Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества? Какое из утверждений верно? в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни.

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной куль-туре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология сво-бодных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географиче-ского положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлин-ное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участво-вали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и обще-ства как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подра-жания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образо-вания, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответ-ствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безогово-рочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государ-ства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям

искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге «Госу-дарство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Пла-тон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетво-рить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склон-ности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия

аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она

– не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по

его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился под-чинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-пра-вители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. «Мы лепим государство, – писал Пла-тон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» (см. Платон. «Государство»). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанали-зировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; разви-тие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что «человек по природе своей есть существо политическое» и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге «Политика» Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть госу-дарства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

Сравнивая формы государственного устройства, Аристотель делит их по двум осно-ваниям: количество правящих и цель, т. е. моральная значимость правления. В резуль-тате получились три «правильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправиль-ные» (тирания, олигархия и демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединять три элемента: добродетель, богатство, свободу – и тем самым сочетать интересы богатых и бедных.

Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыс-литель Марк Цицерон (106 -43 гг. до н. э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. Платон и Аристо-тель считали неотделимыми естественное право и государство. Цицерон говорил, что есте-ственное право возникло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Наибо-лее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.

Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной культуре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлинное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подражания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образования, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безоговорочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое.

Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия и аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она – не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

В политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. «Мы лепим государство, – писал Платон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» (см. Платон. «Государство»). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанализировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что «человек по природе своей есть существо политическое» и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге «Политика» Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

Сравнивая формы государственного устройства, Аристотель делит их по двум основаниям: количество правящих и цель, т. е. моральная значимость правления. В результате получились три «правильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправильные» (тирания, олигархия и демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединять три элемента: добродетель, богатство, свободу – и тем самым сочетать интересы богатых и бедных.

Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыслитель Марк Цицерон (106 -43 гг. до н. э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. Платон и Аристотель считали неотделимыми естественное право и государство. Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.

Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Вопрос 9. Политическая мысль Средневековья

Содержание политических учений предопределяет периодизацию их истории, поскольку проблема выделения этапов развития политической мысли носит по преимуществу общетеоретический характер. В этом смысле наиболее целесообразным оказывается построение периодизации, совпадающее с цивилизационным делением всей истории человечества: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. Соответственно этому строится содержание данной главы при одном отступлении от схемы. Им является знакомство с религиозными представлениями о политике.

Как уже было отмечено, самые первые в истории человечества попытки осознать общественно-политические проблемы дошли до нас в религиозных мифах и легендах. О решении ряда общественных проблем рассказывает миф о Ное, которому более пяти тысяч лет. Многие вопросы власти, собственности, человеческих взаимоотношений отражены в мифах Древней Греции и Рима. Системный подход к рассмотрению многих вопросов государственности, права, общественного поведения содержится в документах мировых религий: буддизме, христианстве, исламе. Религии освящали существовавшее общественное устройство непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов или единого бога.

Религиозное воздействие на общество было огромным на протяжении тысячелетий. Преодолению родоплеменной и территориальной разобщенности, а значит, формированию государства, служили религия в Древнем Египте и иудаизм, выдвинувший идею единого бога. Решению многих государственных проблем содействовали религии Древней Греции и Древнего Рима. Обеспечивая стабильность общества, религии укрепляли авторитет властителей, то причисляя их (египетских фараонов, римских императоров) к богам, то провозглашая их (европейских королей, российских царей) помазанниками Божьими. Наряду с этим они предлагали каждому человеку Божественные заповеди общественного поведения. Особенно широко распространены десять заповедей Библии, нравственные принципы Корана.

Десять заповедей, ставшие основой христианской морали, гласят: да не будет у тебя других богов перед лицом моим; не делай себе кумира; не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; почитай отца твоего и мать твою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего; пришельца не притесняй, ни вдовы, ни сироты не притесняй; не следуй за большинством на зло (см. Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея. Кн. 2. Исход. Гл. 20, 22, 23).

Эти заповеди несли не только нравственное начало, но и существенные идеологические начала, которые легли в основу новой государственности. Важное идейно-политическое значение имело утверждение равенства всех перед Богом, четкое разделение сфер влияния в обществе: «кесарю – кесарево, Богу – Богово», разработка нравственности как основы не только личного поведения, но и общественных отношений.

Идеологическим средством формирования новых общественных отношений в Аравии седьмого века явился ислам. Он утверждал безоглядную веру в единого всемогущего бога Аллаха и признание Мухаммеда «посланником Аллаха». Изложенные в Коране принципы также содержали и нравственное, и общественно-регулирующее начало (см. Коран. пер. и коммент. Крачковского И.Ю. Изд. 2-е. М., 1990. С. 82 -106). Особое внимание исламом уделялось укреплению власти. Все это способствовало формированию арабского этноса и сильного государства, проведению активной завоевательной политики и распространению самого ислама на огромной территории.

Важным достижением религиозно-политической мысли было теологическое обоснование естественных прав человека. В Древнем Китае это был Лао-цзы – основатель религии даосизма, в средневековой Европе – Фома Аквинский. Эти идеи получили значительное распространение, использовались и разрабатывались различными политическими силами. На основе религиозных представлений и сегодня разрабатываются оригинальные политические концепции.

На протяжении длительного периода Средневековья господствовала христианская концепция политики. Ее создателями считаются Аврелий Августин (354 -30) и Фома Аквинский (1226–1274). В их учениях государство рассматривается как некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому цель государства – сохранение порядка и гражданского мира. Согласно Аквинскому власть имеет Божественный характер. Идеальной формой государства он, как и Аристотель, считал смешанную форму, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия – службу интересам государства, а подданные (народ) служат гарантией социального мира и согласия. Причем власть монарха должна быть ограничена законами. Но поскольку власть по своей сущности является Божественной, то считается смертным грехом выступление против власти государства. Отношения господства и подчинения – это сущность власти, такой порядок от Бога. Конкретные же формы ее имеют естественное происхождение, а при использовании власти возможны и злоупотребления. Если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные вправе им сопротивляться. В случае нестерпимой тирании Аквинский считает правомерным даже тираноубийство. Важной идеей этого времени было обоснование верховенства церкви над светской властью; ее смысл сводился, в частности, к выводу, что все формы правления должны уважать Бога и человека.

Общим итогом эволюции политической мысли к концу Средневековья явилось признание необходимости сильной централизованной власти и одновременно наличие пределов, ограничивающих ее. Долгий исторический спор о первенстве власти завершился отклонением притязаний папства на верховную власть в период Реформации. Ее деятели в разных странах (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись свобода совести, свобода мысли. Мировоззрению церкви отдельные мыслители этого периода противопоставили веру в человека-творца. В политических доктринах начинает проявляться гуманизм, центральной становится проблема соотношения государства и личности. Так возникает идеология Возрождения.

Вопрос 10. Политическая мысль эпохи Возрождения

Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов Божественной деятельности и подконтрольности. Но с началом Нового времени религиозная концепция политики довольно быстро потеряла влияние в науке, а потом и в практической политике. Теоретиков Нового времени привлекли вопросы происхождения и основания государства; политическая мысль освобождается от прежних уз философии и религии; делается акцент на светский характер законов. Возникла система взглядов на государство, общество, личность, которая получила название гражданской концепции. Ее отправной точкой стал индивид-гражданин. Государство стало рассматриваться как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.

Основателем этой концепции явился Никколо Макиавелли (1469–1527). Во-первых, он разработал метод прагматического подхода к политике, состоящий в постижении истинного положения вещей, политической реальности, а не в рассматривании неких воображаемых государственных и политических конструкций, ситуаций. С помощью этого метода Макиавелли анализировал политический опыт истории, дал реалистическую оценку власти, управления, характера государя. В трактате «Государь» он описывает способы создания сильного государства. Во-вторых, Макиавелли разработал доктрину моральной целесообразности, на основе которой возник термин «макиавеллизм», или политика силы, пренебрежения нормами морали. Правда, он принимал во внимание законность политической цели, но не распространял это на процесс создания и сохранения государства. Этим положением пользовались революционеры многих стран, в том числе большевики в России. Втретьих, Макиавелли создал теорию политического республиканизма, которая оказала большое влияние на английскую и американскую политическую мысль XVII–XVIII вв. Лучшей формой государственности он считал республиканское правление. На основе анализа политической эволюции итальянского государства он предугадал развитие государственности от централизованной монархии к республиканизму.

Важный вклад в гражданскую трактовку политики внес английский мыслитель Томас Гоббс (1588–1679). Он считал, что источником власти монарха должен быть общественный договор, а значит, утверждал необходимость ограничений монархией власти. В «Левиафане» Гоббс обосновывает необходимость государства в виде общественного договора, где люди согласились передать все свои естественные права монарху и подчиниться ему в обмен на закон. Единственная функция монарха – охранять закон. Пока он ее выполняет, подданные ему подчиняются, если нет – люди могли выступить против него. Таким образом, главное у Гоббса – идея общественного договора людей с государством.

Глубокими разработками пополнил гражданскую концепцию Джон Локк (1632–1704); его считают родоначальником либерализма. В своем втором трактате о государстве он впервые четко разделил такие политические понятия, как личность, общество, государство, и поставил личность выше общества и государства. Согласно Локку человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность для него – средство создания свободного общества. Локк продолжил анализ общественного договора, трактуя его как учреждение гражданского общества и подчеркивая, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в интересах защиты прав личности, ибо личности создают общество, а общество создает государство. Он выступал за разделение законодательной и исполнительной властей, причем наиболее значимой считал законодательную власть, определяющую политику государства.

Два существенных вклада в политическую науку внес французский просветитель Шарль Монтескье (1689–1755). Во-первых, он разработал теорию факторов, определяющих политику, а точнее, политическое поведение людей. В работе «Дух законов» он их называет климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. А как результат всего этого образуется «общий дух народа», т. е. речь идет об историческом и социальном детерминизме, позволяющем прогнозировать политику. Во-вторых, он сформулировал теорию разделения властей, создав ее на основе осмысления британской политической системы. Он говорил, что политической властью всегда злоупотребляют; это в природе человека. И поэтому верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную власть, с тем чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга.

Развитие гражданской концепции политики сопровождалось процессом нового государственного устройства в Европе и Америке. В США, например, сумели создать Конституцию, соединившую политическую теорию и практику. Американская республика сразу создавалась как государство с ограниченной властью. Выдающимся теоретиком американского республиканизма был Джеймс Мэдисон (1751–1836). По его мнению, народ – единственный источник политической власти, а выборы – характерная черта республиканского правления. Мэдисон много размышлял над проблемой защиты интересов меньшинства, которые обычно подавляются большинством, находящимся у власти. Он считал, что гарантировать свободу меньшинству может только республика, которой управляет представительная власть. Делегирование власти, представительная форма власти – серьезный вклад Мэдисона в искусство либерального правления. Наряду с этим Мэдисон усовершенствовал теорию разделения властей. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей является относительно равной. Этот механизм взаимного контроля властей до сих пор действует в политической системе США.

Таким образом, в XVI–XIX вв. родились и совершенствовались политические идеи либерализма. Теперь в центр политики ставится не государство, а человек. Осуществляется наработка многих вопросов, связанных с правами и свободами человека, их защитой со стороны государства. В связи с этим складывается и новый подход к функциям государства, механизму власти.

Вопрос 11. Политические концепции Нового времени

В XVIII–XX вв. в трудах ряда политических мыслителей гражданский подход к политике эволюционирует в современную и прогрессивную социальную концепцию политики. В ней меняются акценты:

1) отправной точкой политики является уже не индивид, а социальные группы (нация, класс, население страны);

2) в выяснении характера государства внимание переключается с закона (естественное право, договор) на историю, государство рассматривается с точки зрения развития;

3) нарастает внимание к экономическим проблемам жизни, к которым государство причастно.

Первым, вставшим на такую позицию, оказался французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712–1778). Исходным моментом его анализа явилось открытие двойственного положения гражданина в государстве. В одном смысле индивиды создают государство, а в другом сами являются его продуктами, ибо их бытие и мораль взаимосвязаны с их гражданством. Поэтому Руссо утверждал закономерность господства общей воли, основанной на общности морали, а тех, кто ей сопротивляется, общество должно заставить подчиниться, т. е. большинство вправе подчинить меньшинство, подавить инакомыслие. Для эффективного действия общей воли, кроме готовности индивидуумов к идентификации с обществом, Руссо считал необходимым три внешних условия:

1) социальное равенство; он согласился с наличием частной собственности, но протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества;

2) политическое единство общества, основанное на общей воле;

3) прямая форма демократии; он считал, что представительная власть – это рабство; раз воля неотчуждаема, то она не может быть представлена.

Таким образом, Руссо предлагал такое государство, в котором торжествовали бы равенство, в том числе в уровне жизни, и единство всех социальных групп населения.

Комплект 1

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1. Закончите определение: «Общество - это...»:

а . определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности

б . определенный этап исторического развития че­ловечества

в . человечество в целом

г. правильны все определения

2. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества?

а. общество - часть природы

б. природа - часть общества

в. общество и природа во взаимосвязи единый реальный мир

г. общество, создав культуру, потеряло связь с природой

3. Назовите неправильные утверждения:

а.

б .нет человека - нет общества

в.

г.

д

4. Кто был создателем учения о ноосфере?

а. И. Вернадский

б. Ч. Дарвин

в . Л. Н. Гумилев

г. О. Конт

5. Выберите верное определение. В переводе с греческого языка слово «экономика» – это :

а. организация хозяйства по территориальному признаку;

б. искусство ведения домашнего хозяйства;

в. рациональное распределение материальных благ.

г. хозяйственная деятельность.

6. Какое из утверждений верно?

а. общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь пред­ставление об обществе в целом

б. общество и природа неразрывно связаны и под­чиняются общим законам

в. общество обособилось от природы и не подчиня­ется действию природных

7. Приведите в соответствие название сферы обще­ственной жизни и ее институтов :

а. духовная сфера жизни общества

б. социальная сфера жизни общества

в экономическая сфера жизни общества

г. политическая сфера жизни общества

1) власть, государство, избирательное право

2) производство материальных благ, финансы, торговля

3) классы, нации, первичные коллективы

4) театр, религия, наука, нравственные нормы, об­разование

8. Деятельность государственных организаций, поли­тических партий относится к:

а. духовной сфере общественной жизни

б. социальной сфере общественной жизни

в. политической сфере общественной жизни

г . экономическая сфера общественной жизни

9. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»;

а.

б

в.

г .движение назад

10. Какие признаки характеризуют явление элитар­ной культуры?

а.

б.

в.

г

11. Какие проблемы современности получили название глобальных?

а. проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения

б. проблемы экономического взаимодействия ме­жду различными странами

в. проблемы ликвидации последствий чернобыль­ского взрыва

г. экологическая проблема

12.Массовая культура - это:

а. вид культурной продукции, которая каждо­дневно производится в больших объемах

б. культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторий по различным кана­лам, включая средства массовой информации и коммуникации

в. ориентирована на отдельных личностей

г. правильны определения а,б

13.В чем проявляется процесс гуманитаризации обра­зования?

а. в увеличении гуманитарных знаний и дисцип­лин в обучении

б.

в.

14. Какие положения характеризуют особенности со­временной науки?

а. наука является приоритетным направлением в деятельности развитых стран в условиях совре­менной НТР

б . сокращаются со стороны государства вложения в науку

в . развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сфе­ру материального производства

г. отказ от идеологизации обучения

15. Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

16. Первоначальное значение слова «культура» - это:

а.

б. способы обработки земли

в

г. создание человеком благ

14. Книгу «Закат Европы» написал:

а. Н. Я. Данилевский

б .О. Шпенглер

в. П. Сорокин

г . М. Вебер

17. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности тради­ционных обществ:

а. экономическая сфера

б .социальная сфера

в. политическая сфера

г. духовная сфера

1) мышление образное, созерцательное

2) сословно-кастовая, иерархическая структура общества

3) господство государственной формы собственно­сти

4) государство вмешивается во все сферы деятель­ности общества

18. Выберите верное определение. В структуру политической системы входят:

а.

б.

в.

19. Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а . философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

20 . Выберите правильный ответ. Ныне действующая Конституция РФ принята в:

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в.

г .соответствие законам логики

Комплект 1.

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. Духовная культура не включает:

а. науку;

б. искусство;

в. технику.

г. изобретения

2. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а

б .социальная сфера 2) господство частной собственности

в

структура

г

3. Выберите правильные ответы. Какие положения характеризуют особенности современной науки?

а.

б. сокращаются со стороны государства вложения в науку;

в .развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сферу материального производства.

4. Как называется комплекс общечеловеческих про­блем, от решения которых зависит выживание че­ловечества, судьбы цивилизации?

а.

б . научно-техническая революция

в.

г. охрана здоровья

5. К числу глобальных проблем современности отно­сятся:

а. предотвращение угрозы экологического кризи­са

б. предотвращение отрицательных последствий НТР

в. обеспечение человечества необходимыми ресур­сами

г. все перечисленные выше

6. Кинофильмы этого российского режиссера критика относит к явлению элитарной культуры:

а. Н. Михалков

б. Э. Рязанов

в. А. Тарковский

7. Основными функциями культуры являются:

а . регулирующая функция (регулирование поведе­ния человека, образцы поведения и ценности)

б. образовательно-воспитательная функция (уро­вень культуры личности определяется приобще­нием к культурному наследию)

в . интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества)

г . все перечисленные выше

8. Какие положения являются неверными?

а. все элементы материальной и духовной культу­ры неразрывно связаны между собой

б . культура представляет меру человеческого в че­ловеке

в. каждое поколение отбирает культурные тради­ции и ценности, накапливает и сохраняет их

г. каждое поколение создает, свей образцы культу­ры, не опираясь на опыт предшествующих поколе­ний

9 .Кооперацией называется:

а.

б.

в. сотрудничество ради решения общей задачи

г.

10. Процесс, посредством, которого индивид усваивает в обществе символы, ценности, нормы называются:

а. адаптацией

Б б .социализация

В) с в .самосовершенствование

Г) г .интеграцией

11.Установите соответствие между типами общества и характеризующими их ключевыми социальными ценностями:

а . традиционное общество 1) деньги и капитал

Б б. промышленное общество 2) власть и традиция

В) ин в

12. К основным проявлениям экологического кризиса относятся:

а. постепенное истощение природных ресурсов

б. загрязнение атмосферы, почв и Мирового океана.

в. рост заболеваний

г. исчезновение многих видов растений

13.Выберете правильное утверждение:

а. общество - это обособившаяся от природы часть мира

б. общество неразрывно связано с природой

в. нет природы, нет и общества.

14.К числу социальных институтов относятся:

а. политические институты

б .духовные институты

в. семейно-брачные институты

г. экономические институты

д. религиозные институты

15.Что относится к материальной культуре:

а. знания

б .здания

в .язык

г . символы

д. предметы быта

е. оборудование

16. Какой ученый впервые использовал термин «индивид»:

а. Цицерон

б. Платон

в. Сократ

г .Аристотель

1 комплект

1 вариант

7а-4,б-3,в-2,г-1

17а-3,б-2,в-4,г-1

2 вариант

2-1-б,2-в,3-г,4-а

11-а-2,б-1,в-3

Комплект 2

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1.Выберите правильный ответ. Как называются науки, изучающие общественную жизнь?

а . гуманитарные науки;

б .естественные науки;

в. общественные науки

г технические науки.

2. Выберите правильный ответ. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:

а .древнегреческий поэт Гесиод (VIII -VII вв. до н.э.);

б .французский философ А.Тюрго(XVIII в.);

в .немецкий ученый К.Маркс (XIX в).

г. французский учёный О. Конт

3. Выберите правильный ответ. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:

а . циклический круговорот;

б. движение вперед;

в . движение по спирали.

г . движение назад

4. Падение покупательной способности денег называется:

а .инфляцией

б. дефляцией

в. эмиссией

г. дефолтом

5 Идею суверенитета народа или принцип народовластия отстаивал в своем творчестве:

а. Макиавелли

б Гоббс

в. Локк

г. Руссо.

6. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

а. общее гражданство;

б. национальность;

в.

г. ответственность

7. Основной вопрос, который решает экономика:

а .что производить?

б. как производить?

в. для кого производить?

г. все перечисленное выше

8. Выберите правильный ответ. Собственниками акционерного общества являются:

а. держатели акций;

б. работники фирмы;

в .директор фирмы.

г. предприниматели

9. Выберите верное определение. Социальные общности - это...

а . отношения между людьми в обществе;

б. совокупность социальных классов;

в. реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками.

г. совокупность групп.

10. Выберите правильные ответы. Об уровне национального самосознания, в частности, свидетельствуют:

а . умение не только говорить, но и писать на национальном языке;

б. знание истории своего народа;

в. чувство национального достоинства.

г. принадлежность к нации

11. Выберите верное определение. Менталитет – это:

а . совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом;

б. неодинаковое социальное положение людей;

в. признание обществом или его большей частью власти, прав, и полномочий какого- либо лица, органа, организации.

г. чувство гордости

12. Выберите правильный ответ. Как называется положение, которое человек занимает в первичной социальной группе в зависимости от его человеческих качеств:

а. личный статус;

б. социальный статус;

в. социальный престиж.

г. социальная мобильность

13. Выберите правильный ответ. Люмпенизированные слои - это:

а . кустари;

б. деклассированные слои;

в. квалифицированные рабочие.

г . высшие слои

14. Выберите правильный ответ. Конституция РФ содержит … статей.

15. Выберите правильный ответ. Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее:

а . легальность;

б. легитимность;

в. этатизм.

г. суверенитет

16. Выберите верное определение. Правовое положение личности – это...

а. ее политический статус;

б . ее политическая роль;

в . ее личный статус.

г. ее партийная принадлежность

17. Исторически возникший вид устойчивого социального объединения людей, представленный племенем, народностью, нацией - это:

а. этнос

б. община

в. класс

г. общность

18. Выберите правильный ответ. Социальной основой становления правового государства является:

а. становление гражданского общества;

б. принятие конституции;

в. проведение референдума по вопросу о правах человека.

г. развитие различных форм собственности

19. Выберите правильный ответ. Самой ранней мировой религией является :

а .христианство;

б .ислам;

в .буддизм.

г. синтоизм

20. Выберите правильный ответ. Что такое правовое государство?

а.

б.

в.

г. государство, в котором действует институт президентской власти

21. Выберите верное определение. В структуру политической системы входят:

а. политические отношения и политические организации;

б. политические отношения, политические организации и политические нормы;

в. политические отношения, политические организации, политические нормы, политические идеи, взгляды и политическая культура

22. Приведите в соответствие названия партий и общественно – политических движений с именами их лидеров:

а .В.В.Жириновский 1) Коммунистическая партия Российской

б. Г.А.Зюганов Федерации (КПРФ)

в .Г.А. Явлинский 2) Либерально – Демократическая партия

3) «Яблоко»

23. Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а .философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

24. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного составляет содержание религиозной психологии?

а . теология (богословие);

б . религиозные чувства;

в . религиозные настроения.

г. сознание

25.Наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества – это:

а. история

б. социология

в. политология

г. философия

Комплект 2.

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. К какому понятию относится определение «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»?

а . культура;

б. общество;

в. цивилизация;

г. наука

2. Выберите правильный ответ. Кто был создателем учения о ноосфере?

а . Л.Н. Гумилев;

б. В.И. Вернадский;

в. Ч. Дарвин.

г. К. Маркс

3. Выберите правильный ответ. Общественный прогресс – это …:

а . уровень развития общества;

б. состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;

в .направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых форм общественной жизни к более сложным и высоким.

4. Выберите правильный ответ. Представление о мире и месте в нем человека называют:

а . мировоззрением;

б . идеологией;

в философией.

г. наука

5.Государство воздействует на экономику через:

а. государственные заказы

б .сбор налогов

в .регулирование денежного обращения

г. все перечисленное выше

6. Выберите правильный ответ. Основная цель рыночной экономики состоит:

а. в удовлетворении потребностей людей

б. в защите окружающей среды

в. в укреплении государства

г. в регулировании спроса

7. Выберите правильный ответ. Какие проблемы современности получили название глобальных?

а . проблемы ликвидации последствий чернобыльского взрыва;

б. проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения;

в . проблемы экономического взаимодействия между различными странами.

г. проблемы охраны здоровья

8. Выберите верное определение.

а .

б.

в.

г. доход страны

9. Выберите правильные ответы. Мировыми религиями являются:

а. индуизм;

б. буддизм;

в. христианство.

г. ислам

10. Выберите правильный ответ. В чем заключается процесс гуманитаризации образования?

а. в увеличении гуманитарных знаний и дисциплин в обучении

б. в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении

в. в отказе от идеологизации обучения

г . в глубоком изучении истории

11. Выберите правильный ответ. Средством приобщения человека к образу жизни и культуре общества является:

а. наука;

б. образование;

в. мировоззрение.

г. философия

12. Выберите правильный ответ. Президент Российской Федерации избирается:

а. на шесть лет

б. на пять лет

в. на семь лет

г. на четыре года

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

14. Выберите правильный ответ. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей:

а . политика;

б. диктатура;

в . власть.

г. режим

15. Выберите верное определение. К элементам общества не относится :

а. университет

б . плодородная земля

в. нация

г. социальные слои населения

16. Выберите правильный ответ. Участие личности в политике может проявиться в роли:

а. семьянина;

б. покупателя;

в. участника пикетирования.

г. воспитателя

17. Выберите правильный ответ.

Законодательная власть в РФ осуществляется:

а. Федеральным Собранием;

б. Правительством РФ;

в. Президентом РФ.

г . Верховным судом РФ

18. Выберите правильный ответ. Духовная культура не включает :

а. науку;

б. искусство;

в. технику.

г. образование

19. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а .экономическая сфера 1) мышление образное, созерцательное

б. социальная сфера 2)господство частной собственности

в. политическая сфера 3)сословно- кастовая, иерархическая

структура

г .духовная сфера 4)правовое государство

20. Выберите правильный ответ. День прав человека отмечается во всем мире:

21. Приведите в соответствие понятие и его определение:

а. социальное государство 1) государство на территории

которого проживают различные

этносы (нации, народности)

б. многонациональное

государство 2) государство, политический

режим которого опирается на

строгое соблюдение правовых норм

в .правовое государство 3) государство, проводящее активную

социальную политику

22. Выберите правильные ответы. Какие положения характеризуют особенности современной науки?

а. Наука является приоритетным направлением в деятельности развитых стран в условиях современной НТР;

б .сокращаются со стороны государства вложения в науку;

в. развивается научная информация, из сферы чисто духовной жизни наука перемещается в сферу материального производства.

Ответы

2 комплект

1 вариант

6-в,г

10-б,в

11а

12а

13б

14а

15б

16а

17а

18а

19в

20б

21в

22-а-2,б-1,в-3

23б

24-б,в

25б

9-б,в,г

10а

11б

2вариант

12б

13в

14в

15б

16в

17а

18в

19-1-б,2-в,3-г,4-а

20в

21-а-3,б-1,в-2

22-а,в

Комплект 3

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №1

Тестовые задания

1.Что побуждает людей к деятельности?

а. потребность

б. мотив

в. цель

г. результат

2. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности индуст­риального общества:

а . экономическая сфера

б .политическая сфера

в. социальная сфера

г .духовная сфера

1) закрепление принципа равенства граждан перед законом, формирование правового государства и гражданского общества

2) разрушение сословных границ, открытость и подвижность социальных структур

3) рационализация духовной жизни, признание автономии личности от государства важнейшей ценностью

4) бурное развитие промышленности, господство частной собственности и рыночных отношений.

3. Сущность человека образует единство двух его сторон:

а. классовой

б. биологической

в. социальной

г. экономической

4.Основой человеческого существования является:

а. потребление

б. деятельность

в. любовь

г. дружба

5.Познание- это :

а. форма досуга

б. отражение действительности в сознании человека

в. постижение силами природы самих себя

г .способ существования человека

6.Деятельность складывается из:

а. действий

б. намерений

в. поступков

г. целей

7. Критериями истины являются:

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в. соответствие господствующему в обществе учение

г .соответствие законам логики

8. Возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация – это:

а. «плохой» прогресс

б. непоследовательный прогресс

в. регресс

г. прогресс

9 .Первоначально термин «культура» использовался в значении:

а. почитание

б .высшее качество

в . возделывание

г. деятельность

10. Назовите неправильные утверждения:

а. свобода человека состоит в его способности жить вне общества

б .нет человека - нет общества

в. каждое новое поколение включается в уже сло­жившиеся общественные отношения

г. жизнь общества не подвержена изменениям

д . знания, трудовые умения, нормы морали явля­ются продуктами общественного развития

11. Какие признаки характеризуют явление элитар­ной культуры?

а. каждая элита создает свои культурные ценно­сти и идеалы

б. возвышение искусства над политикой, наукой, моралью

в. распространение духовных ценностей среди большого числа людей, зрелищность и демокра­тичность

г . произведения, создаваемые в рамках этой куль­туры, рассчитаны на узкий круг тонко разбираю­щихся в искусстве людей

12. Основами экономического учения А.Смита являются:

а. свобода конкуренции

б . необходиморсть экономической и политической свободы

в. активное вмешательство государства в экономику

г .развитие монополий

13.Политический режим представляет собой:

б. атмосферу секретности и тайны, которой окружена работа правительства

в. методы и способы осуществления государственной власти.

г. распорядок работы государственных учреждений

14.Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

15. Как называется комплекс общечеловеческих про­блем, от решения которых зависит выживание че­ловечества, судьбы цивилизации?

а. предотвращение угрозы новой мировой войны

б. научно-техническая революция

в. глобальные проблемы современности

г . охрана здоровья

16 . Установите соответствие между типами общества и характеризующими их ключевыми социальными ценностями:

а. традиционное общество 1) деньги и капитал

Б б . промышленное общество 2) власть и традиция

В в . информационное общество 3) информация и знания

17.Процесс, посредством, которого индивид усваивает в обществе символы, ценности, нормы называются:

а. адаптацией

Б б.социализация

В) с в.самосовершенствовани

г.интеграцией

18.Совесть можно определить как:

а. ценности и идеалы общества

в. способность личности различать добро и зло

г. осознание личностью своих прав и свобод

19.Этнос – это:

а. любая социальная группа

б .национальное меньшинство

в. совокупность людей проживающих на определённой территории, обладающих общими чертами культуры и психики, сознанием единства

г. община людей

20. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени:

а . в Древнем Египте

б . в Древней Индии

в . в Древнем Китае

г . в Древнем Риме

Комплект 3

Тест по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ №2

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

а .экономическая сфера 1) мышление образное, созерцательное

б. социальная сфера 2) господство частной собственности

в .политическая сфера 3) сословно- кастовая, иерархическая

структура

г .духовная сфера 4) правовое государство

2 Идею суверенитета народа или принцип народовластия отстаивал в своем творчестве:

а. Макиавелли

б Гоббс

в. Локк

г. Руссо.

3. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

а. общее гражданство;

б. национальность;

в. общие права и обязанности по отношению друг к другу.

г. национальный язык

4. Выберите правильный ответ. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний и умений - это:

а. воспитание

б. обучение

в. образование

г. культура

5. Выберите правильные ответы. Что из перечисленного составляет содержание религиозной психологии?

а . теология (богословие);

б . религиозные чувства;

в . религиозные настроения.

г. сознание

6.Выберите правильный ответ. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это …

а .философия;

б . мировоззрение;

в. наука.

г. образование

7. Приведите в соответствие названия партий и общественно – политических движений с именами их лидеров:

а. В.В.Жириновский 1) Коммунистическая партия Российской

б. Г.А.Зюганов Федерации (КПРФ)

в. Г.А. Явлинский 2) Либерально – Демократическая партия

3) «Яблоко»

8.Выберите правильный ответ. Что такое правовое государство?

а. государство, в котором существует и реально действует конституция;

б. государство, главным принципом которого является верховенство права (закона);

в. государство с республиканской формой правления.

9. Выберите верное определение. Правовое положение личности – это...

а. ее политический статус;

б . ее политическая роль;

в . ее личный статус.

г. ее партийная принадлежность

10. Кто был создателем учения о ноосфере?

а . Л.Н. Гумилев;

б. В.И. Вернадский;

в. Ч. Дарвин.

г. К. Маркс

11. Выберите правильный ответ. Что является главным признаком рыночной экономики?

а . высокое качество продукции;

б . свобода предпринимательства и торговли;

в. отсутствие дефицита товаров.

г . массовое производство

12. Выберите верное определение.

Государственный бюджет - это…

а . сумма материальных благ, произведенных за определенный срок;

б. обобщающий показатель экономического развития страны;

в. основной финансовый план страны.

г. доход страны

13. Выберите правильный ответ. Ныне действующая Конституция РФ принята в:

а. 1991 г.

б. 1992 г.

в. 1993 г.

г. 1990 г

14.К основным факторам происхождения человека относятся

а . естественный отбор и борьба за существование

б. труд

в . религия

г. мышление

е. обычай хоронить умерших

15. Социальная структура общества – это…

а. строение общества в целом;

б .совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп;

в. социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи

г. верно все выше перечисленное.

16. Кооперацией называется:

а. индивидуальная или групповая борьба

б. совокупность однонаправленных и повторяющихся действий

в .сотрудничество ради решения общей задачи

г. процесс временного проживания, в результате которого формируется общая культура группы

17.Центральное понятие теории социальной стратификации – понятие «страта» - означает:

а. расслоение общества;

б. большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре;

в. процесс дифференциации общества.

г. перемещения людей

18. Производство культурных: ценностей в современ­ном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление - это:

а. элитарная культура

б. материальная культура

в. массовая культура

г. духовная культура

19. Первоначальное значение слова «культура» - это:

а. создание искусственных материалов

б. способы обработки земли

в . правила поведения в обществе

г. создание человеком благ

20.Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»;

а. уровень (ступень) развития общества, его культура

б . состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития

в. направление общественного развития, при кото­ром происходит поступательное движение общест­ва от простых и низших форм общественной жиз­ни к более сложным и высоким

г .движение назад

21.Критериями истины являются:

а. опыт и практика

б. мнение специалиста

в. соответствие господствующему в обществе учение

г .соответствие законам логики

Ответы

3 комплект

1 вариант

2-а-4,б-1,в-2,г-3

3-б,в

10-г,а

11-а,б,г

12-а,б

13в

14в

15в

16-а-2,б-1,в-3

17б

18б

19в

20б

2 вариант

1-а-2,б-3,в-4,г-1

3-а,в

5-б,в

7-а-2,б-1,в-3

10б

11б

12в

13в

14-а,б,г

15б

16в

17б

18в

19б

20в

Тренинг
Понятие общественного прогресса

1. Под прогрессом понимается:

а) упадок культуры;

б) движение вперед;

в) циклическое развитие;

г) состояние стабильности.

2. «Золотым веком» называл древнейшее общество:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Лукреций Кар;

г) Гесиод

3. Французские просветители к критериям прогресса относили:

а) развитие разума и нравственности;

б) усложнение юридических институтов;

в) развитие производительных сил;

г) покорение природы.

4. Революция это:

а) быстрые, качественные изменения в жизни общества;

б) медленное, постепенное развитие;

в) состояние застоя;

г) возвращение в исходное состояние.

5. Верно ли суждение?

А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед.

Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

6. К. Поппер считал, что:

А. Исторический процесс прогрессивен.

Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба неверны;

г) верно А и Б.

7. Критерием развития общества не является:

а) уровень развития науки:

б) степень удовлетворения личностью своих потребностей;

в) религиозные предпочтения общества;

г) состояние экономики.

8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса:

а) Ф. Шеллинг;

б) Г. Гегель;

в) А. Сен-Симон;

г) Ш. Фурье.

9. Реформа - это преобразование:

а) изменяющее политическое устройство общества;

б) ликвидирующее старые социальные структуры;

в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни;

г) приводящее к регрессу общества.

10. Необходимым условием самореализации человека выступает:

а) свобода;

б) техника;

в) мораль;

г) культура.

11.Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это:

а) реформа;

б) инновация;

в) революция;

г) прогресс.

12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:

а) древнегреческий поэт Гесиод;

б) французский философ А. Тюрго;

в) немецкий философ Г Гегель;

г) основатель марксизма К. Маркс

13. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»:

а) уровень (ступень) развития общества, его культура;

б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;

в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким;

г) развитие и переход общества от высшего к низшему.

14. Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество:

а) всеобщей гармонии;

б) феодально-сословное;

в) промышленно-индустриальное;

г) социэтарное.

15. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:

а) древнегреческий философ Платон;

б) древнегреческий философ Аристотель;

в) древнегреческий поэт Гесиод;

г) французский просветитель Ж.А. Кондорсе.

16. Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является:

а) развитие производительных сил;

б) моральное, духовно-нравственное состояние общества;

в) степень возрастания человеческой свободы;

г) развитие человеческого разума.

17. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:

а) внешние факторы, влияние природной среды;

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

в) стремление людей к новому, более совершенному;

г) все, перечисленное выше.

18. Что является высшим критерием общественного прогресса?

а) интересы развития производительных сил;

б) моральное, духовное состояние общества;

в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма);

г) все, перечисленное выше,

19. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:

а) циклический круговорот;

б) движение вперед;

в) движение по спирали;

г) развитие от сложного к простому.

20. Критерием общественного прогресса можно считать:

а) развитие разума;

б) развитие производства, науки и техники;

в) развитие нравственности;

г) все перечисленное выше.

21. Верны ли следующие суждения?

А.Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса.

Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба суждения неверны.

22. Верны ли следующие суждения?

А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему.

Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба суждения неверны.

Использованные ресурсы:

1. Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. - 512 с. - http://books.tr200.ru/v.php?id=228758

Мораль

1. Верны ли суждения?

А. Задача морали- оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла.

Б. Задача морали- регулировать человеческие отношения

а) верно только А

б) верно только Б

в) верно и А, и Б

г) оба суждения неверны

2. "Золотое правило" нравственности провозглашает принцип:

а) действуй, руководствуясь не личными интересами, а интересами общества

б) живи сам-давай жить другим

в) поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе

г) не делай другому того, чего не хочешь себе

3. И нормы морали, и нормы права

1) выражаются в официальной форме

2) создаются государством

3) регулируют общественные отношения

4) обеспечиваются силой государства

4. Моральные нормы – это

1) образцы поведения человека в обществе, связанные с представлением о добре и зле

2) образцы представлений о прекрасном и безобразном в искусстве

3) нормы, за нарушение которых человек несет юридическую ответственность

4) правила поведения, обеспеченные силой государственного принуждения

5. Отношения людей с позиций добра и зла регулирует:

1) право


2) мораль

3) наука


4) искусство

6. Верны ли следующие суждения о нравственных качествах?

А. Совесть – высшая форма способности личности к моральному самоконтролю

Б. Честь – это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Завершите фразу.

Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это: _____мораль __________________

8. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

Социальная норма, право, добро и зло, духовность, санкции.

Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.

Ответ: ________право_______________

9. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

1) деятельность и активность

2) прибыль и убыток

3) богатство и бедность

4) честь и достоинство

12. Нормы морали в отличие от норм права

1) регулируются государством

2) касаются отношений только определённой группы людей

3) регулируют поведение всех людей

4) изменяются в связи со сменой правительства

1) науке


2) искусству

3) образованию

4) морали

1) искусству

2) морали

3) образованию

4) религии

15. Моральные нормы, в отличие от правовых

1) регламентируют поведение людей

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

16. Социальные нормы, в которых отражаются представления о добре и зле –это

1) обычаи и традиции

2) моральные нормы

3) эстетические нормы

а) общество – часть природы

б) природа – часть общества

в) общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир

г) общество, создав культуру («вторую природу»), потеряло связь с природой

5. Назовите неправильные утверждения:

а) свобода человека состоит в его способности жить вне общества

б) нет человека – нет общества

в) каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения

г) жизнь общества не подтверждена изменениям

д) знания, трудовые умения, нормы морали являются продуктами общественного развития

Кто был создателем учения о ноосфере?

а) В.И. Вернадский в) Ч. Дарвин

б) Л.Н. Гумилев г) О. Конт

Какое из утверждений верно?

а) общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом

б) общество и природа неразрывно связаны и подчиняются общим законом

в) общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей

8. «Многообразные связи, возникшие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности – это…»:

а) национальные отношения

б) общественные отношения

в) производственные отношения

9. Закончите определение: «Общество – это …»:

а) динамическая система

б) совокупность людей, объединенных историческими формами их взаимосвязи и взаимодействия

в) «коллектив» коллективов

г) все перечисленное выше

10. Приведите в соответствие название сферы общественной жизни и ее институтов:

1) духовная сфера жизни общества

3) экономическая сфера жизни общества

4) политическая сфера жизни общества

а) власть, государство, избирательное право

б) производство материальных благ, финансы, торговля

в) классы, нации, первичные коллективы

г) театр, религия, наука, нравственные нормы, образование

Как называют науки, изучающие общественную жизнь?

а) гуманитарные науки

б) естественные науки

в) общественные науки

12. К экономической сфере общественной жизни можно отнести:

а) все отношения между классами, общественными группами

б) отношения в процессе материального производства

в) отношения, возникающие по вопросу государственной влсти

13. Деятельность государственных организаций, политических партий относится к:

а) духовной сфере общественной жизни

б) социальной сфере общественной жизни



в) политической сфере общественной жизни

14. Приведите в соответствие названия наук об обществе и сферы общественной жизни, которые они изучают:

1) экономическая сфера жизни общества

2) социальная сфера жизни общества

3) политическая сфера жизни общества

4) духовная сфера жизни общества

а) социология

б) политология

в) правоведение

г) экономика

е) эстетика

Одним из первых обосновал идею общественного прогресса

а) древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до н. э.)

б) французский философ А. Тюрго (XVIII в.)

в) немецкий ученый К. Маркс (XIX в.)

16. Немецкий философ Г. Гегель (первая половина XX в.) утверждал, что:

а) общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному

б) социальный прогресс есть восходящее развитие человеческого разума

в) человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека

17. Закончите определение: «Общественный прогресс – это …»:

а) уровень (ступень) развития общества, его культура

б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития

в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким

18. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:

а) древнегреческие философы Платон и Аристотель

б) древнегреческий поэт Гесиод

в) французский просветитель Ж.А. Кондорсе

Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений?

а) внешние факторы, влияние природной среды

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества

в) стремление людей к новому, более совершенному

г) все перечисленное выше