Посёлок Сокол. Поселок сокол Кто живет в поселке художников на соколе

Поселок художников «Сокол»

В центре Москвы можно увидеть самый настоящий поселок в деревянными домиками, утопающими в зелени. Этот островок деревенской застройки чудом сохранился в столице. Всего десять минут нужно пройти от станции «Сокол», чтобы попасть в это уникальное место – поселок художников. Здесь ощущаешь, что находишься не в огромном мегаполисе, а далеко за городом, словно на машине времени переносишься в другое время.
Деревянные дома очень разные. Одинаковых не увидишь. Улицы названы в честь знаменитых русских художников Левитана, Поленова, Шишкина, Врубеля, Кипренского, Венецианова, Сурикова. А строили его именитые архитекторы и проектировщики – Алексей Щусев, Иван Кондаков, Николай Марковников, братья Веснины.
Как же родилась идея создать такой уникальный поселок? История его возникновения началась так: в 1920-х годах в Москве строилось очень много промышленных предприятий и в столицу со всех концов России стекались работники. Быстрый рост населения привел к тому, что необходимо было жилье, а средств у руководства страны не хватало. Тогда В. И. Ленин летом 1921 года подписал особый документ – декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому все, кто имел средства, могли строить жилье самостоятельно. Вот и развернули свою кипучую деятельность по проектированию нового образа Москвы известные архитекторы. Историки отмечают, что началачь эра бумажного строительства. В своем плане «Новая Москва» группа архитекторов И. Жолтовский и А. Щусев решили связать центр города с его окраиной. Они предлагали вдоль Московской окружной железной дороги посторить целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады. Неслучайно поэт Владимир Маяковский (1893-1930) написал: « Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть». В то время идея города-сада была очень популярна по всему миру. Принадлежала она английскому архитектору Э. Говарду (1850 -1928), который считал, что город с многоэтажными домами давит на человека, нужно быть ближе к природе, застраивать территории невысокими домами с приусадебными участками. В нашей стране поселок «Сокол» стал первым и единственным воплощением этой идеи в жизнь.
Так, образованный в 1923 году кооператив, куда вошли представители из разных слоев населения, должны были получить землю под строительство поселка в районе Сокольники. Однако земля там оказалась малопригодна для такого проекта. Поэтому выделили участок на восточной окраине Москвы: между селом Всехсвятским (от названия храма Церковь Всех Святых, возвышающегося и ныне на Песчаной площади) и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги. Не необходимые для строительства документы уже был поставлен штамп с эмблемой товарищества (летящий сокол с домиком в лапах). Название чуть сократили. Получилось - Сокол. Так же впоследствии назвали станцию метрополитена, а затем - и административный район столицы. Вот такое интересное происхождение названия района Сокол.

Каким же архитекторы представляли себе город-сад? Кстати, в подготовке проекта участвовали помимо именитых русских зодчих А. Щусева, братья Весниных, Н. Марковникова, Н.Дюрнбаума, Н. Колли, И. Кондакова, А. Семилетова, и художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, и живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, и скульптор И. Ефимов. Они стремились к одной цели: создать на не очень большой территории впечатление пространственного величия поселка. Поэтому улицы здесь так причудливо изгибаются, то визуально удлинятся, то, к удивлению, кажутся короткими, растворяются в зелени. Например, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, и воспринимается как бесконечная. А если встать на поворотной улице, то дома словно вращаются.
Названия улиц - (по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся, а изначально они были такими: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.
Теперь расскажем о самих домах. Они построены в разных архитектурных стилях: здесь стоят избы с широкими свесами (т. е. частями крыши, которые выступают за линии стен домов), избы-башни (как отмечают специалисты по истории архитектуры, образ сибирских казачьих крепостей), кирпичные дома с мансардами по типу особняков.
Кроме экспериментальных архитектурных решений, использовались и новые материалы (например, спрессованная с цементом древесная стружка - фибролит) и новые технологии (новая конструкция фундамента – бетонная чаша).
Тщательно был продуман план озеленения: внутри кварталов расположены скверы, парки, широкие зеленые посадки вдоль улиц. Породы деревьев подбирались по-особому: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. Здесь высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Огораживает территорию поселка невысокий забор из штакетин, накрываемых слегой-крышей. Завершают образ мелкие детали – уличные фонари, скамейки.
Строительство поселка продолжалось десять лет.

Как жили соколяне? Поселок заселялся представителями разных профессий. Среди них: архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи … Когда возникали трудности, связанные с обустройством быта, их разрешали все вместе, сообща. Основной принцип жизни соколян звучал так: от каждого по способностям. Так, со временем в поселке появились магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр.
Воспитанию детей здесь уделялось большое внимание. Были построены спортивные площадки, действовал свой, в летнее время, пионерский лагерь. Развивать художественные и музыкальные способности можно было в мастерской скульптора Н. Крандиевской, в домашней школе графики П. Павлинова, в школе музыки А. Шимановского.
Старожилы поселка до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.
Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Конечно, поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья: П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Бывали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Как отмечают историки искусства, целая плеяда в будущем ведущих русских художников - Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие - получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

Кроме художников, среди жителей поселка были и секретарь Л. Н. Толстого В. Г. Чертков, ветераны революции и гражданской войны. Многие жили, не только одни художники. Поэтому его можно назвать, скорее, поселком ученых.
Для того времени он был «элитным». Осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры приезжали делегации, экскурсии.

На протяжении существования «Сокола» не раз приходилось его жителям вставать на защиту своего поселка: в 1930 годы, когда он перешел в собственность Моссовета, в 1950 годы, когда власти хотели снести его.

В последний раз он подвергся очередной «атаке» в 2010 году. Олег Митволь, занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати новых домов. Они возводились на месте старых домов, уничтоженных. Жилая площадь домов была значительно увеличена, выросли целые особняки.

В настоящее время все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.
Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.
Со временем списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

СПРАВКА:
Поселок художников «Сокол» занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. В настоящее время поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.
Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году. Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина, дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка.

Меня сложно удивить, но это чувство для меня очень важно. Когда я его долго не испытываю, то мир кажется скучным, а люди – посредственными. Но прошлой осенью я открыла для себя место, о котором знала, в относительной близости от которого живу, но никогда там не была, о чем жалею. Но, к счастью, я туда попала – лучше поздно, чем никогда. Это — поселок Художников в районе Сокола, занимающий квартал в районе пересечения улицы Алабяна и Волоколамского шоссе. Всего семь-десять минут неспешным шагом от Ленинградского проспекта – и оказываешься в другом мире.

Я, конечно, знала, что поселок находится в черте города, но чтобы настолько – даже не представляла. Когда стоишь в его центре, на своеобразной местной «площади» с большой деревянной-резной детской площадкой, белыми кружевными мостиками и памятником в честь погибших на войне в палисаднике, а совсем близко возвышаются многоэтажки — дух захватывает, без преувеличения! Как будто глоток свежего воздуха в центре пустыни. Удивительно, но каждая улица здесь засажена определенным видом деревьев: клены, ясени, липы — поселок утопает в растительности. Так, на улице Сурикова растут липы, на улице Брюллова - красные клёны, на улице Шишкина - ясени.

Все улицы (кроме Малого Песчаного переулка, проходящего по его границе) названы в честь русских художников — Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, Венецианова (это самая короткая улица Москвы, кстати), здесь как будто витает сам дух интеллигентности, дух той старой Москвы, которую мы увы потеряли.

Здорово, что эта атмосфера сохранена не только местными жителями, чаще всего потомками творческих людей, которые первоначально заселяли это место, но и жителями, вновь прибывшими. И если в 90-х сюда нахрапом пробивались свежеиспеченные нувориши, стремящиеся установить свои порядки не только в плане «понятий», но и архитектуры, понастроив безобразные дома с гигантскими заборами, то сейчас люди, способные приобрести здесь недвижимость, чаще всего просто облагораживают старые домики, сохраняя их внешний вид. И понятно, что внутри, за счет пристроек и цокольных этажей, там есть сауны, бассейны, спортзалы и бильярдные, но на внешний облик поселка это никак не влияет.

И немного истории: Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок. Основан в 1923 году. С 1979 года посёлок находится под охраной государства, как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок Сокол перешёл на самоуправление.

В проектировании посёлка участвовали знаменитые архитекторы Н. В. Марковников, братья Веснины, И. И. Кондаков и А. В. Щусев. Архитекторами была реализована популярная в то время концепция города-сада. При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения, а дома посёлка строились по индивидуальным проектам. Несколько домов возводилось по образцу русских построек XVII-XVIII веков. Особую известность получили рубленные деревянные избы братьев Весниных, построенные в стиле вологодского деревянного зодчества. Симметрично расположенные деревянные дома на улице Поленова напоминают сибирские казачьи крепости. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

Посколько в числе жителей были архитекторы, художники, инженеры, учителя, врачи, большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.

В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.

В 1935 году на посёлок упал самолёт «Максим Горький». Из официального сообщения ТАСС:

«18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома произошла катастрофа. Самолёт „Максим Горький“ совершал полёт под управлением лётчика ЦАГИ т. Журова. В этом полёте „Максим Горький“ сопровождал тренировочный самолет ЦАГИ под управлением лётчика Благина. Несмотря на категорическое запрещение делать фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, Благин нарушил этот приказ… При выходе из мёртвой петли, лётчик Благин своим самолётом ударил в крыло самолёта „Максим Горький“. „Максим Горький“ стал разрушаться в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в посёлке „Сокол“. При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолета „Максим Горький“ и 36 человек пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также лётчик Благин, пилотировавший тренировочный самолёт. Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение».

Текст: Ирина Шконда.
Фото: Ze Antonio Daniel, Dave Odgers, Андрей.

Наверное, каждому знаком такой термин из недалекого прошлого, как "кооператив". Если сказать коротко, то кооператив - это объединение людей (или организаций) с целью достижения общих экономических или социальных задач или проектов. Не секрет, что членство в кооперативе обуславливалось наличием внесенного пая в общий фонд.

Самым первым кооперативным населенным пунктом на территории столицы Российской Федерации стал "поселок художников" на Соколе. Чем примечателен данный городок? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Концепция строительства

"Поселок художников" в Москве был возведен в согласии с возникшей в начале ХХ века градостроительной концепции, именуемой городом-садом. Идея подобного населенного пункта была описана Э. Говардом еще в 1898 году. Он, критикуя общепринятый город того времени, изобличил его антисанитарию и общую загрязненность. Утопист предложил свое видение благоустроенного города, сочетавшего в себе не только индустриальные, но и аграрные мотивы.

Если сказать коротко, по замыслу Говарда, город-сад должен был представлять собой круг, пересекаемый бульварами, в центре которого находилась бы площадь с размещенными на ней общественными зданиями (администрация, больница, библиотека и прочее).

За кольцом города должны были размещаться промышленные и производственные помещения.

Идея подобного градостроительства была внедрена в Великобритании, Швеции, Германии и других развитых странах. В СССР также была предпринята попытка создать город-сад. Таким образом был возведен "поселок художников" на Соколе, а также другие небольшие населенные пункты в Мытищах, Ростове-на-Дону, Иванове и Вологде.

Где находится?

Где конкретно расположен поселок "Сокол"? Данный населенный пункт занимает целый квартал на пересечении Волоколамского шоссе и улицы Алабяна. Таким образом, жилые дома "поселка художников" граничат с многочисленными сооружениями улиц Левитана, Врубеля, Кипренского и, естественно, Алабяна.

Как добраться до данного местечка?

Это можно сделать двумя путями. Во-первых, воспользовавшись подземкой. Недалеко от населенного пункта находится м. "Сокол" и м. "Панфиловская". Благодаря метрополитену вы доберетесь до поселка быстро и без автомобильных заторов.

Долго ли придется идти от этих станций? Естественно, это зависит от скорости вашей ходьбы. Например, м. "Сокол" находится в полукилометре от поселка, тогда как м. "Панфиловская" - всего в 350 м.

Примечательно, что данные станции относятся к разным линиям метрополитена. Это также необходимо учитывать тем, кто собирается посетить "поселок художников". Метро "Сокол" относится к Замоскворецкой линии столичного подземного транспорта, поэтому станция расположена на востоке от населенного пункта. Метро "Панфиловская" является пассажирской платформой Малого кольца от Московской железной дороги, поэтому находится на юге от интересующего нас поселка.

Конечно, к нему можно добраться и наземным транспортом, со стороны улицы Алабяна. Это - автобусы № 691К, 175, 105, 100, 88, 60, 26 и троллейбусы № 59, 19 (остановки "Улица Левитана" или "Улица Алабяна”".

Новообразованному кооперативу государство выделило довольно порядочный участок земли с условием, что уже через семь лет здесь появятся новые дома. Право пользования ими было дано семье каждого пайщика на ограниченный отрезок времени - 35 лет.

Уже к осени 1923 года развернулись широкомасштабные работы по строительству кооперативного жилого поселка.

Откуда такое название?

Мнение современных обывателей расходятся в отношении вопроса, почему поселок "Сокол" назван именно так, а не иначе. Одна из версий - что кооперативу пообещали выделить землю в Сокольниках, однако потом решение поменяли, а название предприятия так и осталось.

Другое предположение в отношении названия связано с тем, что в поселке жил известный животновод Сокол А. И., который разводил на своем участке породистых свиней.

Третья же версия довольно прозаична. Согласно ей, кооператив получил свое название от обычного строительного инструмента, называемого "сокол штукатурный".

Немного об основных создателях

В проектировании и возведении "поселка художников" принимали участие сразу шесть знаменитых советских архитекторов - Николай Владимирович Марковников, братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр), Иван Иванович Кондаков и Алексей Викторович Щусев. Совместными усилиями было построено чуть больше ста домов, спроектированных соответственно индивидуальным планам. Да, градостроительство кооператива предусматривало индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) для каждого пайщика в отдельности.

Стиль домов

Любой участок ИЖС в "поселке художников" (на "Соколе") обладал неповторимыми, характерными лишь для него чертами, так как возводился для людей, отличающихся друг от друга не только разными социальными и культурными качествами, но и материальным (финансовым) положением. И в то же время каждое здание отличалось добротностью и крепостью сооружения, а также наличием необходимых благ цивилизации.

И это несмотря на то, что дома в "поселке художников" возводились по экспериментальной системе. При их строительстве использовали такие новые материалы, как фибролит, торфофанера, шлакоблоки, соломоблоки, вулканический туф.

Архитектурный стиль сооружений был разнообразным и многоликим. Были здесь и кирпичные коттеджи, и каркасно-засыпные здания, и постройки, напоминающие образцы усадьбы 18-го века. Здесь даже можно встретить дома, напоминающие крепостные сторожевые башни.

Несмотря на такое разнообразие, для домовладельцев существовали одни и те же требования. Например, всем предписывалось иметь одинаковый низкий забор. Более того, фасады некоторых домов, выходящих на основные улицы, строились без окон. Таким образом, здания не привлекали к себе внимание, а улицы казались просторнее и длиннее.

Окончательно "поселок художников" был застроен к 1932 году. С учетом того, что к этому времени в государстве полным ходом господствовала идеология строительства коллективных рабочих зданий, на территории кооператива было возведено несколько небольших многоквартирных домов.

Архитектурный ансамбль

Так как территория "Сокола" была невелика, улицы и дома решили расположить так, чтобы зрительно увеличить площадь местечка и создать видимость его огромности. Для этого улицы “ломали” под 45-градусным углом, сужали к концу, а также обрамляли их окончания цветущими садами.

Первоначально улицы в кооперативе имели типичные для города названия - Центральная, Большая, Школьная… Однако вскоре они были переименованы в честь знаменитых русских живописцев: Врубеля, Левитана, Шишкина, Сурикова и так далее. От сюда произошло и второе название кооператива - "поселок художников".

Озеленение кооператива проводилось с особой тщательностью. Каждая улица была засажена особыми видами деревьев. Например, улица Брюллова утопает в кленах татарских, улица Кипренского - в улица Врубеля - в ясенях.

На территории парка были посажены красивые редкие растения, некоторые из них были даже занесены в Красную книгу СССР.

Развитие инфраструктуры

По мере заселения домов здесь возводились и социально-бытовые, и административные здания: магазины, библиотека, столовая, спортплощадка и даже детский сад. В "поселке художников" он занимал целое здание. Правда, там работала лишь одна воспитательница, а остальные обязанности распределили между собой работающие мамы, дежурившие в саду по очереди.

Чуть позже в центре кооператива был возведен роддом, представляющий собой внушительное четырехэтажное здание.

Всевозможные притеснения

В начале 1930-х годов у "поселка художников" отобрали незастроенную землю, чтобы возвести на ней дома для служащих в НКВД.

Начиная с 1936 года, кооперативное градостроительство в СССР было закрыто, таким образом дома поселка перешли в собственность государства.

Период сталинских репрессий не обошел стороной и жителей "Сокола". Председатель кооператива и его заместитель были репрессированы. Та же самая участь постигла и других обитателей "поселка художников".

Вспоминая 1930-е годы, невозможно не упомянуть о еще одном трагическом происшествии - падении АНТ-20 (самого большого на тот момент советского пассажирского самолета). В этой авиационной катастрофе погибли все 49 человек (в том числе и шестеро детей), находившихся на борту лайнера. Разломавшийся в воздухе самолет упал на дома "сокольчан". Правда, никто из местных жителей не пострадал, однако было основательно разрушено несколько кооперативных строений.

Годы Великой Отечественной войны

Эта трагическая страница в истории нашей родины наложила отпечаток и на кооперативное местечко. В 1940-е годы здесь были сформированы группы самообороны, проходила столичная линия укрепления, а также размещалась зенитная батарея.

Кооперативная территория подверглась бомбардировке, вследствие которой были уничтожены дома и другие строения.

Модернизация и борьба за выживание

1950-е годы стали для поселка "Сокол" судьбоносными. В этот период кооперативные дома были отремонтированы и улучшены. Например, было отменено печное отопление и заменено на водное (позднее - газовое). Также поселок был подключен к общегородской канализационной системе.

Несмотря на такие улучшения, над "Соколом" возникла реальная опасность сноса. На месте частного сектора хотели построить жилые многоэтажки, однако местные жители неоднократно становились на защиту своих домов. Именно в этот период впервые заговорили о поселке как об архитектурном и историческом памятнике.

Переход на самоуправление

Так как столичные власти мало выделяли средств из общегородского бюджета на обслуживание поселка, было учреждено муниципальное общественное самоуправление.

Благодаря этому большинство домов и административных зданий в "поселке художников" были реконструированы и отремонтированы, была построена детская площадка, для жителей поселка регулярно проводились праздничные мероприятия и даже издавалась собственная местная газета.

1998 год ознаменовался еще одной важной вехой в истории бывшего кооператива - был открыт музей, посвященный истории поселка "Сокол".

Местечко в 2000-е

В начале ХХ века стоимость домов в поселке резко подскочила, некоторые здания стали даже вошли в список самых дорогих столичных особняков.

Вообще, в этот период население поселка стало резко меняться. Некоторые коренные жители продали свои коттеджи, на месте которых сразу же выросли элитные и дорогие строения.

В недалеком прошлом вокруг данного поселка разгорелся нешуточный скандал. Было поставлено под сомнение законность сноса старинных зданий и возведение на их месте новых. Был даже организован митинг местных жителей, выражающих протест против такой ситуации.

Знаменитые жители

В разное время в кооперативе проживали такие известные личности, как режиссер Ролан Антонович Быков, художник Александр Михайлович Герасимов, архитектор Николай Владимирович Оболенский и многие другие.

Вместо послесловия

Как видим, история поселка "Сокол" богата на интересные факты и происшествия. Построенный в качестве необычного градостроительного эксперимента, он до сих пор остается важным архитектурным памятником Москвы, особой достопримечательностью столичного уклада жизни.

Как добраться до поселка Сокол: ст. метро Сокол

Поселок Сокол - это относительно молодая, но очень интересная историческая местность в Москве, которая может рассматриваться как самоуправляемая община, памятник деревянного зодчества и, наконец, первый жилищно-строительный кооператив советского периода. Этот поселок, в свое время олицетворявший воплощенную идею города-сада, притаился среди многоэтажных домов Волоколамского шоссе.

Идея осуществить в черте Москвы подобный проект родилась в первые послереволюционные годы, когда город ощутимо страдал от перенаселения, а средств для строительства нового жилья у молодой власти не было. Тогда, учитывая экономическую обстановку в стране, В. И. Ленин в 1921 году подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, который позволял всем, у кого есть средства, строить жилье за свой счет.

В то же время, еще в 1918 году под руководством известных архитекторов И. Жолтовского и А. Щусева создавался генеральный план развития города, который назывался Новая Москва. Согласно этому плану, на окраине Москвы, вдоль Московской окружной железной дороги должны были появиться так называемые "малые центры", соединенные с историческим центром Москвы прямыми транспортными магистралями по лучевой системе. Это должны были быть воспетые Маяковским города-сады, единственным примером которых стал поселок Сокол.

По первоначальному замыслу поселок должны были построить в "московской Швейцарии", как тогда называли район Сокольники (отсюда и название - Сокол). Кооперативное товарищество Сокол с необходимой документацией и эмблемой - соколом, несущим в лапках домик, было создано весной 1923 года. Это должен быть экспериментальный образец, на который впоследствии равнялись бы при строительстве остальных малых центров. После проведения исследований почвы оказалось, что она слишком влажная и не пригодна для деревянного строительства. Новый участок выбрали в восточной части города. Здесь, между селом Всехсвятским и Серебряным бором был пустырь и свалка завода Изолятор - вот на этой территории и было решено строить город-сад. Кстати, Всехсвятскую церковь, именем которым называлось село, и сейчас можно увидеть на Песчаной площади.

Согласно плану, поселок с запада ограничивало село Всехсвятское, с юга - улица Песчаная и сосновый парк, в котором располагался старый санаторий Ромашка, с востока - окружная железная дорога, а с севера - Волоколамское шоссе. Центральная улица Врубеля должна была делить поселок пополам. Проект создавали выдающиеся архитекторы того времени: академик А. Б. Щусев, Н. В. Марковников, П. Я. Павлинов, братья Веснины, П. А. Флоренский, Н. В. Колли, И. И. Кондаков, Н. Марковников, Н. Дюрнбаум, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов и другие. Первым председателем правления посёлка Сокол избрали председателя профсоюза художников В. Ф. Сахарова.

Для того, чтобы вступить в кооператив нужно было внести довольно весомые по тем временам взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 червонцев — при выделении участка и 20 червонцев — для начала строительства коттеджа. Приблизительная стоимость одного коттеджа равнялась 600 золотым червонцам. Эта сумма выплачивалась в течение нескольких лет. Каждый дольщик по договору имел право на 35 лет проживания в своем доме без уплотнения и изъятия жилья.

Большую часть первых застройщиков составляли ученые, сотрудники наркоматов, художники, архитекторы, техническая интеллигенция, врачи, преподаватели. Часть жилья в шестиквартирных домах, которые также строились в поселке Сокол, и стоили дешевле, предназначалась для рабочих завода Изолятор. При планировке территории за основу было взято дачное устройство, поэтому главное внимание уделялось обилию зелени и застройке одно-двухэтажными домами. Никто по собственному желанию не имел права установить высокий глухой забор, так как нарушалось бы визуальное восприятие перспективы. Также запрещалось осваивать более одной трети участка. Для поселка разработали специальный вид ограды - невысокий штакетник, накрытый крышей-слегой. Едиными по стилю были и уличные фонари, парковые скамейки - все это усиливало впечатление целостности архитектурного комплекса.

В соответствии с планом, утвержденным В.А. Весниным, в поселке должны были построить 320 жилых домов, но на самом деле территорию разделили на 270 участков около 200 квадратных саженей каждый (сажень - 2,16 метров), что приблизительно составляет 9 соток.

Градостроительная концепция выглядела следующим образом: свободная планировка, оригинальное решение пространства, непосредственная связь жилых объектов с природой. При строительстве поселка были воплощены идеи философа П. Флоренского и художника В. Фаворского. Ломаная траектория улиц создавала ощущение удлиненности. Например, самая широкая улица поселка - улица Поленова (ширина 40 метров), проходя через главную площадь, создает угол в сорок градусов, что создает видимость ее бесконечности. Некоторые улицы разделены поперечными заборами на равные отрезки, что также способствует их визуальному удлинению. Использование эффекта "лестницы Микеланджело", которое достигается при помощи сужения улицы, также удлиняет ее в перспективе. Узкий конец улицы упирается в сад, как бы растворяясь в его зелени. А вот если посмотреть на ту же улицу с узкого конца, то она покажется очень короткой.

Визуальное удлинение улиц на перекрестках достигалось здесь и путем удаления углового дома вглубь участка, а также торцами домов, которые лишены окон, благодаря чему взгляд скользит вдаль, не задерживаясь на архитектурных деталях.

При проектировке поселка применили и эффект "крутящегося дома", когда для более резкого ощущения поворота дома стоят под углом к улице, а их фасады составлены из трех разных по величине секций. Подобные архитектурные ухищрения применялись с целью создать иллюзию необъятности довольно скромного по величине участка, который равнялся всего 20 гектарам.

К строительным работам приступили в конце лета 1923 года, а осенью 1926 года уже были готовы для проведения внутренних отделочных работ 102 коттеджа.

Главной улицей поселка стала улица Большая (сейчас - Поленова). Ее ширина, как уже упоминалось, 40 метров, что позволило высадить по два ряда деревьев с каждой стороны. Интересно, что изначально улицы назывались не так как сейчас, они носили названия: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная. А уже при заселении, названия сменили, и появились улицы с фамилиями известных русских художников: Шишкина, Саврасова, Поленова, Брюллова, Кипренского, Верещагина, Серова, Крамского, Сурикова, Левитана. Такая мысль пришла в голову художнику и одному из профессоров ВХУТЕМАСа П.Я. Павлинову. К декабрю 1924 года под ключ был сдан первый квартал поселка Сокол, который пролегал между улицами Сурикова, Кипренского, Левитана и Поленова.

Все строения в поселке первоначально делились на три категории: бревенчатые дома, которые имитировали русское зодчество; каркасно-засыпные, построенные по типу английских коттеджей; кирпичные дома с мансардами, взявшие за образец немецкие особняки. Самым характерным для поселка Сокол домом был односемейный. Он включал в себя мансарду, четыре жилые комнаты, гостиную, кухню и просторную террасу, имевшую выход в сад. Но, что характерно, при всей систематичности застройки, двух похожих домов в нем не было - они обязательно чем-то отличались, будь то количество или расположение комнат, форма балконов, эркеров, оконных фонарей и прочее. Дом, рассчитанный на две семьи, представлял собой избу-пятистенок.

Строительная компания, создававшая поселок, использовала его как выставочную площадку, демонстрирующую лучшие образцы малоэтажного строительства. Кроме того, поселок стал полигоном для испытания новых строительных материалов и технологий. Здесь впервые применили фибролит - материал, состоящий из древесной стружки, спрессованной с цементом. Впервые применили и чашу фундамента, в которой была устроена специальная система вентиляции. Тщательно продумывалась не только планировка зеленых насаждений в поселке, но и их качественный состав. Специально высаживали красный клен, ясень, мелколистную и крупнолистную липу, американский клен, тополь альбу. Удивительный факт - в поселке Сокол выращивали и разводили почти 150 декоративных растений, часть из которых занесена в Красную книгу.

Но не только архитектурные новшества делали этот поселок исключительным. Постепенно здесь сложилась совершенно особенная социально-бытовая инфраструктура. Жилищно-строительное Кооперативное Товарищество "Сокол" имело в своем распоряжении магазин, детский сад, столовую, библиотеку, спортивные площадки и детский летний лагерь, клуб-театр, кружок детской игрушки, авиамодельный кружок кружок танцев, где преподавала ученица Айседоры Дункан, первая в Москве ячейка "Общества друзей зелёных насаждений", пошивочная артель "Женский труд" и многое другое. Благодаря тому, что профессиональный состав населения был чрезвычайно разнообразен, то большинство вопросов внутреннего уклада в кооперативе решалось своими силами и на общественных началах. В Соколе на практике реализовали принцип коммуны "от каждого по способностям" Все вместе, дружно, жители поселка облагораживали территорию, закупали в складчину дрова на зиму и заготавливали овощи. Сейчас это звучит как фантастика, но на самом деле, жителями двигала сила созидания и энтузиазм.

Огромное внимание в поселке уделялось воспитанию подрастающего поколения, развитию спортивных, музыкальных и художественных дарований у детей. Этому способствовала и обстановка: рядом находились мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского. До сих пор рассказывают, как в поселковом детском саду на добровольных началах была создана группа обучения детей немецкому языку. Занятия проходили в непринужденной игровой форме, во время прогулок по поселку и его окрестностям. Как в прошлом было заведено в дворянских семьях, так в определенные часы в группе дети не имели права говорить на русском языке. Такая методика давала блестящие результаты. В штате детского сада числилась всего одна воспитательница, ей помогали по сменам дежурные мамы.

Поскольку значительную часть жителей Сокола составляли художники, поселок превратился в место, где собирались самые известные живописцы Москвы. В доме Павлинова часто можно было встретить талантливых скульпторов, художников, архитекторов, чьи имена сегодня широко известны не только в профессиональных кругах. В их числе Кукрыниксы, Коровин, Флоренский, Бруни, Цигаль и многие другие.

8 мая 1935 года на поселок Сокол упал гигантский самолет Максим Горький, вес которого равнялся 28,5 тонн. Он был поврежден в результате столкновения с самолетом сопровождения. Жители поселка тогда не пострадали, но трагедия послужила предвестником неприятностей, ожидавших Сокол.

В 1936 году вышло постановление Верховного Совета СССР, которое запрещало деятельность жилищных кооперативов. Кооператив Сокол распустили, правление перестало выполнять свои функции, а дома перешли в собственность Москвы. Тогда же у поселка изъяли больше половины территории (участок от улицы Врубеля до Волоколамского шоссе). Здесь за четыре года выстроили 18 домов для размещения семей работников НКВД, а также котельную и клуб. До нашего времени сохранились два дома из этих восемнадцати. До сих пор в поселке сохранилось здание, которое в 30-е годы строго охранялось службой НКВД - здесь жили советские ученые, создававшие атомную бомбу. В период сталинских репрессий многие жители поселка, а большинство из них были людьми выдающимися и заметными фигурами в своей сфере, были арестованы.

С началом Великой Отечественной войны из поселка на фронт ушло более шестидесяти человек, двадцать один из них не вернулись, и сейчас в поселке стоит памятник погибшим защитникам Отечества. Нужно помнить, что поселок Сокол был расположен у самого Волоколамского шоссе, откуда в 1941 году на Москву наступали немцы. Осенью поселок присоединился ко второй линии обороны столицы СССР. Старики, женщины и дети пилили деревья в парках для сооружения оборонительных укреплений в поселке и вдоль Окружной железной дороги. После войны жителей поселка значительно уплотнили, расселив согласно новым нормам - 6 квадратных метров на одного человека.

В 1946-1948 годах все здания в поселке подключили к городской канализации (до того были выгребные ямы), а на кухнях установили газовые плиты. Но уже в начале 50-х годов, когда в этой части Москвы началась ударная показательная стройка, поселок оказался под угрозой сноса. Что помогло выстоять Соколу - точно неизвестно. Существует легенда, что сам Сталин высказался против, но это лишь слухи. Как бы там ни было, но не снесли, хотя, уже в 1958 году вышло распоряжение исполкома Моссовета о предоставлении части земли Управлению делами ЦК КПСС. Снова жители поселка вступили в противоборство с властями, и распоряжение отменили, но, как оказалось впоследствии, радоваться было рано. Спустя некоторое время у городских властей появилась идея снести 54 из существующих 119 коттеджей. Уже был подобран дом для отселения жильцов поселка, но желающих не нашлось, напротив, все жители как один встали на защиту Сокола.

К голосу противников сноса присоединилось и несколько крупных организаций: Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, прочие. И снова Соколу удалось выстоять, а к тому же было получено решение Мосгорисполкома о придании поселку, как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Таким образом, поселок попадал под охрану городской и районной власти, но вот средств для его сохранения никто выделять не собирался, и в 1989 году общим собранием жителей было решено восстановить самоуправление. В поселке была создана хозрасчетная структура с Уставом, главной целью которой было сохранение и развитие поселка Сокол.

Все необходимые инстанции дали добро, и дело пошло. Но подобная свобода влекла за собой и огромную ответственность, ведь теперь жители сами должны были заботиться о сохранности жилого и нежилого фонда, коммуникаций, парков и скверов. И все это они должны были делать, не получая ни копейки казенных денег.

На сегодняшний день поселок Сокол выглядит чистым, ухоженным и благоустроенным - это главная заслуга его жителей. На центральной площади в теплое время года работает фонтан. К 75-летию в поселке открыли музей, директором которого стала Е. М. Алексеева, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН.

Сейчас Сокол насчитывает 117 домов. Здесь круглосуточно открыт парк, в коллекции которого тысяча единиц зеленых насаждений. В парке часто можно встретить не только отдыхающих из близлежащих микрорайонов, но и студентов архитектурных и художественных учебных заведений - они приезжают сюда на пленэры. Правда, старые деревянные домики постепенно исчезают, а на их месте вырастают современные дорогие коттеджи. Такая ситуация сложилась в конце 20-го - начале 21 века, когда стоимость жилья в поселке значительно выросла. И, хотя, статус памятника архитектуры требует, чтобы все строительные работы согласовывались с Москомнаследием, этого правила не придерживались, так и вышло, что вместо исторических коттеджей выросли новые элитные особняки, некоторые из них входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes. Сейчас поселок Сокол по-прежнему является экспериментальной площадкой, теперь уже по методам работы территориальной общины.


Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основан в 1923 году. Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом ещё в конце XIX века. В 1903 году появился проект строительства в Москве на Ходынском поле подобного города-сада, но идея не была реализована. Уже в советское время московские окраины предполагалось застроить коттеджными посёлками со своими библиотеками, клубами, спортивными и детскими площадками, детскими садами.




Вероятно, через пару лет до поселка Сокол можно будет доехать на электричке, от станции надо будет пройти всего метров двести. С начала прошлого века здесь проложены железнодорожные пути Малого кольца МОЖД, в 1908 году построили станцию Серебряный Бор с вокзалом, казармой, пакгаузами, будками централизации стрелок. Некоторые постройки сохранились, утратив детали оформления фасадов. Окружная железная дорога протяжённостью 54 километра была задумана как транспортная развязка для переброски грузов на основные радиальные магистрали. В разные годы кольцо использовалось и для перевозки пассажиров.


Станция. 1990-1995 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/105962


1907-1908 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/85707


Будка централизации стрелок. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/22866

С 2012 года Правительство Москвы реализует программу реконструкции этой железной дороги, с осени 2013 года проводится замена путей.


Неопознанная постройка начала прошлого века


1925-1935 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/20369

В августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Спустя два года в свежеобразованное товарищество Сокол вошли сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. Паевые взносы были довольно высоки, хорошо иметь домик в деревне на столичной окраине, но накладно.

Из нескольких версий происхождения названия самая распространённая связана с районом Сокольники на противоположном конце города. Там действительно было много дачных участков и новый посёлок якобы должен был к ним присоседиться. Но что-то пошло не так, строительство перенесли в село Всехсвятское. Но на уже изготовленной печати товарищества был изображён сокол, отсюда и название.

Дома на площади в 21 гектар строились по индивидуальным проектам архитекторов Николая Марковникова, братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных, Ивана Кондакова, Алексея Щусева. На каждый участок приходилось примерно 9 соток. К началу 1930-х годов было возведено 114 жилых домов, два продовольственных магазина, детский сад, открылись столовая и библиотека.


Улица Поленова, 8. 1930-1950 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/3581


"Сторожевая башня" Весниных. 1924 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/14060


Улица Сурикова, 22. 1923-1928 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/8270

Поселок разрезают на участки несколько улиц, которые с 1928 года стали носить имена русских художников: улица Брюллова (с 1923 по 1928 год - Столовая), улица Венецианова, улица Верещагина (Уютная), улица Врубеля (Центральная), улица Кипренского (Вокзальная), улица Крамского, улица Левитана (Парковая), улица Поленова (Большая), улица Саврасова (Чайковского), улица Серова, улица Сурикова (Телефонная), улица Шишкина (Школьная). Переименование было инициировано художником Павлом Павлиновым для увековечивания памяти великих русских живописцев. С тех пор Сокол получил неофициальное название - Поселок художников.


Современная схема посёлка Сокол:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Poselok_Sokol_plan.jpg?uselang=ru

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А.Челинцева засажена определённой породой деревьев. На улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова - клёны татарские, на улице Кипренского - клёны остролистные, на улицах Шишкина и Врубеля - ясени, на улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные, на улице Саврасова - тополя.

18 мая 1935 года в небе над Соколом произошла авиакатастрофа. Крупнейший советский самолёт того времени АНТ-20 "Максим Горький", который пилотировал Николай Журов, буквально рассыпался в воздухе после столкновения с истребителем сопровождения. Виновником трагедии считали пилота И-15 Николая Благина, взявшегося выполнять фигуры высшего пилотажа и не справившегося с управлением. Вскоре органы НКВД выяснили, что лётчик совершал манёвры вокруг гиганта с санкции руководства ВВС, чтобы кинооператор с другого самолёта зрелищно запечатлел этот демонстрационный полёт. Так или иначе погибли 11 членов экипажа, 38 пассажиров АНТ-20 и летчик-испытатель Благин. Они с почестями были похоронены на Новодевичьем кладбище. Среди жителей посёлка жертв не было.


Обломок фюзеляжа упал на дом № 4 по улице Левитана: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/30586


"Красный пантеон" Новодевичьего кладбища

В 1936 году кооперативное строительство было свёрнуто и окрестности стали застраиваться многоэтажками. Таким образом, улица Врубеля, изначально задуманная как центральная, стала границей поселка Сокол.

Многоквартирные дома на улицах Врубеля и Саврасова

В 1938 году в центре поселка возвели родильный дом № 16, который до сих пор используется по назначению. Во дворе постоянно можно увидеть взволнованных пап, ожидающих пополнения в своих семьях.

В деревенскую идиллию вторглись и несколько многоквартирных домов, возведенных в 1920-1930-е годы согласно новой концепции - строительства рабочих городков.

После войны поселок подключили к общегородской канализации, многие дома капитально отремонтировали, большинство бревенчатых домов обили досками и покрасили. Тогда же провели замену печного отопления на местное водное с использованием водонагревательных котлов, работавших на каменном угле. В 1963-1964 годах в посёлок провели газ.