Толстой л. н

Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или не желаниями массы людей. 2. Чтобы свершилось историческое событие должны совпасть миллиарды причин, т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движенияотдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ. 3. Почему совпадают бесконечно малые величины человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос. « Событие должно было совершиться лишь потому, что оно должно было совершиться», — пишет Толстой. Фатализм в истори по его мнению не избежен. 4. Т. правильно считает, что личность. и даже историческая не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех кто стоит ниже ее и рядом с ней. 5. Т. неправильно утверждае, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. «Царь – есть раб истории», -считает Толстой. Так Т. риходит к мысли о покорности перед судьбой и видит задачу исторической личности в следовании за событиями. План к сочинению « Изображение Толстым Великой отечественной войны 1812 года» I. Вступление. Изображение войны 1812г- основное в романе Т. «В и М». II. Главная часть 1. Что такое война с точки зрения истории философии Толстого. 2. Отношение Т. к войне, раскрываемое разнообразными приемами: А) через мысли люимых героев Б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга людей В) через описание отдельных боевых эпизодов 3. Многообразие форм борьбы с наполеоном, выдвинутых народом: А)патриотическое воодушевление в войсках и среди мрного населения Б)размах и величие партизанской ойны 4. Народ в войне 1812г: А)истинная, непоказная любовь к родине, скрытая теплота патриотизма; Б)стойкость в бою, беззаветный героизм, мужество, выносливость; В)глубокое убеждение в правоте своего дела 5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светских кругов: а) крикливый «патриотизм» Растопгинских афишек; б) лжепатриотизм петербургских салонов в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных 6. Участие в войне главных героев.Найденное ими место в жизни, вследствие войны. 7. Роль полководцев в войне III. Заключение 1. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подьема. 2. Торжество мира над войной.

Цель:

Ход урока

I . Викторина - проверка знания текста.

  • Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?

3. Т. Щербатый — самый необходимый человек в отряде;

Просмотр содержимого документа
«Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и ее воздействие на героев»

Уроки 16–17 .

Партизанская война.

Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев

Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.

Ход урока

I . Викторина – проверка знания текста.

    Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?

    Почему не распались отряды с таким разнородным составом?

    Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

    Помогала ли партизанам русская природа?

    Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

    Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?

II. Выступления обучающихся (анализ).

1. Дела и люди партизанских отрядов;

2. Петя Ростов в партизанском отряде;

3. Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

4. Общая оценка Толстым партизанской войны;

5. Представитель народной войны Кутузов;

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;

7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;

Пояснения для преподавателя:

В т. IV, III-IV ч. тему войны несут Тихон Щербатый и Долохов, тему мира - Петя Ростов и французский барабанщик Венсан Босс. Денисов же соединяет в себе обе темы.

Идеология войны народной сформулирована была Толстым еще в словах Болконского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Идея защиты от мародеров путем их казни воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека в отряде». История его самостоятельной борьбы с французами, которую он вел еще до прихода в отряд Денисова, какую работу и почему он выполнял в отряде, как к нему относятся.

Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нем силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, автор в то же время подчеркивает в нем стихийность и интуитивность. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Однако даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Этот жестокий закон войны получает еще раз свою оправданность в сценах после гибели Пети Ростова. «Готов, - повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... - брать не будем!» - крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т. IV, ч. III, гл. 11).

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова и других - это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественной силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (там же, гл. 1)

Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем... Мародеров только десятка два побили, а то мы худого не делали...» (гл. 5). Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось... жалостью». Эти мысли подтверждает и судьба Пети Ростова, мальчика с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под волшебным «черным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку).

I II . Последний эпизод войны.

    Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

    Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV , ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV , ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV , ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

IV . Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

    Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

    Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

    через мысли любимых героев;

    путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

    через описание отдельных боевых эпизодов.

    Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

    разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

    размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

    истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

    стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

    глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

    крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

    лжепатриотизм петербургских салонов;

    карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

    Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

    Роль полководцев в войне.

    Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

V . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Приложение. Карточки по I V тому:

    Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

    Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

    Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

    Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

    Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

    Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

1. Название романа и его основная проблематика

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого

«Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского

общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

«Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир».

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Приложение. Карточки по IV тому:

Карточки по IV тому:

1) Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч.1, гл.11-13;ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

Карточки по IV тому:

2) Тема народной войны (ч. III, гл. 1,3,5,6). Как объясняет автора причины возникновения и значение партизанской войны.

Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

Карточки по IV тому:

3) Гибель Пети Ростова (ч. III, гл.11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

Карточки по IV тому:

4) Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г., и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

Карточки по IV тому:

5) Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

Карточки по IV тому:

6) Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Карточки по II тому

1) Как характеризует Пьера его интерес к братству масонов?

Карточки по II тому

2) Что лежит в основе взаимоотношений Пьера и князя Андрея? (ч. II, гл. 10-14).

Карточки по II тому

3) Какие конкретные шаги предпринял П. Безухов, чтобы практическими делами подтвердить нравственные призывы масонов? Чем объяснить, что планы его не были осуществлены? Почему Пьер разочаровался в деятельности масонов?

Карточки по II тому

4) Расскажите о деятельности князя Андрея в комиссии Сперанского (т. II, ч. III, гл.5,6,18). Почему он разочаровался в этой деятельности?

Карточки по II тому

5) Сравнивая данные ниже портретные зарисовки князя Андрея Болконского, докажите, что Толстого – портретиста интересуют не столько внешние черты лица персонажа, сколько отражение в этих чертах внутреннего мира, душевного состояния.

В салоне Шерер.

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

В армии (1805г.)

«Несмотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольство собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

В Богучарове (после Аустерлица)

«Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска».

Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV, ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

IV. Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.



2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

Первые известия о вторжении армии Наполеона в Россию вызвали суматоху среди мирного населения, особенно в западных губерниях империи. И никакие манифесты не могли воодушевить и подготовить людей к этим событиям. Жители западных губерний торопливо собирали вещи, пытаясь спасти свои семьи и имущество.

Паника и беспорядок поддерживались слухами о грандиозных размерах армии Наполеона. Некоторые видели угрозу новой «пугачевщины», кто-то винил в разразившейся войне политику Александра I, который не сумел предупредить ее. Царствование Александра называли несчастным, возникали даже мысли о его свержении. Однако постепенно, после этого первого шока, от которого нельзя было никуда деться, патриотическое воодушевление охватило русский народ.

Паника...
Война, к которой вроде бы столько готовились и которую так ожидали, удивительным образом оказалась внезапной для русского общества. Несмотря на все увещевания, многие дворяне и чиновники до последнего не верили в войну, а когда враг перешел рубежи, в панике и беспорядке бросались собирать все, что было необходимо. «Отправив из Гродно гарнизонный баталион здешний и всех земских чиновников, - доносит атаман М.И. Платов П.И. Багратиону, - равно и казенное имущество с великим затруднением, потому что ничего не было здесь приготовлено, а некоторые даже и повелений об отправлении отсель не имели, кроме что о приготовлении к тому, но и сего не исполнили, я приказал им следовать на Щучин, Балицу, Новогрудок и далее к Минску».

Известия о невероятных масштабах грабежей и мародерстве в соседних герцогстве Варшавском и Пруссии быстро разошлись по всем западным губерниям, и жители стали спешно отсылать самое ценное вглубь страны, а все остальное прятать по укромным местам, Столбовые дорогие заполонили обозы, которые двигались медленно, создавали заторы и мешали сообщению армий. К тому же информация о военных действиях поступала самая противоречивая: с одной стороны, в западных губерниях многие были уверены в том, что русские отступают из-за поражений и невозможности сдержать натиск врага, с другой - в Москве ходили слухи о том, что Наполеон бит и уже неоднократно: «В Москве говорят, что французов побили раз пять или шесть, - пишет молодая московская дворянка М.А. Волкова в своем письме подруге от 1 июля (19 июня). - Хорошо бы, если бы мы в действительности одержали хотя одну победу, тогда бы мы скоро отделались от жестокого врага человечества». При этом и в Москве, и в Питере все общество находилось в некотором смятении и страхе, все постоянно говорили о войне, мужчин в городах становилось все меньше, а женщин в трауре - все больше. К этому следует прибавить сообщения о все новых сданных городах и отсутствие императора в столицах, чтобы понять какое уныние охватило русское общество в начале войны.

…и патриотическое воодушевление
Одновременно с нарастанием панических настроений намечается и другая тенденция: назревание и развитие сверхпатриотизма среди населения центральных и восточных губерний. На иностранцев на улицах Москвы и Петербурга совершаются нападения, во многих салонах стараются не говорить по-французски, а французские книги задвигаются на дальние полки книжных шкафов. Слышится ропот против иностранцев в верховном командовании российской армией.


Ф.Я. Алексеев, Вид на Воскресенские ворота от Тверской улицы, 1811 г.

Постепенно в обществе происходит осознание всего происходящего с совершенно иной стороны: если мир уже не возможен, то следует дать достойный отпор наглому врагу. Все чаще появляются предложения о пожертвованиях и формировании ополчения.

Один из современников тех событий (Н.П. Николев) вспоминал: «При объявлении войны с Бонапартом брат Яков поступил в казаки. Все, что мыслило, заколыхалось для борьбы на жизнь и смерть с завоевателем; все двинулось на битву, а кто того не мог, тот иначе принимал участие в обороне. Отец, будучи уже слеп, пек сухари для войска и бесплатно доставлял их в Комиссариат, а мои сестры принялись за корпию».

Однако правительство не сразу отнеслось с доверием к этому патриотическому воодушевлению. Перед самой войной государь еще отклоняет многие из предложений помощи людьми и деньгами на том основании, «что не таковы еще обстоятельства, чтобы нужно было употреблять все средства», но уже в начале июля Александр понимает, что силами одних регулярных войск справиться с французами совершенно не представляется возможным, в связи с чем начинается сбор ополчений и средств на содержание армии. Другой важнейшей задачей государя и его окружения становится поддержание в народе патриотического духа. Государь поручает государственному секретарю известному литератору-архаисту А.С. Шишкову составить ряд манифестов, которые должны воодушевить общество.

Однако ни Шишков, ни Александр не были до конца уверены во всесторонней поддержке правительства и его действий со стороны населения: новые экстренные сборы, тяготы войны и отступления во многом свели на нет воодушевляющее действие манифестов. Это явное взаимное недоверие продолжалось вплоть до приезда императора в Москву и взятия Смоленска, после которого в общественном мнении Центральной России война стала поистине народной.

Хроника дня: Вторая западная армия в Новогрудках

Пройдя 80 км, Вторая западная армия вступила в Новогрудки. Инженеры начали наводить мосты через Неман. Ближе к вечеру к войскам Багратиона присоединилась 27 пехотная дивизия Д.П. Неверовского, прибывшая из Москвы.

Персона: Федор Федорович Иванов

Федор Федорович Иванов (1777-1816) - поэт и драматург начала XIX века. Федор Федорович имел чрезвычайно печальную судьбу. Родился он в семье обедневшего екатерининского аристократа, в связи с чем всю свою короткую жизнь был вынужден служить, но не для статуса, а ради жалования. В 1800-е годы попал в кружок Мерзлякова, в котором впервые всерьез принялся за сочинительство.

По словам его московских друзей, Федор Федорович имел большой талант, но, будучи запрещен цензурой по политическим причинам, не мог публиковать большинство своих сатирических произведений. Среди пьес, написанных и переведенных Ивановым, особенно выделяют обычно «Разбойников» по мотивам драмы Шиллера и «Марфу Посадницу», написанную на основе карамзинской повести, которые, хотя и были, по словам современников, очень хороши, не были допущены цензурой до постановки. Только одна из сатир Иванова все же достигла театральных подмосток - это пьеса антифранцузской направленности «Семейство Старичковых», она пользовалась большой популярностью.

К сожалению, в московском пожаре 1812 года вместе со скромным имуществом Федора Федоровича погибли и рукописи неопубликованных его произведений (а таких было большинство). Война разорила Иванова окончательно, и последние годы жизни он провел в нищете.

Среди небольшого корпуса дошедших до нас его стихов есть и столь популярные в 1812 году воззвания к Отечеству и дворянству, одно из которых мы и приводим ниже:

К РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ

Сыны отечества избранны!
Се вашей славы час приспел;
Непримиримый, кровожадный
Галл ныне в наш ступил предел.
Течет - и в ярости стремленья
Считает жертвы, расхищенья,
Грозит со скрежетом зубов
Омыть в крови российской длани.
К щитам, друзья! О братья, к брани!
За олтари, за прах отцов.
Уже МОНАРХ великодушный
Ударил в щит, несется гул…
Воспрянь о Росс, царю послушный!
Воспомни Пультуск и Кагул,
И Гейльсберг, Гуттштад и Ейлаву,
Свою и предков вспомни славу!..
«Вот злато, дети, вот мы сами;
Готовы лечь в бою грядами!
Пожарский, Минин живы в нас».