Концептуальные космические корабли будущего (фото). Новый российский космический корабль

В этой статье будет затронута такая тема, как космические корабли будущего: фото, описание и технические характеристики. Прежде чем перейти непосредственно к теме, предлагаем читателю короткий экскурс в историю, который поможет оценить современное состояние космической отрасли.

Космос в период холодной войны был одной из арен, на которых велось противостояние между США и СССР. Главным стимулом развития космической отрасли в те годы было именно геополитическое противостояние сверхдержав. Огромные ресурсы были брошены на программы освоения космоса. Например, на реализацию проекта под названием "Аполлон", основная цель которого - высадка на поверхность Луны человека, правительство Соединенных Штатов потратило примерно 25 млрд долларов. Эта сумма для 1970-х годов была просто гигантской. Бюджету Советского Союза лунная программа, которой осуществиться так и не было суждено, обошлась в 2,5 млрд рублей. 16 млн рублей стоила разработка космического корабля "Буран". При этом ему было суждено совершить только один космический полет.

Программа "Спейс шаттл"

Его американскому аналогу повезло намного больше. "Спейс шаттл" совершил 135 запусков. Однако "шаттл" этот оказался не вечен. Последний его запуск состоялся 8 июля 2011 года. Американцы за время осуществления программы выпустили 6 "шаттлов". Один из них являлся прототипом, не осуществлявшим никогда космических полетов. 2 других и вовсе потерпели катастрофу.

Программу "Спейс шаттл" с экономической точки зрения вряд ли можно считать успешной. Гораздо более экономичными оказались корабли одноразового использования. К тому же вызвала сомнения безопасность полетов на "шаттлах". В результате двух катастроф, произошедших в период их эксплуатации, жертвами стали 14 астронавтов. Однако причина таких неоднозначных итогов путешествий заключается не в техническом несовершенстве кораблей, а в сложности самой концепции предназначенных для многоразового использования космических аппаратов.

Значение космических аппаратов "Союз" сегодня

В итоге "Союз", космические корабли одноразового использования из России, которые были разработаны еще в 1960-е годы, стали единственными аппаратами, осуществляющими сегодня пилотируемые полеты на МКС. Следует отметить, что это не означает их превосходства над "Спейс шаттлом". Они обладают рядом существенных недостатков. Например, грузоподъемность их ограничена. Также использование такого рода аппаратов приводит к тому, что накапливается орбитальный мусор, который остается после их эксплуатации. Очень скоро космические полеты на "Союзе" станут историей. На сегодняшний день нет реальных альтернатив. Все еще находятся в стадии разработки космические корабли будущего, фото которых представлены в этой статье. Заложенный в концепции многоразового использования кораблей огромный потенциал зачастую даже в наше время остается технически нереализуемым.

Заявление Барака Обамы

Барак Обама в июле 2011 года заявил о том, что главной целью астронавтов из США на ближайшие десятилетия является полет на Марс. Космическая программа "Созвездие" стала одной из программ, которые NASA осуществляет в рамках полета на Марс и освоения Луны. Для этих целей, конечно, нужны новые космические корабли будущего. Как же обстоит дело с их разработкой?

Космический корабль "Орион"

Основные надежды возлагаются на создание "Ориона" - нового космического корабля, а также ракет-носителей "Арес-5" и "Арес-1" и лунного модуля "Альтаир". В 2010 году правительство Соединенных Штатов решило свернуть программу "Созвездие", но, несмотря на это, NASA все-таки получило возможность дальнейшей разработки "Ориона". В ближайшем будущем планируется осуществить первый испытательный беспилотный полет. Предполагается, что аппарат во время этого полета удалится от Земли на 6 тыс. км. Это примерно в 15 раз больше, чем расстояние, на котором находится от нашей планеты МКС. Корабль после тестового полета возьмет курс на Землю. Новый аппарат в атмосферу может входить, развивая скорость 32 тыс. км/ч. "Орион" по данному показателю превосходит на 1,5 тыс. км/ч легендарный "Аполло". На 2021 год намечено осуществление первого пилотируемого запуска.

В роли ракет-носителей этого корабля, согласно планам NASA, будут выступать "Атлас-5" и "Дельта-4". Было решено отказаться от разработки "Ареса". Для освоения дальнего космоса, кроме того, американцы проектируют SLS - новую ракету-носитель.

Концепция "Ориона"

"Орион" является кораблем частично многоразового использования. Он находится концептуально ближе к "Союзу", чем к "Шаттлу". Большинство космических кораблей будущего являются частично многоразовыми. Данная концепция предполагает то, что жидкую капсулу корабля после посадки на Землю можно будет использовать повторно. Это позволит совместить экономичность эксплуатации "Аполло" и "Союза" с функциональной практичностью многоразовых кораблей. Это решение является переходным этапом. По всей видимости, в далекой перспективе станут многоразовыми все космические корабли будущего. Такова тенденция развития космической отрасли. Поэтому можно сказать, что советский "Буран" - прототип космического корабля будущего, как и американский "Спейс шаттл". Они сильно опередили свое время.

CST-100

Слова "предусмотрительность" и "практичность", похоже, характеризуют американцев как нельзя лучше. Правительство этой страны приняло решение не взваливать на плечи "Ориона" все космические амбиции. Сегодня по заказу NASA сразу несколько частных фирм разрабатывают свои космические корабли будущего, которые призваны заменить аппараты, используемые сегодня. Компания Boeing, например, разрабатывает CST-100 - частично многоразовый и пилотируемый корабль. Он предназначен для коротких путешествий на орбиту Земли. Основной задачей его будет доставка грузов и экипажа на МКС.

Планируемые запуски CST-100

До семи человек может составлять экипаж корабля. Во время разработки CST-100 было уделено особое внимание комфорту астронавтов. Было существенно увеличено жилое пространство его по сравнению с кораблями прошлого поколения. Вероятно, запуск CST-100 будет производиться с использованием ракет-носителей "Фалькон", "Дельта" или "Атлас". "Атлас-5" при этом является самым подходящим вариантом. С помощью воздушных подушек и парашюта будет осуществляться посадка корабля. Согласно планам фирмы Boeing, CST-100 в 2015 году ждет целая серия испытательных запусков. Беспилотными будут первые 2 полета. Основная задача их - вывести на орбиту аппарат и протестировать системы безопасности. Пилотируемая стыковка с МКС планируется во время третьего полета. CST-100 в случае успешных испытаний очень скоро придет на замену "Прогрессу" и "Союзу" - российским кораблям, монопольно осуществляющим сегодня пилотируемые полеты на МКС.

Разработка "Дракона"

Другим частным кораблем, призванным выполнять доставку экипажа и грузов на МКС, будет разработанный фирмой SpaceX аппарат. Это "Дракон" - моноблочный корабль, частично многоразовый. Планируется построить 3 модификации данного аппарата: автономную, грузовую и пилотируемую. Как и у CST-100, экипаж может составлять до семи человек. Корабль в грузовой модификации может брать на борт 4 человека и 2,5 тонны груза.

"Дракон" хотят в будущем использовать также для полета на Марс. Для этого создается специальная версия этого корабля под названием "Рэд драгон". Беспилотный полет этого аппарата на Красную планету состоится, согласно планам космического руководства США, в 2018 году.

Конструктивная особенность "Дракона" и первые полеты

Многоразовость является одной из особенностей "Дракона". Топливные баки и часть энергетических систем после полета будет спускаться вместе с жилой капсулой на Землю. Затем их можно использовать вновь для космических полетов. Данная конструктивная особенность выгодно отличает "Дракон" от большинства других перспективных разработок. "Дракон" и CST-100 в ближайшем будущем будут дополнять друг друга и служить в качестве "подстраховки". Если один из этих типов корабля не сможет по какой-то причине выполнить задачи, поставленные перед ним, то часть его работы возьмет на себя другой.

Впервые "Дракон" был выведен на орбиту в 2010 году. Успешно завершился испытательный беспилотный полет. А в 2012 году, 25 мая, этот аппарат пристыковался к МКС. К тому моменту на корабле системы автоматической стыковки не было предусмотрено, и пришлось для ее осуществления воспользоваться манипулятором космической станции.

"Дрим Чейзер"

"Дрим Чейзер" - еще одно название космических кораблей будущего. Нельзя не упомянуть этот проект компании SpaceDev. Также в его разработке приняли участие 12 партнеров компании, 3 университета США и 7 центров NASA. Данный корабль существенно отличается от других космических разработок. Он напоминает внешне "Спейс шаттл" в миниатюре и может осуществлять посадку так же, как и обычный самолет. Основные его задачи схожи с задачами, стоящими перед CST-100 и "Драконом". Аппарат предназначен для доставки экипажа и грузов на околоземную орбиту, а выводиться туда он будет с помощью "Атласа-5".

А что у нас?

А чем же может ответить Россия? Каковы российские космические корабли будущего? РКК "Энергия" в 2000 году начала проектирование космического комплекса "Клипер", являющегося многоцелевым. Этот космический аппарат многоразовый, напоминающий чем-то внешне "шаттл", уменьшенный в размерах. Он предназначен для решения различных задач, таких как доставка груза, космический туризм, эвакуация экипажа станции, полеты на другие планеты. Определенные надежды возлагались на этот проект.

Предполагалось, что космические корабли будущего России будут вскоре сконструированы. Однако из-за отсутствия финансирования пришлось с этими надеждами распрощаться. Проект закрыли в 2006 году. Технологии, которые были разработаны за эти годы, планируется использовать для проектирования ППТС, известной также как проект "Русь".

Особенности ППТС

Лучшие космические корабли будущего, как полагают специалисты из России, - это ППТС. Именно этой космической системе суждено будет стать новым поколением космических аппаратов. Она будет способна заменить "Прогрессы" и "Союзы", стремительно устаревающие. Разработкой этого корабля, как в прошлом "Клипера", занимается сегодня РКК "Энергия". ПТК НК станет базовой модификацией этого комплекса. Основная задача его, опять же, будет заключаться в доставке экипажа и грузов на МКС. Однако в отдаленной перспективе находится разработка модификаций, которые будут способны летать на Луну, а также выполнять различные исследовательские миссии, продолжительные по времени.

Сам корабль должен стать частично многоразовым. Будет повторно использована жидкая капсула после совершения посадки, а вот двигательно-агрегатный отсек - не будет. Любопытной особенностью данного корабля является возможность его посадки без парашюта. Реактивная система будет применяться для торможения и приземления на земную поверхность.

Новый космодром

В отличие от "Союзов", которые взлетают с расположенного в Казахстане космодрома "Байконур", новые корабли планируется запускать со строящегося в Амурской области космодрома "Восточный". 6 человек составит экипаж. Аппарат может также брать груз весом до 500 кг. Корабль в беспилотной версии может доставлять грузы до 2-х тонн весом.

Проблемы, стоящие перед разработчиками ППТС

Одной из основных проблем, стоящих перед проектом ППТС, является отсутствие ракет-носителей с необходимыми характеристиками. Основные технические моменты космического аппарата сегодня проработаны, однако в весьма затруднительное положение ставит его разработчиков отсутствие ракеты-носителя. Предполагается, что она будет близка по характеристикам к "Ангаре", которая была разработана еще в 90-е годы.

Другой серьезной проблемой, как ни странно, является цель проектирования ППТС. Едва ли Россия сегодня может позволить себе осуществление амбициозных программ по освоению Марса и Луны, аналогичных тем, которые претворяют в жизнь Соединенные Штаты. Даже если космический комплекс будет успешно разработан, скорее всего, единственной его задачей останется доставка экипажа и грузов на МКС. До 2018 года отложено начало испытаний ППТС. Перспективные аппараты из США к этому времени, скорее всего, уже возьмут на себя функции, выполняемые сегодня российскими кораблями "Прогресс" и "Союз".

Туманные перспективы космических полетов

Фактом является то, что мир сегодня остается лишенным романтики космических полетов. Речь, конечно, идет не о космическом туризме и запуске спутников. Можно не беспокоиться за эти сферы космонавтики. Полеты на МКС очень важны для космической отрасли, однако срок пребывания на орбите самой МКС ограничен. В 2020 году планируется ликвидировать эту станцию. А пилотируемые космические корабли будущего являются составной частью конкретной программы. Нельзя разрабатывать новый аппарат в случае отсутствия представлений о стоящих перед ним задачах. Не только для доставки экипажей и грузов МКС проектируются новые космические корабли будущего в США, но также для полетов на Луну и Марс. Однако данные задачи от повседневных земных забот настолько далеки, что нам вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы значительных прорывов в сфере космонавтики. Космические угрозы остаются фантастикой, поэтому нет смысла конструировать боевые космические корабли будущего. И, конечно, у держав Земли множество других забот, кроме борьбы друг с другом за место на орбите и других планетах. Строительство таких аппаратов, как военные космические корабли будущего, поэтому также нецелесообразно.

О нем многие слышали, но почти ничего не видели. На него возлагают надежды и с ним связывают будущее российской пилотируемой космонавтики. В этом космическом корабле будут применены лучшие инженерные разработки и технические решения – это будет настоящее творение инженерной и дизайнерской мысли. Подобного космическая отечественная отрасль еще не создавала. Пора взглянуть на «Федерацию» и выбрать место для будущего полета. Описание корабля и большой фото эксклюзив.

Новый космический корабль «Федерация», который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз», также ранее известный, как Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС), в данный момент находится в активной разработке, но уже сейчас можно посмотреть полноценный стендовый экземпляр.

Подробная информация о космическом корабле «Федерация»

Предназначен для доставки людей и грузов на находящиеся на околоземной орбите орбитальные станции и к Луне. Для «Федерации» принято модульное построение базового корабля в виде функционально законченных элементов - возвращаемого аппарата и двигательного отсека. Корабль будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью усечённо-конической формы и одноразовым цилиндрическим агрегатно-двигательным отсеком, и будет широко использовать системы, проектировавшиеся в РКК «Энергия» для «Клипера» (многоцелевого пилотируемого космического корабля). Максимальный экипаж «Федерации» составит 6 человек (при полётах к Луне – до 4 человек).

Общее описание и технические характеристики
Масса доставляемого на орбиту груза - 500 кг, масса возвращаемого на Землю груза - 500 кг и более, при меньшем экипаже. Длина корабля - 6,1 м, максимальный диаметр корпуса - 4,4 м, масса при околоземных орбитальных полётах - 12 т (при полётах на окололунную орбиту - 16,5 т), масса возвращаемой части - 4,23 т (включая системы мягкой посадки - 7,77 т), Объём герметичного отсека - 18 м³. Длительность автономного полёта корабля - до 30 дней.

Новые конструкционные материалы, с улучшенными прочностными характеристиками, и углепластики снизят массу конструкции космического корабля на 20-30 % и позволят продлить срок его эксплуатации. Бытовые отсеки будут просто пристыковываться, в зависимости от той задачи, которая будет стоять перед «Федерацией».

При взлёте на экипаж должны воздействовать перегрузки не более 4 g, а во время посадки в штатном режиме не более 3 g. Корабль также должен быть многоразовым (до 10 полётов в космос) и иметь надёжность не ниже 0,995. На новом корабле стыковка с МКС может производиться в день его запуска, как на «Союз ТМА-М», который мог стыковаться через шесть часов после запуска.

Система управления и связь
Управление пилотируемым кораблём будет осуществляться с помощью современных пультов управления на основе жидкокристаллических дисплеев с «гибкими» меню и форматами отображения данных. Обеспечение связи, пеленгации и навигации будет выполняться в режиме реального времени через спутниковый контур. Оборудование «Федерации» для связи будет работать через многофункциональную космическую систему ретрансляции «Луч», в которой используются спутники-ретрансляторы.

Двигатели и стыковочный узел
Корабль будет оснащён твердотопливными двигателями тягой 22.5 тс и однокомпонентными двигателями на перекиси водорода тягой 75 кгс. «Федерация» получит систему стыковки от «Союзов». Учитывая требования к кораблю, а также опыт разработки всех существующих систем стыковки, для нового корабля была выбрана модифицированная стыковочная система «штырь-конус». Эта система используется только на «Союзах», «Прогрессах» и российских модулях МКС, а также на европейском грузовом корабле ATV.

Термозащита
Комбинированное терморегулирующее покрытие «Термалокс» будет поддерживать заданный тепловой баланс, а также обеспечит электростатическую защиту космического аппарата. Нанесение терморегулирующего покрытия на внешнюю поверхность космического аппарата будет будет осуществляться по методу газотермического напыления.

Санузел
«Федерация» будет оснащена ассенизационно-санитарным устройством (АСУ), в то время как астронавты НАСА на корабле «Орион» будут пользоваться подгузниками. Специальный бачок во время полёта будет крепиться четырьмя болтами к поверхности корабля, он будет прикрыт плотной шумоизоляционной шторкой.

Ракета-носитель
Изначально планировалось, что запускать «Федерацию» будут на РН «Русь-М», но в 2011 году проект закрыли. Возникла необходимость в создании новой сверхтяжёлой ракеты. В 2014 году идею создания такой ракеты одобрил Владимир Путин и её включили в проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы. На начальном этапе планируется использовать для запусков ракету-носитель «Ангара-А5».

Система посадки
Спускаемый аппарат будет приземляться с помощью трёх парашютов и реактивной системы мягкой посадки. Парашюты будут раскрываться на высоте ~1 км, твёрдотопливные ракетные двигатели будут уменьшать скорость снижения с высоты ~50 м. Посадка будет осуществляться на амортизированные опоры, за счёт чего исключается падение спускаемого аппарата на бок после касания грунта, характерное для космического корабля «Союз».

Фотографии. Марина Лысцева

Космический корабль… это словосочетание заставляет трепетать сердце любого любителя фантастики: поклонники «StarTreck» сразу же представляют «Энтерпарйз», фанаты «Звёздных Врат» – «Дедал» и «Прометей», а любители творчества И.Ефремова вспомнят «Тёмное пламя». И конечно, все эти корабли развивают субсветовую скорость, входят в гиперпространство и вытворяют другие замечательные вещи, позволяющие землянам достигать отдалённых галактик… Увы, до всего это человечеству пока ещё далеко. Так что спустимся с небес на… околоземную орбиту и посмотрим, что у нас есть сейчас.

На сегодняшний день космические корабли – это вид космических аппаратов, задача которых – доставлять грузы и людей на околоземную орбиту. Для автоматических грузовых кораблей, который доставляют на космические станции топливо, научное оборудование, воду, воздух) на этом всё и заканчивается, а вот пилотируемые корабли, доставляющие туда людей, ещё и возвращают их обратно на Землю. К слову, К.Э.Циолковский, говоря о создании таких аппаратов, дал им более поэтическое название – «небесные корабли».

Исходя из возлагаемых на него задач, космический корабль состоит из двух частей. Первая часть – спускаемый аппарат, представляющий собой небольшую кабину с входным люком и иллюминаторами (и то, и другое закрывается наглухо). Хоть эта часть и называется спускаемым аппаратом, возвращение космонавтов на Землю – не единственное её назначение. Здесь же они находятся во время взлёта. Это самая маленькая часть корабля, ведь в нём должны поместиться только сами космонавты и небольшой багаж: записи результатов исследований, плёнки с отснятыми материалами, лабораторное оборудование и личные вещи членов экипажа.

Другая часть корабля, которая на Землю не возвращается, включает в себя орбитальный отсек и приборный отсек. В орбитальном отсеке космонавты проводят большую часть времени, они работают и отдыхают. Он больше, чем спускаемый аппарат, и всё же здесь весьма тесно.

Приборный отсек можно назвать «мозгом» корабля. Здесь находится компьютер, помогающий управлять кораблём – ведь человеку это сложно делать на такой скорости. Специальные приборы – гироскопы – поддерживают ориентацию корабля. Здесь же находится система жизнеобеспечения, которая поддерживает температуру в корабле, забирает из воздуха избыточную влагу и углекислый газ и выделяет кислород.

Есть в космическом корабле и двигатели. На первый взгляд, они ему не нужны – взлетает космический корабль не сам по себе, его выводит ракета-носитель, действующая по принципу реактивного движения, и дальше корабль движется за счёт того ускорения, которое она ему придала, и земного тяготения. Двигатели же посредством коротких импульсов корректируют его орбиту. Особый вид двигателя – тормозная двигательная установка. Почему установка тормозная? Чтобы вернуться на Землю, скорость, которую придала кораблю ракета-носитель, надо погасить, и для этого требуется немалое, вот это и делает двигательная тормозная установка. Правда, горючего при этом тратится на порядок меньше, чем при взлёте, поскольку корабль в определённой степени «тормозят» плотные слои атмосферы, а вот если бы атмосферы не было – горючего потребовалось столько же, сколько для взлёта. И всё же корабль, проходя через атмосферу, нагревается так, что только спускаемый аппарат и остаётся – остальное сгорает.

Это, можно сказать, «классическая» схема космического корабля. Следует заметить, что такой корабль не лишён недостатков: во-первых, он одноразовый (что весьма расточительно), во-вторых, посадка спускаемого аппарата неуправляема – его потом нужно искать. Поэтому в США и СССР создали новый вид пилотируемых космических кораблей – многоразовые. В США таким кораблём стал «Шаттл», в нашей стране – «Буран». И тот, и другой способны маневрировать в атмосфере и приземляться в заданном месте, так что спускаемый аппарат таким кораблям не нужен. Советский «Буран» совершил первый и единственный полёт в беспилотном режиме – им управлял бортовой компьютер – и удачно приземлился, но по экономическим соображениям проект был закрыт. Что же касается «Шаттла», то он служил верой и правдой много лет.

Полноразмерный макет пилотируемого транспортного космического корабля нового поколения (ПТКК НП) рассчитан на комфортный полет четырех человек с большим запасом продовольствия и воды.

Рассмотрим его поближе.

«Это как бы корабль класса luxury, предназначенный для облета Луны. Есть и другой вариант, оснащенный шестью ложементами «Казбек» предыдущего поколения: он будет летать к МКС. Таким образом, РКК «Энергия» предлагает варианты корабля для дальнего и краткосрочного полетов», - говорит президент Центра промышленного дизайна и инноваций университета МИСиС Владимир Пирожков.

Разработанный в России пилотируемый транспортный космический корабль нового поколения оснащен комфортабельным туалетом, а астронавты НАСА во время полета на своем новом корабле «Орион» будут вынуждены пользоваться памперсами.

«Важный момент, выгодно отличающий новый российский космический корабль от американского, - это наличие АСУ (ассенизационно-санитарное устройство). Наверное, не нужно объяснять, насколько комфортнее пользоваться АСУ, чем памперсами, которые предусмотрены для астронавтов «Ориона».

Туалет будет скрываться за шторкой в правом нижнем углу. Пока там пусто, это ведь макет:

Кроме того, сейчас на российском сегменте Международной космической станции (МКС) ограниченное количество санузлов, поэтому оснащенный дополнительным «космическим туалетом» корабль лишним точно не будет:

Новый корабль позволит космонавтам вставать в полный рост. Это важное отличие от испытываемого сейчас компанией «Локхид Мартин» по заказу НАСА нового американского космического корабля «Орион», в котором астронавты вынуждены находиться в полусогнутом состоянии, что совсем некомфортно.

И «Орион», и наш корабль имеют форму усеченного конуса, однако американский вариант ниже по высоте, поэтому астронавты могут лететь в нем только полулежа. Во время работы авиакосмического салона МАКС-2013 специалисты «Локхид Мартин» осмотрели новую российскую разработку, и подтвердили, что в «Орионе» нельзя распрямиться в полный рост.

По словам Пирожкова, в настоящее время разработаны две основные версии нового космического корабля.
Полномасштабный макет ПТКК НП уже не концепт, а практически готовый корабль, первый испытательный запуск которого в беспилотном режиме планируется провести в 2017 - начале 2018 года, а пилотируемый - ближе к 2020 году.

Корабль нового поколения - многоразовый, и рассчитан на проведение до десяти полетов, как к МКС, так и на орбиту Луны. Головной разработчик - РКК «Энергия» при участии университета «МИСиС».

Немного деталей:

Складывающийся держатель для ног регулируется двумя кнопками по бокам - просто и удобно.

Крепеж для туалета. Специальный бачок во время процесса будет прикрыт плотной шумоизоляционной шторкой:

Пульт управления кораблем:

Российский корабль получил также принципиально новые полетные кресла из углепластика. В этом направлении дизайнер плотно поработал с подмосковным НПО «Звезда» - известным на весь мир разработчиком и изготовителем ложементов «Казбек» и полетных скафандров «Сокол» для космических кораблей «Союз».

«Благодаря применению композитных материалов, нам удалось сэкономить на каждом кресле от 15 до 20 килограммов веса, в результате чего на борт можно взять дополнительный запас воды или продуктов питания».

В отличие от ложементов «Казбек» предыдущего поколения, новые кресла рассчитаны на человека любой комплекции, и регулируются по всем антропометрическим направлениям. Конструкция кресел такова, что ложемент, по-прежнему изготавливаемый индивидуально для каждого космонавта, вкладывается внутрь их многоразового корпуса, что очень удобно. На этапе взлета космонавтам в любом случае надо будет находиться в полетных скафандрах, а после вывода на орбиту их можно будет снять.

Вот такая красота!

Никто не может с уверенностью подтвердить или опровергнуть факт существования внеземных цивилизаций. Скептики убеждены, что если бы во Вселенной существовали обитаемые миры с могущественными технологиями, их представители уже давно бы посетили Солнечную систему и дали бы о себе знать. Остается лишь ждать братьев по разуму, которые прилетят на Землю на своих сверхскоростных звездолетах.

Другие исследователи считают, что в ближайшем будущем ждать прилета инопланетных гостей не приходится. Более того, земляне при нынешнем состоянии науки и техники также не смогут выйти далеко за пределы Солнечной системы. Дело в том, что самые ближайшие к Земле звезды, в районе которых можно было бы ожидать встречи с инопланетным разумом, находятся на расстоянии нескольких десятков световых лет от Солнца.

Преодолеть расстояние даже за время жизни нескольких сменяющих друг друга поколений самый современный космический корабль землян не в состоянии. Принципы реактивного движения, положенные в основу нынешнего ракетостроения, позволяют перемещаться с приемлемой скоростью лишь в пределах «домашней» звездной системы. Да и то такие путешествия могут растянуться на годы и даже десятилетия.

Межзвездный беспилотный аппарат Voyager, уже покинувший пределы Солнечной системы, сможет добраться до ближайшей звезды лишь за 17 тыс. лет.

И все же специалисты в области исследования космического пространства уже сейчас целенаправленно работают над проектами космических кораблей, способных совершить межзвездные путешествия. Никто досконально не знает, как конкретно будет выглядеть первый управляемый человеком аппарат, который отправится к другим звездам. Сегодня можно говорить лишь об общих принципах построения межзвездных кораблей, основываясь на достигнутом уровне развития технологий.

Космический корабль будущего

По всей видимости, главным элементом межзвездного корабля станет энергетическая установка. Наиболее перспективными конструкциями специалисты до сих пор считают ракетные двигатели, использующие термоядерные реакции. Еще в 70-е годы минувшего столетия был разработан такого корабля под названием «Дедал». Предполагалось, что он возьмет на борт около 50 тыс. тонн топлива. Габариты корабля должны были превысить размеры высоких небоскребов.

На пилотируемом межзвездном транспорте будет предусмотрена часть, пригодная для обитания человека. В ходе длительного перелета экипажу и возможным пассажирам придется вести самую обычную жизнь. Существуют проекты, которые предусматривают создание на корабле состояния искусственной гравитации.

Вполне возможно, что часть полезной площади космического корабля будут занимать оранжереи, где станут произрастать растения, пригодные для употребления в пищу.

Внешний вид межзвездного корабля вовсе не должен напоминать современную космическую ракету или орбитальную станцию. Это будет функциональный комплекс, состоящий из множества частей, имеющих самую причудливую форму. По всей видимости, такому массивному кораблю не придется стартовать с поверхности планеты. Его удобнее собирать на околоземной орбите, откуда он и отправится в путешествие.

Внешний вид корабля не останется неизменным в ходе перелета к звездам. Законы развития техники гласят, что рано или поздно наступает этап создания динамичных и саморазвивающихся систем. Это означает, что межзвездный корабль будет способен менять свой облик в течение полета, отбрасывая отработавшие свое системы и приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Но постройка подобного технологического «чуда», по всей видимости, состоится лишь в отдаленном будущем.