Уточняющие союзы. Предложения с уточняющими обособленными членами

Термин уточняющие обособленные члены предложения , как правило, употребляется в широком значении для обозначения уточняющих , пояснительных и присоединительных членов предложения . Такими членами предложения могут быть и главные, и второстепенные.

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Например: Его сообразительность, вернее быстрота реакции , поразила меня (подлежащее). Внизу, в тени , шумела река (обстоятельство).

Чаще всего уточнения требуют обстоятельства места и времени , поскольку они в предложении могут быть обозначены очень общо и неопределённо такими словами, как там, туда, оттуда, впереди, сзади, везде, всюду, тогда, потом, теперь и т. п.

Именно такие общие указания на пространство и время обычно нуждаются в конкретизации и переходе от более широкого понятия к более узкому.

Например: Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть. (А.Чехов) Там, ниже , мох тощий, кустарник седой. (А.Пушкин)

Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть) .

При этом довольно часто пояснительные члены предложения (главные и второстепенные) присоединяются при помощи слов то есть, именно, а именно, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, по имени, по прозвищу, особенно . Иногда присоединительные слова отсутствуют, но их можно мысленно подставить.

Например: В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам. (Ф.Достоевский) Из лесного оврага неслось воркование диких голубей, или горлинок . (С. Аксаков) Даже любимцы царя, преображенцы , чувствовали себя как бы покинутыми своим державным вождём. (Д. Мор-довцев)

Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания, сообщаемые попутно, как дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только .

Например: Над ним часто посмеивались, и справедливо . По ночам, особенно в грозу , поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо. (И. Бунин)

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединителных членах предложения

Уточняющие члены предложения

1. Уточняющие члены предложения, относясь к тому или иному слову в предложении, сужают понятие, им выражаемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, степени, меры, образа действия.

Например: Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); В роще, за плотиной , гукала выпь (М. Г.); Там, на горизонте , откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света (М. Г.); Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта , по лугам были разбросаны серебряные пятна (М. Г.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему (Булг.); Всюду, и вверху и внизу , пели жаворонки (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть .); Попытаться разглядеть Аксайское урочище там, на западе , на степном скате предгорий (Айтм.); Мы просто стояли в стороне, у закрытого амбара (Нил.); Наконец однажды, в середине дня , за рекой, в темноте, вдалеке, как всегда, вспыхивали и гасли огоньки (Нил.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.).

Уточняющими членами предложения могут быть также определения и подлежащие. Обычно уточнения касаются возраста, цвета, размера и др.

Например: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Длинная, в несколько верст , тень ложилась от гор на степи (Л. Т.); Ему нравился этот душистый, вкус мед а, напиток (Сол.); Именно в тот канунный, перед бурей , год случились некоторые значительные для Ивана Матвеича происшествия (Леон.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.); Самый большой щит, метров в пять шириной , занимал середину левого ряда (Чук.).

1. Уточняющие члены, которые акцентируются в большей степени, выделяются тире.

Например: Сергей Сергеич подошел к Андрею, больно - со злинкой - похлопал его по щеке (Шукш.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточняется член предложения со значением неопределенного количества.

2. Уточняющие определения могут конкретизировать значение местоимений этот, тот, такой.

Например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.); ...Светло-голубые глаза и пепельно-русые волосы как-то скрашивали этот, не особенно заметный , недостаток (М. Г.).

3. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов). Поскольку выделяется вводное слово, запятая после уточняющего члена не ставится .

Например: Любая годичная сессия академии - это, конечно же, в первую очередь добросовестный отчет ученых. Отчет о том, каких высот, а точнее, глубин удалось добиться в познании природы... (газ.).

4. Уточняющий смысл члена предложения может быть подчеркнут как ситуативное совпадение , хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение.

Например: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру в халате и шлыке, фигуру не то старика, не то старухи (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временное значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временное значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения не требуют ;

Сравните: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал...

Пояснительные члены предложения

1. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми.

Ими могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения, как правило, могут иметь указание на их пояснительный характер, т.е. иметь специальные союзы то есть, а именно, или (в значении "то есть")

Например: Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Слева от дороги зеркало в камышах, и все здесь в степи. Не настолько большое, чтобы казаться выпуклым, то есть не море, не озеро, а именно – пруд (Сол.); Она пойдет в сад и приведет в порядок малину, то есть обломает старые сохлые и привяжет к колышкам молодые побеги (Сол.); В беспредельности новых и новых открытий, в раскате невероятных происшествий я впервые почувствовал себя не чеховским Чечевицыным, не гимназистом, мечтающим убежать в пампасы, а истинным читателем, то есть человеком , который в долгожданный час остается наедине с книгой (Кав.).

2. При наличии слов, предупреждающих о пояснении, ставится тире.

Например: Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим (Л. Т.); Одно интересовало его в последнее время – живопись ; Цель, поставленная перед отрядом, была одна – до рассвета дойти до леса . В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз: Байкал славен и свят другим – своей чудесной, животворной силой (Расп.). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях без специальных предупреждающих о пояснении слов: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная – до рассвета дойти до леса ; Погода-то самая подходящая – пурга (Нил.).

Однако в печати при подобных пояснениях употребляется и двоеточие, что может быть воспринято как вариантное оформление конструкции с более подчеркнутым пояснением.

Например: ...Поставил себе государственную задачу: обезопасить торговые пути в Бухару, Хиву (Гран.); Настроение одно: работать лучше (газ.).

3. Среди пояснительных членов предложения особняком стоят согласованные определения с пояснительным значением.

Они не выделяются знаками, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. Пояснение возникает при особых по значению определениях – они несут общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность.

Например: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Барузд.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.).

Пояснение может возникнуть и при другой, противоположной ситуации, когда первое определение абсолютно конкретно, оно выражено порядковым числительным, а второе определение поясняет его иными словами.

Например: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) – т.е. "тридцатая, оказавшаяся последней " (сочетание тридцатая последняя верста абсурдно, так как предполагает еще двадцать девять последних).

Присоединительные члены предложения

1. Присоединительные члены предложения выделяются запятыми.

Они имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены, включаемые в предложения, имеют в своем составе слова и сочетания даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и тоже и др.

Например: Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч .); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого – тайны или предчувствия ее – и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Я в школе хорошо училась, особенно по французскому (газ.); В нескольких местах валялись в грязи старые автомобильные баллоны, в том числе одна огромная зубчатая покрышка от колесного трактора (Сол.); Было очень тепло, даже жарко (Чак.).

Возможно выделение и с помощью тире.

Например: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день – и тоже с рекой (Расп.).

2. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных присоединительных слов (бессоюзное присоединение), отделяются с помощью тире, более резко отграничивающего его от основного высказывания.

Например: Старуха приняла кончину старика как судьбу – не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут – до следующего раза (Расп.); Старуха смотрит на него и терпеливо улыбается. Потом говорит – все с той же терпеливой улыбкой (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы – просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова (Шукш.); Чего он притащился ни свет ни заря – от бессонницы, что ли (Расп.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу – к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

Такие члены предложения легко парцеллируются (разделяются на отдельные, неполные предложения) и при усилении их выделительной роли отделяются точкой.

Например: Щетка и мастерок– вот и весь научно-технический прогресс в этой отрасли. И не только в этой (газ.); И он [ Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Это скорее притча. Я бы даже назвал ее драматической новеллой. О любви. О ненависти (газ.); Соблюдая последовательность, дальше пришлось бы говорить о годах, обстоятельствах, людях и судьбах, охваченных рамою революции. О мире ранее неведомых целей и стремлений, задач и подвигов, новой сдержанности, новой строгости и новых испытаний аст.).

Разделы: Русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью, практическое занятие исследовательского типа).

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Развивающий аспект: развивать совершенствование языкового чутья, умение дифференцировать виды обособленных членов предложения и знаки препинания при них, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности.

Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению русского языка, освоению темы через групповую работу, воспитывать сотрудничество и стремление к высокому качеству результата работы.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение урока: раздаточный материал (тесты, таблицы, алгоритмы).

Материал для словарно-семантической работы: обособление, определяемое слово, согласованное и несогласованное определение, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.

Литература:

Учебники:

1. Власенков А.И., Потемкина Т.В., Русский язык. Среднее профессиональное образование. - М.: Дрофа, 2007 год.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс. – М.: “Русское слово - РС” 2008 год.

3. Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык НСПО. -М.: Издательский центр “Академия”. 2012.

Этапы урока

Структурные элементы урока, методы обучения Содержание этапа Время
1. Орг.момент

Метод: беседа

Проверка готовности аудитории к занятию.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Постановка целей: преподаватель знакомит учащихся с целями занятия, поясняет, что для эффективной работы и достижения поставленной цели необходимо внимание, собранность, иметь на рабочем столе тетради, ручки, карандаши, учебники

Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

1 мин.
2. Проверка домашнего задания

Метод: фронтальный опрос

Устный опрос по словарно-семантической работе. Проверка письменного упражнения по теме “Осложненное предложение”. 5 мин.
3. Вызов “Корзина” понятий

Метод: информация для размышления

Преподаватель акцентирует внимание студентов на ключевых понятиях изучаемой темы, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала. Записываются термины, затем обсуждаются в парах, вместе с преподавателем приходят к нужному выводу. В процессе студенты демонстрируют первичные знания по изучаемой теме, составляется “Корзина” понятий. 10 мин.
4. Реализация смысла

Метод: лекция препо давателя и студента, самостоятельная работа

Происходит непосредственный контакт с новой информацией, преподаватель напоминает правила составления тезисов, поддерживает инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Тема урока записывается на доске и в тетрадях. Применяется учебник.

План лекции:

1. Понятие об обособленных членах предложения.

2. Виды обособленных членов предложения.

3. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

4. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения и присоединения.

5. Правила обособления согласованных и несогласованных определений.

20 мин.
5. Актуализация знаний

Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа

Преподаватель предлагает выполнить задания обобщающего характера, которые помогают систематизировать знания. Студенты анализируют предложенный текст, разграничивая обособленные члены предложения, отвечая на вопросы преподавателя. Работа в группах с таблицами активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся. Комментируемый диктант и практическое задание подготавливают к выполнению контрольного тестирования. 35 мин.
Физкультминутка 4 мин.
6. Рефлексия

Метод: фронтальный опрос по применению новых знаний, индивидуальная работа по карточкам, составление алгоритма

Преподаватель проводит фронтальный опрос. Работа на группу, при которой происходит творческая переработка, интерпретация. Во время опроса 4 студента индивидуально выполняют задания по карточкам. Составление алгоритма привносит интегрирующий элемент. 10 мин.
7. Подведение итогов

Метод: рассказ-информация

Преподаватель подводит итоги, формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, правильные и полные ответы на вопрос, обращает внимание на то, что не все студенты готовы правильно оценить свою работу, последовательно и четко изложить свои мысли, напоминает о необходимости исправить ситуацию. 2 мин.
8. Задание на дом

Метод: объяснение

Преподаватель комментирует домашнее задание:
  1. Упр. 235.
  2. Составить конспект по теме “Вводные слова и предложения”.
  3. Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.
3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определения ключевым понятиям: “Однородные члены”, “Сочинительная связь”, “Ряд однородных членов”, “Обобщающее слово”.

2. Упражнение 372 (1).

III. Вызов “Корзина” идей.

Объясните значение ключевых понятий: “Обособление”, “Оборот”, “Определяемое слово”, “Обособленные определения”, “Причастный оборот”, “Обособленные приложения”, “Обособленные обстоятельства”, “Деепричастный оборот”.

IV. Реализация смысла.

1. Слово преподавателя.

Простое предложение может быть осложнено обособленными членами, которые в устной речи выделяются интонационно и по смыслу, а на письме – запятыми или тире.

Обособленные члены предложения содержат добавление, пояснение, уточнение по отношению к определяемому слову, например: Стеклянные чашечки, полные чистого огня, горели по сторонам (К. Паустовский) – обособленное определение полные чистого огня в речи получает особое интонационное оформление, содержит добавочное значение по отношению к выделяемому слову и на письме выделяется запятыми.

При обособлении второстепенных членов предложения следует учитывать:

  1. К какому слову (какой части речи) относится член предложения.
  2. Чем выражен обособленный член предложения, распространен он или нет.
  3. Положение обособленного члена относительно определяемого слова (перед или после него, отделен или нет от него другими членами предложения).
  4. Наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (чаще всего обстоятельственных).

Обособленные члены предложения могут преобразовываться в синонимичные конструкции – придаточные предложения, например, ср.: Там отражалось в воде привычное небо, забытое на этот вечер людьми (К. Паустовский). Там отражалось в воде привычное небо, которое было забыто на этот вечер людьми; К рассвету, догорев, лампа погасла (А. Грин). – К рассвету, когда догорела, лампа погасла.

Обособляться могут разные второстепенные члены предложения6 определения (согласованные и несогласованные), приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены предложения, имеющие уточняющее, пояснительное, присоединительное значение.

Обособляются существительные с предлогами вместо, кроме, включая, за исключением, помимо, сверх, наряду с и др., условно называемые дополнениями: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (С.Т.Аксаков); За окном ничего нет, кроме фонарей (К. Паустовский).

Обособленные дополнения содержат добавочное сообщение к основной мысли предложения и имеют значение включения, исключения, замещения, ср.: В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (К.Паустовский). - В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но есть леса, луга и прозрачный воздух.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда, ср.: Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь (М.Пришвин). - Стараясь оторваться и улететь, трепещущие листики бьются друг о друга.

Одиночные деепричастия обособляются, если они сохраняют значение глагольности, указывая на время, место, причину действия. Такие деепричастия чаще стоят перед сказуемым: Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы (К. Паустовский); Отдыхая, я долго лежал на кургане (И.А.Бунин).

Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящее после союза (союзного слова), отделяется от него запятой, ср.: По двору ходили люди, но не замечали меня и, громко разговаривая, проходили мимо (В. Гаршин). - По двору ходили люди, но не замечали меня и проходили мимо, громко разговаривая (такой оборот можно свободно переставить в другое место); ср.: Звягинцев не сомневался, что, осмотрев территорию завода, быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений (А. Чаковский). - Звягинцев не сомневался, что быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений, осмотрев территорию завода.

Два деепричастия и деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как однородные члены, соединённые одиночным союзом и: Ветер быстро гнал тучи, свистя и взвизгивая (И.С.Тургенев); Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Обстоятельства обязательно обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: У ворот домов, несмотря на раннее утро, толпился народ (В. Гаршин); Наконец терпение наше лопнуло, и, невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю (В. К. Арсеньев).

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, в отличие от, ввиду, вследствие, за неимением, наподобие, подобно, по причине, согласно и др.: Вопреки ожиданиям, хозяин встретил нас хотя и не очень любезно, но всё же распорядился накормить нас и позволил ночевать у себя в фанзе (В. К. Арсеньев); В отличие от журавля, цапли плохо привыкают к человеку (И. Соколов-Микитов).

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

Уточняющие члены предложения - это слова, словосочетания, поясняющие другие члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места, времени, образа действия и др., конкретизирующие значение слова, к которому они относятся: Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле ещё стоял сумрак (К. Паустовский); Муравьи выползали и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то (М.Пришвин).

На письме уточняющие члены выделяются (отделяются) запятыми. Кроме обстоятельств, могут уточняться и другие члены предложения: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л.Н.Толстой) - определение.

Уточняющие члены предложения со значением пояснения могут присоединяться союзами то есть, или (в значении то есть), а именно: Само собой разумеется, что в мокрое время надо уже искать спасения под шатром, или в балагане, как говорят сибиряки (А.Черкасов); Как только сойдёт снег и станет просыхать ветошь, то есть прошлогодняя трава, начинаются "палы", или степные пожары (С.Т.Аксаков).

Уточняющие присоединительные конструкции, включающие в себя дополнительное сообщение о содержании высказывания, присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, да и вообще. На письме они выделяются запятыми, реже - тире: Окраска крыши, особенно с нашей олифой и краской, считалась очень выгодным делом (А.П.Чехов); Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (С.Т.Аксаков).

2. Выступление студента “Обособление согласованных определений” (студенты записывают тезисы)

1. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению , независимо от места в предложении, ср.: Она, возмущенная , вдруг переменилась ко мне… (М. Пришвин). – Возмущенная , она вдруг переменилась ко мне.

Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом, стоящим после определяемого слова: Горы, покрытые снегом , белели среди ночи (К. Паустовский); Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы (И.А. Бунин).

2. Согласованные определения обособляются всегда, если оно стоит после определяемого слова, которому предшествует одно или несколько определений : Черные обильные грозди, издавшие слабый запах клубники , тяжело свисали между темной зеленью, кое-где озолоченной солнцем (И.А. Куприн).

3. Если определяемое слово не имеет предшествующего определения, то обособление зависит от смысла и интонации : Луна, яркая и точно мокрая , мелькала по голым верхушкам (И.А. Бунин); Ели они рыбу, жареную и соленую , а пили воду и мед, старый, выстоянный (П. Загребельный).

4. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки и др.), ср.: Усталые и продрогшие , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге (В.В. Вересаев) – значение причины. Будучи усталыми и продрогшими , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге; Не замеченная никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью (С.Т. Аксаков) – значение уступки.

5. Согласованное определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения : Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом (К.Паустовский).

Если согласованные определения, зависящие от личного местоимения, связаны по смыслу и с подлежащим, и со сказуемым, то они не обособляются: Они вернулись домой довольные и счастливые .

Не обособляется согласованное определение при существительном, если оно связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Листва

Из-под ног выходит плотно слежалая, серая (М. Пришвин).

Несогласованные определения обособляются (выделяются, отделяются запятыми) в следующих случаях:

  1. Если они относятся к имени собственному: Теперь Макарка, в своей прежней одёже и с палкой в руке , стоял у порога и пел (И.А. Бунин).
  2. Если относятся к личному местоимению: С избитыми ногами , я добрался наконец до родного городка (К. Паустовский).
  3. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Она вошла в дверь комнаты свиданий, под густой вуалью , и стала по ту сторону частной двойной решетки (М.Пришвин).
  4. Если стоят в ряду однородных членов предложения с обособленными согласованными определениями: Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона , вызвали во мне теплое чувство (Е. Рысс).
  5. Если выражены оборотами с прилагательным в форме сравнительной степени: Другая комната, почти вдвое более , называлась залой (А. П. Чехов).
  6. Если выражены существительными с предлогом и относятся к имени нарицательному; при этом подчеркивается самостоятельность значения данного определения: Среди них, подняв брови, ходил еврей-хлеботорговец, в котелке, в пальто с капюшоном (И. А. Бунин).

V. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков

Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном?

Какими членами предложения являются обособленные обороты?

Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают “энергией” глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

Какая особенность у этого отрывка? (В небольшом по объему тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство – краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастных оборотов и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)

2. Работа студентов в группах “Кто быстрее?”: необходимо дополнить таблицу примерами, используя толковые словари, примеры из художественных текстов. (Задание выполняется письменно с последующей проверкой).

Обособленные члены предложения Условия обособления
Определения Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.

Приложения 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящимся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособляемого приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.

Обстоятельство 1) Деепричастный оборот или одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.

Дополнение Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду и др.
Уточняющие члены предложения Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,.

4) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.

Пояснительные конструкции Пояснительные члены предложения с союзом или .
Присоединительные конструкции Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

3. Запись предложений под диктовку преподавателя. Комментируемый диктант.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смокла, не отдавая звуков: зато воздух стал особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчики кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой – тяжелее и без мелодии. В нем как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей…

В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, не удовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья. (В. Короленко.)

Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.

4. Письменное задание.

Перестройте предложения так, чтобы необособленные определения стали обособленными. Сравните оба варианта, обращая внимание на интонацию. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Великолепное и яркое солнце поднималось над морем. 2. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас к себе. 3. Подгоняемый попутным ветром челн легко скользил по воде. 4. Морской и чистый месяц освещал наш путь. 5. Внезапно закрывший берег плотный туман заставил нас встать на рейде.

5. Контрольное тестирование.

1. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:

а) запятую перед и ;

б) запятую после и ;

в) знаки расставлены верно.

1. Сейчас, наверное, подует ветер, резкий, неприятный и размечет в клочья этот туман.

2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.

3. Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.

4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.

5. Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе на запад.

6. Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.

7.Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.

8. Глаза слипались и полузакрытые тоже улыбались.

9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.

10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – в.

2. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки: а) есть; б) нет:

1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Вовенарг).

4. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

5. Учитель быстро и, не ожидая ответа, забросал школьников вопросами.

6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7. Схватив удочку, Павка дернул ее и оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.

8. В тихий весенний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.

9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 - б; 10 – а.

3. В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) Рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2 – выделяется причастный оборот;

б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 2 – выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.

Ответ: б).

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1 – выделяется причастный оборот;

б) 2 - выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 3 - выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот.

VI. Рефлексия

1. Вопросы.

Назовите случаи обязательного обособления согласованных определений.

В каких случаях обособляются деепричастия и деепричастия с зависимыми словами?

Какие знаки препинания используются при уточняющих присоединительных конструкциях?

Каковы принципы дифференцирования обособленных членов предложения?

2. Работа по карточкам.

Прочитайте и подчеркните уточняющие члены предложения.

1) Пели соловьи в той стороне, где заря за рекой, и на горе надо мной, и внизу, в овражном ольшанике, и я слушал и выбирал, в какой стороне соловьи лучше поют.

2) Все хорошее, в том числе и хороший рассказ, происходит не только от личного усилия, нет, оно само выспевает, ка яблоко на стволе человеческой личности.

3) Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным.

Зачем мне завидовать лучшему, если лучшее есть маяк перед совершенно прекрасным, если я в нем в какой-то мере, пусть даже в самой малой, но участвую: тем самым, что я восхищаюсь, я участвую.

Обоснуйте коммуникативную целесообразность использования уточняющих обособленных членов предложения в приведенных отрывках.

3. Составление алгоритма “Обособление согласованных определений”.

VII. Подведение итогов. Оценивание.

VIII. Домашнее задание:

Составить конспект “Вводные слова и предложения”.

Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.

Что такое обособленные члены предложения? Какие они бывают? Когда вообще члены предложения обособляются, а когда нет? В данной статье мы разберемся с тем, что такое обособленные члены предложения, на какие категории они подразделяются, а также с тем, какие существуют правила обособления.

Понятие об обособленных членах предложения

Итак, начнем, как положено в таких случаях, с определения. Обособленные члены предложения это такие второстепенные члены, которые выделяются интонацией и смыслом. Выделение делается, чтобы они приобрели “самостоятельность” в рамках всей фразы.

Как выделяются обособленные члены предложения?

Выделение при устном разговоре происходит при помощи интонации. Если же говорить о письме, то там дело обстоит несколько иначе. Для выделения обособленных членов предложения в тексте применяют запятые.

Сравнение обособленных членов с необособленными

Стоит отметить один простой факт: синтаксический вес обособленных членов значительно больше, чем у их противоположностей. Следовательно, возрастает и стилистическая выразительность. Нельзя не сказать и о логическом выделении.

Что можно обособить в русском языке?

Из всех членов предложения обособить можно только второстепенные. Главные члены в предложении никогда не обособлялись, и в ближайшем будущем такого не предвидится.

Зачем нужно обособление?

Оно позволяет привлечь внимание к тому или иному информационному фрагменту. К тому же фрагмент можно представить более детально, прибегнув к обособлению. Как говорилось ранее, обособленные второстепенные члены предложения обладают большим весом и большей самостоятельностью. Сразу отметим, что обособления могут быть самыми разными. Это и дополнения, и обстоятельства, и определения. Дальше постараемся разобраться с каждой из этих категорий, привести конкретные примеры для каждой группы.

Обособление уточнений

Прежде всего разберемся с тем, что такое обособленные уточняющие члены предложения и зачем они нужны. Как понятно из названия, такие второстепенные члены предложения служат для конкретизации, уточнения. Они неразрывно связаны синтаксической функцией с тем или иным членом предложения, смысл которого они, по сути, и поясняют.

Когда обособляются уточняющие члены предложения?

1. Обособленные уточняющие члены предложения могут быть выражены определением. Пример: “Вокруг было темно, даже очень темно, я бы сказал. Настолько, что, казалось, кто-то в этом мире просто выключил весь свет”. В данном случае оборот “даже очень темно” имеет уточняющее значение и с двух сторон выделяется запятыми.

Стоит отметить, что определения с уточняющим значением могут при письме выделяться при помощи тире. Пример: “В доме было очень много вещей - как его личных, так и принадлежавших явно не ему”.

2. Обособляются обстоятельства, имеющие соответствующее значение. Они могут быть выражены существительными с предлогами, а также наречиями. Например:

  • “Прошла всего секунда - и где-то близко прогремел взрыв, прямо за его спиной”.
  • “Когда-то и здесь, в тихой, мало кому знакомой деревне, протекала жизнь”. Третий пример: “Это случилось совсем недавно, буквально пару дней назад”.

Пояснение: в первом и втором примере уточнение носит характер места. В третьем - характер времени. Частенько обособление уточнений зависит от самого автора места.

3. Обособляются уточнения, присоединяемые при помощи слов “или”, “то есть”, “именно”. Например:

  • “Как его только ни звали. Ходили слухи, что он или волшебник, или маг, или сверхчеловек”.
  • “Это было взвешенное, индивидуальное, то есть не навязанное ему никем, решение”.
  • “Очень многое говорило о страшном бое, произошедшем здесь, а именно: каски и обрывки обмундирования, воронки от артиллерийских снарядов, гильзы”.

4. Обособляются уточняющие члены предложения, которые присоединяются при помощи таких слов, как “даже”, “особенно”, “в том числе”, “в частности”. Например:

  • “Все помнят, что одержать победу над магом не удавалось никому, даже тем, кто пытался сделать это толпой”.
  • “Победа стала радостью для всех, особенно для тех, кто многим ради этого пожертвовал”.
  • “Еще секунда - отряд пошел на прорыв, и он в том числе”.
  • “Многие страны принимают российских туристов с большой радостью, в частности это сейчас делает Турция”.

Обособление дополнений

Виды обособленных членов предложения включают в себя группу дополнений. Это есть не что иное, как падежные формы, примененные к существительным. Они употребляются с такими сочетаниями, как “за исключением”, “вместо”, “кроме”, “наряду с”, “исключая”, “помимо”. Таким образом, можно заметить, что словосочетания в таком употреблении имеют значения, соответствующие замещению и включению, исключению.

Обособление происходит в зависимости от того, какая имеется смысловая нагрузка, имеет ли желание автор выделить данный фрагмент:

  • “Он чувствовал себя уже более или менее стабильно, за исключением того, что еще чуть-чуть болела нога”.
  • “Кроме обещанного накануне дождя, небо озарилось ветвями фиолетовых молний, на мгновение оставлявших свой яркий след на сетчатке глаза”.
  • “Наряду с вопросами, которые ждали своего разрешения на работе, нужно было делать что-то и с домашними делами”.
  • “Помимо всего этого, был еще один существенный недостаток в товаре, который решающим образом удерживал от покупки”.
  • “И все было хорошо, исключая, конечно, некоторые пункты”.

Отметим, что если предлог “вместо” употребляется в значении “взамен”, то он не обособляется. Пример: “Взамен всех обещанных, как он думал, друзьями денег он получил только обещания, слова и ничего больше”.

Обособление обстоятельства

Обособленными членами предложения называются, как мы выяснили раньше, второстепенные члены, выделяемые интонационно и при помощи знаков препинания. Когда же обособляются обстоятельства? Вот об этом дальше и пойдет речь.

  1. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастным оборотом. Пример: “Вдвоем они, затаившись и затаив дыхание, ожидали, пока тень проскользнет дальше, мимо них”. Пояснение: здесь “затаившись и затаив дыхание” - однородные и обособленные члены предложения, выраженные деепричастным оборотом. Есть из этого правила исключение. Деепричастный оборот не обособляется, если он представляет собой фразеологизм.
  2. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастием одиночного типа. Пример: “Он уходил, не оборачиваясь, хотя и понимал, что он сейчас сделал”. Пояснение: здесь “не оборачиваясь” выступает в роли одиночного деепричастия. Тут также есть исключение. Одиночное деепричастие не обособляется, если оно сливается с наречием по своему смыслу. Пример: “Пока мне кто-то что-то говорил, я стоял призадумавшись”.
  3. Обычно два деепричастных оборота, соединенные союзом “и” (как и два одиночных деепричастия) обособляются в качестве одного оборота. Пример: “Я, несмотря на ошибки других и не прислушиваясь к здравому смыслу, продолжал настойчиво вытаптывать свою дорогу”. Пояснение: здесь “несмотря на ошибки других” и “не прислушиваясь к здравому смыслу” - однородные деепричастные обороты. При этом они относятся к одному и том же слову, поэтому они равноправны. Следовательно, запятая между ними не ставится.
  4. Обстоятельство обособляется, если оно представлено в качестве сравнительного оборота. Обычно в сравнительных оборотах употребляются слова наподобие “точно”, “будто”, “как”. В обособлении сравнительных оборотов есть некоторые исключения, они обособляются не во всех случаях. Вообще обособление сравнений и сравнительных оборотов относится к обособлению второстепенных членов предложений только иногда, поэтому много разговаривать об этом в данной статье мы не будем. Пример: “Голова болела, как будто по ней прошлись чем-то массивным”.

Есть в российском синтаксисе такое понятие - факультативно. Это значит “на усмотрение автора”. Так вот, факультативно обособляются обстоятельства в двух случаях:

  1. Если обстоятельство представлено в виде существительного. При этом предлог может быть, а может и отсутствовать. Но больше всего случаев, когда обособляются обстоятельства, которые выражены сочетанием существительных с определенными предлогами. Это: “благодаря”, “несмотря на”, “вопреки”, “в соответствии с”, “в зависимости от”, “во избежание”, “ввиду”. Примеры:

    - “Благодаря наличию свободного времени, он смог решить почти все свои проблемы”.
    - “Несмотря на дождь, они все же решили отправиться на пикник”.
    - “Вопреки угрозам, он ничуточки не изменил свою политику”.
    - “В соответствии с планом, все задания были выполнены в обозначенные сроки”.
    - “В зависимости от того, какое будет принято решение, его ждала разная участь”.
    - “Во избежание драки, находившиеся рядом люди развели их по разным углам”.
    - “Ввиду непредвиденных обстоятельств, нужно было что-то быстро решать, но продуманно”.

  2. Если есть уточнение места, времени. Пример: “И все же невозможно было не заметить, что здесь, в этом забытом цивилизацией помещении, некогда работала и процветала какая-то компания”.

Как в тексте можно найти обособленные обстоятельства? Для этого необходимо сначала найти обыкновенное обстоятельство. А потом посмотреть, действительно ли оно обособлено знаками препинания. После этого можно приступать к разбору вопроса о том, чем выражено обособленное обстоятельство. Легче всего начать поиск с деепричастных оборотов, а также одиночных деепричастий. Не хуже просматриваются и сравнительный обороты, которые, как вы помните, также являются обособленными обстоятельствами наравне с уточнениями места и времени, образа действия лица. Есть опросник, который называется “Тест “Обособленные члены предложения”. В нем обычно даются задания на поиск обособлений. Там есть задание, по которому в тексте необходимо найти обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Логично, что там будет не одно деепричастие, а некоторый набор зависимых слов. Уточняющие обстоятельства найти можно так же легко. Для этого проведите просто поиск слов, которые выражены существительными, стоящими в косвенных падежах. Рядом с ними должны быть и наречия, предлоги. Это, в большинстве случаев, и есть обособленные обстоятельства, выраженные уточнениями места и времени.

Признаки обособления

Согласно правилам русского языка, признаки обособленных членов предложения можно условно разделить на четыре группы. Первая группа - смысловые признаки. Вторая - грамматические. Третья - интонационные (то есть паузы и выделяющая интонация). И последняя, четвертая группа - это пунктуационные признаки. Как говорилось ранее, чаще всего в качестве пунктуационных признаков выступают такие знаки препинания, как запятые. Но не исключено, что обособление будет производиться при помощи тире. Авторские знаки препинания - вещь все-таки достаточно сложная.

Роль обособления в русском языке

Обособление часто позволяет наделить тот или иной фрагмент текста или фразы некоторым особенным смыслом, придать ему информационный вес, отличный от того, который имеется у других частей предложения. То есть за счет обособления делается своеобразный акцент на некоторые факты. Во время разговора мы нередко, рассказывая о чем-либо, сами того не замечая, выделяем некоторые слова и даже фразы интонацией. Соответственно, мы пытаемся добиться внимания к этим фрагментам, они играют какую-то особую роль в той или иной ситуации. Это может вносить некоторые уточнения также. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что роль обособленных членов предложения кроется в усилении информационной нагрузки.

Тест “Обособленные члены предложения”

Перед тем как перейти к заключительной части статьи, где мы будем подводить ее итоги, хотелось бы написать свой, уникальные тест с предложениями, чтобы помочь читателю закрепить полученные знания об обособлении второстепенных членов. Возможно, кому-то тест может показаться легким, но на самом деле именно такого рода задания применяются для выявления знаний у учеников средних образовательных учреждений. Далее будет задание, на которое нужно дать ответ, затем варианты ответов, а после этого пояснение для тех, кто ответил на задание неправильно и правильный ответ.

1. Какие цифры правильно обозначают ВСЕ запятые, которые должны стоять в тексте? “Он подошел к озеру(1) которое переливалось на солнечном свету(2) и уходило куда-то дальше”.

Варианты: а) только 1; б) только 2; в) 1 и 2.

Объяснение: “которое переливалось на солнечном свету и уходило куда-то дальше”- конструкция, состоящая из двух причастных оборотов. Причастный оборот - один из примеров обособленного определения. “Переливалось на солнечном свету” и “уходило куда-то дальше” - два равноправных причастных оборота, которые относятся к одному и тому же слову. Значит, запятая между ними не ставится.

Правильный ответ: а.

2. Во всех следующих случаях будет сразу написано предложение, в котором нужно правильно расставить запятые. “Все было хорошо(1) за исключением того(2) что на горизонте уже маячила(3) собравшаяся в одно целое группа туч(4) предрекающая грозу(5) и сильный ливень”.

Варианты: а) 1, 2, 5; б) 1, 3, 4; в) 2, 5; г) 1, 2, 4.

Пояснение: “за исключением” - пример обособленного дополнения. Он стоит не в начале предложения и не в конце, поэтому обособляется сразу с двух сторон. “Собравшаяся в одно целое группа туч” - распространенное определение, которое выражено причастным оборотом. На месте пропуска (3) никакого обособления не будет. А вот между “туч” и “предрекающая” необходимая запятая. “Грозу” и “ливень” - два равноправных дополнения, которые относятся к одному и тому же слову. Поэтому между ними запятая не нужна.

Правильный ответ: г.

3. “Небо(1) постепенно(2) темнело(3) изредка озаряясь разветвлениями молний(4) а где-то вдалеке(5) слышались раскаты грома(6) предвещающие непогоду”.

Ответы: а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 3, 4, 6; г) 1, 5, 6.

Пояснение: пропуски 1 и 2 не будут содержать запятой, потому как никакого уточнения там нет. “Изредка озаряясь разветвлениями молний” - распространенное обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно будет обособляться с двух сторон. “Предвещающие непогоду” - причастный оборот, стоящий в конце предложения. Он обособляется с одной стороны.

Правильный ответ: в.

Заключение

Итак, что же мы выяснили в ходе данной статьи?

  • Во-первых, употребление обособленных членов предложения делается с целью наделения обособляемого фрагмента самостоятельностью и повышенной информационной нагрузкой.
  • Во-вторых, для обособления в пунктуации используются запятые и тире, а при разговоре - интонация.
  • В-третьих, обособленные члены предложения могут быть только второстепенными.

Обособленные члены предложения, таблица по которым будет представлена далее, могут иметь цель уточнения времени и образа действия, места. Часто они выражаются также деепричастиями, причастиями и оборотами. Не исключаются вовсе и случаи со сравнениями.

Один из разделов синтаксиса - именно обособленные члены предложения. Русский язык предполагает наличие таких второстепенных обособленных членов, как: дополнения, обстоятельства, определения, уточнения и сравнения.

Обособляются приложения, выраженные оборотами со значением исключения, включение, замещение, дополнения, начинающихся словами кроме, вместо, за исключением, кроме, кроме, например, даже включая, особенно:. А я не знаю ничего нежного, кроме березы (Леся Украинский);. Вместо дома, лежала только куча головешек, угля, мусора (Ю. Смолич);. Особое место в литературе для детей занимает поэзия, в частности для молодых читателей (В. Бычко)

§ 8 ОБОСОБЛЕННЫЕ уточняющие члены предложения

уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или объясняют тот член предложения, с которым они связаны одной синтаксической функции. С уточняющий словам связываются только интонацией и пояснюв тельном словам есть, или, есть, а именно тощо.

отделяться могут:

1) определение, уточняющие предыдущие определения:. Море синее, аж черное, только белой пеной бьет о берег (М. Коцюбинский). Вода в такое время была почти горячая, знасно теплее утреннего воздуха, потому августа утрам уже давал знать свой характер (Ю. Збанацкий)

уточняющие определения могут отделяться и тире:. У нее в доме завелось много всяких узелков с семенами - больших и малых-и раз раз что-то сушилось на окнах (М. Коцюбинский);

2) обстоятельства (места, времени и др.), выраженные наречиями или существительными с предлогами, которые уточняют предыдущие обстоятельства:. Еще мгновение - и взрыв где-то здесь, совсем рядом. На спину летят комья земли, в лице е бьет тугая воздушная волна (В. Козаченко). Тут, в низенькой этой хате, моя любовь жила когда-то (А. Малышко);ишко); . Это было летом, в страду (М. Коцюбинский);

Примечание:. Часто отделения таких обстоятельств зависит от желания автора интонационно подчеркнуть их уточняющий характер. Если нет такой интонации, обстоятельства запятыми не выделяются

3) уточняющие члены предложения, присоединяются с помощью слов или есть, есть, а именно . Например. Родственниками полевого жаворонка есть. Посмитюха, или хохлатый жаворонок, и джур бай, или степной жаворонок (Л. Скирда);. На. Полесье случаются"вижары", то есть болота, которые никогда не замерзают (Г. Демьянчук);

4) уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи слов даже, в частности, в том числе, особенно:. В некоторых городах. Японии, в частности в городе. Удзуми, устраивают праздник проводов журавлей (журнал);. Приятно было всем, особенно победителям конкурса

уточняющие члены предложения следует отличать от однородных

§ 9 Знаки препинания в предложения с обращением

1. Если обращение употребляется в начале предложения и произносится без восклицательной интонации, после него ставится запятая: оружие моя, послужи воинам лучше, чем служишь ты больным рукам (Леся Украинский)

2. Если обращение употребляется конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него - тот знак, которого требует интонация предложения в целом:. Будь счастлива и здорова, чернобровая (М. Вороной);. Вставай же, солнце! (М. Бажан);-Где сейчас вы, палачи моего народа? (В. Симоненко)

3. Если обращение употребляется в середине предложения, то оно с обеих сторон выделяется запятыми:. Как ты любишь, сердце мое порывистой, чувствами только и живешь, то ты радовалась, а то спокойное, ту печаль в тебе без края и границ (В. Ткаченко)

4. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово начинается с заглавной буквы:. Юноша! (В. Сосюра)

5. Если перед обращением стоят крики о, ой, то они от обращения запятыми не отделяются:. О дни зимы, сливайтесь в день один!

6. Если обращение повторяются или являются однородными, то они разделяются знаком (и пишутся с большой буквы) или запятой:. Ветер буйный,. Ветер буйный, заглушите ты сумм ядовитый, сохрани первоначальный цвет;;. Мама! (3 тв. Г. Чупринки)

Упражнение 1.

Спишите примеры, графически покажите, какой член предложения обособляется и почему. Выразительно прочитайте, интонационно выделяя обособленные конструкции.

1) Там, в глубине одного из небольших дворов, мы облюбовали крошечный флигелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бесконечно много. (М. Горький) 3) Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел. (Н. Некрасов) 4) Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой. (В. Распутин) 5) Задача, поставленная перед нами, была трудной - до рассвета дойти до леса. (С. Антонов) 6) То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель... (А. Пушкин) 7) По всей ширине реки торчали в разных направлениях льдины, или торбсья. (В. Короленко) 8) В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда. (И. Бунин) 9) Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь. (И. Бунин)

Упражнение 2.

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. В каких предложениях возможно выделение уточняющих членов? Какой из вариантов пунктуационного оформления этих предложений вы выберете и почему?

В 1880 году ранней весной открылась в (Санкт)Петербурге необык-нове(н, нн)ая выст_вка. Люди ждали часами что(бы) попасть на неё. А там в зале с опуще(н, нн)ыми на окна шторами стояла (одна)един-стве(н, нн)ая картина осв_щё(н, нн)ая лампами. Люди входили в зал и зам_рали как заворожё(н, нн)ые. Что это?

Мес_ц залил всё (во)круг своим т_инстве(н, нн)ым светом. Св_р-кают края разорва(н, нн)ых обл_ков. Серебря(тся, ться) зеленоватые воды широкой реки. Бл_стят огоньки в окнах низких домков покрытых соломой. И сами их белё(н, нн)ые стены словно излучают серебря(н, нн)ое сияние...

А это и (в)правду была картина. Художник и в самом деле умел воспр_извести красками то, что вроде(бы) (не, ни)подвлас_но руке человека свет лу(н, нн)ой ночи и тума(н, нн)ого утра и жаркого солнеч(?)ного дня красное зарево з_ката сверкание снега мерцающую бронзу сосен ослепительный блеск берёзовых стволов.
(По Н. Иониной)

Упражнение 3.

Используя приведённые ниже сочетания слов, составьте предложения с обособленными уточняющими членами. Укажите их синтаксическую роль.

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Чибисы, или пигалицы. 5) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 6) Бегемот, или гиппопотам. 7) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 8) Тепло, даже жарко.

Упражнение 4.

Составьте и запишите предложения, используя данные сочетания слов. Графически покажите, каким членом предложения является каждое из них. Какие слова выполняют в предложении роль обособленной уточняющей конструкции? Какие из них являются уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения?

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 5) Тепло, даже жарко. 6) Главный член предложения, а именно подлежащее. 7) Все присутствующие, в том числе и приезжие. 8) Кошечка, по имени Анфиса. 9) Служебная морфема, в частности суффикс. 10) Чибисы, или пигалицы. 11) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 12) Бегемот, или гиппопотам. 13) Учащиеся, например Иванов и Сидоров. 14) Высокий - не меньше тридцати метров. 15) Селенит (разновидность гипса). 16) Зеркало, тоже овальное. 17) По утрам, особенно зимой.

Упражнение 5.

Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими обстоятельствами в данных предложениях.

1) Вечером в пяти километрах от города приземлился инопланетный корабль. 2) Недавно на автобусной остановке я встретил своего друга. 3) В электричке года два назад я впервые увидел этого удивительного человека. 4) В нашем городе в прошлом году состоялась Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Упражнение 6.

Спишите примеры, соблюдая орфографические нормы. Графически выделите уточняющие члены предложения и те слова, ккоторым они относятся. Каждое предложение прочитайте вслух, соблюдая интонацию обособления.

1) (Не, ни)об_ятное пространство заливала река в п_ловодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разброса(н, нн)ы серебря(н, нн)ые пятна. (М. Горький) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бе(с, сс)конечно много. (М.Горький) 3) А _ рядом, у пр_талинки, в траве, между корней, бежит, струи(тся, ться) маленький серебря(н, нн)ый ручей. (С.Есенин) 4) За лугами, в с_неющ_й роще, куковала кукушка. (И. Бунин) 5) В просеке, в тени, чу_ствуе(тся, ться), как резко морозит к ночи. (И. Бунин) 6) Однако утром, при со_нце, его ноч(?)ные т_рзания быстро ра(с, сс)еялись. (И. Бунин) 7) Тут, в глуб_чайшей полевой тиш_не, летом среди хлебов, подступавших ксамым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии п_чальной и свое_бразной. (И. Бунин) 8) Там, в глубине одного из (не, ни)больших дворов, мы облюб_вали крошеч(?)ный фл_гелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 9) Камушки были когда(то) найде(н, нн)ы на пляже, у моря. (М. Осоргин) 10) Он по_вился поз_но вечером, почти ноч(?)ю. (А. Н. Толстой) 11) Однажды, в студё(н, нн)ую зимнюю пору, я из лесу вышел... (Н. Некрасов) 12) А (на)верху, над мглою этой, перер_стя весь лес, одна, в луче з_ката, в бликах света, г_рела яркая сосна. (В. Солоухин) 13) Дли(н, нн)ая, в (не, ни)сколько вёрст, тень л_жилась от гор на степи. (Л. Толстой) 14) (В)низу, в зале, стали тушить огни. (А. Чехов) 15) Восьмого июля, в пятн_цу, Елизаров, по прозванию Костыль, и Лёша возвращались из села Казанского. (А. Чехов) 16) Именно в этот канунный, перед бурей, год случились (не, ни)которые зн_чительные для него прои_шествия. (Л. Леонов) 17) А там, за соснами, как купол голубой, стоит бе(с, сс)трас_ное, бе_жалос_ное море. (А. Фет)

Упражнение 7.

Докажите, что в данных предложениях употребление уточняющих членов факультативно (необязательно). Прочитайте примеры сначала с ровной повествовательной интонацией, а затем с интонацией обособления. Какой член предложения при этом вы будете выделять интонационно и с помощью знаков препинания на письме? Сделайте выводы о том, как связаны смысл, интонация и пунктуация предложений в подобных случаях.

1) Вдруг впереди под тёмными горами мелькнул огонёк. (В. Короленко) 2) Рядом на обочине дороги стояла курчавая молодая сосенка. (Б. Полевой) 3) В июне перед началом косовицы на полях бывает короткая пора затишья и покоя. (В. Астафьев) 4) Внизу в котловане мигали огни посёлка, а вверху - багровые костры. (А. Фадеев) 5) Я иду к пруду на своё любимое место между шиповниковой клумбой и берёзовой аллеей и ложусь спать. (Л. Толстой) 6) Мы скоро ушли за двадцать километров на глухое озеро, но Мурзика с собой не взяли. (К. Паустовский) 7) Днём при солнечном свете мы видим только землю, ночью - весь мир. (В. Арсеньев)

Упражнение 8.

Вслух прочитайте данные сочетания слов. Определите, какие из них могут быть использованы в роли обособленных уточняющих членов предложения, какие - в качестве пояснительных, а какие - как присоединительные.

Составьте и запишите предложения, используя в роли обособленных уточняющих членов данные сочетания. Графически покажите, каким членом предложения является каждая уточняющая конструкция.

Особенно по вечерам. До самой ночи. По прозвищу Каштанка. У самого края обрыва. В цветущем вишнёвом саду. Метрах в тридцати от нас. Главным образом восьмиклассники. В пять часов утра. До самого вечера. Например подберёзовики и сыроежки. Дрессировать собак. За волнистой линией холмов. В самой тени деревьев. В том числе и но¬вый ученик. На горизонте.

Упражнение 9.

1) Здесь вдали города было пасмурно и сыро. 2)Люблю дымок спалённой жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 3)К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки. 4)Осьминоги или спруты – это морские моллюски. 5) Они все трое в особенности старый казак были краснее обыкновенного. 6)Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками неразборчивым почерком не дописывая слов вообще небрежно. 7)Тогда в детстве даже мороженое казалось слаще.8) На другой день 15 марта была назначена итоговая контрольная работа. 9)Я жил тогда в Испании, в Барселоне. 10)Они каждое лето отдыхают в Европе, в Австрии. 11) Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 12) Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес. 13) Они прежде то есть до приезда в деревню жили в большом ладу. 14) Никогда даже во время кулачного боя он не ускорял движений. 15) Я всегда и везде особенно на Кавказе замечал особенный такт у нашего солдата.

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.

1) Ба_икады возн_кали всюду особе_о по ту сторону Сены. 2) Больных и ране_ых лечили свои же каза_кие медики большей частью к_шевары. 3) Удобства жизни можно соч_тать с каким угодно даже с самым тяж_лым и грязным трудом. 4) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч_т.

Упражнение 11.

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и обособленные уточняющие члены предложения.

Выезжаем из города на рассвете. Внизу над рекою стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана точно видение поднимаются стены городского собора темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою из тумана как в стародавние времена слышится рожок пастуха.

Упражнение 12.

Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

Здесь среди болот поросших богатой растительностью и глухих лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то после Саратова заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.

Тест по теме «Уточняющие члены предложения»

1. Найдите неверное утверждение

1) Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ), ИМЕННО.
2) Если уточняющие члены предложения присоединяются при помощи слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР и т.п., они не обособляются
3) Обособляться могут и дополнения с предлогом КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и т. п
4) Как уточняющие члены могут употребляться и приложения

2. С чем нельзя согласиться?

1) Уточняющие члены предложения конкретизируют, сужают значение слова, к которому они относятся
2) Уточняющие члены предложения выделяются при произношении интонацией, а на письме - запятыми.
3) Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельства места и времени
4) В качестве уточняющих членов предложения не могут выступать определения.

3. В каком предложении нет уточняющих членов?

1) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.
2) Встали мы очень поздно, в девять часов.
3) С утра поползли серые, как дым, облака.
4) Там, в деревне, он, очевидно, зная себя на своем месте, никуда не спешил.

4. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены запятые.

1) Один раз, перед вечером, мы отправились на прогулку
2) Впереди на дороге, толпились люди.
3) Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.
4) Снег лежал высоко, в горах.

5. Обособленное уточняющее приложение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)



3) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно.

6. Обособленное уточняющее обстоятельство есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) На пристани никого не было кроме сторожа с фонарем.
2) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.

4) Зимой с начала ноября и до апреля бури неустанно заносили снегами и поля и деревню и березу.

7. Обособленное уточняющее дополнение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.
2) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно.
3) Бывало выглянешь в поле а вьюга свистит заметая на бегу следы по ухабистой дороге.
4) Не переставая звонить пароход направлялся теперь все дальше от берегов к югу где чудился конец света.

8. Укажите, где надо поставить запятые в данном предложении.

Несколько в стороне от него (1) на матрасике (2) лежал белый кот; увидев Каштанку (3) он вскочил (4) выгнув спину в дугу (5) задрал хвост (6) взъерошил шерсть (7) и тоже зашипел. (А. Чехов)

1) 1, 2, 3, 4.
2) 1, 2, 3, 4, 5.
3) 1, 2, 4, 5, 6.
4) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

9. Уточняющим обстоятельством в данном предложении является

Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнув спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. (А. Чехов)

1) на матрасике.
2) взъерошил спину.
3) увидев Каштанку.
4) выгнув спину в дугу.

10. В этом предложении надо выделить запятыми

Здесь в спальне царил мертвый покой. (А. Чехов)

1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.

11. В этом предложении надо выделить запятыми

Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (М. Лермонтов)

1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.

12. В этом предложении надо обособить распространенное

Незаметным образом я привязался к доброму семейству даже к кривому гарнизонному поручику. (А. С. Пушкин)

1) вводное словосочетание.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.

13. Это предложение осложнено обособленным уточняющим

Поздно вечером, то есть в одиннадцать часов, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. (М. Ю. Лермонтов)

1) дополнением.
2) приложением.
3) обстоятельством места.
4) обстоятельством времени.

14. Обособленное уточняющее обстоятельство времени есть в предложении

1) Во время ненастья лес имеет особенно унылый вид.
2) Мы, уставшие, но довольные, вернулись домой через три часа.
3) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)

15. Обособленное уточняющее приложение есть в предложении




16. Обособленного уточняющего обстоятельства НЕТ в предложении

1) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
2) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
3) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)
4) Хозяин, Иван Николаевич Булгаков, был большой охотник до лошадей. (С. Т. Аксаков)

17. При помощи специального слова обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении


2) Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата. (Л. Н. Толстой)
3) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев)
4) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)

18. При помощи специального союза обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении

1) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)
2) Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев)
4) Слева, с тускло чернеющих пашен, с равнины, дул теплый ветерок. (И. Бунин)

19. Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени:




4) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (И. C. Тургенев)

20. Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством места:

1) Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов)
2) Мы гуляли долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
3) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
4) Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости служил при графе Минихе. (А. С. Пушкин.)