Жилой дом Общества бывших политкаторжан. "Дом политкаторжан"

Адрес: Москва, улица Поварская, дом 33.
Дата постройки: 1931-1934 годы.
Архитекторы: братья Веснины.

Здание выполнено в стле конструктивизм и является объектом культурного наследия регионального значения.
Немного истории и фотографий того, как здание выглядит сейчас, можно посмотреть там...

"Дом каторги и ссылки" был построен в бывших владениях церкви "Рождества Христова в Кудрине". Сейчас, на месте церкви расположена задняя часть здания. Храм был разрушен в 1931 году.
Кроме клубного помещения, в здании предполагалось разместить Музей каторги и ссылки.

Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев , организовано по инициативе Ф. Э. Дзержинского, Я. Э. Рудзутака, Ем. Ярославского и других. Открытие состоялось в Москве в "Доме Союзов" 21 марта 1921 года. Целью создания общества, служило оказание бывшим политическим каторжанам и ссыльнопоселенцам материальной помощи, организовывало лекции и доклады, занималось собиранием, хранением, изучением и изданием материалов по истории царской тюрьмы, каторги и ссылки. В 1921 году общество насчитывало 200 членов, в 1931 году - 2759. Члены его выступали с докладами и лекциями перед рабочими, учащимися, красноармейцами. В 1924, 1925, 1928, 1931 годах состоялись всесоюзные съезды общества. Прекратило существование в 1935 году.

2.
Макет здания.

1935 год - Президиум ЦИК СССР принял постановление о ликвидации Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
1936 год - в здании работает кинотеатр "Первый".
1943 год - распоряжением Совета Народных Комиссаров Союза ССР был организован "Государственный театр киноактера" союзного значения. Были определены основные задачи театра: "рассматривать театр киноактера, как своеобразную лабораторию по воспитанию киноактеров и режиссеров, совершенствованию их профессионального мастерства путем репетиционной, тренировочной и лабораторной работы и выпуску высокохудожественных спектаклей в театре и фильмов на киностудиях, использовать постановку киноспектаклей, как метод предварительной подготовки фильма, что позволит затем актеру и режиссеру быстро работать на съемках".
1945 год - здание занял образованный в 1943 году Государственный театр киноактёра союзного значения.
1951 год - в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР Государственный театр киноактера из подчинения Министерства кинематографии СССР был передан в ведение киностудии "Мосфильм".
1957 год - театр реорганизован путем его ликвидации и организации на его базе Актерской студии, а здание передано "Дому кино".
1963 год - Актерская студия называется "Центральной студией киноактера".
1969 год - воссозданный Театр-студия киноактёра вернулся в здание.
1990 год - постановлением Совета Министров СССР "Театр-студия киноактера" переименован в "Театр киноактера".
1992 год - переименован в "Государственный театр киноактера".

Главной особенностью "Театра киноактера", стал целый ряд выдающихся фильмов, вышедших на экраны после репетиционного периода на подмостках театра.

3.
Главный фасад здания, выходящий на Поварскую улицу.

4.
Ужасная облицовка лестницы появилась позже.

5.
Боковой фасад(слева от центрального входа).

7.
Боковой фасад(справа от центрального входа).

8.
Задний фасад.

К сожалению, посетить интерьеры мне не удалось. Надеюсь, в следующий раз получится.

Работы братьев Весниных в моем журнале.

В 1931 году на углу площади Революции и Петровской набережной началось строительство дома для политкаторжан.

Это был один из первых домов-коммун Ленинграда. В нем находилось 200 двухкомнатных и трехкомнатных квартир для членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Предполагалось, что жильцы дома-коммуны будут совместно проводить время и питаться, поэтому квартиры предусматривали лишь кухни-шкафы. Зато на первом этаже располагались столовая. Предполагалось, что централизованное питание освободит советскую женщину от домашней рутины, но общепит так и не смог победить домашнюю кухню… Кроме этого, к услугам жильцов были детский сад, магазин (продуктовый распределитель), Музей каторги и ссылки, медпункт, мастерская, механизированная прачечная (в подвале), библиотека. На крыше был устроен солярий и видовая площадка. Не так плохо даже для современного элитного жилья!

Архитекторами Дома политкаторжан были Г. А. Симонов, П. В. Абросимов и А. Ф. Хряков. Созданное ими здание в стиле конструктивизма, с серыми стенами и узкими окнами сразу стало памятников своего архитектурного стиля, но в то же время вызвало неоднозначные отклики горожан. «Они (политкаторжане) привыкли при царе по тюрьмам сидеть, вот им и дом выстроили соответствующий» - говорили злые языки.

По одной из версий место для здания было выбрано самим С.М. Кировым - в непосредственной близости к крейсеру «Аврора» и площади Революции.

В 1934 году Дом политкаторжан был достроен. Любопытно, что к этому времени вышло постановление ЦК ВКП(б) где идея домов-коммун осуждалась в жестких выражениях:

«Проведение этих вредных утопических начинаний, не учитывающих материальных ресурсов страны и степени подготовленности населения, привело бы к громадной растрате средств и жестокой дискредитации самой идеи социалистического переустройства быта». Ленинградские власти учли замечания из центра, и последние квартиры дома получили «нормальные» кухни.

Дом политкаторжан на советской открытке начала 1950-хх годов

К сожалению, дом на Петровской набережной известен не только своими архитектурными формами, но и печальной судьбой своих обитателей. В конце 1930-хх годов 132 семьи из дома были выселены и повергнуты репрессиям. Этим событиям был посвящен печальный анекдот:

«Как-то среди ночи уцелевшие жильцы дома были разбужены звонками и громовыми ударами в двери. Политкаторжане бросились к лестничным площадкам, в ужасе гадая - «на кого падет очередной жребий». Внезапно их успокоил голос управдома: «Граждане каторжане, никакой паники! Все в порядке! Это пожарные! Горит первый этаж!»

Сегодня в память о жертвах репрессий, на доме висит мемориальная доска, а на площади Революции поставлен Соловецкий камень.

Едва ли историю России можно охарактеризовать эпитетом «радужная». Некоторые ее страницы и вовсе похожи на мартиролог. И множество памятников архитектуры так или иначе напоминает о непростых судьбах людей, живших здесь.

Так, например, в Нижнем Новгороде на Большой Печерской находится четырехэтажный дом с весьма затейливой архитектурой, построенный в 1930 году под водительством именитого нижегородского архитектора Константина Блохина. Сюда селили переживших царскую ссылку. Дом, кстати, так и называется - Дом политкаторжан. Однако в период с 1937 по 1938 год подавляющее большинство жителей было репрессировано, поскольку они были людьми разных политических взглядов, а само Общество политкаторжан и вовсе возглавлял бывший правый эсер.

Сегодня этот дом - объект культурного наследия регионального значения и носит статус жилого дома.

«The Village Нижний Новгород» пообщался с жителями Дома политкаторжан и городским гидом Анной Сорокиной и узнал об истории этого строения и каково жить в таком доме.

Фотографии

Илья большаков

Рома Ху

Дом политкаторжан

Проект: архитектор Константин Блохин

Стиль: конструктивизм

Годы строительства: 1928-1930

Подъезды: 3

количество Квартир: 31

Этажи: 4

Высота потолков: 3 м

Анна Сорокина

городской гид и руководитель проекта «Люблю НН»

Жилой Дом политкаторжан был построен по инициативе Сергея Акимова (его имя носит улица на Мещере). Строительство под руководством архитектора Константина Блохина заняло два года: с 1928-го по 1930-й. Автор этого здания с 1918 по 1924 год был главным архитектором Нижнего Новгорода. Помимо Дома политкаторжан, он построил жилой квартал домов трестов между улицами Ванеева и Ошарской, контору с клубом Нижжиркомбината и Дом Общества Красного Креста на улице Большой Покровской.

В 1938–1939 годах здесь был надстроен четвертый этаж по проекту архитектора Леонида Нифонтова. Трехэтажный секционный жилой дом - это характерный образец архитектуры конструктивизма, даже стиля, имитирующего конструктивизм.

Дом стоит на углу улиц Большой Печерской и Провиантской и очень корректно скругляет этот стык. Ленты общих балконов также подчеркивают это скругление. По первоначальному замыслу автора здания парадный вход в зону общего пользования жильцов дома как раз осуществлялся со стороны балконной части. В доме были запроектированы одно-, двух- и трехкомнатные квартиры со всеми удобствами. Его возводили для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, переживших царскую ссылку, на их же деньги. В 1937–1938 годах большинство жильцов дома было репрессировано. Не так давно по инициативе самих жильцов, потомков репрессированных, появился мемориальный знак, который напоминает об этом.

По соседству, образуя единую композицию, находится дом Общества старых большевиков. Построен он на пять лет позже в стиле постконструктивизма, но линии на фасаде, двери и украшения сочетаются с Домом политкаторжан.

В 2010 году был установлен мемориальный знак в память об историке и краеведе Игоре Александровиче Кирьянове. Он жил в этом доме с 1974 года до самой смерти. Именно по его инициативе в 1962 году перезахоронили останки Кузьмы Минина в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля. Кирьянов - автор книги «Нижегородский кремль», монографий «Старинные крепости Нижегородского Поволжья» и множества других трудов, которые основаны на его исследованиях и археологических раскопках.

Майя Алексеева

управляющая кофейни «Темп»

Я поселилась в этом доме в феврале 2017 года. Люблю застройку 30-х годов. Тогда квартиры строили для людей: большая кухня, большая ванная с туалетом, огромные балкон и окна, классный паркет. Окна смотрят в тихий двор, солнце правильно идет по квартире (окна выходят на запад и восток). У этого дома есть харизма.

Дом располагается в прекрасном районе - здесь живут интеллигентные старушки, семьи с детьми. И цена привлекательная: за 70 метров я плачу 19 тысяч рублей вместе с коммуналкой. На рынке в основном все дороже и хуже.

Особенность этого дома - в полукруглых балконах на фасаде со стороны улицы Большой Печерской. Мои знакомые снимали квартиру именно с таким балконом. Мой же балкон имеет Г-образную форму и выходит в сторону двора. Здесь хорошо спать летом - как будто на природе. Насколько я знаю, раньше в угловых подъездах было по две большие квартиры, а потом их разделили, и стало по три.

Из технических несовершенств - моя квартира своими огромными окнами выходит в угловую часть двора, поэтому соседи прекрасно видят меня, а я их. Да и с улицы вечером всё прекрасно просматривается. Меня это не очень смущает, скрывать мне нечего, но вообще не очень продуманное решение.

Что я знаю про историю дома? Его строили для тех, кто вернулся из царской ссылки, но жили они здесь недолго - во время сталинских репрессий почти все пропали. После политкаторжан в дом заселили интеллигенцию: преподавателей, инженеров. Но, по словам соседей, тех, кто живет здесь с тех времен, почти не осталось.

Соседи общительные, весь подъезд друг друга знает, мне даже как-то помогали затаскивать пианино на второй этаж. В моей квартире сохранилось много оригинальной советской мебели (странные светильники, шикарный зеленый диван), а в платяном шкафу в ванной я недавно обнаружила псалтырь 1873 года. Последние страницы изрядно потрепанной книги украшены детскими рисунками. Семья хозяев этой квартиры - преподаватели, очень милые люди. Судя по вещам, их бабушка тоже была преподавательницей и увлекалась садом, а от деда осталось много химических принадлежностей и справочников. Ну, и огромные бутылки для браги. Еще на шкафу нашла черно-белую фотографию Есенина в рамочке - теперь он каждый день смотрит на меня со стены.

Дом политкаторжан (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Политкаторжане - официальный статус, который получали после 1917 г. жертвы царского режима, прошедшие тюрьмы и каторгу за подготовку революции в России. Среди них были не только большевики, но и анархисты, бундовцы, меньшевики, эсеры и даже последние старики-народовольцы. Специально для них на Петровской набережной Санкт-Петербурга в 1933 г. построили большое здание в стиле зарождающего конструктивизма. Это первый дом-коммуна, воплощение мечты о коллективном сосуществовании и освобождении женщин от домашнего рабства.

Конструктивизм - художественный и архитектурный стиль, для которого характерны простота геометрических форм, функциональность, отсутствие внешнего и внутреннего декора.

Первая «машина для жизни» в России

Здание имеет вид прямоугольного треугольника, его длинный катет протянулся вдоль Петровской набережной, короткий обращен к Троицкой площади. Сооружение собрано из неодинаковых параллелепипедов, поставленных со смещением друг на друга. Первый этаж строения со стороны Невы полностью остеклен. Из окон открывается роскошный вид на Петропавловскую крепость, веет свежий балтийский бриз, рядом стоит «Аврора».

Рассказывают, что место для дома выбирал лично С. М. Киров.

В каждой квартире была ванная комната с туалетом, но вместо кухни - только шкаф с плиткой и краном. Зато имелись общественная столовая-ресторан, детский сад, прачечная и гараж в подвале, солярий на крыше. Невиданный по тем временам уровень комфорта. Что же касается кухни, то предполагалось коллективное питание, а дома разве что чайку попить. Все предельно функционально, великий архитектор-конструктивист Ле Корбюзье называл подобные здания «машинами для жизни».

Дом политкаторжан сегодня

Обитатели Дома политкаторжан недолго наслаждались новыми квартирами. Скоро начались репрессии, и состав жильцов быстро поменялся. Новые обитатели уже не восторгались прелестями коммуны и стали обустраивать в квартирах кухни. Очень скоро общественная составляющая проекта сошла на нет.

Да, в наше время в Санкт-Петербурге есть квартиры и покомфортнее. Но очень мало домов с таким великолепным расположением. Рядом станция метро, в шаговой доступности прекрасные парковые зоны, Петропавловская крепость с ее музеями, за Троицким мостом - исторический центр Северной столицы. Жить здесь весьма престижно, несмотря на недостатки планировки.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Троицкая пл., 1.

Как добраться: на метро до ст. «Горьковская», на трамваях №№ 3, 6а или автобусах №№ 49, К30 до ост. «Троицкая площадь».

Дом № 1

Координаты 59°57′10″ с. ш. 30°19′41″ в. д.  /  59.952819° с. ш. 30.32793° в. д.  / 59.952819; 30.32793 (G) (Я) Архитектурный стиль конструктивизм Строительство - годы Статус памятник архитектуры (вновь выявленный объект)

Дом политкаторжа́н - жилой дом эпохи конструктивизма на углу Троицкой площади и Петровской набережной в Санкт-Петербурге .

В память о многочисленных репрессированных обитателях дома в сквере на Троицкой площади в 1990 году был установлен Соловецкий камень , а на доме во дворе - мемориальная доска; автор Богомолов, сын Богомолова Ивана Дмитриевича, члена общества Политкаторжан и ссыльнопоселенцев и Шлиссельбургского землячества, расстрелянного в сентябре 1938 года.

Напишите отзыв о статье "Дом политкаторжан"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Дом политкаторжан

На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.
В самом серьезном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел. В нем видны были следы разрушения, но характер дома был тот же. Встретивший Пьера старый официант с строгим лицом, как будто желая дать почувствовать гостю, что отсутствие князя не нарушает порядка дома, сказал, что княжна изволили пройти в свои комнаты и принимают по воскресеньям.
– Доложи; может быть, примут, – сказал Пьер.
– Слушаю с, – отвечал официант, – пожалуйте в портретную.
Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.