Как открыть ячейки стигм айоне.

Стигма - что это?

Стигма - специальный камень, устанавливаемый в определенную ячейку у специального НПС в столице вашей расы. В последней версии игры таких ячеек 12. 6 обычных стигм, приобретаемых за кинары, выбиваемые в дропе и другие 6 - древние умения даэвов, покупаемые за очки АП или в подарок за специальные квесты. Последние шесть ячеек надо открывать выполняя квесты шураков. Чтобы получить доступ к стигмам, необходимо выполнить легкую миссию на 20-м уровне ("Память о прошлом" - у элийцев, "Предопределение будущего" - у асмодиан), в результате вы получите первую стигму, 2 ячейки, и набор осколков стигм - это важная составляющая, необходимая для установки стигмы в ячейку у НПС в определенном количестве. По-видимому, эти осколки, будучи помещенными рядом с кристаллом стигмы, нарушают равновесие ее эфирной структуры, высвобождая заключенную в ней составляющую заклинания. Это объясняет, почему для каждой стигмы нужно свое количество таких осколков, в зависимости от силы заклинания.

Остальные ячейки будут открываться сами с ростом персонажа:

2 слота - 20 уровень;
3 слота - 30 уровень;
4 слота - 40 уровень;
5 слотов - 50 уровень;
6 слотов - 55 уровень.


Каждый класс имеет две ветви стигм. Каждая ветвь, при изучении ее до конца, потребует всех слотов. Иными словами придется выбирать один из двух возможных путей развития. Однако, можно и скомбинировать две ветви. То есть взять, по возможности, лучшее из двух ветвей. Таким образом, можно разработать свой стиль игры и сделать перса уникальным. Стигма растет с уровнем персонажа, и с повышением уровня можно просто вставить улучшенную. Камни для улучшенных стигм покупаются за АП, а НПС, торгующие улучшенными стигмами, расположены все в Храме Пандемониума\Элизиума соответственно. При покупке стигмы, вы сможете увидеть подробную информацию о том, на каком уровне стигма может быть вставлена и какие обычные стигмы должны быть уже вставлены в слоты для ее использования.

-Установка очень проста, идем к НПС в вашей столице (в Элизиуме - мастеру стигм, это Орфэ, а в Пандемониуме - Ауд) нажимаем установку, выбираем камень, вставляем в ячейку и все. Тратятся осколки стигм.

08.10.2012

Уж чем хороша , так это разнообразием. Выражается оно не только в большом количестве локаций, кардинально отличающихся друг от друга, и огромной пестрой фауне этих земель, но и в вариантах развития вашего персонажа.

Как и в любой другой игре жанра RPG здесь необходимо убивать, чтобы получать опыт и расти в уровне. Проходя значимые этапы, игрок получает возможность обновить свой арсенал новыми боевыми техниками или заклятиями, становясь все сильнее и смертоноснее.

Обычные навыки можно выучить у любого мастера подходящего класса. Но потратить придется не очки навыков, как в Lineage, например, а деньги. Мастер является по сути торговцем, который продает книги навыков. Купив такую и щелкнув по ней мышкой, можно выучить новый скилл. Такой нехитрый процесс будет продолжаться практически всю игровую жизнь персонажа. Но есть и еще кое-что, приносящее большое разнообразие и дополнительный интерес системе развития.

Речь идет о стигмах. Это специальные «камешки», которые дают возможность использовать древние навыки, обычно более мощные и опасные.

Обычные стигмы

Это самые простые. Добыть их можно, выбивая из всякого рода монстров. Но если сервер достаточно развит, то лучше сперва прошерстить аукцион на предмет их наличия. Возможно они будут там. Это сэкономит Вам время. Что касается цены, то, как правило, другие игроки не слишком задирают цены на такие стигмы, отдавая их почти задаром. Также одну стигму можно будет получить в качестве награды за выполнение задания, которое нужно будет обязательно пройти, чтобы вообще получить возможность вставки.

Вставляются такие стигмы в любую открытую ячейку. Подробнее изучить их можно, открыв специальное окно в меню персонажа.

Древние стигмы

Это уже новый уровень в развитии. Вставка подобных «камешков» будет возможна лишь на высоком уровне. Добыть их можно как из монстров, так и за очки бездны у специального NPC . Вставляются они только в специальные ячейки.

Если обычные ячейки для стигм открываются по мере роста уровня персонажа, то ячейки для древних будут недоступны, пока персонаж не пройдет ряд специальных заданий. Все они очень сложны и связаны с походами в данжи (самое первое отправит вас на корабль «Стальной плавник»). За каждый пройденный этап игрок сможет открыть одну ячейку.

Ветви стигм

Вот здесь и начинается самое интересное. Каждый персонаж обладает возможностью выбора стигм. Невозможно установить все - придется выбирать. Волшебник, например, должен будет решить, либо все его слоты будут забиты атакующими заклинаниями, либо чарами, ослабляющими противников. Перед Лучником встанет выбор скорости или силы. Целитель может усилить либо атакующую магию, либо лечащую.

Лишь открыв абсолютно все слоты, можно будет выучить полностью одну из ветвей. Если учесть, что далеко не все навыки будут Вам полезны, то стоит хорошо подумать над выбором.

Однако есть и еще варианты. Ведь не обязательно учить полностью всю ветку, можно выучить часть навыков одной и часть с другой. Грамотно скомбинировав свои сильные стороны, можно достичь весьма неплохих результатов. Но стоит помнить, что навыки, находящиеся в самом конце каждой из ветвей, очень и очень полезные и нужные. Это еще один выбор: или много полезных навыков низкого и среднего уровня, или мало, но высокого.

Подобная расстановка акцентов добавляет игре шарма. Трудно встретить абсолютно одинаковых персонажей даже одного класса. Всегда будут рознящие их нюансы. Кто-то еще не прошел задания на открытие ячеек, кто-то выбрал одну ветку, кто-то - другую, кто-то вообще выбирал не ветку,а отдельно взятые навыки и так далее.

Лишь методом проб и ошибок можно будет найти свою дорогу в этом красивом, но жестоком мире, носящем гордое имя “AION”.

2.6 Правки -

Вставки -
2.6 Без изменений.
2.5 Без изменений.
2.1 Без изменений.
2.0 Без изменений.
1.9 Без изменений.
1.8 Без изменений.
1.6 Без изменений.

Стигма - это клеймо, которое даёт персонажу дополнительные умения. Каждому классу даётся на выбор несколько стигм для изучения. В зависимости от наличия свободных стигма-слотов, персонаж может добавить себе определённые навыки.

Для установки стигм требуются стигма-камни. Камни одеваются при помощи стигма-панели. Количество доступных слотов на ней зависит от уровня персонажа.

Каждый персонаж может одеть до 6 обычных камней, слоты для них открываются сами на соответствующих уровнях:

  • Уровень 20: 2 слота для камней
  • Уровень 30: 3 слота для камней
  • Уровень 40: 4 слота для камней
  • Уровень 50: 5 слотов для камней
  • Уровень 55: 6 слотов для камней

С 45 уровня берётся квест на дополнительные слоты.

  • 1-й слот: инстанс . Надо немного пройти по первому этажу и забрать содержимое сейфа.
  • 2-й слот:

Первый вариант : Инстанс . Надо идти на 2-3 этажи и выбить 4 квест-итема, падают они с Механика, Канонира и Атина.

Второй вариант

  • 3-й слот:

Второй вариант : Ежедневный квест у НПСа около входа в Стальной плавник. В награду даёт "Монеты шураков", на которые у этого же НПС можно приобрести необходимые квестовые итемы.

  • 4-й слот: квест на 52 уровне. Два раза сходить в :
    • Асмодиане: Гаратс . Он пошлёт Вас в Каспар.
    • Элийцы:
  • 5-й слот: цепочка квестов на 55 уровне:
    • Асмодиане: Клэр . Все квесты, которые она даёт. Потребуется сходить в , затем в , затем снова в .
    • Элийцы:

Также на к 50-му уровню всего будет доступно 22 стигмы, из которых надо выбрать 5 обычных и 3 улучшенных.

Все стигмы любого класса имеют статус "мировой дроп". Это значит, что любая стигма любого класса может упасть с любого моба, уровень которого примерно равен уровню стигмы.

Для того, чтобы получить доступ к стигма-панели, нужно выполнить квест на 20 уровне. После прохождения квеста Вы получите свой первый стигма-камень. Другие камни могут быть получены методом выбивания из монстров. Камни могут быть переданы другим игрокам, а следовательно, могут быть куплены или обменены у других игроков.

Для того, чтобы одеть стигма-камень, потребуется Мастер Стигм, который стоит в:

  • Пандемониуме/Элизиуме в центральном храме;
  • Келькмаросе/Ингисоне.

Также Вам потребуется некоторое количество стигма-осколков, количество будет зависеть от стигмы. Осколки, затраченные на одевание камня, не возвращаются при его снятии.

Стигма-осколки являются обычным дропом в , и выпадают из большинства монстров там. Также вы получите осколки, выполнив задание на 20-ом уровне, однако награду дадут всего 1 раз.

По заказу товарища Алгиз . Честно признаться, многими вопросами по стигмам я просто не задавался,потому пришлось малость поворошить горы мусора в интернете... Ну а чего получится... судить вам, Уважаемые
Подавляющее большинство информации своровано у товарища
Maguar который, в свою очередь, натырила это у басурман Потому и некоторые картинки с "чуть-чуть не русским текстом"
Стигма – особый камень, дающие дополнительные способности вашему персонажу.

Некоторые камни легкодоступны и широко распространены, но в отличие от них есть и более редкие. Камни могут быть экипированы при помощи панели управления Стигма камнями. Количество экипируемых на персонажа камней будет зависит от уровня самого персонажа.

1) Количество слотов

Каждый персонаж может экипировать до 5 камней, но с временным ограничением максимального уровня:
Уровень 20: 2 слота для камней
Уровень 30: 3 слота для камней
Уровень 40: 4 слота для камней
Уровень 50: 5 слотов для камней
То есть каждые 10 уровней добавляется по слоту для стигм.

2) Задание для получения Стигм
Для того, чтобы получить доступ к панели Стигм Вам необходимо будет пройти задание. Задание может быть получено на 20 уровне, и одинаково для всех классов одной расы.

3) Камни Стигм

После завершения задания Вы получите свой первый камень Стигмы. Другие камни могут быть получены методом выбивания из монстров. Обычные монстры будут оставлять камни очень редко, с «именных» боссов будут падать гораздо чаще.
Камни могут быть переданы другим игрокам, а следовательно, Вы сможете покупать их у других игроков или обмениваться.

4) Процесс экипировки камней

Для того, чтобы экипировать камень Вам потребуется NPC Мастер (Магистр) Стигм, которого можно найти в любом крупном городе. Также Вам потребуется некоторое количество Осколков стигм, количество будет зависеть от уровня способности Стигм.
Осколки стигм являются обычным дропом в Бездне. Также Вы получите осколки выполнив задание на Стигму на 20м уровне, однако награду дадут всего 1 раз. В любом случае к Вашим услугам всегда Аукцион, где любители повоевать в Бездне выкладывают их по 300-500 кинар за штуку.
Осколки, затраченные на экипировку камня, не возвращаются при его снятии , так что будьте осторожны, выбирая какой же камень Вам экипировать.

То есть с "азами" Стигм мы уже знакомы... Теперь перейдём к более сложному и интересному.
Для персонажей, не достигших 45-го уровня, пока достаточно просто поковырять Калькулятор стигм , заботливо созданный... или стыренный... но не менее заботливо разработчиками Базы Данный Айона

Для персонажей же, достигших 45 и 50 лвл, то есть нам на будущее, расскажу пока об Адвансед Стигмах:
Автор тот же

Итак. Смотрим схему:

Голубой рамкой показаны обычные (стандартные) стигмы. На 20-м уровне Вы проходите квест и получаете 2 слота и далее Вам дают по 1 слоту за каждый разменянный десяток уровней. На 30, 40 и 50 по +1 слоту.
Зелёной же рамкой выделены адвансед стигмы. На 45-м цровне Вы можете пройти 2 квеста (каждый +1 адвансед слот), и третий слот квестом на 50-м уровне.

Обычную стигму можно выбить из мобов или купить на аукционе у игроков. Адвансед же стигму можно получить за Абисс Поинты у контрибуторов в цитадели нашей рассы в бездне.
Для того, чтоб вставить адвансед стигму вы должны вставить проходные к ней. Чтоб вынуть проходную стигму, вам придётся вынуть и адвансед стигмы, требующие её в билде. В адвансед дыры вставляются стандарт стигмы.

Квест

Для того, чтобы сделать его вам нужен выполненный квест на Стилл Рейк (всего 10 минут и оказалось что Стил Рейк это данж Корабль "Стальной Плавник" с довольно интересным дропом... и уродской на вид пикой из тамошнего дропа)

Вам придётся найти хомяка (шиго) в Интердике, который носится по всему острову (предположительно есть три места). Не спрашивайте меня - какие. Пока не знаю. Как только кто-то из Эридан будет подходить к 45-му уровню, пусть напомнит мне - обязательно нарою карты с местами респа хомячка. По этому квесту Вас посылают в столицу поговорить с неписью,

Затем окажетесь в данже. Там нужно поговорить с другой неписью и убежать при помощи свитка ТП, который Вы найдёте в рюкзаке хомяка рядом.

На 45-м уровне идём к Мастеру стигм. Он даёт квест на дополнительный слот. Пробираемся на Корабль "Стальной Плавник" и там юзаем ящик в комнате с навигационной картой (квестовая комната, которую многие пропускают)

Как только вам дали первый слот, можно взять квест на второй слот. Тут банально надо выбить 4 лутины из боссов в Стальном Плавнике. 30% из Инженера, 50% из Бомбермена и 100% из Капитана.

На 50 появляется квест на третий слот, где вам придётся побегать по Фоэте Тьмы

Ветки стигм (на примере Стража)



Проходные:

Танковая ветка

(1) Вызов гнева (Incite Rage)

Агра. Мощная. Придётся менять часто, если хотите держать моба "намертво". Без этой дополнительной агры большинство темпларов, даже при отличном шмоте не смогут гарантированно удержать на себе сложных мобов. Откат огромен, но действие ощутимо.
(2) Защита союзников (Bodyguard)

Принять на себя дамаг цели идея чаще всего глупая для темплара. Стигма используется для спасения цели или офф танком (фул танк билд) для подстраховки мейн танка на сложных боссах.
(3) Издевательский хохот (Provoking Roar)

Агра. Слабая, но по 5 ближайшим целям. Иногда понадобится для нубопати или для офф танка на некоторых легендарных боссах.

Адвансед.
(1+) Реанимация (Great Resuscitation)

Хил. Спасительный и мощный. Откат 3 минуты. Удваиваивает вашу живучесть в нубо пати, помогает переживать без страха опасные моменты танкования РБ. Позволяет вам соло кач на елите 6- левлов. Считается лучшим приобретением для ПвП и ПвЕ.
(2+3) Доспехи покровительства (Armor of Protection)

Хил. Буст хп. В большей степени полезная мелочь для нубопати. Не сделает из плохо одетых чаров крепких сопартийцев, но иногда поможет глупым или голым держать АоЕ. Впрочем если брать, то как проходной к 50й.

(1+2+3) Прочный щит (Solid Shield)

Спорный скил. При блок заточке вы имеете около 2300 блока (без СВД) , что почти на всех РБ - 50%. Блок работает только на физ атаки, от которых у темплара чудовищная защита и без блока, а в страх вас вгоняют магические масс скилы, после которых клеры начинают хилить себя или дружно лупят по сааааамой долго кастуемой пати хилке.
Но, при вточке в хп/крит/маг резист при наличии низко уровнего золотого щита скил действительно вам сильно поможет. Один из дополнительных фокусов на повышение живучести.

Кто мне скажет про то, что блоки для юза ответок - нубы. Они и так юзаются, без блока. Хоть в спину бегущему их засаживай. (слова автора, спорить или подтверждать не собираюсь, не вижу смысла. Решать каждому танку лично. Просто скопировал на всякий случай) Дамажная ветка.

(1) Подсечка (Break Power)
Добивочка. На мелких левелах заметно подтягивает ваш дамаг до сносного. В ПвП при мизерных НР 40- левелов часто облегчает ПвП, так как при крите с кромед сворда +5 может ударить на 40 левеле более 2к дамага. В ПвП на более высоких левлах гораздо лучше по упавшему юзать стан, чтоб не прервать цепь дизаблов.
Сделать подсечку на лежачем вы сможете только на руоффе. Долго смеялась над переводом вывода из равновесия. Хотя, удобнее. Подсёкла лежачего и конец!
(2) Возмущение (Divine Fury)

Усиление. +30% каждые 3 минуты. Хм. иногда поможет в ПвП, иногда в удержании агры. Хоть буст и довольно слабый, но часто весьма полезный.
Действительно милый перевод опять скрытой силы Ух! Возмутилась и разогнала вражин!!

(3) Охранный щит (Holy Shield)
Отражение смешного числа дамага на ренж 5 метров. Единственное где может пригодиться - бой с кучей ренжеров в узком замкнутом пространстве

Адвансед:

(1+2) Разрушение сознания (Mind Destruction)
Ренжевый стун с доооолгим кастом Не позволяет вражине убежать иногда. Неплохо дамажит. Сапорт скил для хантинга патей.
(3+) Разрушительный магический удар (Magic Smash)

Дамаг скил с обманом. Буста у темплара мало, поэтому удар не столь и разрушительный.
(1+2+3) Жажда разрушения (Rage of Destruction)

Усиление атаки. Позволяет больше бить скилом "Разрушительный магический удар" и повышает вашу атаку. Откат всего 1,5 мин. Скил если честно для ПвП 1 на 1 просто тупой. А в масс ПвП вы не дамагер никак. Ваше дело тянуть и гонять нубов станами. Для 50 стигмы слишком вяло.

Лучшее неадвансед, которое стоит ставить в адванс слоты:
Итак, если у вас всё же вдруг забились крайне нужными все стандарт слоты, а адвансед стигмы вас не порадовали (кроме незабвенной GR - реанимация) Вам стоит использовать пустующие слоты грамотно.

И вообще не важно, чем Вы забили адвансед дырки, если у вас не влезли основные Ваши стигма-скиллы.

Вроде бы и всё. Если у кого возникнут вопросы по скиллам своего класса, опять же повторюсь что есть прекрасный Калькулятор стигм , заботливо созданный... или стыренный... но не менее заботливо разработчиками довольно неплохой Базы Данных Айона
Посты типа "это всё фигня" без малейших зазрений совести приравняю к флуду. А как я с ним поступаю - написано у меня в подписи.
А вот если появятся ещё какие, не освещённые в этой теме, вопросы, или же, проверенные опытом, уточнения-отрицания - пишите. С радостью и интересом попытаюсь найти на них ответы (в случае вопросов) или же подправлю (в случае опытных поправок).
С уважением ко всем добрым и честным людям, Кропоткин.