Литературно-исторические заметки юного техника. Революция как «незыблемый момент» истории

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 1. Вып. 2 2012

Символ эпохи: люди, книги, события

УДК 82.09(316.423.3)

Symbol of the Epoch: Persons, Books, Events / Das Symbol der Epoche: Personen, Bucher, Veranstaltungen

Бужор Е.С.

Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина

Бужор Евгения Сергеевна, аспирантка 2-го года обучения кафедры истории философии Российского университета дружбы народов

E-mail: [email protected]

В статье исследуется вопрос об отношении М. Волошина к русской революции 1917 года. Поэт видит в ней продолжение всей русской истории. Он подмечает интересную особенность: вся история России революционна, она своего рода «перманентная революция». Причина этого, согласно М. Волошину, лежит в своеобразном строе российской государственности. В противовес революционной борьбе за материальные интересы, которую поэт отождествляет с социализмом, политический идеал поэта представляет собой революционную борьбу за духовные интересы.

Ключевые слова: революция, дух русской истории, духовность, самодержавие, социализм, Град Божий, религиозная революция.

Мировоззренческая позиция, которую М. Волошин занимал в период революционных событий и гражданской войны, имела под собой глубокие личностные убеждения и формировалась на протяжении всей сознательной жизни поэта. Революция, однако, потребовала от него, как, наверное, от каждого мыслящего человека той эпохи, еще раз переосмыслить свою позицию и отчетливо ее выразить. Политические и мировоззренческие взгляды поэта находят свое выражение в публицистике периода 1918-1920 гг., в письмах, наконец, в поэзии, поскольку М. Волошин, в силу преимущественно интеллектуального склада своей музы, облекал в поэтическую форму свои философские и политические воззрения.

Их краткое рассмотрение целесообразно начать с отношения М. Волошина к революции как таковой, поскольку это дает возможность лучше понять целостность и последовательность его политической позиции. Еще в своей статье «Пророки и мстители», опубликованной в ноябре 1906 г., он провозглашает: «В жизни человека есть незыблемые моменты, неизменные жесты и слова, которые повторяются в каждой жизни с непреклонным постоянством... Подобными моментами в жизни народов бывают Революции» [Волошин 2005, с. 280-281].

Революция представлялась Волошину, таким образом, естественным, а не аномальным явлением человеческой истории: это перекликалось с глубоким убеждением поэта в том, что революционное или мятежное начало лежит в основе всей эволюции мира. Максимально отчетливо об этом будет заявлено в итоговой философской поэме «Путями Каина», в частности, в ее первой главе: «В начале был мятеж», «И все, что есть, началось чрез мятеж» [Волошин 2004, с. 7].

Мятеж является символом творческого элемента всего мирозданья, которое состоит, по мысли поэта, из двух начал - косного, вещественного и творческого, духовного, которое в творчестве поэта символизирует образ огня. Носителем такого творческого огня, по мысли М. Волошина, в природе является прежде всего человек, который именно поэтому по преимуществу огнеподобен, а, значит, мятежен, революционен.

Первым мятежником, согласно библейской мифологии, был Каин, поэтому он и стал зачинателем собственно человеческой истории, представляющей собой, по Волошину, череду восстаний против ранее достигнутого в культуре. Таким образом, можно сказать, что поэт метафизически приемлет революцию в той же самой мере, в какой он приемлет человека. Разумеется, принятие им русской революции как конкретного исторического явления оказывается гораздо сложнее. Ведь здесь нужно принять во внимание и исторический опыт, и конкретные национальные особенности страны и т.д. Говоря словами Н. Бердяева, «каждый народ делает революцию с тем духовным багажом, который накопил в своем прошлом, он вносит в революцию свои грехи и пороки...свою способность к жертве и к энтузиазму» [Из глубины... 1990, с. 55].

В первый период русской революции, когда ее собственные черты еще не проступили так ярко, поэт пытался разгля-

V/ | и м V/ и и

деть революцию сквозь призму хорошо ему известной революции французской. В это время общей духовной причиной

как французской, так и русской революции Волошин считал кризис идеи справедливости: «Революция? Революция - пароксизм чувства справедливости. Революция - дыхание тела народа.» (цит. по: [Воспоминания о Максимилиане Волошине 1990, с. 154]). Однако уже во французской революции проявилось трагическое противоречие между справедливостью идеалов и террором. Ее главный урок для художника таков: революция совершается во имя справедливости, но справедливость, утверждаемая абстрактно и тотально, неизбежно выливается в братоубийственную войну и всеобщее истребление. Именно поэтому с самого начала поэт иронизировал над «бескровностью» русской революции, понимая, что когда в самом начале провозглашается торжество гуманистических идеалов, значит, революция будет кровавой.

Однако такого понимания революции, базирующегося на общей типологии, было явно недостаточно. С самого начала М. Волошин ощутил, что нужно поместить происходящие в России события в какой-то более широкий контекст и в течение 1917 г. напряженно его искал. Следы этих поисков видны в переписке, которую он вел со своими корреспондентами в тот период: «Совершающееся волнует и тревожит. Но я еще не могу всего осознать, связать с мировым, с войной, с судьбами славянства» [Волошин 1994 б, с. 137]. Волошин конкретизирует характер своего поиска: «.поэт должен занять такую перспективную точку зрения, откуда он мог бы увидеть всю современность сверху, целиком включенную в общее нарастание истории, как один из связных актов человеческой трагедии» [Волошин 2007, с. 612] и добавляет (в своей статье «Россия распятая»): «Перспективная точка зрения, необходимая для поэтического подхода, была найдена: этой точкой зрения» стал «дух русской истории» [Волошин 2008 г, с. 460].

Уже самые первые наблюдения, сделанные поэтом в феврале 1917 г. во время демонстрации на Красной площади в Москве, позволили ему понять, «что это только начало, что Русская Революция будет долгой, безумной, кровавой, что мы стоим на пороге новой Великой Разрухи Русской земли, нового Смутного времени» [Волошин 2008г, с. 460].

3 AjMi"IbjLA Ubi iMfUUl/.

Xm ijilU-vM^U. i’i \tQ C0 Jj>-

yJejujj ouiiu. ,«j*eAoUy>. "

Cj, ui ’leJiAj axi. bft tjUuиц. , .

0 "ItRutK P*. AtW heatu.;V

jlw. i»fi иле* эн»*,

Максимилиан Александрович Волошин. Автопортрет.

Слева: автограа стихотворения «Брестский мир» (1919). Справа: Стихи о терроре. Берлин, 1923. Обложка

С одной стороны, подобно многим его современникам, М. Волошину казалось, что революция, призванная разрешить социальные противоречия Европы, по странному стечению обстоятельств разразилась в России, где для нее не было социальных предпосылок: «Как смертельные болезни - оспа, дифтерит, холера - предотвращаются прививками. так Россия, наиболее здоровая из Европейских стран, - в настоящий момент совершает жертвенный подвиг, принимая прививку социальной революции, чтобы, переболев ее, выработать иммунитет и предотвратить смертельный кризис болезни в Европе» [Волошин 2008б, с. 437-438]. «Мы можем рассматривать нашу Революцию как одно из глубочайших указаний о судьбе России и ее всемирном служении» [Волошин 2008б, с. 438]. «На наших глазах совершается великий исторический абсурд. Но в этом абсурде мы находим указание на провиденциальные пути России» [Волошин, 2008в, с. 437].

С другой стороны, М. Волошину удалось увидеть в революции не только нечто новое для российской действительности или навязанное ей извне, но продолжение ее собственной истории. Он сумел подметить одну интересную особенность: вся история России революционна, то есть история России и есть своего рода «перманентная революция». Похожее мнение находим у Н. Бердяева: «На поверхности все кажется новым в русской революции. Но попробуйте проникнуть за поверхностные покровы.Там узнаете вы старую Россию» [Из глубины... 190, с. .56]. Причина этого, согласно Волошину, лежит в своеобразном строе российской государственности. Наряду с ее охранительным, сдерживающим началом в отношении собираемых земель, поэт отмечает менее заметный для общественного сознания элемент - революционный: «.главной чертой русского самодержавия была его революционность: в России монархическая власть во все времена была радикальнее управляемого ею общества и всегда имела склонность производить революцию сверху... Так было во времена Грозного, так было во времена Петра» [Волошин 2008 г, с. 461-462].

Однако в 19 веке революционный элемент общества - разночинцы и интеллигенция, созданный самим же государством, - был вытеснен из системы государственных отношений и оказался в оппозиции к ней и к государству как тако-

Бужор Е.С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина

вому. Последнее же, «перестав следовать исконным традициям русского самодержавия, само выделило из себя революционные элементы и вынудило их идти против себя. В этом ключ к истории русского общества второй половины 19 века» [Волошин 2008г, с. 462]. В то же время в России искони имела место и анархическая, бунтарская революционность народных масс, антагонистом которой всегда вступала русская государственность. Таким образом, русская общественная жизнь и государственность оказались сплавленными из непримиримых противоречий: «с одной стороны, безграничная анархическая свобода личности и духа, выражающаяся во всем строе совести, мысли и жизни; с другой же - необходимость в крепком железном обруче», который мог бы сдержать весь сложный конгломерат. империи». Ни от того, ни от другого Россия не может отказаться: «империя. ей необходима. как крепкие огнеупорные стены тигля, в котором происходят взрывчатые реакции ее совести, обладающие страшной разрушительной силой. Равнодействующей этих двух сил для России было самодержавие», в котором народ не имел политических прав для сохранения внутренней свободы [Волошин 2008 г, с. 490]. Насколько путь самодержавия являлся естественным вектором государственного строительства в России, видно и из утверждения Волошина о сущности большевистского правления: с одной стороны, большевики были отрицателями старой государственности, а с другой, едва только принялись за созидательную работу, как «их шаги стали совпадать со следами, оставленными самодержавием, а новые стены, ими возводимые, совпали с только что разрушенными стенами низвергнутой империи» [Волошин 2008 г, с. 491].

Обнаружив предпосылки революции в самой истории России и поняв неизбежность «прививки социальной революции», поэт, тем не менее, неоднозначно высказывается о ее содержательном идеале - социализме - и основной движущей силе - большевиках. Примечательно, что, относясь к революции в целом положительно, М. Волошин видит в социализме не органичное для России начало, заимствованное с Запада. В письме от 18 мая 1917 г. к своему корреспонденту А.М. Петровой поэт пишет: «Больше, чем к кому-либо я чувствую неприязнь к социализму и гляжу на него, как на самую страшную отраву машинного демонизма Европы» [Волошин 1994б, с. 150]. У П.Б. Струве находим такую же оценку социализму: «Торжество социализма или коммунизма оказалось в России разрушением государственности и экономической культуры, разгулом погромных страстей» [Из глубины... 1990, с. 242]. Для М. Волошина, в конечном счете, социализм (как и «германизм») становится обожествлением комфортабельного эгоизма. Сравним у П.Б. Струве: «Социа-

лизм.упирается в пассивное потребление» [Из глубины... 1990, с. 243]. У М. Волошина: «Социализм является явлением отрицательным, потому что для направления настоящего он недостаточно практичен, а для выявления будущего его идеал слишком мелок. В настоящем он ограничивает свою роль справедливым распределением плодов производства, не заботясь ни о практическом, ни о моральном упорядоченье его.» [Волошин 1994б, с. 150]. «.Я считаю себя вполне легальным, - писал М. Волошин Л.Б. Каменскому 1 января 1924 г., - советское правительство я признавал с самого начала, в частном своем обиходе я провожу коммунизм боле строго, чем большинство политических коммунистов. Но марксизм и экономический материализм мне глубоко чужды - всей моей натуре и всему моему образу мыслей, которые совершенно не терпят ни политики, ни системы марксовых классификаций, ни самого понятия материализма, которые считаю научным абсурдом» [Волошин 1994 а, с. 277].

Таким образом, Волошин понимает социализм как борьбу угнетенных классов за свои потребительские интересы, подтверждением тому служит, в частности, следующие строки: «.с точки зрения Града Господня и "буржуазия", и "пролетариат" это - едино, ибо основано на том же эгоизме и жажде благополучия» (цит. по: [Волошин 1995б, с. 541]). По этой причине определение в качестве положительного идеала революции социализма, по мнению поэта, приведет к печальному итогу: ее результаты не выведут общество из рамок несправедливого общественного устройства, основанного на жажде присвоения, овладения новыми материальными благами. «С самого начала я не питал никаких иллюзий относительно русской революции; я глубоко радовался тому, чему можно было порадоваться: падению старого строя, но не возлагал никаких надежд на революционное строительство», - напишет поэт в июле 1917 г. [Волошин 1998, с. 169-170]. Отсюда и социальное провидчество художника: «вероятнее всего, что сейчас она [Россия] пройдет через ряд социальных экспериментов, оттягивая их как можно дальше влево, вплоть до крайних форм социалистического строя. Но это отнюдь не будет формой окончательной, потому что впоследствии Россия вернется на свои старые исторические пути, то есть к монархии: видоизмененной и усовершенствованной.» [Волошин 2008 г, с. 460]. Поэт вновь и вновь говорит «о неизбежности государственных путей России», о том, что «Россия будет единой и останется монархической, несмотря на теперешнюю "социалистическую революцию"» [Волошин 2008 г, с. 499].

Односторонность социалистического идеала революции усугубляется также и крайне ожесточенной формой ее протекания, вылившейся в гражданскую войну. Надо отметить, что позиция поэта, занятая им по отношению к гражданской войне

Молитва за тех и за других, - кажется весьма парадоксальной, если не соотносить ее с мировоззренческими установками поэта. Действительно, можно ли одновременно придерживаться двух противоположных точек зрения? Однако сам Волошин был убежден, что именно совместной борьбой двух враждующих сторон обеспечивается прорыв вперед. Позицию поэта, видимо, надо понимать так, что он молился о том, чтобы ни одна из сторон не потерпела поражения, поскольку, согласно одной из его основных идей, «Нет братства в человечестве иного, Как братство Каина» [Волошин 1995а, с. 208], то есть любое братство - это братство именно враждующих сторон. Какой-то смысл в этой жестокой и кровавой усобице поэт видел только в том случае, если обе враждующие стороны сумеют прийти к взаимному признанию: «Один из обычных оптических обманов людей, безумных политикой, в том, что они думают, что от победы той или иной стороны зависит будущее. На самом деле будущее никогда не зависит от победы одного принципа.» [Волошин 2008г, с. 497]. Будущее строится

Бужор Е.С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина

тогда, когда две правды, два принципа противопоставляются друг другу, не уничтожая, а в устойчивом равновесии, давая точку опоры для всего здания. Отсюда негативная оценка большевизма, как главной движущей силы революции.

В то же время, в отличие от социализма, представлявшегося Волошину заемным явлением, большевизм виделся ему явлением национальным. Так, он пишет в своей статье «На весах поэзии»: «Большевизм. явление национальное. Суть в том, что древняя, темная, историческая жизнь России, так долго скрывавшаяся под спудом империи, сразу выступила из берегов, как только большевистская пропаганда... обратилась с призывом. Тогда из народных глубин поднялись страшные призраки 16 и 17 века. большевизм оказался неожиданной и глубокой правдой о России» [Волошин 2008а, с 428]. В другой статье - «Русская бездна» - поэт повторяет: «Не будем закрывать глаза: большевизм - русское явление. Пусть его микробы были выведены в Германской лаборатории и введены в наш организм недобрыми руками, но они нашли в русской психологии особо благоприятную почву для развития, они проникли сквозь все наши исторические скважины, они сами претворились и переродились в нас, загорелись нашим горением, и теперь мы заражаем ими как нашей собственностью - славянской заразой». Главной силой большевизма автор считает пропаганду: «.он побеждает не силой мускулов, а чем-то вроде японских приемов борьбы. Большевики в совершенстве изучили все болючие сухожилия человеческого мозга и прекрасно знают все центры жадности, стяжания, эгоизма, которые достаточно придавить, чтобы сразу и безошибочно овладеть психологией пациента» [Волошин 2008д, с. 413-416]. В своей статье «Соломонов суд», написанной в сентябре-октябре 1919 г. по поводу осуждения генерала Н.А. Маркса судом Добровольческой армии в связи с его сотрудничеством с большевиками, М. Волошин прямо говорит о большевизме как психологической опасности, отождествляя его с нетерпимостью к противнику, желанием его непременного уничтожения. «"Большевизм" - это. вовсе не то, что человек исповедует, а то, какими средствами и в каких пределах он считает возможным осуществлять свою веру». «Заражены большевизмом... те, которые пылают гневом классового мщения и валят своих врагов в одну кучу без разбора...» [Волошин 2008е, с. 435-436]. Поэтому автор считал большевиками не только красных, но и белогвардейцев, которые устраивали террор в отношении своих политических противников.

Таким образом, своеобразие позиции, которую М. Волошин занимает в период гражданской войны, можно в самом общем виде сформулировать так: быть в гуще борьбы среди враждующих, не поддерживая никого из них. Поэт не только противопоставил господствующей тогда враждебности свою позицию примирения, он противопоставил всем имевшим тогда место политическим платформам - социализму, монархизму, анархизму, буржуазному парламентаризму и др. - свой собственный политический идеал: «Я писал в десятках органах, от самых правых, до самых левых, и ни один из них не соответствовал моим политическим взглядам, так как я имею претензии быть автором собственной социальной системы, не соответствующих ни одной из существующих» (цит. по: [Воспоминания о Максимилиане Волошине 1990, с. 686]). В противовес революционной борьбе за материальные интересы, отождествляемой поэтом с социализмом, политический идеал Волошина представлял собой революционную борьбу за духовные интересы: Россия должна идти к религиозной революции, а не к социальной. В этом ключе была написана статья «Вся власть патриарху», напечатанная в газете «Таврический голос» 22 декабря 1918 г. Основной ее идеей была попытка указать на единственно, по мнению ее автора, возможный способ примирения - духовное взаимопонимание. М. Волошин верил, что, переболев мечтой о социальном рае, страна обязательно придет к духовному воскрешению.

Свою «социальную систему» Волошин определяет следующим образом: «Я вижу только один социальный строй, согласный с духов Христовым: когда каждый будет работать на других бесплатно, а нужное для себя будет получать в виде милостыни. Чтобы все было благодеянием и даром. Чтобы весь экономический строй был основан на нищенстве» [Волошин 1994 б, с. 136]. Волошин вполне определенно указывает координаты такого строя: «Мой единственный идеал - это Град Божий. Но он находится не только за гранью политики и социологии, но даже и за гранью времен. Путь к нему

Вся крестная, страстная история человечества». «Я не могу иметь политических идеалов потому, что они всегда стремятся к наивозможному земному благополучию и комфорту. Я же могу желать своему народу только пути правильного и прямого, точно соответствующего его исторической, всечеловеческой миссии. И знаю заранее, что этот путь - путь страдания и мученичества». Это убеждение, безусловно, отражало общий дух русской философии. Так, у Н. Бердяева читаем: «Но путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских.Старая Россия, в которой было много зла и уродства, но также и много добра и красоты, умирает» [Из бездны... 1990, с. 89]. Таким образом становится более понятной позиция Волошина: «Я равно приветствую и революцию, и реакцию, и коммунизм, и самодержавие.» [Волошин 2008г, с. 503]. В самом деле, революции, анархия, смута - все это вехи России на пути мученического восхождения к идеалу - Граду Невидимому, «конечное преображение земного царства в церковь» [Волошин 2008г, с. 492].

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Волошин М. Бунтовщик // Волошин М. Жизнь - бесконечное 1. познанье: Стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения. М.: «Педагогика-Пресс», 1995а.

2. Волошин М. Жизнь - бесконечное познанье: Стихотворения и 2. поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения. М.: «Педагогика-Пресс», 1995б.

Voloshin M. (1995). Buntovshchik. In: Voloshin M. Zhizn" - besko-nechnoe poznan"e: Stikhotvoreniya i poemy. Proza. Vospminaniya sovremennikov. Posvyashcheniya. «Pedagogika-Press», Moskva. Voloshin M. (1995). Zhizn" - beskonechnoe poznan"e: Stikhotvoreniya i poemy. Proza. Vospominaniya sovremennikov. Posvyashcheniya. «Pedagogika-Press», Moskva.

Symbol of the Epoch: Persons, Books, Events Das Symbol der Epoche: Personen, Bucher, Veranstaltungen

Бужор Е.С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина

3. Волошин М. На весах поэзии // Волошин М. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 2. Проза 1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. М.: Эллис Лак, 2008а.

4. Волошин М. О революции // Волошин М. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 2. Проза 1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. М.: Эллис Лак, 2008б.

6. Волошин М. Письмо к Л. Каменскому от 1 января 1924 года // Крым Максимилиана Волошина / Под ред. З. Давыдова, В. Купченко. Киев: «Мистецтво», 1994а.

8. Волошин М. Пророки и мстители // Волошин М. Собрание сочинений. Т. 3. Лики творчества, книга первая. О Репине. Суриков. М.: Эллис Лак, 2005.

9. Волошин М. Пути России // Волошин М. Собрание сочинений. Т.

6. Кн. 2. Проза 1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. М.: Эллис Лак, 2008в.

10. Волошин М. Путями Каина // Волошин М. Собрание сочинений. Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1891 - 1931. М.: Эллис Лак, 2004.

11. Волошин М. Россия распятая // Волошин М. Собрание

сочинений. Т. 6. Кн. 2. Проза 1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. М.: Эллис Лак, 2008г.

12. Волошин М. Русская бездна // Волошин М. Собрание

сочинений. Т. 6. Кн. 2. Проза 1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. - М.: Эллис Лак, 2008д.

13. Волошин М. Соломонов суд // М. Волошин Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 2. Проза 1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. М.: Эллис Лак, 2008е.

14. Волошин М. Эмиль Верхарн // Волошин М. Собрание

сочинений. Т. 6. Кн. 1. Проза 1906-1916. Очерки, статьи, рецензии. М.: Эллис Лак, 2007.

15. Воспоминания о Максимилиане Волошине. М.: Советский

писатель., 1990.

16. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Изд. Моск. унив., 1990.

17. Менделевич Э. Исторические взгляды Максимилиана Волошина// Менделевич Э.С. «Пойми простой урок моей земли.» (Статьи о Максимилиане Волошине). Орел: Труд, 2001.

18. Пинаев С. «Нам ли весить замысел Господний?» (Историософия М. Волошина) // Родина. 1996. № 2.

3. Voloshin M. (2008). Na vesakh poezii. In: Voloshin M. Sobranie sochinenii. T. 6. Kn. 2. Proza 1900-1927. Ocherki, stat"i, lek-tsii, retsenzii, nabroski, plany. Ellis Lak, Moskva.

4. Voloshin M. (2008). O revolyutsii. In: M. Voloshin Sobranie sochinenii. T. 6. Kn. 2. Proza 1900-1927. Ocherki, stat"i, lektsii, retsenzii, nabroski, plany. Ellis Lak, Moskva.

5. Voloshin M. (1998). Pis"mo k A.V. Gol"shtein ot 17 iyulya 1917 goda. Zvezda. 1998. N 4.

6. Voloshin M (1994). Pis"mo k L. Kamenskomu ot 1 yanvarya 1924 goda. In: Krym Maksimiliana Voloshina. Pod red. Z. Davydova, V. Kupchenko. «Mistetstvo», Kiev.

8. Voloshin M. (2005). Proroki i mstiteli. In: Voloshin M. Sobranie sochinenii. T. 3. Liki tvorchestva, kniga pervaya. O Repine. Su-rikov. Ellis Lak, Moskva.

9. Voloshin M. (2008). Puti Rossii. In: Voloshin M. Sobranie sochinenii. T. 6. Kn. 2. Proza 1900-1927. Ocherki, stat"i, lektsii, retsenzii, nabroski, plany. Ellis Lak, Moskva.

10. Voloshin M. (2004). Putyami Kaina. In: Voloshin M. Sobranie sochinenii. T. 2. Stikhotvoreniya i poemy. 1891-1931. Ellis Lak, Moskva.

11. Voloshin M. (2008). Rossiya raspyataya. In: Voloshin M. Sobranie sochinenii. T. 6. Kn. 2. Proza 1900-1927. Ocherki, stat"i, lektsii, retsenzii, nabroski, plany. Ellis Lak, Moskva.

12. Voloshin M. (2008). Russkaya bezdna. In: Voloshin M. Sobranie sochinenii. T. 6. Kn. 2. Proza 1900-1927. Ocherki, stat"i, lektsii, retsenzii, nabroski, plany. Ellis Lak, Moskva.

13. Voloshin M. (2008). Solomonov sud. In: Voloshin M. Sobranie sochinenii. T. 6. Kn. 2. Proza 1900-1927. Ocherki, stat"i, lektsii, retsenzii, nabroski, plany. Ellis Lak, Moskva.

14. Voloshin M. (2007). Emil" Verkharn. In: Voloshin M. Sobranie sochinenii. T. 6. Kn. 1. Proza 1906-1916. Ocherki, stat"i, retsenzii. Ellis Lak, Moskva.

15. Vospominaniya o Maksimiliane Voloshine. Sovetskii pisatel", Moskva. 1990.

16. Iz glubiny. Sbornik statei o russkoi revolyutsii. Izd. Mosk. univ., Moskva. 1990.

17. Mendelevich E. (2001). Istoricheskie vzglyady Maksimiliana Voloshina. In: Mendelevich E.S. (2001). «Poimi prostoi urok moei zemli...» (Stat"i o Maksimiliane Voloshine). Trud, Orel.

18. Pinaev S. (1996). «Nam li vesit" zamysel Gospodnii?» (Istoriosofiya M. Voloshina). Rodina. N 2.

ASSESSMENT OF RUSSIAN REVOLUTION IN THE WORK OF MAXIMILIAN VOLOSHIN

Evgeniya S. Buzhor, a graduate of Moscow State Pedagogical University, second year postgraduate student at the Department of History of Philosophy, Russian University of Peoples" Friendship (Moscow)

E-mail: [email protected]

The paper discusses the conception of Russian Revolution of 1917 presented in the writings of Russian poet Maximilian Voloshin (1877- 1932). Voloshin understands revolutions not as extraordinary but as "natural" phenomena of world"s history. This view is based on his fundamental concept that rebellion is at the root of the human progress. In his poem "Cain"s Ways" the poet modifies the first words of the Gospel of John: In the beginning there was a Rebellion. For the poet the world is composed of two elements: inert, material and creative, spiritual. The bearer of this creative element is Man therefore Man is the revolutionary, rebellious creature. The first rebel was Cain who thereby is the real founder of human history that is considered by Voloshin as a successive sequence of rebellions against the traditional structures.

Voloshin"s view of Russian Revolution is based on this general pattern however is more complex since the poet takes into consideration its national and historical character. Besides the poet"s assessment of Russian Revolution was not static but has changed as the Revolution was developing and assuming new images.

Initially Voloshin was thinking that Russian Revolution had same grounds as the Great French Revolution. In his opinion both revolutions were driven by the idea of Justice. However being an abstract and rigorous idea Justice would inevitable lead to Terror. Therefore unlike his contemporaries who welcomed the peaceful demolition of the monarchy Voloshin was cautious and anticipated more cruel and bloody stages of the Revolution. However in the soon time Voloshin changed his belief that Russian Revolution was driven by the idea of Justice since in his view Russia in fact did not have such radical social cleavages and hostility of classes that were characteristic for European nations. At the same time

Бужор Е.С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина

Voloshin rejected the idea that Russian Revolution was imported from the West and tried to fit it in the context of national history. This gave Voloshin, as he himself put it, a "rightful perspective point of view" that allowed him to see in the Russian Revolution not interruption but continuation of Russian national history. The reason of Revolution lies in the specific dual character of Russian monarchy: one the one side it was the most advanced part of Russian society that was modernizing other societal segments; one the other, Russian monarchy contained a conservative element that was necessary to hold the boundaries of the Russian Empire. In 19 century the conservative element in Russian monarchy intensified while the revolutionary aspect was pushed out and found a new bearer - Russian Intelligentsia - that fused with the original anarchism of popular masses. The combination of these factors generated Russian Revolution.

This approach explains Voloshin"s different evaluation of Socialism and Bolshevism. He denied Socialism as an alien element for Russian mentality since the ideas of Socialism were limited for the poet to the struggle of lower classes for material benefits. At the same time he considered the Bolsheviks who were advocates of the Socialism an organic and purely Russian phenomenon. The thing is that for Voloshin the Bolshevism was rather a psychological than political formation. Its main aspects for Voloshin were radical intolerance and hatred to the enemy for which he found roots in the national psychology. Therefore the poet considered that not only the Bolsheviks but their political adversaries were the bearers of the same spirit of Bolshevism. These ideas allowed Voloshin to work out his own attitude to the revolutionary struggle which consisted in the fact that one shall not support any of the feuding parties but call for their reconciliation, for overcoming the spirit of intolerance and hatred. Voloshin realized the vague chances of calling to peace the parties that were struggling for material interests and political power and believed that to achieve this ideal the Revolution shall change its character from material to spiritual. Voloshin acknowledged that his political ideal goes beyond the limits of the empirical world and proclaims a Religious Revolution that would lead to spiritual transformation and establishment of Civitas Dei. Any other, more mundane social and political ideals are palliatives that with the passing of time would necessarily generate new rebellions and new civil wars.

Keywords: revolution, the spirit of Russian history, spirituality, monarchy, socialism, Civitas Dei (City of God), a religious revolution

Образ Родины в историософской лирике Максимилиана Волошина.

Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, со склонённой головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает её; я думаю, что время слепых влюблённостей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной.
(П.Я.Чаадаев)

Очень разной предстаёт в стихах русских поэтов Россия. Горячо любимая, прекрасная, праздничная, торжественная, непобедимая и героическая – у Пушкина. Столь же любимая, «пламенно и нежно», хотя и «странною любовью», - у Лермонтова (но у него же – «страна рабов, страна господ»). Загадочная, непонятная уму, «Россия-сфинкс» - Тютчева. Страна боли, страданий и горечи – у Некрасова. Ковыльная, привольная, до боли родная – у Есенина. Россия Бунина, Россия Блока – всё это особые, непохожие друг на друга миры. Свою Россию создал в своём творчестве и М.А.Волошин.
«С Руси тянуло выстуженным ветром,// Над Карадагом сбились груды туч,// На берег опрокидывались волны,// Нечастые и тяжкие. Во сне// Как тяжело больной, вздыхало море,// Ворочаясь со стоном. Этой ночью// Со дна души вздувалось, нагрубало// Мучительно-бесформенное чувство - // Безмерное и смутное: Россия…»
Вот это ворочающееся со стоном, как тяжело больной во сне, море вызывает со дна души мучительно-бесформенное чувство – и это и есть Россия.
Несколькими строками поэт набрасывает панораму своей родины: «Как будто бы во мне самом легла// Бескрайняя и тусклая равнина <…> Остуженная жгучими ветрами.// В молчании вился морозный прах…// Ни выстрелов, ни зарев, ни пожаров. <…> Урал, Сибирь и Польша – всё молчало.// Лишь горький снег могилы заметал…// Но было так неизъяснимо томно,// Что старая всей пережитой кровью,// Усталая от ужаса душа// Всё вынесла бы, только не молчанье» (поэма «Россия»).
Это не место, где живут люди, а скорее кладбище. И душе здесь «томно», то есть мучительно тяжело, тягостно. Это жуткое, безмолвное кладбище – Россия.
В стихотворении «Северовосток» Россия – это ледяная равнина и «чёрный ветер». Сотни лет воет, веет этот ветер. «Сотни лет навстречу всем ветрам// Мы идём по ледяным пустыням…»
А в стихотворении «Китеж» «Вся Русь – костёр. Неугасимый пламень// Из края в край, из века в век// Гудит, ревёт… И трескается камень// И каждый факел – человек».
Три образа: костёр из живой плоти – сотни лет он жарко горит, так, что «трескается камень», и некуда спрятаться от этого пламени; ледяной ветер на бескрайней равнине, жгучий и беспощадный, как огонь, сотни лет он дует, и некуда спрятаться от него; и мёртвое, страшное, засыпанное «горьким снегом» кладбище.
Очень важны здесь слова: «бесформенное», «безмерное». В любой точке пространства горит этот костёр, везде воет этот ветер. Неважно, в какой это временной точке: «Ныне ль, даве ль – всё одно и то же» - ничего не меняется. Это какой-то морок вне пространства и времени.
Сердце России – Москва. Мозг России – Петербург. Мы помним пушкинскую Москву: «Перед нами// Уж белокаменной Москвы,// Как жар, крестами золотыми// Горят старинные главы», пушкинский Петербург, «Петра творенье», строгий, стройный, величественный.
Москва Волошина – «гнездо бояр, юродивых, смиренниц - // Дворец, тюрьма и монастырь». Москва, «как лютый крестовик-паук» «пряла при Тёмных и при Грозных// Свой тесный, безысходный круг».
Москва – мрачная, давящая сила: «неправдами, насильем, грабежами» она подчиняла себе Русь; как паук, душила всех, кто попался в её паутину. И вспоминается история московских князей: не благородством души, не отвагой и даже не умом стали они выше всех, а хитростью, коварством, дипломатической тонкостью, а где и подлостью, осторожностью, граничившей с трусостью, скопидомством, жестокостью, умением унижаться перед сильным и давить слабого. «Ломая кость, вытягивая жилы,// Московский строился престол…»
А Петербург у Волошина «…багровый, как гнойник,// Горячешный и триумфальный город,// Построенный на трупах, на костях…». И в стихотворении «Северовосток» проносится перед читателем видение «жутких Гатчин, страшных Петербургов».
Да и создатель этого города, русский царь, к имени которого мы привыкли прибавлять «Великий», - это совсем не тот страшный и прекрасный Пётр, герой и гений, труженик и воин, какого рисует Пушкин. Это мрачный изувер, безумец, кровавый деспот. Он одержим бредовой идеей «Россию перебросить,// Склонениям и нравам вопреки,// За сотни лет, к её грядущим далям». «Не то мясник, а может быть, ваятель - // Не в мраморе, а в мясе высекал// Он топором живую Галатею…»
Какой жуткий и странный образ: Пётр – сумасшедший ваятель, обращающийся с живой плотью как с камнем или деревом, высекающий то, что видится его больному воображению, «в мясе», а не в мраморе.
Мы чаще всего ставим в заслугу Петру I приобщение России к европейской культуре и науке. У Волошина же «Антихрист-Пётр распаренную глыбу// Собрал, стянул и раскачал,// Остриг, обрил и, вздёрнувши на дыбу,// Наукам книжным обучал…»
Галерея исторических персонажей в лирике Волошина – это своего рода паноптикум, собрание нравственных уродов, душевных калек, деспотов, безумцев, «неистовых хирургов», человекозверей.
Так, после смерти Петра «Волк Меншиков, стервятник Ягужинский,// Лиса Толстой, куница Остерман - // Клыками рвут российское наследство».
В период царствования императриц (XVIII век) «Россия задыхается под грудой// Распаренных грудей и животов» (поэма «Россия»). Какой омерзительный образ!
А в стихотворении «Китеж» об этом же историческом отрезке сказано: «Империя, оставив нору кротью,// Высиживалась из яиц,// Под жаркой коронованною плотью// Своих пяти императриц». Потом на престол восходит Николай I, «Десятки лет удавьими глазами// Медузивший засеченную Русь».
Тучные императрицы, восседающие на огромных яйцах, из которых высиживаются чиновники, городовые, палачи в красных рубахах; царь с медузьими глазами; другой царь, осатанело рубящий топором из живых тел статую Галатеи, - морок, страшный сон, царство безумия и абсурда. В русском искусстве трудно найти нечто подобное, но напрашивается сравнение с полотнами И.Босха и П.Брейгеля. Впрочем, удивительно ли это? Ведь М.Волошин – знаток европейской живописи, сам прекрасный художник.
Но Волошин не только рисует словом, он мыслит. Не случайно историософскими – осмысливающими историю – называют его стихотворения о России. Какие же наблюдения над русской историей сделал поэт?
Россия, по мнению М.Волошина, - это страна странных, мистических повторений: её история – это не развитие, не изменение, не путь, а нескончаемое повторение одного и того же, кружение на одном месте, как в страшном сне («Нас водит по болоту// Огней бесовская игра»). Меняются только «знаки и возглавья», только названия, только одежды – суть остаётся прежней.
Так, Пётра I поэт считает «первым большевиком», потому что, подобно большевикам, он хотел «Россию перебросить» сразу через сотни лет развития, в далёкое будущее, не считаясь с реальностью: «Он, как и мы, не знал иных путей,// Опричь указа, казни и застенка,// К осуществленью правды на земле».
В коммунистической революции поэт не видит ничего оригинального, нового – в сравнении с тем, что было в прошлые века: это всё тот же русский бунт, когда «Повоскресали из гробов// Мазепы, Разины и Пугачёвы - // Страшилища иных веков». Русским людям только кажется, что они движутся куда-то, что что-то с ними происходит, - это только обман, потому что «Все имена сменились на Руси…// Но выверты мышления всё те же». Поэтому «колёса вязнут в старой колее»: новое оказывается всё тем же старым.
Исторические персонажи и события разных эпох русской истории неотличимо схожи: «В комиссарах – дурь самодержавья,// Взрывы революции – в царях».

Россия М.Волошина – страна исторических миражей, фасадов, за которыми ничего нет: кажется, что что-то строится, меняется, но это только бутафорские домики из картона, только марево, только видимость, - исчезнет она – а там и нет ничего: всё та же голая мёртвая равнина.
И герои российской истории, её движущие силы, противоборствующие стороны, казалось бы, антагонистичные друг другу: самодержавие и революционеры-разночинцы, белые и красные – на самом деле неотличимо схожи. То, что отличает их друг от друга, - шелуха, а суть у них одна. Так, революционный русский интеллигент – это «…пасынок, изгой самодержавья// И кровь кровей, и кость его костей..» Поэт пишет, что «И белые, и красные Россию// Плечом к плечу взрывают, как волы, - // В одном ярме – сохой междуусобья… <…> Партийность и программы безразличны».
Какой-то рок тяготеет над Россией. «Не в первый раз, мечтая о свободе,// Мы строим новую тюрьму». Нам кажется, что мы идём вперёд, а мы кружимся, кружимся, кружимся – на одном и том же месте, бесконечно – и не можем вырваться из этого заколдованного круга. «Вне Москвы…// Вне медного Петра// Нам нет дорог…» Как будто и впрямь какой-то бес нас кружит по болоту.
Бесы, бесовская игра – любимые образы Волошина, когда он пишет о России. Это и традиционный для народного сознания образ («в поле бес нас водит, видно»), но в то же время он, видимо, восходит и к библейской (евангельской) традиции, согласно которой бес, вселяясь в человека, руководит им, а сам человек этого не замечает.

Что это такое – исконные российские пути, о которых говорит поэт, на которые мы неизменно вступаем, куда бы ни шли? Это насилие, произвол, рабство, травля наиболее достойных, подчинение самым недостойным, неуважение к себе и друг к другу, легкомыслие, безответственность, склонность во всём к крайностям, ширь души («У нас в душе некошеные степи»). Отсюда – удивительные противоречия русской истории: «При добродушьи русского народа, при сказочном терпенье мужика, - // Никто не делал более кровавой// И страшной революции, чем мы.// При всём упорстве Сергиевой веры// И Серафимовых молитв, - никто// С такой хулой не потрошил святыни».
То есть поэт видит причину наших бед в нас самих. И пока мы таковы, ничего не может измениться: всё равно рано или поздно «Вчерашний раб, усталый от свободы,// Возропщет, требуя цепей…»
Мрачная картина.
Но почему же человек, нарисовавший её, эстет, вскормленный Парижем, имевший возможность эмигрировать в спокойную цивилизованную Европу, подальше от бессудных расстрелов, тифа, крови, голода, - почему он не сделал этого?
Странный человек: он не отворачивается от жутких картин, разворачивающихся перед его взором. Приехав в 1918 году в Феодосию, он встречает мальчишку, радостно сообщившего: «А сегодня буржуев резать будут!» «Это меня настолько заинтересовало, что, приехав на два дня, я остался в городе полтора месяца». Почему не сбежал? Ведь в глазах резавших он тоже буржуй.
Ему нужно было увидеть и понять. Он должен быть узнать свою страну. Такова была любовь М.Волошина к родине: любить для него значило – понимать.
Заброшенный судьбой в самую пасть зверя, в самую гущу революционных безумий, этот мягкий интеллигент-мечтатель не отвёл глаз, не испугался. «Это ставит меня в эти годы (1919 – 1923), - писал Волошин в автобиографии, - лицом к лицу со всеми ликами и личинами русской усобицы и даёт мне обширнейший и драгоценный опыт. Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес веру в человека…»
Всё то страшное, абсурдное, что происходило на его глазах в России, не заставило поэта отвернуться от Родины. Он верит в свою страну, любит её, хочет остаться с ней до конца. В 1918 г., в разгар революционных безумий, поэт пишет стихотворение «Из бездны», где есть такие строки: «Полночные вздулись воды,// И ярость взметённых толп// Шатает имперский столп// И древние рушит своды.// Ни выхода, ни огня…// Времён исполнилась мера.// Отчего же такая вера// Переполняет меня?// Для разума нет исхода,// Но дух ему вопреки// И в безднах чует ростки// Неведомого всхода».
И тот же мотив странной, мистической любви и веры в Россию звучит в похожем темой, содержанием, даже названием стихотворении 1922 года «На дне преисподней». И здесь сначала мрачная, безнадёжная картина преисподней; поэт совершенно ясно, трезво видит свою весьма вероятную судьбу: «И на дне твоих подвалов сгину// Иль в кровавой луже поскользнусь», - и здесь же удивительная строчка: «Горькая детоубийца – Русь!» А дальше поэт пишет: «Но твоей Голгофы не покину,// От твоих могил не отрекусь.// Доконает голод или злоба,// Но судьбы не изберу иной:// Умирать, так умирать с тобой// И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!»
Какая сила горькой и вместе с тем светлой любви к родине в стихотворении поэта, которого часто называли рассудочным, неэмоциональным!
Как мог человек, видевший свою страну такой: ужасной, абсурдной, кровавой «детоубийцей», - всё-таки любить её, верить в неё? Если мы сможем это понять, то нам откроется не только духовный мир поэта, тайна его стихов, но и многое в нас самих.
То страшное, что происходит в России, для поэта не бессмысленно. В муках, страданиях есть смысл. Так, стихотворение «Северовосток» завершается следующими строками: «Нам ли весить замысел Господний?// Всё поймём, всё вынесем любя, -// Жгучий ветр полярной преисподней,// Божий бич, приветствую тебя!»
Похожий мотив есть и в более раннем (1917) стихотворении «Мир»: «О, Господи, разверзни, расточи,// Пошли на нас огнь, язвы и бичи <…> Чтоб искупить смиренно и глубоко// Иудин грех (речь идёт о Брестском мире, который Волошин считал предательством – В.С.) до Страшного Суда!»
Всё уродливое, страшное – это Божий бич, это искупление греха, это возмездие. Это справедливо и послано нам как знак, как сигнал того, что мы на неправедном пути. Мы не оставлены Богом, раз Бог нас наказывает. Нам нужно только понять, за что нам послано это наказание.

В своём отрицательном взгляде на Россию М.Волошин – европеец, мнение которого почти совпадает с мнением А. де Кюстина, автора знаменитой книги «Россия в 1839 году». Но положительный идеал поэта – не европейский. Он не хочет для своей страны сытой, благоустроенной, цивилизованной жизни, где торжествуют формальный закон и комфорт, но откуда изгнан человек, его душа, его дух. Он хочет для своей родины другого. «Из крови, пролитой в боях,// Из праха обращённых в прах, <…> Из преступлений, исступлений - // Возникнет праведная Русь.// Я за неё за всю молюсь// И верю замыслам предвечным <…> Она мостится на костях,// Она святится в ярых битвах,// На жгучих строится мощах,// В безумных плавится молитвах».
М.Волошин верит в праведную Русь, в особую миссию России, её особое предназначение – не такое, как у мещанской Европы. В этом М.Волошин близок Ф.Тютчеву.
В стихотворении «Китеж» поэт обыгрывает легенду о граде Китеже, древнерусском городе, погрузившемся на дно озера Светлояр и тем спасшемся от татарского поругания. Для Волошина Китеж – символ русской чистоты, совестливости. Хотя «Святая Русь покрыта Русью грешной (как Китеж водами озера – В.С.),// И нет в тот град путей…», хотя на поверхности видны лишь неправды, насилия, самокалечение, но «На дне души гудит подводный Китеж - // Наш неосуществимый сон».
В письме А.М.Петровой от 9.12.1917 года М.Волошин интересно рассуждает об имени «славяне». «Знаменательно имя «славяне». Для Запада оно звучит как имя рабов (esclavi). Раб и славянин по-латыни – синонимы… Но внутренний смысл славянства, то, что оно тайно несёт в себе, - это Слава, Слово: Право Славии». Для Запада – рабы, а для самих себя – тайные носители божественного Слова, нездешней Славы. В этом особое призвание России.
Вот почему человек, сказавший: «И в мире нет истории страшней,// Безумней, чем история России,» - всё-таки видит свет в, казалось бы, кромешной тьме. «У меня есть вера в Русь, но есть и отношение европейца к Российскому государству, и от него я не хочу и не могу отказаться,» - пишет М.Волошин. Русь и Российское государство здесь разделены. Государство –нечто преходящее; Русь – вечная сущность России, её тайная духовная миссия, которую М.Волошин ставил превыше всего. Так что, боюсь, то, что сейчас происходит с нами, ужаснуло бы поэта больше, чем все безумства коммунистической революции.

Русский народ для М. Волошина – не столько народ-преступник, сколько народ-дитя, он не зол, а скорее незрел. Значит, ему нужно взрослеть. А это значит научиться любить свою родину не по-детски, некритичной и слепой любовью, а так, как любят взрослые, - понимая её.

*Использованные произведения: «Россия» (1915), «Мир» (1917), «Из бездны» (1918), «Родина» (1918), «Неопалимая купина» (1919), «Китеж» (1919), «Заклинание» (1920), «Северовосток» (1920), «На дне преисподней» (1922), поэма «Россия» (1924).

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (28 мая 1877 – 8 ноября 1932) – прославленный русский поэт, один из самых значительных представителей движения символистов в русской культуре, литературный и художественный критик, печатавшийся во многих журналах начала XX века («Весы», «Золотое Руно», «Аполлон»). Он известен также блестящими переводами на русский язык ряда французских поэтических и прозаических произведений.

Молодость Волошина

Волошин родился в Киеве в 1877 году. Он провел детство в Севастополе и Таганроге. В 1893 году его мать купила дешевый участок земли в крымском Коктебеле. По окончании средней школы Волошин поступил в Московский университет – как раз во время, когда в России ширилось радикальное студенческое движение. Волошин принял в нём активное участие и в 1899 был исключён из университета.

Не обескураженный этим, Максимилиан Александрович стал путешествовать по всей России, часто пешком. Сам он так описывал этот период своей жизни:

«…Доживался последний год постылого XIX века: 1900 год был годом "Трех разговоров" Владимира Соловьева и его "Письма о конце Всемирной Истории", годом Боксерского восстания в Китае, годом, когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен. То же, что Блок в Шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря, я по-своему переживал в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов».

Возвратившись в Москву, Волошин не пробовал восстановиться в университете, а продолжил путешествия – теперь в Западную Европу, Грецию, Турцию и Египет. Пребывание в Париже и поездки по Франции глубоко повлияли на Максимилиана Александровича. Волошин вернулся в Россию «настоящим парижанином».

В то время в России существовало много литературных групп и направлений, создавших «Серебряный век русской поэзии». Но Волошин стоял в стороне от них, хотя был близким другом многих выдающихся деятелей культуры. «Я – Прохожий, близкий всем, всему чужой», – писал он сам о себе.

Портрет Максимилиана Волошина. Художник Б. Кустодиев

Когда один «сумасшедший» порезал ножом знаменитую картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», шокировав этим интеллектуальную Россию, Волошин был единственным человеком в стране, который защищал виновного, усматривая в его поступке уместный эстетический протест против «безвкусной» картины, изображающей кровь.

Волошин вступил в кратковременный брак с художницей Сабашниковой, но они вскоре расстались. Максимилиан Александрович вернулся обратно в крымский Коктебель, где прошла большая часть его детства. Первый сборник стихов Волошина появился в 1910 году, за ним последовали и другие. В 1914 было издано полное собрание его сочинений. Поэт оказал горячую и бескорыстную поддержку юной, никому не известной Марине Цветаевой в начале её творческого пути.

Волошин в смутные годы

В начале Первой Мировой войны Волошин, живший тогда в Швейцарии, написал глубокие и проницательные стихотворения, полные философского и исторического анализа современных ему трагических событий. Он зарекомендовал себя убеждённым гуманистом, призывая «в дни революций быть Человеком, а не Гражданином», «в смутах усобиц и войн постигать целокупность. Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих» (стихотворение «Доблесть поэта»).

Волошин переехал во Францию, где оставался до 1916. За год до Февральской революции в России, Максимилиан Александрович вернулся на родину и поселился в Коктебеле, где ему предстояло остаться до конца жизни. Последовавшая за этим Гражданская война побудила Волошина к написанию длинных стихов, где он пытался выявить связь между тем, что происходило тогда в России, и её далеким, мифологизированным прошлым. Позднее, Волошина обвиняли в самом страшном для большевизма грехе: самоустранении от политической борьбы между красными и белыми. На самом деле, он старался защищать белых от красных и красных от белых. Во время Гражданской войны его дом был подпольным убежищем для людей обеих партий, если им грозила опасность.

Ни у одного другого поэта произведения никогда не были так тесно связаны с местом, где он жил. Волошин воссоздавал полумифический мир Киммерии в картинах и стихах, писал пейзажи первозданного Восточного Крыма. Сама природа, казалось, отвечала на искусство Максимилиана Александровича. К востоку от теперешнего Музея Волошина (его бывшего дома), есть гора, форма которой странно напоминает профиль поэта.

Волошин чудом пережил Гражданскую войну. В 1920-е годы он устроил в своем доме бесплатный дом отдыха для писателей. Максимилиан Александрович всегда с пренебрежением относился к идее частной собственности, однако продолжал черпать большую часть своего вдохновения из одиночества и созерцания природы.

В последние годы жизни Максимилиан Волошин снискал признание и как тонкий акварельный живописец. Некоторые из его картин сейчас принадлежат музеям по всему миру, другие находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Творчество Волошина и память о нём

Хотя некоторые критики ставят весьма разнородную по достоинству поэзию Волошина ниже стихов Пастернака или Ахматовой , признано также, что она содержит глубокие философские прозрения и рассказывает нам о русской истории больше, чем творчество любого другого поэта. Многие из мыслей Волошина кажутся пророческими. Цельность миросозерцания и глубина идей Максимилиана Александровича привели к замалчиванию его наследия в советском государстве. За период 1928-1961 не было опубликовано ни одного его стихотворения. Если бы Волошин не умер от инсульта в 1932 году, то, почти несомненно, стал бы жертвой Большого Террора. «Не в первый раз, мечтая о свободе, мы строим новую тюрьму», – провидчески пишет он в одном из лучших своих произведений – «Китеж».

Небольшая деревня Волошина Коктебель в Юго-Восточном Крыму, которая вдохновила так много его стихов, по-прежнему сохраняет память о своем знаменитом обитателе. Максимилиан Александрович похоронен там на горе, ныне носящей его имя. Волошинский «Дом поэта» (ныне музей) продолжает привлекать людей из всех частей света, напоминая о днях, когда его гостеприимный хозяин собирал вокруг себя множество стихотворцев, художников, актеров, ученых и путешественников. Максимилиан Волошин считается одним из самых замечательных поэтов русского Серебряного века.

Русский поэт и мыслитель начала 20 века М.Волошин в своем поэтическом и публицистическом творчестве выразил, наверное, самое парадоксальное, равно как и самое интересное понимание феномена революций вообще и русской революции в частности.

Его удивительная личностная и мировоззренческая позиция в период русских революций начала 20 века, когда поэт с одинаковым участием призывал молиться и за белых, и красных – меж тем выражала продуманные убеждения, охватывающие собой как исторические и политические, так культурные спектры.

Выражение этих волошинских взглядов нашло отображение в творчестве (публицистика 1918-1920 гг. и, конечно же, поэзия).

Для поэта особенно характерна так называемая интеллектуальная поэзия, поэтому не только его критические или эпистолярные тексты, но и стихи отчетливо отображали воззрения автора на политику, философию и историю России современного ему и прошлых ее периодов.

Революция как «незыблемый момент» истории

В статье от 1906 года поэт провозглашает основу своего понимания всякой революция, говоря, что в человеческой истории неизменно существуют повторяющие «моменты», которые он называет революциями. Более того, волошинская мысль объявляет их совершенно естественными явлениями, поскольку именно мятеж (или революционный порыв) — это часть всего эволюционного развития. (Наиболее полно эта позиция выразится у поэта в «Путях Каина», поэме, подзаголовок которой был обозначен автором не иначе как – трагедия материальной культуры).

  • Начало костное
  • Начало творческое

Последнее ассоциируется у поэта-мыслителя с огнем. А носитель этого огня творчества – человек. У Волошина человек огнеподобен, следовательно, он мятежник по природе или революционер.

Первый революционер человечества у Волошина

Таким первым человеком-мятежником поэт называет Каина. По его мнению, именно с бунта этого героя библейской мифологии и началась уже сама история людей. Она реализовывалась в дальнейшем через постоянные моменты революций, которые были направленные против того, что уже стало достоянием культуры.

Волошин и русская революция

Понимание революции вообще и понимание конкретной русской революции, вернее, нескольких революций в стране в начале века — разные явления. Во втором случае, оно сопряжено с конкретикой истории страны, ее национальными особенностями и т.д.

Так вот в самом начале революционных событий, когда собственный лик русской революции еще не был отчетливо различен, поэт Волошин, да и все современные ему мыслители, соотносили его с историей конкретной французской революции. В числе основных ее причин поэту виделся «кризис» справедливости, а революционные события он сравнивал с пароксизмом этого чувства.

Меж тем, поэт еще на французской истории обнаруживает трагизм противоречий между идеями и чувством справедливости и вызванным ими террором. Иными словами, автор отмечает, что даже произведенная во имя высоких идей революция, которая затем тотально насаждает эту абстрактную справедливость, заканчивается войной и в пределе общим истреблением.

А) своеобразие государственного строя, где вместе с сильным началом сдерживания и охранения (применительно к собираемым новым территориям) русскому самодержавию самому свойственна мятежность.

в России монархическая власть во все времена была радикальнее управляемого ею общества и всегда имела склонность производить революцию сверху

Б) проявление оппозиции. В 19 веке, по мнению Волошина-публициста, именно самодержавие «выделило из себя» революционную часть общества (интеллигенцию, разночинцев) и отдалило ее от всей системы государственных отношений, поставив в оппозицию и заставив действовать.

В) исконное бунтарство и анархизм. Эти черты поэт относил к неизменной особенности русской ментальности.

Данные составляющие у Волошина и явились сплавом разорвавшихся в 1917 году противоречий.

«с одной стороны, безграничная анархическая свобода личности и духа, выражающаяся во всем строе совести, мысли и жизни; с другой же - необходимость в крепком железном обруче», который мог бы сдержать весь сложный конгломерат… империи».

Однако имперская государственность у поэта просто необходима стране, она является крепкими и даже огнеупорными стенами, внутри которых происходили страшные и очень разрушительные процессы реакции ее совести.

Большевизм и революция в понимании Волошина

Можно сказать, что он первым назвал большевиков прямыми продолжателями политики самодержавия. Поэт считал, что они лишь поначалу явились отрицателями и разрушителями имперской государственности России. Продвигаясь далее, они стали строить те же «стены империи», сокрушенные ими в революционном порыве.

А социальный идеал, провозглашенный ими, был неприемлем мыслителем сразу, хотя, следует заметить, что саму революцию Волошин в целом принимал.

Социализм как европейское изобретение он обозначал как «неорганичное» для России, поскольку в его основе поэт видел возвеличивание «комфортабельного эгоизма», которое ограничивается якобы распределением по справедливости, но нисколько не занимается ни практическим, ни моральным упорядочиванием его. Волошин в одном из писем даже склонен считать весь марксизм научным абсурдом.

В итоге получается, что все революционная борьба, идущая под лозунгами социалистических целей на деле:

  • Является мятежом за потребление (как пролетариата, так и буржуа),
  • Не выводит общество из круга несправедливости как государственного устройства,

Поскольку базируется на все том же принципе присвоения и расширения возможностей такого присвоения.

Война как итог революций

Ошибочная односторонность революционных целей неизменно приводит к разрушению и войне. Это еще один итог мятежа по Волошину. Однако сам поэт в условиях Гражданской войны призывал к «братству Каина», молясь за обе противоборствующие стороны. В победе одной из них поэт не видел будущего, которое возможно для него лишь в устойчивом балансе этих двух «правд» истории. Поэтому смысл всей крови гражданской войны поэт видел лишь в обретении и признании такого «Каинова братства».

Большевизм как национальная черта

Если идеи социализма у поэта определялись как привнесенные, то феномен большевизма Волошин всецело называл национальным. В нем, по мнению публициста, скрыта темная и древняя суть, которую сдерживало самодержавие и которая вскипела тотчас же, когда оно пало.

«Тогда из народных глубин поднялись страшные призраки 16 и 17 века… большевизм оказался неожиданной и глубокой правдой о России»

Правда эта состояла в том, что она являла собой отчаянную нетерпимость, желание тотального уничтожения противника, что, по мнению поэта, характеризует большевизм как психологическую заразу и опасность.

«”Большевизм” - это … вовсе не то, что человек исповедует, а то, какими средствами и в каких пределах он считает возможным осуществлять свою веру».

Именно поэтому классовая ненависть – это признак большевизма у поэта — свойствен не только красному террору, но и белым, сеявшим аналогичные кровавые жертвы среди своих врагов.

Социальный идеал революции у Волошина

Идеалом для поэта была, впрочем, тоже революция. Но революция, не имеющая материальных целей, а несущая стране духовное воскрешение. Об этом Волошин пишет в статье «Вся власть патриарху», где обозначает единственный для страны путь к гражданскому примирению – духовный.

Мечта о социальном рае обязательно рухнет, — считает он, — тогда и свершится самая важная для России революция – религиозная.

Устройство же новой социальной системы будет базироваться на духе Христовом. Работать гражданин будет бесплатно, необходимое же ему для жизни он получит как милостыню. Тогда все вокруг будет иметь формы лишь благодеяния и дара. А вся экономика будет основана на нищенстве.

Такой путь должна пройти не только Россия, но и все человечество, в этом его крест, убежден поэт.

«Я равно приветствую и революцию, и реакцию, и коммунизм, и самодержавие…»

Поскольку все это лишь точки исторического и миссионерского пути страны в Град Божий. Мы лишь отметим здесь еще одно – все эти мировоззренческие позиции поэта Волошина прямо перекликаются с основной и особенно с ее .

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь