Князь ф юсупов. Дважды изгнанник: Феликс Юсупов

Имя: Феликс Юсупов (граф Сумароков-Эльстон)

Возраст: 80 лет

Деятельность: последний из князей Юсуповых, участник убийства Григория Распутина, автор книг воспоминаний об этом, общественно-политический и церковный деятель

Семейное положение: был женат

Феликс Юсупов: биография

Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, был последним из знаменитой ветви князей Юсуповых. Он пробовал заниматься в жизни многими вещами, но вошел в историю как один из убийц . Впоследствии, находясь в эмиграции, Юсупов даже написал об этом две книги воспоминаний, гонорары за которые были основным источником его доходов. Кроме того, Феликс оказался одним из первых людей, сумевших выиграть иск против кинокомпании и получить возмещение морального ущерба в виде довольно кругленькой суммы.


Молодые годы князя | Россия Романовых

Юсупов был младшим сыном графа Феликса Сумарокова-Эльстона и его супруги княжны Зинаиды Николаевны Юсуповой. Нужно отметить, что княжна хотела и ждала дочь, поэтому, когда родился Феликс, она не стала относиться к нему как к мальчику, а наряжала в розовые платьица, приучала к украшениям и даже научила краситься. Странный каприз матери наложил огромный отпечаток на всю дальнейшую жизнь этого необычного человека. На протяжении многих лет главным развлечением Юсупова было следующее: в женском платье, постаравшись быть неузнанным, пройтись по бульвару или пообедать в ресторане. О странностях «золотого мальчика» говорила вся русская знать, его обвиняли даже в гомосексуализме, хотя фактических доказательств этого никто не имел.


Юсупов, переодетый в старинный костюм для спектакля | Россия Романовых

Феликс окончил престижную частную гимназию, а позднее и Оксфордский университет, где основал Русское общество, так как всегда был и до конца жизни оставался патриотом своей родины, но исключительно в монархическом варианте. В юные годы Юсупов и его старший брат Николай были страстными поклонниками театра. Более того, молодые люди и сами выступали на сцене. Очевидцы утверждали, что Феликс имел незаурядный актерский талант, который особенно был заметен в искусстве перевоплощения в других людей. И речь не только о весьма убедительном исполнении женских ролей, но и о создании на сцене очень реалистичных образов мужских персонажей – от простолюдинов до кардинала Ришелье.


Фото Феликса Юсупова | Россия Романовых

В 21 год Юсупов неожиданно превратился в единственного наследника огромного фамильного состояния своей семьи. Дело в том, что его старший брат Николай погиб на дуэли от руки графа Арвида Мантейфеля, который таким образом защищал честь жены, соблазненной Юсуповым-старшим. Впрочем, как покажет дальнейшая жизнь, насладиться богатством в полной мере Феликсу было не суждено.

В 1916 году Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов, его шурин, совместно с депутатом государственной думы Владимиром Пуришкевичем организовали заговор против друга и приближенного российского императора - Григория Распутина. Феликс рассказывал впоследствии: каждый из трех мужчин самостоятельно пришел к мысли о том, что все беды России начала XX века связаны именно с именем «царского старца». Когда же они начали обсуждать, то пришли к заключению – Распутина необходимо остановить любой ценой. Но инициатором и воплотителем заговора считается именно Юсупов.


Заговорщики: Дмитрий Романов, Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич

В предпоследний день 1916 года он пригласил Григория Распутина в свой дом и под предлогом показать место, где обычно пирует с гостями, заманил того в подвал. Предложив Григорию навсегда покинуть Санкт-Петербург и получив отказ, Феликс достал пистолет и выстрелил в Распутина. Показания в кабинете следователя трех заговорщиков будут значительно отличаться друг от друга и сильно расходиться с фактами, обнаруженными следствием. Однозначно можно говорить только о том, что в старика было произведено три выстрела, а позднее мертвое тело отвезли на автомобиле к Петровскому мосту и сбросили в реку.


Восковые фигуры в музее Юсуповых, воссоздающие сцену убийства Григория Распутина | LiveInternet

Семья императора была очень разгневана поступком Юсупова и его сообщников. Скорее всего, их бы ждал смертный приговор, но из-за участия в деле князя Дмитрия расследование затянулось. Тем временем Пуришкевича отправили на фронт, Романова - в Персию, а князя Феликса ожидал домашний арест в родовом имении в Курской губернии. Но смерть Распутина повлекла за собой февральскую, а затем и октябрьскую революции, и Юсупов уезжает заграницу, где в любом обществе предстает в первую очередь как «тот самый убийца». Кстати, мужчина позднее напишет книги-воспоминания «Конец Распутина» и «Мемуары» об этих трагических событиях.

Общественная деятельность

Нужно подчеркнуть, что Юсупов был патриотом и довольно щедрым человеком. Во время Первой мировой войны он за свой счет организовывал госпитали в Санкт-Петербурге. В первом из них, созданном в доме на Литейном проспекте, Феликс работал и сам, пока не получил разрешение отправиться на годичные офицерские курсы в Пажеский корпус. Забегая вперед, стоит добавить, что во время Второй мировой войны князь Юсупов займет весьма интересную позицию: он не захотел поддержать нацистов, занявших Францию, но при этом также категорично ответил отказом на предложение вернуться в Санкт-Петербург, сославшись на неприятие Советского Союза как государства.


Фото Феликса Юсупова | ПетроИнфо

После Октябрьской революции вместе с семьей мужчина уезжает из России навсегда. Сначала он обосновался на Мальте, а позднее перебрался в Лондон и уже оттуда в Париж. Продав все драгоценности, которые смогли вывезти с собой, Юсуповы купили дом в Булонском лесу на улице Пьер Герен, где Феликс жил до конца жизни. Интересно, что в их имении в России оставалось еще столько собственности, что разграбление дома продолжалось не менее недели. Но, даже значительно обеднев, Феликс продолжал помогать беженцам. Вместе с матерью он организовал специальный фонд, а также давал приют в своем доме.


Феликс Юсупов с бульдогом по имени Клоун | Живой Журнал

В 20-х годах Юсупов вместе с женой открывает дом моды «Irfé», который становится уникальным явлением для Франции. Дело в том, что моделями и даже швеями в «Irfé» выступали графини и княгини, за что модный дом Юсуповых называли самым аристократическим. Дизайнеры «Irfé» ориентировались на русский стиль, использовали роспись по шелку, а главным новшеством было введение совершенно небывалого явления – так называемого спортивного стиля в повседневной одежде. Взлет популярности был настолько стремительным, что его можно сравнить только со столь же моментальным падением. Наступила пора Великой депрессии, а Феликс не смог перестроиться и продолжал вести расточительный образ жизни, поэтому предприятие обанкротилось.


Фото Феликса Юсупова | Россия Романовых

Бюджет пополнить удалось за счет выпуска книги о Распутине, а также за счет небывалой дерзости – подачи иска на американскую кинокомпанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Дело в том, что на экраны в 1932 году выходит кинокартина «Распутин и императрица», в которой говорится, будто бы супруга Юсупова была любовницей Григория. Феликс, которого все убеждали в бесполезности его действий, подает в суд и умудряется доказать необоснованность и голословность сценария фильма. Компания «MGM» выплачивает ему 25 тысяч фунтов стерлингов, что по тем временам считается огромной суммой. Кроме того, этот прецедент послужил тому, что теперь в титрах кинофильмов пишут фразы вроде «по мотивам произведения» и «сходство с реальными лицами не является предумышленным».

Личная жизнь

Юный Феликс считался одним из самых красивых мужчин среди русской знати. Многие представительницы слабого пола сходили по нему с ума. Поговаривали, что и мужчины неоднократно заглядывались на такую приторную внешность. Но все подозрения о нетрадиционной ориентации Юсупов развеял, женившись на княжне Ирине Александровне Романовой, родной племяннице государя . В 1915 году у супругов родилась дочь Ирина, крестниками которой, между прочим, стали сам император и его жена императрица Мария Фёдоровна.


Русская семерка

В глубокой старости, за несколько месяцев до смерти, Феликс и Ирина усыновили 18-летнего мексиканца Виктора Мануэля Контрераса. Позднее молодой человек прославится как скульптор и художник. Его работы украшают музеи многих стран, а также представлены на центральных площадях в Северной Америке и в Европе.


Рисунки цикла "Монстры", созданные Феликсом Юсуповым

Кстати, сам Юсупов тоже однажды попробовал себя в изобразительном искусстве. После выхода в свет первого издания книги воспоминаний Феликс неожиданно взялся за тушь и акварель и создал целую серию инфернальных портретов под общим названием «Монстры». Всего за нескольких недель им было нарисовано 15 работ, и больше Феликс никогда не возвращался к этому занятию. Считается, что данные портреты связаны с кошмарами, которые преследовали Юсупова всю жизнь. Около половины из этих рисунков хранились в галерее Кристиана Бутонье.

Смерть

Ушел из жизни последний наследник знаменитого рода князей Юсуповых в возрасте 80 лет, 27 сентября 1967 года. Его похоронили в Париже, на русском кладбище в районе Сент-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с матерью Зинаидой Николаевной. Интересно, что на грудь усопшего положили крестик, вырезанный из щепки от гроба Великой Княгини Елизаветы Федоровны, которая всю жизнь ему покровительствовала. Жена Феликса Юсупова пережила мужа всего на три года. Совершенно удивительная история дома Феликса на улице Пьер Герен. Вскоре после кончины княгини Ирины Александровны дом внезапно провалился под землю, напомнив свидетелям этой картины рассказ Эдгара По «Падение дома Ашеров».


Живой журнал

О Феликсе Феликсовиче Юсупове написано множество книг и снято немало кинофильмов. Практически всегда, когда экранизируют историю жизни государя Николая II или , обязательно присутствует и персонаж этого необычного человека. В последнее время на экране Феликса изображали , Джеймс Фрейн и другие актеры.

Следует сразу отметить, что часто встречающееся упоминание одной из наиболее ярких фигур предреволюционной России - Феликса Феликсовича, князя Сумарокова-Эльстона (таково его полное имя) в качестве великого князя не вполне корректно. Несмотря на то что его жена Ирина Александровна являлась правнучкой императора Николая I, сам он кровного родства с царствующей фамилией не имел. Великими же князьями, согласно Уложению от 1885 года, считались только сыновья и внуки императора. Таким образом, выражение «великий князь Феликс Юсупов» скорее является установившимся в советское время штампом, чем реальным отражением действительности.

Молодой баловень судьбы

Князь Феликс Юсупов, биография которого легла в основу этой статьи, родился 11 марта 1887 года в Санкт-Петербурге. Его мать - княжна Зинаида Николаевна являлась последней наследницей богатейшего рода Юсуповых, берущего своё начало от ногайского правителя Юсуфа-мурзы, перешедшего в XVI веке на службу к Ивану Грозному. Отцом Ф. Юсупова был граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон - видный военачальник и государственный деятель своего времени.

Молодой князь Феликс Юсупов получил прекрасное образование, окончив вначале частную гимназию Гуревича - одно из наиболее престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, а затем в период 1909-1912 гг., обучался в Оксфордском университете. Ещё за год до отъезда в Англию он остался единственным наследником огромного состояния рода Юсуповых. Это произошло после того, как его старший и горячо любимый брат Николай был убит в результате дуэли с лифляндским дворянином Арвидом Мантейфелем, любовником жены которого он являлся.

Увлечения князя

Его страстным увлечением, которое разделял и брат Николай, был театр. В своих мемуарах князь Юсупов (Феликс) уделяет много места воспоминаниям о том, с каким удовольствием он участвовал в спектаклях, ставившихся на их домашней сцене. Круг создаваемых им образов был чрезвычайно велик - от целого ряда женских ролей, традиционно исполнявшихся мужчинами, до кардинала Ришелье и подобных ему персонажей. Постановки эти были, безусловно, любительскими, но таланту князя могли бы позавидовать и профессионалы.

Известно, что в молодые годы князь Юсупов (Феликс), как и многие представители «золотой молодёжи», проявлял склонность к несколько эпатажному поведению, умышленно отступая от общепринятых общественных норм и провоцируя вокруг своего имени ореол скандальной известности. Отдельные эпизоды его личной жизни того периода, а также увлечение женскими ролями, породили в обществе слухи о его якобы нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако вскоре они заглохли.

Женитьба Юсупова

В феврале 1914 года в его судьбе произошло важное событие - Феликс Юсупов (фото тех лет представлено в статье) женился на княжне императорских кровей Ирине Александровне Романовой. Поскольку невеста была племянницей Николая II, дочерью великой княгини Ксении Александровны и её мужа - великого князя Александра Михайловича, то для заключения брака потребовалось высочайшее дозволение. Через год у них родилась дочь, наречённая Ириной. Её крёстными были лично государь Николай II и его супруга императрица Александра Фёдоровна.

Семья Юсуповых в период Первой мировой войны

Начавшаяся вскоре мировая бойня застала молодожёнов в Германии, являвшейся одним из этапов их свадебного путешествия. Находясь в самом сердце государства, воюющего с Российской империей, супруги Юсуповы оказались в положении военнопленных, выезд которым был запрещён на основании приказа Кайзера Вильгельма II. Лишь после длительных переговоров, важную роль в которых сыграло посредничество испанского посла, им удалось наконец выехать в нейтральную Данию, а затем через Финляндию вернуться в Петроград.

В военных действиях Феликс Юсупов участия не принимал, так как, являясь единственным сыном в семье, был освобождён от армии. Тем не менее он не остался в стороне от происходивших событий и занимался организацией военных госпиталей, один из которых помещался в принадлежавшем его матери доме на Литейном проспекте (ныне Литейный пр. 42). Параллельно с этим в период 1915-1916 гг. князь окончил годовые курсы офицеров в Петроградском Пажеском корпусе.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова имеет в наши дни широкую известность во многом благодаря его участию в убийстве фаворита царской семьи Григория Распутина. Известно, что 30 декабря 1916 года Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов (великий князь и член царствовавшего Дома), а также депутат Государственной думы В.М. Пуришкевич, заманив Распутина в принадлежавший семье Юсуповых дворец на набережной реки Мойки в Петрограде, совершили убийство.

Феликс Юсупов, мемуары которого содержат описание этого события, объяснял свои действия глубоким убеждением в том, что лишь физическое устранение этого человека, пользовавшегося неограниченным влиянием на государя и его жену, могло пресечь исходивший от него поток зла. Несмотря на то что его причастность к убийству была вполне очевидна, Юсупова не арестовали, а лишь отправили с глаз долой в имение его отца Ракитное, находившееся в Белгородской области.

При иных обстоятельствах убийц Распутина могло ожидать более суровое наказание, вплоть до смертной казни. Но поскольку среди участников покушения был великий князь Дмитрий Павлович, дело спустили на тормозах, отправив Пуришкевича на фронт, а Романова послом в Персию.

Отъезд в эмиграцию

После свержения царя и прихода к власти большевиков в судьбе одного из самых богатых семейств России наступил коренной перелом. Из бурлящего как котёл Петрограда Феликс Юсупов с женой, дочерью и родителями сначала перебрался в Крым, а оттуда на борту британского линкора «Мальборо» отплыл на Мальту. Следующим этапом их пути был Лондон, где беглецам удаётся продать, чудом вывезенные из России, две картины Рембрандта, а также часть фамильных драгоценностей.

Вырученные деньги дали Юсуповым возможность переехать в Париж, где в тот период обосновались многие русские эмигранты, знакомые им по прежним встречам в великосветских салонах. Подавляющее большинство из этих людей покинуло Россию, бросив на произвол судьбы всё свое достояние, и оказавшись за границей, не имело средств к существованию.

Проживая в купленном им доме на улице Pierre Guerin, супруги Юсуповы прилагали все усилия, чтобы помочь, оказавшимся в беде соотечественникам - безвозмездно пускали к себе на постой, и давали в долг, без какой-либо надежды получить назад свои деньги. Между тем средства, вырученные от продажи вывезенных ценностей, подходили к концу, и их собственное материальное положение вызывало всё большую тревогу.

Создание дома мод

В двадцатых годах, чтобы как-то решить финансовые проблемы, Юсуповы открыли в Париже собственный дом моды, который назывался IRFE, что являлось производным от первых букв их имён. Не случайно первой в названии упоминается жена Феликса Юсупова - Ирина. Дело в том, что именно ей принадлежала основная роль в семейном бизнесе. Обладая безукоризненным вкусом и чувством моды, она создавала модели женской одежды, пользовавшиеся неизменным успехом.

Предложенным ею новшеством стал спортивный стиль в повседневной одежде. На первых порах успех превзошёл все ожидания, и материальное положение семьи упрочилось. Любопытно отметить, что в созданной ими фирме не только моделями, но и рядовыми швеями работали дамы, принадлежавшие к самым известным аристократическим фамилиям России. Для Франции это было явлением по-своему уникальным, и служило дополнительной рекламой.

Крах предприятия последовал в конце двадцатых годов, и его причиной стала Великая депрессия, разразившаяся в Америке. Поскольку продукция дома моделей шла за океан, то с наступлением там экономического кризиса супруги потеряли всех своих заказчиков. Восполнить убытки за счёт продажи разработанных ими моделей в Европе, не удалось. Немаловажную роль в разорении фирмы сыграл и сам глава семьи Феликс Юсупов, привыкший с детства к роскоши и не сумевший ограничить свои потребности сообразно обстоятельствам. В результате успешный вначале дом моделей IRFE обанкротился.

Судебная тяжба с голливудским киногигантом

Несколько поправить материальное положение удалось лишь после того, как Юсупову удалось выиграть судебный процесс по иску, поданному им к американской кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. Дело в том, что в 1932 году на экраны мира вышла снятая ею картина «Распутин и императрица», в которой жена Феликса была представлена в качестве одной из любовниц старца Григория.

Несмотря на видимую безнадёжность дела, Юсупов сумел доказать в суде беспочвенность подобных утверждений, и в качестве компенсации получил от голливудского киногиганта 25 тыс. фунтов стерлингов, что являлось весьма значительной суммой. Однако и в этот раз повторилась прежняя история - неискоренимая привычка князя тратить деньги не считая очень быстро свела на нет этот временный финансовый успех.

Литературное творчество Юсупова

Некоторый доход принесли семье две книги Феликса Юсупова, написанные им в эмиграции и изданные в то время небольшим тиражом, ввиду того, что круг читателей ограничивался соотечественниками, оказавшимися, как и он, на чужбине. Пытаться продавать их в Советском Союзе, по вполне понятным причинам, было невозможно. Эти произведения - «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953), написанные живым и ярким языком, представляют собой воспоминания автора, касающиеся разных периодов его жизни. Значительное место в них отводится и его соучастию в убийстве Григория Распутина.

Конец семьи Юсуповых

Князь Феликс Юсупов - последний наследник древнего и одного из богатейших российских аристократических родов, несмотря на все обрушившиеся на него невзгоды, прожил долгую жизнь. Скончался он 27 сентября 1967 года в возрасте 80 лет и был похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его прах упокоился в одной могиле с матерью - Зинаидой Николаевной Юсуповой, также закончившей свой земной путь на чужбине, но в 1939 году. Ирина Александровна - жена Юсупова - пережила мужа лишь на три года. Отец Феликса - граф Сумароков-Эльстон, расстался с семьёй ещё на Мальте и предпочёл отправиться в Италию. Там он и скончался в 1928 году.

Со смертью князя связывают совершенно невероятную историю, происшедшую на улице Pierre Guerin. Дело в том, что приобретённый им когда-то дом, простоявший к тому времени много десятилетий, на следующий день после его кончины вдруг провалился сквозь землю в буквальном смысле этого слова. И хотя впоследствии происшедшему было найдено вполне рациональное объяснение, связанное с коррозией почвы, оно послужило поводом для многих суеверных домыслов.

Потомки славного рода

Среди здравствующих ныне потомков князя Юсупова можно назвать его внучку - Ксению Николаевну Сфирис, рождённую от брака его дочери Ирины Феликсовны с графом Николаем Дмитриевичем Шереметевым, а также её двух дочерей - Марилию и Жасмин-Ксению. Поскольку Ксения Николаевна по своей матери принадлежит к некогда правившей в России монархической семье, сегодня она входит в состав общества «Объединение членов рода Романовых».

Об истории рода Юсуповых я писала в посте . Отдельно хочу вспомнить князя Феликса, прославившегося как убийца Распутина. Рассказ князя об убийстве этого врага напоминает современный фильм ужасов. В юности Феликс вел богемный образ жизни, его любимым развлечением было петь и плясать в городских кабаре, нарядившись в женское платье. «Русский Дориан Грей» перепробовал все удовольствия порочного общества, где в воздухе витал запах опиума. В кругах декаданса подобный образ жизни считался вполне приемлемым и обыденным.

Интересны мемуары князя Феликса, он с самоиронией описывает курьезы своей жизни, когда становился посмешищем публики, честно говорит о своих личностных недостатках и подробно без прикрас повествует об убийстве Распутина – «демона в мужицком обличье».

Князь Феликс Юсупов в русском костюме. Здесь он напоминает Федьку Басманова - любимого опричника Ивана Грозного. Федька тоже любил "рядиться в бабское". Об этом у меня в посте

Как пишет сам князь Феликс, пересмотреть взгляды на жизнь и удовольствия ему помогла невеста - княгиня Ирина, племянница императора Николая II. Князь называл свои прежние увлечения «убогими».

Вот как писал Феликс о своей будущей жене:
«Я забыть не мог юную незнакомку, встреченную на прогулке на крымской дороге. С того дня я знал, что это судьба моя. Совсем еще девочка превратилась в ослепительно красивую барышню. От застенчивости она была сдержанна, но сдержанность добавляла ей шарму, окружая загадкой. В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства».

Можно поверить Феликсу на слово. Но невольно представляется анекдот.
Возвращается князь домой под утро. А жена ему говорит:
- Где ты был?
- В бильярд играл с офицерами.
- А почему на тебе платье дамское и украшения матушки?
- Ну, Ира, ты так каждый день ходишь. Я тебе хоть слово сказал?


Феликс с любимой женой Ириной

Надо отметить, наряжаться Феликс любил не только в бабьи цацки. Нередко он являлся в костюмах исторических персонажей, прекрасно входя в образ героев. Особенно нравился князю персонаж кардинал Ришелье.
«В ту пору в Петербурге в моду вошли костюмированные балы. Костюмироваться я был мастер, и костюмов у меня было множество, и мужских, и женских. Например, на маскараде в парижской Опере я в точности повторил собой портрет кардинала Ришелье кисти Филиппа де Шампеня. Весь зал рукоплескал мне, когда явился я в кардиналовой мантии, которую несли за мной два негритенка в золотых побрякушках».

Однажды, нарядившись в женское платье, князь Юсупов снискал благосклонность английского короля Эдуарда VII. Этот случай мне напомнил историю шевалье д’Эона, который из-за своего переодевания чуть было не стал королевской фавориткой.


Сцены маскарада начала 20 века на картинах Константина Сомова

«Однажды на костюмированный бал в Оперу мы решили явиться парой: надели – брат домино, я – женское платье. До начала маскарада мы пошли в театр Де Капюсин. Устроились в первом ряду партера. Вскоре я заметил, что пожилой субъект из литерной ложи настойчиво меня лорнирует. В антракте, когда зажегся свет, я увидел, что это король Эдуард VII. Брат выходил курить в фойе и, вернувшись, со смехом рассказал, что к нему подошел напыщенный тип: прошу, дескать, от имени его величества сообщить, как зовут вашу прелестную спутницу! Честно говоря, мне это было приятно. Такая победа льстила самолюбию» - хвалился Феликс.

Кстати, идея шуток с переодеваниями принадлежала Николаю – брату Феликса и его подружке Поленьке. Смеха ради Николай даже помог Феликсу устроиться певицей в шикарном кабаре «Аквариум». Дебют «певицы» прошел весьма успешно, после выступления заговорщики покатывались со смеху в гримерке, читая любовные послания от восторженных поклонников.


Кабаре "Аквариум", где блистал князь Феликс

«Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано. Когда мы вернулись в Россию, Николай решил, что грешно зарывать в землю мой талант и что надобно меня вывести на сцену «Аквариума», самого шикарного петербургского кабаре. Он явился к директору «Аквариума», которого знал, и предложил ему прослушать француженку-певичку с последними парижскими куплетами...


Так выглядели авиши эпохи модерна

На афише моей вместо имени стояли три звездочки, разжигая интерес публики. Взойдя на сцену, я был ослеплен прожекторами. Дикий страх охватил меня. Я онемел и оцепенел. Оркестр заиграл первые такты «Райских грез», но музыка мне казалась глухой и далекой. В зале из состраданья кто-то похлопал. С трудом раскрыв рот, я запел. Публика отнеслась ко мне прохладно. Но когда я исполнил «Тонкинку», зал бурно зааплодировал. А мое «Прелестное дитя» вызвало овацию. Я бисировал три раза.

Взволнованные Николай и Поленька поджидали за кулисами. Пришел директор с огромным букетом и поздравленьями. Я благодарил как мог, а сам давился от смеха. Я сунул директору руку для поцелуя и поспешил спровадить его.

Был заранее уговор никого не пускать ко мне, но, пока мы с Николаем и Поленькой, упав на диван, покатывались со смеху, прибывали цветы и любовные записки…

Шесть моих выступлений прошли в «Аквариуме» благополучно. В седьмой вечер в ложе заметил я родителевых друзей. Они смотрели на меня крайне внимательно. Оказалось, они узнали меня по сходству с матушкой и по матушкиным брильянтам.

Разразился скандал. Родители устроили мне ужасную сцену. Николай, защищая меня, взял вину на себя. Родителевы друзья и наши домашние поклялись, что будут молчать. Они сдержали слово. Дело удалось замять. Карьера кафешантанной певички погибла, не успев начаться. Однако этой игры с переодеваньем я не бросил. Слишком велико было веселье».


Гостиная дома Юсуповых на Мойке


Дверь в ванную комнату

О приключениях князя Феликса можно снимать комедию. Возможно, приключения князя Феликса в кабаре вдохновили создателей фильма «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячей»).Шутка с переодеванием снова привела к семейному скандалу.

«Была у меня история трагикомичная. Я изображал Аллегорию Ночи, надев платье в стальных блестках и брильянтовую звезду-диадему. Брат в таких случаях, зная мою взбалмошность, провожал меня сам или посылал надежных друзей присмотреть за мной.

В тот вечер гвардейский офицер, известный волокита, приударил за мной. Он и трое его приятелей позвали меня ужинать у «Медведя». Я согласился вопреки, а вернее, по причине опасности. От веселья захватило дух. Брат в этот миг любезничал с маской и не видел меня. Я и улизнул.

К «Медведю» я явился с четырьмя кавалерами, и они тотчас спросили отдельный кабинет. Вызвали цыган, чтобы создать настроенье. Музыка и шампанское распалили кавалеров. Я отбивался как мог. Однако самый смелый изловчился и сдернул с меня маску. Испугавшись скандала, я схватил бутылку шампанского и швырнул в зеркало. Раздался звон разбитого стекла. Гусары опешили. В этот миг я подскочил к двери, отдернул защелку и дал тягу. На улице я крикнул извозчика и дал ему Поленькин адрес. Только тут я заметил, что забыл у «Медведя» соболью шубу.

И полетела ночью в ледяной мороз юная красавица в полуголом платье и брильянтах в раскрытых санях. Кто бы мог подумать, что безумная красотка – сын достойнейших родителей!»

Конечно, отец Феликса был возмущен подобным поведением и непослушанием. Однажды он уже потребовал от сына прекратить дурацкие выходки, позорящие семью.
«Мои похожденья стали, разумеется, известны отцу. В один прекрасный день он вызвал меня к себе. Звал он меня только в самых крайних случаях, потому я струсил. И недаром. Отец был бледен от гнева, голос его дрожал. Он назвал меня злодеем и негодяем, сказав, что порядочный человек мне и руки бы не подал. Еще он сказал, что я – позор семьи и что место мне не в доме, а в Сибири на каторге. Наконец он велел мне выйти вон. После всего он так хлопнул дверью, что в соседней комнате со стены упала картина…».


Респектабельное семейство князя.
Мать - Зинаида Николаевна, отец - Феликс Феликсович, старший брат Николай и младший - Феликс.

Впервые князь нарядился барышней еще в детстве, вместе с кузеном они решили подурачиться и, стащив наряды из матушкиного шкафа, пошли гулять по Невскому проспекту…
«Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку – приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики.


Бар ресторана "Медведь" в начале 20 века

Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!»

Свои эксцентричные выходки князь честно объяснял своим тщеславием и самолюбием:
«По правде, эта игра веселила меня и притом льстила самолюбию, ибо женщинам нравиться я мал был, зато мужчин мог покорить. Впрочем, когда смог я покорять женщин появились свои трудности. Женщины мне покорялись, но долго у меня не удерживались. Я привык уже, что ухаживают за мной, и сам ухаживать не хотел. И главное – любил я только себя. Мне нравилось быть предметом любви и вниманья. И даже это было не важно, но важно было, чтобы все прихоти мои исполнялись. Я считал, что так и должно: что хочу, то и делаю, и ни до кого мне нет дела».

Сам князь Феликс опровергал слухи о своей неприязни к дамам:
«Часто говорили, что я не люблю женщин. Неправда. Люблю, когда есть, за что. Иные значили для меня очень много, не говоря уж о подруге, составившей мое счастье. Но должен признаться, знакомые дамы редко соответствовали моему идеалу. Чаще очаровывали – и разочаровывали. По-моему, мужчины честней и бескорыстней женщин».

Хотя к однополой любви князь относился с пониманием.
«Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношенья противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?»

Как писал хронист Н. М. Романов: «Убежден, что были какие-либо физические излияния дружбы в форме поцелуев, взаимного ощупывания и возможно… еще более циничного. Насколько велико было плотское извращение у Феликса, мне еще мало понятно, хотя слухи о его похотях были распространены. В 1914 году он женился на племяннице Николая II и "исправился"».

Искренность и доброта Ирины особенно привлекли Феликса. Ей не были присущи характерные качества светских барышень, которые отталкивали князя. Светскость всегда портила характер.
«Ирина мало-помалу поборола застенчивость. Сначала она говорила только глазами, но постепенно смог я оценить ее ум и верность сужденья. Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же…»

Как оказалось, друг Феликса – князь Дмитрий (который позднее стал сообщником в убийстве Распутина) тоже ухаживал за Ириной, но видя взаимность между княгиней и Феликсом – отступил.
«О помолвке моей еще не было объявлено официально. Неожиданно ко мне явился Дмитрий с вопросом, в самом ли деле женюсь я на его кузине. Я отвечал, что еще ничего не решено. «А ведь я тоже хотел жениться на ней», – сказал он. Я подумал, что он шутит. Но нет: сказал, что никогда не говорил серьезней.

Теперь решать предстояло Ирине. Мы с Дмитрием обещали друг другу никоим образом не влиять на решенье ее. Но, когда я передал ей наш разговор, Ирина заявила, что выйдет замуж за меня и только за меня. Решение ее было бесповоротно, Дмитрий отступился. Облако омрачило нашу с ним дружбу и не рассеялось уже никогда».

Хотя историки спорят, кого князь Дмитрий любил больше – Ирину или ее жениха – Феликса, а может, сразу обоих и поэтому страдал вдвойне, не зная кого предпочесть. А пока страдал и думал над выбором, оба предмета его любви решили пожениться.


Великий князь Дмитрий Павлович - соперник или любовник Феликса Юсупова?

Однако родители невесты усомнились в правильности своего выбора и решили расторгнуть помолвку. Эту новость Юсупов узнал в Париже. Немедля, он отправился к великому князю Александру, чтобы переубедить. Как оказалось, Феликса перед его будущей родней оклеветали люди, которых он считал своими друзьями.


Феликс Юсупов на портрете Зинаиды Серебряковой

«Прибыв в Париж на Северный вокзал, я встретил графа Мордвинова. С ужасом услыхал я, что он послан великим князем Александром объявить мне о разрыве помолвки! Запрещалось мне даже искать встречи с Ириной и родителями ее. Тщетно засыпал я вопросами великокняжеского посланца. Заявил он, что более говорить не уполномочен.

Я был потрясен. Однако решил, что не позволю обращаться с собой, как с малым дитем. Прежде чем судить, они обязаны выслушать. Буду защищаться и счастье свое отстаивать. Я тут же и поехал в гостиницу, где жили великий князь с княгиней, поднялся прямиком к ним в номер и вошел без доклада. Разговор был неприятен обоюдно. Однако удалось мне переубедить их и добиться их окончательного согласия. На крыльях счастья я бросился к Ирине. Невеста моя еще раз повторила, что ни за кого, кроме меня, не пойдет. Впоследствии выяснилось, что тех, кто оговорил меня в глазах Ирининых родителей, считал я, увы, своими друзьями. Я и прежде знал, что помолвка моя для иных была несчастьем. Выходило, что они и на подлость пошли, лишь бы расстроить ее. Их привязанность ко мне, даже и в такой форме, взволновала меня».
Предполагают, отвергнутые поклонники Феликса решили помешать его свадьбе.

Настал день свадьбы. Без курьеза опять не обошлось. Жених застрял в лифте, и самому царю вместе с родственниками пришлось вызволять будущего зятя из беды.
«В день свадьбы карета, запряженная четверкой лошадей, поехала за невестой и родителями ее, чтобы отвезти их в Аничков дворец. Мое собственное прибытие красотой не блистало. Я застрял в старом тряском лифте на полпути к часовне, и императорская семья во главе с самим императором дружно вызволяли меня из беды».

Описание свадьбы из мемуаров князя:
«Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами и кружевная фата от самой Марии Антуанетты.

А вот мне наряд долго не могли выбрать. Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец униформа знати – черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны – устроила всех.
Члены царской фамилии, бракосочетавшиеся с лицами некоролевской крови, обязаны были подписать отречение от престола. Как ни далека была от видов на трон Ирина, подчинилась и она правилу. Впрочем, не огорчилась.

В сопровождении родителей я пересек две-три залы, уже битком набитые и пестревшие парадными платьями и мундирами в орденах, и вошел в часовню, где в ожидании Ирины занял отведенные нам места.

Ирина появилась под руку с императором. Государь подвел ее ко мне, и, как только прошел он на свое место, церемония началась.

Священник расстелил розовый шелковый ковер, по которому, согласно обычаю, должны пройти жених с невестой. По примете, кто из молодых ступит на ковер первый, тот и в семье будет первый. Ирина надеялась, что окажется проворней меня, но запуталась в шлейфе, и я опередил.
После венчанья мы во главе шествия отправились в приемную залу, где встали рядом с императорской семьей принять, как водится, поздравленья. Очередь поздравляющих тянулась более двух часов. Ирина еле стояла. Затем мы поехали на Мойку, где уже ожидали мои родители. Они встретили нас на лестнице, по обычаю, хлебом и солью. Потом пришли с поздравленьями слуги. И опять все то же, что в Аничковом.

Наконец отъезд. Толпа родных и друзей на вокзале. И опять пожимания рук и поздравления. Наконец, последние поцелуи – и мы в вагоне. На горе цветов покоится черная песья морда: мой верный Панч возлежал на венках и букетах.

Когда поезд тронулся, я заметил вдалеке на перроне одинокую фигуру Дмитрия».


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.





Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление – при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала – она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.



В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.





Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен – «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».






И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



Говорят, всех членов этой семьи преследовали несчастья. .

(1887-1967) русский князь, модельер и бизнесмен

Полное официальное имя этого человека - князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон - говорит о том, что он принадлежал к одной из самых родовитых российских семей. Корни рода Юсуповых уходят в XIV век, когда ногайский хан Юсуф поступил на службу к царю Ивану IV. Отец Феликса входил в ближайшее окружение Николая II, а мать, Зинаида Юсупова, обычно сопровождала императрицу в ее поездках по России.

Феликс был вторым ребенком в семье. В детстве он много болел, поэтому мать относилась к нему с особой нежностью. Летние месяцы семья проводила в Крыму, в родовом имении, или уезжала за границу. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отдали в Пажеский корпус. Но перемена обстановки тяжело сказалась на здоровье Феликса, и через год он был вынужден уйти из корпуса. Чтобы завершить образование, Юсупов поступил в петербургскую гимназию Гуревича, где учились дети из аристократических семей. Закончив ее, он хотел продолжить образование в Петербургском университете, однако после гибели на дуэли в 1908 г. его брата родители отправили Феликса в Англию, в Оксфордский университет. Зимние месяцы он проводил за границей, навещая родителей в Париже во время их приездов.

Через три года, получив диплом, Феликс Феликсович Юсупов возвращается в Россию. Зимой 1912 г. он женится на дочери великого князя Александра Михайловича Ирине, племяннице царя. Вместе они принимают участие в торжественном праздновании 300-летия дома Романовых.

В начале Первой мировой войны, Феликс Юсупов в числе других представителей русской аристократии проходит ускоренный курс военного обучения и получает офицерский чин. Его жена становится сестрой милосердия и помогает в госпитале. К тому времени у Юсуповых родилась дочь Ирина.

Феликс входит в ближайшее окружение Николая II. Это был период огромного влияния Григория Распутина на царскую семью. В доме Юсуповых созревает направленный против Распутина заговор. Феликс и его единомышленники (великий князь Дмитрий Павлович, член Государственной думы В. Пуришкевич) считали, что, освободив царя от влияния Распутина, они смогут преодолеть воздействие на политику России пронемецкой группировки, сложившейся в верхних эшелонах власти.

29 декабря 1916 г. Феликс Феликсович Юсупов пригласил Распутина к себе на ужин. Заговорщики пытались отравить «старца», но попытка не удалась. Распутин пытался бежать, но был застрелен. Его тело тайно вывезли из особняка и бросили в Мойку.

Хотя Феликсу Юсупову и великому князю Дмитрию не предъявили открытых обвинений, они находились под домашним арестом. Именно тогда Феликс переправил часть своего капитала за границу. Положение его оказалось очень сложным: царь избегал его, двор за глаза обвинял в убийстве, и в итоге именным повелением Юсупову было предписано отправиться в имение Ракитное. Вскоре туда приехали его родители с женой и дочерью. Там они пробыли до конца марта 1917 г., когда Александр Керенский не разрешил Феликсу вернуться вместе с семьей в Петроград.

После ареста Николая II и высылки царской семьи в Тобольск Юсуповы, как и большинство аристократических семей, отправились в Крым, где хотели переждать смутные времена. В начале 1918 г. князь совершил краткосрочную поездку в Москву и Петроград. Ему удалось вывезти из родовых имений некоторые картины и часть драгоценностей. Он возвратился в Крым и стал готовиться к отъезду из России.

После начала военной интервенции, семья Юсуповых отправляется за границу на английском линкоре «Мальборо». После недолгого пребывания на Мальте родители Феликса поселяются в Риме, а он с женой останавливается в Париже в собственном доме. С этого времени Париж становится основным местом жительства младших Юсуповых.

В то время князь еще верил, что скоро вернется в Россию. Стремясь помочь русской армии, он организовал комитет помощи, открыл в Англии несколько предприятий, на которых шилось обмундирование для солдат и офицеров. Свой лондонский дом Феликс Юсупов отдал для проживания эмигрантов. Но разгром белой армии разрушил все надежды на скорое возвращение на родину.

Юсуповы продают дом в Лондоне и поселяются в Париже, где продают семейный особняк в центре города и перебираются в скромный дом в пригороде. Основным источником существования становятся деньги, вырученные от продажи семейных драгоценностей. Послевоенная экономическая депрессия обуславливает необходимость поездки в Соединенные Штаты. Там Юсупову удается выгодно продать несколько картин и некоторые ювелирные украшения. Он также организует несколько благотворительных мероприятий, на которых была собрана крупная сумма денег для помощи семьям русских эмигрантов.

Вернувшись во Францию,Феликс Феликсович Юсупов открывает Дом моделей «Ирфе» (в названии были использованы имена Ирина и Феликс). Постепенно он превращается в прибыльное предприятие, дочь Юсупова Ирина становится манекенщицей, демонстрируя на приемах и званых вечерах туалеты известных фирм.

У Юсуповых обнаружился талант модельеров. Феликс разработал несколько серий туалетов, в частности, впервые ввел в моду шелковые полупрозрачные платья с цветочным рисунком. Он также придумал три аромата духов - для блондинок, брюнеток и рыжих. Ирина оказалась талантливым художником по тканям. Разработанные ею эскизы приобретались известными французскими модельерами. Постепенно Юсуповым удается открыть в пригородах Парижа несколько предприятий по пошиву одежды, на которых работали в основном выходцы из России.

В 1927 г. по предложению одного французского издателя, Феликс Юсупов выпустил книгу воспоминаний «Конец Распутина». В ней он рассказал историю заговора и убийства старца, пытаясь отвести от заговорщиков обвинения в убийстве. Киностудия «Метро-Голдвин-Майер» объявила о начале съемок фильма по книге Юсупова. После выхода картины князь подал на киностудию в суд за оскорбление его достоинства и искажение фактов. Он выиграл процесс и получил крупную сумму, позволившую ему вести достойный образ жизни.

Феликс Феликсович Юсупов вновь начинает заниматься благотворительностью, помогает русским эмигрантам. Он организует несколько выставок русских драгоценностей, во время которых проходит сбор пожертвований в пользу русской диаспоры.

Мирное течение жизни было прервано Второй мировой войной.Феликс Юсупов сразу же заявил о своей антинемецкой позиции и отказался от какого-либо сотрудничества с врагом. После захвата Парижа немецкие власти побоялись арестовать Юсупова, но конфисковали его счета и находившиеся на хранении в банке драгоценности. Только после окончания войны князь добился возвращения конфискованного.

Остаток дней Феликс Юсупов прожил в собственном доме, расположенном в пригороде Парижа. Его дочь вышла замуж за графа Н. Шереметева, а жена Ирина стала инициатором выхода воспоминаний Юсупова о своем прошлом.