Змеиный день когда-нибудь отмечали.

Наш мир дуален: есть Добро, есть и Зло. Мы это принимаем, как факт, не оспариваем, а просто приспосабливаемся к жизни в окружении двух противоположностей. О Добре поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня о Зле, воплощением которого в русском фольклоре стали змеи.

Старинные легенды рассказывают, что жил некогда злыдень, звали его Скипер-змей. Был он огромен и чудовищно силен, к тому же люто ненавидел весь род людской и, где мог, всюду вредил. Однажды узнал он, что появился у Светлых сил чудо-младенец. Это был Перун. По повелению Черной силы Скипер-змей должен был выкрасть младенца, получил он приказ и пошел выполнять свое черное дело. Сначала появились на полях блуждающие огни – предвестники беды. Потом пронеслись стаи волков, пугая людей и убивая животных. Застонала Мать-Сыра Земля, когда по ней поползло воинство змеиное. Клубками катились страшные гады, ползли сотнями, перекрывая пути-дороги.

Выполнил свою задачу Скипер-змей, унес Перуна и надежно его спрятал: вырыл для него глубокий колодец, опустил туда божественное дитя, закрыл крышкой, а сверху насыпал столько земли, что образовалась небольшая сопка. Для охраны приставил он сотни три змеюк разных пород – одна ядовитей другой. Но этого злодею показалось мало, и решился Скипер-змей еще на одно преступление: он схватил сестер Перуна и унес их в Навье царство. Девы эти были богинями, Жива несла в мир жизнь, Леля – любовь, а Марена – смерть.

Прознали про это злодеяние братья Перуна и отправились на поиски. Стрибог, Хорст и Велес осматривали все: спускались в глубокие пещеры, поднимались на высокие горы, даже на дне морском побывали. Долго искали, пока не наткнулись на сопку, окруженную кольцом из змей. Тут и Скипер-змей появился, и начался страшный бой. Стрибог сражался со Скипером-змеем, а с его подручными вступили в схватку Хорст и Велес. Освободили они Перуна, а враги, те, что в живых остались, исчезли, как сквозь землю провалились.

С тех пор появляется змеиное войско на земле только два раза в год. Ох, какое это недоброе и очень опасное время! Первый раз «превеликое множество гадов» выползает, невесть откуда, 22 июня. В народе это день называют «змеиной свадьбой». Не стоит без особой надобности в этот день ходить в такие места, где клубятся змеи. Не к добру их даже одним глазком увидеть, а уж, упаси Господи, наступать и вовсе не стоит. Ползут змеи, а за с ними бегут сотни мышей, лезут в дома и в амбары, пугают скотину и людей. В полях и в лесах хозяйничают волчьи стаи, рвут скотину без разбора, людей тоже не щадят. А огромные стаи ворон, внезапно появляясь, закрывают небо.

Люди, верящие в приметы, сразу же начинают говорить о грядущих несчастьях, о том, что скорые беды уже стоят на пороге и несут с собой разорение да гибель. Одним словом, черная это дата, не сулит она людям ничего хорошего. Ну посудите сами: Великая Отечественная война началась в этот день, а Отечественная война 1812 года опоздала всего лишь на два дня – первое сражение состоялось 24 июня. А еще раньше Золотая Орда на Русь неоднократно набеги совершала, и все серьезные поражения русичей (хотите верьте, хотите нет) пришлись как раз к Змеиному дню. Да не только к первому, но и ко второму тоже.

Второй Змеиный день отмечался 24 сентября. В этот день Велес и Мара празднуют свою свадьбу, а вся нечисть, которой змеи верно служат, веселится. Именно поэтому в этот день всем гадам ползучим разрешено в последний раз в году проползти по земле, а потом сгинуть на всю осень и зиму в своем подземной царстве, в Навьем государстве. А еще верующие считают, что змеям в этот день отдает приказ святой Артамон. Он, согласно Библии, должен закрыть все ходы-выходы змеиные из Нави, навесить на них крепкий замок-заклятие.

Кстати, если опасаетесь укуса змеи, то нужно сотворить молитву святому Артамону, он ни одну просьбу о помощи без ответа не оставляет. Да и змеи его, как огня, боятся, поэтому не трогают того, что молится этому святому. Но самое лучшее – это не ходить в такие места: и сами целее будете, и святому работы не прибавится. Но одним глазком на змей все же поглядеть стоит, потому что, согласно примете, зиме непременно быть снежной и очень морозной, если змей в этот день будет много. А если встретится всего лишь десяток, то ни снегу, ни вьюги, ни буранов зимушка-зима с собой не приведет.

Можно в лесу в такой день своими глазами увидеть Лешего. Суетится он, бегает – угодья свои проверяет. А потом вдруг исчезнет, и никто его в лесу до самой весны так и не увидит: спит, как медведь в берлоге, и не добудишься. Тихо станет в лесу. Все, кому положено, спать залягут. Останутся только волки, эти серые разбойники – хозяева в зимнем лесу. А змеи, отпраздновав свой второй праздник, отправятся в подземное царство. Там они всем ушедшим с Земли расскажут о том, как живут люди, что делают, о чем печалятся и чему радуются. Зная это, многие, рискуя жизнью, ходят в эти страшные дни в леса, чтобы попросить передать привет любимому человеку. Говорят, что змеи всегда такие просьбы выполняют.

Как сообщают Календарь языческих праздников и Яндекс:))) - 22 июня - день Скипера Змея, царя поздемного царства, своеобразного "альтер-эго" Перуна. Змею удалось пленить ребенка Перуна, опоить его хмельным зельем и спрятать глубоко под землю... Лишь через 30 лет Перун был спасен своими братьями и одолел Змея Скипера.

Об этих событиях очень красиво и поэтично рассказано в песнях птицы Гамаюн:

Четвертый клубок
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как родился Пеpун многомощный. Как на Землю пришел лютый Скипер-зверь, как Пеpуна он в яму закапывал, и как боги Пеpуна спасли потом! - Ничего не скрою, что ведаю...
Как завязано было Макошью, как велел сам Родитель, сам Пращур-Род - появился во чреве у Ладушки сын ее и Свaрога небесного: грозный бог Пеpун - многомощный бог. Стало тесно ему в чреве матери, стал толкаться он, стал проситься на свет. Приговаривала тогда Лада-матушка: - Как с горами сдвигаются горы, реки с реками как стекаются, так сходитеся, мои косточки, не пускайте Пеpуна до времени. Как завязано было Макошью, как велел сам Родитель, сам Пращур-Род, протекли года, протекли века. И пришло урочное время - разрешиться Ладе от бремени, и Пеpуну явиться на белый свет. Приговаривала тогда Лада-матушка: - Как с горами горы расходятся, реки как растекаются с реками - раздвигайтесь так мои косточки! Загремели тогда громы на небе, засверкали тогда в тучах молнии - и явился на свет, словно молния, сам великий Пеpун, многомощный бог. Как родился Пеpун - во весь голос вскричал. И от гласа Пеpуна могучего на Земле горы начали рушиться, зашатались леса, расплескались моря, Мать Сыра Земля всколебалась. Взял тогда Свaрог тяжкий молот свой - тяжкий молот свой, да во сто пудов. Стал Пеpуна баюкать молотом: - Баю-бай, Пеpун могучий! Вырастешь большой - женишься на Диве-додоле! Победишь зверя Скипера! Убаюкал Пеpуна, заснул Пеpун и три года спал беспробудно. Как проснулся - вновь закричал Пеpун, и опять горы начали рушиться и ломаться дубы столетние. Взял тогда Свaрог тяжкий молот свой - тяжкий молот свой, да во двести пудов. Стал Пеpуна баюкать молотом: - Баю-бай, Пеpун могучий! Вырастешь большой - женишься на Диве-додоле! Победишь зверя Скипера! Убаюкал Пеpуна, заснул Пеpун и три года спал беспробудно. Как проснулся он - закричал опять, и опять горы начали рушиться и ломаться дубы столетние. Взял тогда Свaрог снова молот свой - тяжкий молот свой, да во триста пудов. Стал Пеpуна баюкать молотом: - Баю-бай, Пеpун могучий! Вырастешь большой - женишься на Диве-додоле! Победишь зверя Скипера! Убаюкал Пеpуна, заснул Пеpун и три года спал беспробудно. Как проснулся Пеpун, его бог Свaрог сам отнес в небесную кузницу. Он раздул меха и разжег огонь, и призвал на помощь Cварожича. И тогда Свaрог со Cварожичем закалять стали тело перуново. Раскалили его на огне до бела и обхаживать начали молотом. И как только его закалили они, встал Пеpун на ноги булатные и сказал Свaрогу небесному: - Дай мне палицу стопудовую! И коня мне дай, чтоб под стать был мне! Засверкали тогда в тучах молнии, громы на небе загремели.
То не пыль в поле распыляется, не туманы с моря поднимаются, то с восточной земли, со высоких гор выбегало стадо звериное, что звериное стадо - змеиное. Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь, лютый Скипер-зверь - пасть, что в пекло дверь. Как на Скипере шерстка медная, а рога и копыта - булатные. Голова его - велика как гора, руки-ноги - столбы в три обхвата. Он рогами цеплялся за тучи и по своду небесному шаркал. Как бежал Скипер-зверь - Мать Земля колебалась, в море синем вода замутилась, и круты берега зашатались. Как схватил трех сестер лютый Скипер-зверь - Лелю, Живу, Марену в охапочку, и вонзил в них зверь когти острые, и унес с собой в царство темное. А затем покорил весь подсолнечный мир, по Земле стал без спросу разгуливать. Тут увидел он как у реченьки, у того бел горючего камешка тихо-тихо ребенок похаживает и играет булатною палицей, тяжкой палицей - стопудовою! Рядом с ним жеребенок поскакивает, а от скоков его Мать Земля дрожит. То Пеpун, колыбельку оставивши, у горючего камня похаживал, на свирепого Скипера-зверя исподлобия хмуро поглядывал. И сказал тогда лютый Скипер-зверь, и подвыла ему нечисть черная: - Отрекись, Пеpун, от отца своего, поклонись, Пеpун, зверю-Скиперу! И борись, Пеpун, против наших врагов, послужи-ка царству подземному! - Отвечал Пеpун зверю-Скиперу: - Ах злодей, Скипер-зверь, подземельный царь! Я не буду служить черной нечисти, биться против врагов зверя-Скипера! Я служу только Роду-Пращуру, Ладе-матушке богородице и отцу Свaрогу небесному! Осерчал тут злодей лютый Скипер-зверь, повелел мукой мучить Пеpуна он. Стали бить Пеpуна, рубить мечом - только лезвие затупилось, ничего Пеpуну не сделалось. Повелел тогда лютый Скипер-зверь привязать его к камню тяжкому и нести топить в море синее. Но не тонет Пеpун с тяжким камешком, не берет его море синее. Он поверх воды в море плавает - ничего Пеpуну не сделалось. Повелел тогда лютый Скипер-зверь закопать его в Землю-матушку. И тогда слуги верные Скипера стали яму рыть во Земле Сырой - сорока сажен глубиною, поперечины двадцать пять сажен. И сажал тогда лютый Скипер-зверь в яму ту Пеpуна могучего. Закрывал досками железными, запирал запорами тяжкими, задвигал щитами дубовыми. Забивал гвоздями, присыпал песками. Засыпал песками и притаптывал, а притаптывал - приговаривал: - Не бывать Пеpуну на Сырой Земле, не видать Пеpуну света белого, света белого - Солнца Красного!
Триста лет с тех пор миновало, триста лет и еще три года. Спал Пеpун мертвым сном во Земле Сырой. А как триста лет миновало - разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Из под той из под тучи грозной - со громами гремучими и дождями ливучими вылетала могучая птица - птица Матерь Сва - Лада Матушка. И забила она крылами, стала звать Свaрога на помощь: - Ты пошли, Свaрог, сыновей своих, пусть отыщут они братца милого, пусть отыщут Пеpуна грозного! По велению Рода небесного, по хотенью Свaрога-батюшки, поднялись из светлого Ирия, из-за гор высоких Рипейских птица Сирин - - вещунья печальная с птицей явскою Алконостом. И за ними вслед из под облака появилась Стpатим сильнокылая. Подлетели они к зверю-Скиперу. Стали Скипера-зверя расспрашивать: - Ты скажи, Скипер-зверь, где наш брат родной, где Пеpун младой разъясни скорей! - А ваш брат родной в море плавает, в море плавает сизым селезнем! - Не обманывай нас, лютый Скипер-зверь! Его палица - вон у камешка, в море синем нет серых селезней! - А ваш брат родной в чисто полюшко погулять пошел, поиграть пошел! - Не обманывай нас, лютый Скипер-зверь, никого-то нет в чистом полюшке, его конь стоит - вон у камешка! - А ваш брат родной в небо синее полетел Орлом сизой птицею! - Не обманывай нас, лютый Скипер-зверь, не парит Орлом в поднебесье он! И ударились птицы грозные, в Землю-матушку грудью грянулись, обратились они, обернулись в грозных братьев-богов: Сирин в Велеса, Алконост - в Хоpса, в Красное Солнышко, а Стpатим в Стрибога могучего. Все те боги - братья Свaрожичи, все сыны Свaрога небесного. Как увидел их лютый Скипер-зверь, поспешил назад в царство темное - на восток за хребты неприступные. И задумалися Cварожичи: - Видно нет на Земле братца нашего, как найдем мы его во Земле Сырой? Тут сорвался добрый перунов конь с привязи у камня горючего. Побежал по чистому полюшку - вслед за ним Cварожичи двинулись. Прибежал на яму глубокую, стал он ржать, плясать, да копытом мять те посочки и камешки тяжкие. - Видно здесь лежит братец наш Пеpун! И Cварожичи братья скорым-скоро раскопали яму глубокую. Им светил бог Хоpс - Солнце Красное. Бог Стрибог поднял ветры буйные и разнес пески крутожелтые, а щиты разметал вместе с досками Велес мощный бог. И раскрылся тогда в подземелье гроб. В том гробу - Пеpун, спящий мертвым сном. - Как же нам разбудить братца милого, как поднять Пеpуна могучего? Мудрый Велес на ухо коню прошептал - добрый конь из ямушки выскочил, поскакакал по чистому полюшку, и ложился он на горючий песок. Пролетала тут матушка птица Могол с молодыми своими детками. И сказала она, посмотрев на коня: - Вы не трогайте, детушки, в поле коня! Не добыча то - хитрость Велеса! Не послушали детушки птицу Могол, полетели они в чисто полюшко, и садились они на того коня. Тут из ямушки Велес выскочил и схватил за крылышко птенчика. Тут явились братья Cварожичи - не пускают Могола к Велесу, отгоняют его в небо синее. И взмолилась матушка птица Могол: - Отпусти птенца, буйный Велес! - Ты слетай, Могол, ко Рипейский горам за Восточное море широкое! Как во тех горных кряжах Рипейских на горе на той Березани ты отышешь колодец с Сурьей, что обвит дурманящим Хмелем! Принесешь из колодца живой воды - мы отпустим птенца на волю! И привязывали братья Cварожичи бочку птице Могол под крылья, чтоб Могол зачерпнула Сурьи. Поднималась Могол к тучам темным, понеслася быстрее ветра ко Рипейским горам в светлый Ирий сад. Зачерпнула живой водицы на горе на той Березани - принесла ту воду обратно. Прилетела она и сказала: - Вы возьмите живую воду! Отпустите птенца на волю! Отпустили птенца на волю, а водой обмыли Пеpуна. - Выходи, Пеpун, на Сырую Землю! Ты расправь, Пеpун, плечи сильные, разомни скорей ножки резвые! Выходил Пеpун сын Cварожич, и увидел он яркий белый свет. Обогрело его Солнце Красное - кровь его расходилась по жилочкам. Размочило дождями ливучими уста сахарные Пеpуна. Усмехнулся Пеpун и расправил усы - золотые усы, жаром пышущие, и тряхнул бородой серебристою, головой своей златокудрою. И сказал он братьям Cварожичам: - Как я долго спал во Земле Сырой! - Коль не мы, тогда б век тебе здесь спать! - отвечали братья Cварожичи. Поднесли Пеpуну Cварожичи рог глубокий с хмельною Сурьей, принесенной Моголом с Рипейских гор. - Ты испей, Пеpун, не побрезгуй! Выпивал Пеpун тот глубокий рог. - Как, - спросили его, - чуешь силушку? - Возвратилась мне силушка прежняя! Поднесли вновь Пеpуну глубокий рог: - Ты испей, Пеpун, не побрезгуй! Как, Пеpун, теперь себя чувствуешь? - Я теперь чую силу великую - кабы было кольцо во Сырой Зем- ле, повернул бы я всю Вселенную! Меж собой зашептались Cварожичи: - Слишком много Пеpуну подарено сил, он не сможет ходить по Сырой Земле! Мать Земля Пеpуна не вынесет. Поднесли ему снова глубокий рог: - Допивай, - сказали, - напиток. Сколько силы теперь в себе чувствуешь? - Стало силы во мне вполовиночку. - А теперь отправляйся, могучий Пеpун, поезжай скорей к зверю-Скиперу, отомсти ему за обидушки и за раны свои, и за милых сестер! И сверкнула тотчас в туче молния, раскатился по небу гром.

Пятый клубок
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как убил Пеpун зверя-Скипе- ра, как великие подвиги он совершил, и как сестрам своим дал сво- боду он! - Ничего не скрою, что ведаю...
Поезжал Пеpун по Сырой Земле, мимо гор Рипейских и Ирия. Встретил он в горах Ладу-матушку, Мать небесную, богородицу. Поклонилась Пеpуну матушка, поклонилась и стала расспрашивать: - Ты куда, сынок, отправляешься? Держишь путь куда в чистом полюшке? - Государыня, Лада-матушка, Мать небесная, богородица, путь неблизок мой в чистом полюшке. Направляюсь я к зверю-Скиперу, чтоб открыть ему кровь поганую, вынуть сердце его из разверстой груди и забросить его в море синее! Чтоб родных сестер, дочерей твоих, из неволюшки лютой вызволить! ка к Скиперу! По дороженьке прямоезжей птица быстрая не пролетывала, зверь рыскучий давно не прорыскивал, на коне никто не проезживал! Заколодела дорожка, замуравела, горы там с горами сдвигаются, реки с реками там стекаются! И сидит у грязи у черной там, да у той ли речки Смородины люта птица-Грифон во сыром бору. Закричит как Грифон по-звериному, как засвищет Грифон по-змеиному - все травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки отсыпаются, темны лесушки к земле приклоняются, а кто есть живой - все мертвы лежат! - Государыня, Лада-матушка, Мать небесная, богородица! Дай святое мне благословение, отпусти меня к зверю-Скиперу! Отплачу ему дружбу прежнюю, отолью ему кровь горячую! - Поезжай, Пеpун, к зверю-Скиперу, отплати ему дружбу прежнюю и отлей ему кровь горячую! Бил коня Пеpун да по тучным бедрам - рассердился тогда под Перуном конь. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, он озера и реки хвостом устилал, мелки реченьки промеж ног пускал. И подъехал к первой заставе. Там леса с лесами сходились, там коренья с кореньем свивались, там сплетались колючка с колючкою. Не пройти, не проехать Пеpуну! И сказал Пеpун темным лесушкам: - Вы леса - дремучие, темные! Разойдитеся, расступитеся, становитесь лесочки по-старому. Да по-старому все и по-прежнему. Буду вас иначе я бить-ломать и рубить на мелкие щепочки! Все лесочки встали по-старому - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. Наезжал на быстрые реки, реки быстрые и текучие. Там волна с волною сходились, с берегов крутых камни сыпались. Не пройти, не проехать Пеpуну! И сказал Пеpун рекам быстрым: - Ой вы реки, реки текучие! Потеките, реки, по всей Земле, по крутым горам, по широким долам, и по темным лесам дремучим. Там теките, реки, где Род велел! По велению Рода небесного, по хотенью Пеpуна мощного, потекли эти реки, где Род велел, - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. И наехал на горы толкучие: горы там с горами сходились, а сходились и не расходились, там пески с песками ссыпались, и сдвигались каменья с каменьями. Не пройти, не проехать Пеpуну! И сказал Пеpун тем толкучим горам: - Ой, вы горы, горы толкучие! Разойдитеся, расшатнитеся! Ну-ка, станьте, горы, по-старому! А иначе буду вас бить-крошить и копьем на каменья раскалывать! Встали горы на место по старому - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. И подъехал он к грязи черной и ко той ли речке Смородине. Не случилось у речки Смородины ни мосточков, ни перевозчиков. И зачал Пеpун вырывать дубы, и зачал через реченьку мост мостить. Переехал он на ту сторону. Видит он - сидит у Смородины на двенадцати на сырых дубах люта птица Грифон страховитая, под той птицей дубы прогибаются, а в когтях ее рыба дивная чудо-юдище рыба-Кит морской. Зарычал Грифон по-звериному, засвистал Грифон по-змеиному - все травушки-муравы уплетались, все лазоревы цветочки отсыпались, темны лесушки к земле приклонились. Добрый конь под Пеpуном попятился. Не пройти, не проехать Пеpуну! Закричал коню грозный бог Пеpун: - Ах, ты волчья сыть, травяной мешок! Что же ты подо мной спотыкаешься? Аль не слышал крику звериного? Аль не слышал свиста змеиного? Тут снимал Пеpун лук тугой с плеча, натянул тетивочку шелковую - и пустил стрелу позлаченую. Прострелил птице правое крылышко - из гнезда тотчас птица выпала. И сказал Пеpун грозной птице той: - Ой ты, гой еси, люта птица Грифон! Ты лети, Грифон, к морю синему, отпусти Кита в море синее. Пей и ешь, Грифон, ты из синя моря - будешь ты, Грифон, без меня сыта! А иначе, Грифон, птица лютая, я тебя убью - не помилую! Полетел Грифон к морю синему - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. И наехал на стадо свирепое, на звериное стадо - змеиное. Змeи те Пеpуна палят огнем, изо ртов у них пламя жаркое, из ушей у них дым валит столбом. И пасут то стадо три пастыря, три пастыря - да три девицы, три родные сестрицы Пеpуновы: Леля, Жива, Марена - украденные триста лет назад зверем-Скипером. Набрались они духу нечистого, испоганил их лютый Скипер-зверь. Бела кожа у них - как елова кора, на них волос растет - как ковыль-трава. Не пройти, не проехать Перуну! И сказал Пеpун трем сестрицам: - Вы пойдите, сестрицы, к Рипейским горам, вы пойдите к Ирию светлому. Окунитесь в реку молочную и в сметанное чистое озеро, искупайтеся во святых волнах и омойте-ка лица белые. Набрались вы духа нечистого от свирепого зверя-Скипера! И сказал Пеpун стаду лютому, что звериному стаду - змеиному: Поднимайтеся, змеи лютые, ударяйтеся о Сырую Землю, рассыпайтеся вы на мелких змей! А вы, змеи, ползите к болотам, пейте-ешьте вы от Сырой Земли! А вы, лютые звери рыскучие, расступитеся разойдитеся по лесам дремучим и диким, все по два, по три, по единому. Все вы будете без меня сыты! Все случилась так, как Пеpун сказал, - та застава ему миновалась. Грозный бог Пеpун ехал полюшком, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. С гор на горы он перескакивал, он с холма на холм перемахивал, мелки реченьки промеж ног пускал. Вот приехал он в царство темное, горы там в облака упираются и чертог стоит между черных скал. Наезжал на палаты Скипера - стены тех палат из костей людских, вкруг палат стоит с черепами тын. У дворца ворота железные, алой кровью они повыкрашены и руками людскими подперты. Выступал на него лютый Скипер-зверь, выходил к нему по-звериному, а шипел-свистел по-змеиному. Он шипел: - Я всей подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу за колечко булатное, поверну всю землю на синее небо и смешаю земных я с небесными, стану я тогда всей Вселенной царь! Но могучий Пеpун не страшился, наезжал он на зверя-Скипера, и рубил его, и колол копьем. - Это что за чудо-чудесное? Али ты богатырь, аль небесный бог? Родом-Пращуром смерть мне написана, да написана и завязана лишь от сына Свaрога небесного, от Пеpуна сильномогучего! Только тот Пеpун во Сырой Земле, значит быть герою убитому! - Я не чудо-чудное, я не диво-дивное - а я Смерть твоя скропостижная! - отвечал Пеpун зверю-Скиперу. - Только плюну я - утоплю тебя, только дуну - тебя за сто верст отнесет, на ладонь положу и прихлопну другой - от тебя ничего не останется! - Не поймавши Орла - рано перья щипать! Не хвались, Скипер-зверь, поезжая на брань! А хвались, Скипер, с поля съезжаючи! - У меня же есть сабля острая! - зашипел тогда лютый Скипер-зверь. - Отмахну твою буйну голову! - Ай не хвастай ты, лютый Скипер-зверь, у меня же есть острое копье, отворю твою кровь поганую! Замахнулся зверь саблей острою, - по велению Рода небесного во плече рука застоялась, никуда рука не сгибалась, и из рук его сабля падала и изранила зверя-Скипера. Скипер-зверь тут стал уклоняться, приклонился он ко Сырой Земле, стал просить-молить бога грозного: - Я узнал тебя, праведный Пеpун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть-ту скорую, скропостижную! Дай три года мне сроку-времени! Я тебе подарю горы золота! Отвечал ему сильный бог Пеpун: - Я не дам тебе даже трех часов! Твое золото все неправое, оно кровью людскою полито! - Ой ты, праведный, грозный бог Пеpун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть-ту скорую, скропостижную! Дай ты срока мне хоть на три часа! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою! - Я не дам тебе даже трех минут! Твое золото все неправое, твоя силушка - вся бессильная! - Ой ты, праведный, грозный бог Пеpун! Ты не делай мне смерть-ту скорую! Смерть ту скорую, скропостижную! Дай ты срока мне три минуточки! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою, станешь ты царем поднебесной всей! - Я не дам тебе сроку-времени! Твое золото все неправое, твоя силушка вся бессильная, в темном царстве же правит Кривда пусть! Тут пронзил Пеpун зверя-Скипера, отворил ему кровь поганую, из разверстой груди вынул сердце он - далеко метнул в море синее. Высоко поднял зверя-Скипера и ударил его он о Матушку Землю. Мать Сыpа Земля расступилась, поглотила всю кровь поганую, и упал в провал лютый Скипер-зверь. И Пеpун могучий тогда завалил то ущелье горами Кавказскими. Если Скипер-зверь зашевелится под горами-хребтами Кавказскими - Мать Сыра Земля восколеблется. И забрал Пеpун трех родных сестер, и повел он их ко Рипейским горам, и привел к саду Ирию светлому. И сказал он им: - Вы, сестрицы мои! Вы скидайте скорей кожу прежнюю, как кора еловая грубую. Искупайтеся во молочной реке и очистите тело белое. И тогда три родные сестрицы кожу скинули заколдованную и купалися во молочной реке, омывали свое тело белое. Приходил Пеpун к Ладе-матушке, светлой матери, богородице. - Государыня, Лада-матушка, Мать небесная, богородица! Вот тебе три родимые дочери, ну а мне три сестрицы родные! И вернулись так вместе с Лелею - Радость и Любовь легкокрылые Вместе с Живою оживляющей Лето жаркое и Весна. А с красавицею Мареною - Осень хладная и Зима.


После рождения Перуна на Землю Русскую пришел Скипер-Змей. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб, напустив на него мистический сон и унес в Навь его сестер. Три сестры Перуна – Богиня Любви Леля, Богиня Жизни Жива, Богиня Смерти Марена – оказались в заточении у страшного чудовища, Змея Скипера.

Веды Перуна говорят нам: «То не пыль в поле распыляется, Не туманы с моря поднимаются, То с восточной земли, со высоких гор Выбегало стадо звериное, Что звериное стадо - змеиное. Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь!»

Люди, оставшись без своего главного защитника от темных сил, обратились к светлым Богам с просьбой разыскать Перуна и пробудить его от мистического сна. После долгих поисков Велес – бог дикой природы, Хорс – бог Солнца и Стрибог – бог ветра и непогоды, смогли найти и разбудить Перуна.

Время этого деяния, согласно приданиям, пришлось как раз на весну, и Перун о своем пробуждении известил людей первой грозой (отсюда понятна и наша любовь к грозе в начале мая), и с тех пор люди радостным звоном и криком каждую весну приглашают его пролить на землю дающую жизнь влагу.

В народном представлении сохранилось и такое имя бога как Перун-Громобой, бог грома и молнии. Он видится как высокий, осанистый мужчина с черными волосами и длинной золотой бородой. Просыпаясь весной, он разъезжает по небу на колеснице с острыми молниями и радугой в руках. Он же раскалывает молотом землю и небо, разрушает колдовское Кощеево царство, наказывает Скипер-змея.

И в эти дни, когда на землю Русскую идет Скипер-зверь со своим воинством, многие видят блуждающих призраков, знамения смерти и бед. Неожиданно на полях появляются мышиные стаи и волчьи ватаги, налетают тучи воронья. А если склонить ухо к земле, то слышно, как Мать Сыра Земля стонет. А иным видится, что по озимому полю огонь пробегает.

Навь особенно сильна, и потому на Руси в эти дни ждали вражеских нашествий. В истории есть тому подтверждения: Отечественная война 1812 года (19 июня), и Великая Отечественная война 1941 года (22 июня) начались близ дня Скипера-Змея.

Сказания о Перуне и Скипере пели в этот день волхвы в ведических храмах и призывали верующих на реки и озера совершать священные омовения, дабы очиститься от грехов.

В православии этот день празднуется как День Исаакия, в народном календаре - день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «проклятые места», так называемые «змеиные горки».

Змея вызывала во все времена у людей трепет, страх, ужас и отвращение. Люди очень боялись змей, но в тоже время и обожествляли их, поклонялись им и использовали их дар для исцеления. Культ змеи был широко распространенным в древнем мире. Змея - это знание, сила, коварство, утонченность, хитрость, тьма, зло и порча, а также Искуситель.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): День Скипера Змея (Змеиный день)
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html

В древнейшие времена этот день 22 июня считался недобрым. В календаре наших предков эта дата значилась как день Скипера-Змея или змеиный день. В легенде о нем говорится, что после рождения Перуна – бога князей и воинов, отвечающего за государственные устои и дающего победу в битвах, на Землю Русскую пришел Скипер-Змей со своим воинством, похитил младого Перуна и спрятал его в глубокий погреб, напустив на него мистический сон.

Перун стоит на защите мира Богов и людей, он каратель зла, ведущего к погибели этих миров. В древности, в своих деяниях князья старались уподобится Перуну. Потому то в разные времена и в разных славянских землях был утвержден ему различный княжеский культ. На случайно, такие слова как «первый», «им-ператор», «им-перия» - созвучны имени Перун. Поэтому согласно легенде, когда силы этого Бога были нейтрализованы Скипером-Змеем, на землю русичей пришла беда (со всех сторон полезли вороги).
С тех пор этот день на Руси не очень любили и часто именно на него приходились посягательства врагов. Считалось, что в этот день можно было услышать, как стонет «Мать Сыра Земля», если припасть к ней ухом, а в полях увидеть мышиные и волчьи стаи, кружащих воронов, знамения смерти и бед.

Люди, оставшись без своего главного защитника от темных сил, обратились к светлым Богам с просьбой разыскать Перуна и пробудить его от мистического сна. После долгих поисков Велес – бог дикой природы, Хорс – бог Солнца и Стрибог – бог ветра и непогоды, смогли найти и разбудить Перуна.

Время этого деяния, согласно приданиям, пришлось как раз на весну, и Перун о своем пробуждении известил людей первой грозой (отсюда понятна и наша любовь к грозе в начале мая), и с тех пор люди радостным звоном и криком каждую весну приглашают его пролить на землю дающую жизнь влагу.

В народном представлении сохранилось и такое имя бога как Перун-Громобой, бог грома и молнии. Он видится как высокий, осанистый мужxbyf с черными волосами и длинной золотой бородой. Просыпаясь весной, он разъезжает по небу на колеснице с острыми молниями и радугой в руках. Он же раскалывает молотом землю и небо, разрушает колдовское Кощеево царство, наказывает Скипер-змея.

Об этих событиях очень красиво и поэтично рассказано в песнях птицы Гамаюн.

Православные 22 июня празднуют День Исаакия, в народном календаре - день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «проклятые места», так называемые «змеиные горки».

Змея вызывала во все времена у людей трепет, страх, ужас и отвращение. Люди очень боялись змей, но в тоже время и обожествляли их, поклонялись им и использовали их дар для исцеления. Культ змеи был широко распространенным в древнем мире.

Змея - это знание, сила, коварство, утонченность, хитрость, тьма, зло и порча, а также Искуситель.

В народном воображении змея, как правило, является живым олицетворением всего нечистого, всего злого, лукавого, вредоносного. «Змея умирает, а все зелье хватает!» - отзывается народ наш о злых, жадных до неправедной наживы людях; «Сколько змею ни держать, а беды от нее ждать!» - о лукавых; «Выкормил змейку на свою шейку!», «Отогрел змею за пазухой!» - о черной неблагодарности.

Суеверные люди приписывали змеям силу чар в различных случаях жизни Так по народным поверьям, «луговая» змея может исцелить даже смертельно больного человека.

В народных преданиях упоминаются и добрые змеи. Это и уральский Великий Полоз, и некая змея-деньгоносица, которая помогает разбогатеть тем, кого любит, и дворовая змея, в которую воплощается домовой или дворовой - дух-охранитель дома. Белая змея, главная над ними всеми (ее еще называют змея Скарапея) может научить человека постижению тайн природы, а убивший ее начинает понимать язык птиц и зверей.

Встреча со змеей - предзнаменование каких-то необыкновенных событий. Увидеть змею, ползущую со двора, - к беде, во двор - к радости. Встреченную на улице, во дворе или в доме змею убивать нельзя, потому что это домовой принял ее образ, а потом может отомстить: пожар наслать или уморить кого-нибудь из домашних.

У змей есть свои праздники, и в эти дни они очень опасны. Так, на Исаакия (22 июня) все они ползут праздновать свои змеиные свадьбы. Боже упаси человеку встать на пути их поезда - живым не уйдет. В этот день в лес лучше вовсе не ходить. Точно так же как и на Вознесенье (27 сентября), когда все змеи скрываются под землёй.

Поверья о змеях, легенды и мифы наделены порой совсем уж фантастическими вещами, которые современному человеку покажутся сказочным вымыслом. Но в древние времена люди верили змее, поклонялись ей, хоть и страшились встрече с нею. Благодаря древним рецептам сегодняшний мир может пользоваться во благо змеиным ядом, жиром, которые нашли своё место среди аптечных полок в ряде лекарственных препаратов.

Бояться змей не нужно, просто нужно с осторожностью подходить к возможной встрече с ними. Давайте не будем причинять вред братьям нашим меньшим, вспомним о старых поверьях. Природа не может творить чудовищ, это уже человеческая прерогатива наделять творения Природы разными ужасными свойствами. Поэтому, давайте будем по возможности охранять и сохранять природу и её обитателей, не нарушать гармонии, а поддерживать её.

Советы по проведению праздника: В этот день можно познакомить детей с некоторыми интересными фактами про змей. Предложить им отгадать загадки об этих рептилиях и конечно же выполнить поделки на змеиную тематику.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой,

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно?

Длинное, а не нитка,

Зла, а не ведьма,

Черна, а не ворон.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Проходи, кто очень смел

Из куста шипуля,
За ногу тяпуля.

У меня такая сила,

Что в воде, на берегу

Я любого крокодила

Победить легко могу. (Удав)

Злее прочих змей бываю,

Но при встречи в рост стою,

Тут же шею раздуваю,

Знак “Опасность!” подаю. (Кобра)

Это кто там лентой черной

К ручейку скользнул проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко,

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны. (Уж)

Несколько интересных фактах о змеях


  • В Мексике дети играют не только с котятами и щенками, но и со змеями. Там водится травоядная змея, тело которой покрыто густой шерстью. Мексиканцы называют это – необычное мохнатое существо «домашней» змеей.

  • Во Вьетнаме домашними животными считаются питоны. Змей содержат в больших железных клетках, так как длина их тела достигает одиннадцати метров. Питонов разводят как овец, коров, свиней. Из красивой змеиной кожи делают сувениры, шьют обувь и сумки. Из жира и костей приготавливают различные лекарства.
  • Ядовитых змей используют в качестве сторожей там, где оказывается бесполезной электронная система. Так решили в Стокгольмском зоопарке, где воры похитили несколько редких животных. Индийские королевские коб-ры, выпущенные в помещение с электронной системой, полностью обезопасили сон как обслуживающего персо-нала, так и животных зоопарка.
  • В азиатских странах можно встретить летающих змей. Они могут взбираться на верхушки деревьев и оттуда парить вниз, расправляя рёбра в стороны и превращаясь в подобие плоской ленты. Некоторые особи могут покрывать таким образом расстояния до 100 метров.
  • Африканская яичная змея уникальна тем, что может питаться исключительно яйцами птиц, диаметр которых может значительно превосходить размеры самой змеи. Удаётся ей это благодаря очень подвижным соединениям костей черепа, малоразвитым зубам и особым отросткам шейных позвонков. Именно благодаря им змея вскрывает скорлупу, проглатывая жидкость и выплёвывая затем остатки скорлупы.

Няня-змея

Знаете ли вы, что услугами нянек пользуются не только люди, но и, например, совы? В качестве этих самых нянек североамериканские совки используют… узкоротых змей.

Это очень маленькие змейки, которые обитают под землей, но совы выуживают их из-под земли и заботливо перекладывают в свои гнезда.

Там совы подкармливают змей личинками жуков и других насекомых, которыми те питаются, а змеи видимо в благодарность охраняют гнезда и птенцов от всех охотников ими поживиться. Ведь несмотря на то, что узкоротая змея очень маленькая, она все-таки змея!

Ученые обнаружили таких нянек чуть ли не в каждом пятом гнезде североамериканских совок. Причем, как удалось выяснить, птенцы в таких гнездах мало того, что имеют гораздо больше шансов выжить, чем их сверстники без няни, так они еще и развиваются гораздо быстрее. Вот такая вот няня-змея!