Виген геодакян теория эволюции полов. Эволюционная теория пола по В.А

Количественное соотношение полов, психологические и социальные различия между полами и др. Теория была предложена в 1965 году доктором биологических наук (генетиком) Вигеном Геодакяном.

Как отмечает В. Геодокян, с переходом человека от преимущественно биологической к преимущественно социальной эволюции резко увеличились темпы развития. Но получив беспрецедентную возможность изменять среду, человек вынужден меняться и сам. Таким образом, возникает система с обратной связью между человеком и средой, которая ускоряет эволюцию. Применение эволюционной теории пола, по мнению ее автора, должно быть плодотворным в комплексном изучении человека, прежде всего, при решении социальных проблем (Геодакян,1994).

Принадлежность к одному виду Homo sapiens обусловливает единство мужского и женского в рамках биологического мира. Однако, наличие репродуктивных анатомофизиологических различий между мужчинами и женщинами, дает основание биодетерминистам говорить о том, что каждый пол имеет свою биограму, выступает носителем специфического генетического кода, а значит имеет свою собственную биологическую роль, что обусловливает целый ряд социальных.

Изменения и сохранения — это основные противоположные параметры идеи эволюции. Эволюционирует как окружающая среда, так и сам человек. Однако среда всегда больше отдельных биологических систем. Поэтому именно изменения в окружающей мире определяют и диктуют развитие человека. Если от среды поступает деструктивная информация (эпидемии, холод, жара, хищники), система должна держаться на информационном расстоянии от среды, чтобы сохранить собственную стабильность и устойчивость. Но окружающий мир одновременно выступает и источником полезной информации, которая ориентирует человека, указывает каким образом ему необходимо меняться для того, чтобы выжить и удовлетворять собственные потребности. В этом случае система должна находиться в непосредственной близости от среды.

Согласно эволюционной теории пола В. Геодакяна, деление на мужской и женский пол, а именно на консервативную и оперативную составляющие человеческой биологической системы, выступает решением конфликта одновременных изменений и сохранений необходимой информации. Ученый отмечает, что если выделить два потока информации: генеративный (передача генетической информации от поколения к поколению, из прошлого в будущее) и экологический (передача информации от среды, из настоящего в будущее) — то можно легко увидеть, что два пола по разному участвуют в них. В процессе эволюции пола на разных стадиях и уровнях организации появился целый ряд механизмов, которые последовательно обеспечили более тесную связь женского пола с генеративным (консервативным) потоком, а мужского — с экологическим (оперативным). Так, у мужского пола по сравнению с женским высокая частота мутаций, меньше аддитивность наследования родительских признаков, узкая норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое начало, рискованное поведение и другие качества, которые «приближают к среде». Все перечисленные признаки целенаправленно выносят мужской пол на амбразуру эволюции и обеспечивают ему преимущественное получение экологической информации. Кроме того, длительные периоды беременности, большая смертность во время родов, кормления и заботы о потомстве у женщин фактически повышают эффективную концентрацию мужских особей в обществе, превращают мужской пол в «избыточный», следовательно, «дешевый», «экспериментальный», а женский — в дефицитный и более ценный.

В результате закон естественного отбора приобретает другие акценты. Он действует в основном за счет представителей мужского пола, поскольку он является более рискованно активным, «избыточным» и «дешевым». Таким образом, уменьшается популяция мужчин, однако, склонность к позволяет им в полной мере воспроизводить следующие поколения и передавать им необходимую генетическую информацию, которая представляет собой состояние среды на данный момент. В результате, генетическая информация, передаваемая поколением по женской линии, носит репрезентативный характер, поскольку основывается на консервативной составляющей эволюционного процесса, а по мужской — селективный характер, поскольку в большей степени основывается на законе естественного отбора.

Аналогичным образом биодетерминисты объясняют и возникновения психологических различий между мужчинами и женщинами. Более широкая, адаптивная, пластичная, норма реакции на изменения окружающей среды позволяет женщинам выходить из дискомфортных зон за счет конформности, способности к обучению, перевоспитания, то есть адаптивности. Для мужчин более узкая зона реакции на изменения среды делает этот путь невозможным. Только находчивость, сообразительность, рискованность и решительность могут обеспечить им выживание в дискомфортных условиях. Другими словами, женщина в большей степени приспосабливается к ситуации, а мужчина выходит из нее, найдя решение — дискомфорт стимулирует развитие.

Именно поэтому мужчины более успешны при решении новых, неординарных задач, требующих активного поиска. Женщины это решение совершенствуют. Если речь идет об освоении новых видов деятельности, языка или письменности, то здесь можно выделить две фазы: 1) поиска и освоения; 2) закрепления и совершенствования. Первая фаза, согласно теории, является более характерной для мужчин, а вторая — для женщин.

Новаторство в любом деле в результате биологической и социальной эволюции принадлежит мужчине. Мужская половина человечества первой осваивала все профессии и виды спорта. Даже вязание, в котором сейчас монополия женщин неоспорима, изобрели мужчины (Италия, XIII век). Роль авангарда принадлежит мужчинам и в склонности к некоторым болезням, и к большинству социальных пороков. Именно мужской пол чаще подвергается «новым» болезням, или, как их называют, болезням века, цивилизации, урбанизации, — атеросклерозу, раку, шизофрении, СПИДу, а также социальным порокам — алкоголизму, курению, наркомании, азартным играм, преступности и т. д.

Следовательно, именно двойственный характер эволюции: одновременные изменения и сохранения необходимой для развития информации, провоцируют половой диморфизм.

В агрессивной, как природной, так и социальной среде, процесс отсутствует, поскольку в любых экстремальных условиях — землетрясения, голод, войны, болезни, переселения, репрессивные традиции и обычаи — различия между полами становятся заметнее. Мужчины становятся более маскулинными, а женщины более феминными. В этом случае каждый пол в едином процессе эволюции реализует собственную генетическую программу: консервативную (женскую) и оперативную (мужскую). Миссия мужчин — получать информацию от среды, проверять ее на следующих поколениях и платить за нее собственным здоровьем и жизнью (Геодакян,1990).

В стабильной среде, когда нет необходимости постоянных кардинальных изменений, ведущими выступают консервативные тенденции. В этом случае потребность в мужском поле со стороны общества меньше, а значит и половой диморфизм проявляется в меньшей степени. Физическая сила, выносливость, активность, рискованное поведение, любознательность, что так необходимы в дискомфортных условиях, теряют свою актуальность и значимость в стабильной как природной, так и социальной среде. Именно на этой почве, учитывая биодетерминистские теории, и появляется такое явление, как унификация полов.

По мнению биодетерминистов/-ок, мужской пол выступает буферной, защитной зоной вокруг женского ядра. Однако, если нет угрозы от среды, то и потребность в защите отпадает сама собой. В таком случае пользы от мужского пола человечеству как биологического вида нет никакой. С позиции , процесс унификации полов — это ничто иное, как одновременная феминизация мужчин, которые в комфортных условиях лишены активной эволюционной позиции, и маскулинизация женщин, которые постепенно изучают и осваивают открытые мужчинами новые сферы жизнедеятельности (Шевченко, 2011).

Литература:

Геодакян, В. А. (1–4 июня, 1994). Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение. Межд. конф.: Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен (с. 8–17). Москва.

Геодакян, В. А. (1990). Эволюционная теория пола. Природа , 8 , 60–69.

Шевченко, З. В. (26-27 травня, 2011 року). Проблема уніфікації статей: біологічна та соціальна складова процесу. Матеріали І Всеукраїнської науково-практичної конференції (с. 93–101). Острог: Видавництво Національного університету «Острозька академія».

Главные преимущества полового размножения – обеспечение генетического разнообразия, подавление вредных мутаций, препятствие близкородственного скрещивания – результат оплодотворения, а не дифференциации на два пола.

У гермафродитов также есть оплодотворение, однако комбинаторный потенциал в два раза выше, чем у раздельнополого, а количественная эффективность бесполых способов в два раза выше, чем половых.

В начале 60 -х годов предложена эволюционная теория пола В. А. Геодакяном: дифференциация полов – это экономная форма информационного контакта со средой, специализация по двум главным аспектам эволюции – консервативным и оперативным. Два пола – два потока информации.

СОХРАНЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ Эволюционирует как система, так и среда, но, поскольку среда всегда больше системы, она диктует эволюцию системы. От среды идет n деградирующая информация - система должна оставаться стабильной, n полезная информация – системе надо быть чувствительной.

Два решения этой проблемы: n n Быть на некотором оптимальном расстоянии от среды Разделиться на две сопряженные системы – консервативную и оперативную, консервативную убрать подальше от среды, оперативную приблизить к среде для получения новой информации

Два потока информации: 1) Генеративный – передача генетической информации от поколения к поколению, из прошлого в будущее (женский пол): длительные периоды кормления и заботы о потомстве – консервативная миссия 2) Экологический – информация от среды, из настоящего в будущее (мужской пол): выше частота мутаций, уже норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое поведение – оперативная миссия

n n В эволюции пола на разных стадиях и уровнях организации появился целый ряд механизмов, которые последовательно обеспечивали более тесную связь женского пола с генеративным (консервативным) потоком, а мужского - с экологическим (оперативным). Так, у мужского пола по сравнению с женским выше частота мутаций, меньше аддитивность наследования родительских признаков, уже норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое, рискованное поведение и другие качества, "приближающие к среде".

Все они, целенаправленно вынося мужской пол на периферию распределения, обеспечивают ему преимущественное получение экологической информации. n Другая группа особенностей - огромная избыточность мужских гамет, их малые размеры и высокая подвижность, большая активность и мобильность самцов, их склонность к полигамии и другие этологопсихологические свойства. n

Длительные периоды беременности, кормления и заботы о потомстве у самок, фактически повышая эффективную концентрацию мужских особей, превращают мужской пол в "избыточный", стало быть, "дешевый", а женский - в дефицитный и более ценный. n Это приводит к тому, что отбор действует в основном за счет отстранения мужских особей, "избыточность" и "дешевизна" позволяют ему работать с большими коэффициентами. n

n n В результате в популяции уменьшается число мужских особей, но большие потенциальные возможности позволяют им оплодотворить все женские. Малое число мужских особей передает потомству столько же информации, сколько и большое число женских, иными словами, канал связи с потомством у мужского пола шире, чем у женского. Значит, генетическая информация, переданная по женской линии, репрезентативнее, а по мужской селективное, т. е. в женской линии полнее сохраняется прошлое разнообразие генотипов, в мужской - сильнее меняется средний генотип.

n n Любая раздельнополая популяция характеризуется тремя основными параметрами: соотношением полов (отношением числа мужских особей к числу женских), дисперсией полов (отношением значений дисперсии признака, или его разнообразия, у мужских и женских особей), половым диморфизмом (отношением средних значений признака для мужского и женского полов). Приписывая женскому полу консервативную миссию, а мужскому оперативную, теория связывает эти параметры популяции с условиями среды и эволюционной пластичностью вида.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОДНОМ ПОКОЛЕНИИ n n Генотип - это программа, которая в разных средах может реализоваться в один из целого спектра фенотипов (признаков). Стало быть, в генотипе записано не определенное значение признака, а диапазон возможных значений. В онтогенезе реализуется один, самый подходящий для конкретной среды фенотип. Следовательно, генотип задает диапазон реализаций, среда "выбирает" точку внутри этого диапазона, ширина которого и есть норма реакции, характеризующая степень участия среды в определении.

По одним признакам, например группе крови или цвету глаз, норма реакции узкая, поэтому среда фактически не влияет на них; n по другим - психологическим, интеллектуальным способностям - очень широкая, поэтому многие связывают их только с влиянием среды, т. е. воспитанием; n третьи признаки, скажем рост, масса, занимают промежуточное положение. n

n С учетом двух различий полов - по норме реакции (которая шире у женских особей) и сечению канала связи (шире у мужских особей) - рассмотрим преобразование генетической информации в одном поколении, т. е. от зигот до зигот, в стабилизирующей и движущей среде. Допустим, что исходное распределение генотипов в популяции одинаково для мужских и женских зигот, т. е. половой диморфизм по рассматриваемому признаку отсутствует. Чтобы из распределения генотипов зигот получить распределение фенотипов (организмов до и после отбора), из него, в свою очередь, распределение генотипов яйцеклеток и спермиев.

Распределение зигот следующего поколения, достаточно проследить превращения двух крайних генотипов зигот в крайние фенотипы, крайние гаметы и снова в зиготы. n Остальные генотипы промежуточны и останутся таковыми во всех распределениях. n Более широкая норма реакции женского пола позволяет ему за счет модификационной пластичности покинуть зоны отбора, сохранить и передать потомству весь спектр исходных генотипов. n

n n n Интенсивный отбор уменьшает число мужских особей, но так как на образование зигот требуется равное число мужских и женских гамет, мужским особям приходится оплодотворять не одну женскую. Широкое сечение канала мужского пола это позволяет. Следовательно, в каждом поколении популяции яйцеклетки широкого разнообразия, несущие информацию о прошлом богатстве генотипов, сливаются со спермиями узкого разнообразия, генотипы которых содержат информацию только о самых подходящих для текущих условий среды. Таким образом, следующее поколение получает информацию о прошлом по материнской линии, о настоящем - по отцовской.

n n Если отцовская генетическая информация передается сыновьям и дочерям стохастически, при оплодотворении она полностью смешается и половой диморфизм исчезнет. Но если существуют какие-либо механизмы, препятствующие полному смешению, некоторая доля этой информации попадет от отцов только к сыновьям и, значит, часть полового диморфизма сохранится у зигот. А такие механизмы существуют. Только к сыновьям попадает информация из генов У-хромосомы; по-разному проявляются гены у потомков, в зависимости от того, унаследованы они от отца или матери.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ n n Долгое время ее считали привилегией человека, связывая с речью, праворукостью, самосознанием, полагали, что асимметрия вторична - следствие этих уникальных особенностей человека. Сейчас установлено, что асимметрия широко распространена у плацентарных животных, большинство исследователей признают также и разницу ее выраженности у мужчин и женщин. Дж. Леви считает, например, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, т. е. менее асимметричен, чем у мужчины-правши.

n n n С позиций теории пола, более асимметричный мозг у мужчин (и самцов некоторых позвоночных) означает, что эволюция идет от симметрии к асимметрии. Половой диморфизм по асимметрии мозга дает надежду понять и объяснить различия в способностях и наклонностях мужчин и женщин. Известно, что у наших далеких филогенетических предков были боковые глаза (у человеческих эмбрионов ранних стадий развития они располагаются так же), зрительные поля не перекрывались, каждый глаз был связан только с противоположным полушарием (контралатеральные связи). В процессе эволюции глаза переместились на лицевую сторону, зрительные поля перекрылись, но чтобы возникла стереоскопическая картина, зрительная информация от обоих глаз должна была сосредоточиться в одной области мозга.

n n Зрение стало стереоскопическим только после того, как возникли дополнительные ипсилатеральные - волокна, которые соединили левый глаз с левым полушарием, правый - с правым. Значит, ипсилатеральные связи эволюционно моложе контралатеральных, а потому у мужчин они должны быть более продвинуты, т. е. ипсилатеральных волокон в зрительном нерве больше. Поскольку объемное воображение и пространственно-зрительные способности связаны со стереоскопией (и количеством ипсиволокон), у мужчин они должны быть развиты лучше, чем у женщин. И в самом деле, психологам хорошо известно, что в понимании геометрических задач мужчины намного превосходят женщин, как и в чтении географических карт, ориентировании на местности и т, д.

Как возник психологический половой диморфизм, с точки зрения теории пола? Нет принципиальной разницы в эволюции морфофизиологических и психологических или поведенческих признаков. n Широкая норма реакции женского пола обеспечивает ему более высокую, чем у мужского пола, пластичность (адаптивность) в онтогенезе. Это относится и к психологическим признакам. n

n n n Отбор в зонах дискомфорта у мужского и женского пола идет в разных направлениях: благодаря широкой норме реакции женский пол может "выбраться" из этих зон за счет воспитуемости, обучаемости, конформности, т. е. в общем - адаптивности. Для мужского пола такой путь закрыт из-за узкой нормы реакции; только находчивость, сообразительность, изобретательность могут обеспечить ему выживание в дискомфортных условиях. Женщины приспосабливаются к ситуации, мужчины выходят из нее, найдя новое решение, дискомфорт стимулирует поиск.

Без подобных барьеров трудно объяснить также доминирование отцовского генотипа у потомков от реципрокных скрещиваний, известное в животноводстве, скажем, высокая удойность коров, передаваемая через быка. n Все это позволяет считать, что достаточно только различий полов по норме реакции и сечению канала связи, чтобы в движущей среде уже в одном поколении возник генотипический половой диморфизм, который при смене поколений будет накапливаться и расти. n

n n Поэтому мужчины охотнее берутся за новые, требующие поиска, неординарные задачи (часто выполняя их вчерне), а женщины лучше доводят решение знакомых задач до совершенства. Не потому ли они преуспевают в тех видах деятельности, в которых можно обойтись хорошо отшлифованными навыками, например в работе на конвейере? Если овладение речью, письмом, любым ремеслом рассмотреть в эволюционном аспекте, можно выделить фазу поиска (нахождения новых решений), освоения и фазу закрепления, совершенствования. Мужское преимущество в первой фазе и женское во второй выявлено в специальных исследованиях.

Примеры Среди новорожденных детей со сверхнормативным числом органов, претерпевших в ходе эволюции редукцию числа (почки, ребра, зубы, позвонки), больше девочек, а с их нехваткой – мальчиков. В “женских” пороках сердца преобладают элементы, свойственные сердцу эмбриона или филогенетических предшественников человека (открытое овальное отверстие, открытый проток). “Мужские” пороки более “новые”, ни в филогенезе, ни у эмбрионов нет аналогий (стенозы, транспозиции магистральных сосудов).

ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ Система регуляции половой функции организма подчинена единому принципу, основанному на координировании процессов положительных и отрицательных обратных связей между гипоталамогипофизарной системой и периферическими железами внутренней секреции.

Звенья гормональной регуляции 3 основных уровня: а) центральный уровень, включающий кору головного мозга, подкорковые образования, ядра гипоталамуса, эпифиз, аденогипофиз; б) периферический уровень, включающий половые железы, надпочечники и секретируемые ими гормоны и их метаболиты; в) тканевый уровень, включающий специфические рецепторы в органах-мишенях, с которыми взаимодействуют половые гормоны и их активные метаболиты.

Центральный уровень регуляции Основным координирующим звеном гормональной регуляции являются подкорковые образования и гипоталамус, который осуществляет взаимосвязь между центральной нервной системой, с одной стороны, и гипофизом и половыми железами - с другой.

Ø Ø В ядрах гипоталамуса найдено высокое содержание биогенных аминов и нейропептидов, играющих роль нейротрансмиттеров и нейромодуляторов в трансформации нервного импульса в гуморальный. Кроме того, гипоталамус содержит большое количество рецепторов к половым стероидам, что подтверждает его непосредственную взаимосвязь с половыми железами. Внешние импульсы, действуя через афферентные проводящие пути на кору головного мозга, суммируются в подкорковых образованиях, где осуществляется трансформация нервного импульса в гуморальный. Предполагают, что основные подкорковые центры, модулирующие деятельность половых желез, локализуются в структурах лимбической системы, миндалины и гиппокампа.

Биогенные амины Кроме стимулирующего и ингибирующего влияния подкорковых образований, большую роль в осуществлении передачи нервного импульса в гуморальный на уровне гипоталамуса играют адренергические медиаторы - биогенные амины. В настоящее время они рассматриваются как регуляторы синтеза и секреции рилизинггормонов гипоталамуса. В ЦНС выделяют 3 типа волокон, содержащих различные моноамины. Все они оказывают разнонаправленное действие на гипоталамус.

Дофаминергическая система Ø Ø Ø Ø Взаимосвязь подкорковых ядер и гипоталамуса наиболее широко реализуется через дофаминергическую систему. Дофаминергические нейроны локализуются главным образом в ядрах медиобазального гипоталамуса. Ингибирующее влиянии этой системы на выработку и секрецию гонадотропных гормонов, главным образом - ЛГ? Стимулирующая роль дофамина в секреции ЛГ, особенно в регуляции его овуляторного выброса? Воздействие дофамина опосредовано уровнем эстрогенов? Имеются данные о существовании двух типов дофаминергических рецепторов: стимулирующих и ингибирующих выработку ЛГ. Активация рецепторов того или иного вида зависит от уровня половых стероидов.

Серотонинергическая система n n n n Серотонинергическая система осуществляет связь гипоталамуса с отделами среднего и продолговатого мозга и лимбической системы. Серотонинергические волокна поступают в срединное возвышение и заканчиваются в его капиллярах. Серотонин ингибирует гонадотропинрегулирующую функцию гипоталамуса на уровне аркуатных ядер. Не исключено его опосредованное влияние через эпифиз.

Нейромедиаторы Кроме биогенных аминов, в качестве нейромедиаторов, регулирующих гонадотропинрегулирующую функцию гипоталамуса, могут выступать опиоидные пептиды – преимущественно энкефалины. . n Они обнаружены во всех отделах ЦНС. n Опиоиды изменяют содержание биогенных аминов в гипоталамусе, конкурируя с ними за рецепторные места. n Опиоиды оказывают ингибирующее воздействие на гонадотропную функцию гипоталамуса. n

Нейротрасмиттеры, нейромедиаторы n n Роль нейротрансмиттеров и нейромодуляторов в ЦНС могут исполнять различные нейропептиды, найденные в большом количестве в различных отделах ЦНС. К ним относятся нейротензин, гистамин, субстанция Р, холецистокинин, вазоактивный кишечный пептид. Эти вещества оказывают преимущественно ингибирующее воздействие на продукцию люлиберина. Синтез гонадотропин-рилизинг-гормона (ГТ-РГ) стимулируют простагландины из группы Е и Р 2

Роль гипоталамуса n n n Гипоталамус осуществляет регуляцию половой (гонадотропной) функции посредством синтеза и секреции ГТ-РГ. Существует один гипоталамический фактор, регулирующий выработку как ЛГ, так и фолликулостимулирующего (ФСГ) гормона. В основе преобладающей чувствительности одного из них (ЛГ) к ГТ-РГ лежит различная чувствительность клеток аденогипофиза. Кратковременное действие ГТ-РГ стимулирует выброс ЛГ. Для секреции ФСГ необходимо длительное воздействие ГТ-РГ в сочетании с половыми стероидами.

Половые стероиды заметно влияют на функцию гипоталамуса на всех этапах полового развития. n Половым стероидам (главным образом эстрогенам) принадлежит модулирующая роль в гипоталамо-гипофизарно-гонадном взаимодействии. n Половые стероиды изменяют чувствительность тонического центра к биогенным аминам. n В итоге половые стероиды ритмически меняют уровень секреций ГТ-РГ нейронами гипоталамуса. n

Гипофиз Непосредственно в регуляции половой системы принимают участие три тройных гормона гипофиза: ЛГ, ФСГ и пролактин. n Несомненно, что и другие гипофизарные гормоны - тиреотропный (ТТГ), соматотропный (СТГ). n Адренокортикотропный гормон (АКТГ) также участвуют в регуляции половой функции n

1. Половое созревание (пубертатный период) представляет переход от ювенильного состояния к взрослому. 2. В это время появляются и созревают вторичные половые признаки, происходит быстрый рост, достигается фертильность и возникают глубокие психологические сдвиги. 3. Эти изменения связаны с реактивацией оси гипоталамус – гипофизарные гонадотропины – стимуляция половых желез – повышение секреции половых стероидов – появление вторичных половых признаков (пункт № 2). 4. На возраст полового созревания влияют этнические и географические факторы, экономические и жизненные условия, наличие ожирения.

5. Задержка полового созревания – характерная черта хронических заболеваний и недоедания. 6. Интенсивная физическая нагрузка (чаще у девочек) может отодвинут начало или приостановить половое созревание, особенно если оно сопровождается похуданием. 7. Созревание наружных половых органов у мальчиков тесно коррелирует с оволосением лобка, поскольку оба эти признака находятся под контролем андрогенов. 8. Первым признаком является пубертатное увеличение яичек – рост их продольного размера свыше 2, 5 см. Увеличение их размеров коррелирует со стадиями полового созревания.

9. Половое созревание начинается между 9 и 14 годами у 98, 8% мальчиков (в среднем 11, 6 лет) и для полного развития вторичных половых признаков требуется 3, 5 лет (колебания от 2 до 4, 5 лет). 10. Гортань, перстневидное сочленение и мышцы гортани увеличиваются, голос ломается примерно в 13, 5 лет, а к 15 годам формируется характерный для взрослых мужчин голос. 11. Волосы на лице у мальчиков появляются в углах верхней губы и верхней части щёк, затем над средней частью нижней губы, по сторонам и нижнему краю подбородка. Начало оволосения лица совпадает с 3 -й стадией оволосения лобка, а полностью к 5 -й стадии созревания полов. органов.

12. Подмышечное оволосение у мальчиков – с 14 лет. 13. За период пубертата мальчики вырастают в среднем на 28 см, становятся шире плечи, объём мускулатуры, растут внутренние органы. 14. Ойгархе (первые поллюции) в 14 -15 лет. 15. Нервная система регулирует 2 основных аспекта полового созревания: сроки и механизмы перехода от препубертатного, или сексуально инфантильного, состояния к полному половому созреванию. 16. До сих пор нет однозначного понимания, что запускает пубертат – активацию импульсного генератора ЛРГ: естественное развитие ранних гормональных сдвигов, либо некий метаболический сигнал, связанный с составом тела.

Две важнейшие функции яичек – сперматогенная и стероидогенная – обеспечивают поддержание репродуктивной способности и мужского фенотипа организма. Гормональная регуляция пубертатного ускорения роста обусловлена сочетанным действием тестостерона и гормона роста: тестостерон оказывает влияние на рост позвоночника. Концентрация соматомедина в плазме во время полового созревания увеличивается до максимума, вероятно, за счёт половых стероидов и опосредуется повышением секреции гормона роста. Степень созревания костной системы, определяемый рентгенологически, является показателем физиологического созревания.

. n n n n n 1 - Эпифизы концевых фаланг 2 - Эпифизы средних фаланг 3 - Эпифизы основных фаланг 4 - Эпифиз I пястной кости 5 - Эпифизы II, IV, V пястных костей 6 – Головчатая кость 7 – Крючковатая кость 8. - Трехгранная кость 9. – Полулунная кость 10. – Большая многоугольная кость 11. – Малая многоугольная кость 12. – Ладьевидная кость 13. – Гороховидная кость 14. – Дистальный эпифиз лучевой кости 15. – Шиловидный отросток локтевой кости 16. – Дистальный эпифиз локтевой кости 17. – Сесомовидные кости I пястной кости

1. 2. 3. 4. 5. Костный возраст тесно коррелирует с с началом появления вторичных половых признаков, чем с хронологическим возрастом. Изменяется состав и масса тела, число мышечных клеток у мужчин в 2 раза больше, чем у женщин. Половое созревание – одна из стадий процесса начинающегося половой дифференцировкой и формированием в онтогенезе гипофизарногонадной системы плода и завершающегося половой зрелостью. Гормональные сдвиги (прежде всего увеличение тестостерона) обуславливают мужское телосложение и изменение голоса. Дигидротестостерон обуславливает развитие

появление височных впадин и рост бороды. 6. Физиологически активными являются только свободные стероиды, а 97 -99% присутствующего в крови тестостерона и эстрадиола образует обратимый комплекс с глобулином, связывающем половые стероиды (ГСПС). В пубертате уровень ГСПС у мальчиков значительно снижается и у взрослых мужчин уровень ГСПС в 2 раза ниже, чем у взрослых женщин. 7. Характер секреции гонадотропинов у мужчин тонический (базальный), секреция регулируется механизмом отрицательной связи: изменение концентрации половых стероидов (и, возможно, ингибина) приводит к реципрокным изменениям секреции гипофизарных гонадотропинов.

Тестостерон Ø Ø Ø Ø Маскулинизирующие эффекты Анаболические эффекты Формирование и поддержание фенотипа Участие в сперматогенезе Уровень ЛГ, повышаясь на ранних стадиях, медленно достигает плато. Клетки Лейдига в тестикулах под влиянием ЛГ продуцируют преимущественно тестостерон, в меньшей степени андростендион, андростендиол, эстрогены, дигидротестостерон. Небольшая часть тестостерона секретируется надпочечниками.

Импульсная секреция ЛГ у мужчин происходит примерно каждые 90 – 120 минут. Тестостерон+АСБ] семенные канальцы | | сперматогенные клетки | секретируется клетками Сертоли часть андрогенов ароматизируется в эстрадиол

Регуляция гаметогенной функции У мальчиков уровень ФСГ прогрессивно увеличивается в течении всего периода пубертата под влиянием импульсов ЛРГ (лютеонизирующего рилизинг-гормона гипоталамуса). Ø Сперматогенная функция – половые и фолликулярные (сертолиевы) клетки герминативного эпителия семенных канальцев. Ø Сертолиевы клетки объединяют половые клетки с нейроэндокринным ГГГЦ, формируя функциональную систему гаметогенезэндокринный ГГГЦ (ГЭ ГГГЦ). Ø

Обмен информацией между половыми клетками всех стадий развития и целым организмом осуществляется главным образом сертолиевыми клетками. Сперматогонии могут также участвовать в обмене информации с клетками Лейдига. Эти взаимодействия ограничены проницаемостью базальной мембраны. Соматические клетки взаимодействуют с как половыми клетками, так и с регуляторными системами – важнейший этап взаимосвязи гаметогенеза и среды

Сертолиевы клетки

Puberty и Nubility Ø Ø Ø Puberty (pubes -покрываться волосами) – половое созревание совпадающее с завершением роста тела, достижение всеми органами той степени развития, которая достаточна для того, чтобы мужчине зачать ребенка, а женщине вынести все тяготы беременности, родов и их последствий. Nubility (от nubis – покрывало) означает возраст в котором может надеть брачные одежды, другими словами, выйти замуж. Нетождественность способности к зачатию и способности выносить потомство объясняются физиологическими и психологическими факторами.

У девушек до 20 лет значительная часть менструальных циклов носит ановуляторный характер, на что указывает отсутствие подъема ректальной температуры во 2 -й фазе цикла – фактор юношеской стерильности (отсутствие овуляции). Ø Психологическая неготовность к созданию семьи, отсутствие материальной базы. Ø Преобладание андрогенов или эстрогенов в тканях, крови предрасполагает к различному типу мышления, уровню активности, а часто и агрессивности, меняет стиль поведения личности Ø

Схематическое изображение различных стадий созревания фолликула в яичнике: 1. примордиальный фолликул; 2. - зернистая оболочка фолликула; 3. - внутренняя оболочка фолликула; 4 - граафов пузырек; 5 - белое тело; 6 - атретический фолликул; 7 - интерстициальная ткань: 8 - разорвавшийся фолликул; 9 - желтое тело: 10 - зародышевый эпителий; 11 - регрессирующее желтое тело; 12 – ворота яичника.

Вторичные половые признаки Ø Ø Ø Ø У девочек развитие молочных желез контролируется в основном эстрогенами, секретируемыми яичниками. Оволосение лобка и подмышечных впадин находится под контролем андрогенов секретируемых надпочечниками и яичниками. Развитие молочных желез в норме совпадает со стадиями лонного оволосения. В период пубертата под стимулирующим влиянием эстрогенов розовая поверхность слизистой оболочки влагалища бледнеет, а большие и малые половые губы увеличиваются. Непосредственно перед менструацией увеличивается объём прозрачных или беловатых выделений. Пубертат у девочек начинается на ½ или 1 год раньше, чем у мальчиков. Между 8 и 13 годами (в среднем 11 лет) – начало пубертата у девочек.

Ø Ø Ø Ø Подмышечное оволосение у девочек появляется в возрасте 12 лет, что на 2 года раньше, чем мальчиков. У девочек быстрее растут бёдра, расширяется тазовый вход, преимущественно за счёт вертлужных костей. Размеры сердца возрастают у девочек, как и у мальчиков в равной степени. Девочки достигают пик скорости роста (ПСР) ещё до менархе, у менструирующих девочек способность к росту ограничена. У девочек быстрый рост в пубертате определяется эстрогенами и гормоном роста, хотя некоторое влияние оказывают и андрогены, вырабатываемые в надпочечниках и яичниках. Половые стероиды, по-видимому, стимулируют увеличение концентрации соматомедина, который опосредует повышение секреции гормона роста. Степень созревания костной системы оценивается по рентгенограммам кисти, коленных и локтевых суставов.

Гормональные сдвиги при половом созревании n n Изменения в центральной нервной системе (ЦНС) ведет к усилению секреции лютеинизирующего рилизинг-гормона (ЛРГ) в пубертатном периоде, что инициирует и регулирует последовательное увеличение секреции гипофизарных гонадотропинов и половых стероидов, приводящее к половому созреванию. У девочек ФСГ возрастает на ранних стадиях, а ЛГ – скорее на поздних стадиях полового созревания. Эстрогены (эстрадиол Е 2 – основной эстроген) секретируется у девочек на 90% яичниками. Уровень эстрогенов при половом созревании девочек постепенно возрастает до его завершения, когда в

В фолликулиновую фазу он достигает 50 пг/мл, а в лютеиновую 150 пг/мл и выше. Уровень глобулинсвязывающего полового гормона (ГСПГ) у девочек и мальчиков одинаков. Пролактин к концу пубертата у девочек составляет в среднем 8, 5 нг/мл, а у юношей 6, 0 пг/мл. Увеличение соматомедина у девочек коррелирует с уровнем эстрадиола. Гонадотропины секретируются по циклическому варианту, обусловленному механизмами обратной связи, секреция ФСГ и ЛГ всегда имеет импульсный или эпизодический характер. Психологические сдвиги связанные с завершением процесса самоидентификации личности в многом обусловлен созреванием гонад, увеличением секреции половых стероидов и связанным с этими процессами появлением вторичных половых признаков, достижением фертильности.

Менархе – это позднее явление в процессе полового созревания, оно не может быть одним из факторов влияющих на срок начала гормональных сдвигов. Клинические и экспериментальные данные свидетельствуют о том, что факторы, определяющие сроки полового созревания реализуют свое действие через центрально-нервную регуляцию пубертата.

Резюме по пубертатному периоду v v Половое созревание – не неизбежный процесс; его можно остановить и даже повернуть назад. Факторы внешней среды и некоторые заболевания, влияющие на срок наступления и этапность полового созревания, так или иначе подавляют гипоталамический импульсный генератор – ЛРГ. Интенсивные физические нагрузки, нервная анорексия могут задержать или остановить половое созревание или даже переводить гипоталамо-гипофизарный комплекс обратно в препубертатное состояние. С другой стороны в редких случаях истинного преждевременного полового созревания, вызванного давлением на гипоталамус объёмных образований соседних мозговых структурах, удается добиться регресса путем декомпрессии мозга

Критерии пола Пол генетический: Мужской хромосомы X, Y; Женский хромосомы X, X. Пол фенотипический: особенности структуры тела, тип оволосения (мужской) (женской). Пол гормональный: андрогены; эстрогены. Пол гонадный: Пол генитальный: яички; яичники. половой член, матка. мошонка; вагина. Пол психологический: самоидентификация – кем себя считает данная личность (мужчиной или женщиной). Пол социальный или паспортный: Идентификация обществом личности – кем общество считает данную личность (запись в паспорте).

“Основной вопрос—зачем пол?”
Белл (1982)

Т еори ю В. Геодакяна можно свести к одной фразе:
Мужчины—подопытные кролики Природы.

Пол - это не столько способ размножения, как принято считать,
сколько способ асинхронной эволюции.
В. Геодакян (1991)

Для понимания явления пола недостаточно знаний его репродуктивной и рекомбинативной роли. Необходимо знать его эволюционную роль. Раз дельнополость включает два фундаментальных явления: скрещивание (объединение генетической информации родителей) и дифференциацию (разделение на два пола ). Наличие скрещивания отличает половые формы размножения от бесполых, наличие дифференциации—раздельнополые формы от гермафродитных. Классическая генетика, рассматривает, однако, только результаты скрещивания особей, поэтому некоторые явления, связанные с самой дифференциацией, не могут быть объяснены .

Новая теория рассматривает дифференциацию полов как выгодную для популяции форму информационного контакта со средой, как эволюционную специализацию по двум главным альтернативным аспектам эволюции: сохранения (консервативный) и изменения (оперативный).

Какие качества «приближают» мужской пол к среде и обеспечивают ему получение экологической информации? У мужского пола по сравнению с женским выше частота мутаций, меньше аддитивность наследования родительских признаков, уже норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое, рискованное поведение. Другая группа особенностей — огромная избыточность мужских гамет, их малые размеры и высокая подвижность, большая активность и мобильность самцов, и их склонность к полигамии. Длительные периоды беременности, кормления и заботы о потомстве у самок, фактически повышая эффективную концентрацию мужских особей, превращают мужской пол в «избыточный», стало быть, «дешевый», а женский — в дефицитный и более ценный.

Это приводит к тому, что отбор действует в основном за счет отстранения мужских особей, но большие потенциальные возможности позволяют им оплодотворить все женские (в панмиктной или полигамной популяции). В результате малое число мужских особей передает потомству столько же информации, сколько и большое число женских. Можно сказать, что канал связи с потомством у мужского пола шире, чем у женского. Наследственная информация полученная потомством от матерей лучше отражает распределение генотипов в популяции и в прошлых поколениях. Информация полученная от отцов более селективная, она отражает генотипы наиболее приспособленные к условиям среды.

Широкая норма реакции женских особей обеспечивает им более высокую онтогенетическую пластичность (адаптивность), позволяет покинуть зоны элиминации и дискомфорта и группироваться вокруг нормы популяции, то есть в стабильной среде уменьшить свою фенотипическую дисперсию. Узкая норма реакции мужского пола сохраняет их широкую фенотипическую дисперсию и делает их более подверженными отбору. Это означает, что мужской пол первым подвергается эволюционным изменениям.

В бесполых и гермафродитных популяциях информация от среды попадает ко всем особям:

В случае половой дифференциации последовательность появления контролирующей информации от среды следующая:
среда → мужской пол → женский пол

Следовательно, мужской пол можно рассматривать как эволюционный “авангард” популяции, а половой диморфизм по признаку как эволюционную “дистанцию” между полами и как “компас”, показывающий направление эволюции этого признака (“Филогенетическое правило полового диморфизма ”). Поэтому признаки чаще встречающиеся и более выраженные у самок должны иметь “атавистическую” природу, тогда как признаки более выраженные у самцов должны иметь “футуристическую” природу (поиск). Максимальный половой диморфизм должен наблюдаться по эволюционно молодым (новым) признакам.

У реципрокных гибридов дивергирующих форм по эволюционирующим (новым) признакам должен наблюдаться реципрокный “отцовский эффект ” (доминирование отцовской породы, линии). По дивергирующим признакам родителей должна доминировать отцовская форма, по конвергирующим—материнская. В частности, теория успешно предсказывает существование отцовского эффекта по всем хозяйственно-ценным признакам у сельскохозяйственных животных и растений.

Новый взгляд на эволюционную роль пола позволяет лучше понять многие явления, связанные с полом: половой диморфизм (ПД), соотношение полов (СП), роль половых хромосом (ПХ) и половых гормонов (ПГ), психологические различия между мужчинами и женщинами и др.

Вместо существующего раньше взгляда на основные характеристики раздельнополой популяции как на константы, специфичные для вида, предлагается новый: соотношение полов, дисперсия и половой диморфизм—переменные, регулируемые величины, тесно связанные с условиями среды . В стабильных условиях (оптимальная среда) они должны падать, а в изменчивых условиях (экстремальная среда)—расти. В первом случае эволюционная пластичность вида уменьшается, а во втором—увеличивается.

Половой диморфизм это “дистанция” между полами в процессе эволюции любого признака. Это генетическая информация, которая благодаря специализации полов на популяционном уровне уже попала в мужскую подсистему, но еще не достигла женской.

Информационный контакт организма со средой определяется и регулируется соотношением в нем мужских (андрогенов) и женских (эстрогенов) гормонов. Андрогены “приближают” (в информационном смысле) организм к среде, а эстрогены, наоборот, “удаляют” его от среды.

Вскрытые филогенетические и онтогенетические закономерности дифференциации полов сформулированы в виде правил .

До сих пор считалось, что деление на два пола необходимо для самовоспроизведения, что пол является способом размножения . А оказывается , что пол —это скорее способ эволюции .

Теория позволяет с единых позиций ответить на многие вопросы, на которые не может ответить теория полового отбора Дарвина и предсказать новые явления .

Медицина Появляется возможность объяснить половой диморфизм по многим болезням . Соотношение полов заболеваемости зависит от фазы взаимодействия популяции с вредным фактором среды.
Подробнее...

Подробнее о теории пола

Первая публикация: Мальчик или девочка. Соотношение полов—величина, регулируемая природой? (В. А. Геодакян). Наука и Жизнь, 1965, № 1, с.55–58.

Популярное изложение: Эволюционная теория пола . (А. Гордон). Программа «00:30» НТВ, 06.03.2002

Более полное научное изложение:

Наиболее свежая публикация: Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение . Геодакян В. А. Межд. Конф.: Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. Москва, 1–4 июня 1994, с. 8–17.

Copyright © 2005-2012 S. Geodakyan. All rights reserved.

Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965. Т. 1. № 1. С. 105-112.

Геодакян В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола // Журн. общ. биол. 1974. Т. 35. № 3.

Геодакян В.А. Эволюционная логика дифференциации полов // Природа. 1983. № 1. С. 70-80.

Геодакян В.А. Онтогенетическое правило полового диморфизма // Докл. АН СССР. 1983. Т. 269. № 12. С. 477-482.

Геодакян В.А. О теоретической биологии / Методологические аспекты эволюционного учения. Киев, 1986.

Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171-189.

Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. № 8.

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/VV_SC30W.HTM

Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992.

Серия:

Схожие по жанру новинки месяца

  • Космические бароны. Илон Маск, Джефф Безос, Ричард Брэнсон, Пол Аллен. Крестовый поход во имя колонизации космоса
    Дэвенпорт Кристиан
    Наука, Образование , Технические науки , Научная литература , Деловая литература , О бизнесе популярно ,

    «Космические бароны» – это рассказ о группе предпринимателей-миллиардеров, которые воспользовались своим богатством для эпического восстановления американской космической программы. Илон Маск и Джефф Безос, Ричард Брэнсон и Пол Аллен возглавили смелый поход по строительству новой космической транспортной системы – частной пилотируемой космонавтики.

  • Дикий гормон. Удивительное медицинское открытие о том, как наш организм набирает лишний вес, почему мы в этом не виноваты и что поможет обуздать свой аппетит
    Фанг Джейсон
    Наука, Образование , Научная литература , Домоводство (Дом и семья) , Здоровье , Спорт ,

    Искусство медицины очень своеобразно. Время от времени возникают методы лечения, которые на самом деле не работают. По инерции эти методы передаются от одного поколения врачей к последующему и сохраняют жизнеспособность удивительно долго, несмотря на отсутствие их эффективности. К сожалению, лечение ожирения стоит в одном ряду с этими примерами. Уже более тридцати лет врачи рекомендуют пациентам с ожирением переходить на обезжиренную, низкоуглеводную диету. Несмотря на это, эпидемия ожирения продолжает набирать обороты. Перед вами революционная книга, которая переворачивает наше представление о причинах набора веса и предлагает простую и эффективную программу по изменению себя.

  • Приручение. 10 биологических видов, изменивших мир
    Робертс Элис
    Наука, Образование , Биология , Научная литература

  • Приручение. 10 биологических видов, изменивших мир
    Робертс Элис
    Наука, Образование , Биология , Научная литература

    На протяжении сотен тысяч лет наши предки выживали благодаря диким растениям и животным. Они были охотниками-собирателями, превосходно знакомыми с дарами природы, принимающими мир таким, какой он есть. А потом случилась революция, навсегда изменившая отношения между человеком и другими видами: люди стали их приручать…

    Известный британский антрополог и популяризатор науки Элис Робертс знакомит с современными научными теориями взаимодействия эволюции человека и эволюции растений и животных. Эта книга – масштабное повествование, охватывающее тысячи лет истории и подкрепленное новейшими данными исследований в области генетики, археологии и антропологии, и в то же время – острый персональный взгляд, способный изменить наше видение себя и тех, на кого мы повлияли.

    «Человек превратился в мощный эволюционный фактор планетарного масштаба; он способен создавать новые ландшафты, менять климат, взаимодействовать с другими видами в процессе коэволюции и способствовать глобальному распространению этих “привилегированных” растений и животных… Погружаясь в историю наших союзников, мы сумели пролить свет и на собственное происхождение». (Элис Робертс)

  • Математика на ходу: Более 100 математических игр для больших и маленьких
    Истуэй Роб , Эскью Майк
    Детское , Детская литература , Наука, Образование , Математика , Научная литература ,

    Как приобщить ребенка к математике и даже сделать так, чтобы он ее полюбил?

    Замечательные британские популяризаторы науки Роб Истуэй и Майк Эскью нашли веселый и легкий путь к детскому сердцу, превратив страшное пугало – математику – в серию увлекательных игр для детей от 4 до 14 лет. Пусть ваш ребенок исподволь овладевает математической премудростью, играя изо дня в день в угадайку, числовые прятки, двадцаточку и зеленую волну. Вы сможете играть за столом, в очереди к врачу, в магазине, на прогулке, используя подручный счетный материал: машины на стоянке, товары на полках супермаркета, мотоциклистов на дороге… И конечно, ничто не мешает вам переиначивать придуманные авторами математические забавы на свой лад, приспосабливая их ко вкусам и потребностям собственных детей.

    Разговоры с детьми о математике могут получиться довольно вымученными, но вот несколько способов привнести в вашу беседу элементы устного счета, не превращая ее при этом в урок. Залог успеха в отношении: и вам, и ребенку должно быть легко и весело.

    Способствует росту уверенности в себе, особенно когда речь идет о необходимости посчитать деньги.

    Способствует формированию уверенности в себе и осознанию того, что в математике разобраться непросто, но это вполне нормально.

    Способствует осознанию того, что правильные ответы возникают не по волшебству, а в результате размышлений и что к одному и тому же ответу можно прийти несколькими путями.

    Способствует росту уверенности в себе и дает вам возможность ознакомиться с материалом, который ребенок проходит в школе.

    Способствует поддержанию мотивации ребенка к дальнейшей работе.

    Способствует превращению задач и примеров по математике из контрольной в веселую игру.

    Способствует практике устного и кратного счета.

    Способствует занятиям математикой или любой другой деятельности, которую вы хотите стимулировать.

    В этом разделе вы найдете игры и занятия, которые пригодятся вам в любой момент, когда вы просто разговариваете с ребенком по дороге в школу, за едой, в очереди, даже в кровати перед сном.

    Способствует тренировке устного счета и пониманию математических закономерностей.

    Способствует развитию техники устного счета, возможны задачи повышенной сложности.

    Способствует осознанию пропорциональности и масштаба.

    Способствует усвоению простых дробей.

    Способствует формированию навыков оценки и прикидки, а также восприятия бесконечно больших величин.

    Способствует развитию арифметических навыков, восприятию форм.

    Способствует навыку умножения или деления на 7 (и другие числа).

    Вам понадобится калькулятор.

    Способствует развитию навыков предварительной оценки и вычислений с помощью калькулятора.

    Способствует усвоению простых дробей и умению делить в уме.

    Способствует развитию навыков устного счета и предварительной оценки.

    В этом разделе вы найдете разнообразные игры и задания, которые помогут развить аналитическое мышление вашего ребенка и надолго занять его интересным делом.

    Способствует усвоению действий с простыми дробями, процентами, знакомит с круговыми диаграммами.

    Способствует закреплению навыка умножения.

    Способствует закреплению навыка предварительной оценки и приблизительных вычислений.

    Способствует воспроизведению геометрических форм и точных размеров.

    Способствует развитию интереса к геометрии.

    Способствует закреплению навыка сложения и учит обращаться с деньгами.

    Вам понадобится банка, наполненная сухими сыпучими продуктами (подойдут фасоль или изюм).

    Способствует осознанному восприятию чисел и умению мыслить большими величинами.

    Вам понадобится лист бумаги формата А4.

    Способствует развитию геометрического мышления.

    Вам понадобятся часы с секундной стрелкой либо секундомер или таймер в вашем мобильном телефоне.

    Способствует развитию счетных навыков и чувства времени.

    Способствует развитию счетных навыков и представления о комбинаторике.

    Способствует формированию навыков счета и представлений о денежных единицах.

    Ситуаций, когда сам бог велел поупражняться с ребенком в вычислениях, сколько угодно: очередь, сидение под дверью у кабинета врача, поход по магазинам. В этом разделе вы найдете несколько коротких игр, которые помогут в такие моменты скрасить ожидание. Они занимают считаные минуты и не требуют реквизита.

    Способствует

    Способствует развитию навыков счета, догадки и стратегического мышления.

    Способствует развитию навыков устного счета и изучению таблицы умножения.

    Способствует изучению таблицы умножения.

    Способствует счету двойками, тройками, пятерками, десятками и т. д.

    Способствует оттачиванию таблицы умножения на 3 или на 5 (или любой другой), закреплению навыка деления на заданное число.

    Способствует развитию догадки и навыков устного счета.

    Способствует развитию математического языка и геометрического мышления.

    Способствует развитию логики и представлений о различных числовых множествах.

    Способствует лучшему усвоению любого математического материала, от основных арифметических действий до делителей и кратных.

    Способствует закреплению любого математического материала, нуждающегося в дополнительной проработке, от таблицы умножения до геометрии.

    Способствует

    Способствует развитию уверенности в счетных действиях.

    В этом разделе вы найдете разнообразные математические игры, которыми лучше заниматься дома. Для некоторых из них понадобится кое-что специально обустроить или приобрести (поверхность для граффити, измерительные ленты, магнитный набор для игры в дартс, часы со стрелками), но все это сулит такие возможности для занятий математикой с ребенком, что любые траты и усилия с лихвой окупятся.

    Способствует наглядности хода рассуждений, когда вы объясняете или ищете решение.

    Способствует умению определять время по часам. Часы со стрелками и циферблатом отлично помогают запомнить таблицу умножения на 5.

    Способствует формированию представлений о метрических системах и переводу английских метрических единиц в десятичные.

    Способствует пониманию природы процесса и единиц измерения.

    Способствует развитию навыков устного счета, техники удвоения или утроения в уме, обратного счета, вычисления уменьшаемого.

    Способствует развитию вычислительных навыков, в том числе сложных приемов типа нахождения кратного, делителей и т. д.

    Способствует умению определять и считать время, развитию устного счета и формированию полезных привычек.

    Способствует развитию техники быстрого сложения в уме.

    Хотя во многие игры, описанные в этой книге, можно играть, когда вся семья собирается за столом, мы решили отдельно отметить игры и занятия, напрямую связанные либо с приготовлением, либо с приемом пищи. Их-то вы и найдете в этом разделе.

    Способствует развитию счетных навыков и прикидки.

    Способствует умению соблюдать график, отсчитывать время вперед и назад, составлять расписание.

    Способствует усвоению простых дробей, действий с дробями (сложение и расширение).

    Способствует осознанию того, что равные доли могут выглядеть по-разному.

    Способствует развитию геометрического мышления и знакомит со свойствами треугольников.

    Способствует развитию разговорных навыков и математического воображения.

    Поход в магазин открывает массу возможностей для игр с деньгами и поисков числовых закономерностей.

    Способствует развитию навыков прикидки, оценки и сопоставления величин, практическому приложению школьных знаний.

    Способствует формированию представлений о коэффициенте и пропорции, а также развитию навыка деления.

    Способствует развитию навыков устного счета и быстрого подбора слагаемых до заданной суммы.

    Способствует восприятию величины угла и расстояния, а также осознанию важности точных инструкций; формирует умение задавать программу действий.

    Способствует формированию навыка прикидки и умножения.

    В этом разделе вас ждут игры и занятия, которые особенно пригодятся вам в пути. Когда вы с ребенком едете куда-то в автомобиле или на поезде, смотреть в окно можно с пользой для дела.

    Способствует распознаванию чисел, числовых разрядов, работе с тождественными выражениями.

    Способствует формированию навыка предварительной оценки.

    Способствует развитию математической догадки (умению предположить ответ, когда посчитать нельзя).

    Способствует усвоению правил сложения.

    Способствует умению вести счет и оценивать риски.

    Способствует развитию прикидки и чувства времени.

    Способствует усвоению цифр, оценке шансов, вероятностному прогнозированию.

    Способствует формированию представления о социологических исследованиях, рейтингах, процентных соотношениях.

    Способствует технике устного счета.

    Способствует формированию представлений о скорости и масштабировании величин.

    Тематически все игры и занятия, которые вы найдете в этом разделе, могут быть увязаны с тем, чем ребенок и вы занимаетесь перед сном: купанием, разговорами о том, как прошел день, сказками на ночь.

    Вечер вообще располагает к интимному общению, а заодно можно вместе поиграть.

    Способствует восприятию объема, развивает связь между объемом и формой.

    Способствует развитию навыка составления графиков.

    Способствует навыку работы с круговыми диаграммами, формирует представления о пропорциональности и процентном соотношении.

    Способствует умению находить неизвестное.

    Способствует усвоению простых и десятичных дробей и числового ряда.

    Способствует развитию восприятия чисел, заставляет задуматься о математике вокруг нас.

    Если в предыдущих разделах для математических забав не требовалось никакого дополнительного реквизита, то здесь понадобится кое-что подготовить, например вспомнить, где дома лежит колода карт или настольная игра-ходилка с игровым полем, кубиком и фишками.

    Вам понадобится любая настольная игра-ходилка с игровым полем, фишками и кубиком.

    Способствует формированию навыков сложения и умножения.

    Вам понадобится колода игральных карт и трое играющих.

    Способствует развитию арифметических навыков.

    Вам понадобится колода игральных карт.

    Способствует развитию арифметических навыков.

    Вам понадобятся лист бумаги и карандаш.

    Способствует развитию стратегического мышления.

    Вам понадобится некоторое количество изюма, фасоли, мелких макаронных изделий или фишек (что-то одно).

    Способствует формированию навыка деления и подбора делителей числа.

    Вам понадобится колода игральных карт.

    Способствует концентрации при счете и развитию реакции.

    Вам понадобятся бумага и карандаши.

    Способствует овладению математическим языком.

    Вам понадобятся бумага и карандаш.

    Способствует развитию навыков устного счета начиная с элементарного сложения до сложных вычислений, как то: возведение в степень, извлечение квадратных корней, действия с дробями и отрицательными числами (в зависимости от уровня владения материалом).

    Вам понадобятся песочные часы на 3 минуты (на худой конец, сгодится таймер в телефоне) и ксерокопия таблицы, которую вы найдете на следующей странице.

    Способствует усвоению таблицы умножения.

    На разговоры о математике нас может натолкнуть что угодно, будь то колпак на колесо автомобиля или качели на детской площадке. Постарайтесь помочь ребенку увидеть математику вокруг: в парке, в саду, на улице.

    Способствует навыку распознавания фигур и вероятностного прогнозирования.

    Способствует изучению свойств треугольников, развитию измерительных и оценочных навыков.

    Способствует восприятию времени, усвоению причинно-следственных связей, развивает вероятностное прогнозирование.

    Способствует формированию понятия «кривая».

    Способствует умножению и делению на два, знакомит с принципом рычага и законом равновесия.

    Способствует формированию представлений о направлении и угле поворота.

    Способствует решению поставленных задач, развитию геометрического мышления и измерительных навыков.

    Способствует применению на практике подобия треугольников, развитию оценочных навыков.

    Если человек плохо считает, то он наверняка думает, что «математика» и «магия» – синонимы, а сама математика есть тайна, покрытая мраком, постичь которую невозможно. В этом разделе вы найдете несложные числовые фокусы, которые не только помогут разнообразить ваши занятия устным счетом, но и дадут ребенку почувствовать себя если не волшебником, то уж по меньшей мере учеником чародея.

    Способствует развитию навыков устного счета.

    Способствует развитию навыков устного счета.

    Вам понадобится калькулятор.

    Способствует навыку умножения и подбора делителей.

    Хрустальный мир (сборник)
    Баллард Джеймс
    Наука, Образование , Научная литература

    Джеймс Грэм Баллард (р. 1930) - один из немногих писателей-фантастов, прочно занявших место в пантеоне Высокой Литературы. Искаженный, вывернутый мир его произведений, балансирующий на грани реальности и вымысла - то ли плод болезненной фантазии, то ли отказ от розовых очков.

    Четвертый роман писателя - «Хрустальный мир» (1966) и большинство рассказов, составивших настоящий том, публикуются на русском языке впервые.

С чем же могут быть связаны индивидуальные различия между представителями мужского и женского пола? Очевидно, что для ответа на этот вопрос необходимо выйти за пределы психологии и обратиться к теориям и гипотезам, существующем в этологии и биологии.

Вопрос, для чего вообще существует пол, возникал давно. Самый простой ответ ‑ для размножения ‑ удовлетворительным считаться не может. В живом мире существует помимо раздельнополого еще также бесполое (вегетативное) и гермафродитное размножение, причем очевидных преимуществ перед ними у раздельнополого размножения не отмечается. Напротив того, комбинаторный потенциал (сочетание генов) у гермафродитов в два раза больше, а количество потомства (эффективность размножения) выше у бесполых. Однако все прогрессивные формы размножаются именно половым путем (3, 5).

Для прояснения роли раздельнополого размножения в 1965 г. отечественным биологом В.А.Геодакяном (под очевидным воздействием кибернетики и теории систем) была создана так называемая эволюционная теория пола. В которой автор утверждал, что дифференциация полов связана со специализацией по двум основным аспектам эволюционного процесса ‑ сохранению и изменению генетической информации как выгодной для популяции формы информационного контакта со средой. Очевидно, что только мужских (или только женских) особей недостаточно для обеспечения преемственности и развития вида. Они должны сосуществовать.

Положив в основу своей теории принцип сопряженных подсистем, Геодакян отметил, что адаптивные системы, эволюционирующие в движущей среде, значительно повышают свою общую устойчивость при условии дифференциации на две сопряженные подсистемы, с консервативной и оперативной специализацией, которые принадлежат особям соответственно женского и мужского пола. Как же это происходит?

Изначально организм женских особей обладает более широкой нормой реакции, чем мужской. Так, если мужчина в конфликтном поведении, например, обычно ведет себя взрывчатым образом, то сделать его терпимым и миролюбивым едва ли удастся. А женщина может сочетать в своем поведении несколько стратегий, гибко используя их в зависимости от ситуации. Благодаря этому адаптивные способности женских особей намного выше, а обучаемость лучше. (В исследованиях по педагогической психологии отмечается, что изначальный уровень способностей, как правило выше у мальчиков, но в процессе обучения они быстрей выходят на плато, в то время как девочки, отталкиваясь от более низких показателей, набирают темп и обгоняют мальчиков.) Если мы придем в школьный класс и посмотрим на успеваемость детей, то окажется, что девочки (как и мальчики) в равной степени распределяются на отличниц, двоечниц и посредственных учениц. Однако если мы поставим вопрос иначе: кто самый отъявленный двоечник и хулиган, кто самый талантливый ученик? ‑ то окажется, что эти группы заполнены, как правило, мальчиками. То есть мужская подвыборка обладает более специализированным поведением, что в целом мешает адаптации на уровне индивида. Все крайности ярче представлены у мужчин, но женщины более обучаемы.

Предположим, что среда существования вида практически не меняется (такую среду называют стабилизирующей). В этой среде естественный отбор ведет к простому увеличению численности особей, без изменения их генотипа. Для этой цели нет необходимости присутствия большого количества мужских особей в популяции, главное, чтобы было достаточно много женских особей. И действительно, в стабильных условиях мальчиков рождается чуть меньше (существует даже примета, что много мальчиков рождается к войне).

Но если среда резко меняет свои условия (становится движущей), то задачи отбора в приспособлении несколько меняются; он приводит не только к увеличению количества особей, но и к изменению генотипа. В условиях катастроф (экологических, социальных, исторических) элиминация и отстранение от размножения в основном затрагивают мужской пол, а модификация ‑ женский. Благодаря дифференциации полов появилось два основных изменения по сравнению с бесполым размножением ‑ это более широкое сечение информационного канала взаимодействия у мужской особи и более широкая норма реакции у женской особи. Таким образом, мужская особь может оплодотворить большее количество самок, а женская ‑ обеспечить спектр фенотипов из одного генотипа.

После исчезновения катастрофического фактора и окончания действия отбора доля мужских особей уменьшается, и их генотипическая дисперсия сужается (те, кто не выжил, не оставляют генетических следов). Итак, женщины обеспечивают постоянную филогенетическую память вида, а мужчины ‑ временную, онтогенетическую (3).

Для иллюстрации этой мысли Геодакян приводит такой поэтический пример. Когда наступило всеобщее похолодание на планете, то у женщин, как высокоадаптированных существ, увеличилась жировая прослойка. А мужчины в силу слабой приспособленности оказались к этому неспособны и большей частью просто вымерли. Зато оставшийся ‑ изобрел огонь, чтобы согревать всю общину, и с этого момента стал закрепляться именно его генотип. Итак, мужчины осуществляют поиск, а женщины ‑ совершенствование. Таков механизм эволюционного биологического (и психологического) прогресса.

Очевидно, что, обладая узкой нормой реакции, мужчины более биологически (и психологически) уязвимы. Поэтому и продолжительность жизни у них ниже. Новорожденные мальчики чаще гибнут, чем девочки. Однако большинство долгожителей все-таки ‑ мужчины.

Конечно, развиваются и изменяются не все анатомо-физиологические и поведенческие признаки, а только некоторые. Наличие различий признаков у мужских и женских особей называется половым диморфизмом, т.е. существованием двух форм (а в психологии уже начали использовать и выражение половой дипсихизм). У современных людей, например, существует половой диморфизм по признакам роста, веса, оволосения, но нет диморфизма по признаку количества пальцев или ушей, по цвету глаз.

В стабилизирующей среде половой диморфизм отсутствует (нет необходимости приспосабливаться, и мужские и женские особи обладают одним и тем же эволюционно выгодным значением признака). А в движущей среде уже в одном поколении появляется генотипический половой диморфизм, возрастающий в следующих поколениях. По вариативности признака можно судить о фазе эволюционного процесса по признаку. Так, если в мужской подвыборке дисперсия выше, чем в женской, это свидетельствует о начале эволюционного процесса, а фазу отбора называют дивергентной. Затем наступает параллельная фаза, при которой дисперсии в обеих группах примерно равны. И, наконец, конвергентная фаза, на которой вариативность у женщин возрастает по сравнению с мужчинами, свидетельствует о том, что эволюционный процесс близок к завершению.

Геодакяном сформулировано филогенетическое правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то этот признак эволюционирует от женской формы к мужской. То есть популяция маскулинизируется, а значения признака, существующие в мужской подвыборке, являются эволюционно выгодными. Это относится ко всем видам, обладающим раздельнополым размножением. Так, например, если у млекопитающих самка по размеру меньше, чем самец, это означает, что по ходу эволюционного процесса самки будут увеличиваться в размере, потому что это выгодно для вида. А у насекомых (например, у пауков) самки, напротив, значительно больше, чем самцы; это говорит о том, что легкому существу в его среде выжить легче. Следовательно, и самки будут становиться меньше.

В селекции этот факт также используется: поскольку селекционные признаки больше продвинуты у отцов, то отбор производителя ‑ ключевая проблема для выведения новых пород, даже если это касается скрытых признаков, например удойности.

Существует также и онтогенетическое правило полового диморфизма: если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то в онтогенезе этот признак меняется, как правило, от женской формы к мужской. Правило отцовского эффекта в селекции состоит в том, что по дивергирующим признакам родителей (являющимся предметом внимания) должна доминировать отцовская форма (порода), а по конвергирующим (несущественным для выведения породы) ‑ женская.

Интересно, что в онтогенезе женские формы признака проявляются раньше, а мужские ‑ позже. Так, маленькие дети обоего пола больше похожи на девочек, а у пожилых людей, опять же, независимо от пола, начинают проявляться мужские черты (грубый голос, рост волос на лице и пр.). По характерологическим признакам маленькой девочки можно с большей достоверностью предсказать структуру личности и поведение взрослой женщины, чем у мальчиков. Поэтому можно говорить не только о диморфизме, но и о дихрономорфизме (т.е. временном несовпадении проявления женских и мужских признаков) (3, 6).

Примечательно, что врожденные аномалии, имеющие «атавистическую» природу, чаще проявляются у женщин, а «футуристическую» ‑ у мужчин. Так, среди новорожденных девочек чаще попадаются обладающие хвостиками. Однако самый длинный хвостик, составляющий 13 см, все же принадлежал мальчику. Наблюдается половой диморфизм и в области появления болезней (все новые заболевания, такие, как рак, СПИД, сначала появлялись у мужчин), и в строении мозга (у мужчин более отчетливо выражена асимметрия полушарий и оперативные системы ‑ кора и левое полушарие, а у женщин ‑ консервативные системы ‑ подкорка и правое полушарие, что обусловливает преобладание у мужчин аналитического мышления, а у женщин ‑ интуитивного, образного и чувственного познания). Благодаря меньшей асимметрии женщины также более обучаемы. Кроме того, и в культурно-историческом процессе наблюдается флагманская роль мужчин: каждая новая профессия была вначале только мужской и лишь затем становилась женской, а основные научные открытия и культурные революции также совершались мужчинами.