Николай асеев. Асеев, николай николаевич

Асеев Николай Николаевич

Асеев Николай Николаевич (1889 – 1963), поэт .

Родился 28 июня (10 июля н. с.) в городе Льгов Курской области в семье страхового агента. Детские годы провел в доме деда, Николая Павловича Пинского, охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика.

В 1909 закончил Курское реальное училище, поступает в Коммерческий институт в Москве и одновременно слушает лекции на филологическом факультете Московского университета. В 1911 опубликовал свои первые стихи.

Литературная жизнь Москвы захватила молодого поэта, он посещает брюсовские “вечера”, “ужины” Вяч. Иванова, знакомится с Б. Пастернаком, который покорил его всем: и внешностью, и стихами, и музыкой.

С 1913, когда в альманахе “Лирика” появляется подборка стихов Асеева, начинается его активная литературная деятельность. Через 4 года он издал пять сборников оригинальных стихотворений: “Ночная флейта” (1913), “Зор” (1914), “Оксана” (1916), “Леторей”, (1915), “Четвертая книга стихов” (1916).

Начинается , и Асеева призывают на военную службу. В Мариуполе он проходит обучение в запасном полку, который вскоре отправляют ближе к Австрийскому фронту. Заболевает воспалением легких, осложнившимся вспышкой туберкулеза. Его признают негодным к службе и отправляют домой на поправку; через год он проходит переосвидетельствование, и его снова направляют в полк, где он пробыл до февраля 1917, когда был избран в Совет солдатских депутатов.

Началась Февральская революция, полк отказался идти на фронт.

Асеев вместе с женой “двинулся” на Дальний Восток. Этот длинный путь через фронтовую, голодную, мятежную страну стал его путем в большую поэзию (очерк “Октябрь на Дальнем”). Во Владивостоке он сотрудничал в газете “Крестьянин и рабочий” – органе Совета рабочих и крестьянских депутатов. Октябрьскую революцию, о которой узнал во Владивостоке, принял безоговорочно.

По предложению Луначарского Асеев был вызван в Москву и в 1922 он туда приезжает. Возобновляет знакомство с Маяковским, который имел на него большое влияние. Выходят сборники его стихов: “Стальной соловей” (1922), “Совет ветров” (1923). С 1923 Асеев участвовал в литературной группе “Леф” (левый фронт искусств), возглавлявшейся Маяковским. До конца жизни поддерживал его, помогал издавать его книги.

В 1920-е годы вышли поэмы “Лирическое отступление”, “Свердловская буря”, стихи о русских революционерах (“Синие гусары”, “ ”). В 1928, после поездки за границу, написал стихи о Западе (“Дорога”, “Рим”, “Форум-Капитолий” и др.).

Перед войной Асеев публикует поэму “Маяковский начинается” (“…я написал о нем поэму, чтобы хоть отчасти выполнить свой долг перед ним. Без него мне стало труднее…”, – писал Асеев).

Многие его военные стихи и поэмы – страницы поэтической хроники Отечественной войны: “Радиосводки” (1942), “Полет пуль”, “В последний час”(1944), “Пламя победы” и др. В 1961 книгой “Зачем и кому нужна поэзия” (1961) Асеев подводит итоги своего творчества и своей жизни. В 1963 поэт умирает.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

О дин из основателей «Левого фронта искусств», исследователь русского стиха и наставник молодых поэтов, Асеев выпустил за свою жизнь более 30 книг стихотворений и прозы. Владимир Маяковский писал про Николая Асеева: «Этот может. Хватка у него моя». Алексей Кручёных называл его «импульсом» и «чистым золотом». Варлам Шаламов считал, что он умрет, если запретить ему писать.

От дедушкиных сказок к первым стихам

Детство Николая Асеева прошло в Курской губернии. Он рано остался без матери; его отец, страховой агент, постоянно ездил в командировки. Воспитанием будущего поэта занимался дедушка: «Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену. Я слушал, разинув рот, понимая, конечно, что этого не было, но все же могло быть. Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд, о которых я тогда не знал еще ничего» .

Учиться Николая Асеева отдали в Курское реальное училище. Потом он переехал в Харьков, где поступил на филологический факультет. Поэту город не нравился. Единственное место, которое он с удовольствием посещал, - это дом сестер Синяковых. Потом их назовут музами русского футуризма. По воспоминаниям Лили Брик, Борис Пастернак ухаживал за Надеждой, Давид Бурлюк - за Марией, Григорий Петников - за Верой, Николай Асеев - за Ксенией (позже они поженились). А Велимир Хлебников влюблялся во всех сестер Синяковых по очереди.

Из Харькова по настоянию отца Асеев переехал в Москву и поступил в Московский коммерческий институт. Одновременно он слушал лекции на филологическом факультете Московского университета . В это время он познакомился со многими московскими поэтами и писателями - Вячеславом Ивановым , Валерием Брюсовым , Федором Сологубом. Но главным событием для поэта стала встреча с Владимиром Маяковским : «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей».

В 1913 году стихотворения Николая Асеева выходят в альманахе «Лирика». В тот же год совместно с Борисом Пастернаком и Сергеем Бобровым Асеев организовал свою группу футуристов «Центрифуга». Вскоре к ним присоединились и новые участники - Велимир Хлебников, Мария Синякова, Божидар, Григорий Петников.

За четыре следующих года Николай Асеев выпустил пять сборников стихотворений - «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана».

Рафинированный интеллигент на «Левом фронте»

Шла Первая мировая война. В 1915 году поэта призвали на фронт. В военной части Асеев устраивал чтения стихов и пытался поставить спектакль по рассказу Льва Толстого , за что его посадили под арест. Вскоре поэт заболел туберкулезом, и его отпустили домой - лечиться. Через год Асееву пришлось вернуться на фронт, но неожиданно революционные события освободили его от дальнейшей службы.

«Сейчас же после Февральской революции я, 27-летний поэт, выученик символистов, отталкивавшийся от них, как ребенок отталкивается от стены, держась за которую он учится ходить. Я - рафинированный интеллигент - с удовольствием заметил, что нет больше силы, которая заставляла меня носить костюм каторжника - мою тяжеловесную прокарболенную шкуру рядового 34-го запасного полка».

Николай Асеев

В 1917 году Асеев с женой уехали во Владивосток. Там он вступил в местный Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работая в местной газете, поэт публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова.

Во Владивостоке вышел следующий сборник Асеева - «Бомба». Поэт отправил Владимиру Маяковскому экземпляр книги. В ответ Маяковский прислал ему свое издание с подписью: «Бомбой взорван с удовольствием. Жму руку - за!»

В 1922 году по приглашению наркома просвещения Луначарского Николай Асеев вернулся в Москву. В это время он активно издавал свои произведения. Особенно популярны у читателей были поэмы «Синие гусары», «Буденный», сборник «Совет ветров».

«Мы говорили; вот, если запретить писать стихи? Нельзя никак - просто стихи будут исключены из жизни общества. Что будут делать поэты? Асеев перестанет жить».

Варлам Шаламов

Николай Асеев сотрудничал с советским кинематографом: он написал сценарии к фильмам «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Федькина правда» Ольги Преображенской, участвовал в создании «Броненосца «Потемкин» Сергея Эйзенштейна .

Вместе с Владимиром Маяковским, Осипом Бриком и Борисом Кушнером Николай Асеев организовал творческое объединение «Левый фронт искусств». Его участники призывали связать искусство с материальным производством, отказаться в поэзии от вымысла и больше писать о фактах, живее откликаться на новые потребности общества. «Сейчас следует учиться поэзии у станка и комбайна», - писал Николай Асеев. В объединение входили не только поэты, но и художники (Любовь Попова, Варвара Степанова, Владимир Татлин), архитекторы (братья Веснины, Андрей Буров) и кинематографисты (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов , Леонид Трауберг).

В эти годы Николай Асеев тесно дружил с Владимиром Маяковским, которого он считал «наиболее яркой фигурой среди поэтов сегодняшнего дня». Иронизируя по поводу отношений двух поэтов, Кукрыниксы нарисовали шарж. Маяковского изобразили в виде созвездия Большой Медведицы, а Асеева - Малой. Но далеко не все современники так видели расстановку творческих сил. Алексей Крученых писал: «Маяковский служит стихом, он служащий. А Коля - служит стиху. Он - импульс, иголка, звёздочка, чистое золото». Варлам Шаламов вспоминал, что в Москве 20-х годов от Асеева стихов ждали больше, чем от Маяковского, который выдавал больше «шума, скандала, хорошей остроты, веселого спора-зрелища».

Редактор, переводчик, преподаватель

В 30-е годы Николая Асеева избрали в редакционную коллегию «Литературной газеты», потом - в состав правления Союза писателей. В эти годы поэт сочинял праздничные стихи в газеты, стихотворные отклики «на злобу дня». В поиске новых жанров он публиковал международные политические фельетоны («Надежда человечества», «Берлинский май»).

«Нас смущала искусственность его поэзии, холодок «мастерства», который, уничтожая поэта, делал его «специалистом», выполняющим «социальный заказ».

Варлам Шаламов

После смерти Маяковского Асеев писал о нем многочисленные статьи, а в 1940 году издал поэму «Маяковский начинается», за которую получил Сталинскую премию.

После Великой Отечественной войны Асеев продолжал писать стихи, занимался переводами (известны его переводы стихов Мао Цзэдуна). В 1961 году вышла его книга «Зачем и кому нужна поэзия» с воспоминаниями о поэтах-современниках - Владимире Маяковском, Сергее Есенине , Велимире Хлебникове, Виссарионе Саянове, Александре Твардовском. В ней Николай Асеев также размышлял о происхождении русского стиха. Советский филолог, академик Дмитрий Лихачев написал подробную рецензию на «интересную по мыслям и блестяще написанную» книгу. В эти годы Асеев преподавал в Литературном институте, помогал издаваться молодым поэтам - Виктору Сосноре, Андрею Вознесенскому, Юрию Панкратову.

«Совсем неожиданным в свиданиях с Николаем Николаевичем было для меня то, что он преимущественно говорил не о своей поэзии, не о своих стихах - он говорил о стихах молодежи, любил их читать…»

Дмитрий Лихачев

В последние годы поэт тяжело болел. Как вспоминала его супруга Ксения Асеева: «В последний день его жизни, когда я пришла в больницу «Высокие горы», Николай Николаевич сел на постели и начал читать стихи. Со стихами уходил он из жизни…» Николая Асеева не стало в 1963 году.

    Асеев, Николай Николаевич - Николай Николаевич Асеев. АСЕЕВ Николай Николаевич (1889 1963), русский поэт. От формальной изощренности первых сборников (“Зор”, 1914) пришел к лирико философскому осмыслению действительности (“Раздумья”, 1955; “Лад”, 1961). Романтическая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский советский поэт. Родился в семье страхового агента. Детские годы провёл в доме деда ‒ охотника, знатока природы и фольклора. Учился в Московском коммерческом институте (1909‒12) и на… … Большая советская энциклопедия

    - (1889 1963) русский поэт. В поэмах Буденный (1923), Двадцать шесть (1924), Семен Проскаков (1928) романтическая героизация революции. От формальной изощренности первых сборников (Зор, 1914) пришел к лирико философскому осмыслению… … Большой Энциклопедический словарь

    - (27 июня 1889, город Льгов, Курская губерния 26 июля 1963), российский поэт, переводчик, литературовед, сценарист. Учился в Московском коммерческом институте (1909 1912), на филологическом факультете Московского и Харьковкого университетов. В… … Энциклопедия кино

    Асеев, Николай Николаевич - Асеев Николай Николаевич (1889–1963) был одарен редким чувством языка (сближавшим его с В. Хлебниковым) и чувством ритма (столь ощутимым в «Пляске»); эксперименты привели его к футуристам (в группу «Центрифуга»); только на этом интуитивном даре… … Русские поэты Серебряного века

    - (1889 1963), русский поэт. Входил в футуристические группировки. От формальной изощрённости первых сборников («Зор», 1914) пришёл к лирико философскому осмыслению действительности («Раздумья», 1955; «Лад», 1961). В поэмах «Будённый» (1923),… … Энциклопедический словарь

    - (р. 1889) поэт. Первая книга стихов "Ночная флейта" вышла в 1913 (изд во "Лирика"). В разработке поэтического образа ощущается сильное влияние Э. Т. Гофмана (напр., в "Песне таракана Пимрома" и др.), в поэтическом… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1889, Льгов Курской губернии —1963, Москва), поэт. Сын страхового агента (по другим сведениям, агронома). Учился в Московском коммерческом институте (1908—10), затем в Харьковском университете; был вольнослушателем (историко… … Москва (энциклопедия)

    АСЕЕВ Николай Николаевич - (1889—1963), русский советский поэт. Поэмы «Буденный» (1923), «Лирическое отступление», «Электриада», «Двадцать шесть» (все — 1924), «Свердловская буря» (1925), «Семен Проскаков» (1928), «Маяковский начинается» (1937—40; Гос. пр.… … Литературный энциклопедический словарь

    Н. Н. Асеев … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Топ-топ-топ , Асеев Николай Николаевич. Одной из первых работ Веры Ермолаевой в`Госиздате` стали иллюстрации к стихотворению Н. Асеева`Топ-топ-топ`. Незатейливая история о том, как добрый и сознательный милиционер перекрывает…
  • Топ-топ-топ , Асеев Николай Николаевич. Одной из первых работ Веры Ермолаевой в "Госиздате" стали иллюстрации к стихотворению Н. Асеева" Топ-топ-топ" . Незатейливая история о том, как добрый и сознательный милиционер перекрывает…

Смена общественного строя и его кардинальные трансформации стали для одних русских писателей мощным стимулом в творчестве, для других — началом кризиса. Слишком впечатляющим оказалось превращение революционной свободы творчества в строгую идеологическую организованность сталинской пролетарской литературы.

Николай Асеев - один из тех, кто мучительно пережил это. Некоторые исследователи творчества поэта отмечают, что официальное признание потребовало от него жертв, размер которых оказался слишком велик.

Родом из глубинки

Он родился 28 июня 1889 года в Курской губернии, в маленьком провинциальном Льгове, в небогатой дворянской семье. Его отец - то ли страховой агент, то ли агроном. Некоторые источники указывают фамилию отца поэта как Штальбаум, другие утверждают, что его фамилия писалась как Ассеев. Большее влияние на будущего литератора оказал дед по материнской линии - Николай Павлович Пинский, у которого жил юный Николай Асеев после ранней потери матери и вторичной женитьбы отца.

Дед обладал талантом замечательного рассказчика, знал много народных сказок и песен. Он любил природу, охотно приобщал внука к рыбалке и охоте, без которых не представлял жизни. Увлекательной была история его женитьбы — он выкупил будущую бабку поэта из крепостной неволи, влюбившись в молодую крестьянку, встреченную им во время охоты. Рассказы о прежних временах очень любил слушать будущий литератор Николай Асеев — биография бабки Варвары Степановны увлекала его романтическим сюжетом.

В Москву

В 1907 году Николай окончил реальное училище в губернском Курске и вскоре уехал в Москву, чтобы продолжить образование в столичном университете. К тому времени он уже осознал, что занятия писательством - это то, чему он хотел бы посвятить жизнь. Став вольнослушателем на историко-филологическом факультете Московского университета, Николай Асеев окунулся в бурную литературную жизнь Первопрестольной. Его творения печатаются в журналах и альманахах, которые во множестве появлялись в Москве: «Проталинка», «Весна», «Заветы», «Первоцвет».

Как поэт, Николай Асеев прошел периоды увлечения символизмом, став одним из учредителей творческих групп «Лирика» и «Лирень». В Москве и в Харькове, где он продолжал образование, молодой человек сблизился с поэтами и писателями, исповедующими различные новые формы словотворчества: В. Брюсовым, В. Ивановым, В. Хлебниковым, Б. Пастернаком. В стихах Асеева того периода явственно ощущается интерес к национально-архаическим традициям, к словотворчеству футуристического характера.

Бурное время революции

С момента начала Первой мировой Николай Асеев на себе испытал масштаб общественных катаклизмов. Он был призван в действующую армию, где оказался в самой гуще революционных событий. Был выбран в Совет солдатских депутатов и принимал участие в массовом братании с противником, в оставлении ненавистных окопов. Асеев оказался на Дальнем Востоке, где продолжал участвовать в творческом процессе, создав литературно-художественное объединение футуристического толка «Балаганчик».

В текстах Асеева — от предреволюционных до постоктябрьских — виден весь путь трансформации его поэтического языка. В первой книге, которую опубликовал Николай Асеев («Ночная флейта»,1914 г.), — изысканность символов и эпатажность футуризма, в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915) — новаторство словотворчества, в книгах «Бомба» (1921), «Стальной соловей» (1922), «Совет ветров» (1923) — острые ожидания социальных изменений и оптимизм романтических революционных надежд.

«Маяковский начинается»

С 1922 года Николай Николаевич Асеев, биография которого с 1914 года - череда переездов по всей стране — от Харькова до Владивостока, — окончательно поселяется в Москве. Он был вызван с Дальнего Востока по личному указанию Наркома просвещения А. В. Луначарского. В столице Асеев вместе с Маяковским и составляет ядро «Левого фронта искусств» (ЛЕФ) — творческого объединения, считавшего себя единственным достойным представителем нового искусства.

Творческое взаимодействие и личная дружба с Владимиром Маяковским - важнейшее событие в жизни Асеева. Впитывая революционный накал стихов Маяковского, поэт создал несколько произведений крупного формата и отчетливой идейной направленности. К ним относятся поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928) и сделавшая его по-настоящему знаменитым «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925).

Высоко оценили читатели и коллеги поэтические воспоминания о друге и наставнике, написанные Асеевым через 10 лет после трагической гибели Владимира Владимировича, в 1940 году — «Маяковский начинается». Это манифест верности убеждениям молодости, дань уважения великому современнику.

За и против, плюс и минус

Всего поэт выпустил около 80 поэтических сборников, стал лауреатом многочисленных премий и официальных наград. Асеев прожил внешне безмятежную жизнь. Но при внимательном рассмотрении его творчества можно обнаружить некую двойственность, которой нельзя было избежать любому, кто занимался таким важным в идеологическом смысле делом, как советская литература.

В советских учебниках присутствовал поэт-классик, апологет соцреализма, переводивший стихи Мао-Цзе Дуна, - Николай Асеев. «Простые строки» - стихи тонкого лирика, которому не чужды формалистические поиски, — тоже Асеев. Маститый советский литератор, верный линии партии, которого дочь Марины Цветаевой — Ариадна Эфрон — прямо обвиняла в равнодушии, приведшим её мать к самоубийству, - сталинский лауреат Асеев. Человек, бросившийся хлопотать о московской прописке для сына Цветаевой, бесстрашно защищавший перед Хрущевым молодых поэтов, - это тоже Асеев.

Расставлять знаки, выносить оценки - личное дело каждого, дело истории...

Страница:

Николай Николаевич Асеев — русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма.

Н. Н. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента из дворян. До 1911 года его фамилия официально писалась как Ассеев. Некоторые справочники, опирающиеся на 1-й том «Словаря псевдонимов» И. Ф. Масанова, указывают, что настоящая фамилия Асеева — «Штальбаум», хотя в 4-м томе словаря, вышедшем при жизни Асеева, появилось опровержение: «Указание на то, что Асеев, Н. — псевд. Н. Н. Штальбаума, — не соответствует действительности. Асеев, Н. Н. — настоящая фамилия». Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.

И стихи должны такие
быть, чтоб взлет, а не шажки,
чтоб сказали: «Вот - стихия»,
а не просто: «Вот - стишки».

Асеев Николай Николаевич

Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909—1912) и на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов. Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915). В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.

В 1922 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Участник группы «Творчество» вместе с С. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. В 1922 году приехал в Москву. Один из лидеров групп ЛЕФ (1923—1928) и РЕФ (1929—1930). Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака.

С 1931 года и до своей кончины Асеев жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска. В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе. Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, находившаяся в то время в заключении, впоследствии обвиняла Асеева в самоубийстве матери (неоказании ей помощи в эвакуации) и писала Б. Л. Пастернаку в 1956 г.: «Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова». К Асееву и его жене обращено одно из предсмертных писем Цветаевой, которая просила позаботиться о сыне Георгии: «Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у Вас». Сам Георгий писал в дневнике: «Асеев был совершенно потрясен известием о смерти Марины Цветаевой, сейчас же пошел вместе со мной в райком партии, где получил разрешение прописать меня на его площадь...»