Количество ученых по странам. Кто сыграет первую скрипку в мировом научно-техническом прогрессе

Отчасти по этой причине Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР / Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) отслеживает получение учёных степеней в 40 наиболее развитых странах мира.

ОЭСР опубликовала свой доклад «Промышленность, наука и технологии в 2015 году» (Science, Technology and Industry Scoreboard 2015). В нём представлен рейтинг стран, основанный на процентном соотношении количества человек, получивших учёную степень в области естественных наук, технологий, инженерии и математики (дисциплины STEM) на душу населения. Так что это справедливое сравнение между странами с различной численностью населения. Например, Испания заняла 11 место с 24% учёных степеней в области естественных науках или инженерии.

Фото: Марсело дель Позо/Reuters. Студенты сдают вступительный экзамен в лекционном зале университета в столице Андалусии Севилье, на юге Испании, 15 сентября, 2009.

10. В Португалии 25% выпускников получают степень в области наук STEM. В этой стране самый высокий процент докторов наук среди всех 40 обследованных стран – 72%.

Фото: Жозе Мануэль Рибейро/Reuters. Учащиеся слушают преподавателя в классе аэронавтики в Институте занятости и профессионального обучения в городе Сетубал, Португалия.

9. Австрия (25%) занимает второе место по количеству кандидатов наук среди трудоспособного населения: 6,7 женщин и 9,1 мужчин докторов наук на 1000 человек.

Фото: Heinz-Peter Bader/Reuters. Студент Майкл Лейхтфрид из Команды виртуальной реальности в Венском технологическом университете ставит квадрокоптер на карту с обозначениями.

8. В Мексике показатель вырос с 24% в 2002 году до 25% в 2012 году, несмотря на отмену государственных налоговых льгот для инвестиций в исследования и разработки.

Фото: Эндрю Уиннинг/Reuters. Студенты-медики практикуются в реанимационных действиях во время занятия в школе медицины Национального автономного университета в Мехико.

7. В Эстонии (26%) один из самых высоких процентов женщин с научной степенью в области наук STEM, 41% в 2012 году.

Фото: Reuters/Интс Калниньш. Учитель Кристи Ран помогает ученикам первого класса во время компьютерного урока в школе Таллинна.

6. Греция потратила лишь 0,08% своего ВВП на исследования в 2013 году. Это один из самых низких показателей среди развитых стран. Здесь количество выпускников с научной степенью в области наук STEM снизилось с 28% в 2002 году до 26% в 2012.

Фото: Reuters/Яннис Беракис. Астрономы-любители и студенты используют телескоп, чтобы наблюдать частичное солнечное затмение в Афинах.

5. Во Франции (27%) большинство исследователей занято в промышленности, а не в правительственных организациях или в университетах.

Фото: Reuters/Regis Duvignau. Член команды проекта Rhoban проверяет функции робота-гуманоида на семинаре LaBRI в Талансе на юго-западе Франции.

4. Финляндия (28%) больше всего публикует исследования в области медицины.

Фото: Reuters/Боб Стронг. Студенты на занятии по ядерной инженерии в Университете Аалто в Хельсинки.

3. Швеция (28%) немного отстаёт от Норвегии по использованию компьютеров на работе. Три четверти работников пользуются компьютерами на своих рабочих местах.

Фото: Гуннар Гримнес/Flickr. Кампус Стокгольмского университета в Швеции.

2. Германия (31%) занимает третье место по среднегодовому количеству выпускников с дипломами в области наук STEM – около 10 000 человек. Она уступает лишь США и Китаю.

Фото: Reuters/Ганнибал Ганшке. Канцлер Германии Ангела Меркель (справа) и министр образования Аннет Шаван (позади вторая слева) наблюдают за работой лаборантов во время визита в Центр молекулярной медицины имени Макса Дельбрюка в Берлине.

1. Южная Корея вошла в число стран с наибольшим снижением количества получателей научных степеней с 39% в 2002 году до 32% в 2012. Но эта страна сохранила лидирующую позицию и возглавляет рейтинг самых умных стран по версии ОЭСР.

Фото: Reuters/Ли Чжэ Вон. Студент в Сеуле на конкурсе «белых хакеров», организованном совместно Корейской военной академией и Министерством обороны и Национальной разведывательной службой.

Как в целом выглядит рейтинг стран, развитых в области науки:

1 Соединенные Штаты Америки – 270:

Сам по себе этот факт не является неожиданностью, страна до сих пор располагает лучшими научно-исследовательскими институтами и целой плеядой замечательных ученных. Однако удивительно другое. Страна в последние годы теряет лидирующие позиции, их доля среди лауреатов Нобелевской премии неуклонно уменьшается. На протяжении 60-х годов США неизменно имели максимальное число Нобелевских лауреатов, а сейчас их доля составляет чуть более 50%. Может и не принципиально, но факт остается фактом — другие страны начинают отвоевывать позиции в сфере науки и литературы.

2 Великобритания – 117:


Страна располагает целым рядом всемирно известных университетов, а также лучшими центрами для научных исследований. Вполне логично, что представители Великобритании вторые по числу лауреатов в медицине и первые, среди обладателей литературной премии. В конце концов, британцы являются авторами самых прекрасных литературных произведений за столетие.

3 Германия – 103:


Германия не так уж и далеко позади в этом списке. Пока она представлена 30 лауреатами в области химии и 32 физики. Их коэффициент победителей за эти годы также постепенно уменьшается, и все это благодаря развивающимся странам, которые постепенно вытесняют признанных лидеров.

4 Франция – 57:


На некотором отдалении находится Франция, большинство призов представителями этой страны были получены в сфере литературы и медицины. Их самый знаменитый призер был Жан Поль Сартр, который отклонил награду, и конечно муж и жена Мария и Пьер Кюри, которые были награждены Нобелевской премией в 1903 и 1911 годах. Мария Кюри получила премию уже после смерти мужа, в области химии.

5 Швеция – 28:


Страна родоначальница премии имеет на сегодняшний день 28 лауреатов.
В 1903 Сванте Аррениус получил первую премию по химии, а в 1982, Альва Мюрдаль была удостоена Нобелевской премии мира за ее активность в сфере разоружения.

6 Швейцария – 25:


Если считать количество победителей в расчете на душу населения, то Швейцария, безусловно, была бы на вершине таблицы. Она имеет трех Нобелевских лауреатов на миллион жителей. Список победителей представлен такими именами, как Герман Гессе в области литературы и Альберт Эйнштейн в области физики.

7 СССР — Россия – 23:


Михаил Горбачев, получивший премию мира в 1990, Борис Пастернак, вынужденный в 1958 году отказаться от литературной премии и Александр Солженицын, награда которого в области литературы поспособствовала в 1970 году изгнанию его из страны. Список лауреатов, представителей страны, включает в себя много громких имен почти во всех номинациях.

8 Австрия — 20:


Первым представителем этой страны, получившим премию, была баронесса Берта фон Зутнер, получившая премию мира в 1905. Страна представлена семью номинантами в сфере медицины.

9 Канада — 20:


Канада также отмечена двадцатью Нобелевскими призами, семь из которых были получены в области химии. Их самые последние победители — Уиллард Бойл в области физики и Джек Шостак в сфере медицины или физиологии, оба получили премию в 2009 году.

10 Нидерланды – 19:


Еще одна маленькая нация, но и она имеет целый ряд победителей, лауреатов Нобелевской премии. Среди первых представителей этой страны, получивших премию, были физики Питер Зееман и Хендрик Лоренц, которые совместно получили ее в 1902году.

Аристотель (384–322 до н. э.)

Аристотель - древнегреческий учёный энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики. Считается одним из величайших гениев в истории и самым влиятельным философом древности. Сделал огромный вклад в развитие логики и естественных наук, особенно астрономии, физики и биологии. Хотя многие из его научных теорий были опровергнуты, они значительно поспособствовали поиску новых гипотез их объяснения.

Архимед (287–212 до н. э.)


Архимед - древнегреческий математик, изобретатель, астроном, физик и инженер. Как правило, считается величайшим математиком всех времён и одним из ведущих учёных классического периода античности. Среди его вклада в области физики - фундаментальные принципы гидростатики, статики и объяснение принципа действия на рычаг. Ему приписывают изобретение новаторских механизмов, включая осадные машины и винтовой насос, названый в его честь. Архимед также изобрёл спираль, которая носит его имя, формулы для расчёта объёмов поверхностей вращения и оригинальную систему для выражения очень больших чисел.

Галилео (1564–1642)


На восьмом месте в рейтинге самых великих учёных в истории мира находится Галилео - итальянский физик, астроном, математик и философ. Был назван «отцом наблюдательной астрономии» и «отцом современной физики». Галилео стал первым, кто использовал телескоп для наблюдений за небесными телами. Благодаря этому он сделал ряд выдающихся астрономических открытий, таких как открытие четырёх крупнейших спутников Юпитера, солнечных пятен, вращение Солнца, а также установил, что Венера меняет фазы. Ещё он изобрёл первый термометр (без шкалы) и пропорциональный циркуль.

Майкл Фарадей (1791–1867)


Майкл Фарадей - английский физик и химик, в первую очередь известен за открытие электромагнитной индукции. Фарадей также открыл химическое действие тока, диамагнетизм, действие магнитного поля на свет, законы электролиза. Ещё он изобрёл первый, хотя и примитивный электрический двигатель, и первый трансформатор. Ввёл термины катод, анод, ион, электролит, диамагнетизм, диэлектрик, парамагнетизм и др. В 1824 году открыл химические элементы бензол и изобутилен. Некоторые историки считают Майкла Фарадея лучшим экспериментатором в истории науки.

Томас Алва Эдисон (1847–1931)


Томас Алва Эдисон - американский изобретатель и бизнесмен, основатель престижного научного журнала Science. Считается одним из самых плодовитых изобретателей своего времени с рекордным количеством выданных патентов на его имя - 1093 в США и 1239 в других странах. Среди его изобретений - создание в 1879 году электрической лампы накаливания, системы распределения электроэнергии потребителям, фонографа, усовершенствование телеграфа, телефона, киноаппаратуры и т. д.

Мари Кюри (1867–1934)


Мария Склодовская-Кюри - французский физик и химик, педагог, общественный деятель, пионер в области радиологии. Единственная женщина лауреат Нобелевской премии в двух различных областях науки - физики и химии. Первая женщина профессор, преподающая в университете Сорбонна. Её достижения включают разработку теории радиоактивности, методы разделения радиоактивных изотопов и открытие двух новых химических элементов - радия и полония. Мари Кюри является одним из изобретателей, которые погибли от своих изобретений .

Луи Пастер (1822–1895)


Луи Пастер - французский химик и биолог, один из основателей микробиологии и иммунологии. Открыл микробиологическую суть брожения и многих болезней человека. Инициировал новый отдел химии - стереохимии. Наиболее важным достижением Пастера считаются работы по бактериологии и вирусологии, в результате которых были созданы первые вакцины против бешенства и сибирской язвы. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации. Все работы Пастера стали ярким примером сочетания фундаментальных и прикладных исследований в области химии, анатомии и физики.

Сэр Исаак Ньютон (1643–1727)


Исаак Ньютон - английский физик, математик, астроном, философ, историк, исследователь Библии и алхимик. Является первооткрывателем законов движения. Сэр Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, заложил основы классической механики, сформулировал принцип сохранения импульса, заложил основы современной физической оптики, построил первый телескоп-рефлектор и развил теорию цвета, сформулировал эмпирический закон теплообмена, построил теорию скорости звука, провозгласил теорию о происхождении звёзд и многие другие математические и физические теории. Ньютон также стал первым, кто математически описал явление приливов.

Альберт Эйнштейн (1879–1955)


Второе место в списке самых великих учёных в истории мира занимает Альберт Эйнштейн - немецкий физик еврейского происхождения, один из величайших физиков-теоретиков ХХ века, создатель общей и специальной теории относительности, открыл закон взаимосвязи массы и энергии, а также многих других значительных физических теорий. Победитель Нобелевской премии по физике в 1921 году за открытие закона фотоэлектрического эффекта. Автор более 300 научных работ по физике и 150 книг и статей в области истории, философии, публицистики и др.

Никола Тесла (1856–1943)


По данным ЮНЕСКО количество ученых в развивающихся странах растет, однако ученые-женщины продолжают оставаться в меньшинстве Париж, 23 ноября – На фоне роста числа ученых в мире количество ученых в развивающихся странах с 2002 по 2007 год увеличилось на 56%. Таковы данные нового исследования, опубликованные Статистическим институтом ЮНЕСКО (ISU). Для сравнения: за тот же период в развитых странах число ученых увеличилось всего лишь на 8,6%*. За пять лет количество ученых в мире значительно выросло - с 5,8 до 7,1 миллиона человек. Это произошло, прежде всего, за счет развивающихся стран: в 2007 году число учёных здесь достигло 2,7 миллиона, по сравнению с 1,8 миллиона пятью годами раньше. Отныне их доля в мире составляет 38,4%, по сравнению с 30,3% в 2002 г. «Рост числа ученых, особенно примечательный в развивающихся странах, – это хорошая новость. ЮНЕСКО приветствует этот прогресс даже при том, что участие женщин в научных исследованиях, которому ЮНЕСКО заметно способствует присуждением премий Лореаль-ЮНЕСКО «Женщины и наука», - до сих пор слишком ограничено», - сказала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Наибольший рост отмечается в Азии, доля которой с 35,7% в 2002 г. выросла до 41,4%. Произошло это, прежде всего, за счет Китая, где за пять лет эта цифра выросла с 14% до 20%. В то же время в Европе и Америке относительная численность учёных снизилась, соответственно, с 31,9% до 28,4% и с 28,1%до 25,8%. В публикации приводится ещё один факт: женщины по всем странам в среднем составляют чуть больше четвертой части от общего числа учёных (29%)** , но за этим средним показателем скрываются большие отклонения, в зависимости от региона. Так, например, далеко за этот показатель выходит Латинская Америка – 46%. Паритет женщин и мужчин среди ученых отмечен здесь в пяти странах, это Аргентина, Куба, Бразилия, Парагвай и Венесуэла. В Азии доля женщин-ученых составляет лишь18%, при этом отмечаются большие отклонения по регионам и странам: 18% в Южной Азии, в то время, как в Юго-Восточной Азии - 40%, а в большинстве стран Центральной Азии примерно 50%. В Европе паритета достигли лишь пять стран: Республика Македония, Латвия, Литва, Республика Молдова и Сербия. В СНГ доля женщин-ученых достигает 43%, в то время как в Африке (по оценкам) - 33%. Одновременно с этим ростом увеличиваются инвестиции в исследования и разработки (R-D). Как правило, в большинстве стран мира доля ВНП на эти цели выросла значительно. В 2007 г. на R-D в среднем по всем странам выделялось 1,74% ВНП (в 2002 г. - 1,71%). В большинстве развивающихся стран на эти цели выделялось меньше 1% ВНП, однако в Китае - 1,5%, а в Тунисе - 1%. Средний показатель по Азии в 2007 г. составил 1,6% , при этом самыми крупными инвесторами оказались Япония (3,4%), Республика Корея (3,5%) и Сингапур (2,6%). Индия же в 2007 г. выделила на R-D цели лишь 0,8%своего ВНП. В Европе эта доля колеблется от 0,2% в Республике Македонии до 3,5% в Финлядии и 3,7% в Швеции. От 2 до 3% ВНП выделяли на исследования и разработки Австрия, Дания, Франция, Германия, Исландия и Швейцария. В Латинской Америке лидирует Бразилия (1%), за ней следуют Чили, Аргентина и Мексика. В целом, что касается расходов на R-D, то они концентрируются в основном в индустриально развитых странах. 70% мировых расходов на эти цели приходится на Евросоюз, США и Японию. Важно отметить, что в большинстве развитых стран деятельность в области R-D финансируется частным сектором. В Северной Америке последний финансирует более 60% такой активности. В Европе его доля – 50%. В Латинской Америке и странах Карибского бассейна, как правило, от 25 до 50%. В Африке же, напротив, основное финансирование прикладных научных исследований идет из государственного бюджета. Эти данные свидетельствуют о растущем внимании к инновациям в широком смысле в очень многих странах мира. «Политические руководители, видимо, все больше осознают тот факт, что инновации являются ключевым фактором экономического роста, и даже ставят конкретные задачи в этой области, - отмечает сотрудник Статистического института ЮНЕСКО Мартин Шаапер, один из авторов опубликованного исследования, - Лучший тому пример – Китай, который предусмотрел выделение 2% своего ВНП на исследования и разработки к 2010 г. и 2.5% к 2020 г. И страна уверенно идет к этой цели. Другой пример – План консолидированных действий Африки в области науки и технологий, который предусматривает выделение на R-D 1% ВНП. Цель же Евросоюза – 3% ВНП к 2010 г. - явно недостижима, поскольку за пять лет рост был всего лишь с 1,76% до 1,78%». **** * Эти проценты характеризуют динамику по странам. В сравнительных данных по числу ученых на 1000 жителей, рост составит для развивающихся стран 45%, а для развитых - 6,8%. ** Оценки основаны на данных по 121 стране. Данные отсутствуют по таким странам со значительным числом ученых, как Австралия, Канада, Китай, США и Великобритания.