Человек и пароход но не нетте. Для всех и обо всем

(1896-08-15 )

Теодо́р Ива́нович Не́тте (латыш. Teodors Nete ; 15 августа 1896 года - 5 февраля , Латвия) - дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР . Теодор Нетте погиб в 1926 году в Латвии , защищая дипломатическую почту.

Биография

Родился в Латвии, сын сапожника, владел немецким языком. В социал-демократической партии с 1914 года. В Первую мировую войну вместе с отцом был арестован, содержался в рижском Централе, затем был переведён в петроградские Кресты . После освобождения в марте 1917 года снова в Латвии. По официальной версии, с августа 1917 находился на подпольной работе в частях немецких войск занявших Ригу. С начала 1918 в Петрограде - секретарь отдела виз Наркоминдела РСФСР, затем политкомиссар 2-го батальона 1-го Латышского стрелкового полка. После провозглашения Советской Латвии в 1919 году - член Елгавского революционного трибунала. Участник гражданской войны на Южном фронте РСФСР. С 1922 года - дипломатический курьер Наркоминдела РСФСР .

Нападение на дипкурьеров Нетте и Махмасталя

Через год после трагических событий вышел фильм кинорежиссёра Александра Довженко - «Сумка дипкурьера », (1927 год).

Нетте (посмертно) и Махмасталь были награждены орденом Красного Знамени .

В честь Теодора Нетте был переименован пароход «Тверь» . В дальнейшем это имя носили последовательно еще два судна Северного морского пароходства , газотурбоход постройки 1963 г. и лесовоз постройки 1990 г. типа «Павлин Виноградов» (однотипный с лесовозом «Иоганн Махмасталь») . В настоящее время в списках флота пароходства такого названия нет .

Дочь Теодора Нетте, которой на момент гибели отца было около года, взяло на воспитание государство .

Напишите отзыв о статье "Нетте, Теодор Иванович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нетте, Теодор Иванович

Окситания цвела, как прекрасный яркий цветок, впитывающий жизненную мощь светлой Марии. Казалось, никакая сила не могла противостоять этому мощному потоку Знания и светлой, вселенской Любви. Люди всё ещё поклонялись здесь своей Магдалине, обожая её. Будто она до сих пор жила в каждом из них... Жила в каждом камушке, в каждом цветке, каждой крупинке этой удивительной, чистой земли...
Однажды, гуляя по знакомым пещерам, Светодар набрёл на новую, потрясшую его до самой глубины души... Там, в спокойном тихом уголке стояла его чудесная мать – любимая Мария Магдалина!.. Казалось, природа не смогла забыть эту дивную, сильную женщину и вопреки всему, создала её образ своей всемогучей, щедрой рукой.

Пещера Марии. В самом углу пещеры стоит, природой созданная, высокая статуя прекрасной женщины,
окутанной очень длинными волосами. Местные катары говорили, что статуя появилась там сразу же после
гибели Магдалины и после каждого падения новой капли воды становилась всё больше и больше на неё похожа...
Эта пещера и сейчас называется «пещерой Марии». И все желающие могут увидеть стоящую там Магдалину.

Повернувшись, чуть поодаль Светодар увидел другое чудо – в другом углу пещеры стояла статуя его сестры! Она явно напоминала кудрявую девочку, стоявшую над чем-то лежащим... (Веста, стоявшая над телом своей матери?..) У Светодара зашевелились волосы!.. Ему показалось, что он начал сходить с ума. Быстро повернувшись, он выскочил из пещеры.

Изваяние Весты – сестры Светодара. Окситания не пожелала их забывать...
И создала свой памятник – капля по капле ваяя дорогие её сердцу лица.
Они стоят там веками, а вода продолжает свою волшебную работу, делая
их всё ближе и всё более похожими на настоящих...

Позже, чуть отойдя от потрясения, Светодар спросил у Марсилы, знает ли она о том, что он увидел. И когда услышал положительный ответ, его душа буквально «зарыдала» слезами счастья – в этой земле и вправду всё ещё жива была его мать – Золотая Мария! Сама земля Окситании воссоздала в себе эту прекрасную женщину – «оживила» в камне свою Магдалину... Это было настоящим творением любви... Только любящим зодчим была природа.

У меня на глазах блестели слёзы... И совершенно не было за это стыдно. Я очень многое бы отдала, чтобы встретить кого-то из них живыми!.. Особенно Магдалину. Какая же дивная, древняя Магия пылала в душе этой удивительной женщины, когда она создавала своё волшебное царство?! Царство, в котором правило Знание и Понимание, и костяком которого была Любовь. Только не та любовь, о которой кричала «святая» церковь, износив это дивное слово до того, что не хотелось долее его слышать, а та прекрасная и чистая, настоящая и мужественная, единственная и удивительная ЛЮБОВЬ, с именем которой рождались державы... и с именем которой древние воины бросались в бой... с именем которой рождалась новая жизнь... именем которой менялся и становился лучше наш мир... Вот эту Любовь несла Золотая Мария. И именно этой Марии мне хотелось бы поклониться... За всё, что она несла, за её чистую светлую ЖИЗНЬ, за её смелость и мужество, и за Любовь.
Но, к сожалению, сделать это было невозможно... Она жила столетия назад. И я не могла быть той, кто её знал. Невероятно глубокая, светлая печаль вдруг захлестнула меня с головой, и горькие слёзы полились потоком...
– Ну что ты, мой друг!.. Тебя ждут другие печали! – удивлённо воскликнул Север. – Прошу тебя, успокойся...
Он ласково коснулся моей руки и постепенно печаль исчезла. Осталась только горечь, будто я потеряла что-то светлое и дорогое...
– Тебе нельзя расслабляться... Тебя ждёт война, Изидора.
– Скажи, Север, учение катаров называлось Учением Любви из-за Магдалины?
– Тут ты не совсем права, Изидора. Учением Любви его звали не посвящённые. Для тех же, кто понимал, оно несло совершенно иной смысл. Вслушайся в звучание слов, Изидора: любовь по-французски звучит – амор (amour) – не так ли? А теперь раздели это слово, отделив от него букву «а»... Получится а’мор (а"mort) – без смерти... Вот и получается истинное значение учения Магдалины – Учение Бессмертных. Как я уже раньше тебе говорил – всё просто, Изидора, если только правильно смотреть и слушать... Ну, а для тех, кто не слышит – пусть остаётся Ученьем Любви... оно ведь тоже красиво. Да и истины толика в этом всё же остаётся.
Я стояла совершенно остолбенев. Учение Бессмертных!.. Даария... Так вот, что являлось учением Радомира и Магдалины!.. Север удивлял меня множество раз, но никогда ещё я не чувствовала себя столь потрясённой!.. Учение катаров притягивало меня своей мощной, волшебной силой, и я не могла себе простить, что не говорила об этом с Севером раньше.
– Скажи, Север, осталось ли что-то от записей катар? Должно же было что-то сохраниться? Даже если не самих Совершенных, то хотя бы просто учеников? Я имею в виду что-то об их настоящей жизни и учении?
– К сожалению – нет, Изидора. Инквизиция уничтожила всё и везде. Её вассалы, по приказу Папы, посылались даже в другие страны, чтобы уничтожить каждую рукопись, каждый оставшийся кусочек бересты, какой только могли найти... Мы искали хоть что-нибудь, но ничего не смогли спасти.

Теодор Янович Нетте (латыш. Teodors Nete; 15 августа 1896 года - 5 февраля 1926, Латвия) - дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР. Теодор Нетте погиб в 1926 году в Латвии, защищая дипломатическую почту.

Биография

Родился в Латвии, сын сапожника, владел немецким языком. В социал-демократической партии с 1914 года. В Первую мировую войну вместе с отцом был арестован, содержался в рижском Централе, затем был переведён в петроградские Кресты. После освобождения в марте 1917 года снова в Латвии. По официальной версии, с августа 1917 находился на подпольной работе в частях немецких войск, занявших Ригу. С начала 1918 в Петрограде - секретарь отдела виз Наркоминдела РСФСР, затем политкомиссар 2-го батальона 1-го Латышского стрелкового полка. После провозглашения Советской Латвии в 1919 году - член Елгавского революционного трибунала. Участник гражданской войны на Южном фронте РСФСР. С 1922 года - дипломатический курьер Наркоминдела РСФСР.

Нападение на дипкурьеров Нетте и Махмасталя

5 февраля 1926 г. в поезде Москва-Рига на перегоне между станциями Икшкиле и Саласпилс неизвестные, вооруженные револьверами, потребовали от проводника показать купе дипкурьеров и напали на советского торгового представителя Печерского. Дипкурьеры Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь (1891-1942) услышали шум, приготовили оружие, но не успели закрыть дверь купе. Нападавшие нашли их и попытались с оружием в руках войти в купе. Нетте находился в выгодной позиции - на верхней полке. Он выстрелил первым и сразу вывел из строя одного из нападавших, но тут же сам был ранен в голову и умер на месте. Махмасталь замешкался с ответным огнем, получил ранения в живот и в правую руку, стрелял с левой и ранил еще одного бандита. Нападавшие отступили; вскоре двух из них нашли мёртвыми, ещё по крайней мере один скрылся. Раненый Махмасталь оставался в купе и охранял диппочту до прибытия в Ригу, где его встретили сотрудники полпредства СССР. В убитых бандитах опознали граждан Литвы братьев Гавриловичей. Других результатов расследование, проведенное властями Латвии, не дало.

Увековечение памяти Нетте

Нападение на советских дипкурьеров вызвало в СССР значительный общественный резонанс. В. В. Маяковский, с которым Нетте был лично знаком, посвятил этому событию стихотворение «Товарищу Нетте - пароходу и человеку».

Через год после трагических событий вышел фильм кинорежиссёра Александра Довженко - «Сумка дипкурьера», (1927 год). Его сюжет, впрочем, весьма далек от реального инцидента 1926 года.

Нетте (посмертно) и Махмасталь были награждены орденом Красного Знамени.

В честь Теодора Нетте был переименован пароход «Тверь». В дальнейшем это имя носили последовательно еще два судна Северного морского пароходства, газотурбоход постройки 1963 г. и лесовоз постройки 1990 г. типа «Павлин Виноградов» (однотипный с лесовозом «Иоганн Махмасталь»). В настоящее время в списках флота пароходства такого названия нет.

Дочь Теодора Нетте, которой на момент гибели отца было около года, взяло на воспитание государство.

5 февраля отмечается как день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Факт нападения на Теодора Нетте и Иоганна Махмасталя лёг в основу сюжета художественного фильма «Красные дипкурьеры» (Одесская киностудия, 1977 год).

Просматривая в очередной раз фото из своего же поста, моё внимание привлекла фотография, на которой запечатлен пожар на судне, часть названия которого хорошо видна: «…ОР НЕТТЕ», а так же порт приписки -« Архангельск». В очередной раз любопытство взяло верх и я стал искать информацию по данному судну, да и вообще всё, что имеет отношение к данному снимку…

Для начала выяснил, чьё имя красуется на корме судна.

Теодор Иванович Нетте (1895 или 1896 — 5 февраля 1926, Латвия) — легендарный дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР.

Курьер Теодор Нетте, защищая дипломатическую почту, был убит в Латвии в феврале 1926 года бандитами, напавшими на дипломатический вагон международного экспресса.

Это один из первых международных скандалов в истории советского государства.

После подвига в честь Теодора Нетте был переименован пароход «Тверь».

Дипкурьер был лично знаком с поэтом В. В. Маяковским, который посвятил ему своё знаменитое стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».

Дочь Теодора Ивановича Нетте, которой на момент гибели отца было около года, взяло на воспитание государство.

Операция по убийству дипкурьеров в поезде Москва - Рига - Берлин и захвату перевозимой ими почты была разработана с целью дальнейшего обнародования поддельных документов, которые якобы у них захватили.

По одной из версий, Иоганн предупредил Теодора о нападении и попытался закрыть дверь, но упавший тюк с почтой помешал это сделать. Один из них выстрелил в сидевшего на нижней полке Махмасталя. Пуля попала в живот, но Иоганн остался жив. В тот же миг лежавший на верхней полке Нетте всадил в этого бандита пулю. Падая, тот снова выстрелил в Махмасталя и ранил его в руку. Иоганн перехватил револьвер в левую и ранил второго бандита. Но тот устоял на ногах и выстрелил Нетте в голову. Теодор замертво рухнул с полки, прикрыв своим телом Махмасталя.

Ослабевшие от ран бандиты попытались покинуть поезд, но их прикончил, как лишних свидетелей, третий нападавший, который на ходу выпрыгнул из вагона.

Второй дипкурьер - Иоганн Махмасталь в Риге на вокзале, истекая кровью, отказался от госпитализации, героически охраняя диппочту, заявив при этом, что не сдаст её до тех пор, пока не явится человек, которого он лично знает в лицо. Поэтому он не сдал почту секретарю советского посольства, а, дождавшись своего знакомого генерального консула, передал почту ему и перешёл на попечение врачей.

Бандитами, добитыми своими, оказались братья контрабандисты Антон и Бронислав Габриловичи, поляки по национальности и литовцы по подданству. Они проживали в местечке Сакуны близ города Янишек в Литве и пытались заработать на возвращение в Польшу. Латвийское правительство принесло официальные извинения - и на этом инцидент был исчерпан.

Интересный факт: Одесская киностудия выпустила в 1977 году кинокартину «Красные дипкурьеры». В основе фильма - реальная история гибели дипкурьера Теодора Нетте.

Пароход “Тверь” был переименован в 1926 году в “Теодор Нетте”. Отслужив свой век, пароход должен был отправиться в самый дальний наш порт. Этот рискованный рейс поручили капитану М.И. Кислову. С 1947 г. использовался как отопитель и плавказарма в порту Петропавловск-Камчатский. В 1953 г. исключен из списков судов ВМФ и превращен в плавпричал. Впоследствии остов судна был засыпан грунтом и лег в основу одного из причалов Петропавловского торгового порта, а фрагменты корпуса сохранились в экспозиции Военно-исторического музея г. Петропавловск-Камчатский. Подробнее можно почитать

Преемником парохода «Теодор Нетте» в Северном морском пароходстве стал газотурбоход, построенный ленинградцами в 1963 году. Примечательно, что судно было построено из металлолома, собранного школьниками и трудовыми коллективами того времени.

Аналогичных судов всего было построено шесть. Установленные на них газогенераторы были французского производства, а турбины отечественные. В качестве топлива использовались дизельное топливо и мазут. В работе суда считались экономичными, хотя обслуживать их было трудно. Основным назначением судна была перевозка леса, но «Теодор Нетте» зачастую брал и другие грузы. С ними он побывал в портах 40 государств.

30 ноября 1963 года судно было принято архангельским экипажем, а в первый рейс «Теодор Нетте» ушел с грузом угля на Антверпен.

Много именитых гостей поднималось на борт судна во время стоянки в порту. Многие приходили на судно с подарками. Со временем их накопилось столько, что пришлось подумать, где бы их разместить. Так родилась идея создать свой судовой музей - каюту Маяковского. Здесь нашли свое место многие экспонаты, но первым стал словарь английского языка, принадлежавший Теодору Нетте. Его подарила экипажу его дочь. Раритетами считались также два мозаичных портрета - Нетте и Маяковского, стальная пластина - часть бортовой обшивки парохода «Теодор Нетте».

Помогали морякам и сотрудники курьерской связи МИД, где в свое время работал Теодор Нетте. По их инициативе и с их помощью был снят фильм «Здравствуй, Нетте». Судно работало на Архангельский флот до 1986 года, после чего было списано и продано на металл пакистанской фирме. Свою эстафету газотурбоход «Теодор Нетте» передал новому теплоходу, построенному для Северного морского пароходства польскими корабелами в 1990 году.

А по поводу пожара нашёл вот эту запись:

«К сожалению, при пожаре во время ремонта на заводе "Красная кузница" часть экспонатов погибла. Однако этот пожар, можно сказать, помог наработать определенный опыт кораблестроителям и проектировщикам.

Возник пожар, - вспоминает первый помощник капитана Юрий Константинович Дьяков, - а внизу осталась машинная команда. Огонь перекрыл все пути. Для их спасения снаружи вырезали кусок борта. Резали наугад, поэтому промахнулись. Пришлось делать второй вырез. После этого случая на корпусах судов стали обозначать местонахождение машинного отделения

В 1985 году Юрий Дьяков вышел на заслуженный отдых, а через пару лет газотурбоход продали Пакистану на металлолом.»

Вот такая вот история.
А точка в этой истории была поставлена в 1992 году, когда теплоход «Теодор Нетте», третий носитель имени дипкурьера, был продан за рубеж.
С тех пор в составе флота нашей страны нет судна с данным именем.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши - люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом.

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат «Надежда» назван в честь вышеупомянутого шлюпа.

В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Владимир Маяковский

Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ "Теодор Нетте". Это - он. Я узнаю его. В блюдечках-очках спасательных кругов. -Здравствуй, Нетте! Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков. Подойди сюда! Тебе не мелко? От Батума, чай, котлами покипел... Помнишь, Нетте,- в бытность человеком ты пивал чаи со мною в дип-купе? Медлил ты. Захрапывали сони. Глаз кося в печати сургуча, напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча. Засыпал к утру. Курок аж палец свел... Суньтеся - кому охота! Думал ли, что через год всего встречусь я с тобою - с пароходом. За кормой лунища. Ну и здорово! Залегла, просторы надвое порвав. Будто навек за собой из битвы коридоровой тянешь след героя, светел и кровав. В коммунизм из книжки верят средне. "Мало ли, что можно в книжке намолоть!" А такое - оживит внезапно "бредни" и покажет коммунизма естество и плоть. Мы живем, зажатые железной клятвой. За нее - на крест, и пулею чешите: это - чтобы в мире без Россий, без Латвий*, жить единым человечьим общежитьем. В наших жилах - кровь, а не водица. Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела. * Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась. Но в конце хочу - других желаний нету - встретить я хочу мой смертный час так, как встретил смерть товарищ Нетте. * Нетте был убит на территории буржуазной в то время Латвии.

Анализ стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»

Владимир Маяковский не любил стихов-посвящений, считая, что людей нужно помнить и ценить, ока они живы. Тем не менее, летом 1926 года он все же поступился своими принципами и создал произведение под названием «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

С дипломатическим курьером Теодором Нетте Маяковский был знаком лично и даже однажды ехал с ним в одном купе, полночи беседуя о политике и литературе. Однако в феврале 1926 года Нетте был застрелен в поезде при попытке ограбления дипломатической почты, и это преступление вызвало широкий резонанс. Каково же было удивление поэта, когда спустя несколько месяцев в Крыму он увидел, как в порту швартуется грузовой пароход «Теодор Нетте», названный в честь погибшего дипломатического курьера.

«Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков», — пишет Маяковский и мысленно возвращается в прошлое, когда вместе со своим знакомым пил чай в дипломатическом купе поезда, наслаждаясь обществом достаточно образованного молодого человека. Тогда Нетте «напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча». Спать ложились далеко за полночь, и при этом Теодор Нетте всегда держал палец на спусковом крючке, готовый в любой момент открыть огонь при попытке нападения на дипломатическую почту. Однако в ту роковую ночь напали не на него, а на курьеров в соседнем купе. При попытке их защитить Теодор Нетте был убит пулей в голову.

Его трагическая и, вместе с тем, героическая история сразу же стала достоянием общественности и поразила Маяковского, который считал, что этот невысокий парень с интеллигентными дужками-очками мало чем отличается от обычных служащих своего времени. Тем не менее, после этого случая поэту пришлось признать, что « в наших жилах – кровь, а не водица», и ради высоких идеалов многие действительно готовы погибнуть, каким бы пафосным ни казалось это утверждение. И поэту очень приятно, что страна действительно помнит своих героев, называя в их часть пароходы, которым суждено славить подвиги героев.

Финальная часть стихотворения является своеобразным обращением поэта к читателям. Маяковский признается, что у «него других желаний нету», кроме как умереть во имя своей родины так же, как сделал это Теодор Нетте – в расцвете лет и ради великих идеалов. Впрочем, поэту была уготована совсем другая судьба, но в одном он не ошибся: его жизнь прервала пуля, а не старость и болезнь, чего поэт опасался больше всего.