Творческая педагогика. Выступление "мои педагогические находки"

Это у меня хорошо получается

Слайд 1.

Здравствуйте, дорогие друзья.

Мечтал ли я когда-нибудь о педагогической карьере, оканчивая институт? – Нет, даже мысли такой не было. Закончив АСОУ, факультет психологии, я искал себя на разных поприщах, в основном – в коммерции. После – попробовал реализоваться в педагогике, и вот уже второй год я работаю в Кривандинской средней школе психологом и преподаю в шестом классе. Попутно получаю второе высшее в Орехово-Зуевском пединституте, на биологическом факультете.

Слайд 2.

Первые уроки давались тяжело, потому что всё было новое: дети, школа, роль учителя. Ведь я не так давно сидел за партой перед преподавателем, а теперь сам должен заинтересовать предметом детей, организовать урок грамотно, а главное – добиться результата. А ещё эти новые образовательные стандарты, которые требуют учить по-новому: опираться на сотрудничество учителя и ученика, воспитывать самостоятельность школьников в учёбе, использовать проекты, проблемное обучение. Прибавить к этому рабочие программы, планирование, конспекты уроков – всё виделось будто в забытье. Со временем конспекты вместо 10 страниц, где было прописано каждое слово стали уменьшаться, и я стал спокойнее вести занятия. Налаживались деловые отношения с учениками, я смелее спрашивал и оценивал знания.

Слайд 3.

Тем не менее, до сих пор я нервничаю перед тем как зайти в класс: как пойдёт урок? Какое настроение у детей? Смогу ли получить результат? Как наладить дисциплину? Всё это, по-моему, – повод собраться, продолжать пробовать новое, экспериментировать и зарабатывать опыт, которого часто так не хватает.

Находки.

После первых уроков, тогда ещё в пятом классе, я обнаружил несколько важных проблем: ребята не умеют работать в команде, выделять главное в потоке информации, не могут полноценно формулировать свои мысли. Имея под руками справочники и интернет, они оказываются беспомощны в поиске нужных ответов. У них низкая учебная мотивация, они избегают трудностей, не умеют взаимодействовать с педагогом. Поэтому я решил использовать некоторые современные методы педагогики, опираясь на формулу «проблема-приём-результат».

Слайд 4

Первая проблема – умение работать в команде. В этом коротком определении скрыто множество ключевых умений: нужно понятно формулировать мысль, держать себя в руках, оценивать себя и других по способностям, принимать коллективные решения, работать на результат.

Для этого я использую игровые элементы, такие как командные игры и викторины. Урок выстраивается так, что дети сами учат друг друга новому с поддержкой и комментариями учителя: делятся на команды, получают текст, готовят иллюстрацию и сообщение по этому тексту, а остальные дают оценку с помощью бланков таким сторонам выступления как «наглядность», «доступность» и «полнота». Викторины проходят в разных видах, например, так: каждый ученик из команды получает листок, на котором написано несколько понятий, например: «зона деления» или «двудольное растение». Затем обладатель листка должен доступно и полно описать явление или термин, чтобы его компаньон назвал это словосочетание. После чего тот, кто угадывал, объясняет слова со своего листочка следующему. Такая игра не всегда получается на отлично, потому что детям бывает тяжело разобраться с терминами, даже если они их понимают. Но знание терминологии в моём предмете важно.

Слайд 5

Вторая проблема – слабые когнитивные навыки (память, внимание, умение работать с информацией).

Мир перестал быть текстовым, он стал мультимедийным, а биология, химия и физика – те науки, где без наглядности тяжело. Я стараюсь сделать уроки биологии максимально информативными, чтобы дети понимали термины и процессы, видели их на картинках. Чтобы легче запомнить и понять, нужно на это посмотреть. Так же, мы на уроке смотрим короткий видеофрагмент по теме, а ребята задают вопросы к фильму. После этого пытаются на них ответить.

Слайд 6

Недавно я начал использовать упрощённые мыслительные карты, идея которых принадлежит британскому психологу Тони Бьюзену. Задача такая: создать план ответа на вопрос и сделать иллюстрации. Пока это получается с трудом, поэтому часто на уроке, при работе с учителем, текстом или видео, ученик заполняет свою карту, например, на ней имеются термины или схемы, которые нужно расшифровать, или текст с пропущенными предложениями. Я думаю, что скоро мои ученики смогут создавать собственные MindMaps в их классическом виде. И будут собирать свои карты в сундучок знаний. Я планирую допустить их использование в самостоятельных заданиях, но ограничить при выполнении контрольных тестов по темам.

В результате материал систематизируется, легче запоминается. Не нужно зубрить малопонятный текст, который нужен будет только для контрольной или устного ответа – материал является рабочим. Учащиеся учатся выделять главное, структурировать свои знания. Развивают память и внимание.

Слайд 7

Третья проблема – низкая учебная мотивация.

Для работы в этом направлении я применяю проектно-исследовательскую деятельность.

Дети сами стремятся выполнить проект. Бывает, берут не по той теме, которую проходим. Например, в прошлом учебном году школьник, услышав о том, что птицы – прямые потомки динозавров, захотел сделать об этом презентацию. В этом году дети готовили свои сообщения на темы «Видоизменения корней», «Разнообразие плодов». Ребята рассказывали одноклассникам о жизни гигантских мангровых зарослей, корнях акации и баньяна. А так же о разных формах плодов и методах их распространения.

Так же, мы сделали с детьми один большой проект, а именно собрали гербарий растений из школьного сада. Класс группами занимался им: одни дети искали, выбирали и обрезали части растений, другие определяли их вместе со мной, третьи – оформляли растения на листы и делали к ним подписи. Во-первых, у нас появился наглядный материал, собранный своими руками на весь курс. Во-вторых, было интересно во внеурочное время не торопясь рассказывать о том, что знаешь о лекарственных травах и ботанике. В-третьих, у каждого ученика есть собственный гербарий, продукт командного труда.

Тем самым дети стремятся получить знания о нашем мире, понимают, что биология – это не сухая наука с формулами, а живая область знаний, где для каждого припрятано множество открытий.

Все эти методы работают на несколько проблем, то есть формы работы взаимодополняются. Я планирую продолжать эксперименты. Искать интересные методы и внедрять их в свою работу.

Слайд 8.

Хочется сказать и о проблемах – плохо получается рефлексия и самооценка, дети с трудом отзываются о своих чувствах, стесняются. Часто не могут выделить переживания от урока из всех впечатлений за день, от своего настроения. Не всегда искренне в оценке своей работы на уроке.

Я испытываю трудности с планированием времени: не всегда успеваю пройти задуманное за урок – приходиться поджимать и переносить материал, бывает и наоборот – остаётся время.

Мотивационный момент с постановкой цели получается не всегда, особенно с темами курса, имеющими узкую специализацию.

Слайд 9.

Игра. Каждому участнику даётся листок с двумя словами (всего 5).

    Бензоколонка, ракета;

    Растение, Хищник;

    Расстояние, спортсмен;

    Праздник, лекарство;

    Кондиционер, черепаха;

    Стихи, звук.

Слайд 10.

Подводя итоги, хочу сказать, что горжусь работой учителя. Я вижу, сколько мне предстоит понять, принять, чему научиться, чтобы стать настоящим учителем – примером, другом, соратником. Мне нравится выбранное мною поприще и хочется идти по нему до конца, чтобы дети учились с радостью и имели больше возможностей выбирать будущее. Спасибо за внимание!

Обучение не может быть сведено лишь к приобретению умению и навыков, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).

Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.

Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по настоящему интересуют обучаемых, и которые невозможно выполнять механически. Обучаемый по настоящему учится только тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности (Дж. Дьюи, 2000).

В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания.

Познание рассматривается как получение нового знания при творческом акте интуиции. В обучении преследовалась творческая передача качеств учителя ученику. Именно это - творческая личность учителя - и было тем содержанием, которое передавалось от поколения к поколению. Понимание творчества в Восточной культуре тесным образом связано с интуицией, которая иррациональная по своей сути. Каким же образом возможно научить интуиции, а значит и творчеству, и возможно ли это вообще? На Востоке считается, что интуитивные способности лишь в том, чтобы развить их.

Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:

  • - уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
  • - стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
  • - возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
  • - формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
  • - использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания.

Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с ней существуют и другие мотивы творчества - потребности в самоутверждении, признании другими членами общества и др. Для творчества одаренных людей сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит большое удовлетворение. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Превращению деятельности в творческую будет способствовать формирование у субъекта определенных У и Н, способностей творческого характера. Такими творческими У и Н, способностями могут считаться У и Н анализа, сравнения, оценки и самооценки, творческого поиска и критического восприятия. Творчеству обучить трудно, но в силах преподавателя целенаправленно формировать и развивать некоторые У и Н, открывающие дорогу творческому прорыву.

Обучающийся - это человек с чистой душой, открытый новому и неизвестному. Задача преподавателя и состоит в использовании и разработке методики и технологий, направленных на становление и совершенствование творческих У и Н, развитие творческих способностей и, в конечном итоге, на формирование творчески ориентированной личности с учетом результатов диагностики индивидуальных ее особенностей.

Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:

  • - проблемное обучение,
  • - умение налаживать междисциплинарные связи,
  • - воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
  • - умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
  • - развитие у студентов способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
  • - умение оценивать практические ситуации.

Педагог непосредственно занимается развитием личности, и в этом деле важно правильно найти подход к каждому человеку, выбрать верное направление. И если искусство, наука и другие виды творческой деятельности подразумевают цель создания чего-то нового и оригинального, то педагогика остается верной главной и единственной цели: максимальное развитие личности. Другое дело, что этого можно достигать разными, в том числе и творческими методами.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего си творческого начала.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

  • - уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;
  • - уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
  • - эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
  • - высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Выходит, что педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

Одним из самых успешных направлений, применяемых в учебно-творческой деятельности, является игровое направление. Давно известно, что самый сложный материал гораздо легче усвоить через игру. В своей деятельности педагог может использовать:

  • 1. Деловые игры. Учащиеся получают определенные ролевые функции и установки, в рамках которых они будут что-то исследовать или обсуждать. Плюсами таких игр является вовлеченность в обсуждение всех участников, совместное сотрудничество.
  • 2. Шутки, загадки, интересные факты. Они помогают создать хороший эмоциональный настрой, в котором материал будет усваиваться быстрее и лучше.
  • 3. Использование фрагментов конусов и соревнований. В такой атмосфере у учащихся наблюдается наиболее высокая эмоциональная готовность к решению учебных задач.
  • 4. «Мозговой штурм» - совместный поиск решения задачи.

В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:

  • 1. признание ранее непризнанных или неиспользуемых возможностей,
  • 2. уважение желания студента работать самостоятельно,
  • 3. умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности,
  • 4. предоставление студенту свободы выбора области приложения сил и способов достижения цели,
  • 5. индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемых,
  • 6. создание условий для конкретного воплощения идей,
  • 7. предоставление возможностей вносить вклад в общее дело группы,
  • 8. поощрение работы над проектами, предложенными самими обучаемыми,
  • 9. исключение какого-либо давления на обучаемых,
  • 10. подчеркивание положительного значения индивидуальных различий,
  • 11. уважение потенциальных возможностей отстающих,
  • 12. демонстрация энтузиазма,
  • 13. создание ситуаций, при которых более успевающие работают со слабоуспевающими студентами,
  • 14. поиск возможных точек соприкосновения идеального с реальным,
  • 15. одобрение результатов деятельности учащихся в какой-либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности,
  • 16. оказание авторитетной помощи студентам, высказывающим отличное от других мнений, испытывающим давление со стороны своих сверстников (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).

С развитием индустрии онлайн игр в нашу жизнь вошло и виртуальное казино. Для большинства людей оно стало способом приятного проведения досуга, а для некоторых превратилось в источник заработка денег. Ассортимент азартных игр в таких заведениях очень широк. Однако замечено, что наибольшей популярностью среди предлагаемых развлечений все же пользуется игра в казино с рулеткой, которую еще прозвали «королевой» казино.

Корни этой игры уходят далеко в прошлое — в 16-17 век н.э., и никто не знает точно, кто стал основоположником данного развлечения. Поэтому относительно происхождения игры казино «roulette » ходит множество разных легенд и слухов. Одни говорят, что рулетка — это одно из воплощений древнего магического ритуала в Китае, другие утверждают, что она является вариацией древней китайской игры, третьи говорят — игру придумал монах для разнообразия своей жизни в монастыре. Отсюда напрашивается вывод, что появлению рулетки мы обязаны китайцам. Однако по официальной версии, эта игра появилась совершенно случайно, во время попыток Паскаля (французского ученого) создать вечный двигатель.

Как бы там ни было (и кто бы ни создал эту игру), надо отдать должное: игра поистине великолепна и позволяет получить массу удовольствия без приложения игроками каких-либо специальных усилий.

Онлайн рулетка: ее преимущества и разновидности

Онлайн рулетка является копией аналогичной игры в наземных казино. Однако перед своей «родственницей» имеет ряд преимуществ. И самое главное из них заключается в том, что в онлайн рулетку можно играть бесплатно. Необязательно расходовать свои сбережения для того, чтобы скоротать свободное время за интересной игрой, необязательно подвергать себя финансовому риску, чтобы получить порцию адреналина за азартным увлечением. Целесообразно играть на деньги, если толщина кошелька безгранична, а также, когда конечный смысл игры сводится к моральному удовлетворению, а не к получению определенной величины выигрыша.

Рулетка онлайн хороша и тем, что разнообразие ее выбора в интернет-казино не ставит игроков в ступор, как это возможно в реальных игорных заведениях (где ассортимент данной игры может быть ограничен) и позволяет насытить обыденность дней ярким развлечением.

Испытать судьбу в игре рулетка онлайн бесплатно может любой желающий. Для этого достаточно открыть в интернете сайт с онлайн-казино и выбрать в нем интересующую разновидность рулетки. При этом некоторые виртуальные казино предоставляют возможность ведения азартной игры не только бесплатно, но и без регистрации на сайте.

Надо сказать, у многих людей слово «рулетка» вызывает ассоциации, связанные с крутящимся колесом, поделенным на красный и черный сектора. Однако фактически существует несколько типов рулеток, игровой стол в которых незначительно, но отличается. Так, в игре может быть задействовано разное количество секторов зеро (один, два или за его исключением), игровой стол дополнен особым полем и т.д. Правила игры в рулетку простые, но в зависимости от ее разновидностей в них вносятся свои коррективы.

Наиболее популярными видами игры в рулетку являются европейский и американский ее варианты. Отличие этих игр заключается в размерах игрового стола и в количестве секторов «зеро», которые он содержит. Так, европейская рулетка (она же считается классической) имеет на игровом поле один «нулевой» сектор, а в американской рулетке таких секторов два («зеро» и «дабл-зеро»).

В некоторых виртуальных игорных заведениях можно встретить рулетку, где сектор «зеро» на игровом столе и вовсе отсутствует — например, как в рулетке Буль. Однако функцию этого сектора игра не исключает и ее выполняет номер «пять». Также отличие этого варианта игры в рулетку от других заключается и в особенностях игрового стола (подразумевается его внешний вид, общее количество секторов и другие параметры).

Как играть в Roulette online и выиграть?

Несмотря на то, что рулетка не имеет замысловатых правил, многие игроки задают вопрос, как в нее играть. Ведь в реальных казино за ходом игры наблюдает крупье, и он же координирует действия участников азартной игры. А рулетка эти полномочия передает в руки играющего лица. Однако повода из-за этого переживать нет. Все банально просто.

Смысл игры остается прежним: необходимо делать ставки и приводить колесо Roulette во вращение. Для совершения ставки достаточно мышкой выбрать интересующий номинал фишки и перетащить его на один из имеющихся секторов игрового стола. А для запуска «чертова колеса» нужно только нажать на соответствующую кнопку. И хотя результат игры носит непредсказуемый характер, исключающий какое-либо влияние со стороны игрока, рулетка онлайн заняла важное место среди развлечений у пользователей разных стран мира.

Как выиграть в рулетку? Это уже второй вопрос, и он неотъемлемо следует за первым. Однако конкретного ответа на него, дающего 100-процентную гарантию на выигрыш, не существует. Но есть ряд советов, придерживаясь которых можно приблизить счастливый момент в игре.

Во-первых, нужно ознакомиться с ее правилами и терминами в игорном заведении, даже если выбранный вариант игры в рулетку знаком как таблица умножения. Каждое виртуальное казино вправе дополнить стандартные правила азартного развлечения некоторыми нюансами, и незнание их впоследствии может испортить настроение от игры.

Во-вторых, можно воспользоваться разработанными методиками и системами игры в рулетку разными людьми. Некоторые из них основаны на теории больших чисел, другие рекомендуют изменять величину ставки, отталкиваясь от результата предыдущего хода. Каждая из существующих систем игры в рулетку предполагает свой вариант действий, но в конечном итоге любая из них позволяет выиграть. Наиболее популярными из систем являются системы Мартингейла, Уайттеккера, Дональда-Натансона и теория хаоса. В сети же их можно найти великое множество (прогрессия Гюттинга, система Карла Александера, система Д`Аламбер, система Парлай, система Оскар Грайнд и другие) и выбрать ту из них, что больше всего придется по душе.

В-третьих, необязательно утруждать себя выстраиванием различных стратегий, можно просто положиться на интуицию. Причем некоторые люди даже считают, что интуиция действует гораздо эффективнее разных систем. Для выигрыша достаточно лишь поверить в удачу и играть, ни о чем не задумываясь. И тогда закон притяжения рано или поздно, но обязательно сработает.

Конечно, желание каждого игрока выиграть, понятно. Однако, игра есть игра и первоначальная цель в ней все-таки сводится не к приобретению вознаграждения за победу, а к получению морального удовлетворения. Так что, вопрос «как выиграть в рулетку» на самом деле является второстепенным, и поэтому не стоит им сильно забивать голову.

Рулетка онлайн на деньги и способы снижения потерь от игры

В рулетку можно играть и на реальные деньги. Но тогда необходимо обязательно зарегистрироваться в виртуальном казино и открыть игровой счет, внеся депозит любым удобным способом (через терминалы, электронные платежные системы и т.д.). Лишь после этого можно делать реальные ставки, играть и получать реальные выигрыши.

Конечно, игра на деньги сопровождается риском их потери, но и острота ощущений в таком варианте азартного развлечения находится на высоте.

Часто при серьезной игре в мыслях закрадываются сомнения о недобросовестности со стороны игорного заведения (и такие опасения вполне оправданны). Однако стоит заметить, что любое виртуальное казино, дорожащее своей репутацией, предоставляет игрокам по этому поводу соответствующие гарантии, одной из которых является контроль честности. В результате еще до запуска игры игрок может получить данные о конечном итоге игрового раунда в зашифрованном виде и после его окончания сверить произошедшее событие с предсказанием.

Как уже упоминалось, существует несколько видов рулеток. И если раньше играя бесплатно можно не придавать значения тому или иному преимуществу казино в игре, то, играя на деньги в рулетку, шансы на выигрыш следует учитывать. А значит, выбирая игру с солидным преимуществом игорного заведения, следует делать ставки осторожно и в небольших размерах, а в рулетке с большей перспективой на выигрыш можно рискнуть и сыграть на более крупные суммы. Для примера, в американской рулетке преимущество казино составляет 5,26%, а в европейской — 2,63%. Но в любом из вариантов игры стоит помнить о том, что казино всегда выигрывает. И если бы это было не так, то игорные заведения давно перестали существовать.

В результате, как ни крути «чертово колесо» потерь не избежать. Однако есть ряд способов их минимизировать.

Прежде всего, стоит четко определить для себя допустимый порог проигрыша денег: возможная сумма потерь не должна наносить урона бюджету. Соблюдая это правило и завершая игру, как только допустимый лимит денежных средств будет исчерпан, можно избавить себя от множества неприятностей.

Далее стоит обратить внимание на возможные «лазейки» в игре. Так, например, в некоторых видах рулетки, предполагающих совершение ставок на красное/черное или чет/нечет, игроку предоставляется право «сдаться». И, воспользовавшись им, при выпадении сектора «зеро» сумма потерь уменьшается в 2 раза.

Кроме этого, существует правило En Prison. Возможно, оно не так распространено, однако его выгодность для игроков очевидна. Суть правила заключается в том, что при выпадении сектора «зеро» в рулетке, сделанная игроком ставка остается в игре, и только результат последующего хода выносит по ней вердикт: выигрыш — сделанная ставка возвращается игроку в полном размере (без прибыли), проигрыш — ставка отдается казино.

Бывалые игроки не рекомендуют делать ставки на числа 0,1,2,3. В этом случае преимущество казино в игре резко возрастает и может составить до 7,89 процентов. По их мнению, лучше ставить на определенные сектора или совершать смешанные ставки.

Стоит понимать: выигрыш в игре определяется в долгосрочной перспективе, а не мгновенным результатом. Поэтому переходя от бесплатной игры к игре на реальные ставки необходимо это учитывать и настроиться на длительный игровой процесс. Во многом он потребует выдержки и контроля эмоций.

Где можно играть бесплатно в Рулетку?

На сегодняшний день многие виртуальные казино онлайн предлагают бесплатно предаться азартным увлечениям, среди которых, конечно, имеется и рулетка. Однако обилие имеющихся в интернете предложений вносит путаницу и неопределенность в решение вопроса о выборе игорного заведения. Однако все же есть казино, популярность которых неоспорима. Одними из самых популярных казино являются Голдфишка, Русское казино, Grand casino, казино Европа и казино Вулкан.

Игорный дом Голдфишка удобен тем, что здесь необязательна регистрация при игре в демо-режиме и необязательно предоставление документов при игре на реальные ставки. Допускается вести игру и получать выигрыши инкогнито. Играть в казино можно бесплатно, на рубли, доллары, евро, фунты или гривны. Казино работает с 2002 года и содержит огромный перечень азартных развлечений (свыше 500 игр). Что касается игры «рулетка», то в этом игорном заведении имеется 5 ее разновидностей: европейская, французская, американская, рулетка Рояль (с джек-потом) и многоколесная европейская рулетка. Во французской рулетке есть право «сдаться». Вся информация на сайте казино Голдфишка русифицирована. Используемое в игорном заведении программное обеспечение разработано компанией Микрогейминг, являющейся лидером в производстве софта для интернет-казино. Поэтому все азартные игры онлайн в Голдфишке высокого качества, с потрясающей графикой. Клиентам казино предлагаются различные бонусы, действует программа лояльности. На выплаты в игорном заведении нет никаких ограничений и даже нет широко распространенных требований по отыгрышу бонусов.

Не менее привлекательно для времяпровождения за азартными играми казино Европа, также начавшее свою деятельность в 2002 году. Список азартных игр здесь значительно меньше, чем в Голдфишке (свыше 150), однако удовольствие, полученное от проведения досуга в казино, компенсирует этот небольшой изъян. По отзывам, казино Европа является одним из игорных заведений, где число выпадения выигрышей превышает количество проигрышей. Программное обеспечение игорному заведению предоставила компания Playtech, входящая в топ лидеров по производству ПО для интернет-казино. Сайт игорного заведения доступен для пользования на нескольких языках (в том числе и на русском), играть можно как во флэш-режиме, так и установив необходимое программное обеспечение на компьютер (предоставляется казино бесплатно). Также предоставляются игрокам различные бонусы (в том числе бездепозитные), действует система лояльности. Однако перед тем как вывести деньги, в данном казино бонусы необходимо отыграть.

«Grand casino» вошло в обиход любителей азарта в 2005 году. Несмотря на то, что это игорное заведение обладает небольшим перечнем онлайн-развлечений, оно притягивает к себе взоры азартных игроков лояльными правилами и роскошью оформления страниц сайта. Вся информация в казино может быть переведена на 3 языка, и среди них есть русский. Во все игры внедрен контроль честности, поэтому опасаться за подлог результатов игры клиентам казино не приходится. Что касается программного обеспечения, то в этом игорном заведении используется софт компании Глобо. Из разновидностей рулеток здесь есть французская рулетка, американская, европейская, рулетка без зеро и рулетка с живым дилером. В игре работает правило En Prison. Играть можно как бесплатно (в тренировочном режиме), так и на деньги. При этом можно играть не только против казино, но и соперничать с другими игроками. Есть в казино Гранд бонусная система и своя программа лояльности. Для ВИП игроков предусмотрены специальные залы. Особенностью казино является то, что играть в нем можно только после регистрации. При этом можно как скачать казино, так и загрузить игру во флэш-версии.

Несмотря на то, что изюминкой казино Вулкан являются игровые автоматы, здесь также можно удовлетворить интерес к игре рулетка. Правда, здесь доступна всего одна из разновидностей этой игры, ее классический вариант — европейская рулетка. Однако это самый распространенный и востребованный вариант данной азартной игры. Играть в казино «Вулкан игровые автоматы» можно и без регистрации. Однако некоторые игры все же требуют регистрации в казино и пополнения игорного счета. Игорное заведение ориентировано на русскоязычных клиентов, поэтому вся информация на сайте представлена на русском языке. Интерфейс очень простой и разобраться, что к чему, никому не составит сложности. Есть в игорном заведении своя система бонусов, гарантии честности, уникальные предложения для наиболее активных клиентов казино.

Русское казино онлайн хорошо тем, что в нем можно встретить истинно русские развлечения, как например, слот «Самоволочка» или «Русская баня». Однако помимо этого, игорное заведение имеет и ряд других плюсов: предоставляется возможность играть бесплатно (на фишки) и на реальные деньги; получение бонусов является добровольным решением каждого игрока; в казино содержится приличный ассортимент игр и многое другое. Из видов рулеток здесь имеются: американская, французская и рулетка буль (без зеро). При отыгрыше бонусов в игре «рулетка» засчитывается только 25% сделанных ставок. Программное обеспечение русского казино разработано компанией Ensis Technologies Inc. Играть в азартные игры онлайн можно только в браузере компьютера.

Есть, конечно, и другие казино, достойные внимания, где можно сыграть бесплатно не только в рулетку, но и в игровые автоматы. Однако все их перечислять не стоит.

Скачать в Интернете онлайн игру рулетка

При желании можно скачать игру «Рулетка» на свой компьютер. Эту возможность предоставляет ряд казино, где предусмотрена загрузка софта на жесткий диск с определенным пакетом игр, в число которых входит и рулетка. После загрузки и установки программного обеспечения казино на компьютер, в рулетку можно играть онлайн как на фишки, так и на реальные деньги. Поэтому многие играют бесплатно, чтобы потренироваться в применении различных систем и убедиться в их эффективности. В дальнейшем анализ различных методик поможет выработать свою стратегию игры в онлайн рулетку и позволит в ней выиграть.

Как говорят, риск — благородное дело. Так рискните и испытайте судьбу, запустив колесо фортуны — онлайн рулетку!

Постоянный дистанционный конкурс с ускоренным подведением итогов.

Международная ассоциация педагогов приглашает все желающих принять участие в научных мероприятиях через портал дистанционного образования.

Правила участия:
1. В мероприятиях могут принять участие педагоги организаций образования всех видов и типов.

2. Для участия необходимо выбрать тему, зарегистрироваться или авторизоваться в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ, внести данные участника, загрузить работу и копию квитанции о переводе орг.взноса. Каждый участник может принять участие в любом мероприятий.

3. Работы принимаются постоянно. Жюри оценивает работы в течение ДВУХ рабочих дней. После чего результаты можно будет увидеть на странице «Результаты». Дипломы в электронном виде можно будет скачать в личном кабинете сразу же после оценки конкурсной работы. Все выходные документы выдаются только в электронном виде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

  • После участия в олимпиаде, конкурсе или конференции участники, координаторы и учителя мгновенно получат уникальный наградной материал.
  • Подлинность наградных материалов, можно проверить на главной странице сайта в разделе «Результаты», которая находится в верхней части меню.
  • Сразу после участия в олимпиадах вы сможете увидеть допущенные ошибки в вашем личном кабинете.
  • Лауреаты конкурсов и конференции получают дипломы I, II, III степени. Работы, не занявшие призовые места получат рекомендательные справки от конкурсной комиссии.
  • Данные о результатах участия и контакты участника будут доступны для просмотра сотрудникам ВУЗов в виде специального рейтинга.

НАГРАЖДЕНИЕ:

  • Все участники получат электронный Сертификат, подтверждающий участие в олимпиаде, конкурсе или конференции.
  • Все победители будут награждены электронными Дипломами.

В целях поощрения педагогов за результаты их творческой деятельности в рамках научно-практических мероприятий утверждены критерий для награждения правами Президента Международной ассоциации педагогов:

  • педагоги, подготовившие более 5 учеников для участия в олимпиаде по одному предмету в рамках одного участия (в одной заявке) , получают благодарственные письма.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух научно-практических конференциях по разным тематикам.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух творческих мероприятиях по разным тематикам.

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ УЧАСТНИКОВ

Служба поддержки участников работает с 10:00 до 18:00.

Уважаемые участники! При обращений просим указывать номер заявки и раскрыть содержание вашего вопроса.

Наталья Кравченко
Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности»

Тема : Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности .

Цель : создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию творческих способностей .

Задачи :

Создать атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

Формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;

Активизация индивидуальных и творческих способностей ;

Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

Оборудование : ватманы, листы А-4, карандаши, краски, ножницы, клей, газеты, открытки, раздаточный материал

I. Вступление.

1. Отрывок из мультфильма «Лунтик»

«Творчество » . Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов, и радости новых открытий. Это слово можно часто встретить в литературе, его часто употребляют и в обыденной жизни. А отдаем ли мы себе отчёт, что такое творчество ?

2. Видеоролик «Пастернак. Определение творчества »

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО ?

Это пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека? Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и «Запланированное везение» ? Задача расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности . При этом всё чаще само понятие "творчество " рассматривается как умение человека гибко относиться к самой своей жизни, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.

«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, нужно ей дать волю развиваться и расцвести »

М. Горький

Творчество – деятельность , порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество . Джон Голсуорси.

2. Творчество в работе педагога - это , можно сказать, особый вид деятельности , направленный на создание нового продукта. Это «изюминка» , при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества . Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей , качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция

Мы, педагоги , как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество , нужно самим быть творческими людьми . Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями . Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях , но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так : «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым» .

3. Сообщение темы семинара .

II. Основная часть.

1. У творчески работающего педагога – творчески развитые ученики .

2. Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности .

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми . Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса учреждения, снижение уровня воспитательного процесса.

В своем опыте мы часто слышим от педагогов «Мы не умеем быть творческими людьми , мы не умеем творить .

3. Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия :

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога ;

– мотивационная готовность педагога ;

– информированность о нововведениях;

– материальная база.

4. Сообщение результатов анкетирования.

5. Креативность.

Личность считается творческой , если она обладает креативностью как способом преобразования деятельности в творческий процесс .

«Креативность – это творческая направленность , врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете?

В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками.

6. Откуда же они берутся и почему это «дано не всем» ? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями?

Давайте попробуем вместе разобраться в этом.

Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу» . Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум.

На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят : «Характер показывает.» .

В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы удивляемся, недоумеваем, и даже иногда осуждаем : «впал в детство» , «ведёт себя как ребенок» . Существуют определенные стереотипы, шаблоны поведения, которым должны соответствовать «нормальные» взрослые люди. А люди творческие , музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках» , «не от мира сего» , «белые вороны» и т. д.

Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи. Они далеки от забот о хлебе насущном, их мало волнуют людские страсти. Существует немало примеров, когда человек, находящийся в процессе творения , забывал о времени, еде, сне, о тех, кто его окружает. И в этом состоянии он «как ребенок» , он свободен, он плывёт по реке вдохновения, доверившись её течению.

7. Для того чтобы обрести внутреннюю свободу и вспомнить ощущение творческого полета предлагаю немного разобраться в себе. И сделать это в несколько этапов :

1 этап : Приручи животного в себе.

Человек является одним из элементов живого мира нашей планеты. И конечно в нас присутствует еще много животных инстинктов. Это нормально. Но вот вопрос : кто нами управляет? Инстинкты или человеческий разум?

Насколько мы знаем, древние люди не были особо нежными к себе подобным. Их сопровождала борьба за власть, за лучший кусок еды, жилье, лучшего партнера. Выжить в группе нужно было любой ценой. И чем агрессивнее вел себя человек, тем большее количество людей признавало его власть. Слабый подвергался нападению не только со стороны врагов, но и со стороны сородичей. Он был слабым звеном группы, обузой, поэтому либо погибал первым, либо изгонялся из сообщества. А теперь присмотритесь к своим взаимоотношениям на работе, среди друзей, случайных знакомых, в семье. Так ли далеко мы ушли от предков? Большая часть современной психологии направлена на воспитание лидерства, по сути, на борьбе за власть, на усвоение техник манипуляции, достижения собственных целей.

А как мы воспитываем наших детей? «Ты должен быть сильным!» «Не будь слабаком!»

«Ты должен много учиться, поступить в престижный ВУЗ, чтобы быть успешным !» А задавали ли вы вопрос своему ребенку : «А есть ли в вашем классе (группе) кто-нибудь, кто нуждается в помощи и поддержке?» Воспитываете ли вы в своих детях милосердие и терпимость к чужим ошибкам и слабостям? А как у вас самих обстоят дела с этим?

Древние люди жили инстинктами. Они предполагали наличие некоей высшей силы, которую нужно задабривать, дабы не вызвать гнев. Эта высшая сила была далекой и неясной. Большая же часть жизни проходила во власти инстинктов. При этом наши предки были очень чуткими к природе, животным, окружающей среде. Они могли читать их как открытую книгу.

Подумайте и ответьте себе на несколько вопросов.

Как часто вы действительно осознаете свои действия?

Как часто вы задаете себе вопрос : «Зачем мне это?»

Как часто вы делаете в жизни то, что вам действительно хочется, а не то, что от вас ожидают окружающие, то к чему вас обязывает чувство долга?

Признаете ли вы наличие Высшего Разума в той или иной форме?

В каких отношениях вы с окружающим вас миром, природой? Что они для вас : среда обитания или живая субстанция со своими законами, душой?

А теперь давайте посмотрим на всю ситуацию целиком и подумаем : А так ли далеко мы ушли от древних людей с их животными инстинктами? А может мы даже в чём-то деградировали?

Надеюсь, что после этих размышлений вам стало более понятен процесс «приручения» животного в себе.

2 этап : отказ от принадлежности к семье, роду, группе.

Заголовок звучит как призыв к революции. Но не торопитесь с выводами. Речь не идет о том, что человек должен бросать семью и уходить в "одиночное плавание".

Мы будем рассматривать наши личные привязанности как ограничение творчества .

Рождаясь, ребенок попадает в семью. В каждой семье существуют свои традиции, правила поведения, общения друг с другом. И ребенок воспринимает их как единственно правильные. Затем он попадает в социум : группу детского сада, школьный класс, затем ВУЗ, работа. И везде свои нормы поведения, правила общения, стиль одежды и прочее. Постепенно человек превращается в некоего живого робота, живущего "как все", одевающегося в стиле своего окружения, использующего определенный словарный запас и т. д.

Жить в соответствии с требованиями окружающих комфортно и выгодно. А вот высказывать свое мнение, даже если оно идет в разрез с установленными нормами - невыгодно. Подобные действия могут привести к конфликту, лишению материальных благ. И вот мы смиряемся. Ведь все так живут. Если нам что-то не нравится, мы бурчим внутри себя или на кухне с родными, но в конечном итоге подчиняемся. Это и есть зависимость от принадлежности к группе. Именно от таких зависимостей и необходимо избавляться. Мы должны научиться быть сами с собою, перестать прятаться за масками, играть театральные роли. Пытаясь только выглядеть «хорошим человеком» , нельзя стать таковым. Мы должны научиться жить, как дышать - также свободно. Естественно при этом не отменяются уважение к окружающим, к их праву быть собой. Понаблюдайте за собой, своим поведением и честно ответьте себе на несколько вопросов.

Как часто вы "переступаете через себя"?

Где и в каких ситуациях это происходит чаще всего?

Почему вы это делаете? В чем ваша выгода?

Или это страх? Тогда чего вы боитесь?

Что мешает вам быть самими собою?

Как может измениться ваша жизнь, если вы начнете избавляться от своих ограничений?

И последнее. Когда вы начнете от них избавляться?

3 этап : отказ от принадлежности к профессии.

Давайте рассмотрим процесс выбора профессии человеком.

В детстве ребенок начинает проявлять некоторые способности в большей степени, нежели остальные. Обычно родители начинают прикладывать усилия для того, чтобы развивать именно эти наклонности. Ребенок хорошо рисует - отдадим в художественную школу, хорошо поет - в музыкальную, склонность к технике - в компьютерный класс.

Сама по себе подобная реакция родителей ничего плохого не представляет. Таланты нужно развивать . Но существует тонкая грань между развитием талантов ребенка во имя его будущего и желанием иметь талантливого ребенка ради собственного тщеславия или реализации личных несбывшихся мечтаний. Помимо этого, все остальные виды творческой деятельности выпадают из вида . У ребенка на них просто не хватает времени. Таким образом, мы своими руками начинаем его ограничивать.

Затем родители с ребенком, а некоторые за ребенка, начинают выбирать ВУЗ или другое профессиональное образовательное заведение. По какому принципу? Предпочтение отдается тому заведению, куда проще или больше шансов поступить. Либо туда, где можно получить престижную, востребованную профессию, гарантирующую хорошее положение в обществе и приличную зарплату.

Получив профессию, человек поступает на работу по выбранному профилю. И даже если он меняет работодателей, профессия остается неизменной. Поступая на новую работу, мы с головой в нее погружаемся, стараясь выполнять поручения с максимальной отдачей, дабы продемонстрировать свои профессиональные качества и получить хорошее материальное вознаграждение в виде зарплаты, высокой должности и пр. Мы отдаем много сил и времени для совершенствования своего мастерства в избранной области.

Если к этому времени добавить еще и семейные заботы, то понятно, что на другие занятия у нас чаще всего не хватает времени. Максимум на вечер у телевизора или вечеринки с друзьями.

По сути, мы сами себя загоняем в коридор избранной профессии и двигаемся строго по нему. Это дает нам возможность добиться максимальной материальной выгоды при минимальных затратах.

И если вдруг человеку, в силу непреодолимых обстоятельств, приходится кардинально менять род своей деятельности , то это приносит страдания, стрессы, депрессии, потерю уверенности в себе и т. д.

Развиваясь , человек должен уходить от этой системы самоограничения и стремиться к универсальности.

В истории немало примеров людей, имеющих универсальные знания. Например : Леонардо да Винчи был гениальным математиком, инженером, художником, обладал богатыми знаниями во многих других отраслях культуры и науки.

Освобождение от профессиональных рамок является немаловажным этапом пробуждения творчества .

А теперь традиционные вопросы.

Какими видами творчества вы занимались в детстве?

Почему именно на них пал выбор?

Чей это был выбор? Ваш или родителей?

Как вы выбирали профессию? Чем был обусловлен ваш выбор ?

Вы меняли кардинально род своих занятий?

Если да, то чем это было вызвано? Вспомните свои ощущения, эмоции. Какими они были?

А если нет, тогда что вас останавливало?

Насколько сейчас вы готовы резко изменить свою профессию? Приведите аргументы "за" и "против".

Честно себе признайтесь : насколько широк ваш профессиональный коридор?

Разбудите свое уснувшее творчество , выпустите его на свободу! Чаще вспоминайте ощущения полета независимо от профессии и статуса. Как знать, может впереди вас ждут великие открытия?

Креативность – это не единичная способность, а комплексное свойство человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы :

1. Качества интеллекта.

Беглость мышления (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций)

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например : ведущий говорит : "Спелое яблоко" - второй участник : "Апельсин зелёный" - третий : "Оранжевый шарф" и т. д.

Гибкость (разнообразие порождаемых идей)

Упражнение «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАРТИНКИ»

волнистой линией оказываются и горы и волны моря и даже спина дракона.

Оригинальность (способность к нахождению неочевидных, редких, но вместе с тем адекватных идей).

Максимальное расширении видения проблемного поля, поиске неочевидных вариантов решений.

При этом активно задействуется воображение, ассоциативное мышление, способность к рекомбинации (представление известного в новых, необычных сочетаниях) .

Упражнение»Придумай»

Инструкция : Придумайте новое применение предметам :

Альбом для рисования,

Смешавшийся пластилин

Лопнувший воздушный шарик,

Перегоревшая лампочка,

Пустой стержень от ручки.

2. Качества личности.

Упражнение «Перекинь мяч»

Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание : как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

Важнейшее из этих качеств – это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при этом тревоги, смел, любознателен, игрив. Зачастую такие люди внешне напоминают «больших детей» . С креативностью слабо совместима излишняя «серьезность» , отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам. Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а не обладающий этим качеством – продолжает жить «по старинке» , упорно не замечая происходящих изменений.

3. Ценностные ориентации.

Такой человек - Окружающий мир интересен ему сам по себе, а не только как средство удовлетворения каких-то личных потребностей. Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.

Существует 7 признаков креативности :

Оригинальность,

Фантазия

Эвристичность

Чёткость

Активность

Чувствительность

Сконцентрированность

9. Притча «Лучик солнца»

Однажды луч сказал солнцу :

Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, - разрешило солнце. - Этот огонь поможет человеку стать великим творцом . Только выбери лучшего из людей. Луч прилетел на Землю и подумал : «Как же узнать, кто из людей лучше?»

Тут он услышал грустные мысли парня : «Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит».

У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! - воскликнул луч и подарил человеку свой огонь.

Вспыхнул солнечный огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Он взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» - обрадовалась девушка и поцеловала его. Потом парень так покрасил дом, что заказчик пришел в восхищение : «Я думал, вы маляр, а вы - настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства»! И парень стал известным художником.

Луч вернулся к солнцу и виновато сказал :

Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку.

Ты поверил в человека, - радостно ответило солнце. - А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды.

III. Практическая часть.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов через использование психотренинговых информационно-практических занятий. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества : гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.

1. Упражнение «Арка»

Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание : изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения :

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

2. Упражнение «Сочиняем стихи»

Дано начало стихотворение , нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут) :

Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак…

Вместе с мужем мы собрались, Выйти вдруг куда - нибудь…

Весной везде повсюду лужи, В ручьях кораблики плывут…

Я решила похудеть, Села на диету…

После смены я решила Быстренько уйти домой…

Всех решила удивить, И французский суп сварить…

Родители, часто сердясь и бранясь, С ребенком теряют душевную связь…

Арттерапия «Рисунок музыки» . (Коллективная работа) .

Психолог включает расслабляющую музыку, а затем предлагает педагогам изобразить на листе бумаги, карандашами или красками те ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.

3. Упражнение «Творческая жизнь »

Материалы : бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание : сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога , определить и записать качества творческого педагога . Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь » .

10. Видеоролик «Три упражнения на развитие правого полушария » .

IY. Заключительная часть

1. Упражнение «Солнце»

Цель : снятие напряжения, позволяющая раздвинуть границы и «освежиться» на лоне природы, внутренне собраться и обрести новые силы.

Представьте себя на пляже, на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из-за воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру.

Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца . Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.

2. "Открытка коллеге" (упражнение)

Даны ключевые слова : ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге, сидящему слева от вас.

3. Упражнение «Мешочек пожеланий»

Педагог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники достают из него по одному предмету. Начиная со слов : “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».