Экология души человека. Экология души и духа

Выполнила учитель географии, биологии: Иксанова Гузаль Минуллаевна

МБОУ «СОШ №3» г. Альметьевск, Республика Татарстан

Классный час на тему: «Экология души!»

(занятие с учащимися 7-8 класса)

Цель:

    П оказать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Задачи:

    В оспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.

На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)

Эпиграфы:

“Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)

“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)

“Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)

«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)

Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы: Совместные, групповые.

Ход занятия.

    Организационный этап.

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.

Учащийся.“Я – ПЛАНЕТА”. Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить...

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.

Учащийся. “Живая душа природы” . “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым...” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.

Я предлагаю вам посмотреть слайды презентации и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация слайдов) - Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)

Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)

Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)

Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)

Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)

III. Актуализация знаний учащихся.

Кл.руководитель - Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)

Сообщение учащегося:

Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой - усугубляют экологические проблемы.

За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

Кл.руководитель - Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.

(Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания» )


О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Назовите проблему. (ответы учащихся)

IV. Работа по группам.

Карточка № 1.

    Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.

    Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?

    Есть на свете конь – всему миру не сдержать.

    И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.

1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?

а) мешает дышать живым организмам;
б) препятствует испарению;
в) уменьшает поток энергии океана.

Карточка № 2.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.

    Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.

    Не зверь, не птица, а в избу просится.

    Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.

2. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопление полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?

а) невозможно;
б) есть надежда;
в) абсолютно невозможно.

Карточка № 3.

    Иди, иди, а конца не найдешь.

    Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.

    Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.

    Что в руках не удержать?

3.Когда же день именин у Земли?

Карточка № 4.

    Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.

    Что выше леса, краше света, без огня горит?

    Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

    Кругом вода, а с питьем беда.

4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?

а) очень капризное и своенравное;
б) очень чистое и соленое;
в) очень древнее и глубокое.

Карточка № 5.

    Сито вито, решетом покрыто.

    Мету, мету – не вымету, несу, несу, – не вынесу, пора придет – сам уйдет.

    Горя не знает, а слезы проливает.

    На всех садится, никого не боится.

5. Сколько “дырок” в озоновом слое могут проделать космические ракеты?

а) очень немного;
б) не могут;
в) очень даже могут

(Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).

Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель . Сегодня мы узнали много об экологии. К сожалению, многие не знают этих законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа подготовит обращение к учёным.

Третья группа обратится к фермерам и крестьянам.

Четвертая группа напишет морякам и рыбакам.

Пятая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

- А теперь общий вопрос для всех:

Что нас ждет в ближайшем будущем по “большому счету”?

а) ничего хорошего;
б) светлое будущее;
в) никакого будущего.

(ответ учащихся)

Кл.руководитель - Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

- (сообщение учащегося)

    70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

    Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

    Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

    Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

Кл. руководитель - “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (ответы учащихся).

Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: "как аукнется, так и откликнется", - так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»

VI. Итоговый этап.

- А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)

- Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»

Список литературы:

    Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.

    Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.

    http://jmkn.ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija.html

    http://www.rogdestvenskij.ru/

Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
Ведь каждая безнравственная мысль
Последствием своим планету ранит.

Очистим душу, смоем с мыслей грязь,
И вся Земля очистится от сора.
Природа благодарно возродясь,
Моря очистит, реки и озера.
Нина Уманская

В нашей современной жизни появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это говорит о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.

Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от разрушения. Слишком много факторов в нашей повседневной жизни влияют на неокрепшую душу подростка. И как важно бороться за ее сохранение. Не секрет, что современные дети очень сильно отличаются от нас, когда-то далеко в прошедшем времени находящихся в таком же возрасте. С развитием науки и техники жизнь человека, несомненно, становится богаче и ярче. Передовые технологии, применение различной техники дома и на работе, позволяют, несомненно, занятому современному человеку иметь больше свободного времени и есть возможность его тратить на спорт, увлечения, хобби, путешествия. А безграничные возможности Интернета дают иллюзорные ощущения свободы, пространства, уверенности в себе. Для поколения, выросшего без персональных компьютеров и гаджетов и сформировавшихся как личности на книгах, советских фильмах, реальном патриотизме, физическом труде, спорте и, главное, на примере жизни своих родителей, добросовестно трудившихся на благо Родины, - все современные достоинства научно-технического прогресса воспринимаются адекватно и благодарно. Но поколение наших детей и внуков растет в других, более комфортных условиях, оберегаемых нами от всяческих трудностей и, зачастую, не знающих чувства ответственности за себя и свои поступки. Было бы все не так волнительно и печально, если бы мы были уверены, что воспитываем детей правильно и полноценно, даем все самое лучшее, и что будущее у них безоблачно и чисто. А уверенность эта разрушается реалиями современного мира. С экранов телевидения транслируются сцены агрессии, насилия и ненависти, распространяется культ силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения. И реалии таковы, что во многих семьях подростка невозможно оторвать от экрана компьютера, телевизора. И это проблема большинства родителей. Многие подростки агрессивны в общении, путаются в реалиях, живут виртуальной жизнью.

Как же сохранить, а не разрушить душу ребенка, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Ответ на это вопрос заключается в том, чтобы задачи духовного воспитания приобрели первостепенную значимость, стали приоритетными в сфере образования. Воспитание должно строиться на основе духовно-нравственных ценностей, как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование станет условием духовного процветания, как отдельной личности, так и общества в целом.

Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю воспитанника. Ребенок приходит на урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать новую тему, выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Такой опыт он приобретает на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, истории, географии, биологии и многих других, изучаемых в школе предметах.

Что мы понимаем под термином «эмоционально-ценностный опыт отношения к миру»? Это язык чувств и эмоций. Но они не возникают у человека сами по себе. Они являются его реакцией на явления окружающей жизни. Смыслом этих чувств и эмоций является выражение отношения человека к различным объектам и событиям, то есть их оценка. Оценка – способность человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и к самому себе. Передача ребенку знаний в процессе учебы, это передача опыта, накопленного человечеством, и не просто опыта, а оценки разными людьми, в разные эпохи, разных явлений на основе выработанных человеческим родом нравственно-эстетических критериев. Главным смыслом обучения является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Современная школа должна быть нацелена на создание условий для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.

Для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих задач педагога является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. Очень важно развивать гражданскую культуру педагога-воспитателя, формировать его национальный характер, так как духовный человек - это носитель национальных ценностей.

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

Понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

Свободно выражать свои мысли и чувства;

Строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

Отстаивать свои принципы и убеждения;

Вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

Осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

Распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

Принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75) . По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.













1 из 12

Презентация на тему: Экология души

№ слайда 1

Описание слайда:

Экология души (по материалам сайтов PsyCenter.ru, rusecocentre.ru, анимации с сайта forumsmile.ru) Подготовил: лопарева а.с., педагог – психолог мбдоу № 39 «сказка» г. кызыла Республики Тыва «Величие души должно быть свойством всех людей» Сенека «Душа человека развивается до самой смерти» Гиппократ «Душа человека заключается в его делах» Ибсен Г. 900igr.net К неделе «Экология и мы»

№ слайда 2

Описание слайда:

Инициология - наука об экологии Души. Экология Души жизненно необходима каждому современному человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии. С точки зрения Инициологии, экология Души означает заботу о своей энергетике, защищенность от негативных воздействий, поддержание внутренней гармонии и душевного равновесия. На сегодняшний день Инициология является самой ожидаемой, востребованной и эффективной системой исцеления человека и практикой личностного роста. Инициология адаптирована для восприятия современного человека, может быть понятна и доступна каждому, независимо от возраста, образования, уровня базовой подготовки. Хочешь изменить мир, изменись сам! Это не просто слова. Душа первична, физическое тело, как сосуд для Души, - вторично.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

В «экологию души» входят такие понятия, как: Альтруизм - желание и стремление бескорыстно принести пользу другим людям, самоотречение, самоотверженность; противоположность эгоизму. Благоговение - глубочайшее почтение, уважение, преклонение, признание. Благовоспитанность - умение хорошо держать себя в обществе, обладание хорошими манерами. Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность за оказанное добро. Благожелательность - доброжелательность, приветливость. Благопристойность - соответствие требованиям приличия. Благоразумие – рассудительность, осмотрительность, здравомыслие. Благородство – высокая нравственность, достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость. Благотворительность - обеспечение людей благами и услугами, оказание безвозмездной материальной или денежной помощи нуждающимся. Вежливость - склонность и умение соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость. При составлении словаря были использованы следующие источники: 1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. 2. Культурологический словарь. Методического пособия по культурологии под ред. В.Константинова, Владимирский государственный педагогический университет, - http://arslonga.33info.ru/muzved/kultslovar.htm 3. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - http://slovari.yandex.ru/dict/ brokminor 4. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002. 5. Служба тематических толковых словарей. - http://www.glossary.ru/ 6. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - http://slovari.yandex.ru/dict/dal 7. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1935-1940. 8. Энциклопедия «Кругосвет». - http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet.

№ слайда 6

Описание слайда:

Великодушие - обладание высокими душевными качествами, способность прощать и быть бескорыстно уступчивым, готовность жертвовать своими интересами ради других. Верность - надежность, преданность, постоянство, неизменность в выполнении своих обязанностей, в чувствах и отношениях. Воля - стремление и способность человека к осуществлению своих желаний, к преодолению препятствий, достижению поставленных целей. Воспитанность - обладание хорошим воспитанием, знание правил поведения в обществе и умение вести себя в соответствии с этими правилами. Гуманность – человеколюбие, отзывчивость, внимательность к нуждам других людей. Гуманизм – признание ценности человека как личности, уважение достоинства и прав человека. Добродушие – благожелательная приветливость, доброта и мягкость характера. Добросовестность - склонность честно выполнять свои обязательства; верность, надежность в делах. Доброта - готовность помогать людям, оказывать им услуги («делать добро»), отзывчивость, душевность. Долг – нравственная обязанность личности, ответственность за выполнение требований общества или за принятые внутренние обязательства.

№ слайда 7

Описание слайда:

Дружба – устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на симпатии и активной взаимопомощи. Дружелюбие - чувство симпатии и приязни, дружеское расположение к кому-либо. Душа - внутренний мир человека; особое идеальное начало, противоположное материальному миру. Здравый смысл - благоразумие, чувство меры, мудрость, правильность представлений людей о природе, обществе и окружающем мире. Идеал – высшее совершенство, лучший образец для подражания; реальный или собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. Интеллигентность – сочетание высокого уровня развития интеллекта и образованности; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры; глубокое принятие и следование общечеловеческим ценностям; чувство социальной справедливости и терпимость к инакомыслию; честность, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, порядочность, благородство. Интеллект – умственные, познавательные способности человека; глубина его знаний и способность к их использованию.

№ слайда 8

Описание слайда:

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий; чутье, проницательность, тонкое понимание происходящего. Культура - творческая деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей. Любезность - обходительность, предупредительность, учтивость, приятность в общении. Мечты - планы и фантазии человека о будущем, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы. Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в мире, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе; убеждения, идеалы и принципы, определяющие поведение. Миролюбие - стремление к миру и согласию, добродушие, мягкость в общении, уступчивость, склонность избегать конфликтов или готовность к сотрудничеству и поиску компромиссов. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь нуждающимся и обездоленным; доброжелательное отношение к другому человеку. Мораль - система воззрений на жизненное предназначение человека, охватывающая понятия добра и зла, должного и непозволительного, справедливости, совести, смысла жизни. Мудрость - обладание большим умом, высшим знанием, основанное на жизненном опыте.

№ слайда 9

Описание слайда:

Мужество – спокойная храбрость, душевная стойкость и сила духа; способность разумно, смело и решительно действовать в ситуациях беды или опасности; умение преодолевать страх и неуверенность в себе. Мягкосердечие - доброта, отзывчивость, сострадательность, душевная мягкость. Нравственность (мораль) – свод принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Ответственность - волевое качество, способность осуществлять контроль над своим поведением и деятельностью, отвечать за совершенные поступки и их последствия, выполнять принятые на себя обязательства. Отзывчивость - сочувственное отношение к другим людям, готовность отозваться на чужие нужды, оказать помощь. Патриотизм - любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, традициям; преданность своему отечеству и своему народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам. Почтительность - склонность относиться к кому-нибудь с большим уважением и даже благоговением. Принципиальность – стремление следовать убеждениям, действовать в строгом согласии с важными твердыми правилами (научными или нравственными основами).

№ слайда 10

Описание слайда:

Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей. Самообладание - волевое качество; способность владеть своими эмоциями, сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я». Смысл жизни - более или менее осознанное переживание осмысленности и результативности собственной жизни, субъективное понимание своего предназначения и цели существования. Симпатия - одобрительное отношение к другому человеку (людям), чувство внутреннего расположения, проявляющееся в оказании внимания, приветливости, доброжелательности. Совесть - особое нравственное чувство, способность распознавать добро и зло, внутренняя оценка моральности своих и чужих поступков, чувство ответственности за свое поведение. Сознательность - склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки. Сопереживание - сочувствие другому человеку, совместное переживание его душевного, эмоционального состояния. Сострадание – деятельное сочувствие чужому страданию, стремление к эмоциональной поддержке другого человека, готовность оказать помощь. Справедливость – беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.

№ слайда 11

Описание слайда:

Тактичность - склонность учитывать в процессе общения интересы окружающих, проявлять вежливость и учтивость; осторожность, бережность, чувство меры в общении. Терпимость - умение терпеливо и спокойно относиться к чужому мнению, взглядам, поведению. толерантность - уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира и форм самовыражения каждой личности. Трудолюбие - положительное отношение к труду, активность, инициативность, добросовестность, усердие в работе, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Учтивость – вежливость, почтительность. Целеустремленность – направленность на достижение значимых для личности целей, упорство при их достижении, готовность преодолевать трудности. Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, самоуважение, основанное на следовании моральным принципам; обязательность, честность, ответственность, единство слова и дела, благородство души и чистая совесть. Эмпатия – сочувствие, сопереживание, интуитивная способность чувствовать и разделять эмоциональное состояние других людей. Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой жизни с точки зрения понятий о добре и зле.

№ слайда 12

Описание слайда:

«душевная экология» - это дело самого человека. Если человек изначально чист душой, он никогда не сойдёт с пути правды. О чистоте души может говорить вера человека. Человек, соблюдающий законы божьи, будет чист душой. Чистота души зависит от самого человека, никто не в праве навязывать ему веру, мнение, мысли, понятия.