Готфрид Август Бюргер (Gottfried August Bürger).

I .

Бюргер

(Готфрид-Август Bürger) -- немецкий поэт; родился в 1747 г. недалеко от Гальберштадта, сын пастора; первоначальное образование получил в школе в Ашерслебене и уже с самого раннего возраста обнаружил поэтическое дарование. Дед, у которого воспитывался сирота Б., послал (1764) его в Галле для занятий богословием, но молодой поэт семинарской науке предпочел кутежи и стихотворные занятия, так что дед вынужден был отозвать его назад. В 1768 г. Бюргера решили посвятить юриспруденции и отправили в Геттинген; но и здесь Б. продолжал вести такой же рассеянный образ жизни. Лишившись, вследствие этого, материальной поддержки деда, Б. находился в крайне бедственном положении, пока знакомство с Бойе и его друзьями [Так называемый "геттингенский литературный кружок" (Бойе, Фосс, Крамер, Штольберг и др.).], которые оценили его поэтический талант, не открыло перед Б. новой дороги. Благодаря Бойе, Б. получил место чиновника в Альтенглейхене (Ганновер) и здесь женился на дочери некоего Леонгарта, Доре. Брак, однако, не принес счастья поэту. Еще женихом Б., по собственному признанию, был влюблен в младшую сестру своей будущей жены, Августу, которую потом воспел под именем Молли. Когда, после смерти своего отца, Августа стала жить в доме Б., страсть их стала взаимной и поставила их в трагически-мучительное положение, кончившееся только со смертью жены Б. (1784). Расстроив свои служебные отношения, Б. переселился в Геттинген, где сделался приват-доцентом в университете (по кафедре эстетики и стилистики) и обвенчался, наконец, с Молли (1785). Вскоре (1786) смерть ее повергла Б. в страшное отчаяние и надолго прервала его литературные занятия. В 1789 г. геттингенский университет поднес ему докторскую степень и назначил экстраординарным профессором (без содержания). Б. задумал в третий раз испытать счастье в семейной жизни. Эксцентричная и легкомысленная Элиза Ган [Напечатала "Gedichte" (1812), роман "Irrgänge des weiblichen Herzens" (1799) и несколько комедий.] (родилась в 1769 г., ум. в 1833 г.) прислала Б. любовное послание в стихах; завязалась поэтическая переписка, окончившаяся свадьбой (1790). Но уже через несколько недель между супругами возник разлад; жена явно стала изменять Б. и скоро совсем его бросила и, поступив в актрисы, играла в Гамбурге, Ганновере и Дрездене; в 1792 г. они формально развелись. Одинокий, всеми покинутый поэт прожил в крайне стесненных обстоятельствах еще два года и умер в 47 лет, истощенный физически и нравственно (8 июня 1794 г.). В Б., обладавшем самобытным поэтическим талантом, уже замечается поворот немецкой поэзии второй половины XVIII в., которая, перестав быть жалким подражанием французской, становится истинно национальной. Прославившая его баллада "Ленора", сюжет которой взят из германских народных преданий, быстро сделалась популярной во всей Германии и оказала влияние на последующее развитие эпической немецкой поэзии и поэтов-романтиков вообще. Переведенная на английский язык Вальтером Скоттом, а на русском в переработке Жуковского ("Светлана"), "Ленора", как в Англии, так и в России, положила начало нового периода литературы -- романтизма. Суровая критика Шиллера, который в "Allgemeine Literaturzeitung" (1791) отрицает в Б. идеальное чувство любви и красоты, дышит чересчур духом современности и лишена исторической перспективы. Лучшая характеристика Б. дана Шлегелем в его "Charakteristiken und Kritiken". Б. печатал все свои произведения в основанном (1770) Бойе и Готером "Musenalmanach". Здесь в 1774 г. появилась "Ленора", после многократных переделок, согласно критическим указаниям "геттингенского литературного кружка". В 1778 году Б. взял на себя, вместо Гёкинга, редакцию "Альманаха" и издал первое собрание своих стихотворений. Лирика Б., за исключением тех стихотворений, в которых отражается нравственная разбитость поэта, отличается искренностью и теплотой тона, разнообразием формы и силой выражения и навсегда сохраняет за Б. почетное место среди немецких поэтов. Из изданий его произведений лучшие -- 1835 г. с прекрасной биографией Б. Альтгофа, 1869 и 1884. Биографии Б. написаны еще Дерингом (1848) и Прёле (1856); жизнь Б. послужила сюжетом романа Мюллера (1845), переделанного в драму: "В. und Molly". Письма Б. изданы Эрманом (1802) и Шродтманом (1874). Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Оригинал здесь: http://vehi.net/brokgauz/all/017/17275.shtml

II .

Бюргер Готфрид Август -- немецкий поэт, сын священника. В историю литературы вошел в качестве создателя немецкой баллады. Свою деятельность Б. начал с подражания поэтам Рококо: "Застольная песня" -- "Trinklied" , "Мой Амур" -- "Mein Amor" , "Ночное празднество Венеры" -- "Die Nachtfeier der Venus" и др. За время своего пребывания в Геттингене Бюргер завязывает личные отношения с группой поэтов так наз. геттингенского союза (Hainbund) -- Гельти (Hölty), Фосс, братья Штольберг, издатель Бойе -- группой, по своим националистическим и смутно свободолюбивым настроениям и по враждебным рационализму тенденциям близкой к Sturm und Drang"у (см.) . Помимо этих настроений, Б. роднит со Sturm und Drang"ом резко поставленная им в жизни и поэзии (стихи к Molly -- сестре жены Б., с которой он был близок) проблема раскрепощения любви -- одна из типичных проблем эпохи. Под влиянием тенденций Hainbund"а в творчестве Б. намечается перелом: в поисках национальной тематики он обращается к балладе, преобразовывая ее коренным образом. Поэты Рококо (см.) знали фабулярное стихотворение, как бурлеск (см.) , как стихотворный рассказ, в центре которого стоит невероятное, чудесное событие (по большей части какой-нибудь эпизод из античной мифологии), в которое сам автор (поэты Рококо были рационалистами) не верит, над которым он склонен поиздеваться. Подобные пьесы отличались значительной вычурностью и были вполне понятны только для сравнительно узкого круга читателей (поэты Рококо обращались главным образом к дворянской интеллигенции и к одворянившимся кругам буржуазии). Б., отражавший взгляды и настроения мелкой буржуазии, кладет в основу своей теории баллады принципы общедоступности и простоты: поэту следует исходить из образцов народной поэзии, стихотворение должно радовать "не только утонченного мудреца, но и сурового жителя леса, не только даму, проводящую время за туалетным столом, но и дочь природы за прялкой". Стихотворение должно обращаться к "народу", но оно должно также изображать народ. Б. выдвигает положение: изучайте народ. Вместо шаблонизированных Зевса, Венеры, Амура и т. п. возникают в балладах Б. простые люди, нарисованные без всякой иронии, без всякой издевки: крестьянин, совершающий героический поступок ("Das Lied vom braven Manne", 1777), крестьянка, горюющая об околевшей корове ("Die Kuh", 1784), дочь священника, обманутая знатным любовником ("Des Pfarrers Tochter von Taubenheim", 1781), служанка, выказывающая преданность возлюбленному ("Graf Walter", 1789). Поэты Рококо смеялись над чудесным, таинственным; Бюргер, стоявший вместе с другими представителями Sturm und Drang"а на почве иррационалистического мирочувствия, реабилитирует чудесное. В ряде его баллад действуют мертвецы, привидения, оборотни ("Lenore", 1773; "Der Raubgraf", 1773; "Der wilde Jäger", 1778). Таинственному Бюргер уделяет много места, оно-то собственно и сделало Бюргера популярным в среде немецких романтиков. Буржуазная аудитория, в своей значительной части ушедшая от настроений эпохи Просвещения, горячо приветствовала иррационалистические тенденции, которыми была проникнута поэзия Б. "Страшные" баллады (особенно "Ленора") имели огромный успех в читательской среде, но вызвали резкий протест со стороны "неоклассиков" (Шиллер, "Ueber В."s Gedichte"), отражавших настроения аристократизировавшейся буржуазии. Впрочем, Бюргеру не удалось полностью осуществить свои теоретические положения. Если одни его вещи отличаются большой простотой, даже известной наивностью, присущей народной поэзии (например "Schön Suschen", 1776), то другие крикливы и искусственны, ("Lenardo und Blandine", 1776). Даже некоторым лучшим произведениям Б. в разной мере присущи только что указанные черты. Борясь с Рококо, Б. иногда прекращал борьбу, создавая вещи во вкусе Рококо (лучшей пьесой Бюргера может считаться баллада о похищении Европы Зевсом). Эта непоследовательность характерна для некоторых немецких буржуазных поэтов того времени, которые, с одной стороны, восставали на дворянскую культуру, с другой же -- не имели нужных сил для окончательной победы над ней. Зато буржуазная природа Б. с особой резкостью проявилась в группе его стихотворений, насыщенных антидворянскими настроениями; в них рисуются картины злодеяний дворянства, страданий угнетаемых им простолюдинов (напр. "Der Bauer an seinen Fürsten", 1775 и др.). Б. принадлежит также переработка знаменитой "Истории барона Мюнхгаузена" (см.) , сатирически изображающей служилое дворянство Германии. Свои взгляды на лит-ру Б. развил в работе "Aus Daniel Wunderlichs Buch". Работа состоит из частей: о разделении пьесы, сердечные излияния о народной поэзии, о допустимости введения привидений и ведьм в поэзию, полемика с просветителями. На русский язык "Ленору" перевел В. А. Жуковский (ср. "Людмилу", 1808 год). Другие перев. -- см . Гербель, "Немецкие поэты". Библиография: I. Сочин. Бюргера, hrsg. Griesbach, Berlin, 1872; Briefe von und an Bürger, hrsg. von Strodtmann, Berlin, 1874, 4 Bde; Собр. стих. издан.: Sauer (Stuttgart, 1884), Berger (Lpz., 1892), Wurzbach (Lpz., 1902, 4 Bde), Bab J. (Berlin, 1914). II. Веселовский А., К народным мотивам. Баллады о Леноре, журн. МНП, СПБ., ноябрь, 1885; Сазанович И., Песни и сказки о женихе-мертвеце или брате-мертвеце, "Варшавск. университетские известия", No 1--3, Варшава, 1890; Каллаш В., Библиографические этюды по лит-ре сказочных схем и мотивов, "Живая старина", вып. 2, СПБ., 1892. Переводы: Б. и Рих. Фосс, Москва, 1901; Зелинский Ф., Античная Ленора, "Вестник Европы", СПБ., 1906; Goedeke G. A., Bürger in Göttingen und Gellinghausen, Hannover, 1873; Wurzbach W., Bürger, Lpz., 1900.

Б. Пуришев

Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929 . -- Стб. 49--50. Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-0491.htm

III .

Бюргер (Bürger), Готфрид Август (31.XII.1747, Мольмерсвенде, около Хальберштадта, -- 8.VI.1794, Гёттинген) -- нем. поэт. Сын пастора. Получил юридич. образование; был близок к "гёттингенскому содружеству поэтов". Один из выразителей идей "Бури и натиска ", Б. призывал нем. писателей изучать жизнь народа и нар. поэзию, в к-рой он, как и И. Г. Гердер , видел осн. источник обновления и демократизации нем. нац. иск-ва (цикл статей "Из книги Даниэля Бундерлиха", 1776). Используя фольклорные традиции, Б. создал новый для нем. лит-ры жанр серьезной баллады, отличавшейся у него драматизмом, патетикой, сочным нар. колоритом ("Ленора", 1773, в рус. пер. В. А. Жуковского, была высоко оценена А. С. Пушкиным; "Дикий охотник" -- "Der wilde Jäger", 1786, "Дочь пастора из Таубенхейма" -- "Des Pfarrers Tochter von Taubenheim", 1781, и др.). Враждебность Б. феод. строю ярко проявилась в стих. "Крестьянин -- своему светлейшему тирану" (1773), в злободневных эпиграммах "Дворянин и крестьянин", "Герб" и др., а также в сатирич. эпизодах романа о Мюнхгаузене (1786, переработка книги Р. Э. Распе). Страстный сторонник франц. бурж. революции 18 в., Б. разоблачал агрессивную коалицию европ. монархов и призывал нем. народ отказаться от участия в войне, к-рая ведется "за отродье князей и дворян и за поповскую сволочь" (стих. "Ради кого, добрый немецкий народ...", 1793). Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. v. W. v. Wurzbach, Bd 1--4, Lpz., ; Werke und Briefe, Auswahl, hrsg. v. W. Friedrich, Lpz., ; в рус. пер. -- [Стихотворения], в кн.: Немецкие поэты в биографиях и образцах, под ред. Н. В. Гербеля, СПБ, 1877, с. 112--125; Удивительные приключения барона Мюнхгаузена, М., 1956. Лит.: Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750--1848, М., 1959, с. 178--84, 196--97; Wurzbach W. v., Gottfried August Bürger. Sein Leben und seine Werke, Lpz., 1900; Kaim L., Gottfried August Bürger und die französische Revolution, "Zeitschrift für Geschichtswissenschaft", 1955, H. 3, S. 331--57; Friedrich W., Zu Gottfrieds August Bürgers Aufsatz "Die Republik England", "Weimarer BeitrДge", 1956, H. 2, S. 214--32.

Л. Е. Генин.

Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1 -- 1962 . -- Стб. 807--808.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Го́тфрид А́вгуст Бю́ргер (нем. Gottfried August Bürger ; 31 декабря , Мольмерсвенде - 8 июня , Гёттинген) - немецкий поэт.

Биография

Напишите отзыв о статье "Бюргер, Готфрид Август"

Литература

  • Г. Бюргер, перевод с немецкого В. С. Вальдман Удивительные приключения барона Мюнхгаузена (рус.) // Государственное издательство Художественной литературы. - 1961.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бюргер Готфрид Август - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Бюргер, Готфрид Август

– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.

Перевод с немецкого Вильгельма Левика

Трубит охоту рейнский граф:
«Эй, люди! Сбор! Пора, пора!»
Рванулся конь его, заржав,
И челядь скачет со двора.
Лай, визг – по лугу, лесу, полю
Несется псарня вся на волю.

Под солнцем купол дальний рдел
И таял утренний туман.
Воскресный колокол гудел,
Скликая мирных прихожан,
И звуки набожного хора
Текли в лазурь из врат собора.

«Ату, ату! Хватай! Бери!»
На холм, в овраг, вдогон, в обгон!
И вдруг два всадника – смотри! –
К ловцам примкнули с двух сторон.
Был серебристый конь под правым,
Был левый огнекрасно-ржавым.

Мой разум их не мог назвать,
Но сердце угадало вмиг.
Как день, как божья благодать,
Был правый чист и светлолик.
А левый хмур, чернее ночи,
И молнии метали очи.

«Счастливый путь и в добрый час,
Да будут небеса щедры!
Когда охота кличет нас,
Милей не может быть игры!»
Так он, по ляжке хлопнув, крикнул,
Подкинул шляпу вверх и гикнул.

Но молвит правый кротко вслед:
«Не будет ныне вам добра.
Твой рог трубит, как вестник бед.
На праздник, в божий храм пора!
И от бесовских искушений
Храни тебя твой добрый гений...»

Тут левый перебил его:
«Не верь глупцу, мой граф, не верь!
Что храм, что праздник для того,
Кем был хоть раз затравлен зверь!
Охота – вот владык забава,
А эти речи скучны, право». –

«Отлично, левый, ты мне люб,
Ты, видно, промаху не дашь!
Лишь тот, кто против зверя глуп,
Предпочитает «Отче наш».
А ты, ханжа, ты можешь злиться,
Но мне угодно веселиться!»

И граф трубит сильней, сильней,
И бег быстрей... Но что там? Стой!
Упали замертво с коней
Один из челяди, другой...
«Пусть дохнут, пусть! Хоть вся орава!
Граф, веселитесь! Ваше право!»

Попрятались в кусты, в хлеба
Зверьки лесов, долин, равнин.
Как вдруг – кого там шлет судьба? –
Навстречу бедный селянин:
«Граф, пощадите, не топчите!
Труд, тяжкий труд наш в этом жите!»

И правый подскакал опять,
И графа просит он добром.
Но левый подстрекает гнать
Без тропок, прямо, напролом.

Советам левого лукавым.

«Вон, пес! – рычит он вне себя,
И дыбом конь его встает. –
К чертям! Я затравлю тебя!
Эй, люди, гнать его! Вперед!
А впредь, чтоб неповадно было,
Проучит хлыст мужичье рыло!»

Сказал – и сделал. В рожь, в овсы
Несется вихрем дикий граф,
А следом кони, люди, псы,
Гремя, звеня, летят стремглав.
И топчут в яростной погоне
Мужичью ниву псы и кони.

Заслышав грохот, лай, рога,
Из норки, с поля, из леска
Весь мелкий зверь бежит в луга,
Травим, гоним, но цел пока,
И норовит укрыться в стадо,
Как будто ждет хоть там пощада.

Но слева, справа, с трех сторон
Через овраг, сквозь рощу, лес
Летят охотники вдогон,
Несутся псы наперерез.
И, видя гибель пред собою,
Пастух на землю пал с мольбою:

«Мой господин, помилуй нас!
Не будь, мой господин, суров
Смотри, тут воду пьет как раз
Скотинка наших бедных вдов!
А бедным – смерть без их коровы!
Не будьте, господин, суровы!»

И правый подскакал опять,
И графа молит кроткий взор.
Но левый подстрекает гнать
Всему и всем наперекор.
И внемлет граф, смеясь над правым,
Советам левого лукавым.

«Перечишь графу, дерзкий пес!
Да хоть бы ты, как брат родной,
С коровой лучшей вместе рос
И мужем был вдове иной –
Открыть вам царствие небесно,
Клянусь, мне было б только лестно!

Эй, люди, вам пожива тут!
Ату, ату! Топчи! Дави!»
И псы хватают, рвут, грызут,
Их морды, лапы – всё в крови.
Убит пастух, погибло стадо,
Но сердце графа крови радо.

Затравлен, ранен, от врагов,
Слабея, зверь уходит прочь,
В лесную глубь, где свой покров
Над ним распростирает ночь,
Где, окружен густой дубравой,
Живет отшельник величавый.

Но вслед и лай, и звук рогов,
И лязг, и хохот, и «ату»,
И с гиком, с криком сонм врагов
Несется в глушь и в темноту.
Там ждет их на своем пороге
Тот муж святой, живущий в боге.

«Оставь священный наш приют
И осквернять его не смей!
Моля творца, все твари ждут,
Злодей, погибели твоей.
Не предавайся здесь разбою,
Чтоб гром не грянул над тобою!» –

«Там грянет гром, здесь грянет гром
Все это кровь бодрит мою,
И даже на небе седьмом
Я мышь летучую убью!
Ты можешь вместе с богом злиться,
Дурак! Мне любо веселиться».

Он в рог трубит, пугая лес:
«Вперед! Настигнем! Истребим!»
Вдруг муж святой пред ним исчез,
Исчезли сзади все, кто с ним.
И рев и лай умолкли в чащах,
Пустых и непробудно спящих.

В испуге смотрит граф вокруг,
Кричит – не слышен крик его.
Коня хлестнул – не слышен звук,
Трубит – не слышно ничего.
Он шпорит, сатаной клянется,
Но конь стоит, не шелохнется.

А лес, как черный гроб, угрюм,
Как черный гроб, ужасен лес,
И словно моря дальний шум
Растет в разверстой тьме небес.
И грянул громовым глаголом
Господень глас над мертвым долом:

«Ты святотатец, ты злодей!
Попрал ты дерзко всё и вся –
Творца и тварь, зверей, людей!
И, стоны к небу вознося,
Взывает все ко мне с мольбою,
Чтоб суд свершился над тобою.

Беги же впредь, скачи всегда,
Гонимый дьяволами вон,
Скачи до Страшного суда
На страх владыкам всех времен,
Для коих – трона их подножье
И бог, и все творенье божье!»

И серно-желтый едкий дым
Окутал лес и небосвод,
И страх овладевает им,
Сжимает, душит и грызет.
Пред ним клубится мрак зыбучий,
За ним несется вихрь колючий.

Бушует вихрь, клубится мрак...
Вдруг из земли, сквозь дым и тьму,
Гигантский поднялся кулак,
Когтит его, грозит ему.
Ух! Смерть ему в затылок дышит.
Ух! Он спиной глядит и слышит.

Зеленый, красный, желтый свет
Кругом дрожит, горит огнем.
Тому огню пределов нет,
И бесы, бесы вьются в нем!
Гудя, раскрылась грудь земная,
И сотни псов изверглись лая.

От страха воя, мчится он,
Самою смертью прочь гоним,
И вкривь и вкось, в угон, вдогон
Весь ад несется вслед за ним:
По воздуху – в часы ночные,
Подземной тьмой – в часы дневные.

От бега встречным ветром он
К затылку вывернут лицом.
Он чудищ видеть обречен,
Зажатый их полукольцом.
Он видеть должен – весь в их власти –
Хватающие сзади пасти.

Так вот о вечном беге том,
О той охоте страшный сказ,
Чей оглушает гул и гром
Развратника в полночный час.
Их все охотники слыхали.
Но все ль признаются? – Едва ли.

«Эта баллада имела особое значение в феодальной Германии, где «право охоты» было одной из привилегий дворянства, которые наиболее жестоко и непосредственно отражались на повседневной жизни крестьян. Охотившиеся «господа» безнаказанно вытаптывали поля и выпасы, тогда как «простонародью» было строжайше запрещено применять оружие и охотничью снасть (капканы, силки) даже для защиты своих посевов. Страшный суд – по христианскому верованию, должен наступить после «конца света», когда бог будет судить людей, отправляя праведников в рай, а грешников в ад» (С. КОРЫТНАЯ и Л. КОПЕЛЕВ, с. 244).

Немецкие баллады. – М.: Гос. изд. детской литературы, 1958. – С. 56-61. – (Школьная библиотека).

БЮРГЕР, Готфрид Август (Burger, Gotfried August - 31.12.1747, Мольмерсвенд (Гарц) - 08.06.1794, Геттинген) - немецкий поэт.

Родился в семье сельского пастора, внук крепостного крестьянина. Учился в университетах Галле и Геттингена. После окончания факультета правоведения Ґеттінґенського университета, где господствовали идеи французского и английского просвещения, Бюргер течение 12 лет служил на должности сельского старосты и судьи в родных краях, постоянно конфликтуя с местными властями через свое «неумение преследовать и притеснять бедных людей». В 1784 г. он оставил службу и переехал в Геттинген, где читал лекции по эстетике и стилистике как приват-доцент университета. Один из немногих немецких профессиональных поэтов, Бюргер зарабатывал на жизнь литературным творчеством, работая по 12 - 14 часов в сутки. Изнурительный труд, постоянные лишения, необходимость содержать большую семью рано свели его в могилу. Бюргер умер в возрасте 47 лет почти в полной нищете.

«Миром пришлось блукать немало

В бури и натиска моим ногам.

В обществе утомленных жизнью

Відпочить паломнику пристало.

Уже лицо клонится увяли,

Осыпаться пора цветкам.

Сердце! что же тебя - спрашиваю сам -

Полным сил держит, как держало?» -

спрашивал себя поэт в конце жизни в стихотворении «К сердцу» (пер. И. Качуровского).

Начало литературной деятельности Бюрґера приходится на студенческие годы, когда он написал многочисленные лирические поэзии. Начинал с увлечения анакреонтикою, но уже в раннем творчестве отчетливо прослеживаются вольнолюбивые мотивы. В поэзии «Ночное празднество Венеры» («Die Nachtfeier der Venus», 1722) Бюрґера, уславляючи богиню любви как творца всего живого, утверждал в духе штюрмерів независимость человека и право на радость жизни. В 70-х гг. сформировались и эстетические взгляды Бюрґера как представителя литературы «Бури и натиска». В эти годы он создал ряд теоретических трудов, в которых изложил свои взгляды на литературу и искусство, полагая, что путь к оздоровлению немецкой поэзии лежит в народнопоетичній стихии, а искусство должно быть национально окрашенным и исторически конкретным и не копировать при этом жизнь. Об этом говорится в статьях: «Из книги Даниэля Вундерліха» («Aus Daniel Wunderlichs Buch», 1776), «О распространенности поэзии в народе» («Von der Popularitat der Poesie», 1777-1778).

1773-1775 гг. были наиболее плодотворным периодом в творчестве Бюрґера. Он создал новый для немецкой литературы жанр серьеВНОй баллады. Такова знаменитая «Ленора»(«Lenore»,1773). Используя фантастический сюжет о мертвом женихе и мотивы солдатской народной песни, Бюргер воспроизвел горе простой немецкой девушки, которая потеряла любимого в сражениях Семилетней войны 1756 -1763 гг. Именно эта ненужная обычным людям война разрушила счастье Ленори. В балладе «Дикий охотник» («Der wilde Jager») воспроизведено народную легенду о графе-преступника, который разорил во время охоты крестьянские поля.

Теперь на него упала Божья кара: до Страшного суда он обречен носиться среди адского пламени, гонимый дьявольской сворой.

В 1773 г. был написан и стихотворение «Крестьянин - своим князьям» («Der Bauer an seinen durchlauchtig-sten Tyranner») - яркий и характерный образец политической поэзии Бюргер. Он выражает свободолюбие, демократические убеждения автора и ненависть крестьян к феодалам. Созданный в форме инвективы (острого разоблачения), стихотворение впервые было напечатано лишь в 1776 г. Обвиняя помещика в издевательстве из народа, Бюргер гневно заявляет:

Ты - Божья власть? Врешь! Бог -

Податель благ земных, а ты -

разбойник и тиран.

В 1776-1781 гг. Бюргер написал балладу «Дочь пастора из Таубенхайна» («Des Pfarrers Tochter von Taubenhein»), где Бюргер обратился к одной из самых распространенных и самых злободневных тем штюрмерської литературы - истории детоубийцы. Героиня - Розетта - не преступница, а жертва. Соблазнена аристократом и покинутая, она убивает своего ребенка. На основе баллады были созданы кукольный спектакль и лубочный роман.

В последней трети 80-х годов Бюргер создал цикл лирических стихов «Песни к Молли», связанный с его страстной любовью к свояченицы.

В 1786 и 1788 гг. вышли первое и второе (оба анонимные) издание романа «Удивительные путешествия по воде и по земле, походы и забавные приключения барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих приятелей» («Wunderbare Reisen zu Wasser und zu s lande, Feldzuge und lustige Abenteuer des Freiherrn von Munchhausen, wie er dieselben bei der Flasche im Zirkel seiner Freunde selbst zu erzahlen pflegt»), который стал всемирно известной книгой. Прототипом и автором первой «Мюнхґаузіади» (1781) был реально существующий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720-1797), который много лет провел в России, попав туда как паж герцога Брауншвейгского. В России он остался на военной службе и участвовал в русско-турецкой войне, проявив личную отвагу. Его юмористические рассказы о якобы собственные похождения были напечатаны в «Альманахе для весельчаков». В 1785 г. истории про барона Мюнхгаузена выдал немец Эрих Распе (1737-1794) в Лондоне на английском языке. Он свел отдельные рассказы в одно целое, расположив их в логической последовательности. Литературными «предками» романа Бюрґера были многочисленные анекдоты о абсурдные приключения, которые встречались в старинных народных книгах, в шванковій литературе XVI-XVII вв. («Фацетії» Бебеля, 1508-1512; «Общество в саду» Я. Фрая, 1556, и др.), в таких книгах, как «Тиль Ейленшпіґель» (1515) и «Шільдбюрґери» (XVI в.). Бюргер, опираясь на существующую традицию, значительно увеличил количество похождений Мюнхгаузена, усилил антифеодальну направленность книги, предоставил ей художественной целостности.

Самые известные эпизоды романа принадлежат перу Бюрґера: рассказы о генерале с серебряной накривачкою на голове, о спасении от медведя с помощью вещества и мороза, о похождениях отрубленной задней части лошади, об охоте на уток с кусочком сала, про полет на ядре, о вытягивание себя и коня за косичку на собственной голове из болота, эпизод с лунным ученым и др. Форма произведения, достаточно сложная, сочетающая элементы авантюрно-приключенческого и социально-бытового романов, прослеживаются в нем и черты острой антифеодальної сатиры. Фантастические мотивы помогают автору правдиво обрисовать произвола самодержавців и показать жизнь дворянства, духовенства и других слоев немецкого общества XVIII в., осудить милитаризм и колониальные захваты. Сам главный герой - Мюнхгаузен фигура отнюдь не однозначна. В нем слились воедино и непревзойденный рассказчик, удивительный мастер чрезвычайного, человек с утонченной и натренированным фантазией, и пересмешник, который использует свой актерский талант, и никчемный, жалкий філістер, трус, зазнайка, бездельник, наемник. Несмотря на целый ряд негативных черт Мюнхгаузена, этот образ в целом вызывает большую симпатию вот уже много десятилетий в самых разных читателей именно своей безудержной фантазией, своим оптимизмом и верой в силу человеческого духа. Бюргер в предисловии переводчика указывал, что он пытался относиться к произведению так, как будто он был его собственностью. Талант народного писателя помог Бюрґеру создать столь своеобраВНОе произведение, что он стал немецкой книгой и вошел в золотой фонд мировой литературы.

В 1789 г. Бюргер побывал в Веймаре, чтобы встретиться с И.В. Гете и Й.К. Ф. Шиллером, с которыми на протяжении многих лет переписывался. Встреча разочаровала всех трех. Гете и Шиллер отошли от идеалов «Бури и натиска», а вместе с тем и от преклонения перед Бюрґером. А в 1791 г. Шиллер опубликовал статью «О стихах Бюрґера», которая во многом определила отношение современников до последнего. Шиллер упрекал в ней Бюрґера за субъективную натуралистичность, за то, что он «смешивается с народом», не поднимает его до себя. Веймарець требовал теперь от поэзии «идеализации предмета», отсюда его суровый приговор поэту, который изображал жизнь без всяких украшений.

В 90-х pp. XVIII в. произошел новый подъем в творчестве Бюрґера. Один из самых радикальных писателей «Бури и натиска», он полностью принял идеи Великой французской революции 1789 - 1794 гг. Прославляя ее, Бюргер выступил в ґеттінґенській масонской ложи с патетической речью «Восхваление свободы» («Ermunterung an die Freiheit», 1790). Это время расцвета и политической лирики поэта. В «Альманахе муз на 1793 год» он опубликовал 40 стихотворений и эпиграмм, где высмеял врагов революции и оправдал террор.

В целом же поэзия Бюрґера раВНОобразная и оригинальная по тематике и стилю. Она делится на игры циклы: «Баллады и романсы», «Песни к Молли», «Высказывания и раВНОобразные стихи». При этом в сатирических стихах 70-90 лет он идет по традиции байки и средневекового шпруха. Во многих лирических произведениях ему удается сохранить стилевые приемы фольклорных песен, романтическое и сентиментальное окраску.

БЮРГЕР (Bürger) Готфрид Август (1747 1794), нем. поэт, создатель балладного жанра в нем. лит ре. В своих стихах широко использовал фольклорный материал. Переводы и переработки его баллады «Ленора» (1773; Жуковский «Людмила», 1808, и «Ленора»,… … Лермонтовская энциклопедия

Бюргер Готфрид Август - (Bürger) (1747 1794), немецкий поэт. Выразитель идей «Бури и натиска», отстаивавшего национальное своеобразие, народность искусства; сторонник Французской революции XVIII в. Создал жанр современной немецкой баллады («Ленора», 1773, рус. пер. В. А … Энциклопедический словарь

Бюргер Готфрид Август - Бюргер (Bürger) Готфрид Август (31.12.1747, Мольмерсвенде, ≈ 8.6.1794, Гёттинген), немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридическое образование. Один из выразителей идей «Бури и натиска», Б., используя фольклорные традиции, создал новый для… … Большая советская энциклопедия

Бюргер Готфрид Август

БЮРГЕР Готфрид Август - (Burger, Gottfried August) (1747 1794), немецкий поэт. Родился 31 декабря 1747 неподалеку от Хальберштадта. Изучал богословие в Галле (с 1764) и юриспруденцию в Геттингенском университете (с 1768). Прослужил 12 лет чиновником в окружном… … Энциклопедия Кольера

БЮРГЕР (Burger) Готфрид Август - (1747 94) немецкий поэт. Выразитель идей Бури и натиска, сторонник Великой французской революции. Создал жанр современной немецкой баллады (Ленора, 1773, русский перевод В. А. Жуковского). Политические стихи и эпиграммы, переработка книги Р. Э … Большой Энциклопедический словарь

Готфрид Август Бюргер - Готфрид Август Бюргер. Гравюра (1827). Готфрид Август Бюргер (нем. Gottfried August Bürger; 31 декабря 1747, Мольмерсвенде 8 июня 1794, Гёттинген) немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридическое образование. Один из выразителей идей «Бури и… … Википедия

Бюргер, Готфрид - Готфрид Август Бюргер. Гравюра (1827). Готфрид Август Бюргер (нем. Gottfried August Bürger; 31 декабря 1747, Мольмерсвенде 8 июня 1794, Гёттинген) немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридическое образование. Один из выразителей идей «Бури и… … Википедия

Бюргер Готфрид - Готфрид Август Бюргер. Гравюра (1827). Готфрид Август Бюргер (нем. Gottfried August Bürger; 31 декабря 1747, Мольмерсвенде 8 июня 1794, Гёттинген) немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридическое образование. Один из выразителей идей «Бури и… … Википедия

Бюргер (фамилия) - Бюргер (нем. Bürger) немецкая фамилия. Известные носители: Бюргер, Готфрид Август (1747 1794) немецкий поэт Бюргер, Джозеф (1870 1951) американский гребец Бюргер, Фредерике (Фрици) (1910 1999) австрийская фигуристка Бюргер, Петер немецкий… … Википедия

Книги

  • , Распе Рудольф Эрих, Бюргер Готфрид Август. В основу нового издания "Приключений барона Мюнхгаузена" положены самые известные и наиболее полные собрания рассказов о фантастических путешествиях и приключениях барона-враля Карла Фридриха… Купить за 8208 руб
  • Приключения барона Мюнхгаузена , Распе Рудольф Эрих, Бюргер Готфрид Август. Фантастические рассказы о своих приключениях придумал сам их герой - барон Мюнхгаузен, действительно живший в Германии в начала XVII века. Будучи военным, он служил вРоссии, воевал с гурками.…