Мобильная лекотека выдает игрушки на дом. Концепция модели российской лекотеки

Лекотека (от шведского слова leco - игрушка, с греческого theke – хранилище, собрание, коллекция) – это система психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями развития.

Для максимальной реализации потенциала, для формирования достойной жизненной перспективы каждого воспитанника дома ребенка, его образования, воспитания и социализации в Доме ребенка № 19 с декабря 2012 г. реализуется проект: «Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».

Основная цель лекотеки - создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Задачи лекотеки:

1. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей.

2. Подбор адекватных средств общения с ребенком.

3. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.

4. Подбор оптимальных способов обучения ребенка.

5. Проведение индивидуальных развивающих и психолого-коррекционных занятий согласно индивидуальному плану.

6. Формирование предпосылок для успешного устройства ребенка в семью.

Игровой сеанс - это основная форма работы педагога в лекотеке с ребенком. Игровой сеанс направлен на решение основных задач индивидуально- ориентированной программы.

Этапы внедрения проекта «Лекотека» в домах ребенка:

Подготовительный этап:

Знакомство сотрудников дома ребенка (педагогического и медицинского персонала) с проектом «Лекотека»;

Отбор и обучение специалистов дома ребенка по проекту «Лекотека»;

- подготовка оборудования и организация среды для реализации проекта «Лекотека».

Реализационный этап:

Отбор детей в целевую группу;

Разработка специалистами лекотеки индивидуально-ориентированных программ развития ребенка;

Проведение индивидуальных игровых сеансов с детьми;

Видеосъемка игровых сеансов с целью дальнейшей коррекции психолого-педагогического воздействия и др.

Результаты проектной деятельности:

Укрепление доверительных отношений со взрослым;

Пробуждение интереса к совместной деятельности;

Высокое эмоциональное вовлечение ребенка в общение со взрослым;

Возрастание речевой активности;

Активизация познавательного интереса;

Раскрытие эмоционального и интеллектуального потенциала;

Гармонично дополняет, углубляет и расширяет деятельность учреждения.

Светлана Чеканова
Организация деятельности Лекотеки на базе дошкольной образовательной организации

Организация деятельности Лекотеки

на базе дошкольной образовательной организации

(из опыта работы)

В образовательной ситуации в России и в Белгородской области сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный образовательный процесс ребенка дошкольного возраста . Внимание обращено на формы , методы и средства образования , которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка .

Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями Лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста . Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе, с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей (законных представителей) .

Слово «лекотека » («Lekotek» ) произошло от шведского «leko» , что значит «игрушка» , и греческого «tek» - «собрание » , «коллекция» , то есть лекотека – помещение , где можно играть и общаться со специалистами.

Воспитанники лекотеки - дети с нарушениями развития или выраженными пси-хогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разные : двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или же сочетанные.

Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности .

Цели лекотеки :

Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

Психологическая поддержка семьи;

Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения , помощь в

адаптации в семье и других социальных группах.

Задачи лекотеки :

Психолого-педагогическое обследование детей и родительско -детского взаимодействия;

Предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;

Вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции;

Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;

Подбор адекватных средств общения с ребенком;

Помощь в личностно-социальном развитии;

Подбор оптимальных способов обучения маленького человека;

Проведение развивающих и психокоррекционных занятий по индивидуальному плану;

Формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях ;

Нормализация родительско - детских отношений;

Помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении

психологических проблем, связанных с этим.

Перечень нормативных документов Федерального уровня

Конвенция ООН о правах ребёнка и о правах инвалида.

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон № 5487-1-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

Федеральный Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» .

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ».

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования "

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом президента РФ от 01.06.2012г. №7761

Предусматривает меры :

Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней , гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства , а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование .

Перечень нормативных документов

регионального и муниципальног уровней

Постановление Правительства Белгородской области от 18.02.2013 г. №44-пп "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2013 - 2017 годы"

Распоряжение Правительства Белгородской области от 02.03.2015г. №122-пп "Об утверждении плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2015 - 2017 годы"

Приказ департамента образования от 22 .07.2016 г. № 2452, департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 22.07.2016 г. № 834 «Об организации деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Белгородской области»

Приказ департамента образования Белгородской области от 18.08.2016г №2678 «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области»

Приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 22 декабря 2015 г. № 1689 «Об утверждении Плана мероприятий по развитию вариативных форм в сфере дошкольного образования для обеспечения местами в дошкольных организациях детей в возрасте до 3 лет на территории Старооскольского городского округа»

В 2009 году на базе МБДОУ ДС №52 «Ласточка» г. Старый Оскол была организована «Лекотека » . Процесс создания и функционирования группы на базе МБДОУ отражен и регулируется в Положении о лекотеке , разработанном в ДОО на основе федеральных и региональных нормативных документов.

Отличительной особенностью Лекотеки Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями.

За период с 2009 по 2016 гг. группу посещали 12 детей с ОВЗ. Из них :

Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) – 6 человек (50%) ;

Дети с ТНР (тяжелые нарушения речи) – 3 человека (25%) ;

Дети с ЗПР (общее расстройство психологического развития) – 1 ребенок (8,3%) ;

Дети с нарушением ОДА (опорно – двигательного аппарата) – 2 ребёнка (16, 7%) .

Увеличение количества детей с РАС, посещающих лекотеку , привело к тому, что в 2016 - 2017 учебном году группу посещали только дети с РАС (5 воспитанников)

Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Специалист Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями. Содержание программы должно учитывать актуальный уровень развития ребенка, рекомендации ИПРА, категорию ребенка с ОВЗ.

В лекотеку ребенок с ОВЗ зачисляется на основании заключения ТПМПК и по заявлению родителей.

К основным документам Лекотеки относятся :

приказ об открытии лекотеки ;

положение о Лекотеке ;

должностные инструкции сотрудников;

годовой план работы;

аналитический отчёт по результатам работы за год;

график работы специалистов;

протоколы обследования детей;

индивидуальные программы психолого-

педагогического сопровождения детей;

расписание игровых сеансов;

табель посещаемости занятий

При включении в Лекотеку , специалистами проводится психолого-педагогическое обследование развития ребенка. Процесс первичного обследования может занимать от двух до восьми встреч, общей протяженностью до 2 месяцев. При обследовании используется метод наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка и в диаде «родитель-ребенок» .

В результате обследования составляется индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка.

В течение реабилитационного процесса проводится несколько диагностических сеансов : при включении ребенка в Лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце реабилитационного процесса.

Индивидуальный игровой сеанс с детьми проводится специалистами в присутствии родителей (законных представителей) . Продолжительность индивидуального игрового сеанса (диагностического сеанса) с ребенком в Лекотеке составляет 60 минут . В игровой сеанс входят разные виды совместной деятельности специалиста , родителя и ребенка и перерыв между сеансами. Специалист планирует структуру игрового сеанса в соответствии с содержанием поставленных задач. Если игровой сеанс (групповой или индивидуальный) включает «образовательную деятельность » , ее продолжительность в общем времени игрового сеанса регулируется СанПином

Режим посещения Лекотеки :

гибкий режим посещения;

количество посещений - 2 раза в неделю в зависимости от :

Состояния ребенка,

Периода включения в деятельность лекотеки ,

Возраста ребенка,

Возможностей родителей по транспортировке ребенка,

Оздоровительных процедур во внешних организациях ,

Потребностей семьи и др.

продолжительность индивидуального сеанса до 30 минут

Одной из задач Лекотеки является разработка индивидуальных адаптированных ОП. Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки семье.

Особенность ИОП лекотеки главным образом определяется её контингентом.

ориентированных программ в Лекотеках

Многообразие возможных вариантов нарушений развития у детей, зачисленных в Лекотеку , диктует необходимость специального определения целей, форм, методов и методик работы с конкретным ребенком и его родителями. Поэтому, согласно положению об организации деятельности Лекотек , содержание и методы деятельности Лекотеки определяется индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми учреждением самостоятельно на основе существующих программ.

Индивидуально-ориентированная программа в лекотеке не имеет всеобъемлющего характера, как это предусмотрено в основных программах дошкольного образования , а направлена на профилактику и преодоление вторичных проблем развития, психогенных нарушений, ограничивающих возможности ребенка, развитие базовых коммуникативных и индивидуально-социальных компетенций, ключевых предпосылок познавательного развития. В разработке программы участвуют : специалисты лекотеки при взаимодействии с родителями (законными представителями) .

Основой для разработки индивидуальной программы является : рекомендации ТПМПК, состояние актуального развития ребенка, «зона ближайшего развития» ,

особенности поведения, состояние эмоционального благополучия ребенка, ресурсы и ограничения его развития. Программа разрабатывается с учетом ситуации в семье и возможностей родителей (законных представителей, других первичных воспитателей участвовать в её реализации.

формы работы Лекотеки :

1. Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями , во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Основная задача :

профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.

2. Диагностический игровой сеанс. Представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале фиксируется на диск. Основная задача : диагностика уровня развития ребёнка и обследование детскородительского взаимодействие.

3. Терапевтический игровой сеанс – игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родителей.

Игровой сеанс – основная форма работы с детьми в Лекотеке .

Игровой сеанс направлен на :

– реализацию индивидуально-ориентированной программы

сопровождения ребенка;

– оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка;

– нормализацию детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка;

– решение психологических проблем ребенка и его окружения.

Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач и требований.

В структуру игрового сеанса могут входить :

– наблюдение за свободной игрой ребенка, с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;

– сопровождение свободной игры ребенка, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;

– наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения;

– совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки раз-

вития ребенка;

– индивидуальное занятие специалиста с ребенком, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;

– беседа с родителями : обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому.

Взаимодействие с семьей.

Успешное взаимодействие специалистов с семьёй - одно из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса . Работа с семьёй подразумевает различные формы помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребёнка, обучение приемам и методам работы с ребёнком в условиях семьи и, возможно, использование родителей как парапрофессионалов.

Формы взаимодействия с семьей :

Консультация плановая или по запросу родителей;

Игровой сеанс;

Проблемно - ориентированная родительская группа;

Диагностический сеанс

(тестирование, интервьюирование, беседа и др.) ;

Мастер-класс;

Тематический обучающий семинар;

Повышение педагогической компетенции родителей

(оформление информационно-тематических

Папок, альбомов, выставок, подборка литературы для

Родителей и др. наглядные материалы)

Видеомастерская (родителям предоставляются консультации по интересующим их вопросам в электронном виде.

Планируемые результаты

Результаты психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи индивидуальны, исходя из того, что посещающие лекотеку дети имеют разные нарушения :

По природе происхождения,

По сочетаемости нарушений,

По степени выраженности дефекта развития,

По условиям воспитания в семье и

отношению членов семьи к проблеме ребенка

Сетевое взаимодействие

Специалисты лекотеки активно взаимодействуют с учреждениями здравоохранения, ТПМПК. Информирование родителей о деятельности лекотеки осуществляется через размещение информации на сайте ДОО, распространение информационных материалов в детских поликлиниках и ТПМПК

Результаты работы

1 ребенок обучается в школе для детей с ОВЗ, 5 детей направлены в группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, 5 воспитанников в 2017 - 2018 учебном году начали посещать группу компенсирующей направленности для детей с РАС.

Проблемы лекотеки

Недостаточное программно - методическое сопровождение;

Необходимость подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Проектная деятельность.

Лекотека как модель службы ранней помощи для детей домов ребенка.

Во исполнение Указа Президента РФ от 01,0602012 г. №761 « О национальной стратегии действий и интересах детей на 2012 -2017 годы», решений Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ», в целях совершенствования качества психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в декабре 2012 года ГКУ СДР №19 принял участие в проекте «Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».

«Российская Лекотека - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Имеются программы: "Маленькие ступеньки" (Австралия), "Портедж" (США), "Каролина - руководство для дошкольников с особыми нуждами" (США), программа, получившее название "«Лекотека»" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция"). Первая «Лекотека» была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 г. на базе университетской клиники и преследовала цель игровой поддержки больного ребенка. Первая американская «Лекотека», ставшая впоследствии Национальным Центром Лекотек, открыла свои двери в Evanston (Illinois) в 1980 году.

Российская «Лекотека» возникла 10 лет назад и получила свое развитие в Москве. В 2001 году проект «Российская «Лекотека», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». Модель «Российская «Лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.

МГППУ написана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» авторы: А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А.. Авторы программы «Лекотека» опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка, общение с близким взрослым; использование идеи современной западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других.

На базе ГКУ СДР №19 с 01.12.2012 г. было организовано структурное подразделение «Лекотека», с целью осуществления деятельности, ориентированной на улучшение и повышение качества психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 1 мес. до 4 лет, с нарушениями развития, имеющими и не имеющими статус ребенка-инвалида, для расширения их возможностей обучения и социализации.

В рамках проекта группа специалистов (педагог-психолог, логопеды и воспитатели) прошла теоретическое и практическое обучение основным видам деятельности Службы ранней помощи в Российской Лекотеке.

В данном проекте были произведены модификация и адаптация Российской Лекотеки, как модели Службы ранней помощи для детей-сирот в доме ребенка. Для этого были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.

Специалистами дома ребенка совместно со специалистами Центральной Российской Лекотеки была разработана и апробирована новая организационная модель Лекотеки, спроектирована образовательная программа, в соответствии с ФГТ, рассмотрена и утверждена форма документации, определен режим работы.

В рамках указанной деятельности были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.

Цель структурного подразделения Лекотеки дома ребенка – это обеспечение психолого-педагогического и медико - социального сопровождения детей от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями развития и для полноценного развития личности ребенка и дальнейшей успешной социализации, формирование предпосылок учебной деятельности, поддержка развития личности детей, оставшихся без попечения родителей и оказание им психолого-педагогической помощи.

Психолого- педагогическое сопровождение детей осуществлялось на основе гибких индивидуальных маршрутов и личностно-ориентированных программ. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут предполагал постепенное включение воспитанника в коллектив сверстников с помощью сопровождающего взрослого. Исходя из индивидуальных особенностей детей, с различными нарушениями приходилось составлять перспективные индивидуальные планы (3-4 мес.) для каждого малыша.

Основной принцип работы с ребенком: следование за активностью ребенка, работа в «теме» малыша.

Принцип комплексного воздействия (интегративные занятия).

Принцип систематичности.

Принцип наглядности.

Принцип субъектно-ориентированного подхода.

Принцип дифференцированного подхода.

Принцип оптимистического подхода.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком.

Игра - основной метод Лекотеки. Равноправное партнерство специалистов и детей – главное условие эффективной работы. В организации «Лекотеки» предполагается использование игровых методов, арт-терапевтических, акустических техник, песочной терапии для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей, метод М.Монтессори, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; работа в сенсорной комнате.

В Лекотеке дома ребенка организовано правильное пространство, оборудованное игровыми пособиями, способствующими развитию у детей познавательной активности

и воображения, тактильной чувствительности, интереса к творчеству и движению. Имеется хранилище ля игрушек.

Деятельность специалистов Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:

  • поддержку усилий персонала дома ребенка по развитию личности ребенка;
  • налаживание эффективного общения ребенка со взрослым и другими детьми группы;
  • формирование предпосылок к обучению.

Также осуществлялся мониторинг достижения детей по усвоению индивидуальной программы. В процессе мониторинга исследовался уровень физического развития, уровень социализации, уровень развития коммуникативных способностей, развитие познавательной деятельности, мышления и игры.

В результате внедрения работы структурного подразделения Лекотека, специалистами было охвачено значительное число детей, нуждающихся в дополнительных занятиях, и оказана психолого-педагогическая помощь, групповому персоналу даны рекомендации по адаптации детей в группе, найдены и разработаны индивидуальные программы коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Лекотека для нашего дома ребенка является инновационной формой работы с детьми, она уже хорошо зарекомендовала себя как самый лучший и удобный вариант реальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.


Фрагмент статьи

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно. В последнее время в России учреждения, занимающиеся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, стараются активно использовать зарубежный опыт. Для его применения требуется серьезная подготовка. Она заключается не только в обучении персонала, но и в создании условий для работы по новым методам.В 2001 году РОО «Содружество “Утешение” и ГОУ ЦПМСС «Лекотека» СОУО ДО города Москвы в рамках программы «Помощь детям-сиротам России» разработали модель «Российской лекотеки». В настоящее время «Российская лекотека» – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Концепция модели российской лекотеки

Лекотека – это структурное подразделение, которое может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования; детских домов и интернатов; домов ребенка; реабилитационных центров и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями (от 2 месяцев до 7 лет) и с особыми образовательными потребностями.

Клиенты лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей или воспитатели. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разными: двигательными, умственными, сенсорными, коммуникативными, эмоциональными, поведенческими или же сочетанными. Важным фактором является хотя бы минимальная образовательная перспектива для ребенка, возможность какого-либо обучения.Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционноразвивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.

Формы и содержание работы российской лекотеки

Работа специалистов с семьями осуществляется в различных формах, которые подбираются в зависимости от потребностей семьи и обеспечивают планомерную сезонную деятельность на основе программы «Лекотека».

Типичная последовательность взаимодействия с семьей, обратившейся за помощью в лекотеку, такова: первичная консультация → выдача родителям вопросников для обследования семьи и ребенка на дом или заполнение некоторых вопросников с участием психолога → приглашение на первичный диагностический сеанс → проведение первичного диагностического сеанса → составление специалистом заключения (желателен разбор результатов обследования новой семьи на консилиуме специалистов лекотеки) → повторная консультация родителей: знакомство их с результатами обследования, обсуждение предполагаемого плана работы с семьей, заключение договора о сотрудничест ве → текущие индивидуальные и групповые сеансы (здесь возможны дополнительные диагностиче ские процедуры) → контрольное обследование в конце учебного года → обсуждение с родственниками мероприятий на летний период.

Первичное консультирование

Первичное консультирование – это начальный этап работы лекотеки с семьей ребенка с нарушениями в развитии, на котором специалист знакомится с родителями и ребенком.

При обращении в службу родители проходят первичное интервью, что очень важно для выстраивания их отношений со специалистом.

Атмосфера доброжелательности, интереса, внимания, эмоционального тепла позволяет им не только свободно говорить о своих проблемах во время консультации, но и становится базой для дальнейших терапевтических отношений. Специалист должен быть готов встретиться с любыми чувствами родителей, в том числе с агрессией по отношению к ребенку. Родители могут быть подозрительны, выражать недовольство специалистом, высказывать сомнения в эффективности какой-либо помощи им и малышу. В данной ситуации стоит сохранять спокойствие и обсуждать с родителями состояние и перспективы развития ребенка, возможности его социальной адаптации, виды помощи, которые семья может получить в лекотеке. Беседа должна проходить в конструктивной, спокойной манере. Очень важно прояснить представления родителей о причинах заболевания малыша. Существует множество мифов о болезнях, и они могут стать причиной страха родителей, чувства вины и безысходности. Например, распространено мнение, что диагноз генетического дефекта означает исключительно «растительное» существование ребенка в будущем. Говорят, что такие дети агрессивны, неуправляемы и могут нанести физический вред своим братьям или сестрам. Нам приходилось работать с родителями, которые считали, что гипоксия в родах или сексуальные отношения во время беременности могли стать причиной заболевания ребенка. Это, естественно, вызывало у них чувство вины. Часто приходится сталкиваться и с ситуацией: родители, увидев в клинике или в лекотеке ребенка старшего возраста с диагнозом, «как у их малыша», и грубой задержкой развития, приходят к выводу, что их ребенка ждет в будущем то же самое. А потому важно объяснять родственникам, что в каждом случае заболевание протекает индивидуально.

Иногда имеет смысл познакомить родителей с несколькими семьями, воспитывающими малыша с таким же диагнозом. В целом обсуждение заболевания ребенка помогает снизить тревогу, ощущение изолированности и непонимания.

Часто супруги, воспитывающие ребенка-инвалида, боятся рождения второго малыша, потому что убеждены: у него проявится такой же дефект. И в этом случае необходимо обсудить проблему, объяснить, что у них может родиться здоровый ребенок.

Во время первой встречи с родителями важно внушить им надежду на то, что они смогут принять ситуацию такой, какая она есть, и ребенка таким, какой он родился. Нужно помочь супругам увидеть свои психологические проблемы, связанные с заболеванием малыша, и дать понять им, что надо жить дальше. Для этого специалист обращается к сильным сторонам семьи и супружеских отношений, к внутренним ресурсам каждого из родных. Он объясняет родителям, что только при их участии на всех этапах работы с ребенком можно оказать ему эффективную помощь. Так, разграничивая ответственность, специалист устанавливает с ними партнерские отношения, которые становятся платформой для обучения родителей навыкам помощи ребенку и эффективного взаимодействия с ним.

Технология проведения первичного консультирования

Первая встреча с семьей может проходить: без ребенка или с его участием. Хорошо, если будут присутствовать оба родителя. Чаще всего в лекотеку приходят мать ребенка, мать и отец, мать и бабушка (или дедушка).

Первая консультация родителей без ребенка

Специалист (обычно психолог) сначала предлагает матери заполнить регистрационный лист, анкету, собирает анамнестические сведения, затем выслушивает пришедших взрослых членов семьи, используя техники активного и эмпатического слушания, выдерживая установку на доброжелательное и уважительное отношение, а также на нейтралитет. Далее следует обсуждение интересующих родителей тем. После этого их знакомят со структурой, формами работы лекотеки, правилами внутреннего распорядка, процессом включения семей в программу.

Первая консультация родителей с ребенком

В этом случае прием ведут два специалиста. Один действует по приведенному выше плану, другой наблюдает за игрой ребенка, пытается с ним общаться. В конце такой консультации специалисты обсуждают с родителями поведение ребенка, заполняют протокол первичного обследования.

Если консультацию ведет только один специалист, то необходимо присутствие двух взрослых членов семьи ребенка.

Детям любого возраста нужно некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Не имеет смысла начинать игру с ребенком сразу, как только семья входит в кабинет. Пока малыш осматривается, можно познакомиться с родителями, оформить необходимую документацию (регистрационный лист первичного приема). Десяти–двадцати минут достаточно, чтобы получить первичную информацию о проблемах малыша, узнать, что беспокоит родителей, краткую историю развития ребенка. В этом случае также используются техники активного и эмпатического слушания. Пока специалист беседует с одним из родителей, второй взрослый член семьи играет с ребенком. Когда ребенок освоится, специалист начинает наблюдать за его поведением, обращая внимание на специфику ориентировочной деятельности и аффективных реакций, особенности моторного развития и реагирования на сенсорные стимулы, на речевую компетентность, специфику игрового поведения, а также на характер взаимодействия матери (или лица, ее замещающего) с ребенком. Все эти параметры анализируются не только с позиции их качества, но и с точки зрения их соответствия возрасту ребенка, а также основному заболеванию (если оно известно специалисту). Если необходимо, наблюдение сопровождается включением специалиста в игру с ребенком.Иногда стратегия первичного консультирования может быть построена по-другому. Если ребенок сразу активен и спокоен, психолог наблюдает за его самостоятельной игрой, взаимодействием ребенка с родителями и их совместной активностью. С диагностической целью специалист начинает общаться с малышом. Когда тот устанет играть, психолог может получить от одного из взрослых необходимую информацию об истории развития болезни, о проблемах, с которыми сталкиваются родители. Ребенка в это время занимает второй взрослый.

Обследование ребенка и семьи

В работе с семьей и ребенком есть несколько ключевых моментов, во время которых основным содержанием работы специалиста является обследование.

Самым важным из них можно назвать первичное обследование. Цель специалиста – получить наиболее полную картину о проблемах ребенка, его сильных и слабых сторонах; разобраться в особенностях общения родителей и малыша, их взглядах и специфике семейной ситуации. На основании этой информации принимается решение о психологическом сопровождении семьи в рамках программы «Лекотека» и составляется индивидуальный план работы, учитывающий индивидуальные нужды ребенка и родителей.

Что включает в себя первичное обследование? В лекотеке имеются оценочные протоколы: «Оценка развития ребенка», «Оценка поведения родителя», «Психологические проблемы ребенка и родителя», в которых специалист фиксирует результаты своих наблюдений.

Наблюдение за поведением – основной метод получения информации. Он универсален для работы с младенцами, детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Наблюдение и анализ спонтанного поведения ребенка позволяют констатировать не только дефицит, но и ресурсы развития, сферы компетентно сти маленького человека. Опираясь именно на ресурсы, на сильные стороны ребенка, специалист будет искать пути помощи, планировать индивидуальную и групповую работу.Для удобства последующей обработки все диагностические наблюдения по возможности фиксируются на видеокамеру. Видеонаблюдения имеют большое значение для оценки динамики развития ребенка, часто могут являться ценным иллюстративным материалом для бесед с родителями, облегчают работу специалистов на консилиуме.

Обследование ребенка методом видеонаблюдения в лекотеке

Для детей, которые могут самостоятельно передвигаться, используется стандартная форма наблюдения в специально организованной, фиксированной среде – игровом зале, условно разделенном на несколько площадок: музыкальную, двигательную, когнитивную, бытовую, социально-индивидуальную. Игровые материалы подобраны таким образом, чтобы они вызывали любопытство у малышей, будили эмоции.

Первый диагностический игровой сеанс осуществляется после знакомства с семьей. В игровой зал приглашаются мама или оба родителя с ребенком. Общее время обследования – 45 минут. Первые 25 минут малыш предоставлен сам себе, может выбирать игрушки и делать с ними все, что захочет (кроме уничтожения). Родители, выполняя данную специалистом инструкцию, будут пассивными наблюдателями, включаясь только затем, чтобы выполнить какую-нибудь просьбу своего чада. Вторая часть этого времени (20 минут) отведена для совместной игры. Часто можно услышать вопрос: «А как играть?» Вряд ли речь идет о действительном незнании, скорее: «Что бы вы хотели увидеть?» Специалист просит родителей поиграть так, как обычно они делают это дома.

Все, что происходит в игровом зале, фиксируется при помощи видеозаписи через светопроницаемое в одном направлении стекло. Это исключает прямое влияние незнакомого человека на поведение ребенка.

В результате наблюдения за свободной игрой малыша и его совместной игрой с кем-то из родителей можно увидеть основные интересы ребенка, его возможности, определить, какие трудности у него возникают.

Если же малыш не может самостоятельно двигаться, такая схема наблюдения нецелесообразна. Специалисту следует позаботиться о максимально комфортных условиях обследования ребенка. В такой ситуации может оказаться полезным проведение видеозаписи свободной или общей игры «родитель – ребенок» на коврике или за столиком. Результаты обследования фиксируются в протоколе «Оценка развития ребенка».

Обследование родительско-детского взаимодействия методом наблюдения

Многочисленные исследования подтверждают, что взаимодействие родителей с ребенком – один из главных факторов, определяющих развитие личности малыша, особенно в первые годы жизни, поэтому клиенты лекотек не только дети, но и их родители. Гармонизация родительско-детских и других внутрисемейных отношений – одно из важнейших направлений работы специалистов этой программы.

Параметры взаимодействия родителей с «проблемным» ребенком совершенно те же, что и в семьях с обычными детьми. Здесь так же важно понимание взрослыми сигналов, которые подает малыш и в силу своих особенностей делает их менее интенсивными, менее продолжительными. Большое значение имеет отношение родителей к достижениям ребенка, пусть даже самым маленьким. Другие существенные параметры – это инициативность родителей в игре, своевременная реакция на инициативу ребенка, его действия, поощрение самостоятельной активности малыша, их эмоциональное вовлечение, получение удовольствия от общения с ребенком.

Для того чтобы понять, как родители взаимодействуют с малышом, используется видеонаблюдение за их игрой. Затем проводится анализ видеозаписей. При планировании диагностического игрового сеанса необходимо заранее рассказать родителям о ходе, условиях проведения и целях обследования. Существует мнение, что такого рода процедура является искусственной и не может дать реальной картины взаимоотношений. Тем не менее наблюдение за совместной игрой в зале позволяет увидеть характерный стиль поведения взрослых по отношению к своему малышу, отметить проблемные зоны.

Иногда специалист смотрит видеозапись вместе с родителями, давая им возможность со стороны увидеть себя и реакцию ребенка на их поведение. Часто они сами могут заметить, что чрезмерно опекают малыша, вводят множество необоснованных ограничений, не дают возможности проявить инициативу в игре.

Среди основных проблем в поведении родителей, которые специалист может увидеть во время совместной игровой сессии, особенно часто наблюдается именно гиперопека. Взрослые просто не верят в силы малыша. Например, мама спешит сама построить башенку из кубиков или завязать шнурок, потому что ей тяжело смотреть, как сложно ребенку справиться с такой простой для обычных детей задачей. Она может сравнивать своего малыша с другими детьми, и это только увеличивает чувство тревоги, стыда, вины, что, в свою очередь, усугубляет чрезмерную опеку. Подобная реакция мамы усиливает тревогу и неуверенность ребенка, подавляет его инициативу и возможность реализовать собственные ресурсы развития. Таким образом, развивается порочный круг, который еще больше ограничивает возможности детей. Неверие родителей заставляет их управлять детской игрой, навязывать свои правила, что подавляет инициативу ребенка, его возможности изучения мира, развивает пассивность. Завышенные требования родителей обычно связаны с тем, что они не желают менять свои ожидания относительно развития малыша. Например, мама во время игровой сессии предлагает девочке с грубой задержкой развития и трудностями моторики закинуть мяч в баскетбольную сетку, что вызывает у ребенка тревогу, беспокойство, реакции протеста. Любому малышу важно радовать маму, оправдывать ее надежды. И когда это невозможно, возникает тревога, которая еще больше ограничивает его возможности.

Для родителей детей-инвалидов характерна сосредоточенность на развивающих занятиях с ребенком, «уроках», заданиях, которые исключают спонтанную, живую игру, эмоциональный контакт с детьми. Эмоциональная холодность родственников может быть связана с депрессивным состоянием или с необходимостью подавлять собственные чувства из страха столкнуться с болью, горем, потерей. Ограничение физического контакта и тепла порождает у детей ощущение беззащитности, тревожности, неуверенности. Часто приходится видеть, как взрослые стараются компенсировать это, навязывая детям чрезмерный вербальный контакт. Среди родителей бытует миф: нужно как можно больше говорить, задавать вопросов ребенку с задержкой речевого развития, чтобы спровоцировать его речь. Нередко мамы и папы говорят сложными предложениями, используя непонятные малышу слова, задают слишком сложные вопросы – например, требующие от него знаний названий цветов, животных, предметов. В ответ ребенок испытывает чувство тревоги, которое блокирует развитие речевой функции. Он протестует или замыкается, игнорирует просьбы родителей, что мы, специалисты, часто наблюдаем в игровой комнате во время диагностических сеансов.

Кроме того, взрослые могут чрезмерно ограничивать малыша или, наоборот, вообще не вводить ограничений, считая, что ребенок болен и это усилит его страдания. Подобный стиль поведения может привести к формированию низкой самооценки ребенка, снижению инициативы и познавательной активности, чувству тревоги, дефициту самоконтроля, что в еще большей степени ограничивает возможности развития. Во время диагностического игрового сеанса такой малыш нечувствителен к сигналам взрослого, игнорирует его, отказывается от игры или переключается на другую, агрессивен. Например, войдя в игровую комнату, ребенок заинтересовался кухонной посудой. Он может взять ее в руки или, как в случае с аутистическим поведением, просто посмотреть в ее сторону. Но родители, игнорируя или не замечая, на чем сосредоточено внимание малыша, достают железную дорогу и предлагают играть с ней. В ответ ребенок может начать кричать, злиться, вести себя агрессивно.

Результаты обследования родительско-детского взаимодействия фиксируются в протоколе «Оценка поведения родителя», который включает в себя несколько рубрик и предполагает заполнение их конкретными характерными примерами, подтверждающими наличие или отсутствие соответствующего поведения. Заполнение протокола проводится тем специалистом, который в дальнейшем будет работать с семьей. Проведение такого обследования в динамике помогает оценке эффективности работы.

Пример № 1

Ребенок Л., девочка, возраст на момент обследования 2 года 10 месяцев. Диагноз: слепота вследствие ретинопатии недоношенных V степени, церебральный паралич: легкая спастическая диплегия.

Особенности раннего развития: держит голову с 1 года, переворачивается на правую сторону с 10 месяцев, сидеть стала с 2 лет, ползает с 1 года 8 месяцев, стоит с 11 месяцев, не ходит самостоятельно. Перенесла две операции по поводу удаления хрусталика, общий наркоз 2,5 часа.

Общие движения: передвигается на четвереньках или с родителем за руку, по стенке, садится с трудом.

Невербальное общение: использует жесты, тянет руку, вокализирует, улыбается, проявляет интерес к другим детям, обращается с просьбами, за эмоциональной поддержкой к родителям.

Речь: отдельные слова: «мама», «папа», «дядя», «я». Выполняет простые просьбы: приносит игрушку, одежду.

Навыки самообслуживания: на горшок не просится, но показывает, когда уже «сходила». Держит чашку, но не пьет глотками, проливает, держит ложку.

Игровая деятельность: преобладает простое манипулирование предметами, бросает и собирает игрушки. Отмечается ротовое обследование предметов, рассматривает крупные предметы.

Свою систему воспитания ребенка мать считает мягкой. При необходимости воздействовать на девочку использует строгое обращение.

На игровом сеансе с ребенком присутствует отец. Во время наблюдения папа довольно долгое время не подходит к ребенку. Стоит далеко от девочки до тех пор, пока ребенок не зовет его.

На сеансе отец спокоен, в хорошем настроении (улыбается, смеется), выглядит расслабленным. Во время взаимодействия с девочкой много говорит, в основном сопровождая деятельность ребенка словами, командует. Например, ребенок вылезает из трубы, папа: «Ручки переставляй и вперед, ножками помогай, так», «Ой, дорожка какая», рассказывая ребенку, какие предметы находятся рядом. Девочка с папой подходят к велосипеду. Она толкает велосипед руками, папа: «Все-таки велосипед, можно его и так возить». Велосипед падает, девочка трогает колесо руками, папа: «Завалился,... колесико». Ребенок берет в руку теннисный шарик, папа: «А вот шарик», девочка кидает шарик, папа: «Кинуть так, туда его, да».

Папа инициативен, часто активно предлагает девочке интересные для нее объекты. При этом темы ребенка и родителя не всегда совпадают: например, девочка трогает большую пирамидку на полу, папа рядом: «Смотри, телефон».

Привлекает внимание ребенка (не к себе, а к игрушкам) доброжелательной интонацией, контактными (берет ребенка за плечи) и вербальными средствами («А вот, смотри, игрушка какая», «Смотри, бубен»).

Реагирует на инициативы ребенка (просьбы о помощи, проявление интереса к игрушке) чаще всего вербально и действиями. Например: ребенок подходит к горке и начинает вокализировать, говорит «папа», протягивает руку к папе (просит помочь), папа: «Сама давай, раз ты уже каталась без меня, я здесь буду ждать», встает прямо перед горкой: «Все ты умеешь», помогает сесть на велосипед, катает девочку на трубе, но когда ребенок начинает вокализировать, ерзать, выражает недовольство, папа перестает помогать. Среди стратегий социального контроля на сеансе наблюдалось мягкое реагирование: ребенок бросает мячи в разные стороны, папа спокойно: «А собирать кто будет? Давай мячики сложим. Мячики в корзинку сможешь сложить?», «Все? (Поиграла.) Ну, давай на место поставим», и позитивное подкрепление: «Вот так», «Молодец», а также директивы: девочка снимает кольца с пирамидки, папа: «Рядышком положи, поставь рядышком», «Постучи по барабану».

На этом сеансе отец использовал такие эффективные педагогические стратегии, как предложение доступных игрушек, демонстрация желательного поведения (показывал, как играть с музыкальными игрушками), в том числе и речевого (в руках у ребенка телефон, папа: «Скажи: баба, алле! Скажи: бабушка, я тут играю»), использование уточняющих смысл высказывания невербальных средств (папа предлагает снять кольца с пирамидки, сам одним пальцем поднимает кольцо, говорит: «Постучи по ящичку», указательным жестом показывает на «ящичек»), вопросов («Где у телефона кнопочки?»), расширение высказываний ребенка (девочка: «Тетя», папа: «А это кто там? Тетя»; ребенок трогает тапочки специалиста, говорит «Бо», папа: «Ботиночки у тети»).

Предлагаемая родителем помощь чаще всего наблюдается в виде словесной инструкции, деления задачи на этапы («А ты по ступенькам поднимайся», «Вот, а теперь руки вперед и поезжай»), подсказки жестом (указывает жестом, поднимает кольцо пирамидки), повторной демонстрации и действия за ребенка его руками (стучит по барабану руками девочки; сажает ребенка на велосипед, вкладывает телефон в руку ребенка).

Проблемным по результатам данного наблюдения является поддержание собственной игры ребенка, предоставление инициативы ребенку в выборе игрушек, действий с ними, сохранение диалога между ребенком и родителем, следование за вниманием девочки и поддержание его темы. На сеансе слишком часто наблюдаются такие виды помощи, как действия за ребенка и директивы.

Пример № 2

Ребенок М., девочка, возраст на момент обследования – 2 года 6 месяцев.

Согласно данным генетического обследования у девочки с кариотипом 46ХХ del 15(qll.2) диагностирован синдром Лрадер-Вилли, синдромальная форма ожирения, задержка темпов психоречевого развития, судорожный синдром.

Особенности раннего развития: с задержкой, голову дер жит с 4 месяцев, садится с 1 года 2 месяцев, ползает с 1 года 7 месяцев, опора – с 1 года 2 ме сяцев.

Моторное развитие ребенка: мышечный тонус снижен. Общая подвижность ограничена вследствие избыточного веса. Действия двумя руками: удерживает большие предметы, сводит кисти вместе, перекладывание из руки в руку затруднено.

Коммуникация: общительна. Понима ние невербальных сообщений – демонстрация объекта, изобразительные жесты, интонации. Причины обращения – привлечение внимания, ритуалы приветствия, просьба (требование), протест, ответ на вопрос, управление поведением партнера. Используемые средства – контакт глаз, координированное внимание, тактильный контакт, указательный жест, дотягивание до объекта, предложение объекта, подведение к объекту, вокализации, слова – «мама», «папа», жесты – «да», «нет», «туалет», «есть», «отойди».

Развитие навыков самообслуживания: самостоятельно ест и пьет, умеет самостоятельно раздеться.

Игровая деятельность: функциональная игра, «понарошку» (с элементами сюжета), принятие роли – иногда, редко. Концентрация и целенаправленная деятельность: «прятки», достает и кладет предметы в коробку.

Дополнительные сведения: ребенок очень доброжелательный, общительный, беспокоит жадность, упрямство.

Возраст матери на момент рождения ребенка – 30 лет, образование среднее, домохозяйка. Принципы воспитания со слов матери – строгие.

Мама во время диагностического игрового сеанса находится в хорошем настроении, активно принимает участие в игровой ситуации. Проявляет теплое отношение к ребенку, достаточно расслабленна. Интересуется занятиями ребенка. Мама постоянно отмечает, на что направлено внимание девочки. Даже если они расходятся в теме игры, женщина комментирует действия ребенка (дает понять, что видит, что сейчас она делает). Предлагает необходимую помощь по просьбе и с согласия малышки. Проявляет заботу о комфорте ребенка («Ты кушать хочешь, ты голодненькая?», «Сядь, посиди»), нежность (девочка не может встать из маленькой по размеру коляски, мама помогает ей встать, гладит дочь).

Проявляет уважительное отношение к ребенку. Если предлагаемая игра не интересует девочку, мама мягко переключает свое внимание на то, чем интересуется дочка. В большинстве случаев женщина не прерывает неопасной и социально приемлемой деятельности ребенка. Не возражает против многократной, повторяемой, по-своему организованной игры, отмечает ее особенность вербально. Например: ребенок переворачивает чайник так, что крышка открывается, но не до конца, она приделана. Девочка пальцем пытается открыть крышку, опять переворачивает чайник, внимательно смотрит на крышку. Мама: «До конца не открывается крышечка. Только вот так, до конца не открывается». При этом мама улыбается, смотрит на специалиста, как бы с удовольствием отмечая для себя то, что ее дочь заметила такую деталь. Мама использует косвенно негативные высказывания в адрес ребенка («Ну наконецто, я думала, от жажды умрем», «Ну вот тебе, здрасьте»).

Иногда женщина предлагает игры, не интересующие ребенка. Однако не заставляет, не препятствует другой его деятельности. Явного конфликта инициатив мамы и желаний ребенка в течение игрового сеанса не наблюдается.Мама часто предлагает доступные игры, привлекает внимание к объектам путем включения в совместную игру с дочкой (игра в телефон, чаепитие). Довольно часто называет дочку различными вариантами имени. Использует безличные обращения, доброжелательную интонацию. Также привлекает внимание ребенка вербально к игрушкам, которые не находятся в поле его внимания («Пойдем посуду посмотрим», «Давай башню строить, кубик – ты, кубик – я» и т. п.). Когда играет, находится во фронтальном положении по отношению к дочери, в котором легко осуществить контакт глазами. Реагирует на действия ребенка, которые интересны ей самой. При этом пользуется символическими жестами, вопросами (девочка кладет трубку телефона, мама: «Кому звонила?»; «Дать тебе чайник?»).

Основными формами социального контроля являются директивные замечания («Спой мне песенку», «Покорми куклу», «Бери чашку, чашку возьми») и позитивное подкрепление (похвала, подбадривание, аплодисменты). Также наблюдается спокойное требовательное реагирование (девочка тянет руку по направлению к игрушке, сопровождая это вокализацией, мама просит ребенка произнести слово: «Как нужно попросить?»).

Мама использует различные приемы, направленные на стимулирование развития: выбирает игры, доступные ребенку согласно уровню развития и интересам, демонстрирует желательное поведение с игрушками, использует жесты и другие средства для уточнения своего высказывания. Однако очень многое из того, что она говорит, недоступно ребенку, девочка не реагирует на слова мамы соответствующим образом. В качестве помощи женщина применяет поэтапные словесные инструкции, а также вопросы. Предоставляет дочке возможность сориентироваться в новой обстановке, мягко предлагает игрушки, оставляя паузы для самостоятельного выбора ребенком игры, однако не всегда. Постоянно комментирует деятельность девочки, часто забегая вперед, описывая еще не совершенные действия, дает инструкции. Достаточно редко использует вербальное картирование объектов, находящихся в фокусе внимания ребенка. Часто демонстрирует желательное поведение с игрушками. Поддерживает диалог с ребенком, закрывая в нем несколько циклов общения.

Мама использовала разнообразные стратегии общения. Во время сеанса можно было наблюдать достаточно благополучный вариант взаимодействия с ребенком.

Но при этом в ее речевом поведении наблюдается много предваряющих действия ребенка интерпретаций, тенденция к преобладанию директивных стратегий социального контроля. Следует продолжить наблюдения, чтобы определить возможность проявления собственной инициативы со стороны ребенка, уточнить, как часто и при каких условиях это возможно. При работе с мамой следует обратить внимание на сопровождение ее слов уточняющими жестами и действиями для того, чтобы ребенок понимал просьбы и текущую ситуацию (использование метода глобальной коммуникации). Маме нужно чаще использовать картирование объектов и ситуаций, находящихся в фокусе внимания ребенка.

Наблюдение в домашних условиях

В условиях пребывания ребенка в лекотеке специалист редко может наблюдать, как осуществляются диагностически информативные для него и очень важные для малыша каждодневные бытовые и гигиенические процедуры: кормление, одевание-раздевание-переодевание, туалет. Очень часто поведение ребенка именно в этих сферах является проблемой для родителей. Взрослые говорят о том, что «дома малыш ведет себя совершенно по-другому».

Для первичной ориентировки необходимо наблюдение за поведением ребенка в домашних условиях. Чтобы зафиксировать все интересующие специалиста моменты во время домашнего наблюдения, требуется около трех часов. Очень ценно, если при этом удается сделать видеозапись. Результаты заносятся в протоколы: «Оценка развития ребенка» и «Оценка поведения родителей».

Другие методы обследования

При первичном обследовании в лекотеке и в домашних условиях для получения более полного представления о семье и возможностях ребенка кроме наблюдения за игрой могут применяться и другие методы.

Так, информацию, полученную с помощью наблюдения, дополняет рассказ родителей о любимых занятиях, умениях ребенка в той или иной сфере. Функциональные возможности малыша исследуются при помощи предложения ему ряда заданий в игровой форме на первом или последующих индивидуальных сеансах. Для ориентации в уровне его достижений бывает полезным использование опросников KID (Kent Infant Development Scale), CDI (Child Development Inventory), родительских дневниковых записей. Для определения особенностей темперамента и выявления атипичного поведения ребенка можно использовать опросник TABS (Temperament and Atypical Behavior Scale). Для исследования родительской позиции – опросники Захаровой, ВаргаСтолина, рисуночных методов, родительского сочинения.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».