Материал на тему: Аттестационная работа "Формирование бренда учреждения дополнительного образования как фактор повышения конкурентоспособности".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мини-реферат

«Повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения»

образовательный услуга конкурентоспособность высший

Шамонов П.А.

аспирант кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова

В статье Шамонова П.А. «Повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения» дается обоснование необходимости поиска новых путей для повышения конкурентоспособности вузов, особенно государственных.

В настоящее время негосударственный сектор высшего образования имеет более широкие возможности по сравнению с государственным, т.к. он наделен финансовой самостоятельность, позволяющей направлять значительные средства на развитие материально-технической базы обучения, а также на позиционирование и продвижение предоставляемых образовательных услуг. Исходя из этого, нужно определять новые пути для повышения конкурентоспособности высших учебных заведений, учитывая при этом, что уровень конкуренции постоянно растет под воздействием различных факторов.

Стоит согласиться с автором в том, что для вуза конкурентоспособность заключается в способности готовить высококвалифицированных специалистов, разрабатывать конкурентоспособные новшества в области образования, вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности.

Поскольку основным реализуемым продуктом в деятельности вуза является образовательная услуга, представляющая собой учебно-воспитательный процесс в условиях рыночных отношений, стоит выделить ряд особенностей. Во-первых, потребляя образовательные услуги, человек накапливает определенный опыт и знания, развивая свои личностные, а, следовательно, и профессиональные возможности. Во-вторых, помимо желания и возможности приобрести знания, потребитель обязан обладать начальным уровнем образования, определенным набором умений и навыков, необходимых для получения образовательной услуги. В-третьих, получение профессионального образования является длительным по времени процессом, в ходе которого потребитель приобретает необходимый объем знаний и навыков для своей профессиональной деятельности. В-четвертых, образовательные учреждения должны активно следовать за изменениями, в противном случае они окажутся неконкурентоспособными. В первую очередь, это связано с научно-техническим прогрессом. Может случиться так, что знания, полученные студентами в ходе обучения, могут стать неактуальными не после, а до их усвоения. Следовательно, вузу нужно опережать изменения внешней среды (особенно в момент начала изменения), развитие образования должно быть динамичным и по возможности ускорять развитие вуза. В связи с этим ставится задача создания уникального конкурентного преимущества, которого нет у других вузов.

Качество образования в настоящее время является главным конкурентным преимуществом учебного заведения наряду с ценой. Но данный параметр является непостоянным, добиться его устойчивости очень сложно. Поэтому важно разрабатывать и внедрять новые приемы учебно-воспитательной деятельности, позволяющие выделиться на фоне других конкурентов. Соответственно, для создания уникального конкурентного преимущества важно учитывать интересы всех участников образовательного процесса, особенно работодателей. Следует проводить анализ ожидания потенциальных работодателей, т.е. определить, что именно они ожидают получить от молодых специалистов.

В статье автор говорит о том, что нужно как можно больше уделять времени практическим и семинарским занятиям, поэтому планируется создание такой системы взаимодействия как маркетинг партнерских отношений (МПО). В ее основе лежит работа вуза и потенциальных работодателей по созданию ценности, которая позволит обеспечить совместное конкурентное преимущество. В ходе работы планируется, что предприятия будут получать практические решения своих проблем на базе деятельности студентов, которые совместно с преподавателями будут находить оптимальные управленческие решения для реально смоделированной практической ситуации в учебном процессе. Соответственно, на этапах своего развития предприятие может обращаться к услугам вуза либо для получения информации по актуальным для него вопросам, либо для поиска нужных специалистов, т.к. вуз - это место пополнения кадрового потенциала, что также немаловажно для работодателя.

Стоит отметить, что для студентов внедрение такого подхода также будет большим плюсом, т.к. на практике они реализуют свои знания, нарабатывают определенные навыки, участвуют в принятии управленческих решений. Все это происходит благодаря моделированию производственных ситуаций, участию в деловых играх. В основе проекта заложена мотивация, заинтересованность, соперничество между студентами, самореализация, нацеленность на конечный результат. Я считаю, что такой этап процесса обучения необходим, т.к. он позволяет выявить не только личные качества обучающегося, но и дает возможность сформировать необходимые профессиональные умения и навыки для дальнейшей трудовой деятельности.

Проект также подразумевает использование учебной и информационной баз данных, которые оказывают влияние на подготовку востребованных специалистов. Базы данных подразумевают накопление и систематизирование информации, полученной в процессе решения студентами практических проблем предприятия на основе имеющихся теоретических знаний. Это опять таки позволяет сформировать еще одно конкурентное преимущество и заинтересовать потенциальных работодателей в получении информации, полезной для их деятельности.

Я считаю, что повышение конкурентоспособности вуза в настоящее время является приоритетным направлением. Именно тот вуз, который эффективно использует маркетинг образовательных услуг, сможет в большем объеме использовать свои возможности по улучшению конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг, а также удержать лидирующую позицию. Образовательная деятельность будет успешной, если вуз ориентируется непосредственно на потенциального потребителя: студента, цель которого - получение качественного образования и реализация себя в обществе, и работодателя, желающего принять на работу квалифицированного специалиста, имеющего профессиональные знания для своего дальнейшего развития.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Теоретические основы маркетингового позиционирования высших учебных заведений, рынок образовательных услуг, роль маркетинга в его развитии. Инновационная деятельность высших учебных заведений, формирование интегрированных систем маркетинговой информации.

    магистерская работа , добавлен 09.10.2010

    Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в условиях рыночной экономики. Управление маркетингом как фактор повышения рентабельности. Исследование уровня конкурентоспособности услуг АО "Нурбанк" и разработка путей ее повышения.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие рынка образовательных услуг. Виды деятельности учреждений образования. Цели использования и принципы работы веб-сайтов. Особенности продвижения образовательных услуг с использованием сайта Высшего учебного заведения. Недостатки структуры портала.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2012

    Теоретико-методологические основы изучения маркетинга образовательных услуг. Состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности высших ученых заведений РФ. Методика исследования проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2009

    Социальный маркетинг: теоретико-методологический анализ. Общая характеристика рынка образовательных услуг. Основные направления маркетинговой деятельности высших учебных заведений, ее современное состояние и проблемы развития в современной России.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2011

    Взаимосвязь маркетинга и конкурентоспособности образовательного учреждения. Повышение конкурентоспособности ФГОУ СПО "Оренбургский государственный колледж" посредством совершенствования маркетинговой деятельности учреждения профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Место, значение и роль маркетингового исследования в маркетинге образования. Особенности современной маркетинговой деятельности высших учебных заведений в условиях рынка. Маркетинговое исследование поведения потребителей на рынке образовательных услуг.

    реферат , добавлен 09.09.2014

    Понятийный аппарат маркетинговых коммуникаций. Структура и способы создания фирменного стиля, его роль в формировании имиджа образовательного учреждения. Этапы разработки фирменной символики (герба, логотипа и слогана) для высшего учебного заведения.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2012

    Особенности развития и применения системы маркетинга в сфере высшего профессионального образования в РФ. Особенности маркетинговых стратегий в сфере образования. Влияние интернационализации рынков образовательных услуг на маркетинговые стратегии ВУЗов.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2017

    Этапы и методы маркетинговых исследований. Маркетинговое исследование конкурентоспособности Сыктывкарского Лесного Института на рынке образовательных услуг Республики Коми. Совершенствование технологии маркетинговой деятельности учебного заведения.

В работе решены следующие задачи: - изучены теоретические аспекты разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности учреждения; - проанализированы результаты финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговую деятельность МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик; - обоснована комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик; - оценена экономическая эффективность предложенного для МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик комплекса маркетинговых мероприятий. Сама...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13725. Разработка направлений повышения конкурентоспособности ООО «РОХО» 264.26 KB
Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия. Методы анализа конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности предприятия. Краткая характеристика предприятия.
9987. Разработка бизнес-плана туристской фирмы с целью повышения ее конкурентоспособности 104.88 KB
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть теоретические аспекты бизнес планирования и создания турфирмы; разработать бизнес-план для туристской фирмы г. В любом случае туристский бизнес останется таким же интересным для деловых людей ввиду того что он не требует существенных вложений и бумажной бюрократии в сравнении с другими видами предпринимательской деятельности...
11976. Разработка программы повышения мощности действующих энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (на опыте Балаковской атомной электростанции) 17.27 KB
Разработаны способы и технические предложения повышения номинальной мощности на 4 действующих энергоблоков АЭС с реакторами ВВЭР1000 при обеспечении всех нормативных критериев безопасности. Совместно с разработчиками реакторной установки РУ В320 и энергоблоков БалАЭС с участием специалистов Балаковской АЭС выполнен значительный объем расчетов и обоснований с целью модернизации технического проекта реакторной установки энергоблока № 2 Балаковской АЭС обоснования безопасной эксплуатации на уровне тепловой мощности 104 и подтверждения...
18541. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 104.96 KB
Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия. Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия. Анализ платежеспособности предприятия и оценка эффективности хозяйственной деятельности.
17094. БРЕНДИНГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 195.85 KB
Современный переход к постиндустриальной экономике знаменуется возрастанием роли нематериальных активов организации. Однако как отмечают сами исследователи преждевременно говорить о наличии научных школ позволяющих в полной мере представить методологию управления конкурентоспособностью организации. Организации рассчитывающей на долговременный успех необходимо прежде всего стать интеллектуальным лидером задумать свой рынок которого еще нет и начать создавать его.
18063. Пути повышения конкурентоспособности предприятий АПК Республики Казахстан 141.25 KB
Конкретизировать теоретические подходы к потенциалу функционирования кластеров в современной экономике; интенсифицировать сущность понятия кластеров как инновационной формы управления производством; раскрыть и систематизировать специфику системы функционирования национального агропромышленного комплекса как предпосылки создания и развития кластеров;
5701. РАЗРАБОТКА ВЕБ-САЙТА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ НПО 593.43 KB
Создание и функционирование сайта направлено на решение следующих задач: формирование целостного позитивного имиджа образовательного учреждения; совершенствование информированности общественности о качестве образовательных услуг в учреждении; создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса социальных партнеров образовательного учреждения; создание условий для распространения педагогического опыта; стимулирование творческой активности педагогов и...
19667. Основные пути совершенствования управленческой деятельности в целях повышения конкурентоспособности ТОО «Легмаш» 121.53 KB
Процесс принятия решений и его структура. Основные характеристики влияющие на процесс принятия управленческих решений. Сущность и виды ответственности руководителей за принимаемые решения. Современное экономическое состояние и анализ процесса принятия управленческих решений в компании ТОО Легмаш.
16932. Технологическая модернизация аграрного сектора как фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции 19.83 KB
Поэтому целью доклада является попытка анализа предпосылок и условий технологической модернизации аграрного сектора с тем чтобы углубить понимание источников экономического роста в отечественном сельском хозяйстве и сельской местности в целом возрождение которых отвечает интересам самого государства и всего общества более того будет способствовать как заявлено превращению России в продовольственную державу. Традиционно развитие производительных сил являлось базисом производства так общеизвестным является высказывание классика...
16478. Автономные учреждения как новый тип государственного (муниципального) учреждения культуры 11.95 KB
С другой стороны показатель числа бюджетных учреждений переведенных в статус автономных включен в перечень показателей утвержденных Президентом РФ для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления2. При переходе БУ в АУ сохраняются: орган выполняющий функции учредителя; форма собственности; организационно-правовая форма; цели и виды основной деятельности; закрепленные ранее за БУ имущество и земельный участок; гарантированное финансирование из соответствующего бюджета....

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях, даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Одна из экономических предпосылок демократического общества - децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
На современном этапе рыночных преобразований в России дефицит количества учебных учреждений уже в значительной мере преодолен. На первое место для родителей сегодня выходит уже не само наличие школьного учреждения, а его характеристики, важнейшие из которых - качество образования, условия, в которых проходит процесс обучения, оснащенность школ. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных школ, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она ненова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценку динамики или интенсивности. Сегодня ни одно серьезное учебное заведение не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая школа пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Для того чтобы выбрать успешную стратегию развития и повышения конкурентоспособности школы №426, нужно было, конечно, прежде всего провести анализ конкурентоспособности школы, а затем разработать организационно-технические мероприятия, направленные на ее повышение.
Наша школа была основана в 1974 году, она расположена на территории муниципального района Орехово-Борисово Северное в так называемом спальном районе Москвы, поэтому удалена от учреждений культуры, спорта, здравоохранения, учебных центров и промышленных предприятий. Микрорайон школы состоит из муниципальных и кооперативных домов, общежитий завода им. Лихачева. Все это во многом определяет задачи в деятельности школы.
Сегодня наша школа, став крупным образовательным комплексом, который кроме школы №426 объединил еще школу №938, ЦРР - детский сад №896, детский сад №1011, размещается в четырех зданиях. Все здания комплекса находятся в шаговой доступности друг от друга и не разделены проезжей частью. Школа № 996 и детский сад № 905 вообще расположены рядом и ориентированы на один и тот же контингент. Кроме того, в районе есть гимназия, школа с углубленным изучением английского языка, Центр образования. В итоге и возникает достаточно острая конкуренция, которая и заставляет наш комплекс изучать спрос, формировать социальный заказ и следовать изменениям этого заказа.
Регулярно проводимые опросы родителей, представителей общественности микрорайона школы зафиксировали наметившееся изменение социального заказа, который не может быть удовлетворен достигнутым состоянием школы, несмотря на значительные успехи в ее образовательной и воспитательной работе. В результате вырастают требования к уровню академической успешности школы, обостряется проблема воспитательной работы, направленной на формирование толерантного сознания, кросс-культурных компетенций. Поэтому главной задачей школы-комплекса на ближайшие годы будет решение проблем для построения действующей модели образовательной системы, способствующей воспитанию компетентной, конкурентоспособной, успешной личности.
Школа сегодня стремится к максимальному учету потребностей и склонностей обучающихся, интересов родителей. Для наиболее полного удовлетворения запросов этих категорий потребителей образовательных услуг мы уделяем приоритетное внимание созданию комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогических работников. Материально-техническая база школы постоянно обновляется и в целом соответствует современным требованиям: учебные кабинеты школы оснащены компьютерной техникой (ноутбук, проектор, экран, МФУ, SMART-доски), объединены в единую локальную сеть, в кабинетах административно-управленческого и вспомогательного персонала установлены ноутбуки с МФУ, входящие в школьную локальную сеть, в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения в начальной школе действуют четыре мобильных компьютерных класса, кабинеты начальной школы оснащены ростовой мебелью, в кабинетах 1-х классов есть ученические конторки, предметные кабинеты оснащены современной учебной мебелью, соответствующей санитарным нормам, учебным, лабораторным и демонстрационным оборудованием.
Школа обеспечена высококвалифицированными педагогическими кадрами и полностью укомплектована кадрами узких специалистов, то есть кадровый состав соответствует современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив школы (средний возраст педагогов - 40 лет) характеризуют творческая активность и профессиональная компетентность. Педагоги школы - авторы методических разработок, участники, дипломанты и победители Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации», фестиваля педагогических идей «Открытый урок», призеры окружного конкурса по использованию информационных технологий в образовательном процессе. Среди педагогов школы есть призеры и победители окружного конкурса «Учитель года», «Первые шаги - педагогический дебют», участники и победители конкурса на грант мэра Москвы и победители конкурса лучших учителей Российской Федерации (грант Президента России в рамках ПНПО), два педагога школы имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 13 - «Почетный работник общего образования», 3 - «Учитель года России».
Тенденция к сохранению контингента учащихся прослеживается именно потому, что в школе работают профессиональные педагогические кадры и специалисты (социальный педагог, педагоги-психологи, учитель-логопед), которые стремятся к созданию комфортной социально-педагогической обстановки для учащихся, что в ней сохраняют богатые школьные традиции, что создана и развивается собственная наградная культура для учащихся и работников школы, а также сувенирная символика. Кроме того, педколлектив исповедует принцип адаптивной школы «для всех» и активно формирует психологию успеха у всех участников образовательного процесса.
Результаты итоговой аттестации за несколько лет показывают, что качество знаний учащихся школы стабильно, что налицо соответствие уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. На протяжении последних лет в школе стабилен процент учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями, ежегодное поступление в вузы наших выпускников составляет 90-94%, значительное внимание мы уделяем работе с одаренными детьми - ежегодно наши ученики занимают призовые места в муниципальных, окружных и городских олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
В школе созданы хорошие условия для организации внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования. Большинство учащихся с интересом занимаются в различных кружках (44% от общего числа) и спортивных секциях (30% от общего числа учащихся), многие посещают музыкальные и художественные школы, театральные и хореографические студии, спортивные клубы вне школы. В школе активно работает музей космонавтики, причем экскурсии в музей мы организуем не только для учащихся школы, но и для ветеранов ВОВ, учащихся школ района, города, в феврале 2013 года в нашей школе был открыт музей боевой славы. Учащиеся школы - активные участники таких районных, окружных и городских мероприятий, фестивалей, конкурсов, как «Юные таланты Московии», «Московский литературный фестиваль», окружной фестиваль «Синергия проект», акция «Свобода от курения», различные конкурсы рисунков. Участие в подобных мероприятиях позволяет ребятам показать результаты творческого труда, дает им возможность сравнить свои успехи и достижения с успехами сверстников, открывает возможности для воспитания успешной личности.
Наша школа готова принять всех детей микрорайона Орехово-Борисово Северное и близлежащих окрестностей, но проблема в том, что учебное учреждение год от года теряет потенциальных учеников. Многие родители отдают своих детей в другие школы района, в связи с этим повышение рейтинга школы должно быть закономерным результатом работы по реализации общей стратегии развития, она должна стать конкурентоспособной.
Как и всякая организация, школа существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она сложная целостная система, активно взаимодействующая с внешней средой, в связи с этим возникают определенные проблемы эффективного развития учреждения в условиях современного образования.
Школа должна быть конкурентоспособной, при этом конкурентоспособность - явление комплексное, поэтому оценивать ее можно с различных позиций. Принципиально можно выделить четыре субъекта, каждый из которых независимо от других и на основе только ему присущих критериев оценки оценивает конкурентоспособность чего-либо: потребители; производители; инвесторы; государство. У каждого из них есть свои интересы: потребитель заинтересован в том, чтобы, приобретая набор товаров и услуг, получить максимальную полезность (пользу); производитель заинтересован в том, чтобы, затратив минимум усилий, получить максимально возможный результат (прибыль); инвестор заинтересован в том, чтобы проект, в который он вкладывает свои деньги, принес ему доходность достаточно высокую, для того чтобы можно было считать этот проект перспективным и целесообразным; наконец, государство заинтересовано в обеспечении эффективности использования имеющихся на его территории ресурсов (труда, земли, капитала, знаний, предпринимательских способностей) при соблюдении при этом определенных социальных стандартов.
Учитывая все это, нам надо выработать стратегию работы с населением как потребителем образовательных услуг с точки зрения рыночной экономики. В этом аспекте становится критичным фактор быстрого переориентирования, когда быстрое выявление новых сегментов клиентов и формирование из них устойчивых потоков становится определяющим элементом стратегии. Необходимо отметить, что политика ОУ, направленная на создание ситуации успеха для всех участников образовательного процесса, будет одним из эффективных стратегических направлений, так как одна из важнейших потребностей современного человека - это его самореализация.

Стремление занять ведущие позиции на рынке образовательных услуг, создать благоприятное общественное мнение выдвигает на передний план проблемы формирования позитивного имиджа ОУ, это объективно занимает одно из ведущих мест в системе приоритетов стратегии развития. В этой связи имидж ОУ приобретает статус одного из основных ресурсов, которые предопределяют его экономическую и социокультурную перспективу.
Сегодня есть три главные задачи имиджевой политики: достижение высокого уровня компетенции и эффективная работа с потенциальными потребителями образовательных услуг, поддержание имиджа успешного ОУ, который заставляет участников образовательного процесса поверить в нас, установление эмоциональной связи с потребителем и обществом.
Принимая во внимание текущее состояние и основные направления деятельности учреждения, существующие проблемы, стратегии, решения, мы можем сформулировать концепцию развития. При этом ключевой идеей станет индивидуализация образовательных траекторий для обеспечения максимальной успешности разных групп учащихся (жителей микрорайона) в условиях школы - многофункционального образовательного комплекса, а миссией - вариативное образование жителей микрорайона с учетом их индивидуальных потребностей в процессе успешной деятельности. Что нужно для этого? Я думаю, что это привлечение 90% контингента потенциальных воспитанников и учащихся, расширение комплекса за счет присоединения других ОУ и ДОУ, повышение эффективности и качества образовательных услуг и вхождение в рейтинг лучших учреждений Москвы.
Основной резерв, та база, на которой формируются ценностные ориентации личности, это, конечно, коллектив. Индивидуальное своеобразие трудового коллектива характеризуется выраженной направленностью его жизнедеятельности, сочетанием индивидуальных и коллективных интересов, эмоциональным климатом. Изучение ценностных ориентаций как коллектива в целом, так и отдельного члена коллектива необходимо для проведения полноценного анализа и разработки правильной стратегии эффективного развития ОУ. Поэтому в рамках работы над проектом мы провели исследование коллективных ценностных ориентаций. В итоге был сделан вывод, что в результате школа №426 сможет выбрать оптимальную конкурентную стратегию и занять выгодное положение в отрасли (на рынке) для привлечения учащихся в свою школу, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов.
В рамках выбора стратегии развития мы выяснили прежде всего сильные и слабые стороны нашего комплекса, его возможности и угрозы, которые могут помешать реализации этих возможностей, после чего выделили для своей работы три стратегических направления:
- реализация комплекса мер по увеличению контингента учащихся и воспитанников;
- расширение программы «Партнеры в образовании»;
- реализация стратегии продвижения комплекса на рынке услуг.

Реализация комплекса мер по увеличению контингента учащихся и воспитанников
При разработке мероприятий конкурентоспособной стратегии развития учреждения как многофункционального образовательного комплекса реализация комплекса мер по увеличению контингента учащихся и воспитанников становится одной из первоочередных задач. Эта задача может быть успешно решена при условии целенаправленной работы педколлектива над повышением эффективности образовательного процесса и качества предоставляемых услуг при соблюдении преемственности всех образовательных ступеней в условиях школы-комплекса. Высокая квалификация педагогов и стабильные результаты учащихся по итогам внешней экспертизы, работоспособность коллектива и мобильность в решении поставленных задач, открытость инновациям, позитивный опыт работы творческих групп учителей по актуальным вопросам, созданная в учреждении комфортная образовательная среда обеспечивают развитие имиджа школы как многофункционального образовательного комплекса, обеспечивающего качественное гармоничное образование жителей микрорайона.
Решению поставленной задачи призваны способствовать такие меры:
- открытие групп для детей от одного года до двух лет;
- проведение дня открытых дверей с использованием интерактивных форм работы;
- работа школы будущих первоклассников для детей, не посещающих ДОУ;
- разработка элективных курсов по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями;
- организация групп профильного образования в соответствии с изменяющимися потребностями социума;
- реализация программы сотрудничества с вузами и колледжами;
- разработка индивидуальных образовательных траекторий по запросам учащихся и их родителей (в т. ч. в рамках инклюзивного образования);
- создание системы дистанционного обучения, разработка программно-методического обеспечения для его реализации;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе с привлечением внебюджетных средств.
Реализуя комплекс этих мер по увеличению контингента учащихся и воспитанников (другими словами, увеличивая привлекательность учреждения для потенциальных потребителей), мы сможем:
минимизировать риск ухода сильных учащихся в другие школы;
повысить заинтересованность родителей и учащихся в предлагаемых образовательных услугах высокого уровня содержания;
частично снизить конкуренцию со стороны других ОУ в интеллектуальных конкурсах;
компенсировать отдаленность от инфраструктуры в области спорта и культуры.
Практически все эти меры перспективны, так как находятся в секторе «высокая полезность - малые усилия».

Расширение программы «Партнеры в образовании»
Партнерство школы и сообщества - направление деятельности, связанное с реализацией сотрудничества школы с жителями и организациями сообщества для совместного решения социальных и образовательных проблем, повышение социальной значимости школы и ее востребованности как гражданского института, привлечение в школу внебюджетных средств.
Программа поможет нам сделать реальным:
установление партнерских отношений с семьей, родителями, общественностью;
предоставление широкого спектра образовательных услуг;
рассмотрение образовательного пространства микрорайона как системы управления развитием личности;
способность решения многих серьезных социальных проблем и задач на основе сетевого взаимодействия школы в режиме социокультурного центра и интеграции возможностей (кадровых, материально-технических, методических) всех учреждений микрорайона.
Цель программы - формирование благоприятного отношения к ОУ и поддержка спроса на качественные образовательные услуги учащихся, родителей и жителей микрорайона. Для ее достижения необходимы:
- создание ассоциации активных родителей, привлечение родителей к участию в школьной жизни с продуманной системой поощрения (благодарственные письма, экскурсии в музеи, концерты, праздничные встречи);
- предоставление на базе школы услуг по психологическому и социально-педагогическому консультированию жителей микрорайона;
- обучение русскому языку как иностранному мигрантов и их детей;
- привлечение жителей микрорайона на пробных ЕГЭ в качестве наблюдателей или участников;
- открытие на базе школы компьютерного клуба для обучения компьютерной грамотности заинтересованных жителей микрорайона.
При этом мы можем рассчитывать на такие результаты, как:
повышение культурного уровня социума, участие родителей в воспитании детей;
участие школьников, молодежи, родителей и общественности в решении образовательных и социальных проблем через реализацию проектов, программ, благотворительных акций;
развитие добровольческих инициатив детей и молодежи;
повышение интереса общественности к проблемам школы и местного сообщества;
привлечение дополнительных ресурсов (в том числе финансовых) через партнерство с различными социальными структурами;
обогащение традиций школы;
увеличение контингента из числа потенциальных воспитанников и учащихся.
Программа «Партнеры в образовании» обладает высокой полезностью, которая может быть достигнута при малых усилиях.
Реализация стратегии продвижения комплекса на рынке услуг
Наиболее актуальное направление в ходе реализации стратегии конкурентоспособного образовательного учреждения - это ориентация на потребителя. Надо учитывать, что большое значение для привлечения клиентов имеет наличие у образовательного учреждения положительной репутации на рынке образования и оформления ее как бренда. Таким образом, главная задача продвижения образовательной услуги на рынок - доведение до потенциального покупателя информации об образовательном учреждении. Тут нам нужно провести такие актуальные мероприятия, как:
- брендинг - создание и позиционирование уникального положительного лица ОУ, формирование положительной репутации через эффективное использование СМИ. Тут вероятна высокая полезность, поскольку формируется имидж школы и его восприятие социумом, но на создание положительной репутации необходимо привлечь большое количество ресурсов - кадровых, материальных, финансовых.
- Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей услуг (в том числе эффективная работа сайта) отличает также высокая полезность, так как привлечение современных технологий обеспечивает рост числа пользователей услугами Интернета, в том числе и сайта ОУ, тут можно пригласить квалифицированного специалиста, который будет заниматься этим важным делом.
- Расширение связей с общественностью - это работа на бренд школы, появление новых направлений работы, проведение совместных мероприятий, решающих конкретные проблемы, тут можно использовать группу специалистов, при этом временные и финансовые затраты сопоставимы с важностью мероприятия.
- Издание учебно-методических пособий и материалов очень полезно, если они созданы с учетом особенностей конкретного социума, индивидуализированы, но тут потребуется использовать большие временные затраты и финансовые ресурсы.
Реализуя все это, мы можем снизить риск ухода учащихся в другие школы, минимизировать влияние нечестных приемов конкурентной борьбы других ДОУ и ОУ микрорайона, повысить заинтересованность родителей и учащихся в предлагаемых образовательных услугах.
На наш взгляд, девиз школы должен быть таким: «Пусть каждый здесь найдет себя и будет успешным». При этом каждый ученик раскроет свои потенциальные способности, каждый учитель реализует свой творческий потенциал, каждый родитель будет востребованным.
Конкурентоспособность - совокупность возможностей школы. Конкуренция заставляет школы под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества образования, воспитания и в целом конкурентоспособностью образовательного учреждения. В связи с получением бесплатного общедоступного образования, основанного на принципе подушевого финансирования (деньги следуют за учеником и не зависят от числа работников образовательного учреждения), школа обязана быть конкурентоспособной. Для этого учебное учреждение должно составить план мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.
Чтобы общеобразовательное учреждение стало конкурентоспособным, директору необходимо приложить немало сил. Только в том случае, если директор станет лидером, способным организовать процесс совершенствования школьного учреждения, привлечь работников школы к нему, вести их за собой для совместной реализации управленческих решений для достижения поставленных целей, школе обеспечен успех. Не случайно в последние годы в систему образования вошли слова «менеджмент» и «маркетинг», мы стоим у порога понимания школы как социальной системы, подверженной законам функционирования рыночной экономики.
Школа - образовательно-воспитательный институт, который в случае оторванности от общества, от его потребностей и заказов подвергается более интенсивному вырождению. Школа готовит людей будущего поколения и потому обязана их подготовить к построению новой социальной организации жизни, которая помогала бы каждому человеку найти самого себя в сложной системе общественных отношений.
Маркетинг - живая связь школы и общества. Исходя из концепции экономического маркетинга, школа должна производить то, что пользуется спросом, то есть выполнять социальный и экономический заказ общества. В аналитической и планируемой деятельности школы не может не быть изучения внешней среды, потребности в образовании, планирования и стимулирования спроса на образование и его удовлетворения. Попытки школы достойно участвовать в рынке, привлекая внимание и взращивая свой имидж, безусловно, надо расценивать положительно.
Разработанная стратегия развития школы №426 как многофункционального образовательного комплекса призвана повысить нашу конкурентоспособность и реализовать ключевую идею и миссию школы.

Наталия ПЕТРОВА, директор школы №426

Мартюшева Елена

статья на исследовательский проект

Скачать:

Предварительный просмотр:

Е.Л.Иванова, Е.А. Мартюшева

Учитель экономики и обществознания МБОУ СОШ №7, ученица 10 класса МБОУ СОШ №7

Россия, г. Каменск – Уральский

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ИМИДЖА (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»)

В современных социально-экономических условиях жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные образовательные учреждения.

В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления школы существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо.

Во-первых, это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельности.

Во-вторых, обуславливается сокращением численности учащихся. В подобной демографической ситуации проблема набора учащихся встанет достаточно остро, и коснется она не только начальной школы, но и старших профильных классов общеобразовательной школы - государственной и негосударственной.

В-третьих, проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают .

Таким образом, необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется:

Сложной демографической ситуацией в системе общего среднего образования;

Дифференциацией и вариативностью системы общего среднего образования;

Сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников;

Многочисленными запросами социальной практики;

Потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе;

Наличием опыта работы образовательных учреждений в данной области.

Цель исследования: на основе проведенного исследования разработать рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению имиджа школы.

Задачи исследования:

Провести исследование по выявлению имиджа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7;

Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения.

В качестве инструментария исследования использована методика Музалевской А.Н. и Филимоновой Н.А., адаптированная применительно к образовательному учреждению.

Хронологические рамки исследования: декабрь 2012 года - январь 2013 года.

Выборка составила 147 человек:

Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и увеличения числа учащихся.

Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно руководителям образовательных учреждений, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа, как в глазах профессионального окружения, так и во мнении своих учеников.

Объектом исследования послужил имидж общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7».

Проведенное исследование показало, что у анализируемого учебного заведения имеются положительные стороны в деятельности:

75% родителей испытывают потребность в получении дополнительного образования своими детьми.

Ранжирование потребностей в дополнительном образовании показало, что наиболее значимыми являются:

Получение знаний, умений и навыков работы на компьютере (22,2% от общего числа ответов);

Получение знаний, умений и навыков в сфере «Психология общения» (16,6% от общего числа ответов);

Получение знаний, умений и навыков в сфере «Школа социального успеха» (16,6% от общего числа ответов);

Получение финансово-экономических знаний, умений, навыков (16,6% от общего числа ответов);

Углубленное изучение английского языка (11,1% от общего числа ответов).

75% родителей учащихся согласны оплачивать дополнительные образовательные услуги.

У 62,5% - мотивом выбора данного ОУ послужило близкое расположение к дому, у 37,5% - мотивом выбора послужили хорошие отзывы знакомых.

52% педагогов рассматривают свою работу, как возможность реализовать себя, как экономическую защищенность – 32%, оценивают свою работу как атмосферу творчества – 12%.

В качестве перспективы профессиональной деятельности педагоги рассматривают: повышение заработной платы, участие в аттестации с целью получения категории, повышение в должности, улучшение профессионального уровня, увидеть успехи своих воспитанников.

По степени значимости для самих педагогов, качества, необходимые педагогу, распределились следующим образом:

Профессионализм (так считают 25 чел.- 1 место в рейтинге);

Инициативность, творческий подход, изобретательность и организаторские способности (2 и 3 место в рейтинге).

По мнению учащихся, знания и умения, которые они получают в школе, имеют значение для будущей профессии (79,3%); считают, что школа по-настоящему готовит к самостоятельной жизни (57,3%); постоянно узнают много нового (69,5%).

52% педагогов получают поддержку со стороны коллег, 24% педагогов - со стороны своих воспитанников.

Общая оценка имиджа образовательного учреждения позволила определить слабые стороны в деятельности образовательного учреждения.

Результаты исследования показали, что слабыми сторонами образовательного учреждения, по мнению учащихся являются:

Не все педагоги учитывают психологические особенности каждого ребенка в учебном процессе (-0,3 балла);

Стиль оформления школы оставляет желать лучшего (-0,8 баллов);

Слабыми сторонами образовательного учреждения, по мнению педагогов являются:

Недостаточное внимание руководителя школы развитию образовательного учреждения (-0,4 балла);

Недостаточно продуманный стиль оформления школы (-1 балл);

Низкий культурный уровень учащихся школы (-0,2 балла).

Слабыми сторонами образовательного учреждения, по мнению родителей являются:

Отсутствие единой формы одежды учащихся (-0,2 балла).

В связи с этим, предложены мероприятия, направленные на укрепление имиджа образовательного учреждения.

Предлагаемые направления рассмотрены в рамках внутренне среды и внешней среды образовательного учреждения.

Для повышения конкурентоспособности ОУ необходима реализация следующих мероприятий, направленных на укрепление имиджа образовательного учреждения:

  1. Для улучшения внешней среды образовательного учреждения:

Развитие сотрудничества с социальными и педагогическими партнерами школы;

Использование средств Интернета для получения оперативной «обратной связи» при решении различных вопросов деятельности ОУ;

Повышение активности участия социальных партнеров в совместной деятельности.

Обеспечение открытости и доступности качественного образования.

  1. Для улучшения внутренней среды образовательного учреждения:

Совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Корректировка программы духовно-нравственного воспитания;

Создание комфортных условий для учащихся;

Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся.

Повышение качества и уровня преподавания, адекватного требованиям нового образовательного стандарта, а также образовательным запросам учащихся и их родителей;

Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и администрации ОУ.

В результате реализации предложенных направлений ожидаются следующие результаты:

  1. Успешное освоение учащимися программы федеральных образовательных стандартов.

2. Повышение уровня образованности учащихся, их социализацию, успешное освоения ими федеральных образовательных стандартов нового поколения.

3. Развитие сети дополнительных образовательных услуг.

4. Расширение состава конкурсов, олимпиад, смотров, в которых принимают участие учащиеся школы.

5. Адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи.

6. Создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в формате портфолио учащихся.

7. Оптимизация программы работы с кадрами.

8. Развитие инфраструктуры образовательного учреждения.

9. Укрепление здоровья школьников, повышение уровня психологической комфортности, улучшение материально технических условий организации образовательного процесса.

Таким образом, гипотеза о том, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции, в результате проделанной работы нашла полное подтверждение.

Реализация предложенных мероприятий скажется на укреплении и формировании положительного имиджа образовательного учреждения, позволит повысить удовлетворенность образовательными услугами для всех участников образовательного процесса, и в целом повысить конкурентоспособность образовательного учреждения.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект Тема: Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения путем формирования и укрепления имиджа (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7») Исполнитель: Мартюшева Е.А. Руководитель: учитель обществознания и экономики Иванова Елена Леонидовна

Актуальность темы В современных социально-экономических условиях жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные образовательные учреждения.

Цель: на основе проведенного исследования разработать рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению имиджа школы. Задачи исследования: - рассмотреть теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения; - провести исследование по выявлению имиджа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»; - разработать рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению имиджа образовательного учреждения. Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения.

В качестве инструментария исследования использована методика Музалевской А.Н. и Филимоновой Н.А. «Маркетинговые исследования в учреждениях дополнительного образования детей (Практический инструментарий)», адаптированная применительно к образовательному учреждению. Исследование проводилось в течение двух месяцев (декабрь 2012 года и январь 2013 года). В исследовании приняли участие 147 человек: - учащиеся школы – выборка 82 человека; - родители учащихся школы – выборка 40 чел. - педагоги школы – 25 чел. Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и увеличения числа учащихся. Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно руководителям образовательных учреждений, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа, как в глазах профессионального окружения, так и во мнении своих учеников.

Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 1 Результаты ответов родителей о потребности в получении дополнительного образования детьми, % Рис. 2. Ранжирование направлений в получении дополнительного образования для респондентов, %

Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис.3. Результаты ответов родителей об оплате дополнительных услуг образования, % Рис. 4. Результаты ответов родителей о мотивах выбора ОУ, %

Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 5. Результаты опроса педагогов на вопрос «Какое из утверждений в большей степени соответствует вашему представлению о своей работе?», % Рис. 6. Перспективы профессиональной деятельности, чел.

Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 7. Качества, необходимые для педагога, чел. 1 место в рейтинге

Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 8. Результаты ответов учащихся о степени согласия с утверждениями, средний балл

Положительные стороны деятельности образовательного учреждения Рис. 9. Кто оказывает педагогам поддержку, %

Общая оценка имиджа образовательного учреждения

Ожидаемые результаты 1.Внедрение в образовательный процесс нового содержания образования, методик и технологий обучения, способов оценки образовательных результатов, обеспечивающих успешное освоение учащимися программы федеральных образовательных стандартов. 2.Реализация программ сетевого взаимодействия с учреждениями системы дополнительного образования, учреждениями культуры, направленных на повышение уровня образованности учащихся, их социализацию, успешное освоения ими федеральных образовательных стандартов нового поколения. 3. Развитие сети дополнительных образовательных услуг (на бюджетной и хозрасчетной основе). 4. Расширение состава конкурсов, олимпиад, смотров, в которых принимают участие учащиеся школы. 5.Адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи. 6.Создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в формате портфолио учащихся. 7. Оптимизация программы работы с кадрами, приведение ее в соответствие с новыми требованиями к квалификации управленческого и педагогического персонала. 8. Развитие инфраструктуры ОУ, повышение уровня информатизации образовательного процесса. 9.Укрепление здоровья школьников, повышение уровня психологической комфортности, улучшение материально технических условий организации образовательного процесса. 10. Формирование готовности педагогического коллектива ОУ к различным формам государственно-общественной оценки деятельности ОУ.

Вывод Гипотеза о том, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции, в результате проделанной работы нашла полное подтверждение.