Конспект урока по литературному чтению пнш на тему Л.Станчев "Осенняя гаммма" и Э.Мошковская "Лесной старец".

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Урок литературного чтения

УМК ПНШ 2 класс

Тема: Л. Станчев. «Осенняя гамма».
Э. Мошковская. «Дедушка Дерево»

Цели: 1. Познакомиться с произведениями Л.Станчева и

Э.Мошковской

Ход урока

I. Орг.момент.

1. Поздороваемся с гостями

2. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Проверить готовность к уроку свою и соседа

Приветствие наше сегодня называется «Ладошка к ладошке».

(прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Пусть таким же теплым будет наше сегодняшнее общение с вами)

Критерии оценивания

(накопительная система: 1 правильный развернутый ответ = 1 балл

«5» - 5 баллов и более

«4» - 4 балла

«3» - 3-2 балла)

II. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке? Кто его автор?

Выставка рисунков «Моя тишина», комментирование своих рисунков.

Можно ли сказать, что тишина – это полное отсутствие звуков?

Какие же тогда звуки характеризуют тишину?

(тихие, негромкие)

Какими качествами нужно обладать, чтобы услышать тишину

природы?

II. Определение темы урока.

Над каким большим разделом мы сейчас работаем?

(Природа для поэта- живая и любимая)

Вы можете привести примеры уже изученных нами произведений, которые доказывают достоверность (правильность) этого выражения?

Сегодня мы будем работать не с учебником, а с хрестоматией по литературному чтению. Проверьте, есть ли в ней тоже такой раздел?

На какой странице он начинается?

Сколько произведений в этом разделе хрестоматии?

Для того, чтобы определить название произведения, которое мы будем изучать сегодня, посмотрите сначала на доску и ответьте: «Что изображено на данной иллюстрации?»

(ноты или гамма- последовательность звуков)

Назовите тему сегодняшнего урока

Сегодня мы прочитаем произведение Л. Станчева «Осенняя гамма», а также познакомимся со следующим произведением. Назовите его.

II. Целеполагание.

Какие цели и задачи будут сегодня перед нами стоять на уроке?

2. Проанализаровать эти произведения.

3. Узнать, как они связаны с изучаемым разделом.

II. Работа с текстом.

1. Учащиеся читают стихотворение Л. Станчева по хрестоматии.

Открыть хрестоматию на с. , приклеить стикер

Что необычного в этом стихотворении? Прочитайте подряд только выделенные концы строчек.

(Из концов стихотворных строчек складывается музыкальная гамма.)

Какие постепенные изменения в природе поэт воспринимает как музыкальную гамму?

(Поэт рассказывает о постепенном наступлении зимы: птицы давно улетели, усиливается ветер, становится все холоднее, замерзает вода в лужах, на земле появляется изморозь, бесконечно идет дождь и, наконец, выпадает первый снег.)

Почему ДО так долго повторяется и что наступает потом?

(Повторение этого слога и самого слова «Дождь» создает ощущение бесконечного, затяжного осеннего дождя, после которого, наконец, выпадает снег и наступает зима.)

А как вы думаете, почему Лучезар Станчев выбрал именно ноту ДО для обозначения дождя?

( слог до-, нота ДО – самая низкая, унылая, печальная в гамме)

Работа с иллюстрацией

Рассмотрите иллюстрацию на с. . Соответствует ли она прочитанному стихотворению? Докажите.

Пение-чтение

Ребята, это стихотворение можно еще и петь. Сначала послушайте 1 аудиозапись и проследите по учебнику за ней.

А теперь послушайте 2 аудиозапись и проследите по учебнику за ней.

Все ли совпадает в этой песенке с текстом в учебнике?

Какая больше понравилась?

Физминутка

Приглашаю вас встать и подвигаться под эту музыку

1 аудиозапись

2. Учащиеся читают стихотворение Э. Мошковской.

Дерево, о котором говорит поэт, волшебное?

(Дерево можно назвать волшебным, чудесным, потому что поэт говорит о нем, как о живом существе.)

- Зачитайте слова и строчки, в которых о дереве говорится как о человеке.

Можно ли назвать это дерево большим лесным домом для зверей и птиц?

(Звери, птицы, насекомые собираются на дереве, стремятся туда попасть. На дереве для всех есть место, всем там уютно, они чувствуют себя как дома.)

*** О Дереве поэт рассказывает, как о живом существе, называет его Дедушка Дерево. Звери и птицы любят Дерево за его доброту. Дерево, как добрый дедушка, качает их всех на своих ветвях, как на руках, ко всем проявляя внимание и обо всех заботясь.

У дедушки Дерева добрые руки

Большие

зеленые

добрые руки...

Наверно, их сто...

Или сто двадцать пять...

Чтобы всех покачать!

Чтобы всех покачать!

II. Работа с иллюстрацией

Рассмотрите работу художницы Марии Чураковой «Лесной старец».

Что необычного в этой иллюстрации?

Обсудите в парах такой вопрос: старец является частью природы, частью леса или это живой человек?

***Сначала выслушаем тех детей, которые считают, что старец- часть леса

*** А теперь выслушаем тех, кто считает, что старец- живой человек.

(Лесной старец воспринимается как часть леса: он как будто прорастает из ствола дерева. Его лицо, руки, волосы, борода, одежда испещрены штришками – морщинками, складками, которые по фактуре напоминают кору дерева. Старца окружают птицы и звери, которые его совсем не боятся.)

Какие звери и птицы собрались вокруг старца? Найдите медведя, волка, лисичку, зайцев, белочку.

(Мы видим медведя, который лежит на первом плане слева и напоминает камень, поросший мхом; волка и лисичку, которые устремлены к старцу с правой стороны; двух зайцев и белочку сверху над медведем и множество разнообразных птиц.)

Рассмотрите внимательно птичек. Они сидят только на дереве вокруг старца или еще где-то? Сколько птичек вам удалось обнаружить? Миша насчитал двадцать.

Подойдет ли для этой картины название «Дедушка Дерево»?

(Конечно, ведь лесной старец художницы Марии Чураковой как будто бы является частью дерева, прорастает из него.)

Как вы думаете, работу художницы Марии Чураковой «Лесной старец» можно считать иллюстрацией к стихотворению Э.Мошковской?

(Образ, созданный художницей, перекликается с поэтическим образом Дедушки Дерева. Лесной старец так же, как Дедушка Дерево, собирает вокруг себя разных зверей и птиц: одна птичка ест у него из рук, другие сидят на голове, на плечах, в складках одежды.

III. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор.

III. Итог урока. Рефлексия

С какими произведениями познакомились?

Можно ли сказать, что Лучезар Станчев и Эмма Мошковская любят природу?

(природа для них – любимая и живая)

Достигли ли мы поставленных целей?

1. Познакомиться с произведениями Л.Станчева и Э.Мошковской

2. Проанализаровать эти произведения.

3. Узнать, как они связаны с изучаемым разделом.

Работа с табличкой «Рефлексия»

Самооценивание

Произведения поэтов и писателей разных стран для детей 6-7 лет

Поэзия


  1. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;………………1

  2. Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;….2

  3. Э. Лир. «Лимерики», пер. с англ. Г. Кружкова: ….………………………...2
- «Жил-был старичок из Гонконга…»;……………………………………...2

- «Жил-был старичок из Винчестера…»;…………………………………...3

- «Жила на горе старушонка…»;…………………………………………….3

- «Один старикашка с косою…». …………………………………….……..3

Литературные сказки


  1. Х.-К. Андерсен «Дюймовочка»;……………………………………….…….3

  2. Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», пер. с дат. А. Ганзен;……………….….13

  3. Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина;……………………………22

  4. А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой……………………………………………………………….…108

  5. С. Топелиус «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской……..113
Литература ………………………………………………………………………..119

Поэзия

Л. Станчев «Осенняя гамма», (пер. с болг. И. Токмаковой)

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.

Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» , пер. с нем. К. Орешина

Я – маленький воробей.

Я гибну, дети, спасите…

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

Пожалуйста, помогите!

Сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

Я – дятел, пестрый такой.

Я гибну, дети, спасите…

Всё лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек поистребил.

Пожалуйста, помогите!

Сюда, наш дятел, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!
- Я – иволга. Иволга я.

Я гибну, дети, спасите…

Ведь это я в прошедшем году –

Чуть сумерки – пела в ближайшем саду.

Пожалуйста, помогите!

Сюда, певунья. Сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

Э. Лир «Лимерики», пер. с англ. Г. Кружкова

«Жил-был старичок из Гонконга…»

Жил-был старичок из Гонконга,

Танцевавший под музыку гонга.

Но ему заявили:

«Прекрати это – или

Убирайся из Гонконга!»

«Жил-был старичок из Винчестера…»

Жил-был старичок из Винчестера,
За которым погналися шестеро.
Он вскочил на скамью,
Перепрыгнул свинью
И совсем убежал из Винчестера.

«Жила на горе старушонка…»

Жила на горе старушонка,

Что учила плясать лягушонка.

Но на все "раз-и-два"

Отвечал он: "Ква-ква!" -

Ох, и злилась же та старушонка!

«Один старикашка с косою…»

Один старикашка с косою

Гонялся полдня за осою.

Но в четвертом часу

Потерял он косу

И был крепко укушен осою.

Литературные сказки

Х.-К. Андерсен «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен

Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка.

Вот пошла она к старой колдунье и сказала:

Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне ее взять?

Почему не сказать – ответила колдунья, - Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях, и которыми кормят кур. Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет.

Спасибо тебе! – сказала женщина и дала колдунье двадцать грошей.

Потом она пошла домой посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-премаленькая, всего в дюйм ростом.

Так её и прозвали Дюймовочкой.

Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепестки розы – одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. Женщина поставила на стол тарелку с водой, и на края тарелки положила цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде. Для маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым озером, и Дюймовочка плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два белых конских волоса. Дюймовочка целые дни каталась на своей чудесной лодочке, переплывала с одной стороны тарелки на другую и распевала песни. Такого нежного голоска, как у нее, никто никогда не слышал.

Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба, мокрая и безобразная.

Она вспрыгнула прямо на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком роды Дюймовочка.

Вот славная жена будет моему сынку! - Сказала жаба.

Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный – точь - в - точь, как и мать, старая жаба.

Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! – только и мог он сказать, когда увидел маленькую девочку в ореховой скорлупке.

Тише ты! Разбудишь ее, и она убежит от нас! – сказала старая жаба. – Она ведь легче лебединого пуха. Посадим-ка ее на самую середину реки, на широкий лист кувшинки, - это целый остров для такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не у бежать. А я тем временем устрою для вас в тине уютное гнездышко.

В реке росло много кувшинок; их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спокойно спала девочка.

Рано утром проснулась Дюймовочка и вдруг увидела, что она на листе кувшинке; кругом, куда ни посмотришь, вода, а берег чуть виднеется вдали. Дюймовочка очень испугалась и заплакала.

А старая жаба сидела в тине и украшала свой дом камышом и желтыми кувшинками – она хотела угодить молодой невестке. Когда все было готово, жаба поплыла со своим гадким сыном к листу, на котором сидела Дюймовочка, чтобы взять ее кроватку и поставить в спальне. Старая жаба низко присела в воде перед девочкой и сказала:

Вот мой сынок! Он будет твоим мужем. Вы славно заживете с ним у нас в тине.

Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! – только и мог сказать сынок.

Жабы взяли скорлупку и уплыли с ней, а Дюймовочка осталась одна на зеленом листе и горько-горько плакала: ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выходить замуж за ее противного сына.

Маленькие рыбки, которые плавали под водой, видели жабу и ее сына и слышали, что она говорила Дюймовочке.

Они высунули из воды свои головы, чтобы поглядеть на крошку-невесту. Как только рыбки увидели Дюймовочку, им стало ужасно жалко, что такой прелестной девочке придётся жить с жабами. Не бывать же этому! Рыбки со всей речки подплыли к листу кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и перегрызли стебелек листа.

И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, лист с девочкой плыл очень быстро. Теперь жаба никак не могла бы догнать Дюймовочку.

Какая хорошенькая маленькая девочка!

Красивый белый мотылёк всё время порхал вокруг Дюймовочки и наконец, опустился на лист: уж очень ему понравилась маленькая девочка. Тогда Дюймовочка сняла с себя пояс, один конец набросила на мотылька, а другой привязала к своему листу, и лист поплыл ещё быстрее.

Вдруг мимо пролетел майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил её и унёс на дерево, а зелёный лист кувшинки поплыл дальше, и с ним мотылёк – он ведь был привязан и не мог освободиться.

Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил её и полетел с ней на дерево. Но майскому жуку и горя было мало. Он уселся высоко на дереве, покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится, хотя она и совсем не похожа на майского жука

Потом к ним пришли гости - другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, а жучки-барышни пожимали щупальцами.

У неё только две ножки! - говорили одни.

У неё даже нет щупалец! - сказали другие.

Какая она тонкая! Она совсем как человек!- сказали третьи.

Она очень некрасивая!- решили, наконец, все жуки.

Тут майскому жуку, который принес Дюймовочку, показалось тоже, что она очень некрасивая, и он не захотел больше держать её у себя – пусть идёт куда знает. Он слетел с нею вниз и посадил её на ромашку.

Дюймовочка сидела на цветке и плакала: ей было обидно, что она такая некрасивая. Даже майские жуки прогнали её.

Всё лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе из травы колыбельку и повесила эту колыбельку под большой лист лопуха, чтобы её не замочил дождик. Она ела сладкий цветочный мёд и пила росу, которую каждое утро находила на листьях.

Так прошло лето, прошла и осень. Приближалась длинная, холодная зима. Все птички улетели, цветы завяли, а большой лопух, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, засох и свернулся в трубочку.

Дюймовочка дрожала от холода: платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная - как ей не мёрзнуть! Пошёл снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата снегу. Мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм ростом. Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и Дюймовочка сама дрожала, как осенний лист.

Тогда Дюймовочка решила уйти из лесу и поискать себе приюта на зиму.

За лесом, в котором жила Дюймовочка, было большое поле. Хлеб с поля уже давно убрали, и только короткие сухие стебельки торчали из мёрзлой земли.

В поле было ещё холодней, чем в лесу, и бедняжка совсем замёрзла. И вот Дюймовочка пришла к норке полевой мыши; вход в норку был прикрыт сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: кухня и кладовая у неё были битком набиты хлебными зёрнами. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зёрнышка - она два дня ничего не ела.

Ах ты, бедняжка!- сказала полевая мышь (она была, в сущности, добрая старуха).- Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мной.

И Дюймовочка спустилась в норку, обогрелась и поела. Старухе девочка очень понравилась, и она сказала ей:

Оставайся у меня на зиму. Я буду кормить тебя, а ты убирай хорошенько мой дом да рассказывай мне сказки - я очень люблю сказки.

И Дюймовочка стала делать все, что приказывала ей старая мышь. Ей жилось отлично в тёплой мышиной норке.

Скоро у нас будут гости, - сказала однажды полевая мышь. – Раз в неделю приходит навестить меня мой сосед. Он очень богат и живёт куда лучше меня. У него большой дом под землёй, и он носит чудесную чёрную бархатную шубу. Выходи, девочка, за него замуж! Уж с ним-то ты не пропадёшь. Одна только беда: он совсем слепой и не увидит тебя. Зато ты будешь рассказывать ему самые лучшие сказки, какие только знаешь.

Но Дюймовочке вовсе не хотелось выходить замуж за соседа - это ведь был крот.

Вскоре крот, в самом деле, пришёл в гости к полевой мыши. Он был такой важный, учёный и богатый; шуба на нём была бархатная и очень красивая.

Дом у него был в двадцать раз больше, чем домик полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. Крот терпеть не мог солнца и не выносил цветов – он ведь их никогда не видел.

Дюймовочку заставили петь для важного гостя, и она спела две песенки, да так хорошо, что крот сразу полюбил её. Но он не сказал ни слова - он был такой степенный и солидный господин.

А потом крот прорыл под землёй длинный подземный ход от своего дома к самой норке полевой мыши и пригласил старую мышь и Дюймовочку прогуляться по этому подземному ходу.

Крот взял в рот гнилушку - в темноте ведь гнилушка светит всё равно, что свечка,- и пошёл вперёд, освещая длинный и широкий коридор. На полпути крот остановился и сказал:

Здесь лежит какая-то птица. Но вам её нечего бояться - она мёртвая.

И крот протолкнул своим широким носом дырку в потолке. Дневной свет проник в подземный ход, и Дюймовочка увидела мёртвую ласточку. Это была настоящая птица, с перьями и с клювом; она, должно быть, умерла недавно, в начале зимы, и упала в норку крота.

Крылышки мёртвой птички были крепко прижаты к телу, ножки и голова спрятаны в пёрышки. Бедная ласточка, наверное, умерла от холода. Дюймовочке стало очень жалко её, она так любила птичек - ведь они целое лето пели ей свои чудесные песенки. Но крот толкнул ласточку своими короткими лапами и сказал:

Теперь уже не посвистишь! Да, не хотел бы я родиться вот такой пичужкой! Она только и умеет чирикать да щебетать, а придёт зима - что ей делать? Помирай с голоду и холоду. Вот уж моим детям зимы не придётся бояться.

Да, да! - сказала полевая мышь. – Какой прок от этого чириканья? Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься!

А Дюймовочка молчала. Но когда крот и мышь повернулись к птице спиной, Дюймовочка нагнулась к ласточке, раздвинула пёрышки и поцеловала её прямо в закрытые глаза.

«Может быть, это та самая ласточка, которая так чудесно распевала летом,- подумала девочка.- Сколько радости доставила ты мне, милая птичка!»

Потом крот заткнул дыру в потолке и проводил старуху мышь и Дюймовочку домой.

Ночью Дюймовочке не спалось. Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковёр, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мёртвую птичку. Потом Дюймовочка принесла из мышиной норки пушистый, мягкий мох и устроила из него постельку, чтобы мёртвой птичке было удобнее лежать.

Прощай, милая ласточка! - сказала Дюймовочка.- Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда деревья были ещё зелёные, а солнышко так славно грело!

И она склонила головку на грудь птички и вдруг испугалась: она услышала, как в груди ласточки что-то стучит. Это забилось сердце птички - она была не совсем мёртвая, а только окоченела от холода. А теперь она согрелась и ожила. Дюймовочка дрожала от испуга - ведь птица была просто великаном по сравнению с такой крошкой. Но всё-таки Дюймовочка собралась с духом, поплотнее закутала ласточку ковриком, а потом сбегала принесла листок мяты, которым сама укрывалась, и покрыла им голову птицы.

На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к птице. Ласточка уже совсем ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открывала глаза, чтобы посмотреть на девочку. Дюймовочка стояла перед нею с куском гнилушки в руках – другого фонаря у неё не было

Спасибо тебе, милая крошка! – сказала больная ласточка. – Я так хорошо согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять полечу на солнышко.

Ах, - сказала Дюймовочка, - теперь так холодно, идёт снег! Оставайся лучше в своей теплой постельке, а я буду ухаживать за тобой.

Дюймовочка принесла воды в цветочном лепестке и несколько ячменных зёрнышек. Ласточка попила и поела, а потом рассказала девочке, как она поранила себе крыло о терновый куст и не могла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Пришла зима, стало очень холодно, и она упала на землю... Больше ласточка уже ничего не помнила, и как она попала сюда, в подземелье, она не знала.

Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.

Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом – они ведь не любили птичек.

Когда настала весна, и пригрело солнышко, Дюймовочка, чтобы ласточка могла улететь, открыла ту дыру, которую проделал в потолке крот.

Ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с нею,- пусть сядет к ней на спину, и они полетят зелёный лес. Но Дюймовочке было жалко старую полевую мышь - она знала, что старухе без неё будет очень скучно.

Нет, я не могу улететь с тобой,- сказала она ласточке.

Прощай, прощай, милая девочка!- прощебетала ласточка и вылетела на волю.

Дюймовочка посмотрела ей вслед, и слёзы закапали у неё из глаз - уж очень полюбила она птичку.

Тви-вить, тви-вить! - крикнула ласточка и скрылась в зелёном лесу.

А Дюймовочка осталась в мышиной норе. Теперь ей жилось очень плохо: ей совсем не позволяли выходить на солнышко, а поле вокруг норки полевой мыши заросло высокими, толстыми колосьями и казалось Дюймовочке дремучим лесом.

И вот однажды пришёл старый крот и посватался к Дюймовочке.

Ну, теперь тебе нужно готовить приданое, - сказала старуха мышь.- Ты выйдешь замуж за важного господина, и надо, чтобы у тебя всего было вдоволь.

И Дюймовочке пришлось по целым дням прясть пряжу.

Старуха мышь наняла четырёх пауков, и они днём и ночью сидели в мышиной норе и ткали разные ткани.

А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу. Но Дюймовочка всё грустила и плакала: она совсем не хотела выходить замуж за толстого крота.

Каждое утро, на восходе солнца, и каждый вечер, на закате, Дюймовочка выходила на порог мышиной норки; иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и ей удавалось увидеть кусочек голубого неба.

«Как светло, как хорошо тут на воле!» - думала Дюймовочка и всё вспоминала о ласточке; ей очень хотелось бы повидаться с птичкой, но ласточки нигде не было видно: должно быть, она летала там, далеко-далеко в зелёном лесу.

И вот наступила осень. Приданое Дюймовочки было готово.

Через четыре недели твоя свадьба! - сказала Дюймовочке полевая мышь.

Но Дюймовочка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.

Глупости! - сказала старуха мышь.- Не упрямься, а не то я укушу тебя своим белым зубом. Чем тебе крот не муж? У самой королевы нет такой чёрной бархатной шубки, как у него. Да и в погребах у него не пусто. Бога благодари за такого мужа!

Наконец настал день свадьбы, и крот пришёл за невестой. Теперь Дюймовочке придётся переселиться в кротовую нору, жить глубоко под землёй, и никогда она не увидит солнце - крот ни за что не позволит ей выходить из норы.

А бедной Дюймовочке было так тяжело навсегда распроститься с ясным солнышком! И Дюймовочка вышла взглянуть на солнышко в последний раз.

Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от мышиной норки подальше и протянула к солнцу руки:

Прощай, солнышко, прощай!

Потом она увидела маленький красный цветочек, обняла его и сказала:

Поклонись, цветочек, от меня милой ласточке, если увидишь её.

Тви-вить, тви-вить! - вдруг раздалось над её головой.

Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а Дюймовочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за толстого крота и жить с ним глубоко под землёй, куда никогда не заглядывает солнышко.

Уже наступает холодная зима,- сказала ласточка,- и я улетаю далеко-далеко, в тёплые края. Хочешь лететь со мной? Садись ко мне на спину, только привяжи себя покрепче поясом, и мы улетим с тобой от гадкого крота, улетим далеко, за синее море, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудесные цветы. Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной, холодной яме.

Да, да, я полечу с тобой! – сказала Дюймовочка.

Она села ласточке на спину и крепко привязала себя поясом к самому большому пёрышку.

Ласточка взвилась стрелой и полетела над тёмными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Тут было очень холодно, и Дюймовочка вся зарылась в тёплые перья ласточки и высунула только голову, чтобы любоваться прекрасными местами, над которыми они пролетали.

Но вот и тёплые края! Тут солнце сияло гораздо ярче, небо было вдвое выше, чем у нас, а около канав и изгородей вился чудесный зелёный виноград. В лесах росли лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали веселые ребятишки и ловили больших пестрых бабочек. Но ласточка летела все дальше.

На берегу прекрасного голубого озера, посреди зелёных кудрявых деревьев, стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились птичьи гнёзда. В одном из них и жила ласточка.

Вот мой дом,- сказала ласточка.- А ты выбери себе самый красивый цветок внизу, я посажу тебя туда.

Дюймовочка обрадовалась и от радости захлопала в ладоши.

Внизу лежали куски белого мрамора - это свалилась верхушка одной колонны и разбилась на три куска, - между мраморными обломками росли большие белые цветы. Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. За плечами у него дрожали лёгкие крылышки, а на голове блестела маленькая золотая корона. Ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался,- он был такой крошечный, а ласточка такая большая! Он никогда ещё не видел такой красивой девочки. Он низко поклонился ей и спросил, как её зовут.

Дюймовочка,- ответила девочка.

Милая Дюймовочка,- сказал эльф,- не хочешь ли ты быть моей женой?

И Дюймовочка сразу согласилась.

Тогда из каждого цветка вылетели эльфы и принесли Дюймовочке подарки. Самым лучшим подарком были прозрачные крылышки, совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке на спину, и она тоже теперь могла летать с цветка на цветок. То-то было радости и веселья!

А ласточка сидела наверху, в своём гнёздышке, и распевала песни как умела.

Она пела эльфам весёлые песни всю тёплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала собираться на родину.

Прощай, прощай! – прощебетала ласточка и полетела из теплых краев в Данию.

Там у неё было маленькое гнёздышко, как раз над окном человека, который умел хорошо рассказывать сказки. Ласточка рассказала ему про Дюймовочку, а от него и мы узнали всю эту историю.