Отец иоланты. Действие I - Иоланта

Жанр балета: лирическая драма.

Сверхзадача: любовь творит чудеса.

В помощь студентам, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог»

Данная разработка предназначена для оказания помощи студентам высших и средних учебных заведений, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог», в написании курсовых и дипломных работ, а также методических разработок.

Действующие лица:
1. Иоланта - молодая, прекрасная собой девушка. Она постоянно окружена вниманием и заботой своей матери и прислуги. Всю жизнь она провела в окружении этих людей, даже не покидая пределов родного имения, так как она слепа.

2. Мать Иоланты - любовь и забота матери настойчиво оберегают Иоланту от осознания ею своего страшного недуга.
3. Волдемон - молодой человек, романтик, преданный своим чувствам.
4. Кордебалет I - прислуга в доме Иоланты, вторящая матери.
5. Кордебалет II - серая масса города, люди, спешащие по своим делам.

Иоланта молодая, прекрасная собой девушка. Она постоянно окружена вниманием и заботой своей матери и прислуги. Всю жизнь она провела в окружении этих людей, даже не покидая пределов родного имения.
Любовь и забота матери настойчиво оберегают Иоланту от осознания ею своего страшного недуга - с рождения Иоланта слепа.
Но в один прекрасный момент, покой беззаботного существования Иоланты нарушает появление Волдемона. Молодой человек заблудившись, случайно оказывается свидетелем неотразимой красоты Иоланты.
Он не сразу понимает некоторую странность поведения девушки. Сознание Иоланты же охвачено настоящей бурей переживаний: впервые в жизни она ощущает присутствие незнакомого человека; Испуг и недоверие перерастают в заинтересованность.
Иллюзия благополучия и обыденности жизни Иоланты рушится в ее невидящих глазах, сменяясь в тоже время новыми неизведанными чувствами. Незнакомец представляется ей красивым и желанным.
Волдемон влюбляется в прекрасную девушку. Осознав наконец горечь недуга Иоланты, Волдемон решает во что бы то ни стало помочь своей возлюбленной. Слезы узнавшей правду Иоланты сменяются благодарной улыбкой.
Их общая радость прерывается появлением прислуги во главе с матерью. Смятение и ужас сменяются гневом, направленным на молодого «нарушителя благополучия» дочери. Негодуя, мать приказывает прислуге прогнать нахального незнакомца.
Возлюбленные пытаются сопротивляться, но их объятия разрывают и выпроваживают Волдемона. Мать пытается успокоить дочь, но все внимание Иоланты устремлено вслед Волдемону. Не реагируя на уговоры, Иоланта почти в истерике вырывается, отбегая в сторону и в изнеможении отвернувшись, опускается на колени, закрыв лицо руками. И лишь безмолвное рыдание сотрясает ее. Иоланта умоляет оставить ее одну.
Эмоции захлестывают Иоланту, любовь и отчаяние уводят ее в след исчезнувшему Волдемону.
Люди, спешащие по своим делам, по началу не обращают внимания на одинокую девушку, блуждающую в людском потоке. Прохожие сторонятся несчастной Иоланты, им совершенно не понятно странное поведение девушки. Иоланта испытывает сильнейшее потрясение: Она совершенно не понимает, где оказалась, не узнает ни кого вокруг. Но любовь не дает отчаянию завладеть Иолантой, и она продолжает поиски своего возлюбленного. В этот момент потерявший надежду вернуться к своей возлюбленной Волдемон замечает Иоланту. Она, уже готовая отказаться от дальнейших попыток, неожиданно ощущает знакомое прикосновение. Ее возлюбленный наконец-то сам нашел ее. И их счастью и радости нет предела.
Волдемон нежно целует Иоланту. И словно злые чары спадают с несчастной девушки. Любовь творит чудеса; Иоланта широко распахнутыми глазами осматривает окружающий ее мир. Мать Иоланты и ее прислуга только что пытавшиеся вернуть дочь, видят волшебную перемену и уже не в силах, да и не желают препятствовать силе любви.

Задание балетмейстеру

Иоланта, мать и кордебалет-1 - свободная пластика с элементами классической хореографии.
Волдемон и кордебалет-П - свободная пластика в контексте современных форм хореографии.
Действие балета происходит во Франции 18 век.

Действие происходит в доме. Раннее утро.
Соло "Пробуждение Иоланты"
Молодая девушка просыпается, потягивается, спрыгивает с кровати. Её движения уверенные и чёткие; Но периодически, её руки будто бы ощупывают окружающие её предметы, словно она хочет убедиться, что они рядом. Она легко и плавно двигается в пределах своей комнаты. Вскоре появляется мать, в сопровождении прислуги. Начинается танец "внимания и заботы".
Характер движений уверенный и чёткий, но при этом в пластике сохраняются жесты - прикосновения, с помощью которых Иоланта узнаёт и общается с окружающими. Каждый жест и движение матери Иоланты наполнен заботой и вниманием. В целом картина представляет собой бытовую сцену "Иоланта в окружении прислуги и матери", после она остается одна. Соло "Грусть одиночества". Иоланта грустит и скучает.

Действие происходит в саду.
Иоланта сидит неподвижно. На сцене появляется Волдемон. Он очарованный её красотой начинается двигаться вокруг неё. Иоланта, ощутив присутствие незнакомца, пытается вступить с ним в контакт. Грусть и одиночество прерываются. Она растерянна, её движения хаотичны. Волдемон напуган, но осознав горечь недуга Иоланты, решает во что бы то ни стало помочь ей. Волдемон влюбляется в прекрасную девушку. Дуэт развивается по схеме диалог-полифония-унисон. Танец знакомства - игривый, но робкий.

Действие происходит в саду.
Общая радость Иоланты и Волдемона прерывается появлением прислуги во главе с матерью. Смятение и ужас в глазах матери сменяются гневом, направленным на молодого "Нарушителя благополучия дочери". Начинается танец матери и кордебалета-1. Они пытаются разрушить идиллию и счастье Волдемона и Иоланты. Движения матери резкие, властные. Кордебалет-I на подхвате, вторит пластике матери. (Динамическая кульминация) Волдемон пытается остаться рядом со своей возлюбленной, но их объятия разрывают и выпроваживают Волдемона.
Мать пытается успокоить дочь, но всё внимание Иоланты устремлено вслед Волдемону. Не реагируя на уговоры, Иоланта почти в истерике вырывается, отбегая в сторону и в изнеможении, отвернувшись, опускается на колени, закрыв лицо руками. И лишь безмолвное рыдание сотрясает её. Иоланта умоляет оставить её одну. Все уходят. Эмоции захлёстывают Иоланту, любовь и отчаяние уводят её вслед Волдемону.

Действие происходит в городе.
Иоланта убегает из дома, оказывается на незнакомой ей улице. Её руки безуспешно пытаются узнать кого-либо вокруг, но её стремление не находит понимания у окружающих. Люди старательно избегают любого контакта со странной девушкой, спеша по своим делам. Каждый двигается в своем направлении. Кто-то стремительно, кто-то довольно медленно. Нет определенного рисунка в построении. Чем сильнее и стремительнее становятся порывы девушки, тем большее отчаяние её охватывает. Она в панике, её движения ломанные, рваные.
В этот момент среди толпы, потерявший надежду вернуться к своей возлюбленной Волдемон замечает Иоланту. Она уже готова отказаться от дальнейших попыток, неожиданно ощущает знакомое прикосновение. Их счастью и радости нет предела. Начинается дуэт любви и бесконечного счастья. Движения нежные, плавные, чередующиеся с динамическими всплесками. В основе дуэта поддержки, партер, много вращений в паре. (Лирическая кульминация). В это время вся толпа замирает. Волдемон целует Иоланту и словно злые чары спадают с несчастной девушки. Любовь творит чудеса; Иоланты широко распахнутыми глазами осматривает окружающий её мир.

Лирическая опера в одном действии (В настоящее время опера идет в двух действиях.) Петра Ильича Чайковского на либретто М.И. Чайковского по пьесе В.Р. Зотова, которая, в свою очередь, основана на драме Генриха Герца «Дочь короля Рене».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

РЕНЕ, король Прованса (бас)
РОБЕРТ, герцог Бургундский (баритон)
ВОДЕМОН, граф, бургундский рыцарь (тенор)
ЭБН-ХАКИА, мавританский врач (баритон)
АЛЬМЕРИК, оруженосец короля Рене (тенор)
БЕРТРАН, привратник дворца (бас)
ИОЛАНТА, дочь короля Рене (слепая) (сопрано)
МАРТА, жена Бертрана, кормилица Иоланты (контральто)
подруги Иоланты:
БРИГИТТА (сопрано)
ЛАУРА (меццо-сопрано)
ПРИСЛУЖНИЦЫ И ПОДРУГИ ИОЛАНТЫ, СВИТА КОРОЛЯ, ВОЙСКО ГЕРЦОГА БУРГУНДСКОГО И ОРУЖЕНОСЦЫ.

Время действия: XV век.
Место действия: в горах Южной Франции.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 6 (18) декабря 1892 года.

Существуют устоявшиеся каноны оперного жанра. Оперный спектакль должен отвечать некоторым формальным требованиям: он должен иметь определенную продолжительность (занимать вечер) и предоставлять посетителю спектакля определенное развлечение (занимать слушателя). Из первого требования естественным образом вытекает, что при условии продолжительности одного действия примерно 40 минут (время сохранения концентрированного слушательского внимания), действий должно быть три. Подавляющее большинство опер так и построено (даже такой разрушитель традиций, как Вагнер, в огромном большинстве своих опер придерживался именно этой модели). Что касается комической оперы, то она родилась из старинной opera-buffa, которая давалась в антрактах трехактной opera-seria и, следовательно, имела - по закону жанра - два акта; таковой является, например, «Севильский цирюльник», двухактная опера (в сущности, большая opera-buffa) Россини; и если эта опера ставится теперь в трех действиях, то знайте, что делается это в интересах буфета театра; современные постановки «Дон-Жуана» в трех и даже в четырех действиях, строго говоря, входят в противоречие с изначальным замыслом Моцарта представить «комическую оперу».

Из второго требования - «представление должно занимать слушателя» (строго говоря, оперу - слушают, балет - смотрят) - вытекает необходимость внесения разнообразия в сценическое действие. Радикальное решение этой проблемы - введение в оперу балетных номеров. Эта традиция утвердилась и в западной оперной классике, и быть может, в особенности, в русской. Примеров множество: «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Садко» Римского-Корсакова...

Естественно, что, когда речь идет о постановке одноактной оперы, не занимающей полного театрального вечера, возникает проблема дополнения ее чем-то другим. Что касается одноактной «Иоланты», сам композитор планировал (и так было на премьере оперы) соединить ее с двухактным балетом «Щелкунчик». Тем самым театральный вечер становился трехактным, а также сохранялось традиционное соединение пения и танца. Очевидно, Чайковский должен был находиться под очень сильным впечатлением от знакомства с оперой «Алеко» (тоже одноактной) девятнадцатилетнего Сергея Рахманинова, если предложил ему давать его оперу в один вечер с «Иолантой» вместо своего собственного балета.

Опера открывается интродукцией, порученной исключительно духовым инструментам. Такая инструментовка вызвала недоумение у современников композитора, которые, несомненно, имели право высказываться на этот счет, например Н.А.Римский-Корсаков. Он писал в «Летописи моей музыкальной жизни»: оркестровка «на этот раз сделана Чайковским как-то шиворот-навыворот: музыка, пригодная для струнных, поручена духовым, и наоборот, отчего она звучит иной раз даже фантастично в совершенно неподходящих для этого местах (например, вступление, написанное почему-то для одних духовых)».

Когда занавес поднимается, взору зрителя открываются королевские владения в Провансе. Красивый сад с роскошной растительностью; павильон в готическом стиле; в глубине сада - стена с маленькой входной дверью, почти скрытой растениями; кусты цветущих роз; плодовые деревья. Четыре музыканта играют. Иоланта собирает плоды, ощупью находя их на деревьях. Бригитта, Лаура и несколько прислужниц подставляют ей ветви со спелыми плодами. Марта держит корзину, куда Иоланта кладет их. Ее движения становятся медленны, и наконец, понуря голову, она опускает руки.

Иоланта томится. «Чего-то мне недостает...» - размышляет она, обращаясь при этом не в ту сторону, где стоят Бригитта и Лаура. Они подходят к ней. Иоланта благодарит их за доброе к ней отношение. Они отвечают, что служить ей - их долг, но Иоланта хочет считать их своими подругами, а не слугами. Она призывает Марту подойти ближе к ней, касается пальцами ее глаз и чувствует, что они влажные. Она догадывается, что Марта плачет. Но почему? - удивляется Иоланта. Марта объясняет, что не может сдержать слез, когда плачет сама Иоланта. Но ведь Марта не касалась пальцами ее глаз и не чувствовала в них слез (а голос мой, рассуждает Иоланта, оставался тверд), откуда же она, Марта, узнала, что она, Иоланта, плачет? - удивлена Иоланта. Марта и подруги смущены. Иоланта становится подозрительной («Нет, тут что-то есть, чего нельзя сказать мне!»). (Иоланта слепа от рождения, но не знает, что другие люди живут иначе. По требованию короля Рене окружающие тщательно скрывают от нее эту тайну, никто из посторонних не может проникнуть в замок, иначе его ждет смерть. В счастливом неведении Иоланта проводит дни среди подруг, однако с недавнего времени смутные душевные порывы и стремления нарушают ее покой. Она плачет, тоскует, страдает. Марта и подруги стараются успокоить Иоланту; они призывают музыкантов, чтобы те сыграли что-нибудь веселое. Но Иоланта останавливает их. Они уходят. Ничего не хочет Иоланта - ни прясть, ни петь, ни сказки слушать. Она просит нарвать ей цветов - она будет их перебирать, и это ее успокоит, ведь она всю ночь провела без сна.

Подруги уходят; остается одна Марта, кормилица Иоланты. Девушка с большим чувством обращается к ней в своем знаменитом ариозо «Отчего это прежде не знала», в котором задумчиво-созерцательное настроение сменяется страстным порывом.

Из глубины сада доносятся смех и восклицания Бригитты, Лауры и других девушек. Они вбегают, неся корзину, полную цветов. Звучит проникнутый беспечной радостью грациозный хор девушек «Вот тебе лютики, вот васильки». Иоланта хочет, чтобы все подруги были вместе, она дотрагивается до чьей-то руки, думает, что это Бригитта, но на самом деле это Лаура. Иоланта просит Марту спеть ее любимую песню. Ей кажется, что подруги скучают, она взволнована, Бригитта и Лаура ее успокаивают. Марта укладывает Иоланту; одна из прислужниц берет опахало и тихо машет им над головой засыпающей Иоланты. Бригитта и Лаура начинают петь колыбельную песню, затем к ним присоединяются Марта и прислужницы («Спи, пусть звуки колыбельной навевают сны»). Иоланта уснула. По знаку Марты входят слуги и осторожно уносят заснувшую Иоланту. Бригитта, Лаура, Марта и прислужницы уходят за ней, и песня постепенно замирает.

Вскоре раздается сигнальный звук охотничьего рога и стук в калитку. В сад входит Бертран. Он отворяет калитку. Перед ним Альмерик, он хочет передать приказ короля. Но обычно приказы приносит Рауль, оруженосец, друг Бертрана. Пришелец сообщает, что Рауль накануне умер и он, Альмерик, теперь его заменяет. Бертран скорбит о смерти своего друга. Он принимает от Альмерика письмо, читает его, кланяется новому оруженосцу и впускает его в сад. Альмерик еще и сам не знает, где он оказался. Он сообщает, что вскоре сюда прибудет сам король и вместе с ним знаменитый мавританский врач. И все же, где он находится, кто здесь живет? Бертран объясняет ему, что он у дочери короля Рене слепой Иоланты, невесты Роберта, герцога Бургундии. В разговоре с Альмериком Бертран объясняет суть ситуации с Иолантой: король желает скрыть слепоту Иоланты от герцога Роберта, пока она не исцелится.

Вдали слышны звуки призывного рога - прибыл сам король. Бертран отворяет калитку. Входит король и вместе с ним Эбн-Хакиа, мавританский врач. Эбн-Хакиа пользуется тем, что Иоланта спит, и хочет осмотреть ее в этом состоянии. Марта провожает его к Иоланте. Король пребывает в нетерпеливом ожидании: каков будет вердикт врача? Он поет арию «Ужели роком осужден». Ее суровая, скорбно-патетическая мелодия воплощает душевные страдания отца.

Со ступеней террасы сходит Эбн-Хакиа. Он обращается к королю со словами надежды. Но имеется одно условие исцеления Иоланты - она должна узнать о своем несчастье. Король в ужасе («И я о мрачной доле убожества ей должен рассказать, раскрыть всю глубину ее несчастья, не ожидая доброго конца?»). И вот врач в своем монологе - арии «Два мира», написанной с явно выраженным восточным колоритом, - формулирует философско-этическую концепцию прозрения:

Два мира - плотский и духовный -
Во всех явленьях бытия
Нами разлучены условно,
Они едины, знаю я.
На свете нету впечатленья,
Что тело знало бы одно,
Как все в природе, чувство зренья
Не только в нем заключено.
И прежде чем открыть для света
Мирские, смертные глаза,
Нам нужно, чтобы чувство это
Познать сумела и душа.
Когда появится сознанье
Великой истины в уме,
Тогда возможно, властитель мощный,
Да, тогда возможно, что желанье
Пробудит свет в ее очах.

К сожалению, стихи этой арии весьма посредственны и не требуют комментариев. Однако комментариев требует их философский смысл. В период создания «Иоланты» Чайковский был увлечен философией Спинозы, и слова врача-мавра живо напоминают некоторые из идей этого философа. Согласно Спинозе («Этика», часть 1 «О Боге»), Бог и природа - это единая, вечная и бесконечная субстанция. Качественная характеристика субстанции раскрывается, по Спинозе, в понятии атрибута как ее неотъемлемого свойства. Число атрибутов в принципе может быть бесконечно, хотя конечному человеческому уму открываются только два из них - протяжение (res extensa, то есть материальное) и мышление (res cogitas, то есть идеальное). Иными словами, материальное и идеальное пребывают в нерасторжимом единстве, и условием - в случае с Иолантой - прозрения физического (материального) является прозрение духовное (идеальное).

Ответа короля Эбн-Хакиа готов ждать до вечера этого дня. Он уходит. Но король полон решимости не раскрывать Иоланте тайну ее недуга («Вход сюда ценою жизни купит, кто пожелает тайну ей открыть»). Король уходит.

Сад некоторое время пуст, затем у калитки раздаются голоса Роберта и Водемона, сбившихся с пути двух рыцарей. Еще в детстве Роберт был обручен с Иолантой, но никогда ее не видел и не знал, что она слепа. Теперь, когда он стал взрослым, все его помыслы направлены к графине Лотарингии Матильде, и он едет к королю Рене, чтобы просить его о расторжении помолвки с Иолантой. Так они оказались у этой калитки, которую открывают, и входят (они и не подозревают, что уже оказались во владениях короля Рене). Рыцари видят запрещающую надпись и недоумевают, почему «сюда нельзя войти под страхом смертной казни». Но их не страшит угроза смерти, и они направляются в глубь сада, рассуждая по дороге о том, кем могла бы оказаться Иоланта: «А вдруг она прелестна?» - задается вопросом Водемон. «Наверно, чопорна, горда...» - предполагает Роберт, и поскольку мечтает лишь о Матильде, то поет здесь свою знаменитую арию «Кто может сравниться с Матильдой моей».

Так они разговаривают между собой, но в какой-то момент задаются все же вопросом: «Где же мы?» Все окружающее представляется им истинным раем. Они замечают «следы прелестной ножки... они ведут к террасе...» Водемон поднимается на террасу (дверь оказывается открытой), и его взору предстает спящая Иоланта. Он поражен ее красотой и не может подавить возглас восхищения. Иоланта просыпается. Водемон сбегает с террасы и сообщает Роберту, что Иоланта проснулась и идет сюда. Роберт старается силой увести Водемона. Тот вырывается. Иоланта слышит незнакомые голоса, она спрашивает незнакомцев, кто они. Роберт просит Водемона не открываться и не называть их имен. Водемон, однако, представляется и говорит, что они заблудились. Иоланта приветливо встречает их, она хочет напоить их вином и идет за ним. Роберт опасается, что это западня, что им грозит гибель. Он уходит.

Наступает центральный эпизод оперы - встреча Водемона и Иоланты. Иоланта возвращается с двумя кубками вина. Водемон берет один кубок и пристально смотрит на Иоланту - он не исключает мысли о возможном отравлении, но из этих рук с отрадой готов принять смерть. Иоланта продолжает держать поднос со вторым кубком, ожидая, что его возьмет Роберт. На ее вопрос, где же Роберт, Водемон отвечает, что он ушел. Иоланта сожалеет: она «рада всем, кто здесь бывает». Водемон восхищен красотой Иоланты и признается, что видит, что она слепа. Иоланта необычайно взволнована, она подходит к кусту роз и срывает в замешательстве цветы. Ей, признается она, его слова слушать странно и приятно. Водемон просит сорвать ему красную розу. Иоланта срывает цветок и подает ему. Но это оказывается белая роза. Он снова просит красную, и Иоланта снова срывает белую. Водемон говорит ей об этом, но Иоланта ничего не может понять. Что значит «красную?» - недоумевает она. Водемон начинает догадываться, в чем дело. Он срывает несколько роз и настойчиво спрашивает, сколько их у него. Она просит их потрогать (чтобы сосчитать). Он отступает. Теперь ему совершенно ясно: Иоланта слепая. Охваченный состраданием, он рассказывает ей о том, как прекрасен свет, вечный источник радости и счастья («Чудный дар природы вечной»). Иоланта в упоении, Иоланта внимает словам Водемона.

Появляется король. Иоланта идет ему навстречу и обнимает его. Выходят Эбн-Хакиа, Бертран и Альмерик. Король гневно обращается к Водемону: кто он и как вошел сюда? Он отвечает, как все было. В разговор вступает Иоланта, и становится ясно, что теперь она знает о своей слепоте. Король в отчаянии. Его успокаивает Эбн-Хакиа:

Сознанье в ней теперь проснулось,
Открылась истина уму!
Питай надежду,
Что в ней желанье пробудит свет!
Теперь возможно, что желанье
Даст ей свет!

(Эти слова мавританского врача - еще один косвенный перепев Спинозы). Звучит большой ансамблевый номер, в котором вместе с Эбн-Хакиа поют Иоланта (в восторге от открывшейся ей истины), Водемон (в отчаянии от открытой Иоланте истины), Бертран, Марта, Альмерик, Лаура и Бригитта (в гневе на незнакомца за его дерзость и нарушение приказа короля).

Теперь король угрожает (притворно) Водемону смертной казнью. Иоланта в отчаянии и призывает врача, чтобы он сказал ей, что она должна претерпеть, чтобы спасти Водемона. Тот говорит ей, что она должна всего лишь «пламенно желать увидеть свет». Иоланта горячо и страстно поет свою арию «Нет, назови мученья, страданья, боль: / О, чтоб его спасти, / Безропотно могу я все снести». Водемон покорен Иолантой, он падает перед ней на колени («Ангел светлый! дорогая, / Пред тобой склоняюсь я!»). Он готов за нее умереть. «Нет, - восклицает Иоланта. - Живи!.. Я буду видеть» (король ведь пригрозил, что жизнь или смерть Водемона будет зависеть от того, исцелится ли Иоланта). Иоланта уходит. Король обращается к Водемону и признается ему в том, что он не взаправду угрожал ему, - он хотел лишь возбудить в дочери острое желание прозреть. Теперь время им обоим узнать, кто есть каждый из них. Водемон представляется - он Готфрид Водемон, граф Иссодюна, Шампани, Клерво и Монтаржи. И он просит руки Иоланты. Но король вынужден отказать, ведь дочь уже давно помолвлена с другим. Король не успевает договорить, слышится шум. Это сюда является Роберт, герцог Бургундский, с оруженосцами. Увидя короля Рене, он преклоняет перед ним колена. На сей раз поражен Водемон. Теперь все выясняется: Роберт просит короля о расторжении своей помолвки с Иолантой, поскольку его сердце отдано Матильде. Король теперь без угрызений совести отдает дочь Водемону. И вот входит Бертран с долгожданной вестью: «Свершилось!» Иоланта видит! Эбн-Хакиа вводит Иоланту. Она в повязке. По знаку врача все отступают в глубину сада. Становится совсем темно; только дальние вершины гор чуть освещены отблеском вечерней зари. На небе появляются звезды. Эбн-Хакиа снимает повязку с глаз Иоланты. Иоланта поначалу испугана, она не узнает своего сада. «Смотри наверх, / Тебя не испугает небо», - говорит ей врач. Иоланта приходит в восторг от вида звездного неба, она опускается на колени. Ее взору постепенно открывается окружающий мир, она видит отца, узнает подруг и Водемона, который отныне будет ее защитником. Все славят свет, источник жизни. Все опускаются на колени.

А. Майкапар

История создания

«Иоланта» - последняя опера Чайковского. В 1884 году композитор прочел перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца (1798-1870) «Дочь короля Рене» (1845) и пленился оригинальностью, поэтичностью сюжета. Внимание композитора отвлекла работа над другими произведениями, и лишь в 1891 году он приступил к сочинению «Иоланты». Брату композитора М. И. Чайковскому (1850-1916) было заказано либретто по драме Герца в переделке В. Зотова (в этой переделке названная драма была поставлена в 1888 году на сцене московского Малого театра). Работа началась 10 июля, к 4 сентября вся музыка была написана, а в декабре закончена оркестровка. Первое представление оперы (вместе с балетом «Щелкунчик»), состоялось 6 (18) декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре.

Трогательная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви, заключает в себе большую гуманистическую мысль. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, становится символом душевной слепоты, являющейся для близких ей людей источником глубокого горя. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.

Опера воспринимается как восторженный, лучезарный гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, несущей с собой свет познания, наслаждение красотой и счастье.

Музыка

«Иоланта» - лирическая опера. Поэтическая одухотворенность, благородство и чистота чувств, трогательная задушевность сделали ее одним из самых гармоничных и светлых произведений Чайковского. В ее музыке воплощена жизнеутверждающая вера в победу светлого начала, в душевные силы человека, стремящегося к правде и добру.

Начало оперы воплощает ее основную мысль - контраст мрака и света. Оркестровая интродукция выдержана в скорбных, сумрачных тонах; из оркестра исключены струнные инструменты. Холодные, причудливые звучания деревянных духовых инструментов усиливают ощущение неясной тревоги, томительного беспокойства. Яркий контраст рождает следующая за интродукцией сцена: вступление безмятежной песенной мелодии скрипок со светлым аккомпанементом арфы воспринимается как внезапный поток солнечного света. В печальном ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала» задумчиво-созерцательное настроение сменяется страстным порывом. Беспечной радостью проникнут грациозный хор девушек «Вот тебе лютики, вот васильки». Нежно и прозрачно звучит колыбельная, исполняемая терцетом женских голосов и хором. В арии короля Рене «Ужели роком осужден» суровая, скорбно патетическая мелодия воплощает душевные страдания любящего отца. Монолог Эбн-Хакиа «Два мира», наделенный восточным колоритом, построен на едином могучем нарастании.

Бурной жизнерадостностью насыщена страстная ария Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей». Иным, мечтательным и поэтичным обрисован Водемон в романсе «Нет! Чары ласк красы мятежной». Центральная сцена оперы (встреча Иоланты и Водемона) основана на свободном чередовании ариозных эпизодов, рисующих выразительные музыкальные портреты пылкого, взволнованного рыцаря и нежной, девически чистой Иоланты; музыкальное развитие чутко передает благоговейный восторг, тревогу, взрыв отчаяния и сострадания Водемона, смущение, волнение и печаль Иоланты; большая сцена-дуэт завершается ликующе приподнятой мелодией ариозо Водемона «Чудный первенец творенья»; эта мелодия повторяется в следующем затем дуэте. Мужественно-суровые краски вносит в музыку появление короля Рене и Эбн-Хакиа; отчаяние короля, его непреклонная решимость подчеркиваются ансамблевыми эпизодами, проникнутыми мольбой и состраданием. В этой сцене выделяется ариозо Иоланты «Нет, назови мученья, страданья, боль», в котором слышится душевное смятение, горячее чувство и страстный порыв. Глубоко трогает своим лиризмом заключительная сцена, передающая душевный трепет прозревшей Иоланты; торжественно и благоговейно звучит ее обращение «О купол неба лучезарный». Восторженная мелодия подхватывается ансамблем и хором, завершая оперу ликующим гимном свету.

М. Друскин

Последняя опера Чайковского «Иоланта» - одно из самых светлых жизнеутверждающих его сочинений. В основу ее положена пьеса датского драматурга Г. Герца (Хертца) «Дочь короля Рене», с которой он познакомился в русском переводе за несколько лет до рождения оперного замысла. Поэтичная история слепой девушки, которой внезапно вспыхнувшая любовь к незнакомому рыцарю помогает выдержать мучительное лечение, чтобы видеть свет и краски мира, - глубоко тронула композитора. И когда ему был предложен заказ на одноактную оперу для постановки в Мариинском театре, он остановил свой выбор на данном сюжете.

Лирическая опера «Иоланта» - «своего рода новелла о расцветающем цветке - о всепобеждающей любви девушки», как образно характеризует ее Асафьев. Душевный рост героини под влиянием нового, неизвестного ей ранее чувства, путь от темноты и неведения к радостному познанию красоты бытия - таково основное содержание действия. Все остальное - фон, окружение, способствующее рельефному выделению этой главной, ведущей линии.

Образ Иоланты дан в движении и развитии, обогащаясь и приобретая новые черты в ходе действия. Экспозицией его служит небольшое элегически окрашенное ариозо романсного типа «Отчего это прежде не знала ни тоски я, ни горя, ни слез». Обращает на себя внимание его очевидное интонационное сходство с романсом «Ночь» на слова Я. П. Полонского, оправдываемое известной близостью настроения (вечная ночь, в которой живет Иоланта, безотчетная тоска, томление по чему-то неведомому).

Узловое значение в развитии образа героини имеет ее большая сцена с Водемоном, где случайно забредший рыцарь раскрывает слепой дочери короля тайну зримого мира. Эта развернутая диалогическая сцена замечательна по тонкости психологической нюансировки и гибкости переходов от ариозно-напевной мелодики к выразительной речитативной декламации. В первом разделе сцены Moderato con moto восторженной мелодии Водемона, пораженного красотой незнакомки,

контрастируют робкие печальные реплики Иоланты, для которой речь рыцаря звучит странно и непонятно. Наиболее драматический средний раздел сцены, где Водемон догадывается о слепоте юной девушки, построен на обмене краткими речитативными репликами, в то время как в оркестре звучит беспокойная остинатная фигура, передающая скрытое волнение и тревогу обоих участников диалога. Постепенно Иоланта проникается теплым доверием к Водемону, и в завершающем сцену дуэте их голоса сливаются в широком ликующем звучании светлой торжественной мелодии, которая уже раньше была слышна в устах одного Водемона в той же тональности соль мажор. Таким образом вся сцена получает единое тематическое и тональное обрамление.

Вторым важнейшим моментом действия является финал: чудо прозрения Иоланты, общая радость и благодарственная молитва, возносимая Творцу Вселенной. Эта заключительная сцена основана на простой величественной теме гимнического характера, которая проходит сначала у Иоланты,

а затем подхватывается всеми присутствующими, достигая мощного торжествующего звучания в большом ансамбле с хором. Лаконично, но ярко и выразительно обрисованы персонажи «второго плана»: добрый и благородный король Прованса Рене, мудрый мавританский врач Эбн-Хакия, пылкий порывистый Роберт, друг Водемона. Каждому из них предоставлен сольный вокальный номер, занимающий центральное место в характеристике образа. Своеобразием колорита выделяется монолог Эбн-Хакия с мерно раскачивающейся мелодией ориентального типа и ритмически прихотливым узорчатым оркестровым сопровождением, имитирующим приемы исполнения восточных музыкантов.

Необычайной тонкостью и богатством красок отличается оркестр «Иоланты», поразивший некоторых современников смелыми непривычными тембровыми эффектами. В частности, широкое и разнообразное применение находит в этой последней опере Чайковского группа деревянных духовых. Даже такого замечательного мастера оркестрового письма, каким был Римский-Корсаков, смутило вступление к «Иоланте», написанное для одних деревянных с частичной поддержкой валторны. Между тем Чайковский исходил в данном случае из определенного художественно-выразительного замысла: сумрачное холодное звучание деревянных духовых в низком регистре погружает слушателя в атмосферу вечной безрадостной темноты, среди которой обречена жить слепая Иоланта.

Совсем иначе звучат инструменты той же группы в финале оперы. Приведенная выше тема благодарственного гимна впервые появляется у флейты в высоком светлом регистре рр

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Опера в одном акте

Сюжет заимствован из драматической поэмы

датского поэта Генриха Герца (1845 г.)

ЛИБРЕТТО М. ЧАЙКОВСКОГО

Сценическая история.

Опера создана в 1891 году и спустя год поставлена на сцене Мариинской сцене. С тех пор она является одной из репертуарных опер мирового театра. За первые пятьдесят лет сценической жизни оперы она была поставлена в 15 театрах, причём около половины из них – вне России (в 1900 году венской постановкой "Иоланты" руководил Г.Малер). Экранизирована.

Действующие лица

РЕНЕ, король Прованса – бас

РОБЕРТ, герцог Бургундский – баритон

ВОДЕМОН, граф Бургундский – баритон

ЕБН-ХАКИА, мавританский врач – баритон

АЛЬМЕРИК, оруженосец короля Рене – тенор

БЕРТРАН, привратник дворца – бас

ИОЛАНТА, дочь короля Рене, слепая – сопрано

МАРТА, жена Бертрана, кормилица Иоланты – контральто

БРИГИТТА, подруга Иоланты – сопрано

ЛАУРА, подруга Иоланты – меццо-сопрано

Прислужницы и подруги Иоланты, свита короля,

войско герцога Бургундского и оруженосцы.

Действие происходит в горах южной Франции в ХV веке.

Красивый сад с роскошной растительностью. Павильон в готическом вкусе. В глубине – стена с маленькой входной дверью, скрытой растениями. Кусты цветущих роз на авансцене. Плодовые деревья.

Четыре музыканта играют. Иоланта собирает плоды, ощупью ища их на деревьях. Бригитта, Лаура и несколько прислужниц, подставляют ей ветви со спелыми плодами. Марта держит корзину, куда Иоланта кладет их. Ее движения становятся медленными, и, наконец, понуря голову, она опускает руки.

Мой птенчик, Иоланта, ты устала?

Устала ли? Не знаю, право! (Вздыхая.) Да!

Кормилица, скажи мне...

Что, голубка?

Чего-то мне недостает,.. чего?

Хотела бы я знать.

Отец, ты, Марта,

(Обращается не в ту сторону, где стоят Бригитта и Лаура. Они подходят к ней.)

Вы, милые подруги, все живете для меня.

Лаской, счастьем красите мне жизнь,

А я ничем не в силах отплатить за всю любовь!

Служить тебе наш долг:

Ты – госпожа, мы – слуги!

Нет, нет, неправда, вы мне друзья.

О. Марта, я хочу чего-то, а чего?

Сама не знаю.

Голубка, Иоланта, перестань.

Постой, постой!

Приди ко мне, приди поближе!..

(Трогает глаза Марты.)

Ты плачешь? Отчего?

Могу ли я спокойной быть, когда ты плачешь?

Марта, я плачу, но слез моих ничем не выдала, как ты.

Почему же ты знаешь про эти слезы?

(Марта и подруги в смущении молчат.)

Нет, тут что-то есть, чего нельзя сказать мне!

Полно, полно!

БРИГИТТА

Вас музыка расстроила.

О. да, конечно музыка.

(Музыкантам.)

Довольно, будет!

Сыграли бы веселое, а то...

Не надо... (Музыкантам.) Спасибо вам, друзья мои,

(Музыканты останавливаются.)

Вы хорошо играли, но... Спасибо вам, теперь довольно;

В час, когда не будет греть так солнце,

вы придете повеселить меня. (Музыканты уходят.)

БРИГИТТА И ЛАУРА ВМЕСТЕ

Что хочешь делать?

Желаешь прясть иль петь?

ПРИСЛУЖНИЦЫ

Иль сказки слушать?

Нет, ничего не надо...

В самом деле, устала я.

Нарвите мне цветов, я буду их перебирать,

И запах прохладных, нежных лепестков,

Быть может, даст покой...

Всю эту ночь без сна я провела.

(Бригитта, Лаура и прислужницы уходят.)

Неужели глаза даны за тем, чтоб только плакать?

Скажи мне, Марта!

(С большим чувством.)

Отчего это прежде не знала

Ни тоски я, ни горя, ни слез,

И все дни протекали, бывало,

Среди звуков небесных и роз?

Чуть услышу я птиц щебетанье,

Чуть тепло оживит дальний бор,

И везде зазвучит ликованье, –

Я вступала в торжественный хор!

А теперь все мне днем навевает

Непонятный, глубокий упрек,

И укоры судьбе посылает

Птичек хор и шумящий поток.

Отчего это ночи молчанье

И прохлада мне стали милей?

Отчего я как будто рыданья

Слышу там, где поет соловей,

Отчего? Отчего, скажи? Отчего? Отчего?

Скажи, Марта?

МАРТА (ведя Иоланту к ложу близ куста роз).

Полно, зачем же родная,

Попусту душу томить!

Плакать о чем-то, не зная,

То же, что Бога гневить.

(За сценой слышны смех и восклицания Бригитты, Лауры и других девушек. Они вбегают, неся корзину полную цветов.)

БРИГИТТА, ЛАУРА И ПРИСЛУЖНИЦЫ

Лилии, ландыши, чары весны,

БРИГИТТА, ЛАУРА И ПРИСЛУЖНИЦЫ

(Одновременно.)*

БРИГИТТА

Тронь их: как чудно душисты,

Девственно свежи и чисты!

Пусть ароматным их дыханьем

муки, сомненья и страданья

ты забудешь страданья,

сомненья, муки!

Тронь их: как чудно душисты,

Девственно свежи и чисты!

Как бархатисты, мягки, благоуханны и нежны, ты позабудешь сомненья

и сны блаженные сгонят страданья,

сомненья и муки!

Пусть ароматным их дыханьем

и дней весенних лаской нежной,

муки, сомненья и страданья

сгонит блаженный, сладкий сон,

и покой вернется

радостный!

ПРИСЛУЖНИЦЫ

Как бархатисты, благоуханны,

свежи и чисты, нежны, мягки!

Ах, что за прелесть!

Что за краса!

МАРТА, ЛАУРА, БРИГИТТА, ПРИСЛУЖНИЦЫ

Вот тебе лютики, вот васильки,

Вот мимозы, вот и розы, и левкоя цветки;

Лилии, ландыши, чары весны,

Бальзамины и жасмины, аромата полны.

Бригитта, это ты?

Нет, я Лаура...

ИОЛАНТА (не выпуская ее руки, протягивает другую Бригитте).

Благодарю вас, милые мои.

За что, за что вы любите меня?

Чем я могу вам отплатить за вашу дружбу?

Где Марта?

Здесь, моя родная!

Слушай, приди сюда.

Позволь, как прежде бывало в детстве,

Голову склонить мне на плечо к тебе,

И спой мне песню, ты помнишь,

Ту... любимую!

(Марта делает знак Бригитте, Лауре и девушкам. Одна из них берет опахало и тихо веет им над головой Иоланты.)

(Обращаясь к Бригитте и Лауре.)

И вы со мною пойте!

(открывая глаза)

Нет, им скучно!

БРИГИТТА И ЛАУРА

Да что ты? Полно, перестань!

Иоланта засыпает. Во время песни Марта осторожно укладывает ее на ложе и делает знак, чтобы вошли слуги. Слуги входят и осторожно уносят Иоланту. Песня тихо замирает по уходе действующих лиц за сцену.

БРИГИТТА, ЛАУРА

Спи, пусть ангелы крылами навевают сны,

Рея тихо между нами, благости полны.

МАРТА, БРИГИТТА, ЛАУРА

Баю, баю, баюшки-баю,

Баю, баю, баюшки-баю, спи

Баю, баю, спи!

ПРИСЛУЖНИЦЫ

Спи, дитя, пуст сон блаженный осенит тебя!

БРИГИТТА

осенит тебя;

Бог, молитве детской внемля, щедрою рукой ниспошлет на землю и счастье и радость Щедрою рукой, ниспошлет он с неба и счастье и радость, и покой, и мир. Спи, спи сладким сном, о, светлый ангел наш,

пусть ангелы крылами навевают сны,

сладкие сны!

Рея тихо между нами

благости полны!

Спи, спи сладким сном, о светлый ангел наш!

Спи сладким сном! лучезарный, светлый ангел наш!

Баю, баю, спи!

Спи, дитя,

пусть сон блаженный

осенит тебя!

Сладко спи!

Баю, баюшки-баю! Спи! Спи!

Спи, дитя, пусть

сон блаженный осенит тебя;

Бог молитве детской внемля, щедрою рукой ниспошлет на землю и счастье и радость щедрою рукой, ниспошлет Он с неба и счастье и радость и покой, и мир.

Спи, спи тихо лучезарный светлый ангел наш! Спи, пусть ангелы крылами навевают сны.

Баю, баю, спи!

Спи, дитя, пусть сон блаженный

осенит тебя!

Сладко спи! Баю, баюшки-баю! Спи! Спи!

С небеси Господь вселенной взглянет на тебя, ниспошлет тебе Он счастье, радость и покой,

ниспошлет тебе Он счастье, радость и покой.

Баю, баю,

баюшки-баю, спи! Спи, дитя, пусть сон блаженный

осенит тебя!

Баю, баюшки-баю! Спи! Спи!

ПРИСЛУЖНИЦЫ

Ниспошлет тебе Он и счастье, радость и покой.

Спи, пусть ангелы крылами навевают сны! С небеси Господь вселенной взглянет на тебя! Баю, баю,

баюшки-баю,

баю, баю, спи!

Баю, баю, спи! Спи, дитя, пусть сон блаженный

осенит тебя!

Баюшки-баю, спи! Спи, дитя, пусть сон блаженный

осенит тебя! Баю, баюшки-баю! Спи! Спи!

По знаку Марты входят слуги и осторожно уносят засыпающую Иоланту. Бригитта, Лаура, Марта и прислужницы уходят. Раздаётся сигнальный звук охотничьего рога и стук в ворота. В сад входит Бертрам.

Призывный рог... Кто этот гость нежданный?

(Отворяет ворота. Входит Альмерик.)

Сюда нельзя войти под страхом казни. Ступай!

АЛЬМЕРИК

Веленьем короля я здесь

И не уйду, приказа не исполнив.

Когда король желает передать приказ,

Он посылает нам Рауля,

Оруженосца, друга моего.

АЛЬМЕРИК

Узнай, старик: Рауль вчера скончался.

Скончался! О, бедный друг мой, не привелось

Мне с ним в последний раз проститься!

Пошли, Господь, душе его покой.

Но кто же ты?

АЛЬМЕРИК

Я заменил Рауля.

Вот перстень короля и вот его письмо!..

Я перстень узнаю, он королевский.

Письмо с его печатью!

(Кланяясь.) Вход открыт вам.

АЛЬМЕРИК

О, что за рай!

Но прежде чем спросить, где я,

Вам весть я передам,

Что вскоре сам король сюда прибудет,

А с ним великий мавританский врач!

Поторопись же мне поведать, где я,

Откуда этот рай среди пустыни,

Кто здесь живет?

Дочь короля Рене, слепая Иоланта,

Невеста герцога Бургундии, Роберта!

АЛЬМЕРИК

Дочь короля слепа?

Она не знает света!

АЛЬМЕРИК

Но всем известно, что в Испании она в монастыре

Живет у Моны Цанта Клары.

Нет, не в Испании, а здесь

С своею старою кормилицей, женой моей,

Почти со дня рождения она живет.

АЛЬМЕРИК

Зачем же это?

Король желает скрыть от герцога Роберта

До исцеления несчастье Иоланты.

(Входит Марта.)

Жена! Оруженосец Альмерик.

С письмом от короля он прибыл

И возвестил, что государь здесь будет,

А вместе с ним великий мавританский врач.

Он в тайну Иоланты посвящен?

АЛЬМЕРИК

Ваш муж мне все открыл.

Но он сказал ли, что бедная не знает ничего

Про слепоту свою

И что при ней упоминать нельзя о свете,

О красоте всего, что наши очи видят.

Смотрите, остерегайтесь также называть

Отца ее монархом, королем...

Он для нее богатый рыцарь Рене, не более...

Так государь велел.

АЛЬМЕРИК

Его желанья для меня закон.

(Вдали слышны звуки призывного рога.)

Призывный рог! То прибыл сам король!

(Идет и отворяет калитку. Входит король Рене в сопровождении Эбн-Хакиа)

Вот мудрый врач, где мирная обитель

Моей голубки бедной, Иоланты!

Ты знаешь все теперь.

В твоих руках последняя надежда исцеленья!

ЭБН-ХАКИА

Но где она? Ее я должен видеть.

Она теперь заснула, утомясь от зноя и прогулки.

ЭБН-ХАКИА

Что ж, тем лучше, я осмотреть ее во сне могу удобнее.

Марта и Бертран, проводите врача к голубке нашей.

Со страхом жду решенья твоего.

ЭБН-ХАКИА

Аллах велик, надейся на него!

(Уходит в сопровождении Марты, Бертрана и Альмерика)

Что скажет он? Какой обет произнесет его наука?

Увидит Иоланта свет, иль суждена мне вечно мука

Знать дочь мою объятой тьмою?..

О, Боже, сжалься надо мною!

Господь мой, если грешен я,

За что страдает ангел чистый?

За что поверг из-за меня

Во тьму Ты взор ее лучистый?

Подай мне радостную весть,

Утешь надеждой исцеленья!

Я за нее готов принесть

Корону, власть, мои владенья...

Лиши меня всего, – покоя, счастья

Я все смиренно претерплю,

За все Тебя благословлю!

Смотри, готов во прахе пасть я,

Всего лишится, все отдать,

Но только дай мне не видать

Мое дитя объятым тьмою!

О, Боже, сжалься надо мной,

Перед Тобой готов во прахе пасть я,

О, Боже, Боже мой, сжалься, сжалься надо мною!

(Со ступеней террасы сходит Эбн-Хакиа)

Твое лицо бесстрастно, неприветно и скрытно,

Как твоя наука;

Тщетно хочу прочесть ответ в твоих чертах.

ЭБН-ХАКИА

Надейся, государь, велик аллах!

Во истину велик и благ.

ЭБН-ХАКИА

Постой, и дай мне высказать мое решенье!

Да, государь, возможно исцеленье,

Но только...

Говори, какой ценой! Все отдам, над чем имею власть я,

Дай только ей, о, врач, увидеть свет!

ЭБН-ХАКИА

Она должна узнать свое несчастье.

О слепоте?! Даешь ли ты обет ей зренье возвратить?

ЭБН-ХАКИА

Все в Божьей власти. Наука не всесильна;

Обещать я не могу...

И я о мрачной доли убожества

Ей должен рассказать

Раскрыть всю глубину ее несчастья,

Не ожидая доброго конца?

О, мавр жестокий, нет в тебе участья

К страданьям бедного отца!

Как обманулся я в своей надежде...

Отныне я не верю никому! Прощай!

ЭБН-ХАКИА

Ты властен сделать все,

Но прежде дай мне сказать:

Решенью моему ты подчиниться можешь или нет,

Но я обязан дать тебе совет.

Два мира: плотский и духовный

Во всех явленьях бытия

Нами разлучены условно -

Как неразлучные друзья.

На свете нету впечатленья,

Что тело знало бы одно,

Как все в природе, чувство зренья

Не только в нем заключено.

И прежде, чем открыть для света

Мирские, смертные глаза,

Нам нужно, чтобы чувство это

Познать сумела и душа.

Когда появится сознанье

Великой истины в уме,

Тогда возможно, властитель мощный,

Да, тогда возможно, что желанье

Пробудит свет в телесной тьме.

О, Боже мой!

Ужели до сих пор я ошибался?

Страшное сомненье...

ЭБН-ХАКИА

Теперь решай, ты знаешь приговор,

Я не могу начать свое леченье,

Пока не будет Иоланта знать о слепоте

И жаждать исцеленья.

До вечера я буду ждать здесь в этом замке

Решенья твоего.

О, дочь моя! Иоланта! Нет, нет! Не может быть!

Вход сюда ценою жизни купит,

Кто пожелает тайну ей открыть.

Так решено, и врач отцу уступит! (Уходит.)

(Сцена некоторое время остается пустою.)

РОБЕРТ (за сценой).

Не торопись, здесь так темно.

Вперед! я вижу дверь пред нами.

Какую дверь?

Иди за мной!

(Входят в сад через ворота.)

Где мы? Своими ли глазами

Я вижу рай средь диких скал!

Смотри, тут кто-то написал:

"Вернись назад исполненный боязни,

Сюда нельзя войти под страхом смертной казни."

Роберт, что это? Объясни!

Я ничего не понимаю.

Нет, Боже сохрани покинуть этот сад,

Подобный раю!

Я не хочу опять пускаться в дальний путь

Чрез дебри и скалы!

И так блуждали мы немало.

А если кто-нибудь войдет и нас застанет?

Ну что ж? посердится и перестанет;

Мы укротим его мечом!

Да и потом: чем дольше к королю Рене

За Иолантой не приеду,

Тем лучше мне, тем лучше.

Ах, если б ей пропасть бесследно!

Я даже рад был заблудиться,

лишь бы не видеть мне ее!

Король наверно согласится

Расторгнуть сватовство твое.

Он, говорят, так добр, умен!

Ах, если б, если б, Водемон!

Ну, хорошо, а вдруг она прелестна?..

Кто? Иоланта?

Наверно чопорна, горда...

Монахини мне разве не известны?

Своими "benedicite и "amen”,

Холодные, бездушные, как камень.

И жжет, как вино.

Она только взглянет,

Как молнией ранит,

И пламень любви

Зардеет в крови;

Она засмеется,

Как песней зальется,

И жемчугов ряд

Лицо осветят,

О страсти кипучей,

И бурной, и жгучей,

Глаза говорят

И к блаженству манят,

К блаженству лобзаний,

Безумных желаний,

К пожатиям нежным

Руки белоснежной,

К забвению горя

И к счастью без мер, без конца и границ!

Кто может сравниться с Матильдой моей,

Сверкающей искрами черных очей,

Как на небе звезды осенних ночей!

Все страстною негой в ней дивно полно,

В ней все опъяняет, в ней все опъяняет

И жжет, как вино, и жжет как вино!

6. Романс Водемона (вставной).

Чары ласк красы мятежной

Мне ничего не говорят,

Во мне не будит страсти нежной

Призыва к неге томный взгляд...

Погружена в покой полночный,

любовь во мне мечтая спит...

Ей снится ангел непорочный,

Небесный кроткий, чудный вид...

Облик светлого сиянья,

Облик дивной красоты,

С ликом полным обаянья

И чудесной доброты...

Гость селенья неземного,

Снега вешнего светлей,

Чище ландыша лесного,

Краше лилии полей –

Вот чего я жду и жажду!

О, приди, светлый ангел, источник любви,

Сердца тайные струны согрей, оживи!

Из-за тающих туч

Озари, светлый луч,

Сумрак пылкой души,

О, спеши, спеши!

О, приди, светлый ангел,

– последняя опера . В 1884 году композитор прочел перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца (1798-1870) «Дочь короля Рене» (1845) и пленился оригинальностью и поэтичностью сюжета.

В то время Петр Ильич работал над другими произведениями, и лишь в 1891 году он приступил к сочинению «Иоланты» . Премьера оперы состоялась 1892 года в петербургском Мариинском театре.

Трогательная история слепой девушки, прозревшей благодаря любви, имеет более глубокий смысл. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, – это символом душевной слепоты. Только любовь зажигает в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.

Опера воспринимается как восторженный, светлый гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, несущей с собой свет познания и наслаждение красотой.

Сюжет оперы «Иоланта»

Иоланта – дочь короля Неаполитанского Рене. Слепую от рождения девушку отец воспитывает в неведении о ее несчастии. Иоланта живет во владениях отца на юге Франции, в пустынной горной местности с доброй кормилицей Мартой, подругами и прислужницами. Дворец окружен роскошными садами и … обнесен стеной. Смертная казнь ждет того, кто самовольно проникнет в этот спрятанный от остального мира уголок. Так и живет Иоланта, окруженная любовью и заботой, но не подозревает, что она дочь короля, и не догадывается какая разница между ней и другими людьми.

Пронеслось беззаботное детство. Иоланта превратилась во взрослую девушку с цельной и чистой душой, не омраченной зрелищем горя и несправедливости. Но что-то неопределенное, какая-то неясная тоска гнетет Иоланту.

Сад перед дворцом. Подруги принесли Иоланте ароматные цветы, чтобы порадовать ее и разогнать тоску. Но им не удалось развеселить девушку, она становится еще печальнее. Утомленная, Иоланта засыпает, и прислужницы заботливо уносят ее во дворец.

Входит король Рене. С ним Эбн-Хакиа, арабский врач. Эбн-Хакиа может вернуть Иоланте зрение. Но чтобы добиться результата необходимо, чтобы сама больная всеми силами души захотела прозреть. Иоланта должна узнать, что она слепа. Отец не знает, как рассказать дочери об этом. Они уходят, король – в тяжелом раздумье, врач – полный веры в целящие силы самой природы человека.

В опустевший сад проникают герцог бургундский Роберт с другом, рыцарем Водемоном. Роберт с детства заочно обручен с Иолантой. Не догадываясь, что он находится перед дворцом Иоланты, Роберт жалуется другу на обязательство, которому он не рад из-за прелестной Матильды, пленившей его своей красотой. Водемон поднимается по лестнице во дворец. Через открытые двери он видит спящую Иоланту. Ее нежный, трогательно непорочный облик глубоко западает ему в сердце. Тщетно Роберт зовет друга покинуть таинственный сад, у входа в который висит зловещая надпись, грозящая смертью пришельцу. Водемон не хочет уйти, пока не выяснит, кто эта девушка. Роберт уходит сам, но обещает вернуться со своими воинами и выручить друга из беды, если понадобится. Иоланта просыпается и идет в сад, где она наталкивается на Водемона, между ними возникает беседа, и рыцарь понимает, что прелестная, как ангел, девушка слепа и не знает об этом. Потрясенный сочувствием и мгновенно вспыхнувшей в нем любовью, Водемон рассказывает Иоланте о прекрасном и светлом мире, доступном только зрячим. Его слова дышат огромной любовью и нежностью. И в душе девушки возникает не испуг и не отчаянье, а робкое ответное чувство. Она влюбляется в Водемона.

Обеспокоенная, появляется кормилица, прибегают прислужники, появляется король со свитой. Водемон смело представляет себя. Он не скрывает, что говорил с Иолантой, что раскрыл ей тайну. Иоланта узнает, что Водемон будет казнен; ею овладевает страстное желание исцелиться и тем самым спасти рыцаря – ведь если она прозреет, Водемон будет помилован. Ее полудетская влюбленность вырастает в самоотверженное могучее чувство любви. Мудрый Эбн-Хакиа теперь берется вылечить ее.

Надежда Эбн-Хакиа оправдалась. Прозревшая Иоланта возвращается в сад. Впервые видит она отца, кормилицу, любимые цветы и своего рыцаря. Как прекрасен, как радостен для нее мир! Возвращается Роберт с воинами. Но Водемон уже не нуждается в защите. Король освобождает Роберта от данного некогда слова и отдает руку дочери тому, кто вернул ей счастье и свет – благородному Водемону.

Фильм-опера «Иоланта»

Опера «Иоланта», П. И. Чайковский обновлено: Июль 4, 2017 автором: Елена

Боттичелли В.А. Историческая подоплека драмы Герца и оперы Чайковского "Иоланта"

Иоланта" Чайковского-мистическая опера: кто был прототипом?

Трудно сказать, откуда у датчанина Генрика Герца возник интерес к оккультным наукам, истории Меровингов, образу Короля Рене, вошедшему в историю под прозвищем «Добрый король Рене» и членам его семьи, но на свет появилась пьеса «Дочь короля Рене». Правда, одна из дочерей короля Рене вышла замуж за английского короля Генриха Шестого и стала заметной фигурой в середине 15 века, когда была война Алой и Белой Роз. Возможно, датчанам была интересна история соседней страны, а может быть, общее увлечение мистикой сыграло свою роль. Так или иначе, драма датского драматурга и поэта заинтересовала и Россию! Предположительно, посредником между текстом пьесы и обращением к ней Чайковского мог быть Дебюсси.

Французские мистики могли найти контакты с русской царской семьей через Папюса - он был вхож во все эзотерические салоны Парижа. Интересовалась мистикой и супруга Николая Второго - царица Александра. Она была знакома с автором труда «История оккультизма» Папюсом. В царской семье были великие князья Романовы, склонные к подобным увлечениям, например, вел. кн. Константин Романов, известный поэт. С ним общался Чайковский, писал романсы на его вдохновенные тексты. Можно полагать, что такими путями Чайковский вышел на текст драмы Герца с идеей написания оперы - «сказки» (цензура не жаловала на русской сцене мистические тексты и религиозно-исторические аллегории и даже знакомство с царской семьей не могло оказать давления на неё).

Есть и другой возможный источник интереса к теме короля Рене - Надежда Филаретовна фон Мекк. Она была меценатом Чайковского, и в числе её знакомых по Парижу был Дебюсси, в ранней молодости служивший воспитателем её дочери, на которой изъявлял желание жениться. Дебюсси и Чайковский могли общаться через Н.фон Мекк.

Сайт Чайковского:

Одноактная опера "Иоланта" была заказана Чайковскому в 1891 году. Она предназначалась к постановке в один вечер с балетом "Щелкунчик" , заказанным в то же самое время И.А.Всеволожским , директором Императорских театров. Сюжет был разработан на русской сцене ещё до Чайковского по драме датского драматурга Х.Херца (1845). Причем в основе драмы Херца лежали подлинные исторические факты. Чайковский был знаком и с драмой Херца и с её русским переводами. В его библиотеке сохранилось издание драмы на немецком языке, сделанное в Берлине в 1876 году, но когда именно Чайковский познакомился с этим сюжетом - неизвестно. Миллер переводит текст на русский язык и Чайковский в 1884 году знакомится с его трудом. Либретто Модест Петрович Чайковский создавал по переделанной драме в версии В.Зотова, шедшей в московском Малом театре.

Первые мысли об опере на этот сюжет появляются за несколько лет до начала работы над "Иолантой". Возможно, при заказе этой оперы мнение Чайковского по поводу сюжета это было принято во внимание. Любопытно, что именно в эти же годы в русских журналах публикуется повесть В.Г.Короленко "Слепой музыкант", в которой также разрабатывается почти аналогичный сюжет, хотя и в совершенно другом историческом контексте. Но и у Чайковского, и у Короленко присутствует противопоставление ценности мира духовной красоты и реальной красоты бытия. Есть даже сходство в сценах с выбором слепым юношей (Короленко) и слепой девушкой (Чайковский) цветка. Прямого влияния одного произведения на другое не обнаруживается, однако совпадение симптоматично. В опере Чайковского многие исследователи находят отголоски увлечения композитором в этот период философией Спинозы, чтением его трудов, переписки. Книги эти сохранились в библиотеке Чайковского, в них можно увидеть многочисленные пометки композитора.

Но в любом случае, интерес русского и французского композиторов к этой теме не случаен. Как не случайны странные совпадения имен исторических лиц и персонажей драмы Герца и оперы Чайковского:

- король Прованса Рене становится в опере провансальским графом (на отечественной сцене было запрещено выводить королей даже далекого прошлого и в операх «Ночь перед Рождеством» и «Черевички» на гоголевский сюжет Чайковскому и Римскому-Корсакову было предложено заменить Екатерину Вторую на Потемкина, дарящего от лица царицы черевичке кузнецу Вакуле);

- Иоланда де Бар становится Иолантой в русской транскрипции;

- её заочное обручение с бургундским герцогом Робертом пока не доказано как исторический факт, но в опере это упомянуто;

-повествуется о любви Роберта к графине Матильде Лотарингской;

- другом Роберта был граф Водемон, влюбившийся с первого взгляда в Иоланту (историческая Иоланда вышла за Водемона замуж);

- о просьбе рыцарей к слепой Иоланте сорвать им красную розу, (но она срывает белую), могут толковать историки, зная перипетии войны Алой и Белой Роз;

- о мавританском (испано-арабском) враче Ибн-Хакия мне не известно, но он может олицетворять восточного просветителя, а для рубежа 19-20 веков европейские и русские вояжи с лекциями гуру с Востока были реальностью;

- счастье физического просветления увязывалось с духовным просветлением, а этого жаждала просвещенная интеллигенция того времени, так что тема была актуальной.

Рене дАнжу был королем Неаполя и Сицилии, Майорки и Сардинии, Арагона и Валенсии, Венгрии и Анжу, он владел графствами Прованс, Пьемонт, Гиз, Калабрией и Лотарингией. Жил он в 15 веке в своем французском графстве Бар и в числе его подданных была Жанна дАрк. Матерью Рене была покровительница Жанны - Иоланда Анжу. Он родился в 1408 г. Любил искусство, особенно живопись и литературу - сам сочинял стихи и писал аллегории. Не чужд был мистике, читал романы из цикла Артурианы и Граалиады, покровительствовал Колумбу. Хвалился кубком, по поверью принадлежащим Марии Магдалине. Среди его просвещенных друзей был итальянский поэт Жак Саннадзаро, а среди царственных друзей - миланские правители Сфорца и флорентийские Медичи. Италию он любил, и много лет провел в ней. Возможно, с его легкой руки Медичи создали платоновскую Академию и первую в Европе публичную библиотеку - флорентийскую Сан-Марко. Во флорентийском университете ввели изучение греческого языка и начали изучать рукописи древнегреческих философов. Дядя Рене - кардинал Лотарингский - создал рыцарский орден, в который Рене вступил в 1418 году. Тогда же он был выбран великим магистром рыцарского ордена Сиона. Впоследствии основал свой орден - Полумесяца. В него вошли Сфорца, граф де Ленонкур и Ферри де Водемон. За последнего вышла замуж дочь короля Рене - Иоланда де Бар (род. в 1428). Предки Водемонов жили в Лотарингии со времен правления загадочной династии Меровингов и прославились устроительством празднеств в честь Царицы Небесной. Они возвели статую Девы Марии - покровительницы графства. Как ни странно, но паломничество в водемонское графство не прекращалось, Иоланда де Бар вернула ему былую славу. Сын Иоланды де Бар тоже носил имя Рене - Второго, герцога Лотарингского, и настолько увлекался оккультными науками, что отправился обучаться им во Флоренцию, в Платоновскую Академию к Веспуччи (вместе с будущим живописцем Боттичелли).

Его отец с 1449 года жил в своих испанских владениях - в Таррасконе - и сочинял рыцарские пьесы, которые там и ставились (излюбленная тема - аллегорическое торжество духовных ценностей, например, в «Действе о пастушке»). Весьма интересовала Рене дАнжу история стариной греческой провинции Аркадия. Этимология её названия производилась от медведя Аркаса - сына нимфы Каллисто, служившей греческой богине Артемиде (галлы-кельты именовали её Арденна). К началу нашей эры аркадийцы ушли на север, обосновавшись на территории нынешней Западной Германии, осели на Рейне и Дунае. Они ассимилировались среди франков как сикамбры и их кровь присутствует в роду Меровингов - франкских королей. Еще Вергилия волновала загадка Аркадии, когда он рассуждал о золотом веке, наступившем на Земле в этом регионе (Аркадия Счастливая). Король Рене интересовался причиной подобного счастья и испытывал ностальгию по такому золотому веку и раю земному. Он пытался понять смысл античной аллегории. Странным был образ подземной реки - она текла по греческой земле, именуемая Алфиос, т.е. «первоисточник» (Алфей), а на поверхность выходила на острове Сицилия (называясь уже Аретуза), не смешиваясь с водами Средиземного моря.

Кардинал де Ленонкур заказал перевести на французский язык итальянскую пастораль Саннадзаро «Аркадия» (Джакопо Саннадзаро-мл. издал её в 1502 году). Ею восхищались в ренессансной Италии художник Гверчино, а французский живописец Пуссен приезжал в Рим для её изучения. Речь в поэме шла о подземной реке Алфей, но трактовка смысла подводила к истории династии Меровингов, которую в Провансе и Лангедоке со времен Средневековья связывали с продолжением рода Иисуса Христа. Комментаторы выводили их смутных данных наличие у него семьи (супругой была Мария Магдалина, брак в Кане Галилейской описывался как их свадьба, выявлялось наличие детей, от которых и пошла династия меровингских королей). Потомство Магдалины, эмигрировавшей от римлян в южнофранцузский Прованс, сравнивалось с подводным течением реки Алфей-Аретуза. Будучи владетелем Прованса, король Рене дАнжу имел не только древние корни, оказываясь в прямом родстве с потомками Меровингов (генеалогию своего рода он знал в совершенстве и был готов проследить её до самого Ноя), но и горячий интерес к столь загадочной родословной, прослеживаемой и в средневековых рыцарских романах, и в ренессансных поэмах. Не угасла тема и в Новое время - классицизм поощрял аллегоричность и Пуссен несколько раз принимался варьировать в своем творчестве тему «Аркадии счастливой». Картины подобного рода мечтали иметь могущественнейшие короли европейских держав, не скрывая своего интереса к родословию Меровингов, ибо их имена тоже в него вписывались путем династических браков. Трудно сказать, мечтали ли они когда-нибудь предъявить свои права по родословной на трон Иудейский и осуществить намерение Иисуса Христа как Царя Иудейского? Но интерес к поиску следов пребывания в Галлии (Франции) Марии Магдалины и её семьи был высок. Ожидалось также, что поиски её гробницы увенчаются успехом и будут найдены некие священные предметы - вплоть до чаши Св. Грааля. Этим и занимался в местечке Ренн-ле-Шато аббат Соньер, с которым общался Дебюсси. Ренн был потенциальным местом погребения Магдалы, неудивительно, что Пуссен, работая над картиной, не раз приезжал туда и писал пейзажные фоны с натуры.

Чайковский выступает в этой опере подлинным русским космистом, от лица Ибн-Хакия предлагая Иоланте поднять глаза к небу и, прозрев, увидеть небо, звезды и Бога. Эта мистическая идея, как и вдохновенные гимны Творцу, щедро разбросанные по тексту, выявляют удивительный интерес Чайковского к неординарной для него теме.

Сюжет: в Провансе, в горах Южной Франции, находится древний замок короля Рене. В нем живет дочь короля - прекрасная Иоланта. Большое несчастье постигло ее в детстве: она ослепла. Девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица - все приветливы, ласковы с Иолантой, и жизнь ее радостна и спокойна. Но Рене не оставляет мысль об исцелении дочери. По его просьбе в замок приезжает прославленный мавританский врач Эбн-Хакиа, который, осмотрев Иоланту во время ее сна, сообщает королю свое заключений: благополучный исход операции возможен, но лишь в том случае, если больная узнает о своем несчастье и страстно захочет видеть. Рене в смятении. Он понимает, что без этого условия врач не согласится на операцию, но, зная о том, каким мучительным ударом для дочери будет известие о ее слепоте, не решается открыть ей тайну. Тем временем Иоланту, в одиночестве спящую на террасе, видит Готфрид Водемон - молодой бургундский рыцарь. Заблудившись на охоте, он вместе со своим другом, герцогом Робертом, случайно оказался в королевском саду, даже не предполагая этого. Водемон очарован зрелищем спящей незнакомой ему девушки. Но Роберта не трогает красота Иоланты - он пылко влюблен в графиню Лотарингии Матильду. Лишь одно обстоятельство омрачает его чувство к ней: еще в детстве Роберт был обручен с дочерью короля Рене - Иолантой. Он никогда не видел ее, и вот теперь, через много лет, пришло время заключить союз, давно предрешенный родителями. Роберт в отчаянии, не в силах представить разлуку с Матильдой. Водемон утешает его. Проснувшись, Иоланта слышит незнакомые ей голоса и поспешно устремляется в сад. Она спрашивает незнакомцев, кто они и откуда, но Водемон, удерживаемый Робертом, отвечает не вполне определенно. Девушка предлагает рыцарям вина, однако Роберт, подозревающий западню, отказывается и уходит в лес на розыски приближенных. Водемон остается с Иолантой наедине и, все больше очаровываясь ее нежным обликом, говорит девушке о своем восхищении и о своей любви. В замешательстве срывая с куста розы, слушает рыцаря Иоланта, а он, все более воодущевляясь, просит сорвать ему на память розу. Девушка срывает белую, тогда как рыцарь просил красную. Таким образом выясняется, что она слепа. Самозабвенно рассказывает он Иоланте о бесконечной красоте природы, о свете - источнике познанья. Однако это не пробуждает в ней желания видеть. В отчаяньи король угрожает Водемону смертной казнью в случае неблагоприятного исхода операции. Опасение за жизнь ставшего ей близким человека вызывает в Иоланте страстное желание успешного исхода операции. Между тем Роберт со своими приближенными возвращается выручать друга. Пораженный неожиданной встречей с королем Рене, он смущен и взволнован, а Водемон умоляет друга во всеуслышанье рассказать о своей любви к Матильде. Король, тронутый его прямотой, возвращает рыцарю его слово. Входит Бертран и сообщает о свершившемся чуде - Иоланта видит! Напряженное ожидание присутствующих сменяется бурной радостью. Счастливый Рене благословляет брак дочери с Водемоном и со всеми вместе славит солнце и свет.

Христианские мотивы в опере П.И. Чайковского «Иоланта»

В основе либретто, составленного братом композитора Модестом Чайковским, история, описанная датским поэтом Генрихом Герцем (1845 г.) «Дочь короля Рене». Петр Ильич писал в письме брату об опере «Иоланта»: «Я напишу такую оперу, что все плакать будут ». «Иоланта» - последняя опера П.И. Чайковского и одно из самых светлых произведений композитора. Здесь нет ни одного отрицательного персонажа, вся опера наполнена христианским содержанием.

В советское время религиозный смысл оперы противоречил атеистическому мировоззрению и поэтому либретто было изменено . В результате опера потеряла свой драматизм: рассуждения о Божественном свете сменились банальным разговором о необходимости физиологического зрения.

Иоланта - слепая дочь короля Рене, не подозревающая о своем недуге. Она живет, окруженная любовью и заботой ближних. Ничто не должно напоминать ей о ее недостатке. Но у Иоланты появляются какие-то смутные предчувствия: «Чего-то мне недостает,.. чего? Хотела бы я знать», «Неужели глаза даны за тем, чтоб только плакать?» Укладывая спать Иоланту служанки поют ей колыбельную, похожую на молитву:

Отец Иоланты - король Рене предпринимает попытку помочь дочери. Он приглашает маркитанского врача Эбн-Хакиа. Ожидая приговора врача, Рене рассуждает о смысле страдания: почему Бог допустил такое несчастье в жизни его дочери? Его слова полны христианского смирения и самопожертвования.

Увидит Иоланта свет, иль суждена мне вечно мука
Знать дочь мою объятой тьмою?..
О, Боже, сжалься надо мною!
Господь мой, если грешен я,
За что страдает ангел чистый?
За что поверг из-за меня
Во тьму Ты взор ее лучистый?
Подай мне радостную весть,
Утешь надеждой исцеленья!
Я за нее готов принесть
Корону, власть, мои владенья...
Лиши меня всего, - покоя, счастья
Я все смиренно претерплю,
За все Тебя благословлю!
Смотри, готов во прахе пасть я,
Всего лишится, все отдать,
Но только дай мне не видать
Мое дитя объятым тьмою!
О, Боже, сжалься надо мной,
Перед Тобой готов во прахе пасть я,
О, Боже, Боже мой, сжалься, сжалься надо мною!

Врач сообщает королю, что исцеление возможно только в том случае, если Иоланта узнает о своем несчастье. Но положительный результат он гарантировать не может - «все в Божьей власти!» Он говорит, что существует два мира: плотский и духовный, неразрывно связанные между собой.

Для того, чтобы произошло исцеление, Иоланта должна жаждать исцеления.

Вследствие стечения обстоятельств Иоланта узнает о своей слепоте от графа Водемона, которого она полюбила всей душой. На вопрос Иоланты: «Что значит видеть?» Водемон отвечает: «Познавать свет Божий». Объясняя, что такое «свет», он говорит, что это «Чудный первенец творенья, Первый миру дар Творца, Славы Божьей проявленье, Лучший перл Его венца! »

Но Водемон не может убедить Иоланту в необходимости зрения, она утверждает, что для того, чтобы видеть, ей не нужен свет! Она и так способна ощущать невидимого Бога:

Королю Рене приходит мысль от Господа, он объявляет, что Водемон, нарушивший запрет короля, подлежит смертной казни. Но если Иоланта прозреет, тогда ему будет дарована жизнь. Иоланта готова к самопожертвованию, она примет любое страдание, если это спасет ее возлюбленного. Король говорит о ней, что «как Агнец Божий, она идет на муки». Иоланта получает исцеление не потому, что жаждет прозрения для себя, а потому что тем самым она спасает человека, которого любит.

Получив исцеление Иоланта опускается пред Богом на колени:

Заканчивается опера общей хвалой:

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ-ОПЕРУ