Краткое содержание драмы маскарад.

Действие пьесы разворачивается в Российской империи середины 1830-х годов

Действие I

Сцена первая . Действие происходит за игровым столом. Князь Звездич проигрывается в пух и прах. В этот момент появляется Евгений Александрович Арбенин – бывший игрок и светский лев, а в настоящем – женатый и богатый дворянин, давно не появлявшийся в свете. Он встречается со старым другом Казариным и знакомится с Адамом Петровичем Шприхом, который толком ни на человека, ни на черта не похож и личностью кажется весьма сомнительной. Арбенин видит князя Звездича, и тот жалуется, что сильно проигрался. Евгений Александрович решает отыграться за него, сев за карточный стол после долгого перерыва. Среди игроков Арбенину нет равных. Он с легкостью возвращает проигранные Звездичем деньги, тем самым спасая его честь и жизнь. Князь благодарит Евгения Александровича. Вместе они отправляются на маскарад в дом Энгельгардтов.

Сцена вторая . К Звездичу на маскараде подходит дама в маске и признается в любви. Князь клянется, что не будет предпринимать попыток узнать, кто она такая. Примерно в то же время Арбенин встречает таинственного человека, скрывающего лицо под маской. Незнакомец говорит, что в эту ночь с Евгением Александровичем случится несчастье. Мимоходом Арбенин обижает Шприха, приехавшего на маскарад. Женщина в маске, признававшаяся в любви Звездичу, находит оброненный некой дамой браслет и отдает его князю на память. После этого она скрывается в толпе. Звездич рассказывает Арбенину о встреченной им незнакомке и показывает подаренный ею браслет. Евгению Александровичу кажется, что украшение ранее попадалось ему на глаза.

Сцена третья . Арбенин возвращается домой с маскарада. Его супруга – Нина – еще оттуда не приехала. Когда она появляется, Евгений Александрович замечает, что на ее руке отсутствует один из браслетов. Арбенин начинает подозревать жену в измене. Он думает, что это его супруга признавалась в любви Звездичу и подарила ему браслет. Евгений Александрович устраивает сцену ревности. Нина обвинения в измене отрицает.

Действие II

Сцена первая. Князь Звездич и Нина Арбенина встречаются в гостях у баронессы Штраль. Между ними происходит разговор. По ходу беседы Звездичу начинает казаться, что именно Нина призналась ему в любви на недавнем маскараде. Князь пытается флиртовать с Арбениной, но она твердо отвергает его ухаживания, после чего уходит от баронессы. Звездич рассказывает Штраль, что видел накануне Нину на маскараде. Затем князь покидает баронессу, которая ненадолго остается одна. Из ее монолога становится понятно, что именно она призналась в любви Звездичу, скрывая лицо под маской, и отдала ему браслет Нины. Чтобы спасти собственную честь, баронесса решает не раскрывать князю правды и выйти сухой из воды, подставив Арбенину. Свой план она практически сразу начинает претворять в жизнь. К Штраль в гости приходит Шприх. Баронесса рассказывает ему о любовной связи Нины и князя Звездича. Шприх с радостью подхватывает слух и собирается распространять его дальше.

Сцена вторая. Арбенину в руки попадает записка князя Звездича, адресованная Нине. Из-за этого послания Евгений Александрович укрепляется в подозрениях насчет измены жены. В гости к нему приходит Казарин. Цель его визита проста – вернуть Арбенина к прежнему образу жизни. В частности, вновь посадить за карточный стол. Причина в том, что дела Казарина идут не очень важно. Поэтому ему необходима помощь Евгения Александровича. В результате Арбенин поддается на уговоры Казарина.

Сцена третья . Арбенин приходит в дом князя Звездича, заставая того спящим. Евгений Александрович сначала полон решимости убить предполагаемого любовника жены, но потом его охватывают сомнения. В итоге он отказывается от этой идеи. В доме Звездича Арбенин встречает баронессу Штраль. Евгений Александрович обвиняет ее в том, что она свела вместе Нину и князя, после чего разгневанный уходит. Баронесса находит в себе смелость раскрыть все карты Звездичу. Так князь узнает, что под маской была Штраль, что Нина в действительности его не любит. После Звездич обнаруживает записку от Арбенина с приглашением весело провести время на ужине у стороннего человека (в пьесе обозначен как N.).

Сцена четвертая . Звездич приезжает на вечер к N. по приглашению Арбенина. Князь садится играть в карты с Евгением Александровичем. Вскоре после начала партии Арбенин обвиняет его в шулерстве. Звездич все отрицает. Евгений Александрович бросает ему в лицо карты. Отныне князь обесчещен в глазах общества. Единственный способ восстановить честь – драться на дуэли с Арбениным. Евгений Александрович участвовать в ней отказывается. Получается, князю теперь не спастись. Сцена с карточной игрой была тщательно спланирована Арбениным. Таким образом он жестоко отомстил Звездичу, от которого теперь «весь свет с презреньем отвратится». При этом Евгений Александрович напрямую говорит князю, что потеря чести – расплата за интригу с Ниной.

Действие III

Сцена первая. Действие происходит на балу. Среди гостей – Арбенин, Нина, презираемый всеми князь Звездич. Хозяйка ждет баронессу Штраль, но узнает, что та уехала в деревню. Звездич объясняется с Ниной и отдает злополучный браслет. Кроме того, князь предупреждает женщину, что ее супруг – «злодей, бездушный и безбожный». В конце Звездич рассказывает о своих планах отправиться на Кавказ. Арбенин тем временем решает убить Нину при помощи яда. Зловещий план он начинает практически сразу претворять в жизнь. Арбенин отравляет Нину прямо на балу, подсыпая ей яд в мороженое. Затем вместе супруги уезжают домой. Оказывается, что на приеме присутствует и Неизвестный, сделавший страшное предсказание Арбенину в самом начале. Он был в курсе намерений Евгения Александровича, но останавливать его не стал.

Сцена вторая . Арбенин и Нина возвращаются домой. Постепенно женщине становится все хуже. Она просит мужа послать за доктором, но тот отказывается. Евгений Александрович говорит, что отравил Нину. Жена до самого конца отрицает факт измены. Арбенин признается ей в любви. Перед кончиной Нина вновь утверждает, что невинна и называет мужа злодеем. Евгений Александрович ей не верит. Нина умирает.

Действие IV

Сцена первая . На следующий день после смерти Нины в дом Арбенина приходит Неизвестный. Он рассказывает свою историю. Семь лет назад Неизвестный проиграл Евгению Александровичу крупную сумму денег. Ему пришлось слезно умолять Арбенина о пощаде, но тот не внял мольбам. После этого Неизвестный примкнул к миру людей, отвергнутых обществом. Когда он узнал, что Евгений Александрович женат и счастлив, то решил, что пришла пора для мести. Во время речи Неизвестного входит князь Звездич. Вместе они открывают Арбенину глаза на правду – Нина действительно ему не изменяла. Подтверждением их слов служит письмо от баронессы Штраль. В финале Арбенин сходит с ума.

Вариант 1

Действие начинается за карточным столом. Князь Звездич, Казарин и Шприх мечут банк и понтируют. Входит Арбенин. Казарин упрекает Арбенина, что с женитьбой он забыл прежних друзей и перестал играть. Арбенин предлагает Казарину поехать на маскарад.
На маскараде среди масок Арбенин говорит, что его сердце холодно, хотя повсюду старается найти развлечения. Маска вступает с князем в беседу.
Ты! Бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век, нынешний, блестящий, но ничтожный.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;
Людей без гордости и сердца презираешь,
А сам игрушка тех людей.
Дальше разговор заходит о любви. Князь говорит, что не ищет её.
Женская маска, разговаривавшая с князем, в одиночестве размышляет. На полу она замечает браслет и решает отдать его князю, чтобы по нему князь нашёл её впоследствии. Появляется князь, убеждает её открыть лицо, но та убегает, оставляя ему браслет. Появляется Арбенин, подшучивает над князем, которому в душу запала незнакомка. Тот говорит, что отыщет её обязательно. После маскарада Арбенин дома. Его жены нет, хотя уже второй час ночи. Он размышляет над тем, что наказан за прежние грехи: его вот так ждали чужие жёны, как он теперь ждёт свою.
Появляется Нина. Арбенин упрекает её, что она вернулась так поздно. Она в ответ говорит, что, если бы он любил её, она оставила бы свет и скрылась в деревне, но он не любит и не ревнует её. Арбенин убеждает её в обратном, они почти мирятся, но вот он целует её руки и на одной не видит браслета. Арбенин в чрезвычайном возбуждении. Нина упрекает его в том, что тревога поднята из – за такого пустяка. Арбенин грозит разорвать свою и её жизни, несмотря на то, что он любит её. Он не терпит измены. Со словами «Прощай, я знаю всё» Арбенин гонит её прочь. Нина уверяет, что измены не было. Арбенин ей не верит. Баронесса в одиночестве размышляет о судьбе женщины в современном обществе. Приезжает Нина. Баронесса замечает, что у неё заплаканные глаза. Приезжает князь. Он намекает, что на маскараде узнал присутствующих женщин. Его упрекают, говоря, что порядочные дамы не посещают такие места, но князь не верит. Он заводит разговор о браслете. Нина не понимает, куда он клонит, сердится, разговор заканчивается. Спустя некоторое время, князь пытается поговорить с Ниной, возвращает ей браслет и сообщает, что уезжает на Кавказ. Арбенин решает убить жену. На балу он всыпает ей в мороженое яд. Нина умирает. Арбенин в печали размышляет. К нему приезжает неизвестный человек. Вместе с князем они обвиняют Арбенина во многих грехах, в том числе и в убийстве жены. В разговоре открывается, что Нина умерла невиновной. Огромное горе охватывает Арбенина.

Вариант 2

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Очень азартный человек по имени Аберин Евгений Александрович, уже давно не молодой мужчина, сумел поднять свое состояние на картах. В один день он решается изменить свою жизнь и взять в жены молодую особу, но по натуре своей женится не по любви и не по расчету, а по рациональному выбору. Вскоре он не может совладать с собой и влюбляется в свою очень молодую жену. И вроде бы все прекрасно и жизнь его эта устраивает, но чувствует он себя в семье изломанным.

Красавица жена без спора, самая лучшая на свете, она ангел, ее все еще забавляют все сверкающие безделушки, она любит шум и пышные празднества. Так и сейчас Настасья отправляется на бал, и, дав обещание вернуться до 12 ночи, свое слово не держит, а домой приходит только к двум ночи. Она заходит очень тихо, чтобы не разбудить любимого и целует его ласково в лоб. Муж не выдерживает и начинает скандалить, хотя сам совсем недавно нарушил свое обещание, данное себе самому, и сел играть в карты. В тот день он выиграл серьезную сумму. Предлог нарушить обещание у него все-таки был, так как его друг Звездич по-крупному проигрался и ему необходимо было помочь. После удачной игры они уходят в маскарадный дом, чтобы развеять свои мысли. В том дому Арбенин не находит развлечений, несмотря даже на то, что его друг оказывается в самом центре внимания. Звездич – довольно молодой гвардеец, очень красивый внешне. Он мечтает познакомиться с милой дамой и вскоре на балу он встречает очень красивую особу в маске, которая объясняет ему, что испытывает невольную страсть к нему.

Он просит в подарок какую-нибудь безделушку на память и она, соглашаясь, дарит ему кем-то потерянный браслет. Князь несет свой трофей Арбенину. Арбенин не может понять откуда он помнит этот браслет, да и за несколько минут до прихода Звездича ему предсказали, что он испытает несчастье, которое произойдет новогодней ночью.

Да, после услышанного, у мужа появляется желание закатить скандал.

Нина - так зовут его жену, дома не дает развить скандал и убегает, и ввергает мысли Арбенина в тупик. Он больше не может злиться на Нину, принимая, что она слишком молода и еще пока не умеет любить по другому. Он целует пальцы и замечает браслет, точно такой же, как совсем недавно показал ему друг. Он спрашивает у любимой куда пропал второй браслет, они носятся парами, а она отвечает, что где то его потеряла. Весь дом ищет браслет хозяйки. В поисках браслета муж выясняет, что после бала она отправилась в маскарадный дом, в который ей было ездить запрещено.

Муж начинает подозревать роман своей жены и друга. Он не хочет верить сам себе, считая, что его жена не поменяет зрелого мужчину на молодого и беспутного. В итоге бурно наругавшись супруги расходятся по комнатам.

Нина переживает глубоким расстройством мужа о потере ее браслета и с самого утра отправляется по магазинам в поисках точно такого же. Она ничего не находит и заходит в дом к подруге, молодой баронессе, которая совсем недавно стала вдовой, и встречает там Звездича у которого в руках ее браслет. Звездич решает, что та девушка на балу это жена друга и, несмотря на это, начинает к ней приставать. Нина уходит от него, входит в комнату к подруге и рассказывает ей историю, которая произошла с ней. Баронесса рассказывает ей, что это она нашла браслет и подарила его князю. Не остывающий мужчина, начинает присылать Нине дерзкие письма, в которых говорит, что ни за что не откажется от прекрасной леди. Вскоре такое письмо попадает ревнивому мужу в руки.

Евгений взбешен, он удостоверился в супружеской измене и в обмане своего друга. Он вспомнил того «прорицателя», который ему говорил о плохом. Но мстить он не имеет права, так как «союз с добродетелью» нарушить не может.

Вскоре испуганная баронесса узнает об угрозе ее тайному возлюбленному, и решает рассказать Евгению всю правду, так как понимает, что вскоре состоится дуэль. Арбенин же уже не может услышать ее, так как поглощен местью. Несмотря на волнения за жизнь князя, баронесса Штадаль не знает, что Арбенин не собирается убивать своего противника, он лишь хочет вызвать его на карточный поединок и забрать у него честь и уважение.

Вскоре его план воплощается. Он обвиняет молодого князя в мошеннических действиях, и дает противнику пощечину. Князя он наказал, теперь ждет наказание и жену. А Штадаль решает удалиться после неудавшегося разговора, но перед уездом она доходит до князя и объясняет ему, что он ошибся с незнакомкой в маске. Вскоре она уезжает в имение в деревне.

Князь переводится на Кавказ, но ненадолго решает задержаться в Петербурге, только для того, чтобы отдать браслет его владелице, да и рассказать насколько ее муж злодей. Он подходит к госпоже Арбениной на балу. Он не может рассказать ей все начистоту и пытается объясниться намеками, но молодая особа не может понять ничего из сказанного. Так же она не замечает и изменения мужа, который увидел их диалог в толпе, а Арбенин вовсе не желает с ней больше жить и желает смерти супруге.

Нина совсем не обратила внимания на смешного офицера и вскоре, разгоряченная танцами, попросила у мужа мороженное. Он уходит за просьбой супруги, но перед тем как принести его ей, подсыпает в десерт яд. Яд поражает жену и она умирает в ближайшую ночь в диких муках.

Все друзья и близкие приходят проститься с умершей Арбениной. Муж показывает всю скорбь и, блуждая по бесчисленным комнатам, встречает Звездича, который объясняет весь парадокс ситуации. Звездич дает Евгению письмо, которое недавно написала баронесса Штадаль. Евгений видит того предсказателя вновь. Предсказатель обвиняет с смерти жены Евгения, и говорит при всех что он сделал это осознанно.


Арбенин теряет дар речи и вскоре сходит с ума. Он обвиняет господа, за то, что тот жесток к его судьбе и к судьбе его мертвой возлюбленной. Звездичу же это не приносит никакой радости, ведь он уже никогда не сможет сойтись в карточной дуэли с Арбенином, так как в его состоянии это не предоставляется возможным и понимает, что более он не сможет никогда вернуть себе честь и достоинство в обществе.

Первое действие начинается с разговора за карточным столом, насыщенного специфическими терминами.

Звездич проигрывает.

Игрок :
Я вижу, вы в пылу, готовы все спустить.
Что стоят ваши эполеты?

Князь :
Я с честью их достал, — и вам их не купить.
Шприх предлагает князю денег взаймы.

Появляется Арбенин . Он говорит, что уж не играет, поскольку женился и занят «любовью, не делами».

Неприятное лицо Шприха, ищущего с ним знакомства, заинтересовывает Арбенина. Шприх — «нужный человек» и при этом приспособленец: «с безбожником — безбожник, а с честным — честный человек».

В беседе с приятелем Казариным Арбенин едко обсуждает присутствующих.

Звездич жалуется Арбенину на проигрыш. Евгений Александрович садится играть за князя, выигрывает и отдает ему деньги, стараясь уклониться от благодарности.

Арбенин с князем уезжают в маскарад. Под маской многие становятся откровенными — и женщины тоже.

Шприх хочет сойтись поближе с Арбениным, разузнать о нем побольше для своей пользы. Поэтому, поужинав за счет хозяина дома, где играют в карты, отправляется в маскарад.

Арбенин на маскараде чувствует себя всем чужим. Звездич ищет приключений, любовных, конечно.

Князь встречается с маской, которая едко характеризует его:

Эта маска заинтересовала князя. Они уходят вместе.

Арбенин же встречается с мужской маской, которая пророчит ему несчастье в эту ночь.

Позже Евгений сталкивается со Шприхом и, поскольку тот ему неприятен, подшучивает над тем, что красивая жена пройдохи ему неверна. Шприх оскорблен и грозит вслед Арбенину, что тот и сам будет рогат.

Маска, влюбленная в Звездича, падает на диванчик (канапе) и в монологе сокрушается о том, что такая женщина, как она, знатная и обожаемая многими, готова все отдать за внимание князя. На канапе она находит потерянный какой-то женщиной драгоценный браслет.

Звездич, не добившись от маски того, чтобы она ему открылась, просит хоть что-нибудь на память. Та отдает ему только что найденный чужой браслет.

Звездич рассказывает о своем приключении Арбенину на ухо. Очевидно, приключение было довольно интимным.

Потом князь показывает приятелю браслет — и Евгений узнает его.

Вернувшись домой, Арбенин узнает от слуги, что жена все еще на каком-то балу. Евгений играл женщинами, не любя их. И вот...

Арбенин боится любви, потому что больше всего ценит свое «я» — а вдруг оно будет унижено?

Возвращается Нина. Арбенин упрекает ее, что она пришла слишком поздно.

Нина отвечает, что при одном его слове она готова оставить балы и уехать в деревню.

Арбенин говорит, что ревновать просто смешно, и раскрывает жене душу:

Нина жалуется, что Арбенин вечно всем недоволен. Муж привлекает ее к себе и вдруг замечает отсутствие одного из браслетов. Нина беспечно признается, что браслет потерян. В сердце Арбенина закрадывается страшное подозрение.

Слуга ищет браслет в карете, но не находит: «Наверно, в маскераде он потерян...»

Подозрения Арбенина усиливаются. Нина смеется.

— Дай бог, чтоб это был не твой последний смех! — восклицает Арбенин.

Нина отвечает:

Арбенин говорит, что его ничего в жизни не привлекает:

Арбенин в молодые годы часто обманывал чужих мужей и теперь, уже уверен в измене жены. Теперь у него одно на уме: месть!

Нина приезжает в гости к баронессе Штраль, где встречает Звездича, которому жалуется на потерю браслета.

Звездич решает, что таинственной незнакомкой, доказавшей ему свою любовь, была именно Нина. Он обещает ей вернуть браслет в обмен на определенные знаки внимания, о которых говорится довольно прозрачными намеками. Нина шокирована, она холодно дает Звездичу от-пор.

Звездич разозлен. Он рассказывает о приключении баронессе Штраль. Та наедине с собой произносит монолог о том, что мужчины рады хвастаться своими победами и вовсе не берегут честное имя женщины.

Да, это она влюблена в Звездича и позволила себе с ним вольности на карнавале. Ей жаль, что она подарила ему на память браслет именно своей ни в чем не повинной подруги. Но свою честь она будет защищать даже за счет подруги. Поэтому Штраль начинает распускать сплетни о Нине и Звездиче, воспользовавшись визитом Шприха.

Шприх летит к Арбенину, встречается там с Казариным и тут же передает ему сплетню о том, что Арбенин рогат.

Шприх привез Нине письмо, которое муж, конечно же, прочел. В этом письме Звездич сообщает, что не откажется от Нины. Хотя она почему-то отрекается от всего, что было между ними.

Арбенин впадает в отчаяние:

Главный герой пьесы отправляется к Звездичу, чтобы убить его — но не решается. Выходя, он сталкивается с дамой в вуали, направляющейся к Звездичу. Арбенин думает, что это его жена, отводит с ее лица вуаль — это баронесса. Баронесса лепечет нечто невразумительное, что позволяет Евгению сделать вывод: Штраль — сводница, покровительница грешных отношений князя и Нины. Теперь Арбенин собирается мстить еще и баронессе.

Штраль порывается рассказать Арбенину правду, но не решается. Однако баронесса рассказывает Звездичу, что та игривая маска — это она.

На очередном карточном сражении Арбенин играет против Звездича, обвиняет его в шулерстве (передернул карту) и швыряет ему карты в лицо. Это страшное унижение для князя. Звездич пытается вызвать Арбенина на дуэль, но тот холодно отказывает: пусть позор останется несмытым.

Князь:

О, где ты, честь моя?., отдайте это слово,
Отдайте мне его — и я у ваших ног,
Да в вас нет ничего святого,
Вы человек иль демон?

Арбебнин:

Я? Игрок!

Баронесса Штраль уезжает в деревню. Звездич, отвергнутый всеми, собирается воевать на Кавказ. Перед отъездом он на балу возвращает Нине браслет и предупреждает, что ее муж — жестокий человек и может ее погубить.

Арбенин издалека наблюдает сцену прощания жены с князем. В душе его — ад. Он всегда носит с собой яд — некогда хотел отравиться, если проиграет в карты свою последнюю ставку. Этот яд он всыпает в мороженое Нины и увозит ее домой с бала.

Нина жалуется служанке на нездоровье. Муле ее служанку отсылает. Нине делается все хуже. Посылают за доктором. Арбенин же, не обращая внимания на ее жалобы, впадает в романтическо-философские рассуждения о жизни и смерти. Не слушая жены, он в трагическом упоении жалеет себя:

Нина умирает и перед смертью клянется, что невинна.

Арбенин близок к помешательству, что замечает доктор. Некто Неизвестный вместе со Звездичем наносят визит ревнивому убийце. Князь снова вызывает Арбенина на дуэль — ив этот раз получает согласие.

А кто же таков Неизвестный? Будучи молодым, он был жестоко обыгран Арбениным в карты, а Евгений еще и посмеялся в ответ на его мольбы. С тех пор этот игрок стал следить за Арбениным, желая ему всяческих несчастий. И вот настал час его торжества — он может объявить своему погубителю:

— Послушай: ты... убил свою жену!..

Князь и Неизвестный говорят ревнивцу, что его жена невинна.

Арбенин хохочет.

Тогда князь показывает безумцу письмо баронессы, где она признается, что нашла браслет на маскараде, и рассказывает всю историю ужасного заблуждения.

Убедившись в полной невиновности жены, ревнивый убийца впадает в окончательное безумие.

Ни о какой дуэли не может быть и речи. Неизвестный отомщен, а Звездич так и остается опозоренным.

Пьеса «Маскарад» написана Михаилом Юревичем Лермонтовым в 1835 году, за шесть лет до его трагической смерти. В ней нет положительных (в классическом понимании) персонажей, каждый из героев страдает какими-то личностными недостатками и даже пороками. Кипят страсти, возникают конфликты по ничтожным и случайным причинам, события развиваются драматически. Судьбы переплетаются, но за хаотичностью просматривается определенная закономерность. Так о чем же и о ком написал Лермонтов «Маскарад»? Краткое содержание произведения и оценка характера главного героя наводят на аналогии с самим автором. Не себя ли он изображал в образе Евгения Александровича Арбенина?

Лермонтов и его характер

А ведь характер у автора был трудный, можно сказать, что очень непростой. На дуэли ему довелось драться дважды в жизни, но поводов для этого, скорее всего, было больше, просто поэту, учитывая его талант, многое прощалось. К примеру, первое впечатление о нем, сложившееся при знакомстве у В. Г. Белинского, оказалось довольно скверным. Критик счел молодого человека несерьезным и склонным потешаться над вещами несмешными. Свое мнение «неистовый Виссарион», впрочем, сменил, поговорив с Михаилом Юрьевичем во время отсидки того на гауптвахте за участие в дуэли (первой).

Следует отметить, что большой славы поэт не снискал: в 1840 году была издана первая его книга (стихотворный сборник), оказавшаяся и последней прижизненной. Многим окружающим, в том числе и его родной бабушке, он казался самонадеянным литератором, переоценивающим свой талант, что, несомненно, сказывалось на его характере, и без того вспыльчивом и задиристом. О таком человеке написал Лермонтов «Маскарад», краткое содержание которого будет изложено в этой статье. Гибель поэта на дуэли вполне вписывается в канву общего мировоззрения автора. Изображая Арбенина, он беспощаден сам к себе. Как его главный герой со Звездичем, так и он сам создал конфликт с Мартыновым. Сочувствия в светском обществе смерть М. Ю. Лермонтова не вызвала.

Герои и их краткие характеристики: Арбенин

Итак, в руках у читателя книга: Лермонтов М. «Маскарад». Краткое содержание произведения лучше всего предварить списком действующих лиц, чтобы если возникнут проблемы с памятью, можно было подсмотреть.

Арбенин Евгений Александрович - главный герой. Не очень молод, разбогател, играя в карты. Женился не то чтобы по расчету, не на приданом, но все же побудила его связать себя узами Гименея вполне хладная мысль о том, что пора и остепениться. Евгений Александрович «в союзе с добродетелью» решил победить свой давний порок и пообещал себе не играть более никогда. Молодость провел бурно, имел множество любовниц, в том числе и замужних, и это сделало его, как это чаще всего бывает, неистовым ревнивцем, развив в нем крайнюю подозрительность. Вся судьба его, предшествовавшая изложенным событиям, умещается в принадлежащее авторскому перу очень краткое содержание. Лермонтова «Маскарад» - пьеса о грешнике, требующем от близких ему людей праведности и жестоко мстящего за ее несоблюдение, будь оно истинным или мнимым. Кстати, жену свою он неожиданно для себя самого пылко полюбил, к ее несчастью.

Супруга

Жена, Настасья Павловна, на первый взгляд - просто ангел. Сходство с херувимами и серафимами придает ей юность, граничащая с детским восприятием окружающего мира. Она много моложе мужа и никак не может понять его мятежной натуры. Он вдруг становится мрачным, угрюмым и неласковым, а супруга удивляется, негодует и впадает в депрессию, подозревая, что Арбенин ее разлюбил. В значительной части ее образу посвятил М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание ее страданий сводится к несовместимости желания веселиться, танцевать и развлекаться с представлениями мужа об идеальной жене. Она запросто может прийти домой с бала позже часу ночи (а обещала в двенадцать). Манера целовать в лоб раздражает Арбенина, он жутко ревнует и хочет совсем другого к себе отношения.

Князь Звездич

Офицер блестящий, но человек недалекий. Охотно верит в свою неотразимость, не думая, садится за игру, понимая, очевидно, в ней немного, обидчив. По всей видимости, к таким типажам испытывал особую досаду и сам автор, о них писал Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание с описанием личных особенностей персонажей намекает на некоторую глуповатость Звездича, его наивность и незнание человеческой породы. Впрочем, при всем этом Арбенин выручает Звездича, попавшего в крайне затруднительную ситуацию. Но об этом позже.

Шприх

Судя по фамилии, из русских немцев. Сразу же вызывает антипатию главного героя своим двуличием (а может, и многоликостью с куда большим числительным). На это лицемерие уже названием пьесы обращает читательское внимание М. Ю. Лермонтов - «Маскарад». Краткое содержание описания внешнего облика Шприха можно вместить в пару слов: злобная улыбка и стеклярусные глаза. Отстраненное мнение Казарина, знакомившего с этим «чертом-человеком» Арбенина, совсем иное, он характеризует персонажа как личность незаурядную, знакомую со всеми, активную, умеющую ладить с людьми и вообще прелестную. С такими бы быть поосторожнее, но главный герой не слушает доводов разума и зачем-то конфликтует со Шприхом.

Другие персонажи

Их два, это Афанасий Павлович Казарин и баронесса Штраль. Краткое содержание драмы Лермонтова «Маскарад» не нуждается в подробном описании этих персонажей, автор их ввел в сюжет исключительно во вспомогательных целях. Казарин играет роль связующего звена, осуществляющего коммуникативную функцию между более значимыми героями пьесы. Функции баронессы несколько сложнее, ее действия являются причиной главного конфликта. Она флиртует, при этом робеет, не идет до конца и, испугавшись в последний момент, передает найденный ею браслет Настасьи Арбениной ничего не понимающему Звездичу. Она в маске, узнать ее нельзя, а авансы в адрес красивого гвардейца она делает. В ходе драматических событий дама опять проявляет нерешительность, то пытаясь выгородить себя за счет своей подруги, то компрометируя ее.

Впрочем, пора переходить к сюжету, который положил в основу своего произведения «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание по главам прояснит картину.

Начало, завязка сюжета

Читатель застает князя Звездича проигрывающим деньги за столом, покрытым зеленым сукном. Шприх, исходя из каких-то своих интересов, предлагает ему взаймы, но получает гордый отказ. Игроки неприятны видящему все это Арбенину, он слишком хорошо знает нравы картежников и понимает, что Звездича, выражаясь современным языком, «разводят». Он в несколько иносказательной форме говорит об этом проигравшемуся, объясняя, что карты или вовсе брать в руки не нужно, или уж добиваться в этом деле таких успехов, чтобы подлецом тебя обзывали другие игроки, менее удачливые. Пожалев наивного молодого человека, Арбенин отыгрывается за него и возвращает деньги пострадавшему. Чтобы не выслушивать слов благодарности, он предлагает поехать на маскарад. Там Звездича интригует некая дама и, в конце концов, дарит ему злополучный браслет. В ходе этого же развлекательного действа Арбенин успевает поругаться с каким-то незнакомцем в маске, пророчащим ему несчастье, а заодно и обидеть Шприха намеком на неверность его жены. Князь хвалится «трофеем», полученным от неизвестной дамы. Придя домой, Арбенин замечает, что у его жены одного браслета на руке не хватает. Жена говорит, что потеряла вещь, муж не верит и прогоняет ее.

Второе действие

Несколько фантасмагорически продолжает Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание второго акта пьесы можно представить как цепь недоразумений и недопониманий, возникающих между персонажами. Они разговаривают, не ведая с кем, на тему событий, во время которых все были в масках. Постепенно картина проясняется, становится понятно, что таинственной незнакомкой, подарившей князю браслет, была баронесса Штраль, размышляющая о беспощадности света. Звездич продолжает считать, что дама эта - Нина Арбенина, и такое мнение начинает распространяться в обществе. Мстительный Шприх, над которым Арбенин так неудачно пошутил, подливает масла в огонь. Теперь уже не важно, была ли добродетельной Нина, имеет значение только «общественное мнение». Казарин пытается, и не без успеха, использовать ситуацию на пользу себе и возвращает Арбенина в круг картежников. Тот уже решил, что убьет и Звездича, и жену. Насчет князя он потом передумал…

Кульминация

Арбенин отравил жену. Это преступление само по себе ужасно, но особую жестокость ему придает нежелание разобраться и поверить единственному любимому человеку. Нина умирает медленно, и супруги успевают поговорить в последний раз. Отравитель не слушает и баронессу, сознавшуюся в своих коварствах. Однако постепенно (слишком медленно) Арбенин понимает свою ошибку, и то, какую утрату он понес по собственной вине. Врача вызывать уже поздно, главный герой рыдает, кается, плачет и объясняется в любви проклинающей его умирающей жертве.

Финал

Неизвестный - еще один персонаж, которым обогатил М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание по действиям не содержит информации о нем до самого последнего акта пьесы, но в конце становится понятно, что сотворенное некогда зло вернулось к Арбенину: когда-то он жестоко обыграл этого человека в карты, и теперь тот вернулся, чтобы насладиться крахом своего обидчика. Неизвестный прямо обвиняет отравителя в убийстве, а Звездич сначала прячется, но потом появляется и тоже присоединяется к гневной речи, вызывая на дуэль Евгения Александровича. Он наносит последний удар по психике убийцы, предъявляя письменное свидетельство баронессы Штраль, в котором она излагает истинные события и свидетельствует о невиновности покойной супруги Арбенина.

От такого потока информации и осознания собственной, ничем не оправданной жестокости, главный герой лишается рассудка. Он ищет сочувствия у Неизвестного, но, конечно же, его грубо оттолкнули. Он кидается к гробу своей жертвы, любимой и добродетельной жены.

Неизвестный удовлетворен своей местью, в нем зреют семена грядущих бед. Несчастен Звездич, он «навек лишен спокойствия и чести».