Кропоткинская открыта на выход. Станция метро кропоткинская сокольнической линии

Станция метро "Кропоткинская" - одна из старейших в Московском метрополитене. Открыта она была в 1935 году. Павильоны столичного метрополитена, построенные в довоенное время, напоминают музей. На т аких станциях можно видеть скульптуры, различные декоратиые элементы. Они представляют собой настоящие произведения искусства архитектуры и являются, наряду с расположенными на поверхности города, частью культурного наследия советского народа. Станция метро "Кропоткинская" создана по проекту, который был отмечен на выставках в Брюсселе и Париже.

Архитектурные особенности

Станция метро "Кропоткинская" спроектирована в стиле сталинского ампира, для которого характерна монументальность, наличие элементов барокко и позднего классицизма. Величие придают светильники, расположенные в капители высоких колонн. Но за свою долгую историю станция метро "Кропоткинская", конечно же, несколько изменила облик. Сперва стены украшала фаянсовая плитка. Затем уральский мрамор сменил ее. Пол павильона сегодня покрыт гранитными плитами красного и серого цветов. Но до конца 50-х половым покрытием был асфальт. "Кропоткинская" относится к станциям мелкого заложения (всего 13 метров от поверхности).

История

Меняла не только облик, но и название станция метро "Кропоткинская". Сколько выходов здесь? Два. Причем один из них выходит к храму Христа Спасителя. В 1931 году старая постройка была снесена, а на ее месте, по замыслу атеистов-градоначальников, должно было начаться возведение Дворца Советов. Это сооружение могло бы стать грандиозным памятником советской эпохи. Но этого не произошло. Началась война. А станцию "Кропоткинская" более десяти лет называли "Дворцом Советов" в честь сооружения, которое москвичам увидеть было не суждено.

Бассейн "Москва"

После войны еще много лет рядом с этой станцией можно было видеть котлован. Строительство "Дворца Советов" по ряду причин решили не возобновлять. Но что делать с котлованом? На его месте построили бассейн, который стал самым крупным в Москве. Существовал он до 1994 года. Так и назывался - "Москва".

Бассейн был открыт даже зимой. Температуру воды поддерживали с помощью искусственного подогрева. Легко представить, какие испарения стояли над бассейном, особенно в зимние месяцы. Этим особенно недовольны были работники музея имени Пушкина, о котором пойдет речь ниже. А в начале девяностых, когда атеистов у власти сменили истинно верующие, бассейн решили убрать, а на его месте возвести храм.

Музей имени Пушкина

Этот культурно-исторический комплекс включает пять зданий. Открыт музей был более ста лет назад по инициативе искусствоведа Ивана Цветаева.

В коллекцию музея входят произведения от античности до 20 столетия. Особой гордостью музея являются работы французских экспрессионистов. Среди картин живописцев двадцатого века - работы Ренуара, Моне, Дега, Ван Гога. Большая часть этих произведений была конфискована у богатых купцов Морозова и Щукина в 20-е годы.

Рядом с какими еще достопримечательностями находится станция метро "Кропоткинская"? Фото храма Христа Спасителя представлено ниже. Стоит вкратце рассказать историю этой постройки и сооружения, которое когда-то было расположено на месте

История храма

Открыт он был в память о погибших в 1812 году русских солдатах. Строительство завершилось спустя пятьдесят лет после окончания Отечественной войны. В этом храме на протяжении пятидесяти лет проводились коронации и другие торжественные события. С приходом новой власти храм был закрыт, а потом взорван. Дальнейшая история изложена выше. Стоит лишь добавить, что строительство нового храма завершилось в 2002 году, и сегодня он является одной из главных достопримечательностей, расположенных в окрестностях станции "Кропоткинская".

Ст.м. Кропоткинская. July 25th, 2015

Итак сегодня у нас станция, построенная в рамках первой очереди. Станция метро "Кропоткинская" Это то, с чего начиналось Московское метро. В этом году, метро в Москве отметило юбилей. 80-лет назад, открылась для пассажиров первая "красная линия". Кропоткинская названа в честь того самого князя Кропоткина, теоретика анархизма. Удивительно, что станцию переименовали в свое время тогда в честь Кропоткина, и удивительно, что ее не переименовали сейчас. Я считаю, что это не плохо, это - хорошо, пусть остается историческое название. Пойдем и посмотрим на классическую станцию Сокольнической линии.

И снова обратимся к архивам. Здорово, что сохранились фотографии со строительства станций первой очереди. Сейчас то можно без проблем найти фото с любой строящейся сейчас станции. Фотографий море, а вот архивных фото со строительства станций 30-х, 40-х годов не так много и тем они ценны.

Радуют подобные фото тем, что строители без касок. Очень суровые строители, ничего не боятся.

Тут павильон уже доделан почти, только нет декоративных решеток на окнах и названия станции на арке. Обратите внимание на название станции, которое написано на фотокарточке. "Кропоткинские ворота" - это рабочее название станции.

Тот же период, но ночной вариант. В кессонах арки установлены светильники, и более того, светильники установлены еще и сверху на крыше арки. Сейчас светильников в кессонах нет.

А вот какой прекрасный вид. Никаких палаток вокруг павильона - красота.

А вот похоже уже фото после открытия. На арке появилась надпись., появились металлические решетки на окнах и дверях.
Потом зачем то надпись переместили над аркой, а надписи "метро" на главном фасаде заменили большими буквами "М".

Вот роскошное фото с высоты.

Вот еще архивное фото, еще до открытия станции - огромные буквы "М" со стороны Гоголевского бульвара.

Военные годы. Продажа дров около ст.м. Кропоткинская. Я, кстати не нашел никакой информации был ли поврежден павильон во время войны или его эта участь не постигла.

Еще замечательное фото. Идет работа по отделке в подземном вестибюле.

А вот уже все готово. Кассовый зал.

Вот тут крупно, но к сожалению не четко (так как это стоп-кадр) схема метро. "Дворец советов" - подчеркнуто, ну чтобы не запутаться в такой разветвленной схеме. =)

Переход от кассового зала на станцию. Обратите внимание - колонны круглые, сейчас они облицованы камнем и имеют ломаную в плане форму. На стенах угадывается плитка, но похоже не та, что есть теперь. А вот плитку на полу сейчас заменили, также как и круглые светильники, они теперь другие.

Отделка станционного зала.

Вот очень интересное фото. Тут во-первых на путевой стене старое название станции, ну и во-вторых интересен сам процесс помывки стен. Интересно, это какие то плановые работы или подготовка станции к открытию. Тут же, кстати видно, что пол на станции асфальтовый.

Класс. На лестнице стояли кадки с пальмами.

На станции стоят урны, все культурно.

Еще фото станционного зала.

А вот макет вестибюля Кропоткинской в метро на ст.м. "Спортивная"

1. Действительно, наземный павильон ст.м. "Кропоткинская", стоящий в начале Гоголевского бульвара, очень круто выглядит. Само по себе произведение искусства. Вечером у него изумительная подсветка. Пожалуй вечером павильон выглядит максимально эффектно.

2. По сути это два павильона - один на выход...

3. ... другой на вход. Над дверями (двери уже не аутентичные) решетка со стилизованными буквами "ММ" - Московское метро. Такое же написание мы видим на павильоне ст.м. "Боровицкая". Похоже на эмблему немецкого "Майбаха" =)

4. Сбоку табличка, с данными по станции, и еще одна табличка. Уродские таблички и гранитные кладбищенские плиты устанавливают провославнутые на месте когда-то убранных культовых сооружений. Кто им позволил уродовать фасад памятника архитектуры не понятно совершенно. Это ужас.

5. Два павильона соединяет арка с кессонным потолком, в котором, как мы видели изначально располагались светильники. Очень эффектно. Павильон не мешает сквозному проходу к бульвару - очень продумано. Проект станции удостоен гран-при в Париже на Всемирной выставке в 1937, и на всемирной выставке в Брюсселе в 1958-м. Проект также получил сталинскую премию.

6. Спускаемся вниз. Тут все довольно аскетично.

7. Кассовый зальчик. Справа закуток с окошками касс.

8. Длинный коридор от кассового зальчика в сторону валидаторов. Странно, что между светильниками на потолке проложили короба с поводами. Ведь там висели светильники изначально, отчего нельзя было также провести скрытую проводку?

9. Спуск на станцию. Станция лежит на 13 метров ниже уровня земли.

10. Никакого пафосного оформления подземного вестибюля.

11. Душкин, архитектор станции, в своем проекте решил обратиться к древне-египетским архитектурным традициям. Действительно, есть что то такое. Однако тут только форма, богатой отделки и росписи тут нет. Вообще помпезная отделка появилась в московском метро не сразу. Пик дорогого и богатого декора пришелся на строительство подземных дворцов Кольцевой линии.

12. Станция выглядит довольно аскетичной. Тут нет помпезности станций Кольцевой линии. Однако станция выглядит очень просторной. Так и задумывалось. Ведь станция "Дворец советов" должна была стать подземными воротами в строящийся Дворец советов. Дворца в итоге не стало. А вместо этого восстановили снесенный ХХС. Интересное сочетание.

13. Подсветка идет из-за широких раструбов колонн. Пол выложен гранитными плитами серого и красного цветов в шахматном порядке.

14. Такие вот колонны, переходящие в звезды на потолке.

15. Еще раз взглянем на станцию. В некоторых местах на станции стоят квадратные, а не многогранные колонные - странно как то. Видно, что по одной паре колонн идет деформационный шов, но все равно я не думаю, что именно в этом причина.

16. Все, поехали дальше...

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» - . с ответвлением «Охотный ряд» — . Получила название по бывшей площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские ворота и Пречистенская улица), названных в честь Петра Алексеевича Кропоткина — географа и путешественника, теоретика анархизма, родившегося в этом районе.


Фото с сайта oldmos.ru

До 8 октября 1957 года называлась «Дворец Советов». Рядом со станцией на месте снесённого в 1931 году Храма Христа Спасителя намечалось воздвигнуть грандиозный Дворец Советов. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца. Строительство Дворца началось в 1939 году, но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей. Проект так и не был осуществлён. Позже брошенный котлован, вырытый для Дворца, был использован под плавательный бассейн «Москва», открытый в 1960 году. В 1994 году было принято решение о воссоздании храма (восстановлен и освящён к началу 2000 года), бассейн закрыт. Проектное название станции — «Кропоткинские ворота».

5 декабря 2008 года, в день кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, общественное движение «Возвращение» предложило переименовать станцию в «Патриаршую».

Имеется наземный вестибюль полуциркулярной формы в виде арки, сооружённый по проекту архитектора С. М. Кравца и расположенный в начале Гоголевского бульвара. Через него осуществляется выход к Гоголевскому бульвару, площади Пречистенские ворота и Гагаринскому переулку. В 1997 году вместе с Храмом был открыт северный выход, ведущий в подземные переходы (архитектор А. К. Рыжков) — на улицу Волхонка, Всехсвятский переулок, и к самому Храму Христа Спасителя.


Фото с сайта oldmos.ru

Проект станции удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1935 год), Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).

Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 13 м). Построена по специальному проекту из монолитного бетона. Архитекторы - А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Архитекторы вестибюлей: западного - С.М. Кравец, восточного - А.К. Рыжков (1961 год). Инженер-конструктор - Н.А. Кабанов. Станция рассчитана на большой пассажиропоток, но в настоящее время её огромный зал загружен слабо.


Фото с сайта oldmos.ru

Десятигранные колонны станции и путевые стены отделаны серовато-белым уральским мрамором «коелга» (до конца 1950-х годов путевые стены были покрыты фаянсовой плиткой). Пол выложен розовым и серым гранитом в шахматном порядке (первоначально покрытие было асфальтовым). Светильники вмонтированы в капители в верхних частях колонн. Стены кассового зала облицованы марблитом.


Фото с сайта oldmos.ru

В дальнейшем из центра зала планируется построить переход на будущую станцию «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии.

Дополнение от botsman_m (см комментарии): 34 опоры 10-гранной формы чередуются с более массивными четырехугольными пилонами - они стоят в местах самого сильного давления грунта (там проходят температурные швы), где необходимо было усилить опоры, в то же время такая перебивка создает определенный ритмический рисунок.

Ночью 16 мая 2010 года состоялся ночной концерт Камерного оркестра «Kremlin». С 1:30 до окончания концерта на станции были размещены Ретропоезд Сокольники и Акварель, картинная галерея «Акварель» была открыта до начала концерта и закрыта по причине издания своеобразного «чиха», а Ретропоезд Сокольники выполнял роль бельэтажа.

Ретропоезд «Сокольники» на станции "Кропоткинская". Стилизован под первый поезд московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Создан по специальному заказу на предприятии-производителе (Метровагонмаше), использованы новые вагоны. Представляет собой поезд из вагонов модели 81-717 с изменённой лицевой частью головных вагонов, выкрашенный в цвета, характерные для метро 1930-х годов.

Станция метро «Кропоткинская» Сокольнической линии московского метрополитена была торжественно открыта в 1935 году 15 мая и входила в состав первого участка подземки города Москвы, протянувшейся тогда от «Сокольников» до «Парка культуры».

Проектное название - «Кропоткинские ворота» - было дано по созвучию с расположенной рядом одноименной улицей (ныне - ). В связи с планами строительства Дворца Советов на месте взорванного , станция метрополитена именовалась вплоть до 1957 года «Дворцом Советов».

Фото 1. Вестибюль станции метро "Кропоткинская" Сокольнической линии

Строили станцию метро по специальному проекту. В качестве основного материала использовался монолитный бетон. Конструкция и тип: мелкого заложения, колонная трехпролетная.

Проектированием станции метро «Кропоткинская» занимались ведущие архитекторы и инженеры Советского Союза, среди которых Алексей Николаевич Душкин, Яков Григорьевич Лихтенберг, Самуил Миронович Кравец и другие.

Оригинальность проекта была признана не только в стране, но и за рубежом. Так, он отмечен на Парижской и Брюссельской международных выставках 1937 и 1958 годов, причем, на последней получил «Гран При». Кроме этого, в 1941 году создатели были награждены Сталинской премией второй степени. Памятником архитектуры объект был объявлен в 1979.


История строительства и развитие

Изначально проекту станции метро «Кропоткинская» придавалось особое значение, связанное с решением о строительстве на Волхонке грандиозного по масштабам Дворца Советов.

Проектировщики исходили из того, что посещение этого здания многочисленными делегациями из самой страны и из-за рубежа, потребует от станции повышенной пропускной способности. Именно это обстоятельство привело к увеличению ширины платформы, которая превышает на несколько метров подобные площадки других станций первой очереди Московского метрополитена.

В декоре станции «Кропоткинская», в начале ее функционирования, использовались кадки с пальмами, которые были установлены в проходе между кассовой зоной и вестибюлем.

К сожалению, из-за недостатка света растения чахли и не развивались, к тому же огромные кадки являлись помехой для движения пассажиров. Все это и стало причиной демонтажа этого элемента оформления.

Декоративным элементом станции являются колонны с устроенными наверху капителями. Они расположены в два ряда и облицованы благородным мрамором серо-белого оттенка.

Стоит отметить, что сами капители изначально сделали из гипса, вмонтировав по низу скрытые от глаз светильники. Оригинальное решение для освещения, зрительно увеличивающее объем зала, разработал архитектор Душкин.

Для полного получения эффекта нужны были мраморные капители, но из-за нехватки времени от них пришлось отказаться. Выполнили их таковыми лишь в 1961 году во время первой реконструкции станции метро «Кропоткинской», когда проводили работы по устройству второго выхода.

В том же 1961 году на путевых стенах установили плиты из уральского мрамора, заменив прежнюю облицовку из фаянсовой плитки, а также выложили гранитом серого и розового оттенков пол платформы.