Использование тестов для диагностики знаний уча­щихся позволит привить школьникам навыки работы с те­стовым материалом, т е. фактически начать подготовку к

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

Тест

по русскому языку по теме

«Обобщение изученного материала о причастии»

Петрушенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Аннотация

Тест «Обобщение изученного материала о причастии» предназначен для учащихся 7 класса. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках промежуточного контроля знаний учащихся. Он может быть использован также при организации обобщающего повторения в 9 и 11 классах.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение тестовой работы по русскому языку даётся 20 - 30 минут. Работа включает в себя 16 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа. К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.

Задания выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям позже. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;

«4» - от 80% до 90% правильных ответов;

«3» - от 60% до 80% правильных ответов;

«2» - ниже 60% правильных ответов.

Задание 1.

Вариант 1

Вариант 3

Какое из данных слов является причастием?

Вариант 4

Какое из данных слов является причастием?

Задание 2.

Вариант 1

  1. признак предмета по действию
  2. признак признака
  3. признак предмета
  4. действие предмета

Вариант 2

Что обозначает причастие как часть речи?

  1. признак предмета по действию
  2. признак действия
  3. признак предмета
  4. действие предмета

Вариант 3

Что обозначает причастие как часть речи?

  1. признак предмета по действию
  2. признак предмета
  3. действие предмета
  4. признак действия

Вариант 4

Что обозначает причастие как часть речи?

Вариант 2

Вариант 3

Укажите словосочетание «причастие + существительное»

Вариант 4

Укажите словосочетание «причастие + существительное»

Задание 4.

Вариант 1

Вариант 2

В каком случае у причастия должен быть суффикс -ся?

Вариант 3

В каком случае у причастия должен быть суффикс -ся?

Вариант 4

В каком случае у причастия должен быть суффикс -ся?

Задание 5.

Вариант 1

Вариант 2

Укажите словосочетание с действительным причастием.

Вариант 3

Укажите словосочетание с действительным причастием.

  1. строящееся здание
  2. посаженные кусты
  3. собранные грибы
  4. разбитое стекло

Вариант 4

Укажите словосочетание с действительным причастием.

Задание 6.

Вариант 1

Вариант 2

Укажите словосочетание со страдательным причастием.

  1. забытое правило
  2. наступившая ночь
  3. играющий ребёнок
  4. объясняющий учитель

Вариант 3

Укажите словосочетание со страдательным причастием.

Вариант 4

Укажите словосочетание со страдательным причастием.

Задание 7.

Вариант 1

  1. В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
  2. Лодки закачались, поднятые и опущенные волной.
  3. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.
  4. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав

Вариант 2

Укажите предложение с действительным причастием:

  1. Шелест падающих листьев будит спящих под деревьями зайцев.
  2. Пустынное море смеялось, играя отраженным солнцем.
  3. Некоторые ученые, очарованные легендой, очень хотели бы найти следы Атлантиды.

Вариант 3

Укажите предложение с действительным причастием:

  1. Ветерок гладил увядшие листья берез.
  2. Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой.
  3. По дорожке от дома медленно шёл старик, бережно поддерживаемый девушкой.
  4. Чьи - то голоса, слышимые в тишине утра, привлекли внимание женщины.

Вариант 4

Укажите предложение с действительным причастием:

  1. Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза.
  2. Не вянут цветы, положенные на камень чьей - то благодарной рукой.
  3. О священной могиле заботятся ученики школы, расположенной неподалёку.
  4. Верхушки деревьев, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

Задание 8.

Вариант 1

  1. Мы бредем по лесу, перевитому гирляндами тропических лиан.
  2. Тает в небе журавлиный удаляющийся крик.
  3. Поляну затянуло дымом от потухающего костра.
  4. Светится под лучами неяркого солнца поверхность пруда, отражающая деревья тенистого сада.

Вариант 2

Укажите предложение со страдательным причастием.

  1. Озеро, взволнованное ветром, шумит у берега.
  2. Ревущая, клокочущая вода облизывала песок.
  3. Тихо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
  4. В.Д.Поленов - талантливый художник, глубоко любящий родную землю и умеющий показать красоту её.

Вариант 3

Укажите предложение со страдательным причастием.

  1. Эльза взяла веер, сделанный из пальмового листа, и повернула лёгкое кресло к океану.
  2. От пестреющих на берегу цветов, неподвижных белых лилий в пруду веет покоем.
  3. Когда пьёшь воду, не забывай о человеке, вырывшем колодец.
  4. Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.

Вариант 4

Укажите предложение со страдательным причастием.

  1. От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше.
  2. И какая же сверкающая даль!
  3. Мы шли узенькой тропинкой, ведущей прямо к речке.
  4. Наше внимание привлёк дуб, растущий на опушке леса.

Задание 9.

Вариант 1

  1. Лодка была точно приклеена к чёрной воде, грустно украшенной жёлтыми листьями.
  2. К нашей компании присоединился навьюченный добычей ботаник.
  3. Поручик красив, умен и весел.
  4. Тиха украинская ночь.

Вариант 2

Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.

  1. Грудь туго накрахмаленной рубашки была украшена дьявольски пёстрым галстуком.
  2. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны.
  3. Игра актера была проникновенна и взволнованна.
  4. Правду молвить молодица уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела и умом и всем взяла.

Вариант 3

Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.

  1. Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
  2. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  3. Помню тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок.
  4. Даже самые темные места в картине воздушны и прозрачны.

Вариант 4

Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.

  1. Половина тёмно-синего неба была густо засеяна звездами.
  2. Он так аккуратен, что я боюсь что-нибудь запачкать своими красками!
  3. Здесь медленныреки, туманны озера.
  4. Так высоки воздушные деревья, что вниз не долетает листопад.

Задание 10.

Вариант 1

  1. Поле засеянное озимой рожью зазеленело.
  2. Расстилавшийся над рекой туман ещё не рассеялся.
  3. Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.
  4. Позади дома с обветшалыми службами шумел на ветру озябший сад.

Вариант 2

В каком предложении есть обособленный причастный оборот (знаки препинания не расставлены)

  1. Тёмно - синий обелиск поставлен в память о воинах павших в боях с фашистами.
  2. Обступившие нас деревья слились в одну сплошную толу.
  3. Надоевшие за ночь комары куда - то исчезли.
  4. Наступившая летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем.

Вариант 3

В каком предложении есть обособленный причастный оборот (знаки препинания не расставлены)

  1. Огромный старый клён возвышавшийся над всей южной частью сада оделся густой зеленью.
  2. Широко разросшаяся пихта была хорошо видна среди мелкого осинника.
  3. Запах распустившейся первой сирени опьянял.
  4. Преодолевавшие горный хребет туристы к вечеру добрались до лагеря.

Вариант 4

В каком предложении есть обособленный причастный оборот (знаки препинания не расставлены)

  1. Вершины её старых лип тоже покрывшиеся узором юной листвы поднялись и протянулись над садом.
  2. Диск показавшейся из-за облачков полной луны рождал мечты.
  3. Сделавшие модели ребята были премированы.
  4. Тронутые заморозком листья пожелтели.

Задание 11.

Вариант 1

Листья пальм, колеблемые ровным береговым ветром, мерно покачивались, как огромные веера.

  1. страдательное, настоящего времени, множественное число, именительный падеж
  2. страдательное, прошедшего времени, множественное число, именительный падеж
  3. действительное, настоящего времени, множественное число, именительный падеж
  4. действительное, прошедшего времени, множественное число, именительный падеж

Вариант 2

Укажите верную морфологическую характеристику причастия, входящего в состав данного предложения.

Небольшой дом с плоской крышей и верандой, выходящей на берег океана, стоял на склоне горы.

  1. действительное, настоящего времени, единственное число, творительный падеж
  2. страдательное, прошедшего времени, единственное число, творительный падеж
  3. действительное, прошедшего времени, единственное число, творительный падеж
  4. страдательное, настоящего времени, единственное число, творительный падеж

Вариант 3

Укажите верную морфологическую характеристику причастия, входящего в состав данного предложения.

Рассыпанный рис соберёшь, а сказанных слов не воротишь.

  1. страдательное, прошедшего времени, множественное число, родительный падеж
  2. страдательное, настоящего времени, множественное число, родительный падеж
  3. действительное, настоящего времени, множественное число, родительный падеж
  4. действительное, прошедшего времени, множественное число, родительный падеж

Вариант 4

Укажите верную морфологическую характеристику причастия, входящего в состав данного предложения.

В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство.

  1. действительное, прошедшего времени, множественное число, винительный падеж
  2. страдательное, прошедшего времени, множественное число, винительный падеж
  3. действительное, настоящего времени, множественное число, винительный падеж
  4. страдательное, настоящего времени, множественное число, винительный падеж

Задание 12.

Вариант 1

  1. слома…ая ветка, распиле…ая доска, обнажё…ые сучья
  2. вяза..ые перчатки, порва…ое платье, жаре…ая картошка
  3. замасле…ый комбинезон, печё..ые яблоки
  4. кова…ые кони, усыпа…ая тропинка, взволнова…ая девочка

Вариант 2

Укажите строку, в которой правильно указаны все слова, которые пишутся с двумя буквами Н.

  1. вспаха…ое поле, изуче..ый материал, сваре…ая рыба
  2. маринова…ые грибы, варё…ая рыба, кипячё…ое молоко
  3. отреза…ый ломоть, обеща…ая шапка, пута…ый ответ
  4. асфальтирова…ое шоссе, оборва…ые уши, сушё…ые грибы

Вариант 3

Укажите строку, в которой правильно указаны все слова, которые пишутся с двумя буквами Н.

  1. взволнова…ый голос, замаскирова…ый дом, сорва…ая листва
  2. копчё…ое сало, солё…ые огурцы, написа…ое сочинение
  3. обсыпа…ые инеем, покраше…ая скамейка, рва…ая одежда
  4. освещё…ый луной, поджаре…ое мясо, смышлё…ый ребёнок

Вариант 4

Укажите строку, в которой правильно указаны все слова, которые пишутся с двумя буквами Н.

  1. нагруже..ые повозки, решё…ая задача, тренирова…ый спортсмен
  2. гружё…ые повозки, краше…ые волосы, броше…ый взгляд
  3. плетё…ая корзина, запуще…ый сад, скоше…ая трава
  4. просея…ая мука, мочё…ое яблоко, завершё…ый рассказ

Задание 13.

Вариант 1

  1. (не)отправленное мною письмо
  2. (не)навидящий взгляд
  3. (не)выполненная работа
  4. (не)прекращающийся дождь

Вариант 2

В каком причастии НЕ пишется раздельно?

  1. (не)испрвленная вовремя ошибка
  2. (не)решённая задача
  3. (не)сделанное задание
  4. (не)проверенная работа

Вариант 3

В каком причастии НЕ пишется раздельно?

  1. (не)просохшая после дождя земля
  2. (не)выученные уроки
  3. (не)крашеный забор
  4. (не)навидевший ложь

Вариант 4

В каком причастии НЕ пишется раздельно?

  1. ничем (не)нарушаемая тишина
  2. (не)расколотый орех
  3. (не)прочитанная книга
  4. (не)отправленное письмо

Задание 14.

Вариант 1

  1. Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.
  2. Ребята, сделавшие модели самолётов, были премированы.
  3. Мы остановились около строящейся гостиницы.
  4. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

Вариант 2

В каком предложении нарушена литературная норма в употреблении причастий?

  1. Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.
  2. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгорелось.
  3. Нас заинтересовал домик, стоящий на опушке леса.
  4. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

Вариант 3

  1. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
  2. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
  3. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
  4. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию

Вариант 4

В каком предложении нарушена литературная норма?

  1. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
  2. Мы вошли в лес, освещённый солнцем.
  3. Собака, не видевшая тигра, не боится его.
  4. Первым было брошено знамя. Гитлера, мечтавшего покорить весь мир.

Задание 15.

Вариант 1

  1. хран…мый людьми, вид…мая во мгле
  2. озаряя..мая луной, невид…мый лес
  3. слыш…мый голос, колебл..мый ветром
  4. гон…мый ветром, уважа…мый человек

Вариант 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. невид…мый глазом, завис…мый от родителей
  2. освеща…мую светом, рассматрива…мый инженерами
  3. выращива…мый юннатами, оберега…мые детьми
  4. управля…мая по радио, слыш…мая вдали

Вариант 3

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. о множ…мом числе, хран…мый Богом
  2. оберега…мые детьми, навева…мый воспоминаниями
  3. озаряя…мый пламенем, вид…мая в ночи
  4. согрева…мый солнцем, движ…мый любовью

Вариант 4

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. возвод…мый в лесу, гон…мый голодом
  2. оберегв..мый сторожем, невид..мый в лесу
  3. хран…мый Богом, колебл..мый ветром
  4. освеща…мую светом, слыш…мый голос

Задание 16.

Вариант 1

  1. Минувшее проходит предо мною.
  2. Мересьев устал от всего пережитого
  3. Тихо в поле колосилась созревшая рожь.
  4. Заблудившихся в лесу нашли только к вечеру.

Вариант 2

Укажите предложение, в котором причастие является подлежащим

  1. Отдыхающие пансионата пошли на обед.
  2. Работающие без выходных строители очень устали.
  3. Юноша, смущённый вопросом, сильно покраснел.
  4. Читающий человек всегда будет на шаг впереди того, что читать не любит.

Вариант 3

Укажите предложение, в котором причастие является подлежащим

  1. Встречающие поезд волновались.
  2. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком холме, было два километра.
  3. Природа выглядела уснувшей до весны.
  4. Сребрит мороз увянувшее поле.

Вариант 4

Укажите предложение, в котором причастие является подлежащим

  1. Уезжающие из города стояли на перроне.
  2. Дачи стояли заколоченные.
  3. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.
  4. Мы увидели пассажиров, уезжающих из города.

Литература

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9классы. - Москва, «Дрофа», 2014. - 336с.
  2. Варианты контрольно - проверочных тестов и заданий по русскому языку, сгруппированные по классам/ Сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф. Сивокозоа.- Волгоград: Учитель, 2012. - 112с.
  3. Русский без ошибок. Абсолютная грамотность за 15 минут в день/сост. Е.Я.Богуславская.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного досуга»;Белгород:ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2014. - 416с.
  4. Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред.С.Н.Пименовой. - М. :Дрофа, 2014. - 237с.

Д. Васильевка, 2017г.

    Я думаю, что я аккуратен(тна).

    Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

    Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

    Я люблю быть лучшим(ей) во всем.

    Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.

    Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.

    Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

    В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.

    Я иногда поступаю по–детски.

    Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

    Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.

    Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.

    Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

    Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

    Я часто скучаю.

    Я буду значимым и известным, когда вырасту.

    Я люблю смотреть на красивые вещи.

    Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

    Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

    Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.

    Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ . Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Значение утверждений:

1 – принятие беспорядка

2 – беспокойство о других

3 – стремление к риску

4 – желание выделиться

5 – альтруизм

6 – недовольство собой

7 – любопытство

8 – непопулярность

9 – регресс на детство

10 – отбрасывание давления

11 – любовь к одиночной работе

12 – самодостаточность

13 - независимость

14 – деловые ошибки

15 – отсутствие скуки

16 – чувство предназначенности

17 – чувство красоты

18 – потребность в активности

19 – спекулятивность

20 – стремление к риску

21 – потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.

Тест “Обобщение понятий”

Ниже мы предлагаем вашему вниманию широко распространенный в психологии тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.

В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».

Материал для работы.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4 . Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.

6 . Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8 . Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11 . Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19 . Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20 . карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов:

Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу - 5 баллов.

Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.

Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.

Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.

Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.

Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.

Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ:

1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.

Картиночный вариант:

1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.

Данный тест широко распространен в психологии и используется для определения способности человека замечать ассоциативные связи и строить обобщения. Предлагаемый ниже вариант теста рассчитан на подростков с 11 лет и старше (тот же тест можно предложить и младшим школьникам, но вместо словесного варианта использовать картинки).

Предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строке по пять слов, четыре из которых можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить».

Материал для работы:

1 стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2 Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10..Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

1б. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов.

Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие: для выделения лишнего слова; для объединения в одну группу слов - 5 баллов.

Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения лишнего слова, для обозначения слов, объединенных в одну группу - 4 балла.

Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов - 2,5 балла.

Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью взрослого для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов - 1 балл.

Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов - 0 баллов.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.

Если ребенок объединяет слова не по родовым, а по ситуационным критериям (т. е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ к тесту:

1. Пол. 2. Сало. 3. Шнурки. 4. Гвоздь. 5. Горячий. 6. Дерево. 7. Человек. 8. Иванов. 9. Килограмм. 10. Книга. 11. Светлый. 12. Мечта, 13. Постепенно. 14. Волнение. 15. Понимать. 16. Спокойствие. 17. Злой. 18. Плавание. 19. Землетрясение. 20. Чернила.

Тест 18. Обобщение темы «Труд»

Вариант 2

А1 . Что из перечисленного отличает человека от живот­ного?

1) способность к творчеству 2) забота о потомстве

3) жизнь в группе 4) биологические потребности

А2. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:

1) мастер 3) ремесленник

2) гений 4) живописец

АЗ. Признаком творчества является:

1) стандарт 2) трафарет

3) копирование 4)новизна

А4 . Промышленник К.С. Алексеев, создатель Художест­венного театра в Москве больше известен под фамилией:

1) Морозов 2) Станиславский

3) Третьяков 4) Бахрушин

А5 . Продукт труда, выставленный на продажу:

1) заработная плата 2)товар

3) земля 4) премия

А6. Верны ли суждения о меценатстве: а) меценатство - пережиток прошлого;

б) благодаря меценатству мир смог увидеть выдающиеся произведения искусства и услышать многих знаменитых певцов?

1) верно только а 2) верно только б

А7 . Верны ли суждения об источниках богатства: а) важ­ным источником богатства служат знания и умения, при­обретенные человеком;

б) источники богатства всем лю­дям даны в равной степени?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Верны ли суждения о выборе профессии: а) для пра­вильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна;

б) материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9 . Верно ли, что: а) предпочтения при выборе профессии меняются с возрастом;

б) умственный труд часто требует физической разрядки?

I) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Верно ли, что: а) труд можно разделить на простой и сложный;

б) источником богатства на земле является труд человека?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верный 4) нет верного ответа

В1.

Труд является не только основой жизнедеятельно­сти человека, но и важнейшей его....
В2. Все примеры, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «бедность». Укажите пример, не связанный с этим понятием.

1.Минимальная оплата труда

2.Прожиточный минимум

3.Простой труд

4.Отсутствие квалификации

5.Недостаток средств

6.Благотворитель
ВЗ.

(1)... - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)... ремесленника обычно ручной, без использова­ния сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособле­ний). Предметы, сделанные (3)..., отличаются высо­чайшим (4)..., индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут по­разить человека своим неповторимым образом, под­час неуловимыми чертами отличающими руку (5)... от руки пусть талантливого, но ремесленника.

А.Ремесленник

Б. Ремесло

В.Талант

Г. Мастер

Д. Красота

Е. Качество

Ж. Работник

З.Труд


1

2

3

4

5

Вариант 1

А1. Что из перечисленного является субъектом Россий­ской Федерации?

1) штат З) край

2) департамент 4) муниципалитет

А2. Как древние греки называли своего соотечественника?

1) националист 3) демократ

2) шовинист 4) патриот

АЗ. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?

1) Санкт-Петербург 3) Казань

2) Екатеринбург 4) Новосибирск

А4. Каждый субъект Российской Федерации: а) имеет свой высший закон (Конституцию или Устав);

б) являет­ся национальным образованием.

1) верно только а 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

А5 . Верны ли суждения о понятии «патриот»:

а) патри­от - человек, который любит свою Родину;

б) уважение к другим народам - черта патриота?

1) верно только a 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «субъекты Российской Феде­рации». Укажите термин, не связанный с этим понятием.


  1. Республика

  2. Область

  3. Губерния

  4. Автономная область
В2. Заполните пропуск в предложении.

Русский язык - ... язык Российской Федерации .

Тест 19. Что значит быть патриотом

Вариант 2

А1 . Наиболее точное определение понятия «федерация»:

1) край, республика 3) союз, объединение

2) государство 4) конституция

А2. Словосочетание «субъект Российской Федерации» означает:

1) полноправный участник

2) независимая территория

3) колониальное владение

4) автономная единица

АЗ. К субъектам Российской Федерации не относится:

1) край 3) автономная область

2) республика 4) муниципалитет

А4. Верны ли суждения о понятии «патриот»:

а) черта пат­риота - уважение к другим народам;

б) настоящий пат­риот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

А5. Верны ли суждения о русском языке: а) русский язык - государственный язык Российской Федерации; б) все художественные произведения в России создаются на русском языке?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2)верно только б 4) нет верного ответа

В1. Заполните пропуск в предложении.

Патриот - человек, любящий свое ....

В2. Найдите в приведенном ниже списке народы, имею­щие свои национальные образования.


  1. Татары 4. Удмурты

  2. Монголы 5. Якуты

  3. Таджики 6. Осетины


Тест 23. Обобщение темы «Родина»

Вариант 1

А1. Основной закон Российской Федерации:

3) Судебник 4) устав

А2 . Как древние греки называли своего соотечественника?

1) гражданин 2) демократ 3) патриот 4) либерал

АЗ. Выберите правильное утверждение:

а) Великая Отече­ственная война длилась с 1941 по 1945 г.;

б) отечественной называют войну, в которой на защиту Родины встает весь народ.

1)верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А4. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации?

1) белый, красный, синий

2) красный, белый, синий

3) красный, синий, белый

4) синий, красный, белый

А5. Двуглавый орел появился на гербе России при:

1) Иване Калите 2) Иване III

3) Петре I 4) Екатерине II

1) В.А. Жуковский 2) А.Ф. Львов

3) Пьер Дегейтер 4) С.В. Михалков

А7. Выберите правильное утверждение: а) российские гра­ждане выбирают своих представителей в Государственную думу;

б) российские граждане выбирают главу правитель­ства Российской Федерации.

1 верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Гражданином Российской Федерации может быть:

а) человек любой национальности; б) человек с самого рождения.

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9. Выберите правильное утверждение: а) все произве­дения культуры создаются в нашей стране только на рус­ском языке;

б) обучение в школах России ведется только на русском языке.

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Что указывает на принадлежность группы людей к одной национальности?

1) общая территория проживания 2) общая религия

3) общие язык и культура 4) общее правительство

В1. Найдите в приведенном списке символы государства.

Тест 1. Человек родился 2

Тест 1. Человек родился 2

Вариант 2 2

Тест 2. Человек - личность 3

Тест 2. Человек – личность 3

Вариант 2 3

Вариант 1 4

Тест 3. Особый возраст: отрочество 4

Вариант 2 4

Вариант 1 6

Тест 5. Человек и его деятельность 6

Тест 6. Что человек чувствует, о чем размышляет 7

Вариант 1 15

Тест 12. Профессия - ученик 15

Вариант 1 16

Тест 13. Одноклассники, сверстники, друзья 16

Вариант 2 16

Тест 14. Обобщение темы «Школа» Вариант 1 17

Тест 14. Обобщение темы «Школа» Вариант 2 17

Тест 15. Труд - основа жизни 18

Вариант 1 18

А1. Нематериальной ценностью является: 18

Тест 15. Труд - основа жизни 19

Тест 16. Труд и творчество 19

Тест 16. Труд и творчество 20

Вариант 1 21

Тест 17. На пути к жизненному успеху 21

Вариант 2 21

А1. Что является источником всякого богатства? 22

Тест 19. Что значит быть патриотом 24

Тест 23. Обобщение темы «Родина» 28

Вариант 1 28

Тест 23. Обобщение темы «Родина» 29

Вариант 2 29


  1. Мундир

В2. Заполните пропуски названиями частей света.

Олимпийский флаг - белое шелковое полотнище с вышитыми на нем пятью переплетенными кольцами голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Идея олимпийского флага проста: пять колец - это пять частей света. Рас­пространена версия, что (1)... - синий, (2)... - крас­ный, (3)... - желтый, (4)... - черный, (5)... - зеленый. Пьер де Кубертен говорил, что ни одно из колец не со­ответствует определенной части света: шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что являют собой национальныецвета всех без исключения стран мира.
ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.

Столица нашей Родины - (1)... . Это город, в ко­тором проживают люди разных (2)... . Большая часть из них, как и во всей стране, - (3).... Именно на этом языке общаются между собой (4)... нашей страны. Это язык межнационального (5)

А.Гражданин Б. Деятельность В.Русские Г. Москва

Д. Общение Е. Патриот Ж. Гражданин 3. Национальность


1

2

3

4

5