Презентация на тему "Александр Блок. Жизнь и творчество"








Семья Бекетовых была доброй и гостеприимной, там любили и знали литературу, музыку, занимались переводами и ценили литературный труд. В поэме«Возмездие» Блок описал семью: « В ней старина ещё дышала И жить по-новому мешала, Вознаграждая тишиной И благородством запоздалым… А жизнь меж тем кругом менялась, И ветром новое врывалось В гостеприимный старый дом…» Мария Андреевна Бекетова – тетя А.Блока




Интересно рождение Блока. Его приняла на руки прабабка, Александра Николаевна Карелина, которая была подругой жены Дельвига, дружила с Анной Керн, с Рылеевым, Кюхельбекером. Может быть, она знала и самого Александра Пушкина? Семья А. Блока В окружении бабушек, тетушек, дедушки, мамы прошли детские годы Блока


Блок был любимцем в семье. Корней Чуковский вспоминает: «Русская жизнь, казалось бы, давно уже никому не давала столько уюта и ласки, сколько она дала Блоку. С самого раннего детства «он был заботой женщин нежной от грубой жизни огражден». «Так и стояли вокруг него теплой стеной прабабушка, бабушка, мама, тетя Катя.»










В 1898 – 1906 гг. Блок учился в Петербургском университете на историко- филологическом факультете. Этому месту он посвятил стихотворение «Пушкинскому дому». В 1898 – 1906 гг. Блок учился в Петербургском университете на историко- филологическом факультете. Этому месту он посвятил стихотворение «Пушкинскому дому».


В 1897 году 17- летний Блок, находясь вместе с матерью на курорте в Германии, увлекся Ксенией Михайловной Садовской, он называл её «гением первой любви», посвяща л ей любовные стихи: «В тёмном небе роскошная светит луна, В сердце нашем огонь, в душах наших весна...».


Ветер принес издалека Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалека Звучные песни твои. Во время учебы в университете Блок знакомится с дочерью Дмитрия Ивановича Менделеева – Любовью Менделеевой. Любовь к Менделеевой дала новое вдохновение поэту. Мир для него как бы преобразился.






























«…Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…»




Блок посвятил Родине свои знаменитые стихотворения: «Русь», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться», циклы стихотворений «На поле Куликовом», «Родина». Блок посвятил Родине свои знаменитые стихотворения: «Русь», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться», циклы стихотворений «На поле Куликовом», «Родина».












Слайд 2

Александр Александрович Блок родился

Его отец, Александр Львович, был профессором права в Варшавском университете, а мать, Александра Андреевна, писательницей и переводчицей.

Слайд 3

Слайд 4

Детство Александр провёл в основном в доме деда, известного русского ботаника - Андрея Бекетова, на лето выезжая в скромное подмосковное имение матери Шахматово

Слайд 5

В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

Слайд 6

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами.

Слайд 7

В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией»..

Летом 1911 года Блок снова едет за границу. На этот раз он едет во Францию. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов.

Слайд 8

7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Беларуси.

Слайд 9

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

Слайд 10

Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

Cлайд 1

Cлайд 2

О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?

Cлайд 3

Александр Александрович Блок родился в Петербурге, в просвещенной дворянской семье. Отец был профессором права Варшавского университета, мать - переводчицей. Еще в детстве поэта мать развелась с мужем и вернулась в дом своего отца - ученого - ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета. А.А. Бекетова, мать А.А. Блока. Фотография. 1880 год. А.Н. Бекетов, дед А.А. Блока. Фотография. 1894 год. А.Л.Блок и А.А.Бекетова на скамейке в шахматовском саду. Июль 1878 г.

Cлайд 4

Безмятежны были детство и юность Блока. Он был окружен обожанием не только матери, но и всей семьи Бекетовых. Лето он проводил в подмосковном имении деда Шахматове, поэтическом уголке русской природы, к которому на всю жизнь сохранил нежнейшую привязанность. Природа этого маленького имения, прелесть его окрестностей, высокая любовь, зародившаяся и воспетая поэтом в этих благословенных для него местах, создавала счастливый мир надежд, предчувствия своего поэтического призвания. Шахматово А. Блок в роли Чацкого в любительском спектакле. Боблово. 1898 год. В 1901 году Блок знакомится с Вл. Соловьевым. Под его влиянием поэта все сильнее захватывала мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он уверовал в возможность соприкосновения идеального ("иного") и реального миров. Ожидание грандиозного преображения все теснее связывалось в его сознании с нисхождением на землю Вечной Женственности.

Cлайд 5

Блок жил верой в то, что есть уже на земле олицетворенный образ Вечной Женственности, о котором мечтал его учитель Вл. Соловьев. Подразумевая Л. Д. Менделееву, Блок писал: "Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне (...) бурю торжества...". Блок воспринимает свою любовь к ней как возвышенный "мистический роман", как важное действо вселенской мистерии обновления. На многих стихотворениях Блока 1901-1902 гг. лежит отсвет образа Прекрасной Дамы. Л.Д. Менделеева. Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902

Cлайд 6

Следом за книгой "Стихи о Прекрасной Даме" поэт создал цикл "Распутья"; в нем уже звучала тоска по новым путям, способным вывести его поэзию из круга одиноких, хотя и возвышенных мечтаний в живой мир страстей, к суровой земной действительности. Говоря словами самого поэта, пламя революции 1905 года озарило его душу "кровавыми отсветами": перед ним раскрылся мир народной нужды и угнетения. Дотоле неведомые ему стороны жизни поэт назвал "страшным миром". Фабрика В соседнем доме окна жолты. По вечерам - по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене - а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. 24 ноября 1903

Cлайд 7

На смену юношеской мечтательности пришли трагические раздумья о судьбе родины, безмерно любимой им России. В одном из писем Блок говорил, что все думы его - о России, что судьба родной страны является главенствующей в его творчестве. Поэтому и знаменательно, что цикл "Родина”« охватывает период между двумя революциями. А в замечательном, этапном для Блока стихотворении "Осенняя воля" (1905) клятвой верности прозвучало обращение к родной стране: "Над печалью нив твоих заплачу, твой простор навеки полюблю..." Россия Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле- Одной слезой река шумней, А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. 1908 г.

Cлайд 8

Родина,"светлая жена",ее история помогают герою обрести свое "я",определить свой путь в цикле “На поле Куликовом”(1908г.): О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! Поэт обращается к родине с личной интонацией. Для него Русь – “лирическая величина” , немыслимая вне индивидуального существования поэта. Понятия “родины” и “жены” – слились.

Cлайд 9

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку". Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма "Двенадцать" (1918). Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия - буря,- писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". "Буря" - это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря".

Cлайд 10

"Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали, по сути, заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Он почувствовал, что революционный дух начинает угасать, что желанного преображения жизни и человека так и не произошло. Наступил тяжкий кризис веры, который Блок не смог преодолеть. Он, однако, работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В августе того же года он умер в Петрограде. Книга: Блок А.А. Двенадцать.Скифы. СПБ.1918г. С дарственной надписью А.Блока

Александр Александрович Блок

Презентацию подготовила

Солдатенкова И.В.

учитель начальных классов

МОУ СШ №80

Г.Ярославль


А.А. Блок - один из самых известных поэтов

Серебряного века.


  • Отец – профессор Варшавского университета
  • Мать – переводчица, писательница
  • Дед - учёный-ботаник, ректор петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов

  • А.Блок, мать поэта, А.Н.Бекетов (дед) и др. Шахматово, 1894

А. Блок получил воспитание в семье деда. Он рос без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери, бабушки, теток. “Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин...” и “благоуханная глушь маленькой усадьбы”.


«Место, где я хотел бы жить, - Шахматово». (А.Блок.)


ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ТАК

В доме Бекетовых стихи любили и ценили. Их писали в семье, кто в шутку, кто всерьез, почти все. По признанию поэта, проба пера относится приблизительно к пятилетнему возрасту. Маленький Саша сочинял небольшие стишки, рассказики, которые аккуратно, печатными буквами, переписывал в альбомы. Почти все детские «сборники» мальчик посвятил матери.


Лет в девять Саша стал «выпускать» ежемесячный журнал «Корабль», который умещался в обычной тетради. Позже, в 94-97-х годах, «являлся редактором» домашнего рукописного «Вестника», в издании которого участвовала вся родня.

Но серьезно Александр стал относиться к творчеству только к восемнадцати годам. На тот момент в его «копилке» было уже около восьмисот стихотворений


СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».


В следующих поэтических сборниках Блока, «Город», 1908, и «Снежная маска», 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме.

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России.


Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время.

Он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы «Родина» и «Скифы».

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма «Двенадцать», 1920


Александр Александрович Блок первый литературный опыт Александр Александрович Блок родился в 28 ноября (по новому стилю) 1880 г. в Петербурге. Его отцом был известный юрист, но родители разошлись еще до рождения сына. Блок рано начал писать стихи. Его поэтическое возмужание пришлось на гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений». В том же году в альманахе символистов «Северные цветы» появился еще один его цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Они были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке, группировавшемся вокруг Мережковского, Гиппиус, Брюсова и Белого, дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный. Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной. Талант его был слишком значительным, чтобы долго оставаться в узких рамках их школы. Духовно обособившись от кружка Гиппиус и Мережковского, Блок в январе 1906 г. написал пьесу «Балаганчик», в которой довольно зло высмеял расхожие образы поэтов их круга.


Семейная жизнь Александра Блока Обстоятельства семейной жизни еще усугубляли трагизм его мироощущения. В 1903 г. он женился на Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского химика. Однако их семейное счастье не сложилось. Любовь Дмитриевна, отвергнутая Блоком, пережила сначала бурный и мучительный роман с его прежним другом Андреем Белым, потом вступила в связь с известным в то время писателем и критиком Георгием Чулковым. Затем были и другие увлечения, не давшие ей никакого личного счастья. Порой Блоки подолгу жили врозь, но все же их тянуло друг к другу расстаться навсегда они были не в состоянии. Сам Блок искал душевного равновесия в случайных скоротечных связях и вине. В эти годы начинаются его долгие бродяжничества по Петербургу. Излюбленными местами поэта были бедные переулки Петербургской стороны, просторы островов, безлюдные шоссе за Новой деревней, поля за Нарвской заставой, и особенно грязные ресторанчики с их убогой, непритязательной обстановкой лакеями в засаленных фраках, клубами табачного дыма, пьяными криками из биллиардной. Один из них, в Озерках, особенно сильно тянул к себе. Блок был его постоянным завсегдатаем и заканчивал в нем почти каждую свою прогулку. Обычно он тихо проходил среди праздной толпы, садился у широкого венецианского окна, выходившего на железнодорожную платформу, и медленно вливал в себя бокал за бокалом дешевое красное вино. Он пил до тех пор, пока половицы под ногами не начинали медленно покачиваться. И тогда скучная и серая обыденность пре­ ображалась, и к нему, среди окружающего шума и гама, приходило вдохновение. Именно здесь было написано в 1906 г. одно из самых «блоковских» стихотворений « Незнакомка ».


С ВЕСНЫ 1907 Г. БЛОК ВСТАЛ ВО ГЛАВЕ КРИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЖУРНАЛА «ЗОЛОТОЕ РУНО» И ОПУБЛИКОВАЛ ОБШИРНЫЙ ЦИКЛ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ ИСКУССТВА И ШИРЕ МЕСТУ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ВСЕ ОНИ БЫЛИ ПОЛНЫ РЕЗКИХ ВЫПАДОВ ПРОТИВ ДУХОВНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ. БЛОК ВОЗМУЩАЛСЯ ОТРЕШЕННОСТЬЮ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ЕЕ ПОГРУЖЕННОСТЬЮ В СОБСТВЕННЫЕ ПСЕВДО ЗНАЧИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРЕБОВАЛ ОТ ПИСАТЕЛЕЙ-ЭСТЕТОВ, ЧТОБЫ ОНИ ОСОЗНАЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ «ПЕРЕД РАБОЧИМ И МУЖИКОМ». САМ БЛОК В ЭТИ ГОДЫ МУЧИТЕЛЬНО ПРОБИВАЛСЯ К ТЕМНОЙ, НЕИЗВЕСТНОЙ ЕМУ, НО ТАКОЙ ВАЖНОЙ «НАРОДНОЙ ЖИЗНИ». С ОСОБЕННОЙ СИЛОЙ ТЯГА К ЕДИНЕНИЮ С НЕЙ ВЫРАЗИЛАСЬ В ДРАМЕ «ПЕСНЯ СУДЬБЫ» И ЦИКЛЕ ИЗ ПЯТИ ГЕНИАЛЬНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ», НАД КОТОРЫМИ ОН РАБОТАЛ В 1908 Г. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА, ПО МЫСЛИ БЛОКА, БЫЛА ГЛУБОКО МИСТИЧЕСКИМ СОБЫТИЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ. В СВОЕМ ОБРАЩЕНИИ К НЕЙ ЕМУ МЕНЬШЕ ВСЕГО ХОТЕЛОСЬ ПРОСТО ВОСКРЕСИТЬ СТРАНИЦУ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО. ВЕЛИКАЯ БИТВА ПОСЛУЖИЛА ПОВОДОМ К ТОМУ, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ О НЫНЕШНЕМ, О СВОЕМ. («О, РУСЬ МОЯ! ЖЕНА МОЯ! ДО БОЛИ НАМ ЯСЕН ДОЛГИЙ ПУТЬ! НАШ ПУТЬ СТРЕЛОЙ ТАТАРСКОЙ ДРЕВНЕЙ ВОЛИ ПРОНЗИЛ НАМ ГРУДЬ... И ВЕЧНЫЙ БОЙ! ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ СКВОЗЬ КРОВЬ И ПЫЛЬ. ЛЕТИТ, ЛЕТИТ СТЕПНАЯ КОБЫЛИЦА И МНЕТ КОВЫЛЬ...») В ЭТОЙ ПОЭМЕ О РОССИИ БЛОК ВПЕРВЫЕ ПОДНЯЛСЯ НАД ВСЕМИ ШКОЛАМИ И НАПРАВЛЕНИЯМИ И СТАЛ НАРАВНЕ С ВЕЛИКИМИ РУССКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПОЭТАМИ: ПУШКИНЫМ, ЛЕРМОНТОВЫМ, ТЮТЧЕВЫМ. И КАК СЛЕДСТВИЕ СРАЗУ НЕСРАВНИМО ВЫРОСЛА ИЗВЕСТНОСТЬ БЛОКА. У НЕГО ПОЯВИЛОСЬ МНОГО НОВЫХ, «СВОИХ» ЧИТАТЕЛЕЙ. УЖЕ НЕ ТОЛЬКО СТОЛИЧНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, НО И БОЛЕЕ ШИРОКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СЛОИ ОБЩЕСТВА НАЧИНАЛИ ВИДЕТЬ В БЛО­КЕ ПЕРВОГО ПОЭТА СОВРЕМЕННОСТИ.


ХОЛОДНОЕ ОДИНОЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА БЛОКА СЛАВА БЛОКА РОСЛА, НО ТЯГОСТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА И БЕЗЫСХОДНОСТИ НЕ ПОКИДАЛО ЕГО. В ДЕКАБРЕ 1907 Г. ОН ПИСАЛ МАТЕРИ: «ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ТРУДНЕЙ ОЧЕНЬ ХОЛОДНО. БЕССМЫСЛЕННОЕ ПРОЖИГАНИЕ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ И КАКАЯ ПУСТОТА КРУГОМ: ТОЧНО ВСЕ ЛЮДИ РАЗЛЮБИЛИ И ПОКИНУЛИ, А ВПРОЧЕМ, ВЕРОЯТНО, И НЕ ЛЮБИЛИ НИКОГДА...» В ЯНВАРЕ 1908 Г. ОН ЖАЛОВАЛСЯ ЖЕНЕ: «ЖИТЬ МНЕ НЕСТЕРПИМО ТРУДНО... ТАКОЕ ХОЛОДНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ШЛЯЕШЬСЯ ПО КАБАКАМ И ПЬЕШЬ». В НАЧАЛЕ 1909 Г. В ПИСЬМЕ МАТЕРИ ОПЯТЬ О ТОМ ЖЕ: «Я НИКОГДА ЕЩЕ НЕ БЫЛ, МАМА, В ТАКОМ УГНЕТЕННОМ СОСТОЯНИИ, КАК В ЭТИ ДНИ. ВСЕ, ЧТО Я ВИЖУ, ОДИНАКОВО ПОСТЫЛО МНЕ, И ВСЕ ЛЮДИ ТЯЖЕЛЫ». В 1909 Г. БЛОК ПИШЕТ НЕСКОЛЬКО СТИХОТВОРЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОЗЖЕ ОБЪЕДИНИЛ В ЦИКЛ «СТРАШНЫЙ МИР». СТИХИЯ ЭТИХ СТИХОВ СТРАСТИ, КРОВЬ, СМЕРТЬ, «БЕЗУМНЫЙ И ДЬЯВОЛЬСКИЙ БАЛ», «МЕТЕЛЬ, МРАК, ПУСТОТА», ВАМПИРИЗМ СЛАДОСТРАСТИЯ. ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА ОН СОЗДАЛ ЦИКЛ «ПЛЯСКИ СМЕРТИ», В КОТОРЫЙ ВКЛЮЧИЛ ОДНО ИЗ САМЫХ ПЕССИМИСТИЧЕСКИХ СВОИХ СТИХОТВОРЕНИЙ «НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ...», ПРОНИКНУТОЕ ГЛУБОКИМ ОЩУЩЕНИЕМ БЕССМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ: «НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ, АПТЕКА, БЕССМЫСЛЕННЫЙ И ТУСКЛЫЙ СВЕТ. ЖИВИ ЕЩЕ ХОТЬ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ВСЕ БУДЕТ ТАК. ИСХОДА НЕТ. УМРЕШЬ НАЧНЕШЬ ОПЯТЬ СНАЧАЛА, И ПОВТОРИТСЯ ВСЕ КАК В СТАРЬ: НОЧЬ, ЛЕДЯНАЯ РЯБЬ КАНАЛА, АПТЕКА, УЛИЦА, ФОНАРЬ».


В КОНЦЕ 1913 НАЧАЛЕ 1914 Г. БЫЛИ СОЗДАНЫ МНОГИЕ СТИХИ, ВКЛЮЧЕННЫЕ ПОТОМ В ЦИКЛЫ «ЧЕРНАЯ КРОВЬ», «СЕДОЕ УТРО», «ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ» И «ЯМБЫ». В СТИХАХ ЭТОЙ ПОРЫ ОБЛИК СТРАШНОГО МИРА БЫЛ ДАН БЕЗ ВСЯКОГО МИСТИЧЕСКОГО ТУ­МАНА. «УЖАС РЕАЛЬНОСТИ» ЭТИМИ СЛОВАМИ ОПРЕДЕЛЯЛ БЛОК СУЩЕСТВО СВОЕЙ ТЕМЫ. («ДА. ТАК ДИКТУЕТ ВДОХНОВЕНЬЕ: МОЯ СВОБОДНАЯ МЕЧТА ВСЕ ЛЬНЕТ ТУДА, ГДЕ УНИЖЕНЬЕ, ГДЕ ГРЯЗЬ И МРАК И НИЩЕТА... НА НЕПРОГЛЯДНЫЙ УЖАС ЖИЗНИ ОТКРОЙ СКОРЕЙ, ОТКРОЙ ГЛАЗА, ПОКА ВЕЛИКАЯ ГРОЗА ВСЕ НЕ СМЕЛА В ТВОЕЙ ОТЧИЗНЕ...») В ЕГО СОЗНАНИИ ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ БЕЗДНЫ, КУДА ВОТ-ВОТ ПРОВАЛИТСЯ СТАРАЯ РОССИЯ. БЛОК ЖИВЕТ ОЩУЩЕНИЕМ ПОЛЕТА НАД НЕЙ. («ОН ЗАНЕСЕН СЕЙ ЖЕЗЛ ЖЕЛЕЗНЫЙ НАД НАШЕЙ ГОЛОВОЙ. И МЫ ЛЕТИМ, ЛЕТИМ НАД ГРОЗНОЙ БЕЗДНОЙ СРЕДИ СГУЩАЮЩЕЙСЯ ТЬМЫ».) «ВСЯ СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ ХОЛОДНЫЙ УЖАС, НЕСМОТРЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ СВЕТЛЫЕ ТОЧКИ, УЖАС, НАДОЛГО НЕПОПРАВИМЫЙ, ПИСАЛ ОН В ОДНОМ ИЗ ПИСЕМ. Я НЕ ПОНИМАЮ, КАК ТЫ, НАПРИМЕР, МОЖЕШЬ ГОВОРИТЬ, ЧТО ВСЕ ХОРОШО, КОГДА НАША РОДИНА, МОЖЕТ БЫТЬ, НА КРАЮ ГИБЕЛИ, КОГДА СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС ТАК ОБОСТРЕН ВО ВСЕМ МИРЕ, КОГДА НЕТ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА, СЕМЬИ, ЛИЧНОСТИ, ГДЕ БЫЛО БЫ ХОТЬ СРАВНИТЕЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНО».


ПОЭМА АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Работу над «Двенадцатью» Блок начал в январе 1918г. (По его собственному признанию, первыми стихами из нее, пришедшими на ум, была строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!» Только потом он перешел к началу.) Поэма была закончена 29-го числа. В этот день он записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг... Сегодня я гений». На другой день 30 января Блок написал «Скифов». Оба сочинения были вскоре напечатаны в левоэсеровской газете «Знамя труда». Ни одно литературное произведение того времени не вызывало такого бурного резонанса в обществе такой хвалы и хулы, таких восторгов и проклятий, как «Двенадцать». Поэма мгновенно разошлась на лозунги, цитаты, поговорки, вышла на улицу. Вскоре Блок мог видеть свои стихи на плакатах, расклеенных на стенах или выставленных в магазинных витринах, на знаменах красноармейцев и моряков. Однако и тех, кто безусловно принял поэму Блока, и тех, кто обрушился на нее с гневными нападками, одинаково смущал Христос, появившийся с красным флагом перед красногвардейцами, в последней главе «Двенадцати». Образ этот, увенчавший поэму, явился в ней не как плод рассудочных рассуждений Блок «увидел» его в «музыке». Но, по собственному его признанию, Христос был неожиданностью даже для него самого. Действительно, почему именно он? 20 февраля Блок записал в дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы "недостойны" Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой». «Другой» с прописной буквы это, несомненно, Антихрист...


ПОСЛЕ «ДВЕНАДЦАТИ» И «СКИФОВ» БЛОК НАПИСАЛ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО СЛАБЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ. ПОЭТИЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ ПОКИНУЛО ЕГО НАВСЕГДА, СЛОВНО ЭТИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ОН ПРИВЕЛ СВОЕ ТВОРЧЕСТВО К ЛОГИЧЕСКОМУ КОНЦУ. НА ВОПРОС: «ПОЧЕМУ ОН БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ПИШЕТ?» БЛОК ОТВЕЧАЛ: «ВСЕ ЗВУКИ ПРЕКРАТИЛИСЬ. РАЗВЕ ВЫ НЕ СЛЫШИТЕ, ЧТО НИКАКИХ ЗВУКОВ НЕТ?» САМУЮ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ШУМНУЮ, КРИКЛИВУЮ И ГРОМКУЮ ЭПОХУ ОН ВДРУГ ОЩУТИЛ КАК БЕЗМОЛВИЕ. ЕГО ЖИЗНЬ МЕЖДУ ТЕМ ПРОДОЛЖАЛАСЬ. НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ БЛОК РАБОТАЛ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕ, ГДЕ ВОЗГЛАВЛЯЛ РЕПЕРТУАРНУЮ СЕКЦИЮ. ПОТОМ ОН СОТРУДНИЧАЕТ С ГОРЬКИМ В ЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ГОТОВИТ К ВЫПУСКУ ВОСЬМИ ТОМНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ГЕЙНЕ.




В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Его назначили секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, только что учрежденной Временным правительством для расследования противозаконных действий прежних царских министров и высших чиновников. Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности. Уже в 1908 г. на заседании религиозно философского общества Блок прочел два нашумевших доклада: «Россия и интеллигенция» и «Стихия и культура». В «России и интеллигенции» Блок говорит, что в России «есть действительно» не только два понятия, но и две реальности: «народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном». В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Его назначили секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, только что учрежденной Временным правительством для расследования противозаконных действий прежних царских министров и высших чиновников. Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности. Уже в 1908 г. на заседании религиозно философского общества Блок прочел два нашумевших доклада: «Россия и интеллигенция» и «Стихия и культура». В «России и интеллигенции» Блок говорит, что в России «есть действительно» не только два понятия, но и две реальности: «народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном». РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА


МЕЖДУ НАРОДОМ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ «НЕПРЕОДОЛИМАЯ ЧЕРТА», КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ТРАГЕДИЮ РОССИИ. ПОКА СТОИТ ТАКАЯ ЗАСТАВА, ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ОСУЖДЕНА БРОДИТЬ, ДВИГАТЬСЯ И ВЫРОЖДАТЬСЯ В ЗАКОЛДОВАННОМ КРУГУ. БЕЗ ВЫСШЕГО НАЧАЛА НЕИЗБЕЖЕН «ВСЯЧЕСКИЙ БУНТ И БУЙСТВО, НАЧИНАЯ ОТ ВУЛЬГАРНОГО "БОГОБОРЧЕСТВА" ДЕКАДЕНТОВ И КОНЧАЯ ОТКРОВЕННЫМ САМОУНИЧТОЖЕНИЕМ РАЗВРАТОМ, ПЬЯНСТВОМ, САМОУБИЙСТВОМ ВСЕХ РОДОВ». ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ВСЕ БОЛЕЕ ОДЕРЖИМАЯ «ВОЛЕЙ К СМЕРТИ», ИЗ ЧУВСТВА САМОСОХРАНЕНИЯ БРОСАЕТСЯ К НАРОДУ, ИСКОНИ НОСЯЩЕМУ В СЕБЕ «ВОЛЮ К ЖИЗНИ», И НАТАЛКИВАЕТСЯ НА УСМЕШКУ И МОЛЧАНИЕ, «А, МОЖЕТ БЫТЬ, НА НЕЧТО ЕЩЕ БОЛЕЕ СТРАШНОЕ И НЕОЖИДАННОЕ...» В «СТИХИИ И КУЛЬТУРЕ» ЭТА МЫСЛЬ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗАОСТРЕНА. БЛОК РИСУЕТ ОБРАЗНУЮ КАРТИНУ: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ БЕСКОНЕЧНО И УПОРНО СТРОИТ СВОЙ МУРАВЕЙНИК КУЛЬТУРЫ НА «НЕ ОТВЕРДЕВШЕЙ КОРЕ», ПОД КОТОРОЙ БУШУЕТ И ВОЛНУЕТСЯ «СТРАШНАЯ ЗЕМНАЯ СТИХИЯ СТИХИЯ НАРОДНАЯ», НЕУКРОТИМАЯ В СВОЕЙ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ.


ТЕПЕРЬ, ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ, В СТАТЬЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ» (НАЧАЛО 1918 Г.) И ДОКЛАДЕ «КРУШЕНИЕ ГУМАНИЗМА» (АПРЕЛЬ 1919 Г.) БЛОК ДОВЕЛ СВОИ ВЫВОДЫ ДО ЛОГИЧЕСКОГО КОНЦА. ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДНИХ ВЕКА, ПИСАЛ ОН, ЕВРОПА РАЗВИВАЛАСЬ ПОД ЗНАКОМ ГУМАНИЗМА, ЛОЗУНГОМ КОТОРОГО БЫЛ ЧЕЛОВЕК, СВОБОДНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ. НО В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ЛИЧНОСТЬ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОГДА НА АРЕНЕ ИСТОРИИ ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА МАССЫ НАСТУПИЛ КРИЗИС ГУМАНИЗМА. ОН УМЕР ВМЕСТЕ С ШИЛЛЕРОМ И ГЁТЕ, КОТОРЫЕ БЫЛИ «ПОСЛЕДНИМИ ИЗ СТАИ ВЕРНЫХ ДУХУ МУЗЫКИ» (ПОД МУЗЫКОЙ БЛОК ПОНИМАЛ ПЕРВООСНОВУ И СУЩНОСТЬ БЫТИЯ, СВОЕГО РОДА ВЫСШУЮ ГАРМОНИЮ ЖИЗНИ). XIX В. ТЕРЯЕТ ЦЕЛЬНОСТЬ И ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ, ДУХ МУЗЫКИ ОТЛЕТАЕТ ОТ НЕГО, С ЧУДОВИЩНОЙ БЫСТРОТОЙ РАЗВИВАЕТСЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, «УСТРАНЯЕТСЯ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ, МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И ИСКУССТВОМ, МЕЖДУ НАУКОЙ И МУЗЫ­КОЙ, МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ТО РАВНОВЕСИЕ, КОТОРЫМ ЖИЛО И ДЫШАЛО ВЕЛИКОЕ ДВИЖЕНИЕ ГУМАНИЗМА». МУЗЫКА ПОКИНУЛА «ЦИВИЛИЗОВАННОЕ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ВЕРНУЛАСЬ В ТУ СТИХИЮ, ИЗ КОТОРОЙ ВОЗНИКЛА, В НАРОД, В ВАРВАРСКИЕ МАССЫ. «МАССЫ, НЕ ВЛАДЕЯ НИЧЕМ КРОМЕ ДУХА МУЗЫКИ, ОКАЗЫВАЮТСЯ ТЕПЕРЬ ХРАНИТЕЛЯМИ КУЛЬТУРЫ». БЛОК С ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ ОСТРОТОЙ ПРЕДЧУВСТВОВАЛ, ЧТО ГРЯДЕТ НОВАЯ, ЖЕСТОКАЯ АНТИГУМАННАЯ ЭПОХА, КОГДА НА МЕСТО «ЧЕЛОВЕКА ГУМАННОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО» ПРИДЕТ НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК «ЧЕЛОВЕК-ЖИВОТНОЕ», «ЧЕЛОВЕК-РАСТЕНИЕ», ОДАРЕННЫЙ «НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ» И СТРЕМЯЩИЙСЯ «ЖАДНО ЖИТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ», ГЛУХОЙ К МЕЛОДИИ ОБ «ИСТИНЕ, ДОБРЕ И КРАСОТЕ». И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ БЛОК ОБЪЯВЛЯЛ, ЧТО ОН С ЭТИМ ЧЕЛОВЕКОМ! К СТАРОМУ «ГУМАННОМУ» МИРУ ОН НЕ ИСПЫТЫВАЛ НЕ МАЛЕЙШЕЙ СИМПАТИИ. ЭТОТ МИР ГИБНЕТ ЗА «ИЗМЕНУ МУЗЫКЕ», ЗА РОКОВУЮ НЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ (ПОШЛОСТЬ, СЕРОСТЬ). И ОТСЮДА ВЫВОД БЛОКА НУЖНО ПРИНЯТЬ ЖЕСТОКОСТЬ НОВОГО МИРА, КАКИХ БЫ ЖЕРТВ ЭТО НИ СТОИЛО, И СЛЕПО ОТДАТЬСЯ СТИХИИ МУЗЫКИ, ИБО ТОЛЬКО МУЗЫКА СПАСЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ ГИБЕЛИ В ТИСКАХ «ЦИВИЛИЗАЦИИ». В ДНЕВНИКЕ ЕГО ЭТИХ ДНЕЙ ЕСТЬ ТАКАЯ ЗАПИСЬ: «ЯСНО, ЧТО ВОССТАНОВИТЬ... ПРАВА МУЗЫКИ МОЖНО БЫЛО ТОЛЬКО ИЗМЕНОЙ УМЕРШЕМУ... НО МУЗЫКА ЕЩЕ НЕ ПОМИРИТСЯ С МОРАЛЬЮ. ТРЕБУЕТСЯ ДЛИННЫЙ РЯД АНТИМОРАЛЬНЫЙ. ТРЕБУЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОХОРОНИТЬ ОТЕЧЕСТВО, ЧЕСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПРАВО, ПАТРИОТИЗМ И ПРОЧИХ ПОКОЙНИКОВ, ЧТОБЫ МУЗЫКА СОГЛАСИЛАСЬ ПРИМИРИТЬСЯ С МИРОМ». В ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ БЛОК УВИДЕЛ ПОСЛЕДНЕЕ, ПОБЕДНОЕ ВОССТАНИЕ «СТИХИИ», «ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ», «МИРОВОЙ ПОЖАР». В СЛОВЕ «РЕВОЛЮЦИЯ» ОН, ПО ЕГО СЛОВАМ, ОЩУЩАЛ НЕЧТО «СТРАШНОЕ»: БЕСПОЩАДНОСТЬ НАРОДНОЙ РАСПРАВЫ, БОЛЬШУЮ КРОВЬ И НЕВИННЫЕ ЖЕРТВЫ. В ТЕМНОМ ЗЕРКАЛЕ «МУЗЫКИ» ОН УВИДЕЛ ТОРЖЕСТВО «СТИХИИ»: ЧЕРНУЮ НОЧЬ, БЕЛЫЙ СНЕГ, КРАСНЫЙ ФЛАГ, КРАСНУЮ КРОВЬ НА СНЕГУ И ВЬЮГУ, ВЬЮГУ, ВЬЮГУ... ВСЕ ЭТИ МЫСЛИ, ОЩУЩЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ И ПРЕДЧУВСТВИЯ ВОПЛОТИЛИСЬ В ПОСЛЕДНЕМ ВЕЛИКОМ ТВОРЕНИИ БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ». ПОЭМА ЭТА ПИТАЛАСЬ ВОСТОРГОМ ГИБЕЛИ. ОН ВОСПЕЛ ЗДЕСЬ ИМЕННО ТО, ОТ ЧЕГО В СВОЕ ВРЕМЯ С УЖАСОМ ОТШАТНУЛСЯ ПУШКИН РУССКИЙ БУНТ, «БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ». ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕМОЙ ПОЭМЫ О РЕВОЛЮЦИИ ОН СДЕЛАЛ ИСТОРИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕНУЖНОЕ И СЛУЧАЙНОЕ УБИЙСТВО ПРОСТИТУТКИ КАТЬКИ


ПОТЕРЯ БЛОКОМ ИНТЕРЕСА К ЖИЗНИ В АПРЕЛЕ 1919 Г. БЛОКУ ПРЕДЛОЖИЛИ СТАТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА НЕДАВНО ОСНОВАННОГО БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА. НО ВСЕ ЭТИ ЗАНЯТИЯ ВСКОРЕ ПЕРЕСТАЛИ ЕГО УДОВЛЕТВОРЯТЬ. ВОЗВРАТИЛОСЬ ПРЕЖНЕЕ ОЩУЩЕНИЕ БЕССМЫСЛЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ. В НАЧАЛЕ 1921 Г. БЛОКОМ ОВЛАДЕЛО ЧУВСТВО БЕСКОНЕЧНОЙ УСТАЛОСТИ. ВОЗНИКЛИ И СТАЛИ БЫСТРО РАЗВИВАТЬСЯ СИМПТОМЫ СЕРЬЕЗНОЙ БОЛЕЗНИ, ПОЯВИЛИСЬ ОДЫШКА И СИЛЬНАЯ БОЛЬ В РУКАХ И НОГАХ. ВСКОРЕ БЛОК ПОТЕРЯЛ ВСЯКИЙ ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ И ОДНАЖДЫ ПРИЗНАЛСЯ ЧУЛКОВУ, ЧТО «ОЧЕНЬ ХОЧЕТ УМЕРЕТЬ». ВРАЧИ, К КОТОРЫМ В КОНЦЕ КОНЦОВ ЕМУ ПРИШЛОСЬ ОБРАТИТЬСЯ, ОПРЕДЕЛИЛИ У НЕГО ЗАПУЩЕННУЮ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА И ОСТРУЮ ПСИХАСТЕНИЮ. СОСТОЯНИЕ ЕГО ВСКОРЕ СТАЛО БЕЗНАДЕЖНЫМ. ПОСЛЕДНИЕ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ БЛОК МУЧИТЕЛЬНО ЗАДЫХАЛСЯ И НЕВЫНОСИМО СТРАДАЛ. УМЕР ОН 7 АВГУСТА 1921 Г. НЕОЖИДАННО ДЛЯ МНОГИХ И ЕЩЕ СРАВНИТЕЛЬНО МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПОХОРОНЕН НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ. В 1944 ГОДУ ПРАХ ПЕРЕНЕСЕН НА ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ.