Что сделал лисянский для географии. Литературно-исторические заметки юного техника

Лисянский Юрий Федорович — известный российский мореплаватель. Родился 13 августа 1773 года. В молодости служил на фрегате «Подражислав». Участвовал в русско-шведской войне в 1788 — 1790 годах. С 1790 года приступил к службе на Балтийском Флоте. В 1793 — 1799 годах проходил военное обучение на кораблях английского флота. Также принял участие в боевых действиях этого флота, а именно в Северной Америке, Южной Африке, Индии, а также Вест Индии.

После этого вернулся в Россию и в 1800 году его назначили командиром фрегата. В 1803 году сделал перевод книги Клерка под названием «Движение флотов». В этой книге детально описывались такт и принципы морского боя. Известность ему принесло первое русское кругосветное плавание , которое он совершил вместе с Иваном Крузенштерном в 1803 — 1806 годах. Кругосветное плавание совершалось на кораблях «Нева» и «Надежда». Ю.Ф. Лисянский был командиром корабля «Нева», а И.Ф.Крузенштерн был командиром корабля «Надежда».

1 августа 1803 года корабли начали свой путь из Кронштадта, затем пересекли Атлантический океан и обогнули мыс Горн. После чего вышли в открытое плавание в Тихий Океан и достигли Гавайских островов. Затем корабли разделились и «Нева» под командованием Лисянского отправилась на Аляску, где команда пробыла практически год. На обратном своем пути корабли вновь встретились в Кантоне, доплыли до Южной Африки и заново разошлись. Путь от Кантона к Портсмута был довольно таки долгим, но Лисянский впервые за историю мореплавания совершил этот путь без единого захода в порт по пути к цели. Так корабль «Нева» пробыл в открытом море 142 дня без посещения суши. В августе 1806 года вся экспедиция вернулась в начальную точку путешествия — в Кронштадт.

Самое интересное для Вас!

На протяжении всего кругосветного плавания Лисянский исследовал разные материки, воды и пути передвижения по морям и океанам. Благодаря этому плаванию Юрий Федорович Лисянский исправил множество неточностей и ошибок на картах и в морских описаниях. После возвращения с кругосветного путешествия служил на Балтийском Флоте до 1809 года, а затем ушел в отставку.

В его честь названы места, которые он открыл во время плавания — остров в северно-западной части архипелага Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря, а также гора на острове Сахалине. Умер 6 марта 1837 года. Похоронен Лисянский Юрий Федорович в Невской Лавре.

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в историю, совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.


В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй - «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа - «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников

Лисянский, Юрий Федорович

Флота капитан І ранга; родился 2 августа 1773 г. в Нежине, умер 22 февраля 1837 г.; воспитывался в морском кадетском корпусе и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины; в 1788 г., во время войны со Швецией, был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате "Подражислав" участвовал в Гохландском сражении. Произведенный в 1789 г. в мичманы, он находился затем почти во всех главных битвах со шведами на море до окончания кампании в 1790 г. В 1793 г. Лисянский был произведен в лейтенанты и в том же году, по повелению императрицы Екатерины II, послан в числе 16-ти флотских офицеров в Англию служить волонтером в британском флоте. Пробыв там 5 лет, он сделал несколько морских кампаний, в том числе к берегам Сев. Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию, жил некоторое время в Филадельфии, неоднократно участвовал в сражениях с французами и в 1796 г., при взятии фрегата "Елизавета", контужен был в голову. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром фрегата "Автроил", а в 1803 г., за 18 морских кампаний, награжден орденом св. Георгия 4-го класса. В том же году вышел его перевод книги Клерка: "Движение флотов", и тогда же, по поручению Российско-Американской компании, Лисянский съездил в Лондон для покупки двух шлюпов, которые и были приведены им в Кронштадт; оба шлюпа назначены были в экспедицию вокруг света под начальством Крузенштерна. Снявшись с кронштадтского рейда, оба шлюпа - "Надежда" под командой Крузенштерна и "Нева" под командой Лисянского - 26 ноября 1803 г. перешли экватор и 8-го июля 1804 г., обогнув мыс Горн, достигли Сандвичева острова Овайги. Здесь Лисянский отделился от Крузенштерна, взяв самостоятельный курс к северо-западному берегу Америки на остров Кадьяк, затем он отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову в возвращении взятого и разоренного калошами города Новоархангельска. На обратном пути им были открыты острова "Лисянского" и "Крузенштерна". 21 ноября, прибыв в Макао, Лисянский соединился с Крузенштерном, откуда они вместе направились к мысу Доброй Надежды, и здесь снова расстались. Лисянский перешел в Портсмут и оттуда 26 июня 1806 г. вернулся в Кронштадт. За это путешествие он был произведен в капитаны 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10000 руб. В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля "Эмгейтен", а 8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг." (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Его значительная коллекция различных предметов тропических и других посещенных им стран, одежд, оружия и других редкостей после его смерти, по завещанию, поступила в Румянцевский музей.

"Русские портреты ХVIIІ и ХIХ в.", изд. в. кн. Николая Михайловича, т. V, № 250. - Леер , "Энциклопедия военных и других наук". - Военный энциклопедический лексикон.

А. Акимов.

{Половцов}

Лисянский, Юрий Федорович

(1773-1837) - путешественник. Воспитывался в морском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном, с которым (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в интересном, указывающем на недюжинную наблюдательность и снабженном хорошим атласом "Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг." (СПб., 1812). Эту книгу сам Л. перевел на английский язык: "A voyage round the World" (Лонд., 1814). Кроме того, Л. перевел "Движение флотов" (СПб., 1803) Клерка.

{Брокгауз}

Лисянский, Юрий Федорович

Извест. рус. моряк. Род. в 1773 г., 15 л. выпущен из Мор. кадетск. корпуса "за мичмана" и тотчас же принял участие во всех главн. делах нашего флота против шведов в войне 1788-1790 гг. Произв. в лейт-ты, в числе 16 избранных Имп-цей Екатериной лучш. моряков, назнач. на воен. суда британ. флота. В 1794 г. отправился к берег. Сев. Америки на фр-те "L"Oiseau", участвовал в захвате каравана амер. коммерч. судов, находившихся под конвоем франц. фр-та "La Concorde", и во взятии воен. брига "Chigamoga". На фр-те "Topaz" в жаркой схватке с франц. фр-том "Elisabeth", окончившейся взятием последнего, Л. получил контузию в голову; в 1800 г. вернулся в Россию. В 1803 г., командуя шлюпом "Нева", принял участие в эксп-ции под начальством Крузенштерна, посланной Рос. Сев.-Амер. компанией для доставления в наши амер. колонии разл. материалов и установления сношений с Японией. Шлюпы "Нева" и "Надежда" во время шторма у м. Горн разлучились и соединились вновь у о-ва Нука-Гива (Вашингтоновы о-ва). У Гавайск. о-вов суда опять разлучились. "Надежда" пошла на Камчатку, а "Нева" сперва на Гавайи, а потом к о-ву Кадьяк. Здесь, в порту Святого Павла, Л. получил известие от правителя Амер. компании Баранова о том, что туземцы под предвод-ством амер. матросов взяли Архангельск. укрепл. селение и перебили в нем всех жителей. Л. немедленно вышел на о-в Ситха, и при его содействии укрепление было взято Барановым. Покончив с этим делом, Л. занялся описью прилежащих о-вов и этнографич. исслед-ниями. В 1805 г. "Нева" была послана с товарами в Кантон и на пути туда 3 окт. среди океана внезапно стала на мель. Сбросив в воду ростры и карронады, облегченный шлюп стянули завозами на глубину, но в это время налетел сильнейш. шквал, и "Неза" вновь села на риф. Только пожертвовав якорями и нужнейш. вещами, ценой неимоверн. усилий, шлюп удалось стащить на глубину. Низкий корал. о-в. находящийся посреди опасн. мели и только слегка прикрытый травой, по настоянию экипажа "Невы", был назван о-вом Лисянского. Выйдя из опасн. положения и подняв сброшенные в воду грузы, Л. продолжал плавание. Вскоре был открыт еще корал. о-в, названный по имени начальника эксп-ции. В Кантоне Л. соединился с Крузенштерном, и оба шлюпа, взяв груз чая, фарфора и китайки, отправились в обратн. путь. У м. Доброй Надежды пасмурность их разлучила. Пользуясь благоприят. обстоят-вами, Л. решил идти в Европу, не заходя никуда по пути. Через 142 дня после выхода из Кантона "Нева" бросила якорь в Портсмуте. Все находившиеся на шлюпе люди были здоровы и не терпели ни в чем недостатка. По возвращении в Россию Л. был произведен в кап. 2 ранга, награжден орденом святого Владимира 3 степени, пожизн. пенсионом в 3 тыс. руб. и единоврем. выдачей от Рос. Сев.-Амер. компании 10 тыс. руб.; командой шлюпа ему была поднесена зол. шпага. После кругосветн. плавания Л. командовал еще неск. кораблями, отрядом и одно время всеми Имп. яхтами. В 1809 г. он вышел в отставку в чин. кап. 1 ранга. Умер в 1837 г. На могиле его на кладбище Алекс.-Невск. монастыря поставлен скромн. памятник (рисунок сделан при жизни самим Л.) из гранита, с чугун. якорем и оборванной цепью. В 1803 г. Л. издал переведенную им с англ. тактику Дж. Клерка под заглавием "Движение флотов", а в 1812-1814 гг. - описание своего кругосветн. путешествия на рус. и англ. яз., с атласом. Значит. коллекция одежд, оружия дикарей, раковин и т. п. передана в моск. музей гр. Румянцева.

{Воен. энц.}

Лисянский, Юрий Федорович

{Половцов}

Лисянский, Юрий Федорович

(2 авг. 1773 - 22 февр. 1837) - рус. мореплаватель. В 1786 окончил Морской кадетский корпус, в 1788-90 участвовал в швед. кампании. С 1793 по 1797 плавал на кораблях англ. флота (в Сев. Америку, Вест-Индию, Индию, Юж. Африку). По возвращении в Россию принял активное участие в снаряжении первой рус. кругосветной экспедиции на кораблях "Надежда" и "Нева"; был назначен командиром "Невы"; командиром "Надежды" и начальником экспедиции был И. Ф. Крузенштерн (см.). В авг. 1803 корабли покинули Кронштадт и до Гавайских о-вов следовали одним путем. Далее "Надежда" направилась на Камчатку, а "Нева" - к Аляске, к-рой достигла в июле 1804. Л. пробыл свыше года в рус. владениях в Америке, деятельно способствовал их укреплению. На обратном пути корабли встретились в Кантоне и вместе достигли Юж. Африки, затем вновь разлучились. Переход от Кантона до Портсмута Л. впервые в истории мореплавания проделал безостановочно. В августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт. Она установила новый путь к рус. владениям на Камчатке и Аляске, обследовала обширные малоизвестные районы Тихого ок., произвела наблюдения над морскими течениями, температурой, соленостью и плотностью воды, собрала обширный этнографич. материал, сохранивший значение до настоящего времени, составила гидрографич. характеристики и навигац. карты пройденных мест. После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте; в 1809 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. В честь Л. названы: остров, открытый им в сев.-зап. части архипелага Гавайских о-вов, полуостров на сев. побережье Охотского м. и гора на о-ве Сахалин.

Соч.: Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803-1806 годах, М., 1947.

Лит.: Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951; Лупач В. С., И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, М., 1953; Шведе Е. Е., К 150-летию первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского, "Известия Акад. наук СССР. Серия географическая", 1953, № 6.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Лисянский, Юрий Федорович" в других словарях:

    Лисянский, Юрий Федорович путешественник (1784 1837). Вместе с И.Ф. Крузенштерном (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в снабженном хорошим атласом Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах (СПб., 1812) … Биографический словарь

    - (1773 1837) российский мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803 06 командовал Невой. Открыл один из Гавайских о вов, названный в его честь о вом Лисянского; исследовал. о.… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В 1786 окончил Морской кадетский корпус. Участвовал в русско шведской войне 1788≈90, в 1790≈93 служил на Балтийском флоте. В 1793≈99 плавал на… … Большая советская энциклопедия

    Юрий Фёдорович Лисянский русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 2 (13) апреля 1773 Место рождения: Нежин … Википедия

    Лисянский, Юрий Фёдорович - Юрий Фёдорович Лисянский. Лисянский, Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович (1773 1837), российский моряк, капитан 1 го ранга (1809). В 1 й русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна (1803 06) командовал “Невой”; плавание Лисянского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лисянский. Юрий Фёдорович Лисянский … Википедия

    - (1773 1837), мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803 1806 командовал «Невой». Открыл один из Гавайских островов, назван островом Лисянского; исследовал остров Кадьяк и часть… … Энциклопедический словарь

    Юрий Фёдорович Лисянский русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 2 (13) апреля 1773 Место рождения: Нежин … Википедия

Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

Биография

Родился в семье протоиерея в городе Нежине. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И. Ф. Крузенштерном.

В 1793-1799 годах был на стажировке в Англии.

В 1803-1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем (остров Лисянского). Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812). За свои заслуги получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

В 1807–1808 годах командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции.

В 1809 году вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Опубликовал на основе путевых записей книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году, позже лично перевёл её на английский язык и в 1814 году издал в Лондоне.

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург). Постановлением Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 года надгробие могилы Юрия Лисянского определено как объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Память о Юрии Лисянском

  • В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:
    • необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания;
    • мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);
    • бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;
    • залив в Александровском архипелаге (1908);
    • подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949-1955 годах;
    • полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;
    • река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).
    • улица и сквер в г. Нежине Черниговской обл. (Украина)
  • В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
  • В 1974 году в г. Нежине Черниговской обл. (Украина) был установлен памятник в одноименном сквере в центре города рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где он был крещен и где служил протоиереем его отец. Скульптор К.В.Годулян
  • В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а Почта Украины - серию почтовых марок.
  • Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
  • В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).

    Почтовая марка России, 1998 год

    Почтовая марка Украины, 1998 год

    Памятная монета ЦБ РФ

Литература

  • Лупач В. С. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский: [Очерк]. - М.: Гос. изд. геогр. лит., 1953. - 47 с. - 100 000 экз.
  • Северов П. Ф. Мореплаватель из города Нежина // Морские были: Рассказы: Для сред. и ст. шк. возраста. - Переизд. - Киев: Веселка, 1982. - 271 с. - 50 000 экз.
  • Фирсов И. И. Лисянский. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 285 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 1018 ). - 5000 экз. - ISBN 5-235-02451-6.
  • Штейнберг Е. Л. Жизнеописание русского мореплавателя Юрия Лисянского. - Воениздат, 1948.

Юрий Лисянский родился 2 августа 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.

В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.


За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй – «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа – «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.



Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, оружие, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.



В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников