Периодизация развития шарлотты бюлер. Жизненный путь человека Шарлота Бюлер – лидер гуманистической психологии

На основе изучения сотен реальных биографий представителей различных социальных групп: предпринимателей, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных, Шарлотта Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития.

Изучению в биографиях подвергались три общих аспекта:

1) внешний, объективный ход событий жизни;
2) история творческой деятельности человека;
3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Путём наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97 ) - в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - исследовательницей были определены фазы жизненного цикла.

В книге: Жизненный путь человека (в соавторстве с Фредом Массариком / The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective / ed. by C. Buhler, F. Massarik. N.Y., 1968, кроме четырех базовых тенденций, Шарлотта Бюлер описала и пять временных фаз жизненного пути человека.

Первая фаза (возраст до 16-20 лет) характеризуется довольно низким уровнем самосознания и отсутствием самоопределения.

Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах трудовой деятельности, заводит знакомство в поисках спутника жизни.

Третья фаза наступает после 30 лет , когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие.

В четвертой фазе стареющий человек переживает трудный возраст биологического увядания, ухода с работы, сокращения будущего времени жизни. Завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение.

В пятой фазе (после 65-70 лет) старики живут прошлым, влачат бесцельное существование, поэтому Бюлер не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути.

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность выступает в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность - врожденная структура, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По словам Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» является движущей силой психического развития личности, а их индивидуальное сочетание детерминирует параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция - это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция - это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция - это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция - тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности.

Результатом такого развития будет выступать самоосуществление личности.

В самоосуществлении выделяются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление - это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление - это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления.

Бюлер выделяет для каждого возраста неповторимую форму самоосуществления личности.

Психологическое содержание

Форма самоосуществления

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Спонтанность

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелостьсамостоятельность

  • 25-30 до
  • 45-50

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Творчествогенеративность

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

мудрость

65 до смерти

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

бюлер сказка личность интенциональность

Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии». Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые «просыпается» потребность в самосознании и самоопределении.

Особое значение Бюлер уделяла третьей фазе жизненного пути, она говорить, что у людей эта фаза происходит в разном возрасте. Оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35-40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе.

Особое отношение так же имеет к пятой фазе развития. Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни. У нее по этой причине нет формы самоосуществления.

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина - «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил сформулировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.

Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие - единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека, пересекающиеся между собой.

Движущими силами развития выступает теологический принцип. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий.

Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.

Рис. 2.2.

Австрийский, а впоследствии американский психолог Ш. Бюлер прославилась в числе прочего разработкой и использованием тестовых методов, максимально приближенных к естественным условиям, и пристальным вниманием к детским возрастам. Большой вклад она внесла и в изучение психологии подростка.

Л. С. Выготский определял ее теорию как био- психологическую, поскольку психологические характеристики подростка она объясняет преимущественно биологическими факторами.

Ее понимание особенностей этого периода базируется, прежде всего, на представлении о нем как о периоде полового созревания, что акцентирует биологическую природу этих особенностей. Принципиально в связи с этим возникновение новой потребности, которую Ш. Бюлер называет «потребность в дополнении».

«В то время как самые низшие живые существа размножаются путем простого деления клеток , на более высоких ступенях возникают половая дифференциация и связанное с нею половое влечение... Для осуществления размножения каждый пол нуждается в дополнении другим полом. Из этого биологического факта мы выводим основное для пашей задачи понятие - потребность дополнения (Erganzungsdedurfniss )...

Теперь нам ясен биологический смысл явлений , сопровождающих пубертатный период : внешнее и внутреннее возбуждение , которым сопровождается созревание , должно вывести индивидуума из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побудить его к поискам и к сближению с существом другого пола. В применении к человеческой личности это означает:. явления , сопровождающие созревание , должны , чтобы обеспечить соединение с существом другого пола , вызвать в человеке потребность дополнения , они должны сделать его возбудимым , ищущим , неудовлетворенным в своей замкнутости у и его “я” должно быть раскрыто для встречи с “ты”. В этом заключается биологический смысл пубертатного периода»К

Л. С. Выготский, анализируя теорию Ш. Бюлер, видит ее заслугу в том, что психические процессы в пубертате она не рассматривает как простую параллель процессу полового созревания, а показывает их сложную взаимосвязь и взаимовлияние. Все же в качестве недостатка теории Ш. Бюлер он отмечает превалирование именно биологического фактора полового созревания. В связи с этим Л. С. Выготскому представляется сомнитель-

ным и центральный для ее теории конструкт «потребность дополнения», который также имеет биологические основания. Ссылаясь на остроумное замечание Э. Шпрангера, что это представление годится для описания только психологии девочек, Л. С. Выготский добавляет от себя, что «в сущности, в основе этой теории лежит частная особенность психологии девочки определенной социальной группы, возведенная в объяснительный принцип».

III. Бюлер впервые выделила и описала три фазы переходного периода: физическая пубертатность, негативная стадия и позитивная стадия.

Первая фаза - физическая пубертатность протекает у девочек в интервале 13-15 лет, у мальчиков - 14-16 лет. Она связана непосредственно с наступлением нового этапа в половом созревании. Однако, как считает III. Бюлер, психические симптомы, свидетельствующие о начале переходного возраста, возникают в большинстве случаев значительно раньше, уже в 11 - 12 лет. Дети становятся драчливыми; теряя интерес к детским играм, они еще не могут примкнуть к играм более старших подростков; утрачивая детское подчинение авторитетам, они не умеют встроиться в иные системы отношений. Эта первая фаза рассматривается Ш. Бюлер как прелюдия к двум следующим за ней основным фазам.

Негативная стадия начинается еще во время психической предпубертат- ности и проявляется во множестве негативных проявлений: переживаниях физического и психического недомогания, капризах, вялости, беспокойстве и т.н.

Позитивная стадия разворачивается постепенно, о чем можно судить по тому, что перед подростком начинают открываться светлые стороны жизни, новые источники радости: в переживаниях красоты природы, одухотворяющей силы искусства, пользы и величия науки и, наконец, любовь.

Позитивную и негативную стадии не разделяет резкая и непроходимая граница: в обеих присутствуют и светлые, и теневые стороны - дело в преобладании той или иной.

Описание выделенных Ш. Бюлер фаз подросткового возраста вплоть до настоящего времени используется и в контексте теоретического анализа проблемы, и особенно тогда, когда необходимо дать педагогические рекомендации.

В те же годы (20-30-е гг. XX в.) развивается направление, которое наряду с биологическим уделяет большое внимание процессу социализации. При анализе подросткового возраста в теориях этого направления акцент делается не на процессах биологического созревания (пубертате), а на процессе вхождения в общество, на культурных и социальных факторах, обусловливающих этот процесс. Наиболее известными представителями данного направления являются У. Штерн и Э. Шпрапгер.

  • Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия /сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 10-11.

Начало карьеры в области психологии

Шарлотта Бюлер родилась в Берлине в $1893$ оду. Училась она в Мюнхенском и Берлинском университетах. В Мюнхене Шарлотта познакомилась с известным Карлом Бюлером и вышла замуж.

В начале своей научной карьеры Бюлер занималась по большей части психологией мышления, затем начала работать в области детской и юношеской психологии. В данной области ею были проведены серьезные исследования. Она считалась авторитетнейшим специалистом по детскому развитию и психологии юношества. Под руководством Бюлер были разработаны методы точного наблюдения за ранним детским развитием. И до сегодняшнего дня в психодиагностике используются созданные Бюлер и Гетцер тесты для дошкольников.

Шарлота Бюлер – лидер гуманистической психологии

Шарлота Бюлер была одним из лидеров в гуманистической психологии. В $1970$ году она была избрана на должность президента Ассоциации гуманистических психологов. Ее исследования в сфере генетической персонологии стали прологом западной гуманистической психологии. Теория Шарлотты Бюлер отличается эмпирической обоснованностью. Она, со своими сотрудниками, собрала и изучила биографические данные множества людей. Практикуя в качестве психотерапевта Бюлер также находила фактическое подтверждение своим взглядам. Шарлоту Бюлер можно считать крупным специалистом по проблеме индивидуального психического развития человека на протяжении всей его жизни. Все же следует отметить методологическую несостоятельность присущего ей стремления автономизировать проблемы личности посредством сведения их к исключительно духовным явлениям.

Жизненный путь человека в ислледованиях Бюлер

Исследования в области детской психологии породили идеи Бюлер о фазах развития и о месте творческих устремлений в данном процессе. Идеи Бюлер получили развитие в серии биографических исследований, которые она организовала в Венском институте психологии в двадцатых-тридцатых годах.

Результат исследований хорошо отражен в книге «Жизненный путь человека - психологическая проблема». Эта работа расценивается как основополагающая при изучении жизненного цикла человека и генетических связей между его фазами.

Индивидуальное психическое развитие Бюлер рассматривала в свете жизненных итогов, с позиции реализации внутренней сущности человеческой личности. Основной интерес она сосредоточила на возрастных закономерностях развития в соотношении с биологическим циклом индивида , его онтогенезом. Бюлер выделила фазы онтогенеза и жизненного пути, типы индивидуального развития. Согласно теории Бюлер, человеческая жизнь есть процесс становления целевых личностных структур.

Бюлер, как представитель гуманистической психологии, продвигала идею об интенциональном ядре личности и развивала ее в генетической концепции. В ее понимании «самость» - это духовное образование, данное изначально и практически постоянное, с изменением только формы его проявления. Основная движущая сила психического развития человека, согласно идеям Бюлер, это врожденное стремление индивида осуществить себя. Исполненность достигается в процессе самоосуществления индивида в в общении, профессиональных делах, в самопожертовании для претворения своих убеждений в действительность. Самоосуществление возможно только при целеустремленной жизни, при ориентировке человека в будущее.

Замечание 1

Бюлер считала, что обладание смыслом жизни и целями, есть признак психического здоровья человеческой личности. Она считала, что причина неврозов - это не столько проблема адаптации, сколько неадекватное самоопределение и недостаток направленности.

Для подкрепления своей концепции самоосуществления посредством самоопределения Бюлер использует идеи современного естествознания, в частности теорию открытых систем Берталанфи.

В $1940$ году Шарлота Бюлер переезжает в США и там, на базе теоретических поисков формулирует свою идею о четырех базальных врожденных тенденциях личности, которые в сочетании определяют путь человека к самоосуществлению. Данные тенденции являются сутью направления развития «самости» личности, к ним относятся:

  • стремление к удовлетворению жизненно важных потребностей;
  • адаптация к объективным условиям среды;
  • творческая экспансия, то есть стремление к овладению новыми предметами и к расширению жизненной активности;
  • установление внутреннего порядка.

Понятие о базисных тенденциях соответствует гуманистической психологии. В нем подразумевается с самого рождения наличие природных потребностей, которые сами по себе приобретают определенные духовные формы. Таким образом, в теории Бюлер, не идет речь о формировании личности, у нее личность задана в свернутом виде до того момента, пока человек не включается в общественные способы жизнедеятельности.

Бюлер в своих работах намечает пять основных фаз жизненного пути человека на основе состояния самоопределения и дает их характеристику. Классификация выглядит следующим образом:

  • возраст до 16-20 лет, который характеризуется низким уровнем самосознания, отсутствием самоопределения;
  • возраст с 16-20 до 25-30 лет, когда происходят пробы, указывающие на функционирование самоопределения, носящее диффузный характер;
  • зрелость, когда происходит спецификация самоопределения, устанавливается самооценка личности, отражающая жизненные достижения;
  • старение, когда завершается путь к самоосуществлению и самоопределение перестает функционировать;
  • возраст после 65-70 лет Бюлер не причисляет к собственно жизненному пути.

Биографические исследования Бюлер оставили огромный след в психологии. Они стали новаторскими так как были направлены на поиск общих закономерностей жизненного пути. Данный подход нашел сторонников.

В результате исследований Бюлер были составлены психологические характеристики возрастов и построены зависимости возраста и достижений людей в различных профессиях. Бюлер предложила новейшие методики изучения явлений жизненного пути и внесла свой вклад в разработку в психологии биографического метода.