Яковлев (на чувашский и др. языки) и другие переводчики. Постепенно со всей России начали съезжаться в Казань те, кому приходилось заниматься переводами. Казань стала центром огромной переводческой деятельности. В Средней Азии трудились ученики Ильминского, переводя Священное Писание и богослужение на узбекский, туркменский, таджикский и другие языки. Это было огромное дело, аналогов которому не было на Западе.

В 1862 году был издан Букварь на народном татарском языке с русским алфавитом, приспособленным Н.И. Ильминским для татарского языка.

Конечно же, такая огромная деятельность требовала поддержки влиятельных лиц, высших чиновников и духовенства. И Николай Иванович был не один, его поддерживали Московские митрополиты — вначале митрополит Филарет (Дроздов), потом митрополит Иннокентий (Вениаминов), обер-прокуроры Святейшего Синода — граф Д.А. Толстой, потом К.П. Победоносцев, преподаватели Казанской духовной академии и общественность. Спустя несколько лет татарская письменность на основе кириллицы была принята повсеместно, и татарами-мусульманами в том числе. Наверное, не нужно объяснять, насколько важным стало это событие для татар, для их родного татарского языка и для России в целом. Ведь из истории нам известно, что на протяжении многих веков татары, хоть и входившие в состав народов Российской Империи, свои чаяния и надежды на будущее возлагали на восточные мусульманские страны. В народе среди татар ходили поверья, что в будущем настанет день, когда турецкий султан освободит татар от русского православного правительства и установит правоверное мусульманское государство.

В настоящее время в Татарстане и Башкортостане я тоже наблюдаю эту опасную тенденцию. Всего десять лет назад я представить не могла, что в нашей обычной татарской деревне девушки вдруг начнут ходить в хиджабах. А новость, что один из местных молодых парней, которого я считала неверующим, осужден и посажен в тюрьму за распространение экстремистской мусульманской литературы, вообще повергла меня в шок. И это все происходит среди татарского населения, где очень часто встречаются смешанные русскотатарские браки, и на моей памяти никогда не было межнациональных конфликтов. Конечно, эти события наталкивают на грустные мысли и переживания о будущем своей семьи, близких и своей родины.

Мои личные поиски себя и смысла жизни тоже происходили бурно и неоднородно. В постсоветское время на нашу страну хлынуло целое море всяких учений из разных религий мира, буддизма, индуизма и разных сектантских вероучений, и было очень модно разбираться в этих направлениях, быть в курсе, считаться осведомленным. Первое же знакомство с христианством произошло в Латвии, где протестантские миссионеры вручили мне маленькие брошюрки о жизни Иисуса Христа и несколько молитв: они мне показались очень интересными, и я даже дала почитать их своим детям. В начале 90-х годов я начала выписывать журнал «Наука и религия», где печатались иконы Божией Матери с короткими молитвами. Совершенно интуитивно и неосознанно я их вырезала и берегла, хотя тогда еще совсем не могла осмыслить и объяснить свой интерес к православным иконам. Но позднее, когда пришло внутреннее понимание, что нужно как-то самоопределиться, решение было принято в пользу ислама. Логика, казалось, была проста: татарка — значит мусульманка.

Но несколько лет назад произошли события, которые кардинально изменили мою жизнь и жизнь моей семьи. Моя дочь поехала учиться в Санкт-Петербург и по возвращении приняла православное крещение в одном из храмов г. Уфы, а позже снова уехала, теперь уже работать, в Северную столицу. Она очень долго не могла выйти замуж. Все вроде бы для этого было — и желание, и даже ухажеры, но почему-то всегда что-то не складывалось, я и родные очень переживали за нее. Все ее подруги давно уже были замужем и занимались семьей, и было видно, что она часто мучается вопросом, что же с ней всетаки не так? И вот когда ей было уже 28 лет, через несколько месяцев после того, как она крестилась и немного поработала в православной общине, ей сразу же сделали предложение выйти замуж. Для нее и для меня, конечно же, это было потрясением и радостью. И сейчас она уже несколько лет замужем за очень хорошим человеком и счастлива. Это радостное событие я связываю с еще одним важным событием в моей жизни.

Я приехала в Санкт-Петербург в гости к дочери и познакомилась с о. Александром и членами Общества памяти игуменьи Таисии. Тогда у меня еще не было мыслей о крещении, но очень запомнились слова батюшки, что семья, как дерево, и если само дерево хорошее и здоровое, то и ветви этого дерева будут хорошими и плодоносными. Поразмыслив на досуге над этими простыми, казалось бы, и очевидными словами, я поняла, что если приму Православие, то и сама, и мои дети, мы все изменимся к лучшему. И, как бы в подтверждение этих слов, через 2 года после моего крещения мой сын, который твердо считал себя мусульманином, сам изъявил желание принять Православие и крестился.

Однажды, возвращаясь из Санкт-Петербурга в Уфу на поезде, в купе я ехала с молодой женщиной, которая разговаривала на татарском языке. Поговорив о многом, мы разговорились с ней о религии, и речь зашла о молитвах, о понимании их значения, и тут она призналась, что приняла крещение, чтобы молиться осознанно. Она считала: чтобы понять мусульманские молитвы, надо знать арабский язык, а произносить молитвы, не зная о чем, она не смогла. Тогда же она показала мне очень красивую небольшую Казанскую икону Божией Матери, которую она постоянно возила с собой.

Спустя некоторое время о. Александр предложил мне перевести на татарский язык книгу «Православный катихизис», изданную Обществом памяти игумении Таисии, чтобы читатели из Татарии и Башкирии могли на своем родном языке познакомиться с основами Православия, изложенными преподавателем Московской духовной академии Иваном Александровичем Глуховым на своих лекциях и кропотливо записанными батюшкой во время его учебы в семинарии. Это предложение меня очень обрадовало, и я была благодарна ему за такую возможность.

Приступая к работе по переводу книги «Православный катихизис», мне казалось, что у меня достаточно знаний о Православии, но чем дальше шла работа, тем больше я понимала, что ошибаюсь. Я заметила, что нахожу в книге множество ответов на вопросы, которые уже давно меня волновали. И это очень важно, что в нашем суетном мире есть такая книга, где так кратко и понятно изложены бесценные знания о мироздании, о человеке и его отношении к Богу, к своей жизни и другим людям. Еще хотелось бы отметить, что после прочтения этой книги начинаешь больше задумываться о своей греховности и о том, насколько мало мы придаем ей значимости в суматохе житейских дел.

И, конечно же, было очень приятно, что «Православный катихизис» — книга, необходимая в каждом доме, — переводится на мой родной татарский язык, и мои соотечественники тоже смогут почерпнуть духовные богатства, собранные в этой замечательной книге.

Прочитав книгу «Православный катихизис» на татарском языке, моя знакомая, татарка по национальности, рассказала, что не могла даже представить, насколько важные знания изложены в этой книге. Она говорила: «Я словно проснулась и на жизнь стала смотреть совсем по-другому. Как-то стали меняться мои отношения с людьми. Сама стала больше проявлять терпения к своим близким и стала лучше себя чувствовать. После смерти мужа я была в смятении и со временем тяжело заболела, не могла даже ходить на работу. А прочитав эту книгу и постоянно переосмысливая написанное в ней, я взглянула на себя, на свое душевное состояние, на свою боль совсем по-другому. Я начала как бы оживать и посоветовала прочитать эту очень ценную книгу своим детям». Теперь она вышла замуж, и от общих знакомых я узнала, что у нее все хорошо.

Перевод на татарский язык имеет очень важное значение еще и потому, что это второй после русского по распространенности в России язык. Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Специалисты выделяют три диалекта: западный (мишарский), средний (Среднее Поволжье и Приуралье) — опорный, на нем говорит большинство татароязычного населения Татарстана и Башкортостана, и восточный (сибирско-татарский) диалекты. Перевод книги «Православный катихизис» сделан на современном татарском языке, который по фонетике, лексике и морфологии близок к среднему диалекту, и, поскольку я проживаю в северо-восточной части Башкортостана, в переводе читатели могут заметить влияние златоустовского говора, присущего данной местности.

Возможно, перевод сделан неидеально, и моих знаний и стараний не хватило, чтобы избежать всех ошибок и недочетов, возникающих при переводе. Но очень надеюсь, что читатели смогут простить мне их, и в дальнейшем будут переиздания катихизиса с учетом пожеланий читателей.

Сейчас, по прошествии времени, я стала еще сильнее осознавать, насколько важно издание духовных книг именно на родном для читателя языке. Это понимали и раньше, несколько столетий назад, понимают и сейчас те, кто дорожит культурой родного народа и ролью Православия в ее сохранении. И я очень благодарна Богу, что смогла принять хотя бы малое участие в таком важном и большом деле.

Алла Садретдинова

В высших кругах Европы знание нескольких языков всегда приветствовалось. Но как же обстоят дела на самом деле?

Наверное, никого не удивишь знанием английского - международного языка общения и деловых переговоров.

Проще в этом плане детям из смешанных браков -билингвам с ранего детства, а порой и трилингвам.

Кто же самые скромные знатоки, а кому причитается первое место?

К сожалению, королевская семья Британии не славится знанием иностранных языков. А первое место по праву может принадлежать правящей герцогской семье Люксембурга: дети с детства билингвы (папин люксембургский, мамин испанский), и кроме того, они свободно изъясняются на английском, французском и немецком языках.

Конечно, не стоит забывать. что перед каким-нибудь важным визитом, представители королевских семейств обязательно проходят интенсивный спецкурс государственного языка конкретной страны.

Если вам предстоит встретиться каким-нибудь представителем королевской семьи Европы или мира, на каком языке вы будете изъясниться?

Ниже - полезная информация.

Королева Дании Маргрете говорит на английском

Великобритания

Традиционно британские аристократы изучают в школе французский язык.

Королева Британии Елизавета неплохо владеет французским, ее супруг герцог Эдинбургский изъясняется на немецком,французском и английском. Урожденный принц Греческий и Датский, Филипп позже пытался изучить даже греческий. Дети королевы в школе учили французский, однако ни один из них не изъяснется хорошо на этом языке. Покойная Диана иностранными языками также не владела. Она пыталась учить французский в пансионате, но забросила это дело. Принц Уэльский выучил на начинающем уровне валлийский язык. Уильям и Гарри в школе учили французский, Уильям также пытался учить суахили. Во время канадского тура Уильям выступил с французской речью, на которой, он, вероятно, давно не изъяснялся. Его супруга Кэтрин, по слухам, владеет разговорным уровнем французского и итальянского.

В семье Виндзоров, полиглотами, пожалуй, являются представители Кентской ветви династии. Принц Майкл Кентский владеет русским, получив диплом военного переводчика. Его дочь Габриэлла владеет испанским. В семье старшего сына герцога Кентского дети владеют несколькими языками.

Принц Уильям говорит по-французски в Квебеке (квебекцы ожидали большего)

Норвегия

Королева Соня, кроме родного норвежского, владеет хорошо английским и французским.

Итак, кроме родного норвежского...

Король Харальд - английский

Кронпринц Хокон - английский

Кронпринцесса ММ - английский

Принцесса Марта-Луиза - родной норвежский, английский, немного нидерландский.

Кронпринцесса ММ (английский)

Швеция

По праву первое место принадлежит королеве Сильвии, переводчику по профессии - билингв (родной язык отца немецкий, родной язык матери португальский, выросла в Бразилии), а также английский, шведский, испанский, французский. К тому же, она владеет жестовым языком.

Король Карл-Густав - родной шведский, английский, немецкий

Кронпринцесса Виктория -родной шведский, английский, немецкий, французский

Принц Даниэль - родной шведский и английский.

Принцесса Мадлен - родной шведский, немецкий, анлийский. немного французский

Крис О"Нил - билингв, владеет английским и немецким, но шведский пока не смог осилить.

Принц Карл-Филипп -кроме шведского, английский.

Принцесса София - родной шведский и английский.

Кронпринцесса Виктория говорит по-немецки

Кронпринцесса Виктория, принцесса Мадлен и принц КФ говорят на английском

Дания

Кроме родного датского:

Королева Маргрете - отличный английский, французский, немецкий, шведский

Кронпринц Фредерик и принц Иоаким - английский, французский (родной язык их отца принца Хенрика, француза по происхождению), немецкий

Кронпринцесса Мэри - родной английский, датский, по слухам после замужества выучила французский

Принцесса Александра, графиня Фредериксборгская, бывшая жена принца Иоакима -английский, французский, немецкий, французский, датский, кантонский, японский (3 года обучения в Японии)

Принцесса Мари - родной французский, английский, итальянский, датский

Бельгия

Королева Матильда - французский, фламандский,английский, итальянский, испанский

Король Филипп - французский, фламандский, немецкий, итальянский, французский, испанский

Дети принцессы Астрид и принца Лоренцо - французский, фламандский, немецкий, английский

Королева Паола - французский, английский, итальянский, немецкий

Короля Бельгии и его сестру обвинили в недостаточном знании фламандского языка.

Нидерланды

Королева Максима - родной испанский, нидерландский, английский, итальянский, французский

Король Виллем-Александр - родной нидерландский, отличный немецкий, английский, французский, испанский

Принцесса Беатрикс - родной нидерландский, английский, французский, немецкий, итальянский, немного датский

Король ВА говорит на немецком, а Максима на английском

Французский королевы Максимы

Марокко

Король Мохаммед VI - родной арабский, французский (марокканцы франкофоны), испанский, английский

Принцесса Лалла-Сальма - родной арабский, отличный французский, английский, испанский

Английская речь принцессы Лаллы Сальмы

Монако

Принцесса Грейс говорила с детьми по-английски, князь Ренье по-французски, а между собой дети изъяснились по-французски.

Князь Альбер - билингв, родной французский + английский (американский диалект), итальянский, немного немецкий

Княгиня Шарлин - родной английский, немного африкаанс, с французским Шарлин приходится сложно

Принцесса Каролина - родной французский, английский (родной язык матери), итальянский, немецкий

Андреа, Пьер и Шарлотта Казираги - французский, английский, итальянский, немного немецкий

Принцесса Стефания -билингв. как и ее старшие брат и сестра, владеет французским и английским

Люксембург

Великая герцогиня Мария-Тереза - родной испанский,люксембургский, немецкий, французский, итальянский и немного английский

Великий герцог Анри - родной люксембургский, немецкий, французский, английский

Дети пары также владеют нескольким европейскими языками. Наследная герцогиня Люксембурга Стефания говорит по-русски, про ее уровень мало что известно. но все же это официальная информация. Родной язык Стефании -французский.

Испания

Королева София - родной греческий, отличный английский, испанский, немецкий (высшее образование), французский

Король Хуан-Карлос - родной испанский, каталанский, французский, итальянский, португальский, английский

Инфанта Кристина - родной испанский, английский, французский, греческий, каталанский

Инфанта Елена - английский, французский, каталанский (и родной испанский, разумеется)

Королева Летисия - родной испанский, английский

Король Фелипе - родной испанский, каталанский, английский, французский

По слухам, инфанты Леонор и София учили в школе китайский.

Будущий король Фелипе (английская речь)

Будущая королева Летисия (английская речь)


В семье эмира Катара говорят на английском и французском, кроме родного арабского.

Княгиня Мария Романова и ее сын Георгий также говорят на нескольких иностранных языках. Княгиня Мария Владимировна отлично владеет русским, английским, французским и испанским языками. Она также владеет в меньшей степени арабским, немецким и итальянским. Князь Георгий владеет в разной степени русским, английским, немецким, французским и испанским языками.

Английская речь княгини

Постоянное проживание в одной и той же среде не дает возможности в полной мере понять, что значит родной язык для человека. Когда нет трудностей в преодолении языкового барьера, мало кто задумывается о роли общения для психологического, морального состояния каждого индивида. Поколебать уверенность и покой иногда может только приезд иностранцев. Даже малейшая разница в языках с жителями стран дает понять, насколько трудно приходится человеку без понимания речи собеседника.

Значимость разговорного навыка в жизни человека

С самого рождения ребенку прививают знания, навыки, которые помогут в жизни. И именно речь - это одно из наиболее важных умений, которыми овладевает маленький человек. Вспомните, как неловко себя чувствуешь, когда не можешь понять, что же конкретно хочет от тебя малыш двух лет. Лепеча и коверкая слова, он изо всех сил пытается донести свою точку зрения, желание, эмоции. И если взрослым просто трудно понять такой «разговор», то ребенку подчас еще сложнее. Несмотря на все его усилия, он так и остался неуслышанным. Именно с такого возраста важно формировать у детей понимание того, что значит родной язык для человека, прививать любовь к слову.

Как воспитать в к родному языку?

Очень важно помогать детям учить язык. И это касается не только школьной программы. В учебных заведениях педагоги отшлифовывают уже полученный малышом базис, расширяя словарный запас, исправляют некоторые ошибки, которые присутствуют в речи ребенка и его окружения. Но нельзя все надежды возлагать только на школьную программу, которая ограничена рамками, временем и методиками. Педагоги не всегда могут донести до своих учеников роль родного языка в жизни человека. Обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней непринужденной обстановке станут залогом не только совместного времяпрепровождения, но и сохранности родного языка.

Язык народа - зеркало его души, культурное наследие

Язык - это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. В мире насчитывается более 6 тысяч разных языков. Какие-то из них похожи, и представители расположенных рядом стран могут понять устную речь друг друга полностью или частично, другие абсолютно непонятны и не имеют ничего схожего с родным для человека наречием. Даже в пределах одной страны могут быть в ходу разные диалекты.

Каждый из них - это изюминка края, его душа. Ведь язык - это отображение мысли как одного отдельно взятого человека, так и группы людей, целой нации. Это определяющая составляющая национального единства, объединяющая разных по духу, способу существования, социальным аспектам людей. Высказывание Э. Сепира очень характерно описывает роль языка в становлении культуры как явления и культуры отдельно взятого человека: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают».

В гостях хорошо, но дома лучше

Тем легче осознать, что значит родной язык для человека, чем дальше он находится от родного дома. Очень остро эту проблему ощущают эмигранты, которые в силу разных обстоятельств вынуждены были покинуть свою родину. Необходимость в общении, которую невозможно удовлетворить в полной мере при помощи разговора на чужом наречии, подталкивает людей на создание групп по интересам, общин, диаспор. Очень часто такие сообщества хранят вековые традиции куда более трепетно и надежно, чем их соотечественники, не испытывающие трудностей подобного характера.

Очень важно иметь возможность ежедневно слышать, говорить, осознавать родной язык. В он является некой тропинкой, связывающей его с домом и близкими людьми. Не зря многие, не выдержав разлуки с родным краем, страдая от ностальгии, так и не могут прижиться на чужбине. Часто причиной этого становится не только экономический аспект, разная ментальность и привычки. Невозможность свободного общения на том языке, на котором думаешь, становится непреодолимым препятствием на пути к постоянному проживанию за границей.

Ведь отсутствие разговорной практики, письма, чтения могут привести к забыванию, искажению даже родного языка, которым человек пользуется с самого рождения. Конечно, некие бытовые фразы, впитанные с молоком матери, не исчезнут навсегда, но словарный запас, возможность свободно и без акцента разговаривать могут быть утеряны. Тем важнее стараться сохранить частичку своей родины, лелеять и воспевать ее посредством слова.

Нужно ли учить ребенка родному языку, проживая за границей?

Для каждого человека родной язык - это язык, на котором он разговаривает с рождения, это колыбельные мамы, первые вопросы и ответы. Однако как быть с детьми, рожденными в чужой для родителей стране, или теми, кто переехал в новую местность еще совсем малышом? Как определить, какой язык родной для них? Как объяснить разницу между двумя разными способами выражать свои мысли и чувства?

Тенденции современного мира таковы, что знание нескольких иностранных языков - это уже не прихоть или желание родителей. Чаще всего это необходимость, без которой во взрослой жизни трудно сориентироваться, устроиться на хорошую работу. Психологи и педагоги утверждают, что малышу гораздо проще выучить язык, чем взрослому человеку. При этом основная база закладывается в очень юном возрасте, еще до школы. Способность мозга воспринимать информацию в данный период жизни колоссальная. Дети, проживая в двуязычной стране или семье, свободно могут общаться как на общепринятом, так и на родном для себя языке.

Родителям очень важно уделять много внимания именно родной речи, ведь школа, общение со сверстниками помогут ребенку грамотно и четко изъясняться на нужном для жизни языке. Но полное отсутствие или недостаток практики приведут к тому, что родной язык полностью сотрется из памяти, забудется и оборвется незримая нить, соединяющая человека и его родину.

Как преодолеть языковой барьер

Часто проблемы в общении возникают из-за неспособности человека решить эту задачу. Обширный словарный запас, понимание основ грамматики, способов построения предложений все равно не дают возможности свободного общения. Такие трудности происходят из-за непонимания именно разговорного языка. Приобретение нужных навыков происходит только во время живого общения, посредством чтения художественной литературы, периодики, просмотра кино. При этом важно не забывать совершенствовать произношение отдельных слов и фраз. Что значит родной язык для человека, поможет выяснить владение несколькими наречиями. И только ощущая разницу, можно действительно понять, насколько сильно любишь свою страну и ее язык.