Описание детства дочери толстого. Отец из повести детство толстого образ и характеристика сочинение

Толстой Николай Ильич (1794-1837) — отец Толстого, родился 26 июня 1794 г. «Отец был среднего роста, хорошо сложённый живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами», — писал о нем Толстой в «Воспоминаниях». Он упоминал и другие характеристики отца, у которого были «сангвиническая красная шея», «бодрый быстрый шаг», «бодрый, ласковый голос», «добрые красивые глаза», «грациозные, мужественные движения».

Он был единственным сыном в любящей патриархальной семье, где дети и родители обожали друг друга, где кроме него росли ещё две дочери, Полина и Алина (горбатенький брат Илья умер в раннем детстве). Граф Николай Ильич Толстой родился 26 июня 1795 года. Пятилетним мальчиком был зачислен отцом в службу с чином губернского регистратора в Экспедицию Кремлевского строения, ведавшую строительством и уходом за зданиями в Кремле и всеми императорскими дворцами в Москве и Подмосковье. В 15 лет Николай Ильич был уже коллежский регистратор, а в 16 лет стал губернским секретарем. Столь стремительная карьера в гражданской службе была прервана Отечественной войной 1812 года.

В июне 1812 года семнадцати лет от роду он добровольно вступил в 3-й Украинский казачий регулярный полк корнетом, 28 июля 1812 г. был переведен в Московский гусарский полк. 17 декабря 1812 г. Салтыковский полк был влит в Иркутский драгунский переименованный в гусарский. 28 декабря 1812 г., писал родителям из Гродно: «Не бывши ещё ни разу в сражении и не имевши надежды в нём скоро быть, я видел всё то, что война имеет ужасное; я видел места, вёрст на десять засеянные телами; вы не можете представить, какое их множество по дороге от Смоленска до местечка Красное».

Из формулярного его списка узнаем, что «Граф Николай Ильин сын Толстой» после изгнания армии Наполеона из России «в походах был 1813 года апреля со 2-ого в Княжестве Варшавском, Силезии и Саксонии, оттуда при отступлении армии до города Люцена; с 21 апреля в арьергардных делах, 26 и 27 числ при удержании неприятеля под городом Дрезденом и при переправе через реку Эльбу; за оказанное в сих делах отличие награжден чином Поручика, мая 8 и 9 числ в Генеральном сражении при городе Бауцене и при приступлении к крепости Швейднец в сражениях и перестрелках находился; по окончании перемирия был при преследовании до города Теплиц, августа 14 при сильной рекогносцировке и города Дрездена, оттоль до крепости Кенигсштейна и при блокаде оной; за оказанное в сих делах отличие награжден Орденом Св. Владимира 4-ой степени с бантом; октября 2, 4, 6 и 7 числ в Генеральном сражении под городом Лейпцигом, за отличие во оном награжден чином Штабс-Ротмистра; оттоль в преследовании неприятеля до города Ерфурта и при блокаде оного до 17 числа октября; от оного в походе до города Гетингена, оттуда отправлен был Генералом от Кавалерии графом Витгенштейном курьером с нужными депешами к Военному Министру в город Санкт-Петербург и, возвращаясь обратно к армии, захвачен был неприятелем при местечке Сент-Оби в плен, из коего при взятии города Парижа освобожден. По-российски, по-французски, по-немецки читать, писать умеет, математику, географию знает, в штрафах не бывал».

Адъютантом генерала Витгенштейна в 1813 году был поручик Павел Иванович Пестель - будущий декабрист, автор знаменитой «Русской Правды», руководитель Южного общества. Николай Ильич Толстой состоял при князе Андрее Ивановиче Горчакове, командире 1-го Пехотного корпуса в группе войск Витгенштейна. И Толстой и Пестель были награждены за бои под Лейпцигом, Пестель в этом сражении был тяжело ранен, поэтому, очевидно, с донесениями в Петербург был направлен не П.И. Пестель, а адъютант Горчакова Н.И. Толстой.

Отец Льва Николаевича Толстого не был членом тайного общества, но был близко знаком со многими декабристами: С.П. Трубецким, С.Г. Волконским, А.И. Одоевским, З.Г. Чернышевым, Ф.П. Толстым.

Корнет Николай Ильич Толстой записан в часть 17 декабря 1812 года - следом за корнетом, будущим дипломатом, поэтом, автором комедии «Горе от ума» Александром Сергеевичем Грибоедовым.

Возвратившись в Россию, Толстой 8 августа 1814 года был переведен в кавалергардский полк и назначен адъютантом к командиру корпуса, генерал-лейтенанту князю Андрею Ивановичу Горчакову, троюродному брату его матери.

11 декабря 1817 года Толстой был переведен с чином майора в гусарский принца Оранского полк. Любопытны причины, вызвавшие этот перевод. Сохранился рапорт на имя Александра I от главнокомандующего второй армией генерала Бенигсена о том, что командир корпуса, генерал-лейтенант князь Горчаков просит перевести его адъютанта штабс-ротмистра графа Толстого в гусарский полк по той причине, что Толстой, «имея ревностное желание продолжать службу вашему императорскому величеству во фронте, не по недостаточному своему состоянию не имеет возможности продолжать служение в кавалергардском полку». Рапорт этот, датированный 15 ноября 1817 года, указывает на стесненное материальное положение Н.И. Толстого.

14 марта 1819 года Толстой «по болезни» был уволен в отставку с чином подполковника и уехал к родителям в Казань, где совсем уже разорившийся его отец Илья Андреевич Толстой был губернатором. В 1821 году, после смерти отца, приехав с матерью Пелагеей Николаевной из Казани в Москву, Николай Ильич поступил на службу в Военно-сиротское отделение при Московском комендантском управлении.

На руках у Николая осталась семья, требующая забот и попечения: старая мать, привыкшая к роскоши, сестра Алина со своей приёмной дочерью, и кузина, воспитанница матери, Татьяна Ёргольская. Последняя была ровесницей Николая, с детства они росли и воспитывались вместе, испытывая друг к другу романтическое чувство влюблённости. После смерти отца остались огромные долги, Николай вынужден был 15 декабря 1821 г. поступить на службу на очень незначительную должность смотрительского помощника (воспитателя) в Московское военно-сиротское отделение при Московском комендантском управлении.

В 1822 году граф Н.И. Толстой посватался к богатой наследнице, княжне Марии Николаевне Волконской, которая приняла его предложение. 9 июля 1822 г. в церкви села Ясенева близ подмосковного имения князей Трубецких Знаменского граф Н.И. Толстой обвенчался с княжной М.Н. Волконской, дочерью Николая Сергеевича Волконского и Екатерины Дмитриевны Трубецкой. «Весёлый, блестящий молодой человек с именем и связями» (ему было 28 лет) стал мужем не очень красивой, старше его на четыре года, княжны Марьи, обладавшей очень значительным состоянием. Это был классический брак по расчёту, оказавшийся браком по любви. Толстые сразу уехали в Ясную Поляну, чтобы начать ту семейную, замкнутую кругом домашних забот и радостей жизнь. В 1823 году у молодых Толстых родился первый сын - Николай. После нескольких неблагополучных родов в 1826 году родился Сергей, в 1827 году - Дмитрий, а 1828 году - Лев. Единственная дочь - Мария - родилась в 1830 году.

Толстой вспоминал о яснополянских делах отца: «Занятие его составляло хозяйство и, главное, процессы, которых тогда было очень много у всех и, кажется, особенно много у отца, которому надо было распутывать дела деда. Процессы эти заставляли отца часто уезжать из дома. Кроме того, уезжал он часто и для охоты — и для ружейной и для псовой». Кроме занятий хозяйством (отец достроил большой дом, начатый дедом Волконским, посадил сад), он занимался детьми и много читал, собрав в Ясной Поляне библиотеку, состоявшую из французских классиков, исторических и естественнонаучных сочинений (даже из Парижа привёз несколько десятков книг).

Толстые лето и зиму жили в имении, не переезжая в город, ведя очень уединённый образ жизни. Позже, создавая образы героев «Войны и мира» княжны Марьи и Николая Ростова, писатель использовал некоторые факты из жизни отца и матери, Многие черты внешности и характера отца Толстого запечатлены не только в «Войне и мире», но и в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» и в ранней рукописи трилогии, которую печатают под заглавием «Четыре эпохи развития».

В 1829 г. Н.И. Толстой выкупил Никольское-Вяземское, в 1836 г. построил здесь каменную церковь.

Н.И. Толстой скоропостижно скончался 21 июля 1837 года в Туле и был похоронен рядом с женой в фамильном склепе на Кочаковском кладбище.

Младшему сыну Льву было почти 9 лет, когда отец умер, и он помнил весёлые шутки и рассказы отца за обедом и ужином, когда и бабушка, и тётушки, и дети смеялись, слушая его. Дети с интересом рассматривали рисунки, которые он для них делал и которые им казались «верхом совершенства». Лёвочка запомнил приготовления отца к охоте, общие прогулки по Ясной Поляне. Запомнилось, как вечерами дети приходили к отцу в кабинет играть или прощаться перед сном, как он ласкал их и иногда, к великой их радости, пускал к себе за спину на кожаный диван, продолжая в то же время читать или разговаривать с приказчиком.

Лёвочка с особенной нежностью, прощаясь вечером с отцом, целовал «его белую жилистую руку» и был «умилённо счастлив», когда отец ласкал его. «Я очень любил отца, но не знал ещё, как сильна была эта моя любовь к нему, до тех пор пока он не умер».

Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Я иду на урок: 5–7-й классы

Наталья ШИШКИНА

Наталья Геннадьевна ШИШКИНА - учитель русского языка и литературы школы № 32, г. Самара.

Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

К ак показывает опыт, повесть Толстого - достаточно сложное для восприятия пятиклассников произведение. Но когда ещё читать «Детство»? Может быть, страницы повести откроют ребятам и удержат в их памяти “счастливую невозвратную пору”. Но куда важнее другое: как можно раньше разбудить в них вкус к страницам Л.Н. Толстого с их глубочайшим и вместе с тем доступным даже пятиклассникам психологизмом.

В результате долгой работы над рукописью первоначальный сюжет лишился всякой внешней событийности и занимательности и был до такой степени упрощён, что в самом подробном пересказе укладывается в несколько строк. При этом нужно будет упомянуть такие, например, события: учитель-немец Карл Иваныч над головой спящего Николеньки прихлопнул муху, mаmаn за завтраком отложила шесть кусочков сахару для любимых слуг, отец разговаривает с приказчиком, Иртеньевы собираются на охоту.

Интересны не события сами по себе, интересны контрасты и противоречия чувств, которые, собст­венно, и являются предметом повествования. Вся картина пронизывается личным отношением рассказчика. С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого - мысль о громадных духовных возможностях человека, рождённого для движения, для нравственного и духовного роста. Новое в герое и в открывающемся ему день за днём мире особенно занимало Толстого, слово “новый” - едва ли не самый распространённый и характерный эпитет книги: оно вынесено в названия глав («Новый взгляд», «Новые товарищи») и стало одним из ведущих мотивов повести.

Автор стремится “на биографии определённого человека выявить общие законы становления человеческой личности”. Задача учителя - помочь школьникам понять, как через восприятие Николеньки раскрывается сложный внутренний мир ребёнка, его представления о мире.

Корень счастливого и доброго состояния в детстве видится Толстому в состоянии некоей рассосредоточенности и ясной любовной созерцательности. Ребёнок всё время устремлён в окружающее, а не в себя. Ему совсем не присуща конкретность желаний, которая, устремляя взрослого в одну какую-нибудь сторону, мешает ему видеть голубое небо, бабочку, трепещущую крылышками на солнце, и всю прочую радующую и заставляющую любить красоту мира. Ребёнок по духовной природе своей раскрыт для всего мира, всем интересуется, всему радуется, всё любит.

Этой мысли служит в повести, например, эпизод на охоте, когда Николенька упускает зайца. Придя на место, указанное отцом, Николенька сидит с собакой и ждёт зайца, чтобы затравить его. Но детская натура его не может долго оставаться в этом состоянии неестественной напряжённости. Николенька отвлекается созерцанием муравьёв, которые один за другим торопятся по пробитым ими торным дорожкам. Николенька подставляет им препятствие и любуется, как они его преодолевают. Потом его внимание привлекает бабочка с жёлтыми крылышками. Он с удовольствием смотрит, как она, пригретая солнцем, прижимается к цветку. Погружённый в это изумлённо-любовное созерцание жизни природы, Николенька совершенно забывает об охоте и в результате упускает зайца.

Т олстой подчёркивает характерную для ребёнка невозможность долгой сосредоточенности на одном чувстве и желании, быстрое перемещение его внимания с одного предмета на другой. Благодаря отсутствию страстей ребёнок живёт, как живёт природа, не жалея об уходящем, радуясь новому, в постоянном развитии и обновлении.

На этом светлом, преобладающем фоне пока только лёгкими штрихами намечаются предпосылки для образования той ложной стороны души, развития эгоистического чувства, которое будет иметь такое большое значение впоследствии. Писатель следит за проявлениями в Николеньке самолюбивого чувства личности, обусловливающими некоторые его чувства и поступки, как-то противоречащие естественному, светлому существу ребёнка.

С этой стороны, например, имеет значение злое чувство Николеньки к Карлу Ивановичу, когда тот его нечаянно будит, ударив хлопушкой по мухе. “Положим, - думает проснувшийся Николенька, - я маленький. Но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьёт мух около Володиной постели? Вон их сколько. Нет. Володя старше меня; а я меньше всех, оттого он меня и мучит”. Но это чувство обиды моментально проходит. Ведь Николенька знает, что Карл Иванович любит его. Мальчик начинает испытывать досаду на самого себя. Уже с первых страниц повести мы наблюдаем в Николеньке стремление разобраться в мыслях и поступках людей, проанализировать свои мысли и действия. Для Толстого это очень важно, поэтому на протяжении всей повести писатель фиксирует способность к рефлексии у мальчика. Развитием эгоистического чувства объясняется досада Николеньки на несносные башмаки с бантиками. Он завидует брату и хочет поскорее надеть такие сапоги, как у Володи, которые свидетельствовали бы, что он уже “большой”, и внушали бы уважение к его личности.

Дети бывают счастливы не только там, где их любят, но прежде всего в семье, где родители любят друг друга. Любовь родителей друг к другу - крыша над головой ребёнка, над которой он чувствует себя защищённым от любых невзгод. В повести Льва Толстого мы не найдём страниц, где бы впрямую говорилось о взаимоотношениях супругов Иртеньевых. Но достаточно прочитать предсмертное письмо матери, обращённое к мужу, исполненное такой возвышенной и самоотверженной любви, чтобы понять: именно это её чувство и определило нравственный дух семьи. Потому-то с её смертью так резко меняется весь семейный уклад: “Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…”

Мать самого Льва Николаевича Толстого скончалась, когда будущему писателю не было ещё и двух лет. Он не помнил её и даже портрета её никогда не видел. В 1906 году есть такая дневниковая запись Льва Николаевича: “Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление - желание ласки - любви. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю её себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл, ещё не умея говорить. Да, она моё высшее представление о чистой любви, но не холодной божеской, а земной, тёплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты, приласкай меня…”

Мир, в который вступает Николенька Иртеньев, полон тревог и неожиданностей, он сталкивается с разными проявлениями жизни, которые не только озадачивают его, но порой ставят в тупик. Естественное стремление к гармонии нарушается, и нарушения эти весьма болезненны. Детские раны затягиваются быстро - такова сила детского восприятия мира. Но затягиваются они лишь внешне, навсегда оставаясь в глубинах человеческой души. Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь.

Л.Н. Толстой впервые в русской литературе сказал о том, как трудно быть ребёнком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить и тем самым сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья. Детский мир очень хрупок, и его легко разрушить. Каждый поступок для ребёнка - большая и сложная проблема. А родители очень часто не осознают этого, поглощённые ежедневными заботами.

Т рилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» уделено небольшое место в методических исследованиях. Основательных и значительных работ по изучению повести «Детство» в школе в методической литературе нет. Однако следует отметить ряд статей, посвящённых этой проблеме .

Рассмотрев эти работы, можно сделать некоторые выводы:

  • авторы исследований советуют изучать повесть «Детство» в 6–7-м классах, руководствуясь тем, что произведение Л.Н. Толстого несёт в себе огромный нравственный потенциал, заряд добра и любви, которые необходимы растущему ребёнку;
  • методисты отмечают, что у каждого ребёнка есть свой собственный, неповторимый внутренний мир, богатый радостями и переживаниями, и именно такой детский мир изобразил в своей повести Л.Н. Толстой, сумев приоткрыть перед читателями частичку души мальчика, показать её диалектику;
  • повесть Толстого «Детство» может помочь современным детям понять самих себя, научиться отличать в жизни хорошее от дурного, заставить увидеть окружающий их светлый мир детства - самой прекрасной поры человеческой жизни.

Мы предлагаем отвести изучению повести четыре или (если удается) пять уроков.

Урок 1. «Учитель Карл Иванович»

1. Слово учителя. На доске перед вами фоторепродукции знаменитых картин Валентина Серова. Первая картина называется «Дети», а другая «Мика Морозов». По­смотрите внимательно на эти картины.

Кого вы видите на этих картинах?

Подумайте, кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртеньевым? Почему?

Опишите этого мальчика. (Какого он возраста, какие у него волосы, какие глаза, как художник изобразил удивление мальчика, что может означать его жест.)

Пофантазируйте: о чём может думать этот мальчик? Что чувствовать?

Где он находится? Что его окружает?

Как цвета картины влияют на ваше настроение? Как вы опишете это настроение?

2. Комментированное чтение учителем главы «Учитель Карл Иваныч» (эпизод с хлопушкой).

3. Беседа с учащимися по содержанию главы.

Почему Николенька раздосадован на своего учителя?

Почему Николенька сначала злился и досадовал на Карла Ивановича, а потом начал плакать?

Как меняется настроение мальчика? Найдите подтверждение в тексте.

О чём думает и что переживает Николенька, когда приносят башмаки с бантиками?

Как относится мальчик к Карлу Ивановичу? Прочитайте.

Что ещё мы узнаём о Николеньке в этой главе?

Какое влияние оказал Карл Иванович на мальчика?

4. Устное словесное рисование «Детская комната».

5. Рефлексия.

Похож ли Николенька в чём-нибудь на вас?

В чём похож или не похож?

Размышляете ли вы над своими мыслями и поступками, как Николенька? Приведите примеры, объяснив, почему вы об этом думаете.

Были ли в вашей жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь?

7. Ведение дневника. Какие бы мысли мог записать Николенька в свой дневник? Что бы его интересовало и беспокоило?

Урок 2. Образы матери и отца Николеньки в повести «Детство»

(Работа над главами «Maman» и «Что за человек был мой отец»)

1. Пересказ учащимися второй и десятой глав.

2. Проверка составленного плана главы «Классы».

3. Беседа по прочитанному материалу.

С каких событий начинается глава «Maman»?

О чём в ней рассказывается?

Какой мы видим мать Николеньки? Прочитайте.

Как мать Николеньки относится к Карлу Ивановичу?

О какой черте её характера это говорит?

Мать Николеньки сразу заметила, что он плакал. О чём это говорит?

4. Глава «Что за человек был мой отец?». Прочитайте отрывок, в котором нарисован портрет отца Николеньки.

Как относится отец мальчика к людям?

Любили ли его окружающие?

Удалось ли ему сделать карьеру?

Что отец Николеньки любил в жизни?

Для чего он жил? Прочитайте.

Одинаково ли относится Николенька к матери и к отцу? Почему? Докажите примерами.

5. Чтение по ролям отрывка из главы «Maman».

Вопрос к учащимся в конце урока:

Какое влияние оказали на Николеньку его родители?

7. Ведение дневника. Ответить на вопросы: “Что бы Николенька записал в свой дневник по прошествии этих событий? О чём бы он думал?”

Урок 3. «Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!»

1. Прослушивание составленного диалога (сцена за столом).

2. Беседа по прочитанному материалу.

Расскажите, как жила Наталья Савишна.

Почему у неё не было семьи?

Чем же она наполнила свою жизнь? Прочитайте.

Почему она не захотела принять вольную от матери Николеньки?

Как Николенька вспоминает о няне? Прочитайте.

3. Беседа.

О чём было письмо матери Николеньки?

Что она говорит в нём о своих детях? Прочитайте.

Меняется ли жизнь мальчика со смертью матери?

4. Домашнее задание. Чтение и художественный пересказ главы 15; выразительное чтение отрывков «Счастливая, счастливая… лучших наслаждений» и «Вернутся ли… детскому воображению»; инсценировка одного из эпизодов повести.

Урок 4. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

1. Художественный пересказ главы 15, выразительное чтение.

2. Вопросы к учащимся.

Как вспоминает о своём детстве Николенька?

Какие моменты детства ему дороги?

3. Инсценировка.

4. Рефлексия.

Похожи ли воспоминания о детстве Николеньки на ваши?

Какие самые яркие впечатления, эпизоды вы можете вспомнить? Расскажите о них.

5. Домашнее задание. Ведение дневника: «Какие воспоминания о детстве остаются у Николеньки», сочинение-миниатюра «Яркий эпизод в моей жизни».

Детство - счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого - Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало» . Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души» . Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя - диалектику души - и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась» , по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви» . Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии - в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

  • «После бала», анализ рассказа Льва Толстого

Отец Николеньки – Петр Александрович, является второстепенным героем произведения Льва Николаевича Толстого «Детство». Несмотря на то, что отец не является главным персонажем в рассказе, он сыграл значительную роль в жизни своего сына Николеньки и в значительной мере повлиял на его мировоззрение и дальнейшую жизнь.

Отец главного героя повести – дворянин и помещик. У семьи маленького Николая во владении несколько имений. Его звание – отставной поручик гвардии и автор повести говорит, что он остался им навсегда.

Что касается внешности персонажа, то Толстой описывает его большой рост, большие руки и большой орлиный нос. На этом сильном телосложении выделяется описание маленьких глаз и странная походка – маленькими шажками. Автор также подчеркивает, что герой одевается не по последней моде, но с изяществом и оригинальностью.

Отец Николая – очень самоуверенный человек, ему присущ характер «любезности и разгула». Самые любимые на свете вещи, которые любит отец Николеньки – это карты и женщины. За свою жизнь он выигрывал миллионы и имел, наверное, также миллион связей с самыми разными женщинами. Он прослыл удачливым человеком, но, помимо фортуны и крупных выигрышей, частенько к нашему персонажу приходит неудача, и тогда он проигрывает довольно крупные суммы.

Персонаж врет своей доверчивой жене. А она ему верит. Кроме того, ее почему-то совсем не огорчают потери крупных сумм денег, которые зачастую проигрывает в карты ее любимый и честный (по ее мнению) муж.

В обществе персонажа считают очень порядочным и благородным человеком, добрым и очень хорошим мужем. Он просто умеет нравиться людям, независимо от их положения в обществе. Если уж ему хотелось кому-то понравиться, то это для него было проще простого. Несмотря на то, что он не относился к большому свету, среди людей того общества он был очень уважаем.

У Петра Александровича есть связи в обществе. Часть он приобрел в молодости, а часть ему досталась благодаря своей матери.

Петр Александрович – очень чувствительный человек. Зачастую, читая книгу, он мог прослезиться на каком-нибудь особенном моменте.

Отец маленького Николая очень любит музыку, он иногда поет и подыгрывает себе на фортепиано. Ему нравятся песни, романсы и некоторые мотивы из опер, а от Бетховена его клонит в сон.

Герой, в отличие от матери Николеньки, не любит помогать юродивым и говорит своей жене, что все они «на один покрой».

2 вариант

Пётр Александрович приходится отцом Николеньке. Он персонаж второстепенный, но от этого не менее важный, чем мать Николая. Он оказал большое влияние на воспитания своего сына, а также на его мировоззрение и дальнейший образ жизни.

Отец - помещик и дворянин. Под его надзором находится некоторое количество имений и деревней. В армии он дослужился до отставного гвардейского поручика. С этим званием он остался на всю жизнь.

Описывая его внешность, автор выделяет могучее телосложение, высокий рост, крепкие руки и нос как у орла. На этом фоне сильного человека выделены небольшие глаза и странная поступь маленькими шагами. Толстой также отмечает, что Пётр хоть и не соответствует последнему крику моды, но одевается со вкусом и как-то по-особенному.

Пётр человек самонадеянный. В его жизни есть две самые излюбленные вещи. Таковыми являются женщины и игра в карты. За всё своё время существования он наверное выиграл не один миллион, а также связывался с множеством женщин. В общественных кругах он удачливый игрок. Фортуна часто приходила ему на помощь. Но бывало и наоборот, и тогда уже он проигрывал очень большие суммы денег.

Свою жену он постоянно обманывает. Но она ему вполне доверяет и даже не догадывается, что муж нагло врёт. И её совсем не заботит то, что Пётр время от времени проигрывает крупные деньги. Она уверена в том, что её муж честный человек.

Общество же, считает Петра Александровича добропорядочным и хорошим человеком. А как мужа, его относят к доброму, верному и честному. По своей природе он может понравиться человеку вне зависимости от того, какое общественное положение он занимает. Для него нет ничего более простого, чем просто быть приятным для какого-либо человека. Конечно, он не был известен в кругах высшего светского общества. Но зато в тех кругах, в которых он пребывал, его полностью уважали и почитали. Помимо этого у Петра есть прочные общественные связи, коих немало. Некоторые из них он приобрёл ещё будучи молодым, а другие достались ему после матери.

Он человек чувствительный. Например, когда он читал какое-либо произведение, он мог не сдержать своих эмоций.

В отличие от своей жены, он не собирается помочь юродивым. Петр считает, что все они одинаковые попрошайки.

Сочинение Отец в произведении Детство

В данном произведении отец мальчика Николеньки, это Петр Александрович. Он ранее служил в армии, был военным, сейчас в отставке. Это немолодой мужчина с большой залысиной на голове, еще одна из его отличительных характеристик привычка подергивать плечом, тихий разговор, переходящий на шепот. Кроме этого у Петра был орлиный нос и маленькие глаза.

Вся внешность смотрелась незаурядно, выглядит он как все люди, особое внимание к себе привлекал умением общаться с людьми. Так же благодаря тому, что в его владении было несколько имений, он был достаточно богатым человеком. Поэтому часто бывал на балах и различных светских мероприятиях.

Одежда была подобрана добротно и аккуратно, вся фигура Петра Александровича выражала аристократическую сдержанность и изящность. Костюмы не были модными, но выглядели очень элегантно, манера держать себя и общаться с другими людьми, сразу выдавала в нем истинного дворянина.

В характере этого персонажа собраны рыцарские качества и разгульный образ жизни золотой молодежи. Он любит азартные игры, особенно карты, общается с разными женщинами, хотя и женат. Его жена не подозревает об изменах мужа, она верит, что он искренний и честный семьянин.

Играя в карты, Петр проиграл огромные суммы денег, но выигрыши тоже есть, поэтому они живут не бедствуя. Репутация при этом у него великолепная, его уважают в обществе. Его ценят, любят жена и дети, в обществе высказываются как о порядочном семьянине и гражданине своей страны.

Кроме того, что состояние Петра Александровича, является внушительным, он обладает еще и большим количеством связей. Эти связи он получило по каналам отца и от друзей, с которыми познакомился во время учебы.

В то же врем герой очень сентиментален и чувствителен, во время чтения романов, в некоторых сюжетных линиях его пробирает слеза. Так же он умеет играть на фортепиано и петь. Любит песни, которые написал его друг, цыганские мотивы, некоторые романсы. К классической музыке совершенно безразличен, играет сам и поет.

Петр Александрович очень любит общество, он постоянно, где то в центре внимания, любит шумные сборы и полные залы людей. Его эпицентр, это общество, он постоянно на виду, любит все, что предлагают на званых балах и раутах. Он живет ради того, чтоб получать от жизни больше удовольствий и приятных вещей.

Своего мнения у него нет, он любит все то, что все любят. Так же и с семьей, она у него есть потому, что есть у всех. Характер героя непонятен и изменчив, все плохое он прячет глубоко внутри, а наружу выставляет красивую внешность и свои тонкие манеры. Его главная любовь в жизни, это публичность, он один из тех, кто не может жить без одобрения общества.

Кохання це велике почуття, яке може охопити кожного, але не всі зможуть відчути справжню силу кохання. Кохати – це значить розуміти кохану людину лише за поглядом, бажання бути поряд.

  • Сочинение Утро изменившее жизнь После бала для 8 класса

    Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала»

  • Твір Характер людини

    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю