Закон полноты частей системы. Система законов развития техники (основы теории развития технических систем)

По типу продукта, который получается в результате созидательной деятельности, различают три вида творчества: научное; техническое; художественное.

Научное – (образ ореха) творчество открывает новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно.

Научные символы конвенциальны, т.е. являются результатом соглашения («конвенции») между специалистами. Один и тот же научный образ, вообще говоря, может быть обозначен разными символами. Как хорошо известно, научная терминология есть вопрос не истины, а удобства. Научный символ сам по себе (как таковой) не несет никакой рациональной информации: такая информация содержится только в его значении. Так, например, изучая структуру слова «кристалл», нельзя ничего узнать о кристаллах. Это есть следствие того, что научный символ, не совпадает с научным образом. В отличии от этого, художественный символ, совпадая с художественным образом, содержит порой очень ценную рациональную информацию.

Техническое – (образ кентавра) творчество изобретает то, чего не было – новые устройства, способы действия и т. п.

Существует две формы получения творческого результата (решения): изобретение; рационализация.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.

К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деяте­льности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.

Художественное – (образ раствора) творчество включает в себя образное осмысление мира и создание новой реальности, происходит на двух уровнях – профессиональном и любительском.

Искусство всегда органически связано с индивидуальностью и личностью художника. Произведение искусства не могут быть повторены, как и любая индивидуальность, ни по содержанию, ни по форме и требует нового в каждом произведении, картины.

Художественный образ есть оригинальная поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла (например, три богатыря - образ земли русской; тонкая рябина - образ женского одиночества). С помощью художественного образа искусство передает многозначную информацию о мире. Собственно говоря, искусство мыслит образами. Мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение.


Искусство не просто отражает жизнь, как бездушное зеркало, а воплощает ее так, как видит, чувствует, понимает человек. Человек каждый предмет или явление рассматривает с точки зрения его значения для собственной жизни, жизни других людей и окружающего мира. В художественном образе действительность преображается, и один и тот же смысл может быть воплощен в самых разных образах. Можно рассматривать художественный образ как единство объективного и субъективного, поскольку он одновременно и отражает жизнь, и субъективно ее преломляет.

Внешне столь несовместимые разновидности художественного, научного и технического творчества на практике оказываются тесно связанными. Наделенному воображением художнику необходимы строгий расчет в построении композиции картины, умение грунтовать холст, смешивать краски. Архитектор должен не только представлять внешний вид будущего здания, но и знать, как осуществить проект на конкретной местности, в определенных сейсмических условиях, как подвести к зданию воду, как добиться наилучшего освещения внутренноего пространства. Эти знания он черпает из теорий, открытых ученым. Изобретатели же напротив, стремятся облечь технические новинки в эстетические формы, поэтому выставка современных моделей машин мало чем отличается от вернисажа в картинной галерее.

1.4.Специфика художественного творчества

Художественное творчество – загадочный процесс. Это процесс создания произведения искусств, художественная ценность которого всегда содержит в большей или меньшей степени элемент новизны. Кант говорил: «Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и следовательно, не может научить этому никого другого». Еще А.С. Пушкин писал: «Всякий талант необъясним».

Логика художественного творчества: обобщенное переживание (общезначимая эмоция); выразительная умозрительная модель (художественный образ); выразительная материальная модель (художественное произведение). Художественный образ как процесс, основные этапы его создания.

Образ

(с лат.) imago – имидж , отпечаток, отражение, идеальная модель;

(с греч.) eidos – эйдос, видимая сущность, суть;

(с нем.) Gestalt – гештальт, форма, первообраз, структура.

Многозначность этого понятия предопределяет богатство однокоренных слов и производных словосочетаний и выражений разного смыслового и эмоционального содержания – от положительного (образцовый, образный, образование и т. п.), до сугубо отрицательного (образина, безобразный и т. п.).

Из словаря Ожегова:

1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека;

2. Вид, облик. Например: создать что-н. по своему образу и подобию. Потерять образ (облик) человеческий. В образе (в виде) кого-нибудь;

3. На чувственной ступени познания – ощущения, восприятия, представления. Например: светлый образ матери;

4. На уровне мышления – понятия, суждения, умозаключения. Например: работает главным образом в лаборатории. Каким образом он здесь очутился? Образное мышление и т. п.;

5. Художественный образ – специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника;

6. В художественном произведении: тип, характер. Например: Плюшкин – образ скупца. Артист вошел в образ.

Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

Современные определения "творчества" можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений "творчества" и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.

Творчество -- процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) -- уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства Творчество -- это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно - образованных людей преобладает внутреннее творчество, при котором преобразующая активность направляется творцом на самого себя. Её цель--преобразование собственного духовного мира.

Ю.Б. Борев определяет творчество как исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество -- это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Существуют разные виды творчества:

· производственно-техническое

· изобретательское

· научное

· политическое

· организаторское

· философское

· художественное

· мифологическое

· религиозное

· повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователи творческого фактора человека и феномена интеллигенции выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: "Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения".

Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Творчество способно приобретать различные формы -- от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред человеку. Итак, две основные движущие силы культуро - творчества -- это отдельная личность и народ или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако она не только побуждает человека к творчеству, но и накладывает на него определённые ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество от разрушительных действий преступных анти- социальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма, разных форм дезорганизующего общественную жизнь экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.

Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры, выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.

Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его. Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю прочно вошли имена многих выдающихся философов, учёных, изобретателей, художников, писателей. Часто благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Деятельность личности порой может быть направлена против главной линии общественного прогресса. Существует не так уж много людей, творческая деятельность которых может быть оценена полностью однозначно -- либо как хорошая, либо как плохая. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем.

Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, тесть, творить. Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, они взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.

Г.С. Батищев в своей книге "Диалектика творчества" писал, что творчество и деятельность - это принципиально противоположные формы человеческой активности. Иного мнения придерживаются философы, рассматривающие творчество, как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира, созидающие новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.

Развитие любой деятельности, в свою очередь, определяет диалектика соотношения ориентировки на процесс и результат. В случае полного игнорирования намеченной цели деятельность уподобляется "полевому поведению" (по Левину) или характеризуется разбросанностью и хаотичностью. При ориентации лишь на результат деятельность лишается своего собственно целеполагающего творческого характера, а её субъект превращается в Homo faber - человека делателя. Именно гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью обеспечивают творческий характер труда, его подлинную целеустремлённость.

В этом смысле творчество как процесс исследования неизведанного, сотворения нового, познания своей природы, самосовершенствования личности и созидания добра, красоты и гармонии является сущностью человеческого рода, значит, и процессом и результатом реализации потенциала каждого индивидуума.

Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше - изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных заданиях.

Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах. Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов - восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических процессов.

Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности:

· самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;

· владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;

· в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.

В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.

Способ творческой деятельности - это усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности равен способу деятельности и способу творчества (тип мышления). Способ деятельности - охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.

Важное понятие в данной теме - это "метод". Метод - это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу человека к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. "Способ творческой деятельности" - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие "метод" шире.

Познание себя включает выбор своей темы в искусстве, нахождения условий, наиболее благоприятных для творчества, выработку режима и ритма деятельности, соответствующего динамике работоспособности.

Классики по психологии творчества утверждают, что гением в любом виде творчества становится только такой человек, который нашёл свой индивидуальный стиль деятельности.

Кроме того необходимы систематическая и постоянная включённость в творчество и поиск нового при выполнении всех видов деятельности, требование не позволять стандарту и шаблону проявляться нигде. Первоначально это вызывает волевые усилия, а затем переходит в привычку и включается автоматически как личностное образование.

Поддержанию творческого потенциала способствует постановка новых целей и задач, овладение более сложными видами созидательной деятельности, поскольку функционирование в отработанном виде деятельности снижает энергетический тонус и творческий потенциал.

Научно-художественное творчество

Введение

Глава 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

1.3 Концепции художественного творчества

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

Заключение

Список литературы

Введение

В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.

При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.

Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.

Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее — проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.

ГЛАВА 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

Творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.

Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.

Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.

В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт - сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» - это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.

Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.

Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше, чем возникла отчетливая потребность общества в произведении искусства, а следовательно и в людях, которые могли бы такие произведения создавать.

В жизни человеческого общества на известном уровне исторического развития появились такие специфические ценности, как произведения искусства. И эта социальная ценность должна была стать достаточно общей и значимой, чтобы занять определенное место в сознании людей.

Появление в обществе профессиональных художников связано с разделение труда, которое создало для этого определенные материальные и духовные условия. На определенном, на достаточно раннем историческом этапе развития человечества возникает общественная потребность - в осмыслении окружающей жизни и бытия людей.

Образуется так же потребность в устойчивом запечатлении каких-либо событий, того, что является значимым для людей своего времени, для эпохи в целом. И вот появляются памятники культуры, рождаются устные и письменные произведения.

Появление художника тесно связано с социальным развитие общества. Именно поэтому в работе художника проявляется то, чем живет его время, его эпоха. Это сказывается и в отборе им сюжетов, и в характере освещения показываемых им явлений жизни. Вместе с тем в обществе, разделенном на классы, художник наряду с тем, что он воплощает в своих произведениях то общее, что характеризует эпоху в целом. Выражает в них более или менее отчетливой форме и то, чем живет тот класс, та социальная группа, к которой он принадлежит, чьи воззрения и отношения к жизни он разделяет.

1.3 Концепции художественного творчества

В этом смысле художник всегда тенденциозен. Идеалистическая концепция о том, что творческий процесс художника протекает в сновидном состоянии. Он находится как бы в состоянии сна, когда возникают в его голове строфы стихотворения или литературной новеллы. Об этом говорил поэт-романтик Новалис.

Гегель писал в своей «Эстетике»: «Нелепо думать, что подлинный художник не осознает того, что он делает... Человек не достигает без размышления сознания того, что в нем живет, и поэтому-то на всяком большом произведении искусства видно, что материал его долго и глубоко взвешивался и продумывался по всем направлениям...»

Но несмотря на критические замечания Гегеля, появляется достаточно много идеалистических и антинаучных концепций о психологии творчества художника в философской, эстетической и другой литературе.

Э. Гартман, автор «Философии бессознательного», выступает во второй половине XIX века с утверждением о невозможности, якобы науки о творчестве, поскольку «лежащий в основе (творчества) бессознательный процесс ни в коем случае недоступен самонаблюдению».

Однако если обратиться к объективным данным творческого процесса — планам, наброскам, этюдам, черновым вариантам произведений искусства, а также к свидетельствам самих художников, то становится очевидным, что процесс этот осознанный, а следовательно, и поддающийся научному изучению.

Внешне может показаться более обоснованным иное утверждение Гартмана, которое выражено в такой форме: «Концепция гения есть независящее от воли страдательное восприятие; всего менее является она плодом самых напряженных поисков; напротив, она возникает совершенно неожиданно, как бы упав с неба — во время путешествия, в театре, в беседе, всюду, где ее менее всего можно ожидать и всегда внезапно и мгновенно». Однако в данном случае Гартман путает психологические условия, при которых может возникать замысел, идея произведения (неожиданно, в какой-то момент) с причинами его появления, которые заключаются как раз в длительной и напряженной подготовке художника к будущим творческим актам, как мы это увидим в дальнейшем.

В XX веке концепция о роли бессознательного в творчестве художника выступает в разных формах. Так, оказалась модной и получила распространение среди критиков и деятелей искусства теория Фрейда. Это теория, поднимающая на щит начало бессознательного в жизни и деятельности людей, утверждает, что силой, движущей поступками и поведением людей, является секс; (либидо), выступающий в разнообразных, иногда завуалированных формах. И творчество художника, определяющееся иррациональными импульсами, является не чем иным, как своеобразным проявлением либидо. Эти сексуальные устремления получают свое выражение в избранной тематике и характере самого содержания произведений искусства.

Исходя из фрейдистской концепции, буржуазный психоаналитик Отто Ранк истолковал соответствующим образом творческую деятельность актера и деятельности драматурга. «Эдипов комплекс», заключающийся в эротическом стремлении сына к матери и в скрытой ненависти к отцу, ставится во главу угла в подходе к ряду произведений драматургической литературы. Достаточно сказать, что поведение Гамлета объясняется фрейдистами преимущественно эротическими мотивами. Он будто бы испытывал неосознанную, противоестественную страсть к королеве-матери и это определяло его поступки.

Нелепо думать, что принцип пансексуализма, утверждаемый Фрейдом, и сводящий художественное творчество к подсознательным, преимущественно сексуальным инстинктам, даже и в сублимированном, т. е. измененном виде, может объяснить всю сложность деятельности человека, которая связана для него прежде всего с необходимостью жить и жить в человеческом обществе. Такой принцип представляет в искаженном виде всю систему человеческой мотивации. Он зачеркивает огромную роль сознания в определении поступков человека, которая хорошо известна всем по непосредственному опыту.

На самом деле, (именно сознательные устремления художника к выполнению творческой работы, связанные с глубоким осмыслением своей деятельности в сфере искусства как творческого отражения реальной действительности, и приводят к активизации всех сил воли и ума художника для осуществления творческих актов. И лишь при таком подходе к психологии творчества можно объяснить сложную структуру и многообразие творческих операций, которые выполняет художник при длительной работе над произведением искусства.

Совсем недавно Эрих Нойман,автор книги «Глубинная психология и этика», утверждал следующее: «Мы знаем, что творческая власть бессознательного захватывает индивидуума с автономной силой инстинктивного побуждения и овладевает им без малейшего учета жизни индивида, его счастья, его здоровья. Творческий импульс порождается коллективом: подобно всякому инстинкту, он служит воле народа, но не индивида». Понимание творчества как следование некоему фатуму является сегодня довольно характерным для ряда зарубежных мыслителей.

Таковы наиболее распространенные идеалистические концепции о сущности творческого процесса художника. Все он искажают реальный процесс деятельности художника, условия его возникновения и протекания, примитивизируют сложный и многоплановый характер психических процессов человека и сводят их к тем или другим проявлениям бессознательных инстинктов. Вместо изучения творческой работы художника в ее многообразии они произвольно выхватывают отдельные высказывания художников о процессе творческой деятельности в угоду определенной концепции истолковывают их. Так, под внешностью «углубленного» подхода к явлениям творчества на самом деле утверждается антинаучный подход к ним.

Но если мы отвергаем подобные теории как неверные и ненаучные, то из этого не следует, что мы отбрасываем и те реальные факты в творческой деятельности художника, которые послужили толчком к появлению подобных концепций.

Задача научной психологии состоит в том, чтобы дать объяснение всему тому многообразию психических процессов и состояний, которые имеют место при творческой деятельности художника, протекающей по-разному и характеризующейся разнообразными чертами в зависимости и от области искусства, и от индивидуальных качеств художника.

Когда мы анализируем творческий процесс художника используя их отдельные высказывания, письма, записи, дневники, а также наблюдения за их работой близких людей, (то перед, нами предстает очень сложный и комплексный в психологическом отношении процесс.

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

В творческую деятельность, если она становится жизненным призванием, вовлечен весь человек, с присушим ему отношением к действительности, с его убеждениями и взглядами, с основным кругом его запросов и интересов, с миром его чувств и побудительных мотивов его поведения. Во время творческого процесса мобилизуются все душевные силы художника не весь прошлый опыт впечатлений, различного рода переживаний и т. д. И эта комплексность психологической деятельности объясняет некоторые специфические особенности процесса творческой работы художника.

Так, в определенные периоды жизни художника, когда он весь устремлен со своими помыслами, желаниями, надеждами в область творчества, несмотря на осознанную в целом направленность творческой деятельности, могут проявляться многие неосознанные его устремления, могут неожиданно всплывать о сознании события его прошлого опыта, непредвиденно возникать в воображении некоторые образы, а также творческие решения, новые комбинации образов и т. д. В такие моменты могут как раз переживаться отдельные элементы работы как внезапное озарение, интуитивное постижение каких-то новых сторон человеческой жизни в знакомом сюжете и т. д.

Научное рассмотрение психологии художественного творчества связано с изучением многих проблем. Тут и вопрос о стадиях творческого процесса художника, о роли отдельных компонентов его психической жизни в этом процессе — мышления и фантазии, памяти и чувств и т. д. Тут и вопрос о природе вдохновения и психологических условиях, которые содействуют его возникновению, о соотношении осознаваемых и неосознаваемых элементов в работе художника и т. д.

Все эти сложные и порой противоречивые явления психической деятельности во время творческого процесса художника, вопреки взглядам идеалистов, безусловно доступны для научного рассмотрения, тем более что вообще нет ни одной области психической деятельности, которая принципиально не поддавалась бы научно-психологическому изучению.

Отзывчивость художника на явления действительности, психологически проявляющаяся в различных формах, — это отзывчивость особого рода. Художник не просто откликается переживанием на то или иное явление, происшествие, событие, но и переосмысливает его, видит в нем то, что может сделаться опорным пунктом для творческого перевоплощения и быть запечатленным в тех или иных образах искусства.

Тяга к творческому запечатлению того, чем был затронут художник в воздействиях жизни и поиск тех выразительных, форм и средств, в которых может быть воплощено художественное содержание, имеет разный уровень и разную побудительную силу.

Конечно, деятельность всякого человека определяется всегда не одним, а целой группой мотивов. Это относится и к деятельности художника. Однако всегда в этой группе мотивов имеются такие, которые обладают доминирующим характером, И вот, когда искусство — будет ли это творчество композитора, романиста, режиссера, живописца — стало призванием, превратилось в большую, а иногда всепоглощающую страсть, то оно меняет психологию человека, направленность его личности. И это сказывается в его «жадности» к любимой работе.

Так, девяностолетний Тициан продолжал до последнего своего дыхания заниматься творческой работой. О его неустанном, исполненном творчества труде убедительно свидетельствует впечатляющая, написанная в полную силу мастера картина «Святой Себастьян», находящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, которую он написал в возрасте 90 лет, незадолго до гибели от чумы.

Когда в старости у И. Е. Репина стала сохнуть правая рука, он начал учиться писать картины левой рукой, лишь бы работать. О. Л. Книппер-Чехова, уже на склоне лет, говорила о том, какой неисчезающий «голод» она испытывает к актерским ролям, которые ей хотелось бы исполнить. «Так и умру вечно голодная!».

Все это приводит к иному, более высокому уровню мобилизации творческих потенций.

Итак, осуществилась такая организация личности человека, которая свидетельствует о том, что действительно сформировался человек-художник.. Он готов к творчеству и ради такой творческой деятельности он использует свою острую наблюдательность, тонкую восприимчивость, богатое воображение, все силы ума, свои способности и навыки, которые позволяют ему убедительно запечатлеть то, что он хотел бы воплотить в произведении искусства.

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

При традиционных формах обучения ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. д. Однако, он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы, следовательно, не приобретает опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта.

Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного похода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя.

Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не может заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно так же, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассматривать их под совершенно новым, неожиданным углом зрения.

Однако, знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требует корректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности обществу уже известные и толко в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества.

Отсутствие общественной новизны в результатах творчества не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере в деятельности ученых, так и деятельности школьников. На ранних этапах обучения проявление общности творческого пути только осложняется отсутствием у учащихся необходимой культуры.

Чем раньше дети приобретают умение корректного доказательства, способность к последовательному рассуждению, к соотношению полученного решения задачи с искомым, тем больше выявляется общность творческого процесса научных работников и детей. Поэтому, применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.

Творчества имеются в жизненной деятельности каждого ребенка. Это ярко выступает уже в дошкольном возрасте, когда почти каждый ребенок занимается словотворчеством. Начало творчества выступает и в играх ребенка, и в его рисовании. Достаточно вспомнить яркие, запоминающиеся, необычные и по цветовой гамме, и по форме предметов рисунки детей. Но детское творчество, то есть созидание ребенком чего-то нового в его жизни, далеко не всегда приобретает социально значимые формы. И по мере того как он начинает усваивать общественно принятые формы восприятия вещей и событий, его творческая активность значительно снижается. Вместе с тем у некоторых детей тяга к искусству, к творчеству становится не преходящим эпизодом, а значимым фактом жизни. При этом характерно, как это показывают наблюдения над одаренными детьми, тяга ребенка к искусству имеет разный характер..

В этом отношении чрезвычайно интересно проследить пути к музыкальному творчеству П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова в годы их детства.

Так, Чайковский-ребенок воспринимал музыку в первую очередь как источник сильного эмоционального воздействия, и таковы были связанные с музыкой его первые детские впечатления.

Фанни Дюрбах, жившая в семье Чайковских в качестве гувернантки, рассказывает про маленького Чайковского: «После занятий или долгих фантазировании на фортепиано, он приходил к ней всегда нервный я расстроенный». Однажды у Чайковских были гости и весь вечер прошел в музыкальных развлечениях. Когда Фанни Дюрбах пришла к мальчику в детскую, он еще не спал, и с блестящими глазами, сально возбужденный, плакал. На вопрос, что с ним, он отвечал: «О эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, — рыдая, указывая на голову, говорил мальчик, — она не дает мне покоя».

Что же касается Римского-Корсакова, то эмоциональная сторона музыки в детские годы почти не играла для него никакой роли. Он шел к музыке и от воображения, и от своих редких способностей к владению музыкальным материалом. В своих воспоминаниях о детских годах Римский-Корсаков писал: «Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

Таким образом, мы можем встретиться с различным подходом к искусству у человека, который начинает становиться художником.

Впоследствии же, в процесс творческой деятельности включаются уже все стороны его психической жизни. В период возрастного развития в будущем художнике на основе его природных предрасположении происходит в процессе музыкальной деятельности формирование таланта, то есть человек, обладающий природными задатками к деятельности в той или другой сфере искусства, превращает свои задатки в реальные творческие способности.

Так, например, в процессе «действенного оперирования со звучаниями, — пишет С. Л. Рубинштейн, — под влиянием разных условий, включая и чутко воспринимаемый интонационный строй родного языка, и музыкальный строй народных напевов, и классические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшого числа стержневых музыкальных «ходов», к которым у больших музыкантов присоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо заново найденных... Это закрепление в слухе, превращение, таким образом, а «природное» достояние музыканта, отобранных в процессе его развития способов построения музыкальных произведений и есть основной акт формирования музыкальных способностей».

Таким образом, не инстинкты, якобы изначально заложенные в человеке, делают его художником, а сложный процесс развития его природных задатков, сопровождающийся преобразованием психического строя личности. В зависимости от особенностей процесса развития растущего конкретного индивидуума, характера стимулирования его творческих способностей и устремлений, условий среды мы можем говорить о более раннем или позднем созревании таланта художника и его воплощении в реальных произведениях искусства.

Мы хорошо знаем из биографий многих выдающихся деятелей искусства, что стремление к творческой деятельности может возникать у одних на более ранней ступени развития, у других несколько позже. Так, например, если Моцарт, Чайковский, Лермонтов уже в очень раннем возрасте начинали заниматься творческой деятельностью, то Тютчев, Аксаков стали художниками значительно позже, уже в зрелые годы жизни.

Процесс формирования человека как художника происходит одновременно с формированием его как человеческой индивидуальности, со своим собственным отношением к ценностям культуры и человеческим взаимоотношениям, с своим собственным подходом к окружающим явлениям жизни. Так создается то индивидуальное видение мира, которое сказывается в творчестве каждого талантливого художника. Оно проявляется в излюбленных им темах, в специфически присущем ему характере толкования жизненных событий, явлений природы, поведения

2.3 Этапы создания произведения искусства

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела своеобразной реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Мы хорошо знаем, что ни один художник не занимается специально фиксацией этапов своей творческой работы. Поэтому воссоздать этапы психологических процессов, которые приводят в конечном счете к завершенному произведению искусства, довольно трудно.

Художественное творчество различных деятелей искусства характеризуется большим разнообразием. Это разнообразие порождается не только свойствами и чертами той области искусства, в которой работает художник, но и особенностями его индивидуальности, а также характером создаваемого произведения.

Одно дело создание песни или же многочастной сонаты, маленькой новеллы или большого романа; небольшого пейзажа или большой многофигурной композиции. В психических процессах, характеризующих творческую деятельность художника, мы можем встретиться и с переплетением нескольких стадий работы, которые выступают в известной одновременности.

Кроме того, в результате накопления творческого опыта у художника часто происходит «свертывание» отдельных актов творческой деятельности. Они становятся более сжатыми и короткими, а потому и хуже осмысливаются в своих составных звеньях художником. Эти Особенности изменений в протекания сложных мыслительных процессов способствуют тому, что художник может в состоянии большой активности и эмоционального подъема как бы мгновенно, интуитивно прийти к важному творческому решению.

Однако мы знаем и другое. В ходе накопления творческого опыта художник начинает уже лучше осознавать, какие приемы работы, какие способы подхода к творческим задачам являются для него более плодотворными и успешными и соответственно.

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Художник не занимается фиксацией этапов своей творческой работы.

Заключение

Когда мы наблюдаем, как художник работает над картиной. Перед нашими глазами часто открывается доступный для изучения путь к решению поставленной им перед собой задачи. Стоит нам, однако, расширить область наблюдений до всего творчества данного художника на протяжении его жизни, как наше представление об уровне творческой зрелости и компетентности меняется и уходит в перспективу и цель, складывающиеся в единый стиль с совсем непростой структурой.

Когда мы станем рассматривать целый период, например, всю историю искусств вообще, наше желание сохранить структуру моделей по возможности более простой столкнется с исключительно мощным препятствием в виде огромного количества сил, стоящих на пути нашего стремления к пониманию.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психолгии искусства. - М., 1994.
  2. Ароновский М. Опыт построения модели творческого процесса композитора Методологические проблемы современного искусствознания. М, 1975.
  3. Грачева Л.В. «Воспитание» чувств Диагностика и развитие художественной одаренности: Сборник. - Санкт-Петербург, 1992.
  4. Мейлах Б. Психолгия творчества. Вопросы литературы, 1960, № 6.
  5. Михалков -Кончаловский А. Парабола замысла. - М., 1970.
  6. Психолгия процессов художественного творчества. - Ленинград, Наука, 1980.
  7. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. - Панкт-Петербург, 1995.
  8. Розет И.М. Психология фантазии - Минск, 1991.
  9. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества Художественное творчество: Сборник. - Ленинград, 1982.
  10. Рунин Б.М. О психологии импровизации психология процессов художественного творчества: Сборник. - Ленинград, 1980.
  11. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. - Ленинград, Художник РСФСР, 1983.

ТВОРЧЕСТВО КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие «творчество» включают следующие признаки:

1.Творчество - деятельность, направленная на удовлетворение потребности человека в создании новых духовных и материальных ценностей.

2.Творчество оригинально по своей сути, так как в процессе творческой деятельности применяются новые приемы, способы и средства.

3.Творчество - комбинирование известных действий для получения нового результата.

4.Творчество отражает действительность. Человек в процессе творческой деятельности раскрывает возможности новых связей в своей деятельности, расширяет и углубляет свои знания о действительности. Следовательно, творчество является формой познания действительности.

5.Творчество - процесс постановки и решения нестандартных задач, процесс разрешения различного рода противоречий.

6.Творчество - форма качественного развития деятельности.

7.Творчество - высшая форма качественного развития человека и присуща только человеку.

8.Творчество - высший вид деятельности человека, оно первично по отношению к исполнительской деятельности.

9.Творчество выступает в единстве духовных и материальных начал. В этом единстве духовное начало предшествует материальному творчеству. В процессе духовного творчества или мышления планируются будущие действия, материализация которых осуществляется на практике. Мышление раскрывается в двух функциях - отражении и творчестве. Основная причина возникновения сознания - мышления заключается именно в творческом преобразовании действительности.

10.Творчество - сущность человека, способ и форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения.

11.Творчество - проявление законов и категорий диалектики. Диалектическая логика - логика творческого мышления. Диалектика, мышление, практика - все они объединены в творчестве.

Сущность творчества и его законов познается через структуру творчества. В теории творчества проблема структуры является основной. Трудности выявления структуры творческой деятельности, связаны с многообразием типов, этапов, стадий, фаз, субординации и особенностей проявления творчества.

Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.).

При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности.

Творчество – это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области.

Творчество имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности. Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества в пределах конкретного содержания.

Этапы творческого процесса , взятого в общем виде.

1. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2. Концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4. Проверка и доработка.

Творчество может рассматриваться двояко - как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т. е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности - от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики.

Основой творческого процесса является интуитивный механизм, который определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, называется прямым продуктом, а другая, не соответствующая цели и полученная помимо сознательного намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными особенностями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата.

В современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает в условиях рассогласования цели и результата.

Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования. Если сопоставить фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым человеком с формированием способности действовать в уме у детей, то окажется, что формы поведения детей на этапах развития способности действовать в уме аналогичны формам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.

1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.

2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности результата действия человека, т. е. наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на действия человека. Такими условиями являются:

Наличие побочного продукта в неосознаваемом опыте;

Высокий уровень поисковой мотивации;

Ясно и просто сформулированная задача;

Отсутствие автоматизации способа действия..

Необходимость в интуитивном решении задачи возникает в случае, если на предыдущей стадии выбранные логические приемы были неадекватны для решения поставленной задачи и требовались иные способы достижения цели. Уровень осознанности поведения на стадии интуитивного решения снижен, и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

3. Фаза вербализации интуитивного решения. Интуитивное решение проблемы на предыдущей стадии творческого процесса осуществляется неосознанно. Осознан только результат (факт) решения. На стадии вербализации интуитивного решения осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком, например экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи.

4. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс формализации решения происходит на сознательном уровне.

Фазы творческого процесса рассматриваются как структурные уровни организации психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осуществления. Решение творческих задач осуществляется посредством разнообразных сочетаний уровней организации психологического механизма творчества. Общим психологическим критерием творчества является смена доминирующих уровней организации психологического механизма творчества, т. е. тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и др.).

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее дифференциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, - это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Креативность - интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

- когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);

- эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);

- мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

- коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность). Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность действительно рассматривается как эвристический способ жизнедеятельности, но на уровне социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид деятельности, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данное сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.

Содержание труда человека в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Изменяется также оценка труда и труженика . Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют вниманию философы, социологи, педагоги, психологи. Убедительно доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

Важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. В педагогике считается доказанным, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить.

Общим путем развития творческих способностей является включение детей в творческую деятельность.

Как известно главный труд детей – учеба. Поэтому надо сделать этот труд учащихся творческим.

К сожалению, в нашей школе преобладает репродуктивное обучение. Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя ученикам. Учитель при этом выступает в качестве передатчика «запоминающих устройств». И ученик тем лучше успевает, чем точнее на последующем уроке воспроизводит полученные в готовом виде знания.

Репродуктивно полученные знания и умения не находят применения на практике.

В трудовом обучении еще в большей мере, чем по другим учебным предметам, используются репродуктивные методы обучения. Учителя редко прибегают к решению технических задач, использованию проблемности, техническому эксперименту, эвристическим беседам и т.д. Требует значительного углубления политехнический принцип обучения. На современном этапе развития науки и техники трудовое обучение надо поставить так, чтобы учащиеся не только знакомились с современными достижениями в технике и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были причастны, пусть даже в самом малом к совершенствованию производства.

Можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества - техническом, художественном и т.д.

Детское техническое творчество учащихся – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству.

В определении понятия «детское техническое творчество» существуют 2 точки зрения – педагогическая и психологическая .

Педагоги рассматривают детское техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политического образования.

Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установленного уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, у психологов важны методы правильной диагностики творческих способностей учащихся, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

С учетом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако педагогическая польза творческого труда несомненна.

Результат творческой деятельности учащихся - комплекс качеств творческой личности:

    умственная активность;

    стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы;

    самостоятельность в решении поставленной задачи;

    трудолюбие;

    изобретательность.

Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает прежде всего благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.

Во-первых , оно развивается на основе обычного мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи техническому. Например, одной из важнейших операции обычного мышления является сравнение. Оказывается, без него немыслимо и техническое мышление . То же можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставление, классификация, анализ, синтез и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развивается на техническом материале.

Во-вторых, обычное мышление создает психофизиологические предпосылки для развития технического мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления.

Однако, понятийно-образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для технического мышления. Например, понятия, взятые из технологии металлов, включают в себя сведения из различных наук (физики, химии и др.) Они представляют собой не механический конгломерат сведений, а являются единством существенных признаков технологического процесса или явления, рассматриваемых с точки зрения разных наук.

В техническом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются и образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о форме технического объекта, его размерах и других особенностях задаются не готовыми образами, как в обычном мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий - чертежом. Причем чертеж не дает готового образа того или иного понятия, его нужно самостоятельно представить.

Рассмотренные выше особенности технического мышления позволяют заключить, что формирование его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения, но и во всех видах внеклассной работы по техническому творчеству.

Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы.

В процессе технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментом.

Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике:

♦♦♦ в изучении специальной литературы;

♦♦♦ в ознакомлении с новинками техники;

♦♦♦ в консультациях специалистов.

Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного.

Если раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса.

В воспитании творческих черт личности большое значение имеет результативность творческого труда. Особую ценность представляет труд, направленный на совершенствование производства, повышение эффективности оборудования и т.д.

Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило в современных исследованиях данной проблемы (Ф.И.Иващенко , А.И.Кочетов , Н.В.Кузьмина , В.П. Пархоменко , Е.С.Рапацевич , И.М.Розет ) выделить следующие его основные виды:

а) научное творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, к разработке научных идей, их логической обоснованности и доказательности, к обобщению опыта учёных, к новейшим рекомендациям по развитию науки и т.д.;

б) художественное творчество, которое воплощается в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства и т.п.;

в) техническое творчество, относящееся к конструктивно-технической деятельности, к процессу развития творческой инициативы и самостоятельности, технических способностей, формированию рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.