Учебный материал по химии. Дополнительные материалы по химии

Химия - это одна из наук, изучающих природу. А точнее - элементарные частицы (атомы и молекулы), образуемые ими вещества и законы, согласно которым происходят химические реакции. Исторически получилось так, что вся дисциплина состоит из двух разделов: неорганическая химия и органическая. До конца XVIII в. эти термины значили только то, к какому царству природы (животному, растительному или минеральному) относятся полученные соединения. Но, с начала XIX в., их смысл изменился. Теперь они указывают, есть ли в образовавшемся веществе углерод. Неорганическая химия контактирует с науками о «неживой» природе: геологией, минералогией, геохимией. А органическая - наоборот, с биохимией и биологией.

Для школьников, желающих улучшить свои знания по химии, предлагается большое количество дополнительной литературы. Именно «дополнительной», потому что основными всегда были и останутся школьные учебники. Все книги соответствуют образовательному стандарту РФ и могут использоваться для самостоятельной работы.

В качестве примера можно назвать «Краткий курс химии. Пособие для поступающих в ВУЗы» Кузьменко Н.Е. Книга содержит фундаментальные основы, обязательные для понимания каждым выпускником, который планирует стать химиком-технологом, медиком или биологом. Это один из самых полных задачников по предмету, в котором, к тому же, дается достаточное количество теории.

Привлекает внимание книга, использующая, как доказано, самые эффективные способы представления материала - иллюстрационный и табличный. Она называется «Вся химия в 50 таблицах». Автор - Стахеев Ю.А. Пособие может использоваться для повторения в процессе подготовки к экзамену. Преподаватели могут на его основе подготовить раздаточные карточки для уроков. Кроме таблиц, в книге даются сведения по решению основных типов задач по химии.

Но, для того, чтобы освоить методику решения практических заданий, лучше выбрать что-нибудь более фундаментальное. Например, «1001 задача по химии с ответами, указаниями, решениями» Слета Л.А. Она охватывает все разделы общей, органической и неорганической химии и подходит, как для школьников, так и для студентов. В ней есть два типа заданий: качественные и количественные (расчетные). Кроме задач школьного курса, в сборник включены задания областных олимпиад. В заключительной части собраны ответы, подробные решения и комментарии.

Еще одна книга, о которой обязательно надо вспомнить - «Краткий справочник по химии» Куриленко О.Д. Преимущество пособий данного типа заключается в том, что они в удобной лаконичной форме дают сведения по химии, которые необходимы не только школьникам или студентам, но также сотрудникам химической промышленности, сельского хозяйства, лабораторий и т.д.

Есть и другие полезные книги: «Химия. Учебник для ВУЗов» Никольского А.Б., «Энциклопедический словарь юного химика» (коллектив авторов), «Органическая химия. Шпаргалка» (коллектив авторов) и другие. Все они написаны с одной целью - помочь учащимся в освоении этой увлекательной дисциплины.

2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. - 144 с.

Формат: pdf

Размер: 2,9 Мб

drive.google

Дидактические материалы по химии для 10-11 классов. А.М. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова (1999 , 2-е изд., 80с.)

Формат: djvu / zip (отсканировано немного небрежно, кончается стр.75, а стр. 76-77 оказались в начале, между стр. 5 и 6)

Размер: 65 0 Кб

/ Download файл

Содержание (изд. 2011, 144с.)
Предисловие 3
10 класс
Тема I. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей
Работа 1. Химическое строение органических веществ. Изомерия. Электронная природа химических связей... 4
Тема II. Предельные углеводороды (алканы, или парафины)
Работа 1. Номенклатура и гомология алканов 5
Работа 2. Изомерия, получение и химические свойства алканов 7
Работа 3. Расчётные задачи 11
Итоговая работа по теме II 13
Дополнительные задания 15
Тема III. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины)
Работа 1. Номенклатура, гомология и изомерия алкенов 17
Работа 2. Получение и химические свойства алкенов 20
Работа 3. Диеновые углеводороды. Природный каучук 21
Работа 4. Ацетиленовые углеводороды (алкины) 22
Работа 5. Расчётные задачи 23
Итоговая работа по теме III 27
Дополнительные задания 29
Тема IV. Ароматические углеводороды (арены)
Работа 1. Номенклатура, изомерия и химические свойства аренов 31
Работа 2. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов 32
Работа 3. Расчётные задачи 33
Дополнительные задания 34
Тема V. Природные источники углеводородов и их переработка
Работа 1. Природные источники углеводородов 35
Дополнительные задания 36
Тема VI. Спирты и фенолы
Работа 1. Предельные одноатомные спирты 36
Работа 2. Многоатомные спирты и фенолы 38
Работа 3. Расчётные задачи 39
Дополнительные задания 40
Тема VII. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты
Работа 1. Альдегиды 42
Работа 2. Карбоновые кислоты 44
Работа 3. Расчётные задачи 46
Работа 4. Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами 47
Работа 5. Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (экспериментальные и расчётные задачи) 48
Итоговая работа по темам VI, VII 50
Дополнительные задания 52
Тема VIII. Сложные эфиры. Жиры
Работа 1. Сложные эфиры 54
Работа 2. Сложные эфиры, жиры 55
Работа 3. Расчётные задачи 56
Дополнительные задания 57
Тема IX. Углеводы
Работа 1. Глюкоза, сахароза 59
Работа 2. Крахмал, целлюлоза 60
Работа 3. Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы (экспериментальные и расчётные задачи) 61
Работа 4. Расчётные задачи 62
Итоговая работа по темам VIII, IX 63
Дополнительные задания 64
Тема X. Азотсодержащие органические соединения
Работа 1. Амины 66
Работа 2. Аминокислоты, белки 67
Работа 3. Расчётные задачи 68
Итоговая работа по теме X 69
Дополнительные задания 70
Тема XI. Синтетические полимеры
Работа 1. Общая характеристика ВМС. Пластмассы... 72
Работа 2. Каучуки 73
Работа 3. Волокна 74
Дополнительные задания 75
Тема XII. Обобщение знаний по курсу органической химии
Работа 1. Виды изомерии органических веществ 76
Работа 2. Генетическая связь органических соединений 77
Итоговая работа по курсу органической химии 78
Дополнительные задания 82


11 класс
Тема I. Важнейшие химические понятия и законы
Работа 1. Задачи на вывод формул веществ на основе закона постоянства состава веществ 83
Тема II. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения учения о строении атомов
Работа 1. Строение атомов и электронных оболочек атомов 84
Работа 2. Валентные возможности атомов.
Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений 86
Тема III. Строение вещества
Работа 1. Строение вещества 88
Работа 2. Решение расчётных задач на приготовление растворов различной концентрации 89
Итоговая работа по темам I, II, III 91
Дополнительные задания 93
Тема IV. Химические реакции
Работа 1. Классификация химических реакций 95
Работа 2. Скорость химических реакций. Химическое равновесие 96
Работа 3. Электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. Реакции в растворах электролитов 99
Работа 4. Гидролиз органических и неорганических соединений 101
Итоговая работа по теме IV 102
Дополнительные задания 105
Тема V. Металлы
Работа 1. Получение металлов. Электролиз. Коррозия металлов 109
Работа 2. Металлы 1А-группы 111
Работа 3. Металлы НА-группы 112
Работа 4. Алюминий и его соединения 114
Работа 5. Медь, железо, хром - металлы Б-групп 115
Работа 6. Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов 117
Итоговая работа по теме V 118
Дополнительные задания 120
Тема VI. Неметаллы
Работа 1. Обзор неметаллов. Оксиды и водородные соединения неметаллов 124
Работа 2. Свойства оксидов неметаллов. Кислородсодержащие кислоты 126
Итоговая работа по теме VI 128
Дополнительные задания 130
Итоговая работа по курсу общей химии 135
Приложения 138

Краткое содержание - 1999, 2-е изд., 80 с.:

10-й класс (стр. 4-50)

Тема I . Теория химического строения органических соединений.

Работа 1 (4 варианта)

Тема II . Предельные углеводороды (алканы). Циклопарафины (циклоалканы).

Тема III . Непредельные углеводороды (алкены, алкины).

Работа 1 - Работа 6 (каждая работа содержит 4 варианта)

Тема IV . Ароматические углеводороды (арены).

Работа 1 - Работа 4 (каждая работа содержит 4 варианта)

Тема V . Спирты и фенолы.

Работа 1 - Работа 3 (каждая содержит 4 варианта или расчетные задачи)

Тема VI . Альдегиды и карбоновые кислоты.

Работа 1 - Работа 6 (каждая содержит 4 варианта или расчетные задачи)

Тема VII . Сложные эфиры. Жиры.

Работа 1 - Работа 2 (каждая работа содержит 4 варианта)

Тема VIII . Углеводы.

Работа 1 - Работа 5 (каждая содержит 4 варианта или расчетные задачи)

11-й класс (стр. 51-77)

Тема I . Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения.

Работа 1 - Работа 4 (каждая работа содержит 4 варианта)

Тема II . Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе.

Тема III . Обобщение знаний по курсу органической химии.

Работа 1 - Работа 3 (по 4 варианта)

Задачи с производственным и межпредметным содержанием (1-20)

Задачи повышенной сложности (1-10)

Данная презентация может быть использована на уроках при изучении нового материала, при повторении и обобщении темы «Арены» и всего курса органической химии, а также при дистанционном обучении учащихся. Презентация состоит из 33 слайдов и содержит полное содержание темы, иллюстрации, тестовые задания, биографию ученого Кекуле Ф.А. Слайд 1 Слайд 5 Слайд 12

Данная презентация может быть использована на уроках химии при изучении нового материала (урок 23 по тематическому планированию «Гара Н. Н. Химия. Уроки в 8 классе») «Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций», при повторении и обобщении темы «Кислород», а также при дистанционном обучении учащихся. Презентация состоит из 31 слайда и содержит полное содержание темы, иллюстрации, задания, алгоритмы решения задач по термохимическим уравнениям, раскрывает основные понятия...

Оборудование: интерактивная доска, проектор, программы Microsoft Office Word. Тип урока: изучение новой темы Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная. Аннотация: открытый урок по теме «Химические элементы, их названия, символы. Понятие о Металлах и Неметаллах» с применением Программы 7 модуле, разработанной казахстанскими учеными совместно с Кембриджским Университетом. Цели: Ознакомить учащихся с понятием о химическом элементе Формировать умение прогнозировать свойства элементо...

Заключительный урок по теме "Углеводороды", с использованием модульной технологии. Материал содержит конспект урока и модуль с заданиями. Конспект позволяет обобщить знания учащихся об углеводородах(классификация, названия, изомерия, решения задач, эксперимент). Задачи урока: проследить зависимость свойств вещест от строения, закрепить понятия: строения молекул,тип гибридизации, виды изомерии, номенклатура, свойства органических соединений, отработать умения применять знания на практике при с...

Презентация к уроку по теме "Углеводороды" содержит 18 слайдов. Цель урока: обобщить знания учащихся об углеводородах. Задачи урока: проследить зависимость свойств веществ от строения, закрепить понятия: строение молекул, тип гибридизации, гомологический ряд, виды изомерии, номенклатура, свойства органических соединений, отработать умения применять знания при составлении схем генетической связи, решении задач на вывод молекулярных формул органических соединений, распознавании алканов, алкенов...

В статье приводится описание метода проектов, обосновывается целесообразность его использования на уроках химии и во внеурочное время. Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. На уроках целесообразно пользоваться различной метод...

Методическая разработка интерактивного урока химии в 9 классе по теме "Реакции ионного обмена" и презентация к уроку. Используются групповая, индивидуальная формы работы, игровые моменты, демонстрационные опыты, проблемные задания, мультимедийная презентация. Форма проведения урока -игра-соревнование между командами. Данныйурок можно рекомендовать для проведения обобщающих уроков по теме, открытых уроков в рамках недели или декады химии, а также с целью обмена опытом.На уроке осуществляется д...